Митрополит Вениамин (Федченков) , известный почитатель Кронштадтского пастыря, изучая его труды, по ставил перед собой задачу определить, каким видит отец Иоанн сущность или назначение священства. Он даёт такое определение: «Священник есть посредник между Богом – точнее, между Господом Иисусом Христом, как Единым Ходатаем нашим, – и человечеством, уполномоченный от Него для спасения паствы». 517 Несомненно, подобную цель можно поставить перед собой и при изучении творческого наследия святителя Феофана Затворника : выяснить, какое определение он даёт пастырству. Сам святитель однажды выразил желание, что бы кто-нибудь по материалу его писем составил учебник Пастырского богословия, или Практическое руководство для пастырей. 518 Эту тему он раскрывал не только в своих письмах, но и в других произведениях. Святитель Феофан говорит о замысле Божием о мире и человеке: «Триипостасный Бог ведёт мир к последнему назначению. Как неотложное условие законченности миро бытия есть спасение людей, то все попечение Божие на это теперь и устремлено. Только и заботы у Него, чтобы грешных обращать, и обращённых очищать и одухотворять. Для сего все воплощённое домостроительство, для сего ангелы и святые, все силы направлены на это, и все непрерывно действуют в сем роде по Божию мановению». 519 Главное, что содействует осуществлению замысла Божия, – домостроительство спасения падшего человечества, совершаемое Господом Иисусом Христом, Который является первым и идеальным пастырем. 520 Никто так не любит человека, как Бог. И эта предельная любовь Творца к Своему творению подвигла Его на предельное смирение, уничижение. Ради спасения падшего, заблудшего человека Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово принял на себя образ раба, соединившись с повреждённым человеческим естеством. Богочеловек Иисус Христос провёл Свою земную жизнь путём послушания во всем воле Отца – даже до позорной смерти на Кресте и сошествия во ад. Господь во всей полноте воспринял на Себя то состояние падения и богооставленности, в котором оказалось человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ибо в мире существовали доселе три высочайшие существа: апостольская верховная власть, представляемая викарием блаженного Петра, князя апостолов, хотя ваше милостивое послание дало мне понять, что сталось с этой властью и кто был на этой кафедре; затем следует императорское достоинство, т. е. гражданская власть второго Рима, но как безбожно низвергнут правитель этой империи и притом не чужими, а своими ближними, это стало известно всему свету; наконец, следует королевская власть, в каковой промышлением Господа нашего Иисуса Христа вы поставлены главой христианского народа: могуществом вы выше упомянутых властей, мудростью славней, достоинством царства превосходней. В тебе одном почиет спасение христианской Церкви, ты мстишь злодеям, ты исправляешь заблудших, утешаешь печальных, поощряешь добрых» 373 . Как бы ни был осторожен Карл в переговорах с папой и в установлении своей новой роли посредника и судьи между папой и враждебной ему в Риме партией, тем не менее ясно, что в приведенном письме Алкуина определенно намечалась главенствующая роль в тогдашней Европе и в католической Церкви для франкского короля, и не может быть сомнения, что Карл разделял мысли Алкуина и охотно шел на ту роль, которая приготовляема была для него. Первоначальное намерение идти в Рим вместе с папой было потом отложено, и осенью 799 г. Лев III с военной охраной отправлен в Рим, где ему оказана была торжественная встреча народом и духовенством. В начале декабря сопровождавшая папу франкская свита, во главе которой были кельнский архиепископ Гильдибальд и зальцбургский Арно, с пятью епископами и тремя графами приступила к следствию по делу о восстании против папы. Есть некоторые данные, из которых можно выводить, что Арно не совсем был на стороне папы и не считал его безвинным в прискорбных происшествиях; но официальным решением судебного следствия было установлено, что против Льва не было представлено серьезных обвинений, вследствие чего главные виновники движения против папы, Пасхалис и Кампул, были отправлены в изгнание, делу же о претензиях римлян против Льва не было дано дальнейшего движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

