– Любопытно, что агиограф умолчал имя императора, назначившего Евдокима на должность командира Каппадокийского баталиона. Это обстоятельство показывает, что биограф не был поклонником Феофила; да и трудно было в то время сочувствовать императору, иконоборные увлечения которого сделали его ненавистным в глазах подданных. Интересно сравнить с этим Житие Григория Декаполита , имеющее какое-то отношение к диакону Игнатию: в нем также тщательно скрыты имена царей, при которых жил Григорий; но это только говорит о школе, а не о личности. – Евдоким будто бы воевал и одержал победы; 188 был посредником между Богом и людьми и был вместе как бы священником или архиереем и военачальником или царем; помогал бедным, вдовам, заботился о заблудших душах, – так он проводил время своего стратопедаршества; получил у императора власть «предстоятельства» (προστασα, § 7). Он скончался на 33 году возраста, и эта цифра дает повод агиографу говорить о её происхождении (сочетание совершенного десятка с начальнейшею тройкой); горевал перед смертью о том, что умирает на чужбине (π’ λλοδαπς τελετα), вдали от родителей, которые были живы. Пригласив знакомых, он просил похоронить его в одеянии; выслал всех из комнаты, запер двери и, сотворив молитву, которую слышали посторонние через щель, скончался. Из сопоставления разных догадок и гипотез можно допустить, что Евдоким родился ок. 807-го, поступил на службу ок. 829-го и скончался ок. 840 года. 189 Тело его Бог прославил чудесами. Невежественно истолковав его последнюю волю, лица похоронили его в одеянии и в обуви, которые он носил (§ 8). Но последнее едва ли не домысел агиографа; вероятно, сам Евдоким пожелал быть похороненным вместе с атрибутами власти, которою пользовался, то есть в красных сапогах, с мечем и копьем и в парадных одеждах. Трудно понять истинный смысл последней воли Евдокима, если только не помнить характеристики каппадокийца, написанной Константином Порфирородным, что жители необыкновенно чувствительны ко всякого рода отличиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Число их очень велико, но не бесконечно. Свв. отцы, говоря о числе ангелов, приводили притчу Спасителя о заблудшей овце. Если все падшее человечество это одна заблудшая овца, то девяносто девять незаблудших – это ангелы. По своим совершенствам они не одинаковы и делятся на несколько степеней, т. е. ангельский мир имеет иерархическую структуру. Слово εραρχα [иерархия] (ερς – «священный» и apyp – «правление») означает «священноначалие». Низшие чины приемлют просвещение от высших, т. е. ангельский мир, будучи единым целым, вместе с тем есть лестница. Св. Дионисий Ареопагит (или Псевдо-Дионисий) в книге «О небесной иерархии» (нач. VI в.) изложил систему девяти ангельских чинов. Он использовал в своем учении принципы неоплатонизма. Его увлекла неоплатонистская идея космических посредников, по аналогии с которыми он выстроил христианскую небесную иерархию. Согласно Псевдо-Дионисию, ангельский мир насчитывает девять чинов, которые разделяются на три триады (лика). Первый лик: – серафимы – пламенеющие (только Ис.6:2 ); – херувимы – колесницы ( Быт.3:24 ; Исх.25:18–22 ; Пс.47:79, 98 ; Иез.1:10 ). Пророк Иезекииль видел их в образе человека, вола, льва и орла. Эти символы означают, что херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Они – колесница Всевышнего, поэтому Бог именуется «сидящим на херувимах» ( 1Цар.4:4 ). По Дионисию, они ниспосылают свет богопознания и премудрости низшим чинам; – престолы ( Кол.1:16 ; Еф.1:21, 3:10 ), на них духовно, особым обилием благодати почивает сам Бог. Второй лик: – господства ( Кол.1:16 ; Еф.1:21, 3:10 ) наставляют земных владык мудрому управлению. Учат владеть чувствами, укрощать страсти, порабощать плоть духу, побеждать искушения; – силы ( Еф.1:22 ; Рим.8:38 ) творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости. Помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество; – власти ( Кол.1:16 ; Еф.1:21, 3:10 ) имеют власть укрощать силу диавола. Отражают от нас бесовские искушения, им принадлежит власть над силами природы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

