20 в. Небольшой одноярусный иконостас в трапезной, дугообразно выступающий вперед, также принадлежит периоду эклектики. Над царскими вратами, фланкированными колонками, помещена икона " Тайная вечеря " в резном фигурном обрамлении и Распятие. Верхняя часть царских врат декорирована плотной резьбой-плетенкой. В храме сохранилась икона " Ефросинья Суздальская " 1-й пол. 18 в. и паникадило 2-й пол. 19 в. Беляев, 1863, с. 169; ИАК, 1909, с. 225, 235; Холмогоровы, 1902, с. 111-112; Они же, 1912, с. 104; Кудряшов, 1975, с. 104-105. Казаринова, 1976, с. 73-77. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 105-108. Спасская церковь с. Спасского в Березниках каменная, с такою же колокольней и оградою, построена старанием помещика Ивана Ипполитовича Протопопова в 1682 г., кладбище в церковной ограде. Престолов два: в холодной - в честь Нерукотворного образа, в теплой - в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковный капитал в 625 руб., проценты 20 руб. 26 коп., при церкви есть церковно-приходское попечительство. Причт: священник и псаломщик. Средства причта: казенное жалование священнику 132 руб. 30 коп., псаломщику 49 руб. 98 коп.; проценты с общего причтового капитала в 1400 руб. – 53 руб. 20 коп.; доход от богослужений и треб священника 200 - 250 руб., псаломщика 50 – 75 руб. Священник живет в церковном доме, псаломщик в своем. Земли в пользовании причта усадебной 1880 кв. сажень, пахотной 28 десятин, лесной 17 десятин, сенокосной 16 десятин. Планов и межевых книг нет, земля значится в общем плане владельческом с крестьянами с. Спасского. Копия плана, вводный лист на 27 десятин 313 сажень и копия с межевой книги с 33 десятинами есть. Прихожан муж. пола 451, жен. пола 535, приход сельскохозяйственный, отчасти фабричный. Приходских селений 10, из них в двух деревнях Мальцеве и Климове по одному дому, дальняя дер. Пеньки от церкви в 9 верстах, приход разбросанный. Школ две: церковно-приходская в селе и земская в д. Пеньках. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00946

25 авг. 1906 г. М. был назначен епископом Владимиро-Волынским, викарием Волынской и Житомирской епархии, настоятелем владимиро-волынского в честь Рождества Христова мон-ря. Помогал Волынскому и Житомирскому архиеп. Антонию (Храповицкому), замещал правящего архиерея во время его отсутствия в епархии, много внимания уделял духовному просвещению народа. 31 окт. 1908 г. назначен правящим епископом Архангельской и Холмогорской епархии. Объезжал отдаленные приходы, в т. ч. в Заполярье. Особое внимание во время пребывания на Архангельской кафедре М. уделял благоустройству основанного на родине прав. Иоанна Кронштадтского Иоанно-Богословского Сурского жен. мон-ря. 17 апр. 1912 г. М. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским. Несмотря на ухудшение здоровья, много ездил по приходам. Открыл миссионерские курсы для подготовки проповедников среди нерус. населения, учредил подкомиссию «для переводов и оригинальных сочинений на языках населяющих епархию инородцев». Занимался организацией об-в трезвости, а также помощи детям. Устраивал для детей из бедных семей Рождественские елки, отправлял их на лечение в Крым, помогал материально. Во время управления М. Уфимской епархией произошло преобразование миссионерского Камско-Березовского (Николо-Березовского) в честь Казанской иконы Божией Матери муж. мон-ря в женский. Активное участие в устройстве новой женской миссионерской обители вместе с М. принимала вел. кнг. Елисавета Феодоровна. При ее поддержке в мон-ре были восстановлены старые помещения, велось строительство большого каменного храма. 22 дек. 1913 г. М. был уволен на покой по болезни. Синод назначил ему пребывать в Почаевской Успенской лавре, но уже в янв. 1914 г. М. добился того, что ему дозволено было жить в Оптиной пуст. В обители он поселился за юж. воротами монастыря, в доме, где ранее жил писатель С. А. Нилус . С собой М. привез большое собрание книг, к-рое в дальнейшем пожертвовал в монастырскую б-ку. Вскоре М. стал одним из духовных руководителей Оптиной пуст. Он часто служил в храме, проводил собеседования с братией.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

