«Сравнивая сей поступок его с первым, я еще лучше стал разуметь о моем старце: ибо он за личное, сделанное ему оскорбление, не показал и следа неудовольствия ни лицом, ни словом. За предпочтение же мирской любви духовной, или любви к Богу, он пришел в гнев и не мог оставить меня за сие без наказания». Из записок иеромонаха А. Б. «Одна женщина странница неотвязно была при отце Леониде в Тихоновой пустыни, и надоела всем нам пуще Сирофиникиссы: ее ласки, земные поклоны и разные гримасы казались, особенно мне, комедией и обманом. Я осмелился сказать батюшке, что не я один, все наши братия досадуют на эту безотвязную, и что ее, по ее же словам, выгоняли отовсюду, из всякой обители, что никакой старец выносить ее не мог. – «Правду ты говоришь?». Я это слышал от нее же. – «А если я ее отгоню, куда же она денется? И в ней душа; а душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно только его отыскать». «Отец Леонид, чадолюбивый и премилосердый к кающимся, посвятивший себя на службу меньшим братиям своим, был непреклонен перед теми из мирских, которые свое богатство, силу или значительность поставляли наравне с законами церкви, и бесстрашно нарушая правила церковные, требовали у отцов духовных разрешения в явных грехах». «Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю, и посещавший его хотя и не часто, жил в явной связи с крепостной своей женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже детей взрослых и женатых. Наслышавшись о славном старце отце Леониде, многих принимавшем на исповедь, помещик через настоятеля сделал предложение отцу Леониду, что желает у него исповедаться. О. Леонид отказался к немалому оскорблению помещика, который начал просить и о. игумена и о. Макария быть его посредниками перед о. Леонидом. После вторичного прошения, старец нехотя согласился, сказав, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался, и о. Леонидом не допущен до причащения Св. Таин. Можете себе представить стыд и посрамление барина, который свысока смотрел на всех, а теперь должен был смириться перед всем монастырем, яко оглашенный. К вящему его стыду сопровождавшая его замужняя дочь его готова была благодарить великого старца за такое решение. Еще раз барин покушался просить о. игумена и о. Макария о заступничестве; но те отказались и по совести, и зная непреклонность в таких делах о. Леонида. Что же произошло? Помещик, возвратившись домой, через месяц или менее разорвал многолетнюю связь со своей наложницей к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем, и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю и посещавший его, хотя нечасто, жил в явной незаконной связи со своей крепостной женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже взрослых и женатых детей. Наслышавшись о славном старце отце Леониде, принимавшем многих на исповедь, помещик, приехавши в Оптину, сделал чрез отца настоятеля старцу предложение, что желает у него исповедаться. Отец Леонид отказался, к немалому оскорблению помещика, который начал просить отца игумена и отца Макария быть его посредниками перед отцом Леонидом. После вторичного прошения старец нехотя согласился, сказав, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался и старцем не допущен был до Причащения Святых Таин. Можно себе представить стыд и посрамление барина, который смотрел на всех свысока, а теперь должен был смириться перед всем монастырем, яко оглашенный. К вящему его стыду, сопровождавшая его замужняя его дочь готова была благодарить великого старца за такое решение. Барин покушался просить отца игумена и отца Макария о заступничестве, но те отказались – и по совести, и зная непреклонность в таких делах отца Леонида. Что же произошло? Возвратившись домой, помещик через месяц или менее разорвал многолетнюю связь со своей наложницей к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына. В другой раз пожелал исповедаться у старца отца Леонида некоторый господин, приехавший из Вязьмы. После исповеди старец благословил ему приступить к Причастию, но с условием, если он твердо решится исправить свою жизнь, что тот и обещал исполнить. «Если же не сдержишь слова, – заключил старец, – то и не являйся ко мне». В следующее лето вяземский господин опять приехал в Оптину. Но когда он подходил к келье отца Леонида, старец, увидав его через открытое окно, остановил его словами: «Стой, стой! Что, исполнил ты свое обещание?» Послышалось со стороны приезжего: «Батюшка! простите...» Старец: «Не исполнил? Ну так поворачивай назад и не приходи ко мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Наслышавшись о славном старце