По неимению поводов к отказу просительнице, дело о построении церкви в Б. Ржавце отослано было из Рязан. Консистории в св. Синод на утверждение с таковым мнением преосв. Григория…   Указом св. Синода от 18 января 1829 года было предписано  Рязанской  Консистории: «Полковничей дочери Наталье Самариной в вотчином имении ее Раненбургской округи сельце Б. Ржавце вновь приходскую каменную церковь построить позволить».  Н. И. Самарина извещена была о таком решении св. Синода указом Консистории, присланном ей чрез благочинного 19 февраля 1829 г… Правление 14 ноября 1830 г. уведомило  Дух. Консисторию о нарезке земли в с. Б. Ржавце под церковь, кладбище и причту, тогда и Самариной дозволено было приступить к постройке церкви.  1935 г. мая 7 дня строительная комиссия уведомила Консисторию о том, что новая церковь губернским архитектором освидетельствована,  постройкою окончена  и к освящению препятствий не имеется.    Ноября 16 того же 1835 г. благочинный доносил Консистории, что церковь в Б. Ржавце  к освящению подготовлена и опись утвари составлена. Освятить, как настоящую в честь иконы Божией Матери Казанской, так и приделы – в честь св. ап. Иоанна Богослова и св. великомуч. Варвары от 23 января 1836 г. предписано архимандриту Рязанского Троицкого монастыря Геннадию. При церкви в настоящее время имеется неприкосновенного капитала в количестве 1848 руб. и причтовых 715 руб., земли  под церковью и кладбищем состоит 3 десятины, усадебной 3 и пахотной 35 десятин. В состав прихода, кроме села с 140 дворами, входят деревни Михайловка с 33 дворами и Лапотка с 34 дворами, в коих в 1885 г. числилось муж. пола 625, жен. пола 705, в числе коих грамотных муж. пола 110, жен. пола 15.  Местная школа, состоящая в ведении земства, существует с 1883 года. По штату 1873 г. в  причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии». 1885 г., том 3, стр. 243. По подворной переписи 1882, в с. Сергиевско-Шереметьевской вол. Раненбург. у. 148 дв., 930 жит., 43 грамотных муж., 11 мальчиков учились в школе. Имелись 8 промышл. заведений, трактир и лавка. С лошадью было 49 дв., с 2 и более — 42, безлошадных и бескоровных — 41 дв. На ревизскую душу приходилось 2,6 дес. земли. 31 дв. владел 77 дес. пашни, помимо надельной. 71 дв. арендовал 136 дес. пашни на 2121 руб. Топились по-белому 22 дв., по-черному — 116. Местными промыслами занимались 90 семей, в т.ч. 30 хоз-в брали подесятинные заработки по 5 руб. за дес, 18 чел. жили в батраках. Отхожими промыслами занимались 46 муж.: нанимались в ломовые извозчики в Москве, в рабочие на ж.д. в Царицыно.

http://sobory.ru/article/?object=12046

Празднование Собору Липецких святых было установлено 8 июня 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти еп. Липецкого сщмч. Уара (Шмарина) , 10 сент. Написана икона святых Собора (находится в липецком кафедральном Христорождественском соборе), составлена служба, издано 1-е собрание житий святых, включенных в Собор (Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых/Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013). К наиболее почитаемым святыням Л. м. относятся: Липецкая Страстная икона Божией Матери в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова, Корсунская икона Божией Матери в усманском Богоявленском соборе, Владимирская икона Божией Матери в Троекуровском Иларионовском во имя вмч. Димитрия Солунского женском монастыре , икона Св. Троицы в лебедянском во имя Св. Троицы женском монастыре, Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском соборе г. Данкова, Тихвинская икона Божией Матери в Раненбургской Петропавловской пустыни , список Елецкой иконы Божией Матери в елецком Вознесенском соборе. Во Владимирском соборе задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря находится рака с мощами свт. Тихона Задонского; в Троекуровском монастыре почивают мощи затворника прп. Илариона (Фомина); в Сезёновском в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновском женском монастыре - мощи затворника прп. Иоанна (Быкова; 1791-1839). С памятью свт. Тихона Задонского связаны св. источники близ задонского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря, задонского Тюнина (Тюнинского) Богородице-Тихоновского в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» женского монастыря и задонского Тихоновского в честь Преображения Господня женского монастыря . Почитаются верующими св. источники близ Троекуровского Иларионовского мон-ря и Раненбургской Петропавловской пуст., а также у сел: Каменное Грязинского р-на, Дубовое Чаплыгинского р-на, Головинщино Лев-Толстовского р-на, Борисовка Добровского р-на, Перехваль и Головинщино Данковского р-на, Преображенье Измалковского р-на.

