Среди икон этого храма некоторые почитались за чудотворные: икона Казанской Божьей Матери (сохранилась от прежней церкви), лик ее «изображен крупными чертами на холсте, наклеенном на дерево, икона Смоленской Божией Матери „письма древнего“ до 1833 года находилась в доме помещиков Грибоедовых, но в этом году, когда умер последний потомок фамилии Грибоедовых, она была перенесена в храм»; икона Божией Матери «взыскания погибших», «кроме древности письма, замечательна еще тем, что младенец Иисус... представлен в обнаженном виде»; икона святителя Николая, «чтимая народом за чудотворную, и в прежние года, как рассказывают, было к ней большое стечение богомольцев, но почему такое прекратилось, неизвестно».  Н.А.Тархова. Грибоедовская усадьба Хмелита Храм каменный, устроен в 1759 г. помещиком Федором Алексеевичем Грибоедовым. Престолов три: в настоящем - в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: во имя свят. Николая и Крестителя Иоанна Предтечи. Приписной кладбищенский храм, тоже каменный, устроен в 1794 г. Алексеем Федоровичем Грибоедовым во имя св. Алексия, человека Божия. Прихожан 1221 душа муж. пола и 1346 жен. пола. Земли церковной 36 дес., в том числе усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Церковного капитала 1375 руб., капитала причтового 1000 руб.; священник получает жалования 108 руб., псаломщик 36 руб. Священник Михаил Тимофеевич Виноградов, с 1883 г. священник, награжден скуфьей в 1895 г.; диакон Леонид Иоаннович Романов, в сане диакона с 1885 г.; псаломщик Гавриил Васил. Ширяев, в должности с 1890 г., в стихарь посвящен. В селе 2 школы: церковно-приходская и земская. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Казанская церковь находится чуть южнее въезда на парадный двор, рядом с основной дорогой. Прежде площадка около нее была выделена и обрамлена посаженными по кругу деревьями. Стены сложены из особого узкого кирпича. Трапезная с симметричными приделами (чьими апсидами заслонены западные углы храма) и колокольня были разобраны и восстановлены при реставрации. Характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома.

http://sobory.ru/article/?object=01247

В К. е. почитаются св. источники в с. Украинцеве Иссинского р-на, в с. Русский Камешкир Камешкирского р-на, в селах Анненково, Тарлаково 2-е, Тихменево Кузнецкого р-на, Параскевинский родник в г. Кузнецке, в селах Б. Вьяс, Белый Ключ, Ломовка, Ст. Степановка Лунинского р-на, в с. Серман и в урочище Чепурлейка Никольского р-на, в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, родник и часовня в пос. Сосновоборске. Наиболее чтимые иконы: вмч. Пантелеимона в с. Уварове Иссинского р-на, Вьясская-Владимирская икона Божией Матери в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, икона Божией Матери « Троеручица » в с. Ст. Степановка Лунинского р-на, Боголюбская икона Божией Матери в с. Маис Никольского р-на, икона свт. Николая Чудотворца в с. Русский Качим Сосновоборского р-на, икона Божией Матери « Скоропослушница » в с. Н. Аблязово Кузнецкого р-на. Архиереи Еп. Серафим I (Юшков; 8 окт. 1929 - 22 окт. 1935), еп. Павел (Чистяков; 22 окт. 1935 - февр. 1936), еп. Серафим II (Домнин; 12 сент.- 25 дек. 2013; до 18 мая 2014 временно управлял епархией), еп. Нестор (Люберанский; 18 мая 2014 - 9 июля 2019), митр. Серафим (Домнин; с 9 июля 2019, временно управляющий) Монастыри Действующие: Шиханский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (женский, близ с. Нов. Селя Никольского р-на, основан в 50-х гг. XIX в., закрыт в 1927, возрожден в 2013), Вьясская Владимирско-Богородицкая пуст. (мужская, в с. Б. Вьяс Лунинского р-на, основана на рубеже XVII и XVIII вв., закрыта в 1925, с 2002 функционирует как жен. пустынь в качестве архиерейского подворья, с 2009 идет процесс возрождения в качестве муж. мон-ря). Упраздненные: Иванырсовский Чудов мон-рь (мужской, близ совр. с. Иванырс Лунинского р-на, основан ранее 1677, перестал существовать ок. 1717), Ломовский Богородице-Казанский мон-рь (женский, в совр. с. Ломовка Лунинского р-на, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), Кутлинская Владимирская пуст. (мужская, в совр. с. Ст. Кутля Лунинского р-на, существовала в 10-х гг. XVIII в.), Липовский Казанский Иоанновский мон-рь (женский, близ совр. дер. В. Липовка Сосновоборского р-на, основан ок. 1901, закрыт в кон. 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2462197.html