о. Леониде, принимавшем многих на исповедь, помещик, приехавши в Оптину, сделал чрез о. настоятеля Старцу предложение, что желает у него исповедаться. Отец Леонид отказался, к немалому оскорблению помещика, который начал просить о. игумена и о. Макария быть его посредниками пред о. Леонидом. После вторичного прошения Старец нехотя согласился, сказав, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался и Старцем не допущен был до Причащения Св. Таин. Можно себе представить стыд и посрамление барина, который смотрел на всех свысока, а теперь должен был смириться пред всем монастырем, яко оглашенный. К вящшему его стыду сопровождавшая его замужняя его дочь готова была благодарить великого Старца за такое решение. Барин покушался просить о. игумена и о. Макария о заступничестве, но те отказались, и по совести и зная непреклонность в таких делах о. Леонида. Что же произошло? Возвратившись домой, помещик через месяц или менее разорвал многолетнюю связь с своей наложницей к общей радости всего своего семейства. Вероятно, Старец в глубине души своей молился о заблудшем и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына. В другой раз пожелал исповедаться у старца о. Леонида некоторый господин, приехавший из Вязьмы. После исповеди Старец благословил ему приступить к Причастию, но с условием, если он твердо решится исправить свою жизнь, что тот и обещал исполнить. «Если же не сдержишь слова, – заключил Старец, – то и не являйся ко мне». – В следующее лето вяземский господин опять приехал в Оптину. Но когда он подходил к келлии о. Леонида, Старец, увидав его чрез открытое окно, остановил его словами: «Стой, стой! Что, исполнил ты свое обещание?» – Послышалось со стороны приезжего: «Батюшка! простите...» – Старец: «Не исполнил? Ну так поворачивай назад и не приходи ко мне». – Так и принужден был этот господин уехать, не принявши даже благословения от Старца. Долго, долго после кончины о. Леонида в Вязьме и во всей Смоленской губернии помнили этот случай, который тогда же сделался известен и на многих навел спасительный страх, вразумляя, что желающим пользоваться духовными наставлениями старцев недостаточно только спрашивать их, но должно стараться и исполнять то, что они скажут.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Церковь уже давно отошла от такого чёрно-белого мышления, когда и электричество считалось бесовством, а сейчас и в храмах лампочки и мы с вами говорим по компьютеру. Олег 18 сентября 2018, 21:09 Евгения П., ваше решение проблемы сравни походу к гадалке-экстрасенсу, которая сняла с вас " порчу " . Вы принесли жертву идолам, можно еще и так сказать. А почему сработало? Потому что дали пищу бесам, обратились к ним (через посредников-заблудшие души), они и сделали. Вы у них в долгах теперь. Принести покаяние нужно Богу за такое дело, за неверный шаг. Ну неужели вы думаете Бог не видит, что у вас происходит или вы сомневаетесь в Его всемогуществе? Он ждет от вас обращения, молитвы, терпения, а вы в стан врага бежите за помощью. «Без терпения нет спасения»(прп. Серафим Саровский). «Терпением вашим, спасайте души ваши»(Лк.21:19). Конечно может вы и не знали, но где ваша вера ?!!! Олег 18 сентября 2018, 18:34 Сергей, йога - это полностью бесовский " продукт " , гибельное, прелестное состояние! Травяной сбор - это уже совсем другое, природное-физическое, то что сотворено Богом. Тр. сбор, таблетки, лекарства и т.п., все это для чего дано Богом человеку? В помощь. Из-за немощи нашей, скудной веры! Вера, упование на Бога с каждым столетием слабеет! лукавый отдаляет человека (по беспечности и маловерию человека) все дальше и дальше от Бога, " продуктов " у него очень много. А в наше последнее время и подавно. Той веры, которая была например у пророка Моисея, Апостолов уже нет, оттого и таблетки и тр. сборы. P.S. И до язычества, человек знал и помнил, что над ним Бог, т.е. язычество это не начальная точка. Макаров 18 сентября 2018, 17:49 Иоанна_18 сентября 2018, 14:00 Макаров, медитация полезна? Таки да. Аутогенная тренировка -- тоже медитация. Никакого " осознанного вступления в общение с духовным миром " там и в помине нет, там установка на спокойствие и управление своей психикой. Очень полезная штука в наше нелёгкое время. Статика в восточных боевых искусствах -- тоже медитация, но там, уж поверьте, просто нет времени ни на какое " общение с духовным миром " , всё внимание уходит на расслабление, выстраивание правильной структуры тела, производства правильной силы и т.д. Чистая приклаДУХА :-)

http://pravoslavie.ru/115757.html

