В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: " В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте - церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебрены и золочены. В венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, четырнадцать копеек золоченых и белых... " Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так: " ... другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в четыре стены. А в церкви царские двери, сень и столицы да тринадцать икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, семь крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек... Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол... " В 1687 году, через 12 лет после этой описи, в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00772

В мае 1719 года обитель пострадала от сильного пожара. Её даже пытались объединить с Муромским Благовещенским монастырём, причём последний закрыть. Но жители Мурома воспротивились этому. И всё же существование Борисоглебского монастыря двигалось к концу. По указу Екатерины Второй он попал в число упразднённых. 26 января 1765 года Владимирский епископ объявил о закрытии монастыря. В 1992 году уцелевший Рождественский храм был приписан к муромскому Благовещенскому монастырю. Источник: Е.И. Сазонова " Муром. Прогулки по городу и окрестностям " . 2012.   Село Борисоглебское находится в 125 верстах от Владимира и в 17 верстах от Мурома. Село образовалось из слободки, расположившейся вблизи существовавшего здесь до 1764 г. Борисоглебского монастыря. Первое упоминание об этом монастыре относится к XIV в. В 1345 г., говорится в летописи, преставился князь муромский Василий и положен был в его вотчине в г. Муроме в церкви св. муч. Бориса и Глеба в монастыре на Ушне, при митрополите Феогносте. В писцовых книгах Муромского уезда 1628-29 гг. значатся церкви монастыря: «В монастыре церковь св. благ. вел. князей Бориса и Глеба древяна на подклетях; церковь во имя св. муч. Флора и Лавра древяна…» Вместо двух деревянных в XVII ст. в Борисоглебском монастыре построены две каменные церкви: во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы; год построения этих церквей неизвестен. В 1699 г. в Борисоглебском монастыре была построена третья каменная церковь во имя св. Николая чудотв. В 1764 г. Борисоглебский монастырь был упразднен и его церкви были обращены в приходские. Вознесенский храм каменный, пятиглавый, кресты на главах железные, прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего. Другая каменная церковь – двухэтажная, также пятиглавая; в нижнем этаже престол в честь Рождества Христова. В нижнем этаже престол в честь Рождества Христова, в верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью давно уже упразднен. Внутри Рождественского храма в трапезе погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, в монашестве Иоасаф. С Рождественскою церковью соединена каменная с шатровым верхом колокольня; в ней сохранились две кельи для монашествующих и хлебная.

http://sobory.ru/article/?object=04295

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В описании 1682 г. говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке, образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте, образ Рождества Христова перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками на северных дверях образ Благоразумного разбойника Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять». И далее: «В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница в церковь и в пределы, с паперти трои двери. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд. А другой предел (преподобного Никона) не освящен и икон никаких нет». Как уже говорилось, в конце XVIII в. село Рождествено было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Старая деревянная церковь к этому времени настолько обветшала, что в 1810 г. Иван Павлович подал прошение о постройке на ее месте новой церкви. Разрешение на постройку было получено 31 декабря того же года. Из даты окончания строительства, приводимой клировыми ведомостями – 1823 год – можно заключить, что строительство затянулось на 12 лет. Построенную церковь освятили в честь Рождества Христова с приделами Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святых апостолов Петра и Павла. Одноглавое здание храма выдержано в стиле зрелого классицизма, напоминающего школу Матвея Казакова. Четверик храма, украшенный с трех сторон четырехколонными портиками под высокими фронтонами на юге и севере, завершен несколько непропорционально маленьким куполом с четырьмя полуциркульными окнами и небольшой вышкой. Крайне невыгодное расположение купола заставляет предполагать о неосуществлении замыслов автора: всего вероятнее, он мыслил себе еще и барабан, который, безусловно, придал бы иной строй всему храму.