В с. Акиншине с 1843 г. существует народная школа; содержится в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90. Архидиаконский погост Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уездного города и в 110 от губернского. Первые сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: « церковь архидьякона Стефана в вотчине боярина князя Фед. Иван. Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу». Таким образом в начале XVII столетия церковь здесь уже существовала, но была ли раньше того, сведений об этом не имеется. После княгини Одоевской вотчина принадлежала графу П. К. Салтыкову, от него перешла к княз. Куракиным, от них к Д. П. Приклонскому и наконец к Н. Ар. Жеребцову. Сравнивая число душ мужеского пола, бывшее в Акиншинском приходе в 1678 г., с настоящим, мы видим, что прирост населения за 100 лет очень незначителен. С 1861 г. население прихода даже уменьшается: в 1861 г. в приходе было 700 душ муж. пола, в 1876 г. – 575 душ, а в настоящее время только 450. Причина этого переселение прихожан-офеней на места своей торговли в разные места России. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном, видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви: а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году. В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужение до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. – В 1754 году обе эти церкви «от молненного запаления» сгорели. В 1754–58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана. – Этот деревянный храм существует на погосте и в настоящее время. Но придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Причта по штату положено — 1 священник, 1 дьяк, 1 пс.; квартиры для притча казенные… руги (сборы с поселян) собирается на весь притч ничтожное количество; приход состоит из 49 селений, расстояние от 1 до 12 верст.Из Вятских Епархиальных Ведомостей год 1912 С сайта Бурмакинская библиотека Богородицкая церковь с. Бурмакино каменная, построена в 1777 г., расстоянием от г. Вятки в 30 верст, есть часовня при деревне Крутецкой. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Квартиры для причта казенные. Земли усадебной 2 десятины 1380 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины. Руги собирается на весь причт ничтожное количество. Братский денежный доход священнику 800 руб., диакону 530 руб. и псаломщику 265 руб. Прихожан православных русских 2088 муж. пола, 2256 жен. пола. Приход состоит из 49 селений, расстоянием в 1 – 12 верст. Одна половина села с церковью расположена на горе, а другая половина под горой. Почти по всему приходу разбросаны казенные лесные дачи. Училищ в приходе три: два в селе – мужское земское и церковно-приходская школа, третья в починке Кайском в 7 верстах. Крестьяне занимаются хлебопашеством, многие отправляются на заработки на чужую сторону, а некоторые дома делают спичечные ящики. Сундуки и рамочные ульи. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Села Чепецко-Ильинское, Кстинино и Бурмакино являются сами древними на Кирово-Чепецкой земле: Чепецко-Ильинское впервые упоминается за 1557 г., а Кстинино и Бурмакино - в переписной книге за 1610 год… 1771 г. – с.Бурмакино, Богородицкая церковь. «Зданием каменная с таковой же колокольней, как в холодной, так и теплой с полуденной и западной сторон издавна существуют на своде трещины. Престолов в ней 2: в настоящем холодном во имя Казанской Божией Матери, а в пределе теплом во имя святителя Николая Архиепископа Иерусалимского. Утварью достаточна». К Богородицкой церкви с.Бурмакино была приписана: Часовня при д.Крутецкой в 12 верстах от села. Здание имела деревянное квадратной формы – в длину и в ширину 2 сажени. Время ее построения неизвестно. В часовне имелись иконы довольно хорошего письма во имя Святой Троицы, Рождества Богоматери, св.пророка Илии, святых угодников Тихона и Митрофана Воронежских Чудотворцев. Празднества совершались два раза в год: 8 сентября в честь Рождества Пресвятой Богородицы и 20 июля в честь святого пророка Илии. Собрание прихожан во время этих празднеств было незначительное. Доход в церковную казну составлял 1-2 рубля.

http://sobory.ru/article/?object=29768

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

В 30-х гг. XVIII в. в П. П. м. действовало первое учебное заведение Пензенского края - духовное уч-ще для детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов ( Бахмустов. 2006. С. 50). Однако в 1739 г. началось разбирательство, связанное с материальным обеспечением уч-ща доходами от продаж хлеба: под подозрением в финансовых махинациях оказались игум. Никон, глава Пензенского духовного правления свящ. Антипа Парфёнов и канцелярист Пензенского духовного правления Иаков Фёдоров (ОДДС. Т. 18. Стб. 345). По итогам расследования игум. Никон был переведен в тамбовский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь , а уч-ще закрылось «само собой» ( Бахмустов. 2006. С. 50; Полосин. 2010. С. 152). В 1722 г. в П. П. м. проживали 10 засельников, в 1723 г.- ок. 15, в 1764 г. - игум. Феодосий, 4 иеромонаха, 2 монаха, священник, 2 диакона, 2 дьячка, 2 пономаря с семьями; к обители были «приписаны» отставные капралы, солдаты и драгуны. К 1764 г. обитель, в к-рой стояли деревянные настоятельская и братские кельи, окружала ограда из пластинника; имелись амбар, 2 погреба, конюшня, разбит яблоневый сад. Рядом с мон-рем, над почитаемым источником, сооружена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1764; впосл. каменная). В принадлежавшей обители дер. В. Пензятка Пензенского у. проживал 31 крестьянин. К деревне было приписано 50 четв. земли «в поле, а дву потомуж» ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 38). Братия, не получавшая денежного и хлебного довольствия, имела пчельник, сдавала в оброк рыбные ловли на речке Сурке (21 р. в год). В 1764 г. П. П. м. был отнесен к заштатным обителям на собственном содержании, в него перевели братию упраздненного мокшанского Казанского муж. мон-ря во главе со строителем Питиримом. Вплоть до 1798 г. П. П. м. управляли строители. После перепланировки Пензы в 1785 г. расположение П. П. м. в самом центре города оказалось «неудобным» - «немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями» ( Хитров. 1861. С. 140). Мон-рь «пришел в такую ветхость, что его было нужно или совсем перестроить, или уничтожить» ( Зверинский. Т. 1. С. 240). 1794 г.- 2-я пол. 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Е. являлся председателем Саратовского епархиального училищного совета. Выступил с инициативой учреждения в епархии церковно-учительской семинарии и строительства в Саратове комплекса церковных и учебных зданий. Высказался за организацию в Саратове внебогослужебных собеседований, открытие чайных-столовых для народа. Эти меры были направлены на утверждение веры и преданности Церкви у городского населения. Активная работа Е. на викарной кафедре была особенно заметна в сопоставлении с деятельностью слабого здоровьем Саратовского и Царицынского еп. Иоанна (Кратирова) . Е. временно управлял епархией во время отпуска епархиального архиерея в июне-июле 1901 г., а также с осени 1902 г., когда еп. Иоанн был вызван для присутствия в Синод. После высочайшего утверждения 21 марта 1903 г. синодального доклада о перемещении Вольского викария на самостоятельную кафедру Е. стал епископом Саратовским и Царицынским. Находясь на Саратовской кафедре, уделял большое внимание строительству храмов. При нем в епархии освятили более 50 церквей, в т. ч. в Саратове - Казанский и Христорождественский храмы на рабочих окраинах, одну из первых в России церковь во имя св. Серафима Саровского. По проекту П. М. Зыбина рядом с архиерейским домом в центре города в 1906 г. была сооружена церковь-часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», архитектура которой напоминала архитектуру Покровского собора на Красной пл. в Москве. Е. неоднократно поднимал вопрос о реконструкции саратовского кафедрального Александро-Невского собора, который уже не вмещал население города. Несмотря на старания владыки, реконструкция так и не началась. В то же время при Е. было ускорено строительство городского собора в Царицыне (ныне Волгоград), освящен новый Михаило-Архангельский собор в Сердобске, отремонтированы соборы в Кузнецке и Хвалынске. В области устроения жизни монастырей епархии Е. проводил идею об обителях как о миссионерских форпостах, был сторонником монашеского служения миру. При Е. в Саратовской епархии возникли новые обители: сердобская Казанская Сергиево-Алексиевская муж. пуст.; муж. мон-рь близ с. Н. Липовка Кузнецкого у., посвященный памяти Иоанна Кронштадтского ; Свято-Духов мон-рь в Царицыне (получивший всероссийскую известность благодаря деятельности его устроителя иером. Илиодора (см. С. М. Труфанов )); Таловский Благовещенский жен. мон-рь Аткарского у. со 2-м храмом во имя прп. Серафима Саровского. Кроме того, при Е. были освящены новые церкви в жен. монастырях - Пановском Сердобского у. и Краишевском Аткарского у. В главную обитель епархии - Саратовский Преображенский муж. мон-рь - Е. пригласил иноков с Афона, с Нов. Афона и из Киевской епархии. Стараниями Е. были открыты служившие миссионерским целям специальные школы в Хвалынском у.- противораскольническая в с. Сосновая Маза и противомусульм. в дер. Подлесное.