К чему пригласить тех, кои, не чувствуя тоски по отчизне, ходят во храмы не для храмов, кои и теперь пришли сюда без расположения к молитве, а просто, как на зрелище? Если бы таковые захотели послушать благого совета, а должны послушать, коль скоро в их сердцах не погасло всякое чувство добра, то я предложил бы им обратиться теперь ко Господу с благодарностью. За что? За то, что Он, ради их хладности и легкомыслия, не престает вселяться своею благодатию между нами, и теперь благоволил видимо приблизиться в сем храме к ним самим. Может быть, и с ними случится здесь то же самое, что бывает иногда с людьми, посещающими гостиницы на пути; видя, как, проходящие спешат идти куда-либо, и они неприметно располагаются идти туда же. Может быть, и их постигнет здесь благая участь Саулова, так что они, подобно ему, пошедши искать заблудших ослятей, найдут себе царство. Неудивительно, что и сам мир с его благами поможет в сем святом деле: он любит отводить от пути истинного, но никогда не приведет к цели, умеет возбудить жажду, но не может насытить души: все обещает, но под конец, большей частью, сам все отнимает. Тогда-то, как дружба мира покинет вас, как здравие и силы изменят вам, как радости и забавы улетят, утехи и смехи отцветут, и вы останетесь одни — с немощами, с бедностью, с пустотой в душе, с язвами в совести, — о, тогда и для вас кров дома Божия покажется раем на земле, единым пристанищем, где вы можете опочить душой, отдохнуть сердцем, познать, что и вы еще на пути, что и пред вами еще — цель! Все убо возблагодарим Господа за новое Его снисхождение к нам в новоявленном доме Божием. Но помышляя о сем снисхождении, не забудем, братие, и о нашем восхождении ко Господу через сей видимый храм Его. Мы назвали храм пристанищем, но пристанище не есть дом и должно напоминать о вечном жилище; оно устрояется в обитель покоя, но временного, и должно препровождать к дальнейшей деятельности. Итак, служители алтаря Господня, по примеру сего же алтаря, ныне нами освященного, уготовьте и вы сердца свои, на новый престол Господу. Если находящиеся во храме во время священнодействия все тайно образуют собою Херувимов, то вы, священнодействующие, образуете собой тех из Херувимов, на коих непосредственно почивает и через коих движется слава Божия (Иез. 10:19). Итак помните великое назначение свое, — по примеру великого Ходатая, быть посредниками между небом и землей, возносить моления о всех, низносить благословение всем. Пусть никто не отходит отсюда не просвящен, не насыщен, не утешен вами!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3218...

21 Таково было, по описанию Зиновиеву, пропитание многих Российских вотчинных монастырей в том веке, в котором упрекали их богатством, роскошью и негой. Надлежит ещё присовокупить к тому замечание, что в сем самом веке монастыри произвели весьма многих великих мужей, прославившихся примерными добродетелями и святостью, как видно из описания житий их. Многие Великие Князья и Цари из монахов того века избирали даже восприемников при крещении детей своих, и их призывали в посредники для прекращения несогласий своих. Сам Царь Иоанн Васильевич в письме своём к Гурию, Архиепископу Казанскому, отдаёт справедливость ему и некоторым другим его современникам 22 . В сем также веке многие воспитанники и постриженцы вотчинных монастырей, не прельщаясь довольством их, удалялись в пустыни пограничные, и занимались обращением многих языческих племён, как выше уже сказано. О сих достохвальных подвигах их свидетельствуют беспристрастно самые иностранцы, приезжавшие тогда в Россию. Барон Герберстеин, бывший от Римского Императора Makcuмuлuaha II в 1516 и 1526 годах посланником к Великому Князю Василию Иоанновичу, описывая Российские монастыри, между прочим, говорит: «У монахов особенное попечение о том, чтобы всяких людей приводить в свою веру. Пустынные монахи и прежде ещё немалую часть идолопоклонников, долго и прилежно рассевая между ними слово Божие, обратили в веру Христову. Да и теперь отправляются в разные стороны к северу и востоку, достигая туда не иначе, как с величайшими трудами, подвергая жизнь и честь свою опасности, и никакой оттого себе выгоды не чают и не требуют, а только то одно в виду имеют, чтобы успеть соделать угодное Богу и заблудшие души многих (иногда смертью даже утверждая учение Христово) обратить на путь правый и освятить их Господу» 23 . Павел Иовий Новокомский, описывавший Россию в 1522 году, различает беспристрастно между Российскими монахами добрых от худых 24 . Англичанин Адам Климент, описатель первого в 1553 году путешествия Англичан через Белое море в Россию, совершенно сходно с Зиновием описывает весьма строгое постничество Российских