В это время И. было поручено разработать типовой устав муж. и жен. мон-рей и представить его в Свящ. Синод. 16 апр. проект устава был представлен, рассмотрен и принят к руководству (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 34 а. Л. 6-6 об., 7; Православие в Молдавии. 2009. С. 155). В 1945 г. И. привлек к церковному служению Николая Чигвинцева (впосл. архим. прп. Моисей (Чигвинцев) ). 19 авг. постриг его в монашество с именем Моисей и в тот же день рукоположил во диакона, а в сент.- во иерея. При нем иером. Моисей служил в кафедральном Сергиевском соборе Уфы в должности псаломщика с исполнением священнических обязанностей, а затем священника. 18 сент. 1946 г. И. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Строгость в исполнении церковного устава, малообщительность и резкость И. стали причиной конфликта с верующими епархии. 18 нояб. 1948 г. он ушел на покой с назначением местопребывания в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мужском монастыре . 27(28?) янв. 1953 г. назначен временно управляющим Ульяновской и Мелекесской епархией, 4 июня утвержден в должности правящего архиерея. В Ульяновской епархии он столкнулся с нестроением в церковной жизни и с сопротивлением принимаемым им решениям. Настоятели некоторых храмов утаивали часть приходских доходов и не предоставляли архиерею точную отчетность. И. часто посещал храмы епархии, налаживая жизнь в приходах. 21 мая 1959 г. И. был уволен на покой. 11 июня того же года в Ульяновске была закрыта ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой располагалось епархиальное управление. Это означало фактическую ликвидацию Ульяновской епархии, переданной под управление Куйбышевского архиерея. В 1960 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ульяновской обл. в отчете сообщал: «...удалось многих сократить (священников, благочинных и даже епископа Братолюбова)». Проживал на покое в Ульяновске. 29 февр. 1968 г. отпевание И. совершил управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархией Сызранский еп.

http://pravenc.ru/text/469458.html

Храм служил усыпальницей рода основателей монастыря Степановых и их родственников. Здесь в склепе были погребены родители основателей, дворяне Иван Иванович и Надежда Мироновна Степановы; сестра основателей Варвара Ивановна; основатели Павел Иванович, Михаил Иванович и игумения Эмилия; жена Михаила Ивановича - Мария Михайловна; мать Марии Михайловны, дворянка Елена Михайловна Певунова и муж Елены Михайловны - генерал-майор Мелентий Иванович Певунов. В настоящее время храм не сохранился. В 30-х годах XX столетия он был взорван. Сейчас на этом месте роща. Под одним из деревьев в районе бывшего храма кто-то поставил символический надгробный крест, приносит цветы. 2-й храм (тёплый) в честь Казанской иконы Божьей матери был расположен в верхнем этаже большого 2-этажного кирпичного корпуса (настоятельского). Освящён он 9 мая 1852 года Преосвященным Филаретом, Епископом Харьковским. Этот храм был одним из благолепнейших храмов обители. Внутри украшен карнизом с лепными алебастровыми украшениями, стены были окрашены масляными красками, а на полуовальном потолке против алтаря в большом виде было написано изображение Господа Саваоф с простёртыми руками, окружённого сонмами ангелов, и пред ним - Святого Духа, парящего над святым престолом. Посреди храма, в полуовальном потолке - в большом виде изображение Покрова Царицы Небесной с распростёртыми руками, окружённой ангелами, здесь же у подножия- святые Андрей, Епифаний, другие угодники Божии. В алтаре на горном месте - большой крест с изображением распятия, перед ним неугасимая лампада. С правой стороны алтаря во весь рост был изображён страстной образ Спасителя в багрянице и терновом венце, с тростью в связанных руках и окровавленным лицом, выражающим внутренние глубокое страдание. С левой стороны - такой же образ Божией Матери, в руке которой стрела, пронзающая ей душу, о которой пред отшествием от мира предсказал ей Семён Богоприемец. В алтаре в стеклянной гробнице хранилась плащаница, вышитая золотом по малиновому бархату. Иконостас храма был одноярусный, окрашенный под белый мрамор.

