Уникальный по своему внешнему облику комплекс церкви Рождества Богородицы, более известный старичанам под именем церкви Параскевы Пятницы - покровительницы торговли, расположен у подножия древнего старицкого городища на левом берегу Волги. Некогда он стоял на Торговой площади города и вместе с многочисленными торговыми рядами Гостиного двора перекликался с комплексом Успенского монастыря на другом берегу реки. Горожане часто называют его женским монастырем. Это эффектный ансамбль, созданный в XVIII-XIX веках. И даже сегодня, несмотря на печальное свое состояние, он является одной из визитных карточек Старицы. В 1728 г. по указу тверского архиепископа Феофилакта вместо деревянной церкви Параскевы Пятницы начали строить каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом, сохранившим посвящение древней церкви. Пятницкий придел освятили в 1740 г., главный же престол - только через 10 лет. А еще через столетие, в 1825 г., к белокаменному барочному храму с невысокой колокольней с южной и северной стороны пристроили два ротондальных придела в стиле позднего классицизма. Сложная, но строгоупорядоченная композиция ансамбля дополнена с востока белокаменной колоннадой с двумя часовнями и лестницами, ведущими из ротонд к берегу реки. Множество расположенных на разных уровнях и разных по форме куполов делают живописный облик здания очень уютным и камерным. Богородице-Рождественская церковь построена в 1750 г., но судя по надписи на стене храма с южной стороны, построена была значительно ранее. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Нила Столобенского и Параскевы Пятницы. В описной книге Степана Тарбеева об этой церкви говорится: " Церковь великой мученицы Пораскевеи нареченные Пятницы допреж Бориса и Глеба, древян клецки образы исвечи икниги иколокола ивсякое церковное строенье Государево а у церкви водворе поп Алексей, во дворе проскурница Маврица " . Далее идут посадские дворы и лавочные места. При описании плана г. Старицы 1746 г. Максима Старкова за церковью Рождества Пресвятой Богородицы с кладбищем, а также с «церковническими, усадебными и огородними местами земли значится 2149 1/2 саж.» и показана она под лит. " N " .

http://sobory.ru/article/?object=00014

Постановлением администрации г. Перми 2039 от 15 ноября 1994 г. здание храма возвращено приходу. Здание церкви представляло из себя развалины. Остались только стены. 3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. 3 февраля 1995 г.Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь официально зарегистрирован. В храме монастыря имеется четыре престола: Главный в честь Святой Троицы. Правый придел в честь Сретения Господня. Левый придел в честь Успения Божией Матери. Нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. Реставрация осуществлялась по проекту архитектора А. Мятелева, а иконостас храма спроектировал священник - отец Валерий (Жехов). В первую очередь были достроены стены, возведена колокольня (47 м). На колокольне установили 11 колоколов. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Внутри монастыря возвели новый иконостас. http://permstefan.ru/index.php?get=history 5 января 1996 г. в честь пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы, преемников свт. Стефана Великопермского были пострижены в монашество первые насельники монастыря. Вскоре был принят Устав. Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. В них по возможности почти сразу же, параллельно восстановлению начинается богослужение. В 1995 г. возводится новый храм Божией Матери «Скоропослушницы» в п.Верхняя Курья. На Северном кладбище – одном из крупнейших в Европе – освящается место под храм-часовню «Всех святых в земле Российской просиявших», который надлежит построить в будущем, чтобы наконец здесь начала совершаться молитва об усопших. В 1996 г. образуются скиты в д.Воробьи – Крестовоздвиженский и в с.Красная Слудка – Вознесенский, а в центре Перми организуется подворье в только что возвращенной Церкви часовне свт. Стефана Великопермского. В 1997 г. в воинской части поселка Звездный освящен храм, который поручено окормлять монастырю. Открывается скит в д.Успенка, где подвизался преп. Трифон Вятский. В 1999 г. прибавляется еще два скита – в д. Висим строится небольшая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», и на севере, в с.Искор восстанавливается храм Рождества Христова. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Еще ранее, 9 мая 1999 г., к престольному празднику, устроен нижний храм святителя Стефана Великопермского.