http://pravenc.ru/text/2110528.html

Разрушен храм был в 1947 году, на его месте была построена общеобразовательная школа. В 2000 году в Обшаровке был вновь зарегистрирован Православный приход в честь иконы Божией Матери Казанская. Ныне действующий храм размещается в бывшем здании конторы совхоза «Мирный», которое было переоборудовано под церковь в 2000 году. Прилегающая к храму территория была обустроена силами прихожан. Информация из обращения Православного прихода в жителям села. Упоминание о самом первом храме в с.Новые Костычи (Обшаровка тож.) имеется в энциклопедии самарской области, т.4, стр.98, где записано : В 1795 году в Новых Костычах стояла церковь каменная построенная " иждивением крестьян " во имя Казанской Божией Матери с приделом Иоанна Богослова. Село " экономических крестьян " , в котором 212 дворов (644 муж., 671 жен.) В этой же " земельной даче " были владения графа В.Г.Орлова, имелись три хутора. Первая церковь в Обшаровке (с. Новые Костычи) была построена в 1795 году, больше о ней ничего не известно. Вторая каменная церковь с колокольней построена в 1815 году, просуществовала до 1896 года, разобрана. В 1875 году в селе построена еще одна каменная, теплая, с каменной колокольней, двухпрестольная церковь, вмещавшая до 2000 верующих. Освящена в 1884 году в честь Иконы Божией Матери Казанская, придел освящен в честь Феодосия Черниговского. По воспоминаниям старожилов села и по фотографиям 1927 года, эта сельская церковь немногим уступала Казанскому собору в Сызрани. Закрыта церковь в 1930-х годах. Здание использовалось как зернохранилище. Разрушена в 1947 году. На церковном фундаменте построена Обшаровская школа 1. В 1999 году в Обшаровке вновь зарегистрирован православный приход в честь иконы Божией Матери Казанская. Ныне действующий храм размещается в бывшем здании конторы совхоза «Мирный», которое переоборудовано под церковь в 2000 году. Прилегающая к храму территория обустроена силами прихожан. Информация из фильма " Путь паломника " , эфир от 02.01 и 23.01.2015. Фильмы выпускаются Самарской Епархией http://www.youtube.com/watch?v=12N6XZ4LCME

http://sobory.ru/article/?object=31492

Существовавшие ранее церкви: - Соборный храм Казанско-Богородицкий с приделами Никольским и Предтеченским, каменный, построен был в 1816-28 гг., а перестроен в 1882-87 гг. При нем кладбищенская церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменная, построена в 1834 г. Каменная часовня в память кончины императора Александра II. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Прихожан муж. пола 1547 душ, жен пола 1514 душ. - Святотроицкий храм с теплыми приделами во имя св. Архангела Михаила и преп. Сергия Радонежского, а трапезный – во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости», каменный, построен был в 1779 г., трапезный же построен в 1879 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Прихожан муж. пола 894 души, жен. пола 881 душа. - Храм Вознесения Господня, при нем под колокольнею теплый храм во имя св. Димитрия Ростовского, каменный, построен был в 1774 г. Причта положено: священник и псаломщик. Прихожан муж. пола 24 души и жен. пола 26 душ. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. В городе Инсар было несколько замечательных храмов: соборный Казанский с приделами Никольским и Предтеченским (1816-28 гг.), Христорождественский с Покровским приделом (1823 г.), Троицкий с Михаило-Архангельским и Сергиевским приделами (1779 г.) и кладбищенский Владимирский, приписанный к собору. До наших дней дожил только один храм, Христорождественский, потерявший колокольню. Погибла также часовня «под колокола», памятник инсарцам, погибшим в войне с Наполеоном. Каменная церковь в честь Рождества Христова (Христорождественская) была возведена в 1823 году вместо сгоревшего деревянного храма XVIII века. В 1855 году храм был дополнен приделом, в котором тогда же был освящен престол в память Покрова Пресвятой Богородицы. В 1869 году подверглась коренной переделке колокольня, увенчанная шатром. Приход состоял из более чем 1500 человек (вместе с приписной дерпевней Паевка). В советское время храм был отнят у верующих и передан местной власти для использования в хозяйственных целях. В целом храм сохранился, кроме колокольни, которая была утрачена. Сегодня богослужение ведется в отреставрированной церкви, вновь освященной с прежним именем, и в располагающемся напротив нее женском Свято-Ольгинском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=04456