http://sobory.ru/article/?object=12235

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читатели смогут ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С.П. Карпов, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, написал для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может ознакомиться со статьями о Топловском во имя преподобномученицы Параскевы монастыре, Торопецком во имя святителя Тихона Московского монастыре, Трегуляевском во имя святого Иоанна Предтечи монастыре, Трифонове Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Трифонове Печенгском во имя Святой Троицы монастыре, Трифонове Верхне-Чусовской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни, Троекуровском Иларионовском во имя великомученика Димитрия Солунского монастыре, Тульском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, Туранском во имя равноапостольного князя Владимира монастыре, Туринском во имя святителя Николая чудотворца монастыре, Тышковецком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Тюменском во имя святой Троицы монастыре, Угличском Воскресенском монастыре. Также представляют интерес статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви , экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности, материалы об иконе Божией Матери «Три Радости», иконе «Троеручице», Трубчевской, Тумбовской и Тупичевской иконах Божией Матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую епархию , Тульскую епархию , Тульскую митрополию , Тульчинскую епархию , Туровскую епархию , Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую епархию , Угличское викариатство.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читателям интересно будет ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С. П. Карпов, президент исторического факультета МГУ, написал также для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо большого материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может познакомиться со статьями о таких монастырях, как Топловский во имя преподобномученицы Параскевы, Торопецкий во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Трегуляевский во имя святого Иоанна Предтечи, Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы, Трифонова Верхне-Чусовская в честь Казанской иконы Божией Матери пустынь, Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского, Тульский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Туранский во имя равноапостольного князя Владимира, Туринский во имя святителя Николая чудотворца, Тышковецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы, Тюменский во имя святой Троицы, Угличский Воскресенский. Интерес представляют также статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви, экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности хотелось бы отметить материалы об иконе Божией Матери «Три радости», иконе Божией Матери «Троеручице», Трубчевской иконе Божией матери, Тумбовской иконе Божией матери, Тупичевской иконе Божией матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую и Южноуральскую епархию, Тульскую и Ефремовскую епархию, Тульскую митрополию, Тульчинскую и Брацлавскую епархию, Туровскую и Мозырскую епархию, Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую и Кирсановскую епархию, Угличское викариатство.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Опись церковному имуществу есть, сделана 1828 года, скреплена по листам Духовной Консистории секретарем и утверждена печатью Консистории. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Консисторией даны 1823 года, ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг с 1751 года хранятся в целости. Исповедные росписи с 1790 года хранятся в целости. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1802 года и скрепленной присутствующим протоиереем Гавриилом, писанных листов 147, неисписанных остается 42 листов. http://urzhum-uezd.ortox.ru; ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 48 Покровская церковь, каменная, построена в 1709 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для пртчта казенные; земли: усад. 936 с., сен, до 10 дес.; прихожан: православ. рус. 750 м.п., 825 ж.п.; приход состоит из городских жителей и крестьян 12 селений; расст. от церкви в 5–8 вер. Самое раннее упоминание о Покровской церкви в местных актах относится к 1574 г. Дозорная книга 1615 г. отмечает Покровскую церковь в городе (т.е. в кремле) и называет ее студеной. Другая церковь была отдельно стоящая, теплая, в честь Рождества Христова. В 1632 г. холодная церковь сгорела. В 1633 г. в январе месяце патриархом Московским Иоасафом дана грамота на построение, вместо сгоревшей, новой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, холодной, с приделом во имя Входа Господня в Иерусалим. Между 1646–1655 г.г. покровские прихожане построили теплую церковь во имя Рождества Господня с приделом Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2 мая 1655 г. обе эти церкви сгорели. В 1655 г. по грамоте от 23 июня, данной патриархом Московским Никоном, разрешено построить новую деревянную церковь во имя Рождества Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Трех Святителей. В 1670–1678 г.г. церковь перенесена на другое место, где стоит ныне. В 1700 г. осенью церковь снова сгорела. В 1701 г. грамотой преосвященного архиепископа Вятского Дионисия от 8 апреля разрешено построить новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новая деревянная церковь заменена нынешней каменной, которая построена по указу Вятской духовной консистории от 25 июля 1709 г. и освящена в 1712 г.

