По писцовым книгам 161 (1653 г.) г. при Сарыевской церкви значится двор попов, дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 3 двора; в приходе 124 двора крестьянских и 13 бобыльских; пашни церковной «худые земли» по 16 чети в поле, сена по реке Таре 20 копен. Из храмозданной грамоты, данной в 1759 г. епископом Владимирским Антонием, видно, что в то время в Сарыеве была ветхая уже теплая деревянная церковь во имя Николая чудотворца. Очевидно, эта церковь построена была задолго до 1759 г. Вместо нее в 1763 г. построена новая деревянная же церковь в честь того же святого. Таким образом, во второй половине XVIII ст. в Сарыеве было две деревянных церкви. В 1819 г. вместо них начат постройкою каменный храм; холодный был освящен в 1827 г., а теплый в 1829 г. Престолов в этом храме три: главный – во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой – в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя св. Николая чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из прежних церквей сохранились старинные, поновленные уже, иконы Смоленской, Владимирской и Казанской Божией Матери и образ Чуда Архистратига Михаила; первая и последняя иконы в серебряных ризах. Сохранились: напрестольное Евангелие, изданное при царе Алексее Михайловиче, три книги Пролога XVII ст., храмозданная грамота патриарха Филарета 1628 г. и храмоосвятительная грамота патриарха Иосифа 1648 г. Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 5275 руб. – 211 руб. и от служб и требоисправлений до 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 дес. 600 саж., пахотной 37 дес. 1278 саж., писцовой земли в пустоши Поповка, в 3 верстах от церкви, 34 дес. и 1030 саж. мелкого лесу; сенокосной земли нет. План и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из села Сарыева и деревень: Лепешкина, Попкова, Жаров, Горок, Палкина, Ушакова, Костюнина, Алешина и Вязовки; во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 613 душ муж. пола и жен. пола 645 душ. В Сарыеве с 1870 г. находится земская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03751

Теперь сильно разросшийся приход состоит из села и 9 деревень с названиями по имени бывших владельцев-помещиков: Козаковской, Глотовской, Пушешниковской, Жадовской, Рудинской, Ромашковской, Бахтияровской, Колонтаевской и Прилеп, названной так, очевидно, потому, что эта деревня, населенная исключительно государственными крестьянами, как бы «прилепилась» к дворянским владениям былого времени. Всех жителей в приходе 1175 душ муж. пола и 1195 жен. пола. Все они занимаются земледелием, чему благопрепятствует черноземная почва, и только некоторые из крестьян ходят на заработки в города Москву, Екатеринославль и Ростов. Настоящий каменный храм села Васильевского является третьим по счету со времени открытия прихода. До него были два храма деревянные и однопрестольные в честь свят. Василия Великого. Первый из них сгорел в августе 1766 г., а второй, построенный на том же месте и освященный в 1771 г., просуществовал до 1825 г., когда был упразднен за ветхостью. Вместо последнего был построен на средства дворянина майора Никанора Егоровича Глотова каменный храм на другом более удобном, открытом и возвышенном месте. Этот храм, освященный епископом Гавриилом, существует и доселе и имеет три престола: главный – во имя Казанской Божией Матери, правый – во имя святителя Василия Великого и левый – во имя св. муч. Кирика и Улиты. В 1894 г. храм был капитально ремонтирован: снаружи и внутри оштукатурен, сделан резной дубовый иконостас, а по солее поставлена железная решетка. Большая часть расходов по ремонту храма была произведена ктитором – помещиком Афанасием Ниловичем Глотовым из личных средств. В ризнице храма хранятся три довольно древних, тяжелых и редко употребляемых евангелия 1748, 1766 и 1834 гг. Между иконами обращает внимание икона Александра Невского в сребропозлащенной ризе, в венце с пятью драгоценными камнями, установленная в большом резном киоте в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. Ежегодно перед нею 1 марта совершается панихида по в бозе почившем государе. О постановлении этой иконы на средства всех прихожан ктитор помещик Глотов доносил, в качестве представителя прихода, всеподданнейше государю Александру III, с соизволения которого в церковь прислано священническое облачение, сделанное из траурных убранств при гробе Александра II. Облачение это доныне хранится в киоте за стеклом, как царский дар.

