Иисус Само имя – Иисус, то есть Спаситель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианин! Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисусова ( Деян. 4, 12 ), – проповедует апостол Его Петр... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу ( Ис. 53, 6 ). Он нас, как Пастырь добрый, взыскал и, взяв на плечи Свои, к Небесному Своему Отцу принес (см.: Лк. 15, 5 ). Все мы, как путники, диаволом, как разбойником, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, таким бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердную руку помощи Своей простер к нам, и лежащих восставил, и язвленных елеем милости Своей исцелил (см.: Лк. 10, 30–35 ). Были мы, как пленники, узами врага нашего связаны. Он, сильный в крепости, врага нашего связал, узы наши разрешил ( Пс. 115, 7 ) и возвратил из пленения души наши (см.: Мф. 12, 29 ; Пс. 67, 19 ). Были мы, как преступники и отступники, от лица Божия отвержены. Он за нас перед праведным судом Божиим заступился и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должниками тьмою талантов Царю нашему Богу и никак не могли долга нашего заплатить, но следовало нам непременно быть заключенными по суду правды Его в темницу вечную и вечною платить мукою (см.: Мф. 18, 23–34 ). Он за нас вступился, и долг наш на Себя взял, и правде Божией заплатил. Словом, от такого неблагополучия, какого горше и горестнее не может быть, избавил нас, и такое блаженство, которого лучше и вожделеннее не может быть, милостиво и даром, без всяких наших заслуг, исходатайствовал нам Иисус Сын Божий. Все же это сделал нам Иисус не через какое-то посредство, но Сам. Сам Он ради нас, заблудших, в мире этом странствовал и искал: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19, 10 ). Сам ради нашей бедности бедствовал, Сам ради нас, связанных, связан был и Своими узами наши разрешил узы. Сам ради нас, уязвленных, уязвлен был, и ранами Его мы исцелились ( 1Петр. 2, 24 ). Сам за долг наш тягчайший заплатил не серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью ( 1Петр. 1, 19 ). Сам ради нас, умерших, на древе крестном умер, и Своею смертью смерть нашу умертвил и нас, умерших, оживил. Своим крестом двери к милости Божией, вечной жизни и блаженству отверз. Вот что значит имя – Иисус, Ангелам любимое, нам, грешным, утешительное и сладкое и всей твари дивное. Читать далее Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Всего перваго Адама, каковъ былъ онъ до преступленія, свободнаго отъ греха, тело, душу и умъ, съ ихъ естественными свойствами, воспріялъ Ты, Владыко, по благоутробію милости Твоея, дабы всему мне даровать спасеніе, ибо что не воспріято, то и неисцельно. И такимъ образомъ, ставши посредникомъ между Богомъ и человеками, Ты разрушилъ вражду и привелъ отступниковъ къ Отцу Твоему, заблудшее обратилъ, омраченное просветилъ, обветшавшее возобновилъ, тленное обратилъ въ нетленіе, тварь освободилъ отъ многобожнаго заблужденія, людей соделалъ чадами Божіими, опозоренныхъ явилъ причастниками божественной славы, осужденнаго быть въ преисподней возвелъ превыше всякаго начальства и власти, обреченнаго въ землю обратиться и во аде обитать посадилъ въ самомъ себе на царскомъ престоле. Но кто же былъ служебною палатою, въ которой уготовлялись эти безпредельныя блага, превышающія всякій умъ и понятіе? Не Приснодева ли, родившая Тебя? Видите, боголюбезные отцы и братія, благодать настоящаго дня! Видите, какъ высока и досточтима та, которую прославляемъ мы ныне! Не страшны ли, не дивны ли тайны ея? Блаженны видящіе, какъ прилично видеть! Блаженны стяжавшіе умственное чувство! Какое блистаніе света озаряетъ настоящую ночь! Какія стражи Ангеловъ охраняютъ и украшаютъ успеніе живоначальной Матери! Какія боговещанія Апостоловъ ублажаютъ погребеніе богопріемнаго тела! Какъ слово Божіе, благоволившее по милосердію своему соделаться ея сыномъ принимаетъ владычними дланями ея священную душу, служа ей, всесвятой и божественной, какъ своей матери! О, благій Законодатель! Не подлежа закону, Онъ исполняетъ Имъ же самимъ данный