Храм был возведен в 1707 г. и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Село Щибрино переименовали в Богородское, а затем в Марфино, в честь дочери князя Марфы. В 1777 г. при И.П.Салтыкове в Марфине возвели зимнюю церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Она построена в стиле классицизма и принадлежит к редкому для конца XVIII столетия типу церкви «под звоном». В 1937 г. богослужения в храме прекратились после смерти его последнего настоятеля священника Павла Восторгова. Возобновились богослужения 10 августа 1989 г. в летнем храме Рождества Богородицы, а 14 октября 1990 г. — в Петро-Павловском храме. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=429 В середине 16 столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при царе Иване Грозном воеводой. Трудно сказать, что представляло собой Марфино при нем, так как не сохранилось ни одного памятника архитектуры того времени. Известно лишь о существовании деревянной церкви, упоминаемой в исторических трудах В. и Г. Холмогоровых: «… в селе исстари существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы…» В 16 веке Марфино часто меняло своих владельцев. Холмогоровы сообщают также, что уже в 1585 году село Марфино принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелканову – дипломату, крупному государственному деятелю. Указывается, что церковь «стояла без пения». В. Я. Щелкунов выстроил здесь новую деревянную церковь. В начале 17 века. Марфиным снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного (военного – Н. К.) Приказа Семену Заборовскому. При нем в Марфине значились две деревянные церкви. В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник – князь Борис Алексеевич Голицын, и с этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромное для Голицына Марфино не соответствовало его вкусам и требованиям, и он возводит здесь новые хоромы, разбивает парк на «французский манер», а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село Марфино и усадьба были переименованы в Богородское.

http://sobory.ru/article/?object=01051

Простояв немногим менее ста сорока лет, церковь Рождества Пресвятой Богородицы была до основания разрушена воинствующими атеистами в конце тридцатых годов двадцатого века. В настоящее время на месте храма установлен крест. Во второй половине 1810-х годов в селе Богородском Горбатовского уезда Нижегородской губернии высились четыре каменных церкви: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Обновления храма Воскресения Христова, Всех Святых и Успения Божией Матери. Упоминания о первых двух содержатся в исторических документах конца XVI – начала XVII века, правда, тогда эти храмы были деревянными. Приведем в качестве примера небольшую выдержку из писцовой книги Нижегородского уезда письма и меры Д. В. Лодыгина, В. И. Полтева и дьяка Д. Образцова 1621–1624 гг.: «За стряпчим Нефедеем Кузьминым сыном Мининым с матерью со вдовою Татьяною в вотчине отца его, а отцу его думному дворянину Кузьме Минину дано в вотчину за службу, что от бояры и воеводы и с ратными людьми пришед под Москву и Московское государство очистил, из государевых сел село Богородское стоит на четыре усады, а меж усад ис ключей пруд с заплотиною. А в селе церковь Рождества Пречистые Богородицы деревянна с папертью да другая церковь Николы Чудотворца (в переписной книге Нижегородского уезда письма и переписи князя И. Ф. Щаховского и подьячего П. Симанова 1646 г. эта церковь значится как «Обновления храма Воскрешения храма Бога нашего», а в аналогичном документе князя Ю. М. Солнцева-Засекина 1678 г. – «во имя Воскресения Христова» . – РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 297, 7529) с папертью ж. А церкви и в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково и мирское» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 292). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы считалась главной – соборной. Возведенная первой, она дала название и самому селу: Богородицкое (Богородичное)Богородское. По одной из легенд, на месте храма первоначально стояла часовня, срубленная безвестным купцом, спасшимся от лихих людей: молясь Владычице Заступнице, он оторвался от разбойников, выехал к поселению, где и сотворил затем в честь своего спасения благое дело – позже на этом месте построили церковь. Другая легенда повествует о явленном в одном из ближайших к селению лесов чудотворного образа Пречистой, который был принесен в часовню, а позже помещен и во храм.

