История Христорождественского храма в селе Рождество свое начало берёт с 1768 года, когда усердием прежде бывших крестьян Боровского Пафнутьева монастыря была построена первая, на тот момент деревянная церковь с одним холодным престолом, освященным в честь Рождества Христова. Это была 4-х ярусная одноглавая церковь, построенная по типу " восьмерик на четверике " . При храме была построена также деревянная колокольня. В 1867 году церковь была обновлена и тогда, видимо, под неё был подведён каменный фундамент, а на храме появился тёс. Рядом с ней была заново построена каменная колокольня, которая при строительстве в конце XIX века каменного храма была разобрана. Ныне стоящий в селе каменный храм был заложен 10 июля 1894 года к востоку от деревянной церкви, а к западу – колокольня. Церковь строилась в византийском стиле архитектором Виктором Александровичем Мазыриным на средства прихожан и благотворителя-попечителя коммерции советника А. А. Недыхляева. На закладной доске было начертано: " Сей храм Рождества Христова заложен в царствование Государя Императора Александра III Александровича при святительстве Александра Епископа Калужского и Боровского строителями Кириллом Ивановичем, Наталиею Семеновною и сыновьями их Сергием и Николаем Кирилловичами Лебедевыми, Андреем Софроновичем Софроновым, священником Иоанном Семеновичем Низяевым, Аграфеною Сидоровной Сидоровой, архитектором Виктором Александровичем Мазыриным и председателем строительного комитета Алексеем Александровичем Недыхляевым " . Каменный храм был закончен строительством в 1897 году; главный его престол в честь Рождества Христова был освящён 20 сентября. Левый придел в честь свт. Николая Мирликийского чудотворца освящён в память и в день святого коронования Императора Николая II 14 мая 1896 года. Правый придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - 5 декабря 1899 года. В 1897 году приходу церкви Рождества Христова Императором Николаем II была дарована икона свт. Николая Мирликийского, торжественно встреченная в селе Наро-Фоминское. Она была размещена в иконостасе Никольского придела и являлась самой почитаемой святынью храма (ныне святой образ утрачен).

http://sobory.ru/article/?object=01599

Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 году он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала – в склад, а вскоре – в один из заводских цехов. http://www.oldmos.ru/photo/view/19659 В начале XVII в. на землях боярина Ивана Никитича Романова (унаследовал это владение от отца, Никиты Романовича Юрьева), была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Позднее здесь возникла Бутырская слобода (от слова «бутырки» – отдельно стоящий хутор, выселки). Население Бутырской слободы быстро увеличивалось за счет тех москвичей, которые, не желая платить налоги и отбывать военную службу, записывались в крестьяне к боярам Романовым. В 1649 г. беглецов по указу царя Алексея Михайловича переселили обратно в Москву, а их место заняли пленные поляки. После заключения в 1656 г. мирного договора с Польшей пленники были отпущены на родину, а в Бутырках разместился московский выборный, то есть отборный полк. Это был старейший из регулярных полков России, сформированный по указу царя Михаила Федоровича в 1642 г. Он находился в ведении Стрелецкого приказа и получил название Бутырского. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы значилась полковою. В 1682–1684 гг. в честь победы России над крымским ханом на средства полка деревянную церковь заменили каменной, и ее освятил патриарх Иоаким. Церковь была по размерам, красоте и богатству одной из самых красивых в Москве. Это был большой пятиглавый собор, золотые купола которого издали видели подъезжающие к Москве по Дмитровской дороге. Отдельно стояла надвратная шатровая колокольня, очень изящная и изысканная, схожая с колокольней церкви Николы Явленного на Арбате. Церковь была выстроена при полковнике Родионе Жданове, имела приделы преподобного Сергия Радонежского (правый) и святителя Николая (левый). Одновременно были построены трапезная на две тысячи человек, церковноприходская школа и богадельня. В 1812 г. в храме французы устроили конюшню и склад. Приходские защитники были убиты, староста казнен – повешен на Распятии Христовом. После изгнания неприятеля церковь восстановили. Когда беды были забыты, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября вокруг церкви шумела большая ярмарка, разбивали шатры и балаганы. В лавках продавались знаменитые бутырские баранки. Веселились на ярмарке «бутырщики» – так стали называть живших здесь работников типографии Московского университета.