http://pravenc.ru/text/190195.html

Документов церкви сохранилось немного за 1810-1921 гг., они отложились в описях 19, 20, 21. По своему содержанию это: указы Екатеринославской духовной консистории и Ростовского духовного правления за 1810-1900 гг.; ведомости о церкви за 1824-1828,1842-1911 гг.; метрические книги за 1815, 1841, 1843-1863, 1867-1869 гг.; книги «обыск брачный» за 1950-1954, 1876, 1890-1921 гг.; книги записи прихода денежных сумм за 1886, 1852,1880, 1883-1904, 1907-1909, 1915 гг. Более подробно рассмотрим ряд ведомостей. Они сохранились за 1824-1916 гг. В ведомости о церкви за 1842 г. Указано: «Церковь построена в 1764 г. холодная, здание деревянное на каменном фундаменте. По ветхости на ее месте в 1832 году разрешено построить каменную церковь. Престол в ней один, причта при ней - священник 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. Земли усадебной 59 кв. саженей. Зданий, принадлежащих церкви, нет. В ограде церкви имеется каменный дом для сторожей. Духовное правление и местный самочинный в г. Ростове-на-Дону «опись выдана в 1842 г., из ростовского духовного правления за скрепью первоприсутствующего протоиерея Г. Щербинского». Приходные книги с 1809 г. Метрические книги с 1791 г., исповедные - с 1800 г. В приходе дворов – 152, в них жителей - 608 муж. и 571 жен. По сословиям - дворяне, отставные разных чинов, купцы, мещане, поселянские. Из них раскольников часовенных - 7 дворов, 30 мужчин и 32 жен. (Оп. 19 д. 503). В ведомости за 1850 г. указано, что церковь построена в 1846 г. Здание кирпичное на каменном фундаменте, трехпрестольная, холодная. Кроме основного престола - в честь Казанской иконы Божией Матери, в храме появились два новых придела с престолами: правый - во имя Святого пророка Ильи, левый - во имя Святителя Митрофана Воронежского. В ведомости за 1869 г. уже церковь теплая. «Здание кирпичное на каменном фундаменте, с таковыми же трапезною и колокольнею, пристроенными в 1861 году на старой церкви» (Оп. 19 д. 504). В ведомости за 1881 г. значится церковно-приходское училище, которое размещалось в караулке сторожа. С марта 1881 г. утвержден законоучителем училища священник Ф.А. Миляревский (Оп. 19 д. 504).