законъ, потому–что Онъ узаконилъ, чтобъ дети воздавали должное почтеніе родителямъ, сказавъ: чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12). И что сказанное нами истинно, это очевидно всякому, кто хотя сколько–нибудь сведущъ въ божественныхъ изреченіяхъ Священнаго Писанія. Ибо если души и всехъ праведныхъ находятся въ руце Божіи, какъ говоритъ божественное Писаніе (Прем. 3, 1), то не темъ ли паче она предала свою душу въ руки Сына и Бога своего? Истинно слово сіе и выше всякаго прекословія! Но разскажемъ, если позволите, кто она, откуда, какъ она дарована въ сію жизнь, она — даръ самый высокій и самый дорогой изъ всехъ даровъ Божіихъ, какой родъ жизни вела на земле и какихъ удостоена таинствъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

21 Таково было, по описанию Зиновиеву, пропитание многих Российских вотчинных монастырей в том веке, в котором упрекали их богатством, роскошью и негой. Надлежит ещё присовокупить к тому замечание, что в сем самом веке монастыри произвели весьма многих великих мужей, прославившихся примерными добродетелями и святостью, как видно из описания житий их. Многие Великие Князья и Цари из монахов того века избирали даже восприемников при крещении детей своих, и их призывали в посредники для прекращения несогласий своих. Сам Царь Иоанн Васильевич в письме своём к Гурию, Архиепископу Казанскому, отдаёт справедливость ему и некоторым другим его современникам 22 . В сем также веке многие воспитанники и постриженцы вотчинных монастырей, не прельщаясь довольством их, удалялись в пустыни пограничные, и занимались обращением многих языческих племён, как выше уже сказано. О сих достохвальных подвигах их свидетельствуют беспристрастно самые иностранцы, приезжавшие тогда в Россию. Барон Герберстеин, бывший от Римского Императора Makcuмuлuaha II в 1516 и 1526 годах посланником к Великому Князю Василию Иоанновичу, описывая Российские монастыри, между прочим, говорит: «У монахов особенное попечение о том, чтобы всяких людей приводить в свою веру. Пустынные монахи и прежде ещё немалую часть идолопоклонников, долго и прилежно рассевая между ними слово Божие, обратили в веру Христову. Да и теперь отправляются в разные стороны к северу и востоку, достигая туда не иначе, как с величайшими трудами, подвергая жизнь и честь свою опасности, и никакой оттого себе выгоды не чают и не требуют, а только то одно в виду имеют, чтобы успеть соделать угодное Богу и заблудшие души многих (иногда смертью даже утверждая учение Христово) обратить на путь правый и освятить их Господу» 23 . Павел Иовий Новокомский, описывавший Россию в 1522 году, различает беспристрастно между Российскими монахами добрых от худых 24 . Англичанин Адам Климент, описатель первого в 1553 году путешествия Англичан через Белое море в Россию, совершенно сходно с Зиновием описывает весьма строгое постничество Российских монахов, несмотря на великие их поместья, которые, по его словам (несправедливо, однако же) якобы третью часть Государства всего тогда составляли 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ведь Ты, Владыка, по благоутробному милосердию Твоему воспринял всего Адама, свободного до падения от греха: тело [его], душу, ум и их естественные свойства, – чтобы всему мне даровать спасение, ибо подлинно «не воспринятое не может быть исцелено». Ты же, став «посредником между Богом и человеками» ( 1Тим. 2:5 ), разрешил вражду и привел отступников к Твоему Отцу: заблудшее обратил, помраченное просветил, сокрушенное обновил, тленное изменил в нетление; тварь освободил от заблуждения многобожия, людей сделал чадами Божиими ( 1Ин. 3:2 ) уничиженных явил причастниками Божественной славы, осужденного на пребывание в преисподних земли возвел «превыше всякого Начальства, и Власти» ( Еф. 1:21 ), приговоренного в землю возвратиться и во аде обитать посадил с Собою вместе на царском троне. Итак, кто же явился местом делания этих безмерных благ, превышающих ум и восприятие? Не родившая ли Тебя Приснодева? 