14. И родился Господь человеком и был судим, чтобы помиловать людей, связан был, чтобы развязать, перенес бичевание, чтобы простить, перенес из-за тебя крестную смерть, чтобы освободить тебя от страстей, умер на кресте, чтобы оживить тебя крестом, погребен был, чтобы воскресить тебя, ибо Господь страдал подобно людям, (и подобием этим были уничтожены страсти человечества), и смертью убил (смерть). 15. Вкусил смерть и смиловался (над теми), кто находился в сени смертной, был погребен и воскресил мертвых, как (Спаситель наш) оживотворил (связанных) и привел к свету. Смерть же разрушил и для этого сошел на землю, чтобы сразить смерть и отсечь (ей) голову как человекоубийце. 16. В чем новая тайна или зачем Ты сошел с неба на землю, не ради ли людей? Ибо всей земле явлен Твой благой образ; если бы Ты только повелел одним словом, все тела мертвых восстали бы перед Тобой. Ты же пришел на землю и искал погибших – Твои творения – и снова восстановил Адама в его царском достоинстве. 17. И (весь род человеческий) жил Христом, один был судим и многие были спасены, один был погребен и многие воскресли, Господь умер за всех и воскрес со всеми, и облекся в плоть, (вознесся) в горния на небо и принес в дар Отцу не золото, не серебро, не драгоценные жемчужины, но человека, созданного Им по образу Своему и подобию. 18. Отец же Его возвеличил и посадил одесную Своего престола славы в вышних и сделал Его Судьей народа, и водителем ангелов, и начальником Херувимов, Строителем Иерусалима, и Сыном Девы и Царем навеки, со всем, что мы видим в Нем как Человеке; Он старше утренней звезды, светлее восходящего солнца, блистательнее молнии, выше небес Творец творений. 19. Он – Посредник между Богом и человеком, Он – Воскреситель мертвых, и Спаситель погибших, и Водитель заблудших, Утешитель скорбящих, и Спаситель творений, и Пастырь овец, и покой утомленных, и спасение народа, и прославление апостолов, и венец мучеников, и Покровитель проповедников, Водитель Херувимов, и Господь ангелов, и Царь Израиля,

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Эти имена – общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наименования, особенно свойственные нам и принадлежащие человеческому естеству Богочеловека, – следующие. «Человек» ( 1Тим.2:5 ), и – для того, чтобы Невместимый (Необъемлемый) телом, по причине необъятности естества, не только стал для тела вместимым, но и освятил бы Собой человека, соделавшись как бы закваской для всецелого теста, дабы освободить человека от осуждения, соединив с Собой осужденное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом – всем тем, что было проникнуто смертью . «Сын Человеческий» ( Ин.3:13 ) – и через Адама, и через Деву, от которых родился (от Адама как от праотца, от Девы – как от Матери) и по закону и не по закону (сверх закона) рождения. «Христос» – по Божеству, так как самое помазание освящает человечество, не собственным действием, как у других помазанников, а присутствием всецелого Помазующего. Следствием же этого помазания является то, что Помазующий именуется человеком, а помазанное делается Богом. «Путь» ( Ин.14:6 ), ибо ведет нас Собой. «Дверь» ( Ин.10:9 ) как Вводящий. «Пастырь» ( Ин.10:11 ), потому что пасет «на месте злачне» и воспитывает «на воде покойне» ( Пс.22:2 ), возводит отсюда, защищает от зверей, возвращает заблудшего, отыскивает потерянного, обвязывает уязвленного, сохраняет крепкого и наставлениями пастырского учения собирает в тамошнюю ограду. «Овца» ( Ис.53:7 ) как жертвование (заколение). «Агнец» ( 1Пет.1:19 ) как Совершенный. «Архиерей» ( Евр.4:14 ) как Ходатай (Посредник). «Мелхиседек» ( Евр.7:3 ) как рожденный без матери по естеству, превосходящему наше, и без отца – по естеству нашему; как царь Салима, то есть царь мира, и как царь правды... «Иисус Христос вчера и сегодня» телесно (σωματικς), «Тот же» духовно (πνευματικς) и во веки». Каждое имя, относимое ко Господу Иисусу Христу в Его Богочеловеческом подвиге, имеет свое сотериологическое значение. «Господь Христос делается всем для всех, – говорит святой Григорий Богослов , – чтобы всех приобрести... Ибо не только становится иудеем, не только принимает на Себя всякие не подобающие Ему и уничижительные наименования, но, что более всего неприлично, – называется самим грехом и самим проклятием (ατοαμαρτα κα ατοκατρα) (см. 2Кор.5:21 ; Гал.3:13 ). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так именуется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас освобождает от греха? И как – проклятием Тот, Кто и нас искупает от проклятия закона? Но Он так называется, чтобы и до сей степени показать Свое смирение и этим научить нас смирению, возводящему к высоте. Таким образом, Он становится рыбарем, ко всем снисходит, забрасывает сети, всё переносит, дабы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего по непостоянным и соленым волнам жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Так же и при других чудесных Божиих делах описываются обстоятельства, которые показывают истину евангельскую яснее солнца, так что всякий, имеющий здравое рассуждение, убеждается в нее верить. Поэтому безответны будут те, которые святейшей евангельской истине не верят, а тем более те, которые от христиан рождены и через Крещение вступили в христианство: обличит их собственная их совесть. Сильно свидетельствует и гремит непрестанно всему миру обращение народов в христианскую веру. Дело это подлинно велико и чудно, и непрестанно во всех концах земли, на востоке и западе, на севере и юге, всем вопиет безгласно: «Есть Бог, Который все может. Есть Бог, Который из тьмы свет творит. Есть Бог, Который обо всей твари, а тем более о разумной, то есть о человеке, промышляет. Есть Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и в разум истины пришли. Есть Бог, Который послал Христа Своего в мир обратить заблудших, взыскать и спасти погибших (Мф. 18:11; Лк. 19:10) и привести к Себе удалившихся людей, по Своему образу сотворенных». Это великое и чудное дело, как перстом, указывает на Бога Всесильного, Преблагого, Человеколюбивого, Милосердного, Долготерпеливого и Премудрого; это непрестанная во всех концах земли о Христе, Спасителе мира, безгласная проповедь. Чудное дело! Язычники, хитростью, мечтаниями и привидениями дьявольскими прельщенные, и утвержденные в нечестии идолопоклонническом, и от прародителей своих это содержащие и в этом закосневшие и состарившиеся, и зная то, что с плотским мудрованием сходно и ему угодно, оставили это и сочли прелестью и ложью. Должен быть здесь Свет вышеестественный, Который душевные их очи просветил, и тьму и прелесть показал. К Кому обратились язычники от своей прелести? Ко Христу, о Котором они никогда не слышали, Которого иудеи ожидали, но отвергли и Который от них пострадал, был распят на Кресте, и повешен между двумя разбойниками, и умер, и на третий день воскрес, и вознесся на небо. И Его они за Истинного Бога своего признали, и всю надежду вечного блаженства в Нем одном положили и утвердили; иного посредника, кроме Него, к вечному блаженству не признали, и Ему, как Истинному своему Богу, поклонились и Его прославили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Станислав 31 июля 2011, 02:25 Спасибо за статью. Только у меня нет такого оптимизма. Мы больше похожи на евреев времен Иисуса. Мы плотские. Все верим, но заповеди не выполняем. Если сейчас и существует православный с котомкой, то это не наш идеал. Мы здравомыслящие. Много хочется написать, и не хочется. В предании церкви наше спасение учите нас строго. Андрей 30 июля 2011, 22:55 Спаси Господи, отец Андрей в вашей статье по неволе узнаю себя в роли блудного сына . разделяю ваши взгляды и надеюсь что все больше и больше людей откроют свои сердца и свет Истины веры Православной будет пребывать с нами .Храни вас Бог. р.Б.Татиана 30 июля 2011, 00:47 Отец Андрей, спасибо за Вашу статью! Спаси, Господи, и укрепи в вере народ православный и помоги Церкви Православной. Юлия 29 июля 2011, 12:58 Спаси Госпади Вас батюшка за статью , случайно зашла на сайт , но нет случайности в нашей жизни. Душа болит за ,не чужого мне человека , отошедшего и заблудшего . Прочла и словно глотнула свежей воды , появилась уверенность что придёт день когда он будет с нами.Я верю что всё во власти Божией ,только он может полностью изменить жизнь человека. Александр Попов 29 июля 2011, 12:51 Вера одна - вера в Бога в непрестанной молитве Отче наш (Мф6:5-15). Без кумиров и посредников. Строим Царство Бога на земле, как на небе в непрестанной молитве Отче наш. Молитву следует читать непрестанно, непрерывно, в духе, т.е. мысленно (язык и руки без движения) и истине, т.е. осознанно (внимание направлять на содержание молитвы). Без кумиров и посредников. При этом Ум выполняет волю человека - читает молитву Отче наш и контролирует ее содержание (Мф6:5-15). Вера - ...да будет воля Твоя, Отче... - открывает Ум к Уразумению. Через Разум человек получает от Бога Новые Знания - Слово Божие и Истину, События, Явления, Содержание Слова Божьего. Владимир 28 июля 2011, 22:59 1.Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети виноград Свой, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум, познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистая Богородицы». Сегодня, как и вчера с Ним умерли, так с Ним и оживем, и мертвые оживут по воле Его, Животворящим Святым Духом в одно мгновение ока, в одно мгновение ока все изменимся, но образ индивидуальный не изменится, но будет Небесной красоты! За доли секунд!