http://sobory.ru/article/?object=34032

Фасад каменного храма, как можно видеть на сохранившемся в церковном архиве плане, напоминал собою польский костел, по бокам его были две башни, в одной помещались колокола, а в другой – ризница. Престол в нем был один. В 1837 году прихожане решили расширить храм, пристроив к нему с западной стороны теплую трапезу с двумя приделами; первый был освящен в 1838 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – в 1854 году в честь Святого Николая Чудотворца. Очевидно, эти приделы устроены в память бывших приделов того же имени в деревянной церкви. В 1843 году построена была и новая каменная колокольня. Над престолом в холодной церкви устроена сень на четырех резных позолоченных колоннах. Самый престол поверх индитии обтянут медными сребряно-злащенными листами с различными священными изображениями на них; также и жертвенник обтянут с трех сторон металлическими отсеребренными листами с изображениями Святого Креста. Иконостас старинный резной художественной работы; над царскими вратами в отдельном прорезном щите утвержден Государственный герб. Иконостас этот возобновлен в 1866 году главным образом на средства помещика Куманина в память избавления Государя Императора Александра II от руки злодея 4 апреля 1866 года; за свое пожертвование Куманин удостоен Высочайшей благодарности.  1885 г. «В селе имеются: господский дом и мукомольная водяная мельница о двух поставах, при пруде. Церковь снабжена ризницей, утварью и св. иконами достаточно. Из икон замечательна святая икона Казанской Божией Матери по своей древности и особенному к ней благоговению не только местных прихожан, но и посторонних. Замечательны также по своей ценности: Св. Евангелие с сребро-позлащенными дсками, большой напрестольный Крест и некоторые из сосудов. Богослужебные книги имеются в полном составе, есть книги и журналы и для назидательного чтения. Кладбищ существует два: одно при церкви, а другое на особо-отведенном месте. В состав прихода, кроме с. Дубровы, в коем 18 дворов, входят следующие селения: д. Николаево, д. Неумойна, д. Домкино, и дер. Говелово; первая деревня отстоит от церкви в 4 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 468 муж. и 536 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть военные, купцы и мещане; прихожане занимаются хлебопашеством и возкой дров из рощей; раскольников в приходе нет.

http://sobory.ru/article/?object=58017

Юношество и зрелые годы святого проходили на фоне могучих исторических сдвигов: царствование Ивана IV, опричнина, покорение Астрахани и Казани, Ливонская война, воцарение Бориса Годунова и кровавая трагедия в Угличе… В какой-то степени Ермолаю было проще – далеко от столичных хитросплетений: он работал тогда Господу на самом восточном рубеже Московского царства. Еще подростком он ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где святитель Варсонофий обучил и укрепил его в вере. Служение будущего патриарха началось там же, в Казани, – приходским священником при гостинодворской церкви святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». Доподлинно известно, что после чуда 8 июля 1579 года с явлением Казанской иконы Божией Матери Бог судил именно ему первому «взять от земли» святой образ, показать его собравшимся горожанам и потом торжественно, с крестным ходом, перенести в ближайший Никольский храм. Позже, уже став митрополитом, Гермоген составит службу Царице Небесной «в честь иконы Ее Казанской». Его вдохновенный тропарь празднику «Заступнице Усердная» мы поем в храмах до сих пор. Его перу приписывают также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях», отправленное духовенством Ивану Грозному. Все эти чудеса святитель видел своими глазами и осязал своими руками. Предполагают, что в 1587 году, после смерти супруги, имени которой история не сохранила, батюшка Ермолай приехал в Москву, где в Чудовом монастыре принял постриг под созвучным именем Гермогена (Ермогена). Его последующее церковное возвышение поражает стремительностью. За два года из простого монаха Гермоген возводится в сан архиепископа, причем кафедра его тут же становится митрополией, а он сам, соответственно, митрополитом Казанским и Астраханским. Став пастырем обширной паствы, немалую часть которой составляли новообращенные из местных народов, окруженные мусульманским и языческим большинством, святитель Гермоген сделал все, чтобы обращение не было формальным и Православие укрепилось в этом крае.

http://pravoslavie.ru/43611.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010