В приход к оной церкви было причислено половинное число крестьян (около 250 дворов) от церкви Воздвиженской. В 1873 г. 30 августа Покровская церковь назначена быть соборною церковью г. Иванова – Вознесенского. В соборном приходе две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая - Троицкая, колокольня при них и ограда каменные же. Холодная Покровская церковь построена в 1693 г., престолов в ней три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Сергия Радонежского чудотворца. Теплая Троицкая церковь сооружена в 1817 г. тщанием села Иванова крестьянина Осипа Васильевича Гандурина с братьями. Престолов в церкви три: главный – в честь Св. Живоначальной Троицы и придельные – в честь Знамения Божией Матери и в честь Смоленской Божией Матери. Св. иконы, утварь и ризница в церквах богато украшены серебром и золотом. Из св. икон замечательна древняя икона Казанской Божией Матери, украшенная жемчужною ризою с дорогими камнями. В 1882 г. к Покровской церкви приписана церковь св. благов. князя Александра Невского, построенная в 1882 г. усердием мещанина Парамона Коленкова из прежде бывшей часовни того же наименования. В 1887 г. она старанием церковного старосты шуйского мещанина Ивана Немцева была расширена и вновь освящена. В 1891 г. при церкви построена колокольня усердием того же старосты Немцова. В 1893 г. в церкви поставлен новый иконостас, стены расписаны священными картинами и сделана духовая печь. Покровскому собору принадлежат два каменных дома, из которых в одном помещается богадельня, а в другом – имеются палатка для хранения церковного имущества, палатка для склада свеч епархиального завода, помещение для церковных сторожей и отделение для церковной библиотеки. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 4 псаломщика; дворов в приходе 729, душ муж. пола 1834, жен. пола 2018 душ. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=11928

В нач. XIX в. в обители началась активная строительная деятельность, связанная с архим. Авраамием I Алатырским (1796-1827). В 1801 г. нижняя Богоявленская ц. была упразднена, а с сев. стороны Троицкого храма построена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г. В 1805-1808 гг. трудами архим. Авраамия был перестроен Троицкий храм и с юж. стороны его возведена трехъярусная колокольня высотой ок. 50 м. В 1818 г. рядом с Сергиевским храмом построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1825 г.- каменные двухэтажные монастырские кельи. В 1831 г. над трапезной Сергиевской ц. был устроен и освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, а также построен двухэтажный братский корпус. С 1796 г. А. Т. м. принадлежала Свято-Духовская муж. пуст. на берегу р. Суры, в к-рой находились древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери (к 2000 ее местонахождение неизвестно) и икона сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина с частицами мощей угодников, ныне находящаяся в А. Т. м. Особо почитались в обители икона Нерукотворного Образа Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Нерукотворный Образ Спасителя, до 1613 г. находившийся над крепостными воротами города, а в 1754-1843 гг.- в питейном доме, в 1843 г. по ходатайству горожан был перенесен в А. Т. м. На месте питейного дома была построена часовня, в к-рой находился список с чудотворного образа. Казанская икона была обретена в XVII в. при роднике на Ключевском поле близ с. Четвертакова (ныне пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовия) - «загородном дворе» А. Т. м., где в честь нее в 1768 г. был построен деревянный, а в 1807 г.- каменный храм. В память об избавлении Алатыря в 1848 г. от холеры по молитвам пред чудотворным Казанским образом Божией Матери ежегодно 9 авг. совершался крестный ход вокруг города. Чудотворная Казанская икона Божией Матери и Нерукотворный Образ Спасителя находятся в А. Т. м. В 1848 г. с левой стороны Сергиевской ц., над могилой схим. Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в сент. 1849 г. В 1905 г. под этим приделом из усыпальницы схим. Вассиана была устроена пещерная церковь, в к-рую 5 дек. 1905 г. был перенесен из Сергиевской ц. придел во имя свт. Димитрия Ростовского. 4 июля 1906 г. во время пожара в Алатыре сгорели все церкви, колокольня, корпуса и постройки, б-ка мон-ря с книгами и рукописями XVII-XVIII вв., однако архив сохранился. Сохранилась и пещерная церковь, где до наст. времени под спудом покоятся мощи схим. Вассиана. Стараниями архим. Гавриила, настоятеля А. Т. м. с 6 марта 1903 г., обитель начала отстраиваться. В 1917 г. в ней было 13 монахов и 18 послушников.

