Преподобный Паисий. Святой нашего времени Он говорил: «В России сейчас такие тучи, такие тучи, а потом будет такое солнце, такое солнце!» 2 ноября, 2016 Он говорил: «В России сейчас такие тучи, такие тучи, а потом будет такое солнце, такое солнце!» 1 ноября в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете прошла встреча «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени», посвященная выходу жития преподобного Паисия Святогорца. Выпуск и презентация книги организованна издательством «Никея» совместно с издательством «Орфограф». Гости презентации рассказали как создавалось Житие, какие открытия были сделаны при переводе слов и наставлений старца, а также при описании греческих реалий, поделились воспоминаниями и личными впечатлениями от встречи с преподобным Паисием. Генеральный директор издательства «Никея» Николай Бреев открыл презентацию, отметив, что ее название — «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени» — не случайно, преподобный необыкновенно близок современному человеку: — Старец Паисий — святой нашего времени, он говорил близкими нам образами, притчами, в которых есть реалии нашего времени. Он практически ровесник наших духовников. И эта близость нам преподобного Паисия — яркий знак, что священная история продолжается, и мы сейчас находимся внутри нее. Редактор новых переводов трудов преподобного Паисия Святогорца и нового Жития, главный редактор издательства «Орфограф» иеромонах Пантелеимон (Королёв), насельник Свято-Преображенского скита Данилова мужского ставропигиального монастыря,  рассказал об источнике и отличительных особенностях перевода Жития: — Первоисточник книги издан на греческом языке сестрами монастыря Иоанна Богослова, основанного при участии старца Паисия недалеко от Солоник. Они долгие годы общались со старцем, записывали истории, собирали свидетельства, хранили его письма и после этого обработали этот огромный материал, выпустив к канонизации преподобного книгу Жития. Они решили, что в эту книгу не войдет много описаний чудес старца и совсем не включили в нее посмертные чудеса преподобного Паисия. Задача книги — не удивлять, но сделать так, чтобы каждый смог открыть что-то полезное и научиться подражать старцу.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-paisiy-sv...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II От автора XX век – это век технического развития и технических достижений. Человек преодолел свое бессилие перед природой и достиг высокого уровня цивилизации. Можно сказать, что мы живем в такое время, когда весь мир объединен. Не существует больше отдаленных мест, до которых надо было добираться месяцами. Мы уже не говорим, как это было в прошлом, о Востоке и Западе, как о разделенных многими километрами. Сейчас между ними не существует расстояния. Люди стали легко знакомиться и также легко общаться с людьми другой национальности и религии. Такая легкость в общении, братание и дружба, отличающие современного человека, вне сомнения, являются обнадеживающим признаком прогресса, достигнутого человеком. Тем не менее, в сфере духовной возникают малые и большие проблемы. Многие иностранцы (обычно католики и протестанты), посещающие Грецию и ее известные памятники, среди которых есть христианские памятники (Святая Гора, Метеора и т.д.), которыми восхищаются уже несколько веков, спрашивают с сомнением: - Неужели это тот Христос, Которому мы и вы поклоняемся? Что разделяет нас? Что такое Православие, которое вы так преданно защищаете? На страницах этой книги мы попытаемся кратко, но вразумительно ответить на следующие вопросы: I. Что такое Православие ? Святой Анастасий Синаит , один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – сама истина. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», Он – воплощенная Истина. Мы можем найти и познать истину только во Христе, следовательно, мы можем быть спасены только во Христе. Согласно вышесказанному, Православие – Истина – отождествляются со Христом, Который есть Вечная Истина. Бог-Троица есть источник Истины, и то, как Он выражает Свое существование – фундаментальным и вечным Православием, к чему призываются люди, тоже является Истиной.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavie

Что такое обида, и как с ней бороться? 17.10.2016 09:53:41 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Архимандрит Амвросий (Юрасов) основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/10/21-00.html - Порой человеку хочется видеть в своей жизни грандиозные вещи, участвовать в грандиозных свершениях. Но мы забываем об элементарных основных вещах. Они бывают не только  положительными,  но и отрицательными. Вот, к примеру -  обида. Человек обижается на кого-то. Очень частое, распространенное явление. Зачастую человек, обращаясь к Богу, если он когда-то был неверующим, а потом стал ходить в храм, крестился, воцерковился -  приносит с собой из мира привычку обижаться. И эта обида -  казалось бы, проходной грех, который мы постоянно исповедуем на исповеди. Однако обида имеет такое свойство. Она разъедает душу. Входит в привычку и человек может обижаться неделями и годами. Казалось бы, проходят праздники в этот период, его поздравляют с днем рождения, с Пасхой, Рождеством, а он не чувствует радости. Поскольку внутри все приправлено обидой. Вот как солью пищу приправляют. Пища бывает разная, а соль одна и та же. И дает вкус всем блюдам. Вот так же обида. Жизнь бывает разная, складывается из разных случаев, но если человек внутри носит обиду, у него в  душе как солью все приправлено -  ничто не приносит радости. И порой он не понимает, в чем причина.  - Батюшка, расскажите нам, что такое обида, и как с ней бороться? -Мы порой обижаемся на Бога, ближних, природу, животных. На всех, кто нас окружает. Нас на работе поругали – обиделись, на работу не взяли – обиделись. В институт не  поступили - опять обиделись. И обижаемся и на папу и на маму. На всех. То есть эта такая зараза в нашей  душе, которая не приносит пользы. А только один вред. На всех обижаемся. И в душе  теряется мир и покой, и тишина, и радость. Это нам не приносит пользы. Что же делать. Если мы конечно придадимся воле Божьей и будем знать, что вся наша жизнь  - это школа, а все случаи  -  это уроки, тогда все по - другому.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-obida...

В наш разговорный обиход давно и прочно вошло слово “аборт”, такое же короткое и жестокое, как слово “казнь”. Современное общество к аборту относится удивительно легко, так же как, например, к удалению зуба. На самом деле, аборт – это такое же злодеяние, как смертная казнь невинного человека. В наш разговорный обиход давно и прочно вошло слово “ аборт ”, такое же короткое и жестокое, как слово “казнь”. Современное общество к аборту относится удивительно легко, так же как, например, к удалению зуба. На самом деле, аборт – это такое же злодеяние, как смертная казнь невинного человека. Казнь — это лишение жизни (по законам общества) преступника, грубо покусившегося на это общество. Для совершения казни требуется судья, выносящий смертный приговор, и палач, этот приговор приводящий в исполнение. Аборт — это лишение жизни (с согласия и одобрения общества) его беспомощного, беззащитного неродившегося члена, чья “вина” заключается лишь в том, что его отец и мать не желают появления на свет своего ребенка. Роль судьи, выносящего смертный приговор, играет мать, а роль палача – врач-гинеколог. Пусть, как это часто бывает, женщина идет на аборт под давлением тяжелых обстоятельств, пусть все, даже самые близкие люди, даже отец ребенка, толкают ее на этот роковой шаг, все равно окончательное решение принимает она сама. Нередко приходят в церковь на исповедь и старые, и молодые женщины и плачут, и каются в том, что неоднократно совершали аборты. Смотришь на немолодую женщину, на ее большие, натруженные руки, спрашиваешь: “Ведь ты же всю жизнь трудилась и тяжело трудилась. Неужели не смогла бы поднять еще трех-четырех ребятишек?” Плачет и отвечает: “Смогла бы. Если бы я только знала! Но я молодая была, некому было меня научить тогда.” Приходят и молодые и тоже горько плачут от того, что убивали своих детей. Приведем фрагмент стихотворения, написанного в тридцатые годы покойным поэтом-любителем А. В. Терентьевым: Овца беременна. Берут ее С плодами радостными брака И бьют ногами чрево вздутое —

