Ис. 56:6 . И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего. 8 . Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. Деян. 15:16 . Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 17 .чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам. 9, 11:12 ). III. Возражения заблудштго и ответы православного сына Церкви Заблудший . В слове Божием сказано, что храм есть тело Христа. ( Ин. 2:21 ). Православный . Об этом спора не будет. И. Христос даже больше храма ( Мф. 12:6 ). Но ведь речь Его касалась ветхо-заветного храма, о святости которого так Он заботился. Словами: «разрушьте храм сей»–Христос не мог указать только на Себя: евреи не признавали Его за Господа, и если бы Он назвал себя храмом, подняли бы страшный вопль, но этого из Евангелия не видно. Евреи только усомнились в Его силе воздвигнуть храм Иерусалимский в 3 дня, если бы он был разрушен. Про это они упомянули Ему на суде и при кресте ( Мф. 26:61 ; Мк. 15:29 ), про это они не забыли и после того ( Деян. 6:14 ). Между тем случилось собственно то, чего они не ожидали и не понимали. И. Христа они распяли: Пречистое Тело Его 3 дня покоилось в гробу, но затем Он с ним воскрес и тем утвердил завет новый. В этом завете все должно быть новое ( 2Кор. 5:17 ; Евр. 8:13 ), в том числе и новозаветный храм, вместо Иерусалимского. Таким образом, верным оказывается и то, что И. Христос говорил «о храме тела Своего», как и то, что Он воздвиг (основал) храм новозаветный (ср. Мф. 21:42 ; Пс. 117:22–23 ). Заблудший . Всевышний не в рукотворенных храмах живет ( Деян. 7:48; 17:24 ). Православный . Бог, везде сый и вся исполняяй, местом Своего особенного благодатного присутствия имеет скинию небесную, а она нерукотворенна, т. е. не так устроена, как наши храмы ( Евр. 9:11 ): Бог творил все словом Своим и Скинию Свою создал так же; а что на небе храм есть, – читай Откр. 11:19 . При том, Апостол говорил в Афинах,где был храм языческий. Взоры язычников Апостол хотел обратить на небо, посему и говорил лишь о скинии небесной, ни словом не исключая скинии или храма земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Облачение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время Литургии При восхождении архиерея на кафедру, по обычаю, исполняется песнопение: На гору Сион взыде благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком 549 . Это песнопение заимствовано из утрени праздника Входа Господня в Иерусалим. Оно посвящено Христу, входящему в Иерусалим и несущему спасение не только Израильскому народу, но и язычникам. На Патриарха Московского и всея Руси Кирилла надевают омофор Во время облачения архиерея диаконы стоят на солее спиной к алтарю, лицом к архиерею, и кадят его. Как и при облачении священника, на каждую одежду положен свой стих из Священного Писания, который произносится первым диаконом; второй диакон предваряет каждый стих возглашением «Господу помолимся». При облачении архиерея в подсаккосник произносится тот же стих, что и при облачении священника в подризник, а диакона в стихарь. Надевая епитрахиль, пояс, палицу и поручи, архиерей слышит те же слова, что произносятся священником при облачении в соответствующие одежды. Молитва при облачении в саккос соответствует молитве священника при облачении в фелонь. При этом стихи из Священного Писания, в которых присутствует первое лицо единственного числа (например «возрадуется душа моя о Господе»), переводятся во второе лицо («возрадуется душа твоя о Господе»), а слово «священники» заменяется на слово «архиереи». Когда на архиерея надевается омофор, старший диакон произносит слова, представляющие собой парафраз одного из тропарей канона на праздник Вознесения Господня: На рамо Христе, заблуждшее взем естество, вознеслся еси, к Богу и Отцу привел еси, всегда ныне и присно и во веки веков 550 . Взяв на плечи заблудшую овцу, Ты, Христос, вознесся и к Богу Отцу привел ее всегда, ныне и присно и во веки веков. В основе этого тропаря лежит образ из притчи Иисуса Христа о заблудшей овце в версии Евангелия от Луки: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» ( Лк.15:4–6 ). Как мы помним, символика омофора связана именно с образом пастыря, возлагающего найденную овцу на свои плечи. В тропаре из канона Вознесению под заблудшей овцой понимается падшее человеческое естество, которое Господь Иисус, исцелив Своей крестной смертью , взял на плечи и вознес