http://sobory.ru/article/?object=03403

http://svyatayarus.su/church/detail/51329/ Воинский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Тулы был общим бригадным для 11-го пехотного Псковского полка и 12-го пехотного Великолуцкого полка. У 11-го пехотного Псковского Генерал-Фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полка была к тому времени только походная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, существующая с конца XVIII столетия. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в Отечественную войну 1812 года, 2) в Турецкую войну в 1877-1878 годов, 3) в Русско-Японскую войну в 1904-1905 годах. Полковой праздник отмечался 8 сентября . А у 12-го пехотного Великолуцкого полка походная церковь в честь святителя Николая Чудотворца существовала с 1811 года. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) при взятии Варшавы в 1831 году, 2) в Турецкую войну в 1877-1878 годов, 3) в Русско-Японской войне в 1904-1905 годах. Полковой праздник отмечался 6 декабря. По прибытию 1894 году в город Тулу 12-го пехотного Великолуцкого полка православным воинам было предложено «отправлять свои религиозные потребности в приходской Троицкой церкви, где был предоставлен один только правый предел. С большим неудобством было сопряжено отправления духовных нужд в этом тесном приделе, едва вмещавшим в себе 150-200 человек». Так как полк в те времена в среднем насчитывал от 1500 до 2000 человек, многие воины вынуждены были ходить в другие храмы города. 17 сентября 1898 г. город Тулу посетил с официальным визитом для обозрения военных церквей протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, который встретился с командирами и представителями Псковского и Великолукского полков и местными полковыми священниками. По Новому положению 1890 г. протопресвитеру военного и морского духовенства было поручено руководство всеми церквами военного и морского ведомств, как подвижными, так и неподвижными. Подвижные — это храмы, временно устроенные в здании или палатке при разных военных и морских заведениях, «госпиталях, богадельнях, приютах, военных и морских тюрьмах и дисциплинарных батальонах, крепостях, портах, и подобных военных и морских учреждениях и командах». Неподвижные - это «военные и морские соборы и церкви, которые, представляя собою особо устроенные храмы, имеют все принадлежности церквей приходских, но прихожанами их состоят одни лишь военные чины. Сюда же следует причислять и те военные и морские соборы и церкви, которые, кроме военных чинов, имеют при себе прихожан из местных обывателей».

http://sobory.ru/article/?object=42494

В 1985 г. под руководством епископа Кировоградского и Николаевского Севастиана осуществлена внутренняя роспись собора, позолота иконостаса и Святых Апостолов Евангелистов. В конце 1990 - начале 2000-х гг. В Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Кировограде проведены реставрационные работы. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Кировоградской и Новомиргородской епархии в Кировограде, памятник архитектуры. Собор был построен в 1812 году на месте деревянной церкви усилиями греческой общины, проживавшей в городе. Деревянная церковь была сооружена в 1766 году; священник, выбранный общиной, совершал службы на греческом языке. Храм вначале был освящён в честь равноапостольного царя Константина, позже был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня была построена в 1828 году. Примечательно, что в метрических книгах собора есть данные о том, что знаменитый генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, бывший в то время в городе, крестил двух своих детей в 1789 и 1790-х г.г. В 1790 году территории собора был похоронен сын Кутузова Николай, который умер в младенчестве от оспы. В 1905 году собор был отреставрирован, до наших дней сохранились некоторые росписи того времени. В 1944 году, когда был закрыт Успенский храм, собор получил статус кафедрального. Примечательно, что за всё время своего существования, ни в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации, собор не закрывался властями. В 1980-е годы под руководством епископа Севастиана была проведена масштабная реставрация, обновлены и созданы новые росписи. Основанная в 1754 г., крепость святой Елисаветы была расположена на пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента ее закладки тут возникают ярмарки. Впоследствии здесь регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 г. в память царя Константина, а позже переименованный в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=31011

Василия Великого , на Тверской Ямской улице, первоначально построена была в 1688 году, а в настоящем виде существует с 1845 года. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Пророка Илии. Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Покровке, в Барашах, построена в 1647 году. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Мученика Лонгина Сотника. Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, первоначально построена была в 1514 году, а вновь сооружена в 1745 году. Приделы: 1) Святого Николая Чудотворца; 2) Мученицы Параскевы Пятницы. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Семёновской слободе, построена в 1731 году. Придел во имя мученика Иоанна воина. Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в бывшем Новинском монастыре, основанном святым Фотием митрополитом; он упразднён был в 1764 году и обращён в приходскую церковь . Нынешний храм устроен в 1854 году. Приделы: 1) Всех Святых; 2) Рождества Иоанна Крестителя. В сем храме и местночтимая Казанская икона Божией Матери. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Ермолаевском училище, на берегу Москвы реки, близ Каменного моста, построена в 1863 году. Введения во храм Пресвятой Богородицы, единоверческая, у Салтыкова моста, построена в 1825 году. Взыскание погибших, в Пересыльном замке, построена в 1843 году. Владимирской иконы Божией Матери, на Никольской улице, построена в 1692 году, повелением государей Иоанна и Петра Алексеевичей и по усердии матери их Наталии Кирилловны, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татар. В сем храме находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери 108 . Владимира князя, в старых садах, построена в 1514 году. Приделы: 1) Князей Бориса и Глеба; 2) Мучеников Кирика и Улиты. Близ сей церкви был в древности мужской Покровский монастырь, когда упразднён, неизвестно. Власия священномученика, в старой Конюшенной, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Казанской иконы Божьей Матери 2) Священномученика Власия. В сем храме местночтимая икона Власия священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Храм назывался то церковью Рождества Христова (по престолу верхнего этажа, освященному в 1735 году), то «Никольскою на оружейной слободе», по имени церкви нижнего этажа. В 1734 году внизу были устроены приделы во имя св. ап. Андрея Первозванного и преп. Тихона Калужского. Огромный по масштабам того времени храм Николы Зарецкого построен в 1730-1734 годах сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием, как родовой храм и усыпальница. Пользуясь связями в Петербурге ему не трудно было заказать проект церкви столичному зодчему, имя которого до нас не дошло. Необычный для православия прямоугольный объем церкви позволяет думать об архитекторе-иностранце, придавшему храму скорее дворцовый, чем церковный облик. В здании размещались – одна над другой – две церкви: в первом этаже отапливаемая, во втором – холодная. При ремонте 1873 года над возвышающейся предалтарной частью был сооружен не дошедший до нас барочный граненый купол. Несколько суховатое оформление фасадов ограничивается рустовкой стен первого этажа и скучноватыми тянутыми рамками в междуоконных простенках. Одновременно с церковью была возведена величественная колокольня. Единственным отклонением от древнерусской схемы является замена традиционного венчающего шатра ступенчатого убывающими восьмеричками. Здание церкви построено в стиле петербургского барокко 30-х годов XVIII века, колокольня Ярославо-Суздальской архитектуры XVII-XVIII столетий.  ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (НИКОЛО-РЖАВСКАЯ) Приход возник в XVII в. Первоначальный деревянный храм построен во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. Его заменила церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая. В связи с обветшанием здания в 1681 г. у Тульского Предтеченского монастыря куплена церковь во имя Иоанна Предтечи и устроена на месте старой. С 1749 г. до 1770 г. рядом строилась каменная - в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. В 1831 г. устроен второй придел во имя Иоанна Предтечи. Закрыта не ранее 1930 г.

http://sobory.ru/article/?object=00828

31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна Предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами. 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме. Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ. http://ppsobor.ru/o-sobore/ 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый – во имя 1-го и 2-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, а левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07329

Наиболее полным исследованием по истории К. м. остается книга Барсова «Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае» (1868) с приложенной описью монастырского архива, который впоследствии передавался в различные хранилища. К 2015 г. небольшой самостоятельный фонд обители (НАРК. Ф. 65) содержал 184 единицы хранения за 1801-1915 гг. Отдельные документы разного времени находятся в фондах Новгородской духовной консистории (ГАНО. Ф. 480), Олонецкой духовной консистории (НАРК. Ф. 25), Александрова Свирского в честь Св. Троицы мон-ря (Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 3), Новгородского приказа (РГАДА. Ф. 159) и др. На о-ве Палей прп. Корнилий проживал в пещере. Когда к подвижнику стали приходить «любители уединения, изволяющии монашествовати», он построил для иноков кельи и храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. После устроения К. м. преподобный «обложил свое тело железными веригами и поясом» и вернулся в свою пещеру ( Пигин. 2013. С. 198). Преемником прп. Корнилия стал его ученик прп. Авраамий Палеостровский . В писцовой книге 1563 г. Андрея Лихачёва «с товарищи» на землях Никольского Шунгского погоста упоминается К. м. с 3 храмами: в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя прор. Илии и теплым во имя свт. Николая Чудотворца, «а в манастыре игумен Иона да пол 60 человек старцов» (Писцовые книги Обонежской пятины. 1930. С. 154). Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. К. м.- небольшая преуспевающая сев. обитель. В писцовой книге 1582/83 г. приводятся сведения о ее строениях и число монахов, а также указывается, что все монастырские церкви были поставлены при жизни прп. Корнилия: «В Никольском же погосте монастырские вотчины на Вспальевском острову на Онеге озере. Монастырь общей Рожественской, а на монастыре церковь Рожество Пречистые Богородицы, да церковь Никола Чюдотворец, да церковь теплая Илья Пророк с трапезою древяные. А церкви поставленье и церковное строение прежнего игумена Корнилия. Да на монастыре ж келья игумена Ионы да 32 кельи, а живет в них два священника да 49 братов» (Писцовая книга Заонежской половины. 1993. С. 192).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

А за Литовцами шли бояре и воеводы, князь Василей Иванович Туренин, да князь Михайло Петрович Борятинской, с товарищи, со многими ратными людьми, с Казаки, и с Немцы, и с Татары. И в том Васильеве, да в Иванове – вотчины Коробьиных – в селе Горицах, и досталь Татарове, мелкую животину, хлеб и сено потравили, и крестьянские животы, достальные лошади и мелкую животину, потравили, и крестьян перемучили. То наши и речи; а речи писал Шуи посаду земской дьячек Вторышка Григорьев». – В 1828 году 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов. Наконец, в 1849 году село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение. 23 В настоящее время в Горицах – две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. – Богородицерождественская церковь в первый раз упоминается в вышеуказанной духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, писанной в 1585 году; но основание ее относится несомненно к более древнему времени. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков, окольничего Василия Васильевича и брата его Ивана Воробьиных; освящена в прежнее наименование – в честь Рождества Пресвятые Богородицы. Эта деревянная церковь около 1760 года за ветхостию сломана, и вместо ее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». – Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Теплая церковь построена в 1800 году тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Церкви и колокольня обнесены обширной каменной с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище. В холодной церкви имеется древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятые Богородицы, но преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залесном) Горицком монастыре, братьями Воробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 году церковь . В сей же церкви хранится старинная бархатная священническая риза, – вклад преосвящ. Питирима, Архиепископа Нижегородского. На кладбище находится старинный надгробный камень с надписью: «Лета 7152 (1644), ноября 14 дня, на намять Святого Апостола Филиппа, преставися раб Божий Евгений». Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 809 квадр. саж., пахотной 29 десятин 1,900 квадр. саж., под проселочной дорогой 5 десятин 910 квадр. саж. и под рекою Тезою 2 десятины. План на землю имеется и хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010