http://sobory.ru/article/?object=30321

В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове владельцем села Алексеем Степановичем Всеволжским построена каменная столпообразная церковь во имя преп. Сергия с приделом в честь св. и чудотв. Николая. При ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Другая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери построена в 1869 г.; обе церкви в 1887 г. были обновлены внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесены новой каменной оградою. Описи церковному имуществу при церквах имеются отдельные; копии метрических книг с 1803 г., а исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. В церкви находятся следующие замечательные иконы: большой древний образ Сергия в сребропозлащенной ризе; Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе с венцом, обложенном двумя нитями жемчуга, и складень с древним резным изображением св. и чудотв. Николая. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., пахотной 19 дес., покосной 6 дес.; плана на землю не имеется. Штат причта: священник и псаломщик. Дохода от земли, процентных бумаг и треб причт получает ежегодно до 360 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Никулиной, Б. Таратинки и М. Таратинки. Всех дворов в приходе 113, душ муж. пола 312, жен. 367. В 1882 г. в селе Жерехове открыта церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 1, Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Дворянская усадьба в селе Жерехово Собинского района носит имя своего владельца - князя Оболенского. А прежде село принадлежало Всеволожским и Зубовым. До половины XVII в. село Жерехово находилось примерно в двух километрах от нынешнего положения. Материалов по истории строительства и перестроек каменного храма не сохранилось. В 1731 г. вместо обветшавшей деревянной Сергиевской церкви в Жерехове построена каменная столпообразная церковь во имя преподобного Сергия, с приделом в честь Святителя и Чудотворца Николая, при ней одновременно поставлена была шатровая колокольня. Церковь существует в настоящее время в том виде, как устроена первоначально. В 1887 г. церковь была обновлена внутри и снаружи, а в 1889 г. обнесена новой каменной оградою.

http://sobory.ru/article/?object=06536

С Д. и. связано образование Дуниловской Богородичной пуст., начало к-рой положено возведением в 1712 г. на высоком берегу р. Юг, противоположном затопляемому по весне месту явления иконы, деревянной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1865 г. рядом с ней построили каменный храм с тем же освящением. Основанная здесь муж. обитель просуществовала до 1764 г.; в XIX в. мон-рь был возрожден. После приписки (июнь 1815) Дуниловской пуст. к Сретенскому собору в Никольске Д. и. перенесли в город, где она оставалась до кон. XIX в.; летом она находилась в верхней церкви собора, зимой ставилась в иконостас нижнего храма. В XIX в. крестные ходы с Д. и., почитаемой жителями не только Никольского у., но и соседних Вятской и Костромской губерний, отдаленных районов Поволжья и Поморья, совершались каждый год (описание одного из них см.: Там же. С. 56). В 1890 г., во время празднования в Никольске 100-летнего юбилея со дня освящения Сретенского собора, был отслужен молебен Пресв. Богородице с принесением Д. и. в дома горожан и в приходские деревни. Вынос из церкви и возвращение иконы сопровождались колокольным звоном. С 1892 г. до упразднения мон-ря торжества проводились ежегодно 2-4 окт. В 20-х гг. ХХ в. Д. и. перенесли в Дунилово (где в XIX в. находился исполненный тогда же ее список) и поместили в каменной церкви, настоятелем к-рой был прот. Владимир Сумароков (в нач. 30-х гг. был арестован и расстрелян). Вслед за арестом настоятеля в Дунилово прибыла комиссия для изъятия иконы, однако забрать ее не удалось: когда икону доставали из киота, она упала в щель между стеной и полом («ушла в пол», под солею). После отъезда комиссии вынуть икону удалось маленькой девочке. Попытки конфисковать Д. и. предпринимались регулярно, и дуниловцы прятали святыню на чердаках, в голбцах, на сеновалах, в зыбицах, уносили в лес. С возрождением в 1990 г. дуниловской церковной общины указом архиеп. Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) ее настоятелем был определен иером. Ефрем (Виноградов), к-рого через год сменил иерей Сергий Колчеев († 2003.- Ред.). В 1991 г. общине передали каменный храм. В 1992 г. Д. и. вновь поместили в Казанской ц. и стали совершать крестные ходы с Д. и. из Никольска в Дунилово.