II) Вопр. Какие побуждения к люблению Господа Иисуса Христа представляет святитель Тихон? Отв. Укажем здесь из многих сии. Первое – самое имя: Иисус, т. е. Спаситель привлекает сердца наши к люблению Его. Несть бо инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися, кроме имени Иисусова ( Деян. 4:12 ). Все мы, яко овцы заблудихом, человек от пути своего заблуди ( Ис. 53:6 ). Он нас, яко пастырь добрый, взыскал, и взяв на рамена Своя, к небесному Отцу Своему принес. Все мы, яко путники, от диавола, как – разбойника, обнажены и смертоносною уязвлены были раною: Он к нам, столь бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердуя о помощи Своея, руку простер к нам и лежащих восставил, и уязвленных елеем милости Своея исцелил ( Лк. 10:30–35 ). Были мы, яко пленники, узами врага нашего связанные. Он, яко сильный в крепости, врага нашего связал, узы наши растерзал ( Пс. 115:7 ) и возвратил пленение душ наших. Были мы, яко – преступники и отступники, от лица Божия отвержены. Он нас пред праведным судом Божиим заступил, и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должники тмою талант царю нашему Богу, и никак не могли долга нашего заплатить; следовало заключить нас, по суду правды Его, в темницу вечную и вечною платить мукою. Он за нас вступился и долг наш на Себя взял и правде Божией заплатил... Все же сие учинил нам Иисус Христос, не чрез какое-либо посредство, но Сам Собою. Сам, ради нас заблудших, в мире сем странствовал... Сам ради бедности нашей бедствовал. Сам ради нас, связанных грехом, связан был... Сам, ради нас умерших, на древе крестном умер, и Своею смертию смерть нашу умертвил; и Своим крестом двери к милосердию Божию, к вечному животу и блаженству отверз... Сие значит имя: Иисус, Ангелам любимое, нам грешным утешительное и сладкое и всей твари дивное!.. Второе св. Тихона возбуждение к люблению Христа Иисуса есть сие: что ты сыскал в любителе твоем Иисусе неугоднаго тебе? Что видишь, чтобы тебя к любви Его не привлекало? Желает человек блаженства? Истинное и вечное блаженство – у Него. Желает человек красоты? Он – краснейший добротою паче сынов человеческих ( Пс. 44:3 ). Хощет благородства? Кто благороднее Сына Божия? Ищет чести? Кто честнее и выше Царя небеснаго? Славы ли? Ипостасная Божия премудрость Он есть. Дружества ли? Кто любезнее и любительнее паче Его? Веселие любит человек? Радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих Он есть. Утешение ли потребно тебе, мир и покой? Кто утешит тебя, кроме Иисуса? Он есть Царь мира, душевный мир – Он есть, и вечный покой душам у Него... Заблудить опасаешься? Иисус есть путь. Прельститься боишься? Он есть истина. Смерти ужасаешься? Он есть живот ( Ин. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кушапа Господи Боже крепкий, прими приношение это (из рук моей слабости) ради Церкви всей святой кафолической и ради всех отцов честных и праведных, которые благоугодили Тебе, и ради всех пророков и апостолов, и ради всех мучеников и исповедников, и ради всех скорбящих и страдающих, и ради всех нуждающихся и опечаленных (и ради всех священников, и царей, и правителей), и ради всех больных и притесняемых, и ради всех отшедших, которые отделились и переселились от нас, и ради людей этих, которые взирают и ожидают Твоей милости, ради моей немощи, моего несовершенства и моей скудости, повтори. Ей, Господи Боже наш, по милости Твоей и по множеству благодеяний Твоих посети народ Твой и мое несовершенство, а не по грехам моим и неразумию моему, и да сподобимся я и они прощения долгов и оставления грехов Плотию этой святой, которую в истинной вере мы принимаем по милости Твоей, аминь. Встает и говорит: Благослови, Господи, трижды. Кушапа по отшедшим Когда случится приношение по отшедшим, читай это: Поклоняюсь я, Господи, благости Твоей, исповедую милость Твою. Ибо хотя недостоин я по грехам моим, Ты приблизил меня к Себе по милости Твоей и поставил меня служителем и посредником Таин этих, прославленных и святых. И прошу Тебя и молюсь господству Твоему, чтобы были они в покой и благостояние