5. Видите ли вы, любезные Богу отцы и братия, благодать сегодняшнего дня? Видите ли вы, сколь высока и достойна почитания Восхваляемая нами ныне? Не приводят ли в трепет Ее тайны? Не исполнены ли они чудесного? Блаженны видящие их единственно возможным и подобающим образом. Блаженны стяжавшие духовные чувствования. Какое сияние света украшает сегодняшнюю ночь! Какие ангельские стражи озаряют успение Живоначальной Матери! Какие Божественные речи апостолов ублажают погребение богоприемного тела! Как Слово Божие, соблаговолившее по милосердию Своему стать Ее Сыном, служит всесвятой и божественной Матери Своими владычными руками и принимает Ее священную душу! О, благой Законодатель! Неподлежащий закону, Он исполняет закон, который Сам установил. Ведь Он Сам узаконил, чтобы дети воздавали должное почитание родителям. " Почитай, – говорит, – отца твоего и мать твою» ( Исх. 20:12 ). Что это истинно, ясно всякому, хоть немного посвященному в смысл божественных словес Священного Писания . Ибо, если, как говорит божественное Писание, «души праведных в руке Божией» ( Прем. 3:1 ), то разве не прежде всех Она предаст душу в руки Сына и Бога Своего? Истинно это слово и выше всякого возражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Иисус Христос являет милосердную заботу Бога о людях в образе Пастыря, ищущего пропавшую овцу ( Лк.15:4–7 ), а по окончании Своей земной жизни Он поручает избранным Им Самим апостолам пастырское служение в Церкви. Иисус Христос приходит на помощь овцам, не имеющим Пастыря ( Мф.9:36 ; Мк.6:34 ). Спаситель говорит о Себе, что Он послан к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.15:24; 10:6 ). Малое стадо ( Лк.12:32 ) учеников, Им собранных, являет собой прообраз эсхатологической общины, которой обещано царство святых Всевышнего, царство Которого – царство вечное ( Дан.7:27 ). Он предвещает им гонения: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф.10:16 ), они будут искушаемы ложным учительством: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 ). Словесное стадо будет рассеяно, но Пастырь, после того как Он будет поражен, вновь соберет его в Галилее ( Мф.26:31–32 ). Святые писатели Нового Завета представляют Иисуса Христа как Пастыря овец великого ( Евр.13:20 ), Пастыреначальника ( 1Пет.5:4 ), Пастыря и Блюстителя, Который вернул заблудшие души, исцелив их Своими ранами ( 1Пет.2:24–25 ). Наконец, в Откровении Иоанна Богослова Христос – Агнец становится Пастырем, ведущим на живые источники вод ( Откр.7:17 ) и поражающим отступников мечом и жезлом железным ( Откр.19:15 ). В Евангелии от Иоанна эти разрозненные образы складываются в величавую картину, где Церковь показана живущей под водительством Единого Пастыря (10:1–16). Иисус Христос открывает Себя как единственного посредника, дверь, через которую входят к овцам и выходят на пастбище. Он один передает пастырскую власть апостолам. Он один дает жизнь при полной свободе входа и выхода (ср. Числ.27:17 ). Существование Церкви основано на взаимном знании Пастыря и овец, на взаимной любви, которая в свою очередь основана на любви, объединяющей Отца и Сына. Наконец, Иисус Христос – совершенный Пастырь, потому что Он полагает жизнь Свою за овец. Он не только поражен ( Мф.26:31 ), Он Сам полагает жизнь Свою ( Ин.10:18 ; рассеянные овцы, которых Он собирает, приходят и из двора Израилева, и от языческих народов. Единое стадо, таким образом собранное, едино навеки, так как любовь всемогущего Отца оберегает его и обеспечивает ему Жизнь Вечную ( Ин. 10:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К чему пригласить тех, кои, не чувствуя тоски по отчизне, ходят во храмы не для храмов, кои и теперь пришли сюда без расположения к молитве, а просто, как на зрелище? Если бы таковые захотели послушать благого совета, а должны послушать, коль скоро в их сердцах не погасло всякое чувство добра, то я предложил бы им обратиться теперь ко Господу с благодарностью. За что? За то, что Он, ради их хладности и легкомыслия, не престает вселяться своею благодатию между нами, и теперь благоволил видимо приблизиться в сем храме к ним самим. Может быть, и