к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И затем, исполнившись огненной ревности по правде Божией, святой Апостол восклицает: «Дружба с миром есть вражда против Бога… Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак. 4:9 ). «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время и исчезающий… Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания, – говорит святой Апостол. – Вы осудили, убили праведника, и он не противился вам» ( Иак. 5:5–6 ). Старайтесь же утешить бедных и гонимых. Святой Апостол говорит им, чтобы они не сетовали, не унывали, не роптали на своих притеснителей. «Вы слышали о терпении Иова, – пишет он им, – и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:11 ). Как замечательно, что святой Апостол призывает нас к терпению и добрым делам. «Вера без добрых дел – мертва», – говорит он. В заключении святой Апостол говорит о великом значении обращения к вере заблудших. " Братия, – пишет он, – если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5:19–20 ). – Вот эта уже миссия, – сказал старец, поднимая глаза на собеседника, – относится преимущественно к нашим пастырям, одни из которых, действительно, жертвуя собой, ищут заблудших овец, а другие, наоборот, разгоняют бедное стадо Христово, предавая его на растерзание кровожадным зверям и убийцам. Отец Лаврентий слушал с затаенным дыханием. Как все это ново для него! Сколько раз он читал Послание святого Иакова и только вот теперь оно открылось ему во всей силе и красоте. Он вспомнил слова поэта: …В миг в уста мои проник И вырвал грешный мой язык! И празднословный, и лукавый, И жало мудрости змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой… (Пушкин). – Спасибо тебе, старец, – сказал отец Лаврентий вставая, – мне кажется, что вы открыли мне новый мир. – Да будет воля Божия, – смиренно ответил старый архимандрит, – иди домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

И вы, возлюбленные, по неведению заблудшие братия наши, раскольники и сектанты, опомнитесь, подумайте наедине пред Богом, что этим великим чудом милосердый Господь, не хотящий смерти грешника, но желающий, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ), показывает вам ясный путь к истинной вере. Он долготерпеливый стоит у сердца вашего и стучит в него ( Откр.3:20 ), призывая вас к покаянию. Не ожесточайте же более сердец ваших, отбросьте неверие ваше, не искушайте долготерпение Божие, зовущее вас к самовольно вами оставленной, любящей и скорбящей о вас матери Церкви, в которой Господь всегда творил и теперь для вразумления вашего творит такие великие, дивные чудеса! «От всякаго, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ). Подумайте же, возлюбленные, как много дает вам милосердие Божие: устами не двух или трех, а устами многочисленных свидетелей-очевидцев вы удостоверяетесь, что, по молитвам к Богу святых Церкви Православной, хромые ходят, слепые прозревают, беснующиеся исцеляются и больные разными недугами получают здоровье. Знайте, что это и для вас, возлюбленные, заблудшие братья, Господь прославляет Свою Церковь , свидетельствуя о святости и истинности ее многими великими чудесами, так что на страшном судище Христовом в неверии своем вы будете безответны, кто бы вы ни были, – сектанты или раскольники. «Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим.2:7 ), и в том, что совершившимся чудесным исцелением раба Божия Владимира «благодать Господня ведет тебя к покаянию» ( Рим.2:4 ). «Вот теперь время благоприятное, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ) для ищущего пути истины! «Итак будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ), ибо не медлит Господь праведным судом Своим над теми, «которые упорствуют и не покоряются истине» ( Рим.2:8 ), «и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд.11 ); «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). «Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сын Человеческий, с плотью Которого, как с прекраснейшей из женщин , сочеталось превечное Слово, будучи оставлен на кресте без ответа и без утешения (о чем свидетельствуют слова: Если ты не знаешь этого ), становится посему Пастырем роду людскому. Не став «отверженным Агнцем», Он не смог бы стать Пастырем заблудших овец, возвращающим их во двор овчий. Теперь же сказано Ему: Иди себе по следам овец ... Пастырь добрый, иди, ищи заблудших овец , ищи их по следам их. Души заблудились, ушли от Бога, но