мира, в сохранение Церкви Твоей святой, в умножение веры истинной, в возвышение праведников и прощение грешников, в принятие кающихся (и обретение заблудших, в утверждение близких) и обращение далеких, в утешение слабых, в простор опечаленных, в укрепление притесняемых, в исцеление больных, в попечение о нищих, в память добрую об отшедших. И сотвори со всеми нами то, что содействует и благоугождает Твоему господству. Господи Боже крепкий, повтори. Пусть будет принято приношение это в горних высотах из рук раба Твоего, грешного и неразумного, как приношение Авеля на равнине и Ноя в ковчеге, Авраама при заклании сына своего и Илии на горе Хорив, вдовицы в сокровищницу и апостолов в горнице, с приношением отцов честных и праведных, которые из рода в род приносили приношения свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

«Они должны быть безупречными перед правдой Божией, как служители Бога и Христа, а не человеков. Не должны быть ни клеветниками, ни обманщиками, ни скупцами, но во всем воздержными, сострадательными, бдительными; ходить по путям истины Господа, послужившего всем». Об обязанностях же пресвитеров говорит: «Да будут они склонны к милосердию, сострадательны ко всем; они обязаны обращать заблудших, посещать всех немоществующих, не пренебрегать ни вдовою, ни сиротою, ни нищим, но постоянно иметь в виду благо пред Богом и человеками; воздерживаться от гнева, лицеприятия, неправедного осуждения и корыстолюбия, Им не следует принимать поспешных обвинений, ни судить строго, помня, что все мы повинны греху». Должно обратить внимание на сведения эти о положении священника в обществе христианском. Он был как бы судьей и посредником между верующими, которым, как выражался ап. Павел, не следовало обращаться к суду неверных. Епископу же предоставлялись самые возвышенные обязанности священства и присвитеры составляли при нем как бы совет для руководства поведением верующих и окончания споров, какие могли между ними возникать. Поликарп настаивает на необходимости придерживаться учения апостольского и избегать нововведений; 877 подвизаться в терпении и во всех прочих добродетелях; Игнатия же представляет он образцом терпения, 878 и после некоторых подробностей 879 оканчивает послание свое следующим образом: 880 «Игнатий и вы писали мне, чтобы послал послания ваши в Антиохию, если кто туда отправляться будет из Смирны. Исполню это, когда только возможно будет, отправлюсь сам или вместо себя пошлю кого другого. Посылаем вам, как просили, все послания Игнатия, которые имеем, прилагая их к сему. Вы получите от них большую пользу, потому что они исполнены веры, терпения и всякого назидания о Господе нашем. Сообщите, что узнали вы об Игнатии и его спутниках. Следственно Поликарп собирал послания Игнатия и списки с них посылал различным церквам. От этого-то чистого источника дошли они и до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Посмотрите на свои деяния, и сами, и без отца Д., и без меня, скажите себе - так ли живёте Вы? И вопрос свой сами решите, не прикрываясь посредниками. Да вразумит Господь Вас, милости не просящего, и помилует. Как жить? Дорогой о Господе В.! Не спешите. Что смотрите на окружающих, в себя больше заглядывайте и живите по совести. А лечить больных везде надо: и в Кремле, и в деревне, - везде люди, Вот и трудитесь, где Господь приводит. Молитесь св. муч. Трифону. Умудри Вас Господь! С., а ведь выбор жизненного пути непременно делать должен каждый человек сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину. Продумай все хорошо. Ведь только два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные. Вот и выбери, какой крест тебе подходит для спасения больше. Умудри тебя Бог! Первое благословение после твоего выбора должно быть родительское, а второе - духовника твоего. Дорогой М.! Тебе хорошо бы поработать поваром и до 25 лет укорениться в православной жизни и в Церкви, познавая себя. Ни о монашестве, ни о женитьбе речи вести сейчас не надо. Всё: и то, и другое -- преждевременно. Повзрослеть надо тебе, М., чтобы выбрать свой Крест жизни сознательно и ответственно. Да еще помни, что без родительского благословения ни в монастырь идти нельзя, ни