Епитимья: Лекарство для больной совести «Что такое епитимья? C лышала, что по покаянию батюшка может епитимью наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «НС». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам 29 марта, 2010 «Что такое епитимья? C лышала, что по покаянию батюшка может епитимью наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «НС». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам Содержание статьи «Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам. На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью — посадить дерево ( «старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)». Показания к применению Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ .

http://pravmir.ru/lekarstvo-dlya-bolnoj-...

Закрыть «Десантный батюшка» О новой книге нашего постоянного автора 12.04.2024 13 Время на чтение 9 минут Книга нашего постоянного автора Николая Алексеевича Головкина «Десантный батюшка», посвящена первому священнику, получившему звание Героя России, — протоиерею Михаилу Васильеву (1971–2022), погибшему 6 ноября 2022 года при выполнении пастырского долга. Постоянные читатели «Русской Народной Линии» хорошо знакомы с творчеством нашего неутомимого Николая Алексеевича. А имя убиенного протоиерея Михаила наверняка многие занесли в свои домашние Помянники за упокой. Книга, о которой мы сейчас расскажем, интересна в числе прочего тем, что автор собрал воспоминания самых близких для покойного батюшки людей, а тексты иллюстрируются изрядным числом фотографий, что не просто украшает книгу, но добавляет нам то, что не всегда можно высказать словами. «Для того чтобы понять, что такое подвиг, нужно всегда иметь перед собой некий образ, потому что даже самое красивое и правильное описание этого явления не может дать полного представления о том, что значит подвиг, что значит свершение дел, превышающих человеческие силы, а именно такое действие мы и называем подвигом». Это – слова из проповеди святейшего Патриарха Кирилла при отпевании прот. Михаила. Предлагаем вниманию читателей небольшие выдержки из книги, дабы вы сами смогли сформировать предварительное впечатление о книге, выход которой ожидается ко Дню Победы. «Сколько себя помню, меня всегда окружали военные» «Сколько себя помню, меня всегда окружали военные. Жили мы в Ненецком автономном округе в военном городке, так что я с детства очень хорошо представлял себе, что такое армия». Это была типичная советская семья военных, которые не знали храма, не умели молиться, но идеалы жертвенного служения ближним жили в их сердцах, а их Библией, то есть собранием священных книг, были произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского. У русских классиков юный Миша Васильев учился любить Родину и великую русскую культуру, это и была та благодатная почва, на которой и взошли позже его вера и его мировоззрение, основанные на великих примерах русской истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/de...

Протоиерей Владимир Вигилянский: Люди шли добиваться прозрачности выборов Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. 11 декабря, 2011 Еще за полтора часа до начала митинга было понятно, что всё идеально подготовлено, что на площади царит приподнятое настроение у москвичей и очень спокойное и деловитое настроение у полицейских – такое же, какое я видел у охраны в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы. Протоиерей Владимир Вигилянский присутствовал 10 декабря на Болотной площади на митинге протеста против фальсификации выборов. Своими впечатлениями от акции он поделился с читателями ПРАВМИРа. На митинге 10 декабря на Болотной площади я был в качестве наблюдателя от Общественного совета ГУВД г. Москвы, членом которого являюсь четвертый год. Пожалуй, это было единственной мотивацией моего появления на массовом мероприятии. Я никогда, даже до моего священства, не бывал на митингах, кроме одного случая – в ночь с 3 на 4 октября 1993 года, когда я дежурил в «Московских новостях» и вышел на Тверскую улицу, чтобы купить что-то к чаю… Дело в том, что у верующего человека, тем более – у священника, есть другие уникальные способы «влияния» на общественные и политические процессы в стране – это молитва. Для людей с другой ментальностью такое объяснение не очень понятно. Вспоминаю, как я в 1987 году был посредником между диссиденткой Зоей Крахмальниковой, получившей срок за издание религиозного журнала, и псково-печорским старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), которому передал от нее письмо. Отец Иоанн тогда для Зои Александровны послал целую сумку «святынек» и сказал на словах, чтобы она не беспокоилась, что монастырь за неё уже несколько лет ежедневно молится. Она очень болезненно восприняла это послание и с досадой сказала: «Почему они все боятся власти, даже владыка Антоний, сидя в безопасной Англии, не написал письмо протеста, а сказал, что будет за меня молиться у Престола». Что на это ответишь? Всё равно не поняла бы.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое настоящее покаяние? 15 мин., 12.11.2018 Таинство покаяния, исповедь. Это священнодействие Церкви, в котором Господь прощает кающемуся христианину его грехи. Но почему бывает так, что после исповеди человек впадает в тот же самый грех, который только что исповедал? Всегда ли Бог прощает грехи кающимся? Может ли священник нарушить тайну исповеди? Наконец, что такое — настоящее покаяние? На эти и многие другие вопросы о Таинстве сегодня отвечает священник Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса. Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич «Овод». Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и в конце концов был расстрелян за участие в революционном движении. Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее — бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди? Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди — это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, — при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, — то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди — это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

http://foma.ru/svyashhennik-igor-fomin-p...