http://sobory.ru/article/?object=32535

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Роще - один из немногих храмов, которые не закрывались в годы советской власти: после революции местные жители не разрешили закрыть церковь, до 1941 года она действовала лишь с небольшими перерывами. А после Победы богослужения велись постоянно. Источник: http://b-cr.narod.ru/hist.html Впервые церковь в Рощинской слободе, возле дороги, идущей из Боровска в старинную Пафнутьеву обитель, упоминается в 1654 году как храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного в " служной " слободе Пафнутьева монастыря. Он был деревянным, с трапезной, крыт тёсом. К началу XVIII столетия эта церковка обветшала, и в 1708 году прихожане возвели новый храм из кирпича. Освятили его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На рубеже XVIII-XIX вв. к нему пристроили трапезную с приделами апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Василия Великого и колокольню. За столетие прихожане обустроили храм, снабдив его церковной утварью, книгами и иконами. В дни наполеоновского нашествия 1812 года храм обошёлся малыми потерями: были сожжены только дома священно-церковнослужителей. В 1873 году взамен их прихожане построили новые, а ранее в 1840 году на средства московского купца И. В. Волкова отстроили богадельню. В 1879 году вокруг храма и существовавшего при нём погоста поставили кирпичную ограду, внутри которой располагалась ещё церковная деревянная сторожка. В 1916 году храм выглядел добротно. Интерьеры его украшали настенные росписи, иконостасы и многочисленные предметы церковной утвари. За этот год храм имел доходы с кружечного сбора 150 руб. и проценты с капитала, положенного на поминовение усопоших, 65 руб. 20 коп. В кредитных учреждениях лежала недвижимая сумма в виде билетов. При храме продолжала действовать богадельня, в которой жили на своём содержании три безродные женщины. Приход храма за счёт прилегающих деревень состоял из 116 дворов с проживавшими в них 302 мужчинами и 313 женщинами. Числились в приходе и старообрядцы: в 22 дворах проживали 32 мужчины и 37 женщин. Дети прихожан обучались: мальчики в монастырской церковно-приходской школе, девочки в Рябушкинской женской одноклассной школе.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест. В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849–1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень – шедевр чугунного каслинского литья, – покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными. В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи – Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Рождественско-Богородицкая церковь была закрыта в 1928 году. После закрытие храм был переоборудован в гражданское здание и здесь стали размещаться учебные учреждения. В 30-е годы XX века здесь размещалась стоматологический факультет медакадемии, затем – пермская фармацевтическая академия. В 2009 году церковь Рождества Богородицы была возвращена верующим Перми и здесь начались работы по приданию храму первозданного вида. Реставрационные работы шли с 2010 по 2013 год, вернув храму неповторимую красоту. Ангелы на куполе храма являются органично вписываются в общий облик. Сегодня Рождественско-Богородицкая церковь вновь является одним из самых красивых зданий Перми. В 1781 г. в Пермь переселился купец Василий Герасимович Лапин, который в 1784—1790 гг. был городским головой, а с 1787 г. — членом Первой общей думы. В январе 1786 г. В.Г. Лапин направил прошение епископу Вятскому и Великопермскому Лаврентию о возведении в Перми каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Это начинание было поддержано Пермским и Тобольским наместником Е. П. Кашкиным, подавшим заявление императрице Екатерине II о том, что Перми недостаточно одной Петропавловской церкви. Название церкви появилось благодаря семейному преданию. Это предание гласит, что во время одной из торговых экспедиций по Тихому океану корабль с Лапиным и его товаром потерпел крушение. Будучи выброшен на пустынный берег, Лапин дал обет, что в случае спасения построит храм в честь Пресвятой Богородицы. В итоге он был спасён проходившим мимо английским судном, а по возвращении в Россию решил исполнить свой обет. Разрешение на строительство церкви было удовлетворено в октябре 1787 г. с выдачей грамоты с архиерейской печатью, и к этому времени В.Г. Лапин уже подготовил необходимые строительные материалы и выделил из своих средств 2 тысячи рублей. Строительство длилось около двух лет, и в декабре 1789 г. построенный главный средний придел церкви во имя Владимирской Божией Матери был освящён епископом Лаврентием. В 1800 г. церковь переименовали, и теперь она стала называться Рождество-Богородицкую с приделом во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1816 г. был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы и главный придел верхнего этажа. В 1838 г. церковь была достроена: к ней добавились четыре пристройки — боковые приделы: на нижнем этаже северный — во имя Николая Чудотворца, южный — во имя Трёх святителей; на верхнем этаже левый — во имя мученицы Агриппины, правый — во имя Воздвижения Креста Господня. В 1891 г. храм со всеми службами занимал площадь 1000 кв. саженей, в длину имел 17 саженей 1 аршин, в ширину — 15 саженей, высоту колокольни вместе со шпицем — 25 саженей. Колокольня имела 10 колоколов. Октябрь 1896 г. ознаменовался тем, что на углу улиц Пермской и Оханской при Храме Рождества Богородицы открылась церковно-приходская школа (ныне это школа 7), построенная по проекту архитектора Турчевича А.Б.

http://sobory.ru/article/?object=16533

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010