семью создавать. Вот и потрудись еще над тем, чтобы через тебя и родители твои пришли к Богу. Иначе нельзя. Умудри тебя Господь! Дорогая о Господе А.! Живите дома и трудитесь во славу Божию на том поприще, что дал Господь. Наше дело - с молитвой делать свое дело, а результат - от Бога. Вот и с квартирой вопрос решился - в подтверждение того, что Вам надо оставаться дома. Умудри Вас Бог! Массажисты везде нужны. А больная умерла оттого, что ее время пришло, Бог позвал. Молись св. мученику Трифону и его предстательством будешь всегда с работой. В церковь ходи молиться и помогать всем можешь, но основная работа должна быть у тебя по специальности в миру. Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Заблудший . Нет, – Дух дышет, где хочет ( Ин. 3:8 ), Православный . А если так, то и мы «с душой живой», и храмы с мертвой материей (деревянные или каменные), и словом – все места обитания Духа Святого могут быть названы храмом живым, жилищем Духа Божия, ибо вот– «Дух животворит» ( Ин. 6:63 ). Странные теперь времена: первых христиан Апостолу приходилось еще убеждать, что и они, имея храм Божий, как дом молитвы, также храм Божий, по обитанию в них Духа Святого, – до того они были привязаны к храму и считали его лишь святым; а нынешние христиане наоборот –себя считают храмом святым, дом же Божий, дом молитвы отвергают и признают его ненужным, вопреки заповеди Христовой ( Мф. 21:13 ). Заблудший . Молиться можно на всяком месте. Православный . Если на всяком, то и в храме; да и храмы можно ставить на всяком месте. Заблудший . Я молюсь тайно. Православной . А в храме нельзя тайно молиться? Напротив, присутствующие там молятся тайно. А вот этого ты не читал: «молитвы мои Господу воздам пред всеми людьми, во дворах дома Господня» ( Пс. 115:9–10 ). Потому-то ты в собрании своем молился только тайно? Заблудший . Нет, и у нас молятся громко. Православный . Стало быть, про тайную молитву и говорить нечего. IV Для миссионерской полемики с сектантами о храмах Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Иер. 7:4 . Не надейтесь на обманчивыя слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». 5 .Но если совсем исправите пути ваши и Деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком ли соперником его; 6 .Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе; 7 .То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. 8. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которыя не принесут вам пользы. Примеч . Это пророчество о ветхозоветном храме, ложно понятое, сектанты относят и к храмам новозаветным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе. Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешниками Куда бы Иисус ни пришел, всюду к Нему собирались несметные толпы народа. В толпе всегда были фарисеи и книжники, приходившие искушать Его, а также мытари и грешники, сходившиеся слушать Его и каяться во грехах. Фарисеи были горды своею мнимою праведностью; они были уверены, что, принося установленные жертвы и соблюдая все обряды, не нуждаются уже ни в поучениях Иисуса, ни тем более в покаянии. Душевное же настроение мытарей и грешников выражалось в мольбе: «Боже! Милостив будь ко мне грешному». Христос, пришедший не праведников, а грешников призвать к покаянию, всегда шел навстречу всем сознающим свою греховность и желающим изменить свой образ жизни; если надо было для спасения грешника идти к нему в дом, Он шел; если надо было возлечь с ним за обеденным столом, Он не гнушался и есть с ним. Но такое обращение Его с грешниками, такое милосердие Его возмущало фарисеев и книжников; они считали унизительным для своего достоинства не только протянуть руку помощи падшему брату, но даже просто прикоснуться к нему, так как прикосновение к грешнику считалось осквернением и вызывало очистительные омовения и жертвоприношение; по их мнению, иметь общение с грешниками могли только грешники, и потому если Иисус не гнушался их, то, следовательно, Сам был грешник, а если Он грешник, то зачем же народ следует за Ним? Это их возмущало, и они открыто высказывали свое негодование. Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме «Вы обвиняете Меня в том (сказал Христос), что Я принимаю грешников, отставших от Бога, даже хожу к ним, довожу их до раскаяния и, спасая от гибели, возвращаю их Богу? Но ведь и вы поступаете так же в отношении того, что для вас дорого, близко. Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? ( Лк. 15, 4 ). Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет ( Лк. 15, 8 ). Если же вы поступаете так, теряя свое имущество, то зачем укоряете Меня, когда Я спасаю людей, отставших от Бога, Отца их? Добрый пастырь, найдя заблудшую овцу, не наказывает ее за то, что она отстала от стада, даже не гонит ее к стаду, а от радости, что нашел ее, берет ее на плечи свои и несет домой, созывает друзей и соседей и говорит им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк. 15, 6–7 ). Так радуюсь и Я, когда возвращаю к Богу потерянных овец стада Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме мы находим в Евангелии от Луки: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А нашедши, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15: 4–10 ). Иисус Христос неоднократно использовал в Своей проповеди образ пастыря потому, что Его слушатели знали этот образ из книг Ветхого Завета. Глубоко укорененный в опыте кочующих арамеян ( Втор. 26: 5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, образ пастыря, пастуха, ведущего своё стадо, выражает два аспекта власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель, и сотоварищ. Это человек сильный, способный защищать своё стадо от диких зверей; вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их зная ( Притч. 27: 23 ), применяясь к их положению ( Быт. 33: 13 ), нося их на своих руках ( Ис. 40: 11 ), даже любя ту или другую из них как дочь ( 2Цар. 12: 3 ). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви. На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя пастырями, на которых божество возложило определенное служение – собирать овец в стада и заботиться о них. В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, которые соединяют Израиль с Богом через Христа и Его посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Беседа 6. Притча о заблудшей овце Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». Тема сегодняшней беседы  – Притча о заблудшей овце, и мы рассмотрим 18-ю главу Евангелия от Матфея с 10-го по 14-й стих. Итак, мы читаем 10-й стих: Мф.18:10–14 . «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Слова « говорю вам » носят эмфатический характер, то есть подчеркивают важность того, о чем будет сказано далее. Как мы выяснили ранее, «малые сии» – это простые верующие в Господа Иисуса Христа, это и просто бедняки, это и малые в познании Святого Евангелия, и даже обычные дети. Блаженный Феофилакт пишет: «Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем Ангелов. Но Ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем Ангелов, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше не дерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лице Божие и даже молиться за нас» 58 . То есть Ангелов имеют все верующие, но только смиренные верующие имеют дерзновение перед Богом в своих Ангелах, а Ангелы нерадивых верующих стыдятся их перед Богом и не могут с такой же силою ходатайствовать за них. Когда мы грешим, то Ангел Хранитель со слезами отходит от нас, мы отгоняем его от себя смрадом своих грехов; бесы, напротив, как мухи летят на навоз, на гниль, окружают нас в момент греха и радуются о нашем падении. Причем грех приносит осквернение и тем людям, с которыми мы общаемся, соприкасаемся в этой жизни. Он буквально разрывает чистоту духовного пространства и оскверняет всё и вся. То есть если мы в состоянии нераскаянного греха, то мы представляем угрозу, духовную угрозу для окружающих, даже в быту. Сказано в Новом Завете, что надо гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ), – то есть плотью нераскаянного грешника. Но если грешник раскается и проявит смирение, то он может оказаться источником благословения для окружающих. Например: апостолы настолько очистили свои души, что даже опосредованное соприкосновение с ними приносило людям благословение. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010