Семья Семья – это таинство рая 30 Что такое христианская семья Сегодня вопросы, что такое христианская семья и что такое брак, требуют серьезного осмысления. Я вижу у нас на приходе много молодых людей, которые запутались и не понимают, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются. Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди на приходе очень часто смотрят вокруг себя в поисках пары, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье, и боятся, как бы не ошибиться, ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема. Второе, что усугубляет эту проблему, – неразделение понятий: что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Это можно назвать целью мусульманской, буддистской, любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному, и не имел в виду только деторождение. Первое признание в любви В Библии мы видим христианский образ любви и брака. Здесь мы встречаем первое признание в любви. Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти ( Быт.2:23 ). Вдумайтесь, как это прекрасно звучит. В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только о восприятии рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье поставить такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические проблемы государства. У Церкви другие задачи. Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь , – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Несколько лет тому назад пришел как-то в школу инспектор и говорит мне: – Дай ученикам (старших классов) задание записать по памяти «Отче наш». Не для проверки и не для оценки, а просто чтобы посмотреть, как они это напишут. И пусть переведут на современный греческий язык. Я думал, что проверю эти работы быстро, но это заняло у меня немало времени. Красной ручкой исправлял я ошибки, и листочки детей постепенно покрылись исправлениями: ошибок было много и в написании, и в переводе, очень много ошибок. И я сказал себе: «Ну вот, инспектор и мне дал возможность посмотреть, что же знают наши дети в школе». Ну, что тут скажешь? Все мы во что-то верим, возносим свои молитвы, принадлежим к Православной Церкви, а спроси кого-нибудь: «Что означает, что ты православный? Что означают слова, которые ты произносишь в Символе веры?» – Он во что-то верит, что-то читает, а сам этого не понимает, сам этого не знает. И не надо думать, будто ты лучше. Кто-то может знать древнегреческий, другие хорошо изучили свою веру, читали святоотеческие тексты, третьим известны определенные догматические истины, но сколько таких? А большинство людей знает, во что верит? Они вообще знают, что мы православные, и что это значит, что мы православные? Да и православные ли мы вообще? И что значит, что я православный? Как-то один человек сказал мне: – Каким бы я ни был, но раз уж родился в Греции, меня взяли, крестили, и я стал православным. А разве этого достаточно? Нет, недостаточно. Мало сказать: «Я православный, потому что родился в Греции», потому что это выбирал не ты. Это первое движение, которое Бог сделал в твоем направлении и облагодетельствовал тебя, когда ты этого не ждал, этого не заслуживал, когда ты вообще мало понимал, что происходит. Церковь делает тебя православным, крестит в младенчестве, а ты уже потом становишься православным, ведя свою личную борьбу, и начинаешь делать Православие своим – как личный опыт, как переживание. Крещение – это дар, Бог дает его тебе без того, чтобы ты этого искал, без того, чтобы ты этого заслуживал, без того, чтобы ты как следует понимал, что это вообще такое – то, что Он дает тебе. А потом говорит, что у тебя есть 90 лет (или сколько тебе дано прожить) на то, чтобы достичь опытного постижения Православия и стяжать, как говорят святые, – не просто сказать: «Я знаю догматы», а стяжать – догматическое сознание, личное понимание того, во что ты веришь. Чтобы это было не просто: «Верую во Единаго Бога Отца…», – и делать при этом ошибки, поскольку ты и этого повторить толком не можешь, да и перевести тоже. То есть если попытаться перевести Символ веры на современный язык, ты опять сделаешь кучу ошибок. Не говоря уже о том, чтобы ты на личном опыте усвоил себе то, что произносишь.