http://pravmir.ru/abort-chast-i/

Митрополит Климент: «Хочется, чтобы побеждал Христос в борьбе за каждое человеческое сердце: и отца Фотия, и любого зрителя» Он не проповедовал, но даже исполнением одного произведения несет свидетельство нашей веры 29 сентября, 2015 Он не проповедовал, но даже исполнением одного произведения несет свидетельство нашей веры Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента главному редактору независимого интернет-портала «Правмир» Анне Даниловой. — Владыка, в пятницу вечером страна с большим интересом наблюдала участие иеромонаха Фотия в популярном музыкальном шоу «Голос». Отец Фотий рассказал, что вы дали благословение на его участие. Расскажите, почему вы сочли такое участие возможным? — Иеромонах Фотий — не новичок в монашестве. В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре он уже 10 лет. Сначала он обратился за советом к духовнику монастыря схиархимандриту Власию, известному старцу. Отец Власий не возражал против участия отца Фотия в съемках. Поэтому, когда ко мне поступил аналогичный запрос от продюсеров Первого канала, я также дал положительный ответ, зная, что отец Фотий — человек правильно сориентированный, внутренне собранный. Его речь, поведение, внешний вид — все выдает в нем православного верующего, священнослужителя и монаха. Давая свое благословение, я понимал, что если участие в шоу потребует от него чего-либо противоречащего канонам Православной Церкви, то он предпочтет отказаться от выступления, но не предаст своих принципов. — Видите ли вы в этом миссионерский эффект? — Да. Мы живем в такое время, когда люди называют себя православными, но при этом допускают такие слова и поступки, которые несовместимы не только с евангельской нравственностью, но и общечеловеческой моралью, или же ведут себя, как язычники. Пусть люди увидят православного человека, священника, в котором узнается вера. Хорошие примеры в постановочных фильмах оказывают не такое сильное воздействие. И доказательством тому служит реакция нецерковной молодежи после первого его выступления. — Может ли такое выступление повысить положительный интерес к церковной жизни?

http://pravmir.ru/mitropolit-kliment-mne...

Что такое филиокве? Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. 1 июня, 2005 Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Что такое филиокве? Это учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Филиокве В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Св.Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из Ин.20:22, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» и слова ап. Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков. Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Св.Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Парадоксальным образом мы больше знаем о благодатном участии Св.Духа в жизни мира, чем о его Троическом бытии. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал св. Григорий Богослов: «Объясни … мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа» более всего коснулась образа исхождения Св.Духа. Достаточно рано односторонние воззрения на Второе Лицо Св.Троицы проявились в савеллианской и македонианской ересях.

http://pravmir.ru/uchenie-rimo-katoliche...

Поучение в навечерии Преображения Господня «Приидите ныне лучшим изменимся изменением, себе на утрие добре уготовим – на гору предвзыти Божию святую» (Стих. 3 на предпр. Преображения Господня – на Вечерни). Так святая Церковь приглашает нас ныне – уготовить себя лучшим изменением к завтрашнему восходу на св. гору Божию, чтобы нам не слышать только о Преображении, но и видеть его! Почему? Потому, во-первых, что Преображение Господне само по себе есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ; а во-вторых, потому, что происходившее на Фаворе со Спасителем должно выразится и над нами, ибо каждого христианина, по слову Апостола, ожидает преображение от славы в славу ( 2Кор.3:18 ). Преображение Господа есть образ нашего преображения. Как же нам не желать узреть сей Божественный Образ? И так, приидите уготовим себе взыти на гору Божию святую. Как взыти? В настоящее время мы можем взойти на гору Господню только мысленно, и видеть Фаворское событие только духовно, а не чувственно. Но такой восход и такое видение, по самому существу своему, требуют духа чистого и возвышенного, мысли легкой и удободвижной, сердца – свободного от земных уз и пристрастий. Чей дух подавлен плотию, кто в плену у страстей, омрачен разными похотями, покрыть прахом суеты, тому никогда не видеть славы Преобразившегося Господа. Чтобы насладиться Фаворским зрелищем, для сего необходимо оставить все, не только греховное, но и все земное. Тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию и терпению Иакова. Но кто сим доволен? ( 2Кор.2:16 ) Где искать таких добродетелей? Церковь знает сие, ведает нечистоту и тяжесть нашу, видит крайнюю неспособность многих – перенестись чистою мыслию на Фавор и быть в духе самовидцами Бож. славы преобразившегося Господа: посему и советует с таким усердием всем предуготовить себя добре на утрие к сему подвигу, и измениться лучшим изменением. Изменение сие, конечно, не наружное только – праздничное, а внутреннее, и должно состоять, во 1-х в перемене чувств, чтобы сердце, сколько можно, более освободить от привязанности к видимым, тленным благам, и обратить к ощущению радости духовной и блаженства небесного, являющегося в лице Спасителя; во-вторых, в перемене мыслей, чтобы ум, занимавшийся понятием вещей дольних, суждением о делах житейских, обратился к созерцанию тайн веры и надежды, открывающихся на Фаворе; в 3-х, в перемене воли, чтобы она, оставив все нечистые и богопротивные правила, коими руководствуется в действиях, обратилась к воле Божией, решилась слушаться во всем закона и Евангелия, а не своих предрассудков и похотей. Только такое изменение есть по истине лучшее, а все прочие, делаемые для праздника, суть худшие. Изменившийся таким изменением, и только он один, способен взойти на Фавор и видеть славу Преображения.Но можно ли в такое короткое время, какое остается доутрия, произвести в себе столь великую перемену?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