http://sobory.ru/article/?object=08864

1) холодный - въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830 г.); 2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преп. Давида Солунскаго (построенъ въ 1861 г. на средства возобновителя монастыря пот. поч. гр. Давида Ивановича Хлудова). Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Монастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, 5, 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на 16. Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, стр. 482-483 Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского— Димитрия Михайловича Боброка Волынца. В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы). В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители. В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь— Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение— святые ворота, всё остальное было деревянное. В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху— церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу— во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

http://sobory.ru/article/?object=01130

В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

И ошеломляюще мудрое для девочки 10 лет – «это когда тебя любят». Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем обычное рождение, в обычной семье. Икона Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Дальше беседу строить уже несложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих. Память Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380-м году. Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала». А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью. Благодарность Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется. Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться. На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…». Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать привычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил?» И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы».

http://ruskline.ru/opp/2021/09/20/rozhde...

Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, Храмы Мытищинского благочиния Церковь Рождества Богородицы в селе Рождествено (Михайлове тож Бохова стана, Московского уезда) в XVI в. была в поместье Молчана Немирова. В конце этого столетия Рождествено пишется в пустошах. После окончания Смутного времени по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Рождествено становится селом во владении Погожевых. Новый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы строит новый вотчинник села думной дьяк Иван Афанасьевич Гавренев. В трапезе клетской Богородицерождественской церкви устроили два придела: Илии Пророка и священномученика Мокия. Кроме дворов вотчинника и крестьянских при храме на церковной земле жили священник Афанасий Иванов и дьячок Кирилл Иванов. На содержание причта вотчинники давали денежное жалование. Во второй половине XVII в. Рождествено принадлежало князьям Барятинским. На средства князя Федора Юрьевича в селе была построена каменная церковь с колокольней во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Известно, что еще в 1670-е гг. князем Ю.И. Барятинским в Рождествене-Михайлове была построена деревянная церковь, которая стояла запечатанной, " без пения " . Постройка новой церкви относится к рубежу XVII- XVIII вв. От Барятинских в 1773 г. село Рождествено-Михайлово переходит во владение отцу великого русского полководца В.И. Суворову, похороненному вблизи храма в 1775 г. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. В 1840-х гг. село принадлежало светлейшему князю Александру Аркадьевичу Суворову. Там числилось 26 дворов с населением 180 человек. В приходе состояли деревни Бяконтово, Долгиниха, Конаево, Посеткино и Погонково. Конаево до 1813 г. было селом, в котором в начале XVIII в. на средства Нарбековых построили деревянный храм в честь Страстной иконы Божией Матери. В 1773 г. новым помещиком Протасовым на месте старого храма была построена деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1813 г., и с этого времени Конаево входило в приход села Рождествена-Суворова. На месте же сгоревшей церкви была построена каменная часовня со Страстной и Грузинской иконами Божией Матери. В 1916 г. в приходе Богородицерождественской церкви состояли 95 дворов с населением 523 человека. С 1895 г. на место умершего настоятеля отца Алексия Воскресенского определили выпускника Московской Духовной семинарии Димитрия Димитриевича Колосова. Талантливого преподавателя отца Димитрия за плодотворную и полезную деятельность по народному образованию поощряли церковными наградами. До 1918 г. он преподавал Закон Божий в земской школе при селе Рождествене-Суворове. Ему помогал в приходских и учебных делах выпускник Вифанской семинарии псаломщик Алексей Петрович Наумов.