http://pravoslavie.ru/111221.html

И.Ц. Миронович Лекция 18. История Авраама Кланяюсь всем вам и приветствую. И вот посмотрите, Троица Единосущная и Нераздельная, но у Каждого Лица какие-то особые, как бы так сказать . И вот посмотрите, мы призываем и начинаем практически все последования, все богослужения с призывания Святаго Духа: Царю Небесный, Утешителю; призываем Третью постась Пресвятой Троицы, и это не случайное установление: именно Святой Дух со дня Пятидесятницы в жизни Церкви. И вот нам всем нужно прочитать работу протоиерея Николая Афанасьева « Церковь Духа Святаго». Действительно, в Сионскую горницу, где собрались Апостолы, на каждом из них в виде огненных языков почил Святой Дух. Вот такое было проявление. И Спаситель запретил Апостолам покидать Иерусалим, пока они не исполнятся силою свыше, то есть пока на них не снизойдёт Святой Дух. Вот тогда они могут идти во все концы земли и станут полномочными представителями. Хотя бы и Сам Господь Иисус Христос мог сообщить им все эти полномочия и дары, но Лица Святой Троицы, – как скажет Иоанн Златоуст , – находятся в послушании Друг у Друга, и каждому отводится своя . Так вот со дня Пятидесятницы особое действование Святаго Духа: Он освящает и ведёт Церковь , Он совершает таинства, Он вдохновляет пророков и все служения. И у Моисея пророка, и у Апостола Павла высказывается такое пожелание: я желал бы, чтобы все люди приобрели дар Духа Святаго, дар пророчества (см. Числ. 11:29 ; 1Кор. 14:1 ). И в первенствующей Церкви дары Духа Святаго были преизобильны, но вскоре, ещё в апостольское время, пошли раздоры, потому что человек вносит в Церковь не только своё хорошее, но и дурное. И вот это дурное, как закваска порока и лукавства, она портит всё дело, она стремится нейтрализовать самые благодатные дары и внести раскол в само христианское общество, чтобы нейтрализовать влияние Церкви на окружающий И вот когда мы видим такое дело в Церкви: нестроение, раздоры, которые никак люди не хотят мирно разрешить, впадают в такое высокоумие, настаивают на своём, не прислушиваются ни к Соборному голосу, ни к какому; и вот, может ли такая Церковь свидетельствовать себя привлекательной для внешнего невоцерковлённого который любит посудачить – это хлебом не корми, – какие христиане дурные и ничем не отличаются от нас? Чем они лучше нас? Вот эта задача выполняется нами, это очень грустно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

2.11. Великое искушение Авраама 2.12. Что такое завет Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.11. Великое искушение Авраама И, наконец, седьмое и восьмое богоявления связаны с принесением в жертву сына Авраама – Исаака. Перед нами встает вопрос, который часто вызывает недоумение даже у самих православных. Вопрос этот ставится таким образом: зачем же Богу нужно было проверять веру Авраама? Разве Бог не знал, что Авраам в него верует, когда уже Авраам поверил Богу, и вера эта вменилась ему в праведность? Иногда формулируют более жестко: разве можно так издеваться над отцом, велеть ему принести в жертву собственного сына, зачем это было нужно? Обычный ответ — в этой жертве мы видим прообраз крестной жертвы Сына Божия, — сразу проблему не снимает. Стоит ли ради создания прообраза так жестоко обращаться с Авраамом? Говорят: нет, все-таки Бог у вас какой-то злой, с людьми зло и нехорошо обращается, – нам Бог такой не нравится. А Авраам – просто фанатик. Бог, конечно, в нашей защите не нуждается, но, тем не менее, хотя бы для своего собственного уразумения здесь, наверное, все-таки нужно что-то сказать. Давайте подумаем, может быть, Авраам приобрел в результате что-то такое, чего никаким другим образом приобрети невозможно? Что же Авраам мог переживать, чувствовать помимо великой скорби от необходимости принесения этой жертвы? Ключом могут служить слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56), – когда, в какой момент увидел и возрадовался Авраам, когда он умер задолго до Христа? – сказали Ему иудеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:7). Святитель Иоанн Златоуст комментирует это так: «под днем Он разумеет здесь день Христа, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака. Этим показывает, что не по неволе идет на страдания (Господь), потому что хвалит Того, Кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной» т. 8, c. 362]. Итак, святитель Иоанн Златоуст утверждает нам, что Авраам радовался именно о Кресте и о дне Креста.