http://pravenc.ru/text/82707.html

В нач. XVII в. (см. Смутное время ) А. Л. м. был сожжен шведами, насельники убиты. Прп. Антоний преставился в Новгороде, куда был вызван новгородским митрополитом. Возобновлена обитель по благословению митр. Новгородского Киприана (1626-1634) трудами ученика прп. Антония мон. Григория, перенесшего в кон. 20 гг. XVII в. мощи своего учителя из новгородской ц. св. ап. Луки, где первоначально был похоронен преподобный, в возобновленный Преображенский собор мон-ря. В 1681 г. А. Л. м. был приписан к Юрьеву муж. мон-рю , в 1686 г.- к новгородскому архиерейскому дому, в нач. XVIII в.- к старорусскому в честь Преображения Господня мон-рю . В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. все настоятели мон-ря носили сан иеромонахов или игуменов, со 2-й пол. XVII в. нек-рые были архимандритами. Согласно описи мон-ря, составленной в 1768 г., на его территории находились 2 деревянных храма: в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери, сооруженный в 1728 г. В монастырский комплекс входили также 2 настоятельские кельи, 2 кельи «со стеклянными окончинами», 2 амбара, ветряная мельница. До 1764 г. обители принадлежало ок. 160 дес. земельных угодий, на к-рых помимо братии трудились 58 крестьян. В 1764 г. А. Л. м. был упразднен, Преображенский храм обращен в приходской. В 1788 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря. 30 дек. 1788 г. был освящен построенный усердием прихожан каменный храм Преображения Господня с 2 приделами: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери и юж.- прп. Антония Леохновского. Под спудом в Антониевском приделе покоятся мощи святого, над к-рыми устроена деревянная рака. Иконостас и богослужебная утварь переданы в Преображенский храм из упраздненного новгородского Варецкого мон-ря. К храму была пристроена колокольня, разобранная в 1829 г. В том же году на ее месте возведена новая 3-ярусная колокольня, сохранившаяся к 2001 г. В 20-х и 50-х гг. XIX в. Преображенский храм был реконструирован, расширен новыми пристройками. При храме действовала церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Село Старые Котлицы находится в 100 верстах от Владимира и в 19 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1629-30 гг. на погосте Старые Котлицы значится деревянная церковь во имя св. и чудотв. Николая с приделом в честь Покрова пресвятой Богородицы и церковь во имя Архангела Михаила… Приход села значится в окладных книгах 1676 г.: с церковью Николая чудотворца, двор попа Стефана, дворы попов Бориса и Каллистрата, двор дьячков… Из надписи на старинном колоколе можно видеть, что в Старых Котлицах в 1690 г. была церковь Пресвятой Богородицы Казанской и чудотворца Николая. Эта церковь, по свидетельству местной церковной летописи, в конце XVIII ст. переделана заново. Вновь устроенная деревянная церковь существовала в погосте до 1867 г. В этом же году устроена трапеза каменного храма и каменная колокольня; главный же храм окончательно устроен и освящен в 1879 г. На колокольне сохраняется старинный колокол с надписью 1690 г.: «приложил сей колокол … в погост Старых Котлиц к церкви Пресвятой Богородицы Казанской и Чудотворца Николая… стольник Семен Матвеевич Коровков…» Престолов в новом храме три: главный – во имя св. Николая чудотв., в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтима прихожанами Боголюбская икона Божией Матери. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 1500 руб. в год; других источников дохода нет. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из Старых Котлиц и 11 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 728 дворов, 2383 души муж. пола и 2426 жен. При церкви имеется церковно-приходская школа, в дер. Михалеве устроена земская народная школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=04296