И.Ц. Миронович Лекция 18. История Авраама Кланяюсь всем вам и приветствую. И вот посмотрите, Троица Единосущная и Нераздельная, но у Каждого Лица какие-то особые, как бы так сказать . И вот посмотрите, мы призываем и начинаем практически все последования, все богослужения с призывания Святаго Духа: Царю Небесный, Утешителю; призываем Третью постась Пресвятой Троицы, и это не случайное установление: именно Святой Дух со дня Пятидесятницы в жизни Церкви. И вот нам всем нужно прочитать работу протоиерея Николая Афанасьева « Церковь Духа Святаго». Действительно, в Сионскую горницу, где собрались Апостолы, на каждом из них в виде огненных языков почил Святой Дух. Вот такое было проявление. И Спаситель запретил Апостолам покидать Иерусалим, пока они не исполнятся силою свыше, то есть пока на них не снизойдёт Святой Дух. Вот тогда они могут идти во все концы земли и станут полномочными представителями. Хотя бы и Сам Господь Иисус Христос мог сообщить им все эти полномочия и дары, но Лица Святой Троицы, – как скажет Иоанн Златоуст , – находятся в послушании Друг у Друга, и каждому отводится своя . Так вот со дня Пятидесятницы особое действование Святаго Духа: Он освящает и ведёт Церковь , Он совершает таинства, Он вдохновляет пророков и все служения. И у Моисея пророка, и у Апостола Павла высказывается такое пожелание: я желал бы, чтобы все люди приобрели дар Духа Святаго, дар пророчества (см. Числ. 11:29 ; 1Кор. 14:1 ). И в первенствующей Церкви дары Духа Святаго были преизобильны, но вскоре, ещё в апостольское время, пошли раздоры, потому что человек вносит в Церковь не только своё хорошее, но и дурное. И вот это дурное, как закваска порока и лукавства, она портит всё дело, она стремится нейтрализовать самые благодатные дары и внести раскол в само христианское общество, чтобы нейтрализовать влияние Церкви на окружающий И вот когда мы видим такое дело в Церкви: нестроение, раздоры, которые никак люди не хотят мирно разрешить, впадают в такое высокоумие, настаивают на своём, не прислушиваются ни к Соборному голосу, ни к какому; и вот, может ли такая Церковь свидетельствовать себя привлекательной для внешнего невоцерковлённого который любит посудачить – это хлебом не корми, – какие христиане дурные и ничем не отличаются от нас? Чем они лучше нас? Вот эта задача выполняется нами, это очень грустно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» Анастасия Пельтье " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" – Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях Анастасия, специалист по кросс-культурным коммуникациям. Путь Анастасии к вере, к православию, был непростым и довольно драматичным. Мы начнем, как обычно, с истоков. Расскажите немножко о том, в каком отношении к вере Вы были изначально от семьи, в детстве, в юности. – Отец Георгий, спасибо большое, что пригласили меня на эту передачу. Возможно, кому-нибудь мой опыт понадобится или кому-нибудь поможет в будущих действиях. Действительно, только недавно я узнала, что происхожу из семьи священников . По маме фамилия была Вознесенская и мой прадедушка закончил свою жизнь в одной из тюрем по 58й статье. – Это одна из таких священнических фамилий, потому что это фамилии, которые взяты от церковных праздников , в частности, от праздника Вознесения Господня . Эти фамилии давали ребятам, которые учились в семинариях вместо их прежних обычных фамилий, поэтому, действительно, это такая типично священническая фамилия. Вы этого, наверное, все-таки в детстве не знали, это на Вас определяющего какого-то влияния не оказывало. – Конечно. Более того, семья скрывала этот факт, тем более моя юность приходилось на 90е годы, когда духовная парадигма менялась, политическая парадигма тоже менялась в нашей стране, поэтому был сплошной разброд и шатание. У меня было всегда стремление найти Бога. У меня было всегда чувство, что есть что-то такое, что больше, чем вот эта материальная жизнь, я хотела найти цель своей жизни и у меня не получалось найти эту цель, поэтому я очень страдала. Когда мне было пятнадцать лет, я почему-то стала выходить из тела. – И как это у Вас было – может, во сне было? – Просто ложилась спать и видела себя со стороны, потом не могла вернуться в тело. Сказала об этом маме – ну, конечно, реакция была неодобрительная, потому что мама за меня боялась, что происходит такое, что ни с кем не происходит. Но для меня это был лишь один пункт – больше о том, что есть нематериальная жизнь, и я начала искать Бога дальше. Первые книги, которые мне попались – это были книги Карлоса Кастанеды, которые описывали внетелесные опыты. И я подумала: «Вот, как здорово! Есть кто-то, кто меня понимает, ведь такое есть, это не выдумки никакие!» Я прочитала их все, потом поступила в институт и все это забросила. Вышла замуж, какие-то вопросы бытовые, но со временем эти вопросы духовности у меня все больше и больше начали выходить на поверхность, потому что был внутренний кризис, мне не за что было зацепиться. Когда мне было плохо, я знала, что надо к кому-то обратиться, но я не понимала, куда я должна бежать. Я по себе знаю, что существует что-то нематериальное, но где оно, как найти доказательства?