http://pravenc.ru/text/180581.html

В дер. Кош-Карагае на средства местных крестьян и дер. Сажиной выстроена церковь-школа в честь св. вмц. Екатерины, приготовляется иконостас для нее. Церковь будет приписной к Боровской. Каменная часовня имеется в селе Боровском в честь св. и чудотв. Николая, построена на средства крестьянина Даниила Фризина. Население прихода: 3208 душ муж. пола и 3270 душ жен. пола. Приход состоит из села Борового и 12 деревень. Раскольников-поморцев имеется 5 семей в дер. Плешковой. Остальное население православное, старожильское. Переселенцы только в пос. Равнец из Херсонской, Орловской, Харьковской, Екатеринославской, Черниговской, Могилевской и Курской губерний. Среднее число за год крещений 330, браков 69 и погребений 270. Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходских школ три: в дер. Макаровой открыта в 1886 г., помещается в собственном здании; школа грамоты в пос. Равнец, открыта в 1902 г. и школа грамоты в дер. Кош-Карагае открыта в 1906 г. и помещается в наемной квартире. Кроме этих имеются в приходе три министерских школы: в селе и деревнях Сажиной и Плешковой. Земли 198 дес., из них 180 дес. пахотной и 18 дес. сенокосной, план на всю землю есть. Для всех членов причта имеется 5 деревянных, с надворными постройками, домов; дрова покупает причт. Жалования от казны положено: священнику – 400 руб., диакону – 200 руб. и псаломщику – 125 руб. в год. Причтового капитала в 1910 г. имелось 183 руб., братских доходов в год бывает до 1500 руб. Один священник за преподавание Закона Божия в двух министерских школах получает в год 200 руб., второй священник в минист. школе получает 60 руб. в год. Отношение прихожан к содержанию храма удовлетворительное; причтовые дома ремонтируются за счет церковно-приходского попечительства. Пасхальное хождение со св. иконами бывает по всем деревням и почти в каждом доме служат молебны. По возвращении чтимой иконы Знамения Божией Матери из г. Ишима 8 июля бывают крестные ходы по полям всех селений прихода. После них служатся молебны в домах.

http://sobory.ru/article/?object=12878

Ред.2011г.  Из истории села Цикуль: ...186г.: село Цыкула состояло в поместьях Никона Федорова Домагатского, Павла Васильева Яновского, Олфера Максимова Симанова; 1709г. Ивана Тимофеева Танеева. По материалам книги Холмогоров Василий Иванович Материалы для истории церквей Владимирской губернии : Вып. 1- . - Москва : тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3 : для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. - 1911. (страница 10) 5 октября 1936 г. во ВЦИК поступила жалоба из с. Цыкул (сейчас Цикуль) Курловского района о том, что 6 августа облисполком прекратил звон. (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 695. Л. 161)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 85 Село Цикуль (Цыкуль), при речке Сентуре, находится в 67 верстах от уездного города и в 100 от губернского. Церковь в Цикуле существовала уже в начале XVII ст. и значилась в патриарших окладных книгах с 1628 г. По отметкам патриаршего казенного приказа можно заключить, что в XVII и XVIII вв. церковь в Цикуле дважды перестраивалась. Так под 1644 г. отмечено, что «по челобитью Василия Танеева дана благословенная грамота на два престола: Преображения Спасова да Николая Чудотворца»; в 1715 г. выдан указ об освящении новопостроенной в Цикуле Преображенской церкви. Что было причиной таких частых перестроек церкви, неизвестно; может быть, пожары, нередко истреблявшие деревянные церкви, были тому виной. В 1812 г. эта церковь сгорела. Тогда на средства помещиков братьев Танеевых к 1815 г. построен был в Цикуле уже каменный храм. В 1857 г. трапеза храма была распространена и с того времени он существует без изменений. Престолов в храме три: главный - в честь Преображения Господня, в трапезе - во имя св. Николая чудотворца (освящен в 1813 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (устроен и освящен в 1864 г.). В иконостасе Никольского придела иконы из прежней деревянной церкви, но уже поновлены, а в главном храме и другом приделе иконостасы и иконы 1864 г. Утварью и ризницей церковь снабжена вполне достаточно. Сохранилось от прежнего времени только запрестольное Евангелие печати 1657 г. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви усадебной 2 дес., пахотной 31 дес., сенокосной 3 дес.; план и межевая книга на всю землю имеется. Приход состоит из села Цикула и деревень: Новой, Савикова, Аксенова, Маслихи, Филатова и Купреева, в коих по клировым ведомостям числится 1606 душ муж. пола и 1772 жен. В селе с 1875 г. существует земская народная школа и с 1893 г. женская школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=04024