http://sedmitza.ru/lib/text/430874/

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - декабрь 2010 г.   После подачи в суд на выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» устроители их неоднократно выступали в прессе с такими обращениями к верующим: «Какие же вы христиане? Вы претендуете на знание самой истины, а где же ваша любовь? У христиан не должно быть врагов. Они всех любят и прощают». И прямо в зале суда предлагали заключить перемирие, не отказываясь при этом от своего отношения к Церкви. Мне кажется, что в их предложении было не просто кривляние, а покушение на что-то весьма существенное в человеческой жизни. Не напоминает ли это историю, описанную как-то в «Русском Доме», о православных христианах, получивших благословение от своего духовника на учебу в ГКА им. Маймонида, знаменитого иудейского раввина, который провозглашал: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех его последователей»? Станислав Бабурин, г. Москва Принятие этого предложения кощунников было бы равносильно нашему косвенному участию в богохульных «перфомансах». Не существует христианской истины и мистики, отделенной от нравственного порядка. Дружба с сознательными врагами Христовыми есть презрение к нравственному порядку, то есть разрушение здания всей христианской жизни. Существенным свойством христианского сознания (в отличие, например, от гностицизма) является включение в него нравственного измерения. Без нравственной жизни можно предложить все что угодно, даже якобы «знание», но истинного знания или мудрости в христианском смысле этого слова без нее не существует. Мы можем проследить в самой обыденной христианской жизни последствия этого разрушения христианского сознания — пример, который Вы приводите, весьма характерен. Что такое отказ иметь врагов? Там, где разрушено христианское видение мира, а затем и нравственное содержание христианской жизни, остается только опустить человека до самого жалкого состояния. Остается только предложить низость и подлость как идеал, как высшую добродетель. Такого результата несомненно добиваются те, кто объясняет, что христианин — это существо, у которого нет врагов, и что Церковь — общество, которое не может иметь врагов. Странно, что такое отношение слывет у кого-то евангельским, ибо заповедь «любите врагов ваших» предполагает прежде всего различие между друзьями и врагами. Идея сражения, войны с врагами (не только невидимыми, но и видимыми) занимает такое место в писаниях святых отцов, что можно только удивляться чьим-то попыткам каким-то образом ее затемнить.

http://moral.ru/dom_1210.html

архиеп. Евдоким (Мещерский) Ноябрь 11. – О «вере. Вера есть уверенность в чем-нибудь невидимом, непостижимом. Как ни ясно это понятие веры, но простой – неученый все не поймет, что это такое вера – уверенность. Ему нужно указать на что-нибудь такое видимое, в чем бы он веру видел. Скажи и докажи – это такое требование, без удовлетворения которому никого ни в чем не уверишь. Скажи и докажи или покажи, укажи. 12. Иоанна Милостиваго. Он учил: Братия и чада моя не скоры бывайте ко осуждению: многажды бо грех согрешающаго видим, покаяния же его, отай творимаго не вемы. Божественная литургия, за умершия совершаемая, зело душам помогает. Бысть в Персиде пленник и проч. Жена, в тяжек грех впадши и сего не могущи исповедати Отцу Духовному студа ради, како молитвами Его получи прощение. 13. Иоанна Златоуста . Таковыя болезни приходят человеком грехов ради их, говорил Зл. больному, и маловерия ко Христу. Аще убо всею душею веруеши, яко мощен есть Христос исцелити тя, и отступиши от первых злых дел твоих, то узриши славу Божию. Вечер 9 час. С чего начать? – От кого мне узнать, чему я должен веровать, как я должен жить, что я должен делать, на что должен надеяться? Как нам должно и надобно жить в этой жизни? 14. А. Филиппа. – Нафанаил под смоковницею молился Богу. Иисус Христос , как Бог, видел это. Опять литургия, литургия, Божественная литургия. Как получить от Бога благословение? – Благослови Его, и Он благословит тебя. 15. Благословение Божие – помощь, вразумление, подкрепление от Бога. Если, начиная дело с благословения Божия, и не сделаешь и не кончишь своего дела, или не хорошо кончишь, то уже и это хорошее дело сделаешь, что Бога восхвалишь, благословишь. Хорошее дело славить Бога. За это Он рано ли поздно ли прославит тебя; в стыде не останешься, не в этом, так в другом деле тебе поможет, подкрепит, ободрит, вразумит. 16. Один грешник долго мучился, скорбел о том, что он грешен, – мучился, скорбел и никак не мог успокоить себя. Что ты мрачен, печален? спросил его некто, пришедший к нему. – Так что-то не весело, отвечал он сначала, а потом прибавил: грехов ради моих скорблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010