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-je...

В новой видеоколонке протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах размышляет о статье «Дырка от духа», белгородских запретах и том, что такое духовность. В своей видеоколонке протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах размышляет о статье « Дырка от духа «, белгородских запретах и том, что такое духовность. [flowplayer urlmp4=» img=» width=’580′ height=’327′ ]Духовность как запрет?[/flowplayer] Скачать видео У меня в руках статья журналиста Андрея Архангельского « Дырка от духа ». И перед статьей жирным шрифтом написано: «В Белгороде запрещают тяжелый рок, День всех влюбленных и современный театр не потому, что злодеи, а потому, что именно так понимают духовность: как запрет. У духовности в России нет позитивной программы». Со многим, о чем автор статьи пишет, можно согласиться без всякого сомнения. Действительно, прежде всего слово «духовность» звучит направо и налево, и никто не знает смысла этого слова. Даже сам автор явно не совсем понимает, что он имеет в виду, например, он пишет такие интересные вещи, что «духовность – это именно светское, мирское состояние человека». Что это значит? Какое это мирское состояние человека – духовность? Что значит светское состояние человека? Когда мы, верующие люди, говорим о духовности, мы, как это ни странно, влагаем в слово «духовность» совсем разные смыслы. Что для нас быть духовным человеком? Что это значит – иметь некую духовность? Что такое духовная литература, духовное пение? Мы часто воспринимаем эти вещи как идиомы и для нас духовная литература, духовное пение, духовная жизнь – вещи совершенно однозначные. Хотя, духовное пение – религиозное пение, духовная литература – это литература святоотеческая, или житийная, или служебная, литература, связанная с осмыслением некой религиозности, определенной стороны этой религиозности. А, с другой стороны, мы понимаем, что духовность, в самом высоком значение этого слова (в нашем понимании, потому что мы до сих пор не определяем однозначно это слово), – это святость. Это соединение с Богом, это жизнь в духе Святом. Такой духовности мы не имеем в большинстве своем. Такой духовности мы даже почти не встречаем в своем реальном опыте общения с людьми. Такая духовность – это, скорее, наше ощущение и предощущение того, к чему призван человек, таким неограниченным простором свободы духа. Когда читаешь книгу про Силуана Афонского , которую написал архимандрит Софроний (Сахаров), там есть явление такой духовности в жизни этого человека, в его переживаниях, в его отношениях с Богом, в его переживаниях по отношению к миру и человеку. Это очень похоже на то, что мы могли бы назвать духовностью.

http://pravmir.ru/dyrka-ot-duxa/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010