http://sobory.ru/article/?object=57164

28 марта 1887 г. А. был назначен на Рижскую кафедру, с 15 мая 1893 г. архиепископ. При А. в епархии было образовано 26 приходов, построено 67 новых храмов (почти 1/3 всех церквей епархии). Архиерей требовал от подчиненного ему духовенства проведения внебогослужебных бесед с прихожанами, произнесения проповедей за каждым богослужением, введения в храмах общего пения. Стараниями А. в 1888 г. «Рижский епархиальный листок» был преобразован в ж. «Рижские ЕВ», были основаны Пюхтицкий жен. мон-рь (1891), рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. мон-рь (учрежден как община в 1892, преобразован в мон-рь в 1902), рижский во имя Алексия, человека Божия, муж. мон-рь (1896). По инициативе А. 18 нояб. 1887 г. создан Историко-статистический комитет, к-рый подготовил и опубликовал 3 выпуска «Историко-статистического описания церквей и приходов Рижской епархии», в 1896 г. в Риге был основан церковно-археол. музей, настоятелям храмов архиерей рекомендовал вести приходские летописи. 4 окт. 1897 г. А. был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. За успешное миссионерское служение в 1901 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 8 февр. 1903 г. назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. Основал братство Озерянской иконы Божией Матери , при нем миссионерскую б-ку, церковно-археологическое об-во и музей. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия , выступал за церковные реформы в рамках канонов. А. принадлежит большое число посланий, слов, путевых заметок и т. д., публиковавшихся по месту служения в «Епархиальных ведомостях», а также выходивших отдельными изданиями. А. похоронен в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре . Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 232. Соч.: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. СПб., 1868, 1870; Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев. К., 1870; Слова и речи Арсения, еп. Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига, 1889; Путевые заметки во время путешествия на богомолье.

http://pravenc.ru/text/76220.html

В 1732 году " против присланной промемории Ея Высочества Благоверныя Государыни царевны Елизаветы Петровны " повелено было крестьян деревни Григоровой и Нееловой, бывших дотоле в приходе Никольской церкви погоста Стогова, за дальностью расстояния и " за происходящею земельною ссорою " приписать в приход к вышеописанной Ильинской церкви. В этих деревнях по переписным книгам 1703 года числилось 41 двор; посему вследствие увеличения прихода с Ильинской церкви дани положено было 1 рубль 18 алтын и 3 деньги " . Так образовался Григоро-Нееловский приход. В 1735 г. приходская церковь оказалась обветшавшей и вместо нее построена была прихожанами новая, купленная в селе Хребтове Переелавского уезда, и освящена также в честь св. Пророка Илии. В 1771 году эта церковь перенесена была на новое место: " Благословили мы, говорится в грамоте Преосвященного Геннадия, епископа Переславльского и Дмитровского, погосту, что на Грязевке, церкви свят. пророка Илии священника Ивана Иванова с приходскими людьми состоящую в том погосте оную церковь за дальностью от приходских жил и за бывшим от воровских людей разбоем разобрав перенесть и построить в тоже наименование между приходских той церкви деревень Неелово и Григорово на пристойном месте " . Таким образом из двух деревень образовалось село Григорово-Неелово. В 1808 году начат постройкою вместо деревянного каменный храм, оконченный в 1815 году; этот храм существует и в настоящее время. Престолов в нем два: в холодной во имя св. пророка Илии, в приделе теплом во имя Казанской иконы Божией Матери... Приход состоит из сел Григорова-Неелова и деревни Воскресенской (3 версты от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 378 душ муж. пола в 424 жен.; все православные " . По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск второй. Переславский и Александровский уезды. Составил преподаватель Владимирской семинарии В. Добронравов. Губ. Г. Владимир. Типо-Литография В.Паркова, 1895. Стр. 295-297

http://sobory.ru/article/?object=06841

Е. активно развивал церковную благотворительность: оказывал материальную и духовную поддержку детям-инвалидам, многодетным семьям, ветеранам. В 1991 г. был членом Президиума Тамбовского обл. детского фонда. Е. входил в состав Юбилейной богословской комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова. 21 июня 2001 г. Указом Патриарха назначен временно управляющим Нижегородской и Арзамасской епархией, 12 марта 2002 г. определением Свящ. Синода - архиепископом Нижегородским и Арзамасским с сохранением управления Тамбовской епархией. Продолжил восстановление Вознесенского Печерского муж. монастыря и стал его священноархимандритом. Е. начал подготовку к юбилейным торжествам в Сарове и Дивееве, посвященным 100-летию со дня прославления прп. Серафима Саровского, завершить которые ему не удалось из-за кончины. 13 окт. 2002 г. отпевание Е. в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Тамбова возглавил Симбирский и Мелекесский архиеп. Прокл (Хазов) . Похоронен у южной стены Казанского собора тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря , рядом с могилой Тамбовского еп. Феофила (Раева) . В годовщину кончины Е. над могилой была построена часовня. Награжден орденами св. Владимира 3-й степени, св. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия 2-й степени. Отмечен наградами правосл. Церквей Иерусалимской, Чешских земель и Словакии, гос. орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2000). Удостоен звания лауреата премии им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (1997), а также звания почетного гражданина г. Тамбова (2002). Арх.: ГАТО. Ф. 46. Оп. 79. Д. 147; Оп. 80. Д. 156; Оп. 81. Д. 70; Ф. 98. Оп. 1. Д. 128; Ф. Р-3443. Оп. 1. Д. 921; Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 93, 99; Оп. 2. Д. 4. Соч.: Светильник церкви Тамбовской: [к 75-летию прославления свт. Питирима]//ЖМП. 1989. 9. С. 17-21; [Восп. о митр. Никодиме (Ротове)]// Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. М., 1998. С. 347-352; Интервью гл. редактору «Нижегородских ЕВ» архим. Кириллу (Покровскому)//Нижегородские ЕВ. 2002. 4. С. 4-6; Слово...//Там же. С. 6.

http://pravenc.ru/text/186973.html

Над прахом А. Д. Панчулидзева с Высочайшего соизволения строится часовня.  А. Н. Минх предполагает, что старое кладбище с памятником Панчулидзеву доходило до берега Волги. Со слов старожилов, кладбище у Ильи пророка существовало еще лет 40 тому назад и занимало гораздо большое место. Так, часть Бахметьевской и Белоглинской улиц (Б. Хмельницкого с 1949 г. и Борисова-Мусатова с 1973 г.) слывет под именем Ограды, так как находилось за Ильинской оградой».  Помимо этих двух кладбищ, возле Ильинской церкви, по предположению И. Кропотова, находилось еще и третье — немецкое. И располагалось «там, где ныне южная стена ограды Ильинской церкви».  Согласно утвержденному плану города Саратова, часть Ильинского кладбища в 1840 году была выделена под постройку 161-го квартала. «Царицынская (бывшая Большая Сергиевская улица, а ныне Чернышевского.), на которой через овраги устроены были плотины и мост, в другой своей части имела Ильинскую церковь с оградой и башнями, казенными провиантскими магазинами и лавками, а вскоре здесь появляются улицы. Кладбище на Ильинской площади было закрыто в начале XIX века». В одной из книг конца прошлого века сказано, что «при губернаторе г. Панчулидзеве сооружена вновь церковь Ильи пророка, где прежде было кладбище, к приходу которой был причислен дом г. Панчулидзева».  При Ильинской церкви имелось шесть городских начальных школ и одна церковно-приходская Ильинская женская школа. Здание церкви не сохранилось. Сегодня на её месте – сквер на Ильинской площади С сайта Саратов Ильинская церковь каменная, с такою же при ней колокольнею, устроенною в 1832 г., крепкая. Ограда при ней каменная, с деревянною решеткою. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888-89 гг. приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 г., а левый – 11 декабря 1894 г. Престолов церкви три: во имя св. пророка Божия Илии, во имя св. Николая чудотворца и в честь иконы Казанской Божией Матери. В приходе 270 домов, прихожан муж.

http://sobory.ru/article/?object=24089

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1822 г. В приходских деревнях Семотинке и Авксентьевке находятся деревянные часовни, время и повод построения коих неизвестны. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: процентов с причтового капитала 65 руб. 50 коп., доходы от служб и требоисправлений 282 руб., от мирских сборов 75 руб., от земли 143 руб. – всего около 565 руб. 50 коп. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1.5 дес., пахотной 25 дес. 2048 кв. саж. и сенокосной 6 дес. 44 саж. Приход состоит из села Старой слободы и деревень: Авксентьева, Татьянина, Семотинки, Весок, Красной Рощи и Хохряковки, в коих по клировым ведомостям числится 449 душ муж. пола и 495 жен. В селе есть церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Основание деревянного храма в составе загородной усадьбы датируется второй половиной XIII века. Изначально здешний храм был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца. Здесь во времена Переяславского княжества находилась летняя резиденция Переславских князей. Удобна она была как для летнего отдыха, так и для осенних охот. Усадьба находилась на выгодном географическом положении, а именно на перекрёстке дорог, ведущих в Переславль-Залесский, в Дмитров, Москву, Суздаль и Владимир. Загородная усадьба потеряла своё главное значение в нач. XVI века, когда в декабре 1513 года царский великокняжеский усадебный двор, состоящих из терема, деревянного храма и прочих хозяйственных построек, официально переместился в образованную Новую Александровскую Слободу, на месте которой позже возник Александровский Успенский женский монастырь. Сами же усадебные постройки, со временем обветшали и были разобраны. Ныне от них ни осталось и следа. В те годы здесь числились две деревянные церкви. По переписным книгам 1675 года в дворцовом селе Старая Слобода находятся 2 деревянных " рубленых клецки " церкви - ветхая (упоминается в документах 1628 года) в честь Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи с деревянной колокольней на которой из 3-х колоколов два были пожертвованы царём Иоанном Васильевичем.

http://sobory.ru/article/?object=03537

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010