http://sobory.ru/article/?object=02074

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Николаевская с. Корцово. Церквей две: Николаевская, каменная зимняя, построенная в 1836-1865 г., и Троицкая каменная летняя, построенная в 1801 г. (1810?). Колокольня каменная. Церкви и колокольня обнесены камен. оградою. Кладбище при церкви. Престолов 6: в теплой а) во имя святит. Николая Мирликийского, в приделах при ней: б) в честь св. Иоанна Предтечи, в) во имя Макария Унженского; в Троицкой холодной: а) в честь св. Троицы, б) в честь Успения Пресвятой Богородицы, в) в честь Архистратига Михаила и бесплотных Сил. Расстояние от Костромы 180 в., от Солигалича 24 в. Ближайшие церкви: Благовещенская с. Холма в 8 в., Николаевская с. Лосева и Богоявленская с. Раменья в 9 в., Ризоположенская с. Герасимова в 10 в. В XVII в. село входило в состав Усольской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Николы чудотворца в корцове " . В 1653 г. упоминается " в Усольской осаде в Карцове Раменье церковь Николая чудотв., в приделах Иоанна Предтечи, св. прор. Илии, да чуд. Макария, другая церковь Успения Пресв. Богородицы, да в приделе архистратига Михаила " . В январе 1718 г. " церкви Живоначальныя Троицы поп Евтифий Карпов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлом 1677 г. в Усольской осаде в селе Корцове Раменье церкви Божии погорели во имя Живоначальныя Троицы да в приделах Успения Пресв. Богородицы, да архистратига Михаила, а другая церковь во имя Николая чудотв., да в приделах Иоанна Предтечи Рождества, да Илии пророка и преп. Макария Желтоводскаго, и в прошлых годах церковь Живоначальныя Троицы и со вышеозначенными приделы построена, а церковь Николая чудотв. и с приделы и ныне не построена, и прошу повелеть на том погорелом месте церковь Николая чудотв. и с вышеозначенными приделы построить каменную " . В ноябре 1720 г. новопостроенная каменная церковь Николая чуд. с приделами была освящена. В апреле 1733 г. " церкви Николая чудотв. поп Иван Васильев в поданном в Синод. казен. приказ прошении писал: " в Усольской осаде приходская наша церковь деревянная во имя Николая чудотв., что в Карцове, да при ней два придела Успения Пресв. Богородицы, да архангела Михаила, которая от давних лет весьма обветшала, за которою ветхостию служить в ней невозможно, а ныне мы вместо оной ветхой Николаевской церкви и приделов желаем построить вновь каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, да два придела: по правую сторону Успения Пресв. Богородицы, а по левую сторону архангела Михаила... "

http://sobory.ru/article/?object=15764

Прп. Арсений поселился на возвышенном месте, к-рое после явления Пресв. Богородицы, именовалось Св. горой; затем переселился в бухту, на берег Ладоги. По позднему преданию, через год на Коневец пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой, чтобы позвать преподобного на Валаам. Но прп. Арсений не согласился. Из печатной редакции Жития (1850) прп. Арсения известно, что в числе первых насельников К. м. были преподобные Феофил и Иаков Омучские, после 1395/96 г. основавшие Феофилову пуст. в Псковском крае (совр. дер. Феофилова Пустынь). В 1398 г. братия К. м. построила первую небольшую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В конце правления Новгородского архиеп. свт. Симеона (1416-1421) прп. Арсений вторично отправился на Афон. Во время его отсутствия в К. м. не хватало хлеба, братия голодала и решила оставить мон-рь. Тогда ученик преподобного, старец Иоаким, взошел на гору и стал молиться. В полусне ему явилась Пресв. Богородица, сказав в утешение, что игумен скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прп. Арсений доставил из Новгорода на 2 больших судах множество припасов. Место молитвы инока Иоакима назвали Св. горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти основателя К. м. совершался крестный ход. Ок. 1421 г., после наводнения, прп. Арсений с братией перешел на более возвышенную часть острова, где обитель находится до наст. времени. Вероятно, летом 1446 (1444 ?) г., во время поездки по Северу, преподобного посетил архиеп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий , бывш. игумен Лисицкого мон-ря. Святитель оставил прп. Арсению на память свой ветхий белый клобук. В честь архиерея монастырский залив, где его встретили игумен с братией, назвали Владычной Лахтой. Вскоре после этого события прп. Арсений скончался и был похоронен под папертью ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Впосл. над местом погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого, т. к. коневской подвижник преставился в день его памяти - 12 июня. Еще при жизни прп. Арсения его преемником стал игум. Иоанн.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010