Ред. 2012 г.  В селе образован Александровский приход, в церкви расчищен уголок, 21 сентября 2011 года в храме был отслужен первый молебен, службу проводил протоиерей Олег Новиков; возле церкви установлена табличка. «Село Александрово на р. Высокой находится в 15 км. от Судогды и в 27 км. от Владимира. До 1764 года село Александрово с приходскими деревнями принадлежало Владимирскому Рождественскому монастырю. Деревни и починки (починок - название возникающего сельского поселения), образовавшие впоследствии Александровский приход, были пожалованы монастырю великим князем Василием Ивановичем в 1505 году. Церковь в селе Александрове была построена в начале 17 века; со времени построения церкви деревня Гориглядово стала называться селом Александровым, как принадлежавшая монастырю, где почивают мощи св. благоверного князя Александра Невского. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637 - 47 гг. об Александрове и его приходских деревнях сообщалось следующее: " В селе Александрове, что была деревня Гориглядова, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. блг. кн. Александра Невского и другая теплая церковь св. Димитрия Солунского - обе древяны. " В конце Х1Х века в селе было 14 дворов. Эти деревянные церкви существовали в Александрове до конца 18 столетия. В 1794-1799гг. здесь был построен каменный храм. Теплый придел был освящен в 1794 году во имя св. вмч. Димитрия Солунского, но по освящении главного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1799 г. теплый придел был переименован во имя св. блг. кн. Александра Невского. Этот храм был небольших размеров для такого многолюдного прихода. Поэтому в 1826 году он был значительно расширен и после этого в нем устроено 5 престолов: в холодном - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Спаса Нерукотворенного образа и св. пророка Илии, в трапезе - во имя св. блг. кн.Александра Невского и св. вмч. Димитрия Солунского.  В храме было старинное напрестольное Евангелие печ. 1648 г. с подписью: " лета ......марта в 25 день сия богодухновенная книга приложена в церковь на престол Рождеству Пресв. Богородицы и св. вмч. Димитрию Солунскому и великому князю Александру Невскому, чудотворцу Владимирскому, из Рождественского монастыря в вотчине на Высокой реке в селе Александрове, приложил того же села многогрешный раб Божий Степан Иванов сын кузнец по своих родителях " .

http://sobory.ru/article/?object=03585

Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, посторенная в 1782 г., была неотапливаемая, летняя, с тремя престолами. Главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Южный — Рождества св. Иоанна Предтечи. Северныйпрестол — преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестомна яблоке. В резном однорядном больших размеров иконостасе находились древние, ещё монастырские иконы. На окнах были красивые резные кованые решетки, сохранившиеся коегде до сих пор. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, каменная, построенная в 1825 г., была зимняя, отапливаемая, с одним престолом — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм имел классический вид с изящной главкой и крестом на яблоке. В храме был установлен небольшой иконостас, выполненный в академическом стиле. Вокруг этих двух храмов находилось красивое ограждение с металлическими решетками, завершающее архитектурный ансамбль церквей и кладбища около них. К ним были приписаны: каменная церковь в Жданях в усадьбе Аничковых в 10 верстах от Волока, построенная в 1844 г. помещиком Аничковым, с престолом, освящённым в честь великомученика Георгия Победоносца; и 15 часовень — 14деревянных и 1 каменная. В 1918 г. служили на Ивановском погосте священник Никанор Яковлевич Беляев 58ми лет, его двоюродный брат, диакон Петр Петрович Лебедев 49ти лет, псаломщик Николай Михайлович Михайлов 35ти лет. За ручьем, в центре рядка на Никольском погосте находились два храма. Деревянная, зимняя церковь Богоявления Господня, построенная в 1768 г. с престолом в честь Богоявления Господня. И каменная трёхпрестольная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенная в 1799 г. на церковные суммы. Главный престол был освящён во имя святителя Николая, правый — в честь Воскресения Господня, левый — в честь Вознесения Господня. Храм был построен в стиле ротонды, круглой формы, с широким куполом, главкой и крестом на яблоке, был очень красив и привлекал внимание своей монументальностью. Обе церкви были обнесены каменной с железными решётками оградой, при церквях было кладбище. Рядом находилась деревянная церковноприходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06532

Согласно прошению Успенского иерея Никифора Семенова в январе 1743 г. дана была благословенная грамота на построение, вместо сгоревшей, новой деревянной церкви в прежнее храмонаименование и на старом кладбище; а в октябре того же года, по благословению епископа Алексия Титова, новопостроенную церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы дозволено освятить. В сентябре 1753 г. Успенский иерей Никифор Семенов в прошении своем преосв. Димитрию Сеченову прописывал: «имелась церковь Божия Успения Пресвятой Богородицы холодная, да при ней построена церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы для зимнего времени теплая, деревянная, которые 1753 года августа 14 числа в учинившийся в г. Касимове пожар погорели без остатку… а ныне г. Касимова церкви Рождества Христова священно-церковно-служители с приходскими людьми, вместо оных погоревших церквей, уступают имеющуюся ветхую свою церковь деревянную, вместо которой построена в тоже храмонаименование Рождества Христова каменная». Вследствие чего испрашивалось у преосвящ. дозволение означенную церковь Рождества Христова ветхую перенести и на том же месте, где стояла церковь Успенская, поставить. Выдать благословенную грамоту на построение, вместо сгоревших, новой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы разрешено 16 сентября 1753 г. Разрешение на построение, вместо деревянной, каменной, ныне существующей Успенской церкви с приделами Никольским и Трехсвятительским испрашивалось касимовским купцом Максимом Александровичем Миловановым с прочими прихожанами 2 февраля 1756 г.; в том же году старосте поповскому иерею Федору дана была и храмозданная грамота «для отдачи просителям». В 1775 г. Успенская церковь была окончена постройкою и иерей Иоанн и купец Милованов, донося о том преосвящ. Палладию, испрашивали на освящение ее грамоты, которая и выдана была им 8 августа того же года. В том же году освящены были приделы Никольский и Трехсвятительский. Устройство трапезной церкви и колокольни окончено было в 1789 г., а расширение трапезной с устроением приделов Боголюбского и Воздвиженского относится к позднему времени.

http://sobory.ru/article/?object=02002

В самом начале Алтуфьевского шоссе, на территории бывшего села Владыкино, находится старинный храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ему уже минуло полтора столетия. 10 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский Кирилл совершил в храме Божественную литургию, а затем обратился к прихожанам с проповедью, в которой назвал храм во Владыкине " одним из самых замечательных в Москве " . Он также напомнил. что его история " связана с тремя патриархами - Никоном, Иоакимом и Андрианом " . Владыкино считается одним из самых древних сёл близ Москвы. Первым хозяином его был сын Александра Невского князь Даниил Московский. Правда, как оно называлось тогда, историкам неизвестно. Спустя 20 лет после смерти князя вотчина досталась некоему Протасию Вельяминову, служившему тысяцким у Ивана Калиты, и будущее Владыкино стало именоваться Вельяминовым. В 1619 году царь Михаил Фёдорович Романов подарил село герою освобождения Москвы от поляков князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, но вскоре оно перешло во владение к Ивану Ивановичу Шуйскому, который после падения Василия IV Шуйского, в 1610 году, попал в польский плен и был отпущен лишь в 1620-м году. Вернувшись в Москву, он возглавил Московский судный приказ, а вскоре взял в жёны Марфу Владимировну Долгорукову - сестру первой супруги царя Михаила Романова Марии Долгоруковой. Именно Иван Иванович Шуйский в 1627 году построил в своём имении первую деревянную церковь, освящённую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А называться Владыкиным село Вельяминово стало примерно с 1653 года, и тому имелась веская причина - эти места стали вотчиной патриарха Никона. Патриаршие приказные книги доносят до наших дней сведения о том, что не только Никон, но и патриархи Иоаким и Адриан останавливались здесь и не раз участвовали в Божественных литургиях, проводимых в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что весной 1690 года вместе с патриархом Адрианом в церкви молился император Пётр I. Предположительно, в начале XVIII века тогда ещё деревянный храм дважды совершил " путешествие " - сначала строение перенесли с левого берега реки Лихобоки на правый, а затем вернули назад, где и по сей день стоит его каменный потомок. Это, кстати, уже второй храм. Первый построил в 1770 году граф Кирилл Григорьевич Разумовский, но простоял он менее ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=03620

Приход был образован на месте Верхотеременгского мужского монастыря, упразднённого до 1764 г. Верхотерменгская Воскресенская церковь, 1855 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна Богослова. Введенский храм был освящён 7 ноября 1864 г. исправляющим должность благочинного священником Доримедонтом Соболевым. Верхотерменгская Успенская церковь, 1758 (1759?) года, деревянная. Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, прор. Илии. При Верхотерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери освящён 5 ноября 1872 г. В 1895-1896 годах церковь была возобновлена без существенных изменений. Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, апостолов Варфоломея и Варнавы. 11 ноября 1884 г. освящён храм в честь Рождества Богородицы. Вторая церковь - Кочеварская Николаевская, строилась в 1756-1758 г.г., вместо сгоревшего храма. Деревянная, теплая. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей. 19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: " перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи " . ИАК постановила: " разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши " .

http://sobory.ru/article/?object=23310

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех святых. Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 году. В 1466 году вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80х годах XVI b. В 1837 году к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия. В 1651 году с северной стороны к собору на средства великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Также в комплекс зданий монастыря входили каменные настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 года третий этаж сохранился только у настоятельских палат. На первом этаже настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были кельи. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства. В 1918 году монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 году, при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 году Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI b. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 году был снесен храм в честь Всех святых, а в 1932 году с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Первая деревянная ц. в честь Рождества Христова была построена в мон-ре в 1626 г. Каменный 2-этажный собор (1755-1758; не сохр.) с выделенным объемом сев. придела строился артелью Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Иакинфа Денисова Стахиева. Большие вклады в строительство внесли купцы М. И. Веретнов, И. Ф. Скорняков, П. Б. Щукин. В 1778 г. был освящен престол во 2-м этаже собора. В 20-х гг. XIX в. был пристроен южный 2-этажный придел. К нач. XX в. собор, освященный в честь Рождества Христова, имел 5 приделов: во имя вмч. Никиты, в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня, судя по ее стилю, строилась той же артелью; близость ее форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет отнести строительство к 60-м гг. XVIII в. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершенный полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Ребра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел 8-угольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещренной мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчеркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска 1-й пол. XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703-1709) и Успенском в Далматовском мон-ре (1707-1720), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается 1-м храмом Енисейска, чей четверик завершен полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске ц. во имя арх. Михаила (1745-1749) и быстро проникли в др. города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то прием этот уникален, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо.

http://pravenc.ru/text/189969.html

1731 — По указу Преосвященного Иоакима монахини переведены в прежний свой Рождественский монастырь. 1736 — Архиепископ Иоаким отменил крестный ход с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1742 — По прошению игумении Евдоксии митрополит Арсений (Мацеевич) возобновил крестный ход со святыней обители —Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1744 — На нижнем этаже Рождественского собора возобновлен и освящен храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. 1764 — В Рождественский монастырь переведены монахини упраздненного Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря. — Согласно реформе распределения монастырей по разрядам, Рождественский монастырь становится штатным монастырем третьего класса. 1772 — В Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завещанию возобновлен придел во имя Космы и Дамиана и переосвящен в честь Троицы. — Запрещено умерших монахинь погребать в стенах Рождественского монастыря, как находящегося внутри города, а хоронить их в Троице-Варницком, или Петровском, или в Богоявленском монастырях. 1794 — На нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца . 1810 — Построено крыльцо, объединяющее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. 1817 — На месте обветшалой колокольни построена новая над папертью Рождественского собора. 1818 — 10 мая обитель посетила императрица Мария Феодоровна. 1835 — В северо-западном углу монастыря построена монастырская гостиница. 1847 — 7 сентября в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) устроен храм тщанием игумений Павлы (Шатиловой) на средства монастыря и ростовского купца Максима Михайловича Плешанова. 1852 — К Тихвинскому храму пристроено двухэтажное здание с трапезной на втором этаже. 1854 — 3 декабря в трапезной освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары. 1856 — 15 января в трапезной освящен второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 1883 — Поновлены настенные росписи Рождественского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_жен...

О существовании прихода в селе Татарские Челны был известно давно. На основании сохранившейся копии Казанского Митрополита Сильвестра от 20 мая 1731 «о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы», следует, что «12 мая 1731 года били челом Его Архипастырству староста деревни Челнов Федор Федосеевич Штенников, выборной Сергей Константинов, новокрещены деревни Мунай – староста Василий Иванов, деревни Гришкино – Осип Васильев, Василий Кирилов, деревни Сентяку Данилов Петров, Иван Васильев со товарищи», обратились с «Божьей милостью к Великому Господину Преосвященнейшему Сильвестру» о строительстве церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Челны». Там же в Грамоте крестьяне подробно разъяснили, что помянутые из села Челнов крестьяне жили раньше в селе Сарали, но «от хлебного недороду перешли на татарскую покинутую землю лет с десять». Далее сообщается, что помянутых деревень жители русские и новокрещены ходят к церкви Божьей в село Сарали, а до него далеко – около 10 верст, а в вешнее время вообще не Далее идет подробное описание, как нужно строить новый храм и даются советы Архипастыря по благочестивому отношению к строительству нового храма. Из текста следует, что один деревянный храм в селе Челны уже был, но за его ветхостью жители решили построить еще один – новый! Дело в том, что до XIX века в России в основном велось строительство деревянных церквей, которые быстро ветшали и требовали или обновления или постройки новых. Таким образом, в определенный период времени до 1815 года в селе Татарские Челны было две деревянные церкви. В 1815 году жители Рождественских Челнов и прихода вновь обращаются за разрешением о строительстве уже новой каменной церкви, в честь Живоначальной Троицы. Сохранился текст Преосвященного Гедеона на построение в селе Челнах Елабужского уезда вместо двух ветхих деревянных церквей каменного храма. Инициаторами постройки стали священнослужители и церковный староста Андрей Щеткин. В своем обращении они просили Владыку о «дозволении строительства» вместо двух обветшавших храмов – каменную церковь с одним холодным приделом в честь Святой Троицы и двумя теплыми приделами в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Владыка благословил, строить храм в «удобнейшем и пристойнейшем месте, на восток, по плану и фасаду архитекторскому, выданному в село Качки на построение церкви ж… по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием…». Грамота Преосвященного Гедеона была подписана 29 сентября 1815 года и отослана по почте. Строительство каменной церкви в селе Челны длилось около 10 лети и было завершено в 1825 году. 

http://sobory.ru/article/?object=14585

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках». Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова , свт. Геннадия I , патриарха К-польского и др.

http://pravenc.ru/text/165143.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010