http://sobory.ru/article/?object=33398

http://ok.ru/utrachenny/topic/62201525253480 На главной площади Иваново-Вознесенска, носившей имя Торговой (впоследствии - Георгиевской, ныне - Революции) до 1930-х годов располагался величественный храмовый комплекс. Он включал в себя два храма и две колокольни. Предание говорит, что на этом месте на протяжении многих столетий существовал храм в честь апостола Иоанна Богослова, по имени которого и получило своё название село Иваново. В XVII веке здесь располагались храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделом Иоанна Богослова и храм великомученицы Параскевы Пятницы. В 1699 году деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века была построена кирпичная шатровая колокольня. Одновременно здесь появились летняя деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. В 1761 году строится кирпичный зимний храм в честь Рождества Христова с приделом Параскевы Пятницы. В 1775 году храмы пострадали от нового пожара. 27 июня 1795 года был освящён вновь построенный Крестовоздвиженский храм с приделами апостола Иоанна Богослова и святителя Николая. В июне 1864 года епископ Владимирский и Суздальский Феофан (будущий святитель Феофан Затворник) освятил величественный храм в честь Рождества Христова с приделами в честь святых Богоотец Иоакима и Анны и Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен на средства фабрикантов И.А. Бабурина, Я.К. Буркова и А.А. Напалкова. В 1912 году Христорождественский храм был расширен, в нём появились приделы в честь великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы. В 1851 году для храмового комплекса был отлит новый колокол весом 800 пудов (почти 13 тонн). Его не решились поднимать на старую обветшавшую колокольню. К 1858 году была построена новая четырёхъярусная колокольня высотой около 64 метров. А в 1897 году треснувший колокол был перелит. На этот раз его вес составил 1300 пудов (почти 21 тонна). На колокольню установили часы фирмы братьев Бутенопов. Эта же фирма изготовила куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=36997

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Вручая митрополиту Меркурию памятную панагию в благодарность за трудны на благо Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «На каждом месте, куда Вас направляло Священноначалие, Вы трудились беззаветно, отдавая свои таланты, свое время, свои силы достижению тех целей, которые перед Вами ставились. Я могу об этом говорить с полным правом, потому что в каком-то смысле вел Вас по жизни от Вашего пострижения в монашество и пресвитерства до того сана, в котором Вы пребываете сейчас. Зная о Ваших возможностях и способностях, когда Вы были под моим прямым архиерейским руководством, я направлял Вас в самые трудные места, где нужно было открывать, защищать, строить храмы, преодолевать очень большие проблемы, связанные иногда с отрицательным отношением внешнего мира к церковным инициативам. По милости Божией Вы везде справлялись с этими задачами и исполняли возложенные на Вас послушания. Пусть Царица Небесная хранит Вас сегодня на высоком посту главы Донской митрополии. Кроме того, Вы возглавляете очень важный церковный департамент — Вы занимаетесь религиозным воспитанием детей. И от этого будет во многом зависеть будущее нашей Церкви. Пусть Господь споспешествует Вам на путях Вашего архиерейского служения. Желаю Вам доброго здоровья и любви Вашей паствы. Аксиос!» Для новых храмов Ростовской епархии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий.  Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону были награждены: Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии. В 1795 году на площади Старого базара была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, а купол — деревянный. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

Исследователи (А. А. Зимин , И. И. Смирнов) полагали, что новый митрополит был поставлен благодаря князьям Шуйским, распоряжавшимся делами при малолетнем Иоанне IV, как сторонник нестяжательской идеологии. Враждебность И. по отношению к иосифлянам историки видели в назначении И. епископами игуменов сев. («заволжских») монастырей, а также в замечаниях И. о решениях Стоглавого Собора (см. ниже). Дополнительным свидетельством симпатии И. к нестяжателям может служить то обстоятельство, что при нем улучшилось положение осужденного Соборами 1525 и 1531 гг. прп. Максима Грека . В марте 1539 г. И. поставил 3 архиереев: на Ростовскую архиепископскую кафедру Досифея, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , на Суздальскую кафедру Ферапонта , настоятеля Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , на Смоленскую кафедру Гурия (Заболоцкого) , игум. Мефодиева Пешношского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . До 2 июля 1542 г. с Коломенской кафедры был сведен Вассиан (Топорков). Следует отметить поставление митрополитом в диаконы, затем в священники и назначение настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря книгописца Исаака Собаки , к-рый при митр. Данииле был осужден вместе с прп. Максимом Греком. Предварительно И. написал Даниилу, жившему на покое в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , с просьбой разъяснить, «что Исакова ересь», и получил от него грамоты (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 130-132, 138). По мнению Зимина, все эти мероприятия свидетельствовали о том, что И. был «откровенным противником иосифлян» ( Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России, кон. XV-XVI в. М., 1977. С. 293). Известна единственная грамота И. Иосифову Волоколамскому мон-рю, выданная 12 июня 1539 г. Она не является актом большого значения: грамота подтверждает замену пошлины в митрополичью казну с церкви в принадлежавшем монастырю с. Бужарове Дмитровского у. оброком (АФЗХ. Ч. 2. 56. С. 57).