В 1924 г. Н. Ч. м. был закрыт, хотя, по нек-рым данным, в 1926 г. в нем состоялся монашеский постриг. В сент. 1929 г. президиум Увельского райисполкома Челябинской обл. принял решение об изъятии монастырского имущества. После закрытия Н. Ч. м. насельники выкупили деревенский дом, переоборудовали его под храм и продолжали совершать монастырские богослужения. Архим. Варнава проживал в землянке вместе с иером. Никодимом (Дидиным; расстрелян 7 апр. 1938) на хуторе Захламино Троицкого окр. Уральской обл., иером. Ксенофонт (Синютин) - в соседнем с. Хуторка, где занимался сельским хозяйством, был регентом в местном храме и писал иконы. В февр. 1930 г. архим. Варнава, иеромонахи Никодим и Ксенофонт были арестованы и содержались под арестом в ГПУ г. Троицка, освобождены под подписку о немедленном выезде из Троицкого окр. С июня по дек. 1930 г. архим. Варнава проживал в пос. Переволоцком (ныне Переволоцкий р-н Оренбургской обл.). В кон. декабря того же года он переехал в с. Екатериновка (ныне Саракташский р-н Оренбургской обл.), где продолжал нести пастырское служение. На праздник Рождества Христова, 7 янв. 1931 г., вновь был арестован, 26 марта приговорен к высшей мере наказания, 5 апр. того же года расстрелян. Иером. (впосл. игум.) Ксенофонт после возвращения из ссылки с 1941 г. служил в храме прп. Сергия Радонежского г. Уфы, скончался в 1959 г. К кон. XX в. постройки обители не сохранились. Осенью 2003 г. по благословению митр. Челябинского и Златоустовского Иова (Тывонюка) участок, на к-ром располагался Н. Ч. м., был передан троицкому в честь Казанской иконы Божией Матери женскому монастырю для устроения на этом месте скита. Трудами настоятельницы схиигум. Ксении (Кадомцевой; 2015) и сестер была отстроена Николаевская ц., организовано подсобное хозяйство. В 2014 г. по благословению еп. Троицкого и Южноуральского Григория (Петрова) в скиту была организована муж. монашеская община. 16 апр. 2016 г. решением Синода открыт муж. мон-рь, наместник - иером. Амвросий (Лутовинов).

http://pravenc.ru/text/2566190.html

В существующей каменной Воскресенской церкви о 4 престолах на освящение в трапезе придела с правой стороны в честь Архистратига Михаила храмосвятная грамота преосвящ. Симоном дана была 9 февраля 1800 г. за 284, и освятить означенный придел было предписано соборному иерею Сергию Яковлеву соборне, которым он и освящен был 14 февраля того же года. В настоящей престол направо – в честь Воскресения Христова и иконы Божией Матери Тихвинской освятить предписано в октябре 1810 г. Успенскому иерею Иоанну Васильеву. Из дела об освящении Воскресенского престола видно, что к написанию образов в иконостасе в августе 1807 г. подряжены были гор. Темникова купцы Павел Мелентьев и Макар Крюков за 625 руб. На левой стороне настоящей церкви престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1817 г. значится уже освященным. На левой стороне в трапезе престол в честь св. жен Мироносиц был освящен в 40-х гг. XIX ст. До 1823 г. при Воскресенской церкви колокольня оставалась деревянная, но так как она от времени пришла в крайнюю ветхость и грозила падением, то, вследствие доношения благочинного, епархиальным начальством предписано было Касимовскому духовному правлению понудить прихожан Воскресенской церкви к устройству, вместо деревянной, каменной колокольни. Поэтому староста Воскресенской церкви Семен Кондратьевич Живилов 17 мая 1822 г. испрашивал дозволение на построение каменной колокольни и на покрытие церкви новым тесом на средства прихожан и доброхотных дателей, что ему было немедленно разрешено. Но так как означенных средств оказалось на производство постройки колокольни не достаточно, то им в июне того же года подана была просьба о разрешении употребить на означенный предмет «прикладную и кошельковые суммы», которых тогда при Воскресенской церкви числилось 2233 руб. 1 коп. Из памятников древности, находящихся в церкви, достойны внимания: иконы Казанской Божией Матери и Архангела Михаила, евангелие 1688 г., пролог 1677 г., служебник 1668 г. Наибольшее число приходских дворов при Воскресенской церкви состояло в 1735 г. – 152, с началом XIX ст. число их сократилось до 73 дворов. В настоящее время приход состоит из 138 дворов, в коих числится муж. пола 552 души, жен. пола 590 душ. В причте, имеющем неприкосновенного капитала в количестве 1110 руб., по штату 1873 г. положены 1 священник, 1 псаломщик, в настоящее время значится и диакон.

http://sobory.ru/article/?object=03742

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010