с ними случится здесь то же самое, что бывает иногда с людьми, посещающими гостиницы на пути; видя, как, проходящие спешат идти куда-либо, и они неприметно располагаются идти туда же. Может быть, и их постигнет здесь благая участь Саулова, так что они, подобно ему, пошедши искать заблудших ослятей, найдут себе царство. Неудивительно, что и сам мир с его благами поможет в сем святом деле: он любит отводить от пути истинного, но никогда не приведет к цели, умеет возбудить жажду, но не может насытить души: все обещает, но под конец, большей частью, сам все отнимает. Тогда-то, как дружба мира покинет вас, как здравие и силы изменят вам, как радости и забавы улетят, утехи и смехи отцветут, и вы останетесь одни – с немощами, с бедностью, с пустотой в душе, с язвами в совести, – о, тогда и для вас кров дома Божия покажется раем на земле, единым пристанищем, где вы можете опочить душой, отдохнуть сердцем, познать, что и вы еще на пути, что и пред вами еще – цель! Все убо возблагодарим Господа за новое Его снисхождение к нам в новоявленном доме Божием. Но помышляя о сем снисхождении, не забудем, братие, и о нашем восхождении ко Господу через сей видимый храм Его. Мы назвали храм пристанищем, но пристанище не есть дом и должно напоминать о вечном жилище; оно устрояется в обитель покоя, но временного, и должно препровождать к дальнейшей деятельности. Итак, служители алтаря Господня, по примеру сего же алтаря, ныне нами освященного, уготовьте и вы сердца свои, на новый престол Господу. Если находящиеся во храме во время священнодействия все тайно образуют собою Херувимов, то вы, священнодействующие, образуете собой тех из Херувимов, на коих непосредственно почивает и через коих движется слава Божия ( Иез. 10:19 ). Итак помните великое назначение свое, – по примеру великого Ходатая, быть посредниками между небом и землей, возносить моления о всех, низносить благословение всем. Пусть никто не отходит отсюда не просвящен, не насыщен, не утешен вами!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Всего первого Адама, каков был он до преступления, свободного от греха, тело, душу и ум, с их естественными свойствами, восприял Ты, Владыко, по благоутробию милости Твоей, дабы всему мне даровать спасение: ибо что не восприято, то и неисцельно. И, таким образом, ставши посредником между Богом и людьми, Ты разрушил вражду и привел отступников к Отцу Твоему, заблудшее обратил, омраченное просветил, обветшавшее возобновил, тленное обратил в нетление, тварь освободил от многобожного заблуждения, людей соделал чадами Божьими, опозоренных явил причастниками Божественной славы, осужденного быть в преисподней возвел превыше всякого начальства и власти, обреченного в землю обратиться и во аде обитать посадил в самом себе на царском престоле. Кто же был служебной палатой, в которой уготовлялись эти беспредельные блага, превышающие всякий ум и понятие? Не Приснодева ли, родившая Тебя? Видите, боголюбезные отцы и братия, благодать настоящего дня! Видите, как высока и досточтима Та, Которую прославляем мы ныне! Не страшны ли, не дивны ли тайны Ее? Блаженны видящие, как прилично видеть! Блаженны стяжавшие умственное чувство! Какое блистание света озаряет настоящую ночь! Какие стражи ангеловы охраняют и украшают успение живоначальной Матери! Какие боговещания Апостолов ублажают погребение Богоприемного тела! Как Слово Божие, благоволившее по милосердию Своему соделаться Ее Сыном, принимает владычними дланями Ее священную душу, служа Ей, Всесвятой и Божественной, как Своей Матери! О, благий Законодатель! Не подлежа закону, Он исполняет Им же Самим данный закон, потому что Он узаконил, чтобы дети воздавали должное почтение родителям, сказав: чти отца твоего и матерь твою ( Исх. 20:12 ). И что сказанное нами истинно, это очевидно всякому, кто хотя сколько-нибудь сведущ в Божественных изречениях Священного Писания. Ибо если души и всех праведных находятся в руце Божией, как говорит Божественное Писание ( Прем. 3:1 ), то не тем ли более Она предала Свою душу в руки Сына и Бога Своего? Истