Причт: священник, диакон и псаломщик. Казенного жалования получает священник 300 руб., диакон 150 руб., псаломщик 100 руб. Причтовый капитал в процентных бумагах 3418 руб. Прихожан муж. пола 119, жен. пола 169, приход торговый и фабричный. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Каменная, с такою же колокольнею. Холодная церковь построена в 1685 г. усердием ярославского гражданина Иоанна Аверкиева, по случаю принесения в 1634 г. из Ярославля на место, где ныне церковь, чудотворного Владимирского образа Божией Матери. На построение ее царь Федор Алексеевич, изволивший в 1678 г. прибыть в г. Нерехту и поклониться чудотворному образу, выдал из своей царской казны значительное количество денег, а на окончание строения в 1685 г. царь Петр Алексеевич выдать приказал 250 рублей. Придельная теплая церковь построена в 1833 г. на средства неизвестных жертвователей. Церковь окружена каменной оградой. Престолов 3: а) в холодной в честь Владимирской иконы Божией Матери; в теплой б) правый в честь Сретения Господня, в) левый во имя архистратига Михаила. Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. К церкви приписана часовня на городской площади. Расстояние от Костромы 42 в. Ближайшие церкви: Казанская соборная и Преображенская городские, Рождественская с. Федоровского в 5 в.  В 1634 г. здесь была основана иноческая обитель, именуемая Сретенской. После закрытия монастыря в 1764 г. Владимирская церковь была обращена в приходскую. В 1930-е храм был закрыт, колокольня разрушена, а чудотворная икона бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 г. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенскойцерквах Нерехты. В 2004 г. храмовый комплекс Владимирской церкви был передан Костромской епархии и Троице-Сыпанову Пахомиево-Нерехтскому монастырю. В стенах Троицкого соборамонастыря хранится ныне чудотворный образ Нерехтской иконы Божией Матери. 

http://sobory.ru/article/?object=00156

10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ (Тамбовские ЕВ. 1894. 23. С. 460-472). Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ). Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.). В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.). В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии (1894; не сохр.). В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Николая Чудотворца муж. мон-рь , полтавский в честь Воздвижения Креста Господня , в к-ром жили Екатеринославские архиереи до перевода кафедры в 1798 в Новомиргород, Сокольский муж. мон-рь в честь Преображения Господня близ г. Кобеляки (основан в 1714, упразднен в 1786)), 11 часовен, клир епархии составляли 1476 священно- и церковнослужителей ( Деркач. 2006. С. 103). Обширная новоучрежденная епархия нуждалась в храмах, практически отсутствовавших в пределах Азовской губ. В 1774 г. Киевский митрополит благословил строить в Новоселице (совр. г. Новомосковск) деревянный 3-престольный храм во имя Св. Троицы на месте обветшавшей однопрестольной церкви с таким же посвящением. Храм был заложен 2 июня 1775 г., в 1778 г. освящен архиеп. Евгением, приделы (во имя апостолов Петра и Павла и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) были освящены 12 авг. 1780 г. 6 сент. 1780 г. в крепости Нов. Кайдак (Нов. Кодак), неподалеку от Екатеринослава, был заложен храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1781-1783 гг. в Ст. Кайдаке (Ст. Кодаке) строилась деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла, сгоревшая за неск. дней до освящения. В 1784 г. в епархии насчитывалось 424 храма, 1394 священно- и церковнослужителя (Там же). В 1788 г. был освящен собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Александровске. Началось храмоздательство и в основанном в 1775 г. Екатеринославе. Первоначально город располагался на месте сел. Лошаковка, при впадении р. Кильчень в р. Самару (Екатеринослав I, или Кильченский). В 1780-1781 гг. здесь была построена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (в 1791 перевезена в Екатеринослав II). Однако место для города оказалось неудобным, и в 1783 г. кн. Потёмкин перенес его на возвышенную равнину на правом берегу Днепра, в казацкую слободу Половицу, расположенную между крепостями Ст. и Нов. Кайдак. В 1787 г. Новороссию посетила Екатерина II. 9 мая императрица заложила в Половице 1-й камень в основание будущего кафедрального Преображенского собора.

http://pravenc.ru/text/178625.html

С 2007 года храм является архиерейским подворьем. Из книги: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 Бежичи при реке Десне, в 135 верстах от епархиального г. Орла и в 9 верстах от уездного г. Брянска. Название села произошло, как говорят, или оттого, что это место служило прежде убежищем для разного рода пришлого люда или оттого, что когда-то здесь, в дремучих лесах было убежище воров и разбойников. О времени образования прихода достоверных сведений нет. В настоящее время приход состоит из села Бежичи и деревни Бордовщины. Прихожане почти все крестьяне, мещан 5, дворян 1 чел., всего душ муж. пола 778, жен. пола 825. Так как земля в приходе малоплодородная, то крестьяне земледелием почти не занимаются, большая часть работает в разных мастерских на Брянском рельсопрокатном заводе, завод дает хороший заработок. В 1879 г. к церкви села Бежичи приписано было село Голяжье, но в 1896 г. Голяжье было сделано самостоятельным приходом. Храм села Бежичи каменный, с такою же колокольнею. Построен во имя св. Живоначальной Троицы, но когда, кем, с чего благословения и на какие средства – за давностью неизвестно. В храме есть придельный алтарь в честь иконы Казанской Божией Матери, но когда он устроен – тоже неизвестно. Ни чудотворных икон, ни других достопримечательностей нет. Прихожане наиболее почитают иконы Казанской Божией Матери и апост. еванг. Иоанна Богослова. Кроме сторожки-караулки, других зданий при церкви не имеется. На приходском кладбище есть каменная часовня-усыпальница. Ни недвижимых имений, ни вкладов на содержание храма нет. По случаю прекращения холеры в 1870 г. жители села Бежичи ежегодно 8 мая поднимают из Свенского монастыря икону Свенской Божией Матери для служения молебнов по домам и совершения крестного хода вокруг села в сопровождении местных икон и причта. Причт трехчленный, получает жалование 400 руб.; церковной земли – 66 десятин. Имеются церковно-приходская школа и воскресная. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии» Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00655

В патриарших окладных книгах под 1628 г. в селе Рюминском значится «церковь св. чудотв. Козмы и Дамиана», подобными записями церковь отмечена в 1641 г., 1642 г., 1654 г., 1622 г., 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о непрерывном существовании церкви в Рюминском, но были ли какие-нибудь перестройки ее, сведений о том не сохранилось. В 1754 г. церковь сгорела и вместо нее построена новая, приобретенная из упраздненного Симеоновского монастыря, которая и была освящена в 1777 г. в то же наименование. Храмозданная грамота дана преосвящ. Антонием, епископом Переславским, 25 февраля 1775 г. В 1806 г. местные помещики Шубины решили построить каменный храм, который и был освящен в 1808 г., тогда же построена и каменная колокольня. Крест на нем вверху имеет корону, а внизу полумесяц. Престолов в нем три: в холодной – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. бессреб. Козьмы и Дамиана и св. Николая чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны: икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, древнего письма, приложена она храмоздателем Шубиным: икона эта особенно чтима в приходе; икона Казанской Божией Матери в серебряной ризе, древнего письма и икона св. бессреб. Козьмы и Дамиана в житии, древнего письма. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1820 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: проценты с причтового капитала 50 руб., доходы от служб и требоисправлений до 500 руб., хлебного сбора до 100 руб., от земли пахотной и сенокосной до 100 руб. – всего около 750 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1200 кв. саж., пахотной 20 дес. и сенокосной 8 дес., кустарника около 7 дес., вырубки 28 дес. План и межевая книга на эту землю имеется. Приход состоит из села Рюминского, сельца Горьева и деревень: Копылихи, Свинкина, Мазолова, Калинина и Зубцова, в коих по клировым ведомостям числится 522 души муж. пола и 578 жен. В селе Рюминском имеется церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06589

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место. Наместник, глава Рязанского наместнического управления, генерал-поручик Кречетников М. Н. в марте 1781 года настаивал на переселении и указал новое место в Ямской слободе, у церкви св. Николая. От Наместнического управления на переселение выделялась необходимая сумма - 31 рубль. Но перевод обители состоялся только в 1786 году. Игуменья Евгения с сестрами, при поддержке епископа Симона (Лагова), добились перенесения обители не в Ямскую слободу, а к Вознесенской церкви. Ктитором этой церкви был купец Игнатьев, давший согласие на размещение монастыря. Вскоре в Вознесенской церкви устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия. При игуменье Екатерине в 1861 году в монастыре учреждается община и при ней больница. Учредители ее, по христианской скромности, отказались назвать свои имена. Известно только, что это супружеская чета, проживавшая в Москве. Муж имел рязанские корни, занимался торговлей. Община и больница создавались благотворителями с заботой о старых и немощных сестрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, ухода. С 1863 года настоятельницей Казанского монастыря становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства Сергия Живаго в 1868 году открыта была больница и четырехклассное училище для девочек, стали выделятся деньги на содержание их по завещанию рязанским Банком Живаго. На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Освящение проводил архиепископ Алексий (Ржаницын) 16 августа 1870 года. Храм был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей. Собор представлял собой одноглавый четверик с трапезной, которую увенчивает вторая глава аналогичная первой. В храме было три иконостаса. Все они трёхъярусные, с деревянной резьбой и позолотой. Святые иконы были необычайно богато украшены.

http://sobory.ru/article/?object=11703

Соборная Троицкая церковь г. Моршанска. Церковь каменная, теплая, построена в 1857 г. на средства граждан, три престола: главный – в честь святой Троицы (день Пятидесятницы), придельный правый - в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный левый - во имя святого князя Александра Невского. Местно чтимые иконы Божией Матери: «Всех скорбящих радости», «Боголюбская», «Достойно есть» и «Тихвинская». Приход открыт в 1753 году. Дворов 564, душ муж. пола 1380, жен. пола 1418, великороссы, занятие прихожан – торговля и работа на фабриках и заводах. Школы две: церковно-приходская, мужская и женская, вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1797 г., при церкви библиотека в 447 томов. Штат: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. Для настоятеля имеется церковный каменный дом. У причта полевая земля в 2-х участках: в 2 верстах от церкви 40 десятин, в 6 верстах от церкви 5 десятин неудобной с годовым капиталом в 557 руб.; братский годовой доход 4440 руб. Причтового капитала 17408 руб., церковного капитала 1200 руб. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Моршанский уезд, стр. 229. 350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы - Свято-Троицкий собор. Его история началась 5 декабря 1830 г., когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен, но подобный храм стоит в Петербурге - это Преображенский собор. Ранее, 13 августа 1826 г., Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма. В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. К 9 апреля 1836 г. было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=04469

В 1832 г. К. переехал в Казань и вступил в должность архитектора Казанского имп. ун-та, работал в тесном сотрудничестве с ректором, председателем строительного комитета Н. И. Лобачевским. При размещении на университетской территории новых зданий К. взял за основу генеральный план, разработанный архит. П. Г. Пятницким. Помимо нового генерального плана К. составил проекты корпусов. Комплекс Казанского ун-та К. решил в едином стиле. Все постройки расположены архитектором в симметричной композиции, где визуальной доминантой является главный корпус здания анатомического театра с плоским куполом и полукруглым выступом в колоннах и пилястрах, вытянутый по оси, а б-ка и химическая лаборатория с физическим кабинетом, соответственно с вост. и зап. сторон, задуманы практически одинаковыми. Полуциркульная ограда с колоннами соединяла ранее 3 главных здания ансамбля, параллельно ей были расположены дугообразные служебные корпуса. Центром университетского двора, по замыслу К., была площадь с памятником Г. Р. Державину (1847, скульптор С. И. Гальберг, архит. К. А. Тон). Несмотря на то что многие части комплекса сегодня перестроены, а нек-рые утрачены (напр., ограждение с колоннадой и памятник Державину), созданный К. университетский ансамбль можно отнести к числу лучших образцов русского зодчества. Он является уникальным памятником истории и архитектуры 1-й пол. XIX в., охраняется как объект культурного наследия федерального значения. В казанский период К. работал над проектами церковных зданий. В 1835 г. он разработал 3 версии проекта реконструкции Казанского кафедрального собора, все они предполагали незначительное расширение старого собора и постройку рядом нового храма. Ни один из вариантов не был реализован. По проекту К. в 1842 г. был построен собор в честь Грузинской иконы Божией Матери в Раифском муж. монастыре. Здесь К. повторил свой излюбленный композиционный прием, при к-ром купол опирается на кубический массив с портиками. Плоский купол был спроектирован настолько большого размера, что при производстве работ его сделали деревянным, а от портиков вовсе отказались - в таком искаженном виде церковь существует в наст. время. После закрытия мон-ря в 1930 г. здание частично перепланировали. Ныне собор восстановлен и является местом нахождения чудотворного списка Грузинской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

Нестора (Анисимова), к-рый пребывал в Харбине как начальник Камчатского подворья. Несмотря на сложные политические условия - оккупацию осенью 1931 г. Сев.-Вост. Китая Японией и образование там подконтрольного японцам гос-ва Маньчжоу-го, управление М. Харбинской епархией стало временем ее расцвета. Были учреждены Хайларская (1934) и Цицикарская (1940) викарные кафедры, викарные епископы имели резиденции в Харбине и помогали М. в управлении епархией. Если в 1931 г. в Харбинской епархии действовали 46 православных храмов, то к 1940 г. их число выросло до 62. В 1940 г. успешно закончилось строительство крупнейшего в Харбине Благовещенского храма, при к-ром М. сохранил свою резиденцию и 14 сент. 1941 г. торжественно освятил его. В 1937 г. была открыта третья в епархии монашеская обитель - муж. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Солнечной Пади близ пос. Верх-Урга (северо-запад Маньчжурии). В епархии появились свечной завод, пчеловодческое хозяйство, золотошвейная и иконописная мастерские, открылась епархиальная б-ка. Продолжал выходить ж. «Хлеб Небесный», несмотря на попытки его закрыть маньчжурскими властями, было налажено издание богослужебных книг. Шло дальнейшее развитие дела благотворительности: при харбинской Иверской ц. были открыты Серафимовский детский приют и дом призрения для престарелых. В Серафимовской народной столовой кормили бесплатными обедами малоимущих. При харбинском Казанском муж. мон-ре действовала больница с амбулаторией им. доктора В. А. Казем-Бека. Важное значение в деле развития рус. образования имело создание в Харбине ин-та св. Владимира с богословским (на основе ранее действовавших пастырско-богословских курсов), политехническим и восточно-экономическим фак-тами. Ректором ин-та являлся М. В 1938 г. в связи с закрытием политехнического фак-та богословский фак-т был преобразован в Богословский институт святого Владимира . В том же году была открыта харбинская Свято-Алексеевская ДС. В 1939 г. М. был возведен Архиерейским Синодом РПЦЗ в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010