http://pravoslavie.ru/38448.html

Он развивает последовательную и продуманную аргументацию, в которую время от времени вставляет увещания и предупреждения. Краткое содержание Развивая тему превосходства христианства над иудаизмом, автор выдвигает три тезиса: преимущество Христа, преимущество Христова священства и преимущество Христовой жертвы (1:1–10:18). Первый тезис: преимущество Христа ( Евр.1:1–4:13 ). Развитие аргументации – ступенчатое. 1) Евр.1:1–3 . Автор возвещает: Христос, как Сын Божий, выше еврейских пророков. 2) Евр.1:4–2:18 . Автор приводит ряд ветхозаветных цитат с целью показать превосходство Христа над ангелами, которые, как верили многие иудеи I века, были посредниками при даровании Богом Закона на Синае (ср. Деян.7:53 ; Гал.3:19 ). 3) Евр.3:1–4:13  (кульминация). Автор утверждает, что Иисус Христос – выше самого Моисея («как сын в доме Божьем», 3:6). Раздел заканчивается предупреждением адресатам: если христиане совершат отступничество (как израильтяне при Моисее), они потеряют обещанный Богом покой. Второй тезис: преимущество Христова священства ( Евр.4:14–7:28 ). Здесь аргументация выстроена следующим образом. 1) Евр.4:14–5:10 . Иисус Христос обладает качествами, необходимыми для первосвященства: он сострадает невежественным и заблудшим; Бог сам призвал его на священство. 2) Евр.5:11–6:20 . Автор снова упрекает читателей за недостатки и предупреждает их против отступничества. 3) Евр.7:1–28 . Автор проводит аналогию между священством Христа и священством Мелхиседека, таинственной фигуры, дважды упоминаемой в Ветхом Завете ( Быт.14:18–20 ; Пс.109:4 ). Современному читателю это рассуждение может показаться натянутым, но такого рода аналогии не только были в ходу у иудеев I века, но и представляли собой, возможно, лучший способ убедить адресатов послания. Суть сводится к следующему: Мелхиседек, древний священник-царь Салима – прообраз Христа как абсолютного первосвященника. Сначала автор проводит контраст между первосвященством Мелхиседека и первосвященством левитеким. Поскольку Мелхиседек получил десятину от Авраама, а также дал последнему свое священническое благословение (7:4–7), он был выше Авраама; раз он выше Авраама, то тем более он выше его потомков – Аарона и священников-левитов (7:4–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

СПАСИТЕЛЬ 27. Наконец грядет Иисус, имя Которого означает «Господь спасает». Сын Божий приходит обитать среди нас (18). Дабы завершить Завет и исполнить все возвещенное о Нем, Он рождается как сын Авраамов, как сын Давидов (17), в Вифлееме от Девы Марии. Он являет Себя пастухам, представителям «бедных Израиля», и волхвам, приносящим Ему богатство народов (20). Первородный Бога, Он по Закону приносится в Храм (9, 18). По возвращении из Египта, где Он пребывал в изгнании, Иисус как сын Адамов трудится в Назарете в течение 30 лет (3). Он был окружен бедными: Марией и Иосифом, Захарией и Елисаветой, старцем Симеоном и Анной (см. песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», «Благословен Господь Бог Израилев» Захарии и «Ныне отпущаеши» старца Симеона — Лк 1 и 2). 