http://pravenc.ru/text/578036.html

Вот что сообщается в книге Добронравова и Березина " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " , 1896 года выпуска: " Подолец. Подолец от Владимира в 48 верстах, а от Суздаля в 15 верстах при реке Ирмизи (Ирмес - прмечание автора). Село принадлежало вотчиной помещикам графам Бутурлиным. Существующая в селе церковь построена средствами Екатерины Павловны Бутурлиной и прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в церкви три: в настоящей холодной - в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, и придельный во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца Николая. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Всех дворов в приходе 139, душ мужского пола 415, а женскаго пола 477 " . К Рождественскому храму села Подолец до революции 1917 года принадлежала часовня в деревне Хлябово, построенная крестьянами в 1891 году в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года. В 30-е годы ХХ века храм ожидаемо был закрыт, разграблен, а его здание долгие годы использовалось как хозяйственная постройка. Позже, в нём была размещена молотилка - сельскохозяйственная машина, которая обмолачивала зерно, то есть удаляла семена со стеблей колосьев и шелуху. Храм Рождества Богородицы в селе Подолец был передан РПЦ в 90-е годы ХХ века, после того, как при церкви была образована православная община. Большую роль в передаче церковного здания Владимирской епархии, сыграл председатель местного колхоза, имевший на своём балансе здание полуразрушенного храма. Настоятелем в переданную церковь был назначен священник, отец Владимир (Казаков). Восстановление храма началось в середине 2002 года. В настоящее время храм полностью отреставрирован. При восстановлении церкви, в ней появился ещё один престол в честь святых равноапостольных, великого князя Владимира и великой княгини Ольги. С сайтов: http://gavpos-podolets.ru, gavposad-kraeved.ru/село Подолец. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истории сёл Подолец и Ракитницкое Гав-Посадского района.

http://sobory.ru/article/?object=03704

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Источник:http://vologda-eparhia.ru/ Ныне существующий собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1833–1836 годах по проекту губернского архитектора Николая Андреевича Трубчанкина взамен существовавшей небольшой деревянной церкви. Строительство здесь первого храма, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы, произошло не позднее 1790 года. Оно связано с историей кладбища. Череда эпидемий, опустошавших русские города в 1760–1770-е годы, заставила государство принимать радикальные меры для предотвращения распространения болезней. 24 декабря 1771 года принят указ Сената " О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей " , согласно которому запрещалось " хоронить умерших в городах при церквях " и предписывалось " отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей " . В связи с правительственными распоряжениями в 1781 году за чертой города Вологды начали действовать три кладбища (по числу частей города), в том числе Заглинковское (Николаевское). В 1782 году землемер Неелов следующим образом описал его месторасположение: " Находится... по течению реки Содемы вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала в трёхстах саженях " . Для отправления богослужения по усопшим здесь не позднее 1790 года был построен небольшой храм. После освящения его престола в честь Рождества Богородицы кладбище стало именоваться Богородским. Архитектурные особенности (описание) объекта Двухэтажное здание храма построено в стиле ампир. Оно относится к редкому для Вологды типу храмов " под колоколы " . Над массивным двухэтажным четвериком возвышается ротонда звонницы, завершённая сферическим куполом с небольшим глухим барабаном и крестом на шарообразной миниатюрной главке. К основному объёму примыкают трапеза и алтарная апсида, прямоугольные в плане и лишь немного уступающие ему по высоте. Южный и северный фасады на уровне второго этажа оформлены четырёхколонными тосканскими портиками в антах. Основаниями портиков служат ризалиты первого этажа с глубокими и широкими полуовальными арками. Колонны портиков, украшенные профилированными базами и капителями, несут широкие антаблементы с треугольными фронтонами. В центре портика между средними колоннами устроено увенчанное треугольным сандриком тройное окно, над которым расположено итальянское окно второго света. Венчающий карниз храма декорирован модульонами. По мнению Г.К. Лукомского, эта обработка нижнего этажа " сделана в церкви отлично и вообще представляет собою приём мало использованный и очень интересный " . Современный вид здание церкви приобрело в начале XX века после перестройки притвора в трапезную с двухэтажным закрытым парадным крыльцом. Иконостасы обоих этажей церкви имеют эклектичный облик. В XIX веке интерьер храма был украшен масляной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=08247

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010