остались еще следы добрых дел их, следы веры и благочестия, по которым их можно найти и вернуть Отцу. И паси козлят твоих подле шатров пастушеских. Козлятами означаются противящиеся Богу, которые будут поставлены по левую сторону Судии и повержены в муку вечную ( Мф. 25:33.4 ). Эти так и остаются на чужбине подле шатров пастушеских , не возвращаясь домой. Но добрый Пастырь, ищущий поставляемых одесную овец , имеет промыслительное попечение и о противящихся козлятах . Он и их пасет , хотя они не ведают или не приемлют Его промыслительного о себе попечения. Сын Человеческий посылается к овцам и козлятам – об этом сказано, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). 1:8 Конем моим в колесницех фараоновых уподобил тя, ближняя моя. 1:8 Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Под образом фараона изображено Божеское начало во Христе, а под образом кобылицы – плоть Его. Царственно-величественно Божество Его, нежна, грациозна, прекрасна – плоть Его. Она – возлюбленная Его. Творец любит Свое творение, превечное Слово любит Свою пречистую плоть, она – прекрасна! Стремительность и воинственность колесницы фараоновой изображает, как через плоть Свою превечное Слово оглашает вселенную, приводя ее к Царствию Божию. Подобно иезекиилевой колеснице (Иез. гл. 1), и эта колесница означает Четвероевангелие, через которое благая весть о воплотившемся ( кобылица ) Боге ( фараон ) проносится по вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Были и такие, которые, подобно нашим хлыстам, верили в лжехристов, обыкновенных грешных людей, считая, что в них воплотился Христос, Сын Божий, отчего предостерегал верующих Сам Спаситель, говоря: «Многие придут под Моим именем и будут говорить: я Христос; и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:5; 23–26 ). Неверовавшим в Божество Иисуса Христа св. Апостол говорит, что, если раньше мы и знали Христа по плоти, т. е., как объясняет св. Иоанн Златоуст , – «Христа, причастного немощи человеческого естества, как: жажды, алкания, утомления, сна, – кроме греха», то теперь уже мы не знаем Христа с плотью, подверженной страданиям, ибо Он уже освободился от всяких немощей плоти и имеет уже плоть прославленную, бессмертную. Слова: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» относятся и к тем заблудшим, которые, отвергаясь искупившего их Господа, как, напр., наши хлысты, скопцы и новоизраильтяне, уверовали в простых людей, как в христов, о появлении которых предсказывал Спаситель. Таким заблудшим Апостол и говорит, что никакого другого Христа в смертной плоти мы уже не знаем, ибо Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение», т. е. для всеобщего суда над миром ( Евр. 9:27–28 ). А в прославленной, нетленной и бессмертной плоти мы и теперь знаем Христа, ибо вкушаем пречистую Его Плоть и пьем всечестную Его Кровь в таинстве Св. Причащения ( Ин. 6:51–58 ; 1Кор. 10:16–17; 11:23–30 ). 9) Умершие, тем более их мощи, не могут прославлять Господа: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления: живой и здоровый восхвалит Господа» ( Сир. 17:25–26 ). 9) Из предыдущего (24–го) стиха видно, что здесь говорится об умерших ветхозаветных людях, еще не искупленных Кровью Христа и находящихся в аде, где, конечно, не было прославления Бога: «Кто будет, спрашивает Сирах, восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его?» А затем поясняет: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления». В Новом же Завете, после совершенного Христом искупления людей от греха и после победы Его над адом ( 1Кор. 15:54–57 ), праведные прославляют Бога не только на земле, но и на небе ( Откр. 4:8–10; 5:8–14 ), прославляют Его не только молитвами при жизни, но и через святые свои тела по смерти, как, напр., прославили Бога кости Елисея, воскресившие из мертвых прикоснувшегося к ним человека ( 4Цар. 13:20–21 ; Сир. 48:15; 46:22–23 ). Затем, нужно заметить, что не мощи сами собой прославляют Бога, но Сам Бог, дивный во святых Своих, прославляет Себя через их святые останки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», – повторяя за ангелами, поет в эти дни сердце человека верующего, а в ваших сердцах сам сатана царствует в эти дни. Подумайте, какой ужас! Как счастлив христианин, своему обидчику отвечающий незлобием, немедленным ему прощением в сердце своем и тайной молитвой о нем пред Господом. К такому человеку близок Господь, ибо сей человек не только слушает и знает слово Господа – «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – но и следует Ему, вводя это слово в сердце и в жизнь свою, а за это и обращается Господь к людям таким, открывая пред ними бездну милости и щедрот Своих, со словами: «Вы друзья Мои... чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Не забудьте: христианин – Христов ученик, не ожидает, чтобы сам обидчик пришел к нему за прощением, он сам, первый спешит в сердце своем простить обидчику и о спасении его помолиться. Поступайте и вы так, дорогие мои, ко Христу стремящиеся Д.