Елшанка - почти ровесница Симбирску, первое упоминание о селе восходит к 1678 году. Его основателем и первым владельцем был дворянин Фаддей Григорьевич Суровцев, по фамилии которого оно сначала именовалось деревней Суровчихой, и только лет через сто за ним окончательно закрепилось другое название - Елшанка, по Елховому ключу, берущему начало среди зарослей ольхи на окраине села. По своему архитектурному облику этот храм во многом походил на аналогичные сооружения, строившиеся в Симбирской губернии в ту эпоху. Особую выразительность придавала ему четырехъярусная колокольня, которая и сейчас, несмотря на значительные разрушения, производит впечатление своей монументальностью и редкой для провинциального зодчества пропорциональностью умело связанных воедино архитектурных деталей. Господский дом и расположенный рядом храм выстроены в одном стиле (возможно, в одно время и по проекту одного архитектора) и составляли единый архитектурный ансамбль, который можно отнести к наиболее интересным усадебным комплексам эпохи классицизма в нашем крае. Источник: сайт «Правительства Ульяновской области» Храм каменный, построен в 1824 г. помещиком Федором Степановичем Топорниным. Престолов три: главный холодный – в честь Казанской иконы Божьей Матери; в приделах теплых – во имя святителя и чудотворца Николая и во имя праведн. Захария и Елизаветы. Церковной земли: 60 кв. саж. усадебной и 66 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика, дома для них церковные. Прихожан в селе Елшанке и в сельце Александрове всего в 255 дворах 632 души муж. пола и 711 жен. пола. Церковно-приходская школа существует с 1890 г., помещается в общественном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Комментарии и обсуждение Многие годы храм был заброшенным и пребывал в руинированном состоянии. Прихожане расчистили внутренние помещения храма, укрепили фундамент и восстановили две колонны. Продолжать работы без восстановления купола нет смысла: лишенный потолка, храм подвержен губительному воздействию осадков. По предварительным оценкам на все работы по изготовлению 10-метрового купола его монтажа потребуется до 1 миллиона 500 тысяч рублей. Прихожане сумели собрать 300 000 рублей, которых недостаточно для того, чтобы оплатить за купол и за его монтаж.

http://sobory.ru/article/?object=23294

На склоне вост. хребта Атаманских гор, прилегающего к территории обители, существовал пещерный скит, устроенный по образцу пещер Киево-Печерской лавры , все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В 1903 г. над пещерами был построен деревянный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» с колокольней. В пещеры вели 2 входа - из Казанского и из Скорбященского храмов. В 1875 г. мон-рь посетил Л. Н. Толстой , беседовавший с монастырскими старцами. К 1903 г. Б. м. владел 769, 5 дес. земли, мельницей, рыбной ловлей на 2 озерах, фруктовым садом и пасекой, монастырский капитал составлял 24630 р. Мон-рь имел подворья в Бузулуке и Самаре. Последним настоятелем Б. м. был Димитриан (Кванин) (с авг. 1914). Ок. 1918 г. на базе Б. м. была учреждена сельхозартель. В Казанском храме устроили токарные мастерские, Преображенский храм был разобран, кирпич пошел на строительство клуба, в Никольской ц. разместилась кузница, позднее был уничтожен Скорбященский храм. В 1929 г. на территории Б. м. образовалась коммуна, затем бывш. монастырские постройки передали колонии для беспризорников, с нач. 50-х гг. на территории Б. м. находится колония строгого режима для несовершеннолетних. Арх.: ГА Оренбургской обл. Ф. 311. Оп. 1. Д. 16, 26, 29, 33, 36, 42, 44, 45; ГА Самарской обл. Ф. 32. Оп. 11. Д. 8, 17, 28, 36, 49, 75, 113, 120, 165, 197, 210, 260, 266, 301, 333, 380, 412, 452, 479, 481, 510, 514, 567, 579, 591, 603, 621, 627. Лит.: Баженов Н. Статистическое описание приходов и мон-рей Самарской епархии на 1901 г. Симбирск, 1903; Спасо-Преображенский Бузулукский подгородний муж. мон-рь: 50-летний период существования, 1853-1903 гг. [Б. м.], 1904; Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания//Л. Толстой и Самара: Восп., письма, статьи. Куйбышев, 1988. С. 55-56; Мон-ри Самарского края. Самара, 2002. С. 21-26. О. И. Радченко Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/153591.html

В 1997 году была возведена коробка здания храма, а в 1998 году были произведены отделочные работы. 24 августа 1999 года, в день памяти священномученика архидиакона Евпла, состоялось освящение храма. Рядом с храмом была построена часовня-колокольня. В городе Екатеринбурге были изготовлены для звонницы железинского храма семь колоколов. Престольный праздник – День Святой Троицы (Пятидесятница) О ранее существовавшей в селе церкви Церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, трехпрестольная. Главный престол – во имя Св. Троицы, в приделе: на правой стороне – во имя Казанской иконы Божией Матери, на левой – во имя св. и чудотв. Николая. Храм построен в 1786 г. усердием казаков и добровольных жертвователей, по размеру довольно вместительный; кругом обнесен каменной, с железными решетками, оградой. Церковный капитал в 1000 руб. заключается в непрерывно-доходном 4% билете, хранящемся в Омском отделении гос. банка. Приписная церковь есть в поселке Пятирыжском во имя св. апостолов Петра и Павла, в 24 верстах от пос. Железинки. Молитвенные дома имеются в пос. Башмаченском в честь св. вмч. Пантелеймона, освященный 15 апреля 1900 г., и в пос. Бобровском в честь св. вмч. Димитрия Солунского, освященный 26 октября 1901 г. Населения в приходе муж. пола 1350 душ и жен. пола 1350 душ, проживают в поселках: Железинка, Башмачное, Бобровка и Пятирыжск. Все поселки расположены на правом берегу реки Иртыш, имеют свои кладбища. Население православное. В приходе средним числом за год бывает крещений 140, браков 25-30 и погребений 60. В пос. Башмаченском есть церковно-приходская школа для девочек, которая содержится на церковные средства, кроме того, имеются казачьи школы в пос. Железинке. Для священника имеется деревянный дом; один псаломщик живет в собственном доме и получает квартирное пособие из войсковых сумм 36 руб. в год, для другого псаломщика хотя и выстроен общественный дом, но для жилья неудобный. Отопление причт приобретает за свой счет. Жалования от казны получают: священник 56 руб. и псаломщики по 16 руб. 80 коп. в год. От войска священник получает 82 руб. 80 коп. и псаломщики – по 102 руб. 84 коп. каждый в год. Братского дохода за год бывает средним числом до 500 руб. Причтового капитала, заключающегося в билете, имеется 100 руб. Прихожане к поддержанию в порядке церкви и причтовых домов относятся холодно.

http://sobory.ru/article/?object=26732

//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 34 Село Афанасьево находится в 124 верстах от губернского города и в 4 верстах от уездного. Афанасьево в старину входило в состав дворцовой волости, центром которой служила Александрова слобода, нынешний город Александров. Церковь в селе, или как тогда называли, приселке Афанасьевском существовала уже в начале XVII ст. Под 1628 г. в патриарших окладных книгах значится «церковь Воскресение Христово в селе Офонасьеве в слобоцком приселке…». В 1654 г. церковь платила дани 1 руб. 25 алтын 2 деньги, а в 1746 г. – 2 руб. 16 коп. Церковь этого наименования существовала в Афансьеве до 1802 г. В этом же году с благословения преосвящ. Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского, на средства прихожан построена каменная церковь, которая существует и в настоящее время. Престолов в церкви два: в холодной – во имя св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, а в теплой – во имя св. Николая чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости, копии с метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1824 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от служб и требоисправлений до 500 руб., от земли – до 100 руб., от хлебного сбора – до 100 руб., а всего – до 700 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 900 кв. саж., пахотной 28 дес., сенокосной 6 дес. 405 кв. саж.; план и межевая книга на эту землю имеются. Приход состоит из села Афанасьева и деревень: Дичкова, Новинок, Наумова, Степанькова, Жукова и Колпакова, в коих по клировым ведомостям числится 560 душ муж. пола и 576 жен., все православные. В дер. Наумове есть часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в деревне Новинках – в честь Архангела Михаила; время и повод их основания неизвестен. В селе Афанасьеве есть земская народная школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=06845

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010