28. Новый пророк Илия — Иоанн Предтеча торжественно возвестил пришествие Иисуса и крестил Его (10) в Иордане (15). После сорокадневного пребывания в пустыне (14), победив искушение, Иисус возвестил, что приблизилось Царство Божие (19): в Нем открылись всемогущество и благость Божии. Как новый Моисей (12), единый Посредник и окончательный Законодатель, Он провозгласил в Нагорной проповеди новый Закон, живым исполнением которого является Он Сам; Он прощал грехи; руками Его совершались великие чудеса: Он изгонял бесов, воскрешал мертвых; природа была послушна Ему (4). Пред проявлением такой власти удивленная толпа задавала вопрос: «Кто этот человек?» Как добрый Пастырь (17) Он относился с состраданием к заблудшим овцам и собирал их воедино: Он исцелял больных, возвещал нищим благую весть (Евангелие) и предостерегал богачей от привязанности к богатству. 29. «Нищие» приняли Его. Из их среды Иисус избрал Своих апостолов и на одном из них — на Петре — Он основал Свою Церковь. Но самодовольные фарисеи, книжники, священники, привязанные к своим преданиям, привилегиям или богатству, соблазнились и не приняли обновления, предложенного Иисусом (36); новый пророк обличил их эгоизм и лицемерие (12, 19). 30. Как их отцы, убивавшие некогда пророков (20), они осудили Иисуса на смерть. Но Он Сам положил жизнь Свою за людей, будучи послушным Отцу Своему даже до смерти: Он искупил непослушание Адама (3). Как истинный пасхальный Агнец (9), Он отдал Себя в жертву, чтобы спасти Израиля и чтобы собрать воедино детей Божиих, рассеянных по миру (5). Накануне Своих страданий Он принес в жертву Свое Тело и Свою Кровь и заключил таким образом Новый и Вечный Завет, который и есть — Новая Пасха (12, 20, 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

внутренним и непрерывным образом 96 . Средством к совращению людей Иблис избрал идолопоклонство и вообще многобожие и таким образом постоянно отклонял людей от истинного богопочитания к служению ложным богам. Поэтому и Бог всевышний посылал в разное время к людям пророков, чтобы научить заблудших истинной вере в единого Бога. Верующим и благочестивым людям пророки возвещали о милости Божией и о райских наградах, а непокорным проповеди они угрожали временными и вечными наказаниями. Подкрепляемые силой Божьей пророки творили чудеса в подтверждение проповедуемого ими учения (Коран, гл. 4, ст. 163; гл. 18, ст. 54, и гл. 21, ст. 7–9). Проповедуя веру в единого Бога и покорность Ему (ислам), пророки сохраняли в чистоте истинное богопочитание, заповеданное ещё в раю первому человеку и первому пророку Адаму. С Адама именно начинается беспрерывный ряд пророков, заканчивающийся Мохаммедом. Архангел Гавриил считается единственным посредником между Богом и пророками 97 . В разных местах Корана упоминаются 28 пророков: Адам, Идрис (Енох), Ной, Гуд, Салих, Авраам, Лот, Исаак, Измаил, Иаков, Иосиф, Аарон, Моисей, Шоаиб, Иов, Давид, Соломон, Илия, Елисей, Иона, Дзу-ль-кифль, Дзу-ль-карнайн, Ездра, Захария, Имран, Иоанн (Яхья), Иисус, Мохаммед. Кроме перечисленных в Коране пророков были и другие, как видно из следующих стихов: „Мы (Бог) посылали посланников, о которых уже разсказали тебе (Мохаммеду) прежде; посылали Мы и таких, о которых не разскажем тебе” (Коран 4, 162). И ещё: „Мы уже посылали посланников прежде тебя; в числе их есть такие, о которых мы разсказали тебе, и такие, о которых мы тебе не разскажем”. (Коран 40, 78). По преданию, Мохаммед, спрошенный однажды о числе всех пророков, сказал; „Всех пророков было 124,000”. По другому преданию, Мохаммед сказал, что всех пророков 224,000. Не все пророки одинаково авторитетны, не все равны по своему нравственному и историческому значению (Коран 17–57). По преданию, сам Мохаммед делил их на пророков (набий) и посланников (расуль).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010