Ф. и М.Г. Поверьте, не даст вас Господь в обиду, а Пречистая Дева распрострет Покров Свой над верными Божиими. В воскресенье 9 января прибыв от вас в Казабланку для совершения Божественной Литургии, сокрушаясь о виденном и слышанном в Имфуте 7-го и 8-го, в слезах молился я в храме о заблудших и во вражде сущих прихожанах моих поселка Имфут. В этом свидетели мне все молящиеся казабланского храма в тот день. И сейчас прошу я Господа о примирении враждующих и вразумлении заблудших. Верю, что в следующий мой приезд все вы, «оставив дела тьмы: злобу, гнев, вражду», явитесь чадами Божиими, ходящими во свете Любви Христовой. Ищите оправдания пред Богом, а не перед людьми, да еще и иноверцами, всегда склонными над нами посмеяться и вот уже в течение 30 лет смеющимися над Отчизной нашей. Ведь не перед людьми дадите вы отчет о земной жизни вашей, а перед Единым Нелицеприятным Судией всех людей! Его бойтесь, Его слушайте и Его служителя призывайте в свидетели, а не палку полицейскую, как это было у вас в святые дни Рождества!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

8) Сектант: «Отныне, говорит Апостол, мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор. 5:16 ). Если мы Христа не знаем по плоти, то тем более не должны знать по плоти никого, хотя бы и из святых Его, т. е. не должны почитать их тела, даже если бы они были и нетленны. Объяснение православного: Здесь речь не о святых мощах, и смысл приводимых сектантами слов ап. Павла совсем не тот, какой желают придать им сектанты. Во время св. Апостолов были, как и теперь есть, люди, неверовавшие в Божество Иисуса Христа: для них Он казался простым человеком, ибо они видели Его и жаждущим, и алчущим, терпевшим хулы, поношения и биения» страдавшим и умершим на кресте; поэтому они и видели в Нем обыкновенного плотского человека, готовые всегда сказать вместе с неверовавшими в Него Иудеями: «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами»? ( Мф. 13:55 ). Были и такие, которые, подобно нашим хлыстам, верили в лжехристов, обыкновенных грешных людей, считая, что в них воплотился Христос, Сын Божий, отчего предостерегал верующих Сам Спаситель, говоря: «Многие придут под Моим именем и будут говорить: я Христос; и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте, ибо возстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:5; 23–26 ). Неверовавшим в Божество Иисуса Христа св. Апостол говорит, что, если раньше мы и знали Христа по плоти, т. е., как объясняет св. Иоанн Златоуст , – «Христа, причастного немощи человеческого естества, как то: жажды, алкания, утомления, сна, – кроме греха»то теперь уже мы не знаем Христа с плотию, подверженною страданиям, ибо Он уже освободился от всяких немощей плоти и имеет уже плоть прославленную, бессмертную. Слова: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» относятся и к тем заблудшим, которые, отвергаясь искупившего их Господа, как, напр., наши хлысты, скопцы и новоизраильтяне, уверовали в простых людей, как в христов, о появлении которых предсказывал Спаситель. Таким заблудшим Апостол и говорит, что никакого другого Христа в смертной плоти мы уже не знаем, ибо Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение», т. е. для всеобщего суда над миром ( Евр. 9:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В древней Церкви омофор делался из шерсти овец, чем еще более подчеркивалась аналогия с заблудшей овцой. Епископ является как бы образом Христа. В своей одежде он носит отличительные черты этого образа. Подобно тому, как Господь Иисус Христос спас человечество, точно так же епископ возлагает на свои плечи омофор – образ заблудшей овцы. Почему же во время чтения Евангелия епископ снимает эту, наиболее значительную из своих одежд, делающую его как бы образом Христа Спасителя? Святые отцы и учители Церкви изъясняют: «Когда читается Святое Евангелие, то глаголет Сам Христос, присутствует Сам Первообраз. А когда присутствует Сам Первообраз, то образ как бы смиряется, умаляется перед Первообразом. Поэтому епископ снимает самое отличительное, самое главное из своей одежды». Так объясняют это действие святые отцы. Так объясняет святой Исидор Пелусиот ; так толкует блаженный Симеон Солунский . Данный пример раскрывает, какое значение придает Святая Церковь чтению слова Божия. Когда читается Святое Евангелие, то присутствует, а глаголет Сам Господь Иисус Христос, поэтому слово Божие и является благодатной силой, преображающий и освящающей нашу душу. Вот почему у каждого христианина должно храниться Святое Евангелие, н в течение дня нужно прочитывать из него хотя бы понемногу. Вот один из видов Пищи с большой буквы, о которой говорит Иисус Христос в Евангелии: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих. Но в Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит еще и о другой Пище, необходимой для души человека. Если вы читали Святое Евангелие от Иоанна, то вы обратили внимание на слова, произнесенные Господом. Иисусом Христом после того, как Он совершил величайшее чудо – насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Он сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6, 26–27 ). И далее говорит: «Хлеб Божий есть тот, который, сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин. 6, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Holchev/...

Так, устами пророков Иеремии и Иезекииля Бог обличает неверных пастырей: «вы рассеяли овец Моих и разогнали их, и не смотрели за ними. Израиль – рассеянное стадо, львы разогнали его» 371 . С обличением соединяется и утешение, в котором искупительная деятельность Мессии представляется под образом деятельности пастыря. Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их 372 . Вот, Господь Бог грядет с силою. Он как пастырь будет пасти стадо свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных 373 . Эти-то обетования и предсказания имел в виду Иисус Христос, когда фарисеям и всему народу объявил: «Я пастырь добрый», и, когда в ответ на ропот фарисеев и книжников, что Он принимает грешников, предложил притчу о заблудшей и найденной овце 374 . Этим Он указал на исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Благодаря именно этой внутренней связи образного представления ветхозаветного и новозаветного откровения, как предсказания и исполнения, образ доброго пастыря рано и живо вошел в сознание и жизнь церкви, и нашел широкое применение как в церковной литературе, так и в монументальной художественной деятельности древних христиан. В самом деле, уже в посланиях апостольских деятельность преемников Христовых обозначается выражением «пасти стадо Христово». Представление об Иисусе Христе, как добром пастыре, легло в основание известной книги Ерма , называемой «Пастырь». В известном гимне Климента Александрийского Иисус Христос воспевается как «царского стада пастырь, пастырь духовных овец». Известно также, как часто отцы церкви в своих проповедях занимались истолкованием притчи о заблудшей овце, напр. Ориген , Епифаний и др. 375 Образ доброго пастыря до сих пор живет в молитвах и песнях церковных. Христианские художники, вообще, охотно пользовавшиеся данными, какие предлагали священные книги, для украшения монументов всякого рода, естественно не могли не воспользоваться элементами, более чем достаточными для того, чтобы составить на основании их, хотя не независимо от всякой сторонней помощи, как полагает Мартиньи, один из самых прекрасных и дорогих образов. Художественное воспроизведение образа доброго пастыря, нужно полагать, весьма рано вошло в употребление в церкви, особенно в западной. По крайней мере, в Африканской церкви во время Тертуллиана существовали уже чаши с гравированным изображением доброго пастыря, и, судя по тону, каким говорит об этом Тертуллиан , изображение доброго пастыря на чаше было делом обыкновенным, следовательно, давним уже 376 . В римской церкви так же рано употреблялся этот образ: между изображениями в катакомбах св. Каллиста есть изображения доброго пастыря, которые относятся археологами к III и даже II веку 377 . В восточной церкви образ этот также был в употреблении: Евсевий упоминает об изображениях доброго пастыря, которые он видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010