монахов, несмотря на великие их поместья, которые, по его словам (несправедливо, однако же) якобы третью часть Государства всего тогда составляли 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иисус Христос являет милосердную заботу Бога о людях в образе Пастыря, ищущего пропавшую овцу ( Лк.15:4–7 ), а по окончании Своей земной жизни Он поручает избранным Им Самим апостолам пастырское служение в Церкви. Иисус Христос приходит на помощь овцам, не имеющим Пастыря ( Мф.9:36 ; Мк.6:34 ). Спаситель говорит о Себе, что Он послан к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.15:24; 10:6 ). Малое стадо ( Лк.12:32 ) учеников, Им собранных, являет собой прообраз эсхатологической общины, которой обещано царство святых Всевышнего, царство Которого – царство вечное ( Дан.7:27 ). Он предвещает им гонения: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф.10:16 ), они будут искушаемы ложным учительством: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 ). Словесное стадо будет рассеяно, но Пастырь, после того как Он будет поражен, вновь соберет его в Галилее ( Мф.26:31–32 ). Святые писатели Нового Завета представляют Иисуса Христа как Пастыря овец великого ( Евр.13:20 ), Пастыреначальника ( 1Пет.5:4 ), Пастыря и Блюстителя, Который вернул заблудшие души, исцелив их Своими ранами ( 1Пет.2:24–25 ). Наконец, в Откровении Иоанна Богослова Христос – Агнец становится Пастырем, ведущим на живые источники вод ( Откр.7:17 ) и поражающим отступников мечом и жезлом железным ( Откр.19:15 ). В Евангелии от Иоанна эти разрозненные образы складываются в величавую картину, где Церковь показана живущей под водительством Единого Пастыря (10:1–16). Иисус Христос открывает Себя как единственного посредника, дверь, через которую входят к овцам и выходят на пастбище. Он один передает пастырскую власть апостолам. Он один дает жизнь при полной свободе входа и выхода (ср. Числ.27:17 ). Существование Церкви основано на взаимном знании Пастыря и овец, на взаимной любви, которая в свою очередь основана на любви, объединяющей Отца и Сына. Наконец, Иисус Христос – совершенный Пастырь, потому что Он полагает жизнь Свою за овец. Он не только поражен ( Мф.26:31 ), Он Сам полагает жизнь Свою ( Ин.10:18 ; рассеянные овцы, которых Он собирает, приходят и из двора Израилева, и от языческих народов. Единое стадо, таким образом собранное, едино навеки, так как любовь всемогущего Отца оберегает его и обеспечивает ему Жизнь Вечную ( Ин. 10:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисус Само имя – Иисус, то есть Спаситель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианин! Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисусова ( Деян. 4, 12 ), – проповедует апостол Его Петр... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу ( Ис. 53, 6 ). Он нас, как Пастырь добрый, взыскал и, взяв на плечи Свои, к Небесному Своему Отцу принес (см.: Лк. 15, 5 ). Все мы, как путники, диаволом, как разбойником, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, таким бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердную руку помощи Своей простер к нам, и лежащих восставил, и язвленных елеем милости Своей исцелил (см.: Лк. 10, 30–35 ). Были мы, как пленники, узами врага нашего связаны. Он, сильный в крепости, врага нашего связал, узы наши разрешил ( Пс. 115, 7 ) и возвратил из пленения души наши (см.: Мф. 12, 29 ; Пс. 67, 19 ). Были мы, как преступники и отступники, от лица Божия отвержены. Он за нас перед праведным судом Божиим заступился и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должниками тьмою талантов Царю нашему Богу и никак не могли долга нашего заплатить, но следовало нам непременно быть заключенными по суду правды Его в темницу вечную и вечною платить мукою (см.: Мф. 18, 23–34 ). Он за нас вступился, и долг наш на Себя взял, и правде Божией заплатил. Словом, от такого неблагополучия, какого горше и горестнее не может быть, избавил нас, и такое блаженство, которого лучше и вожделеннее не может быть, милостиво и даром, без всяких наших заслуг, исходатайствовал нам Иисус Сын Божий. Все же это сделал нам Иисус не через какое-то посредство, но Сам. Сам Он ради нас, заблудших, в мире этом странствовал и искал: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19, 10 ). Сам ради нашей бедности бедствовал, Сам ради нас, связанных, связан был и Своими узами наши разрешил узы. Сам ради нас, уязвленных, уязвлен был, и ранами Его мы исцелились ( 1Петр. 2, 24 ). Сам за долг наш тягчайший заплатил не серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью ( 1Петр. 1, 19 ). Сам ради нас, умерших, на древе крестном умер, и Своею смертью смерть нашу умертвил и нас, умерших, оживил. Своим крестом двери к милости Божией, вечной жизни и блаженству отверз. Вот что значит имя – Иисус, Ангелам любимое, нам, грешным, утешительное и сладкое и всей твари дивное. Читать далее Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Год с преподобными Оптинскими старцами.  30 августа Спасение заблудшего Оптинский старец Лев, чадолюбивый и премилосердый к кающимся, посвятивший себя на службу братьям своим, был непреклонен пред теми из мирских, которые свое богатство, силу или значительность поставляли наравне с законами Церкви и, бесстрашно нарушая правила церковные, требовали у отцов духовных разрешения в явных грехах. Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю и посещавший его, хотя и не часто, жил в явной связи с крепостной своею женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже детей взрослых и женатых. Наслышавшись о славном старце отце Льве, многих принимавшем на исповедь, помещик через настоятеля сделал предложение отцу Льву, что желает у него исповедаться. Отец Лев отказался, к немалому оскорблению помещика, который начал просить и отца игумена, и отца Макария быть его посредниками пред старцем. После вторичного прошения старец нехотя согласился, сказавши, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался и отцом Львом не был допущен до причащения Святых Таин. Можете себе представить стыд и посрамление барина, который до этого свысока смотрел на всех, а теперь должен был смириться пред всем монастырем, яко оглашенный. К большему его стыду, сопровождавшая его замужняя дочь готова была благодарить великого старца за такое решение. Еще раз барин покушался просить отца игумена Моисея и отца Макария о заступничестве; но те отказались и по совести, и зная непреклонность в таких делах старца Льва. Что же произошло? Помещик, возвратившись домой, через месяц или менее разорвал многолетнюю связь с своей наложницей, к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына. 30 августа 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48247.html

Но все казни Божии поразят беззаконный род не к погибели его, а к предостережению и уроку на будущее. Если нечестивые станут от всей души стыдиться своих прежних поступков и обратятся, если они, в сердечном раскаянии, станут исповедовать устами свои злодеяния, то получать прощение от милосердного Бога, даровавшего человеческому роду, в знак высочайшего преимущества, родство со своим вечным словом, по которому, как по своему первообразу, создан человеческий дух. И если бы раскаявшиеся были даже рассеяны по концам земли, как пленные и рабы своих победителей, то и в таком случае они получат свободу в один день и в одно, так сказать, мгновение, потому что их внезапный переход к добродетели приведет их обладателей в изумление, так что эти обладатели их станут стыдиться уже господствовать над лучшими и дадут свободу детям Божиим. Все те, которые прежде обитали в Греции и странах варваров, которые были рассеяны по материку и островам, поднимутся в одном всеобщем шествии и со всех сторон будут спешить собираться в назначенное место, будучи предводительствуемы божественным образом, превышающими все человеческое, – образом, который будет видим только для помилованных. Последние будут иметь за себя трех ходатаев и посредников примирения с Богом: отеческую любовь самого Призывающего, который охотно дарует прощение всем; святость родоначальников народа, которые, как бестелесные духи, беспрестанно молятся за своих сынов и дочерей пред небесным Отцом, и, наконец, собственное исправление вновь примиряющихся с Богом, которые возвратились от пути заблуждений и стараются угодить Всемогущему, как дети своему отцу. Когда они придут в обетованную землю, тогда разрушенные города будут вновь восстановлены, пустыни наполнятся обитателями и бесплодная дотоле почва земная произрастит сады. Перемена будет полная и во всем. Бог обратит добродетели исправившихся против их врагов. Последние будут пожинать плоды своей жестокости и будут чувствовать, что они виноваты не пред отверженными и несчастными, а пред благородным племенем, в котором нужно только вновь возжечь древнюю, никогда непогасавшую искру врожденного благородства, чтобы восстановился его прежний блеск и слава. Из заблудших душ, если только оставалось в них хотя малейшее семя добродетели, могут опять произрасти самые благородные плоды и таким образом города опять сделаются населенными и целая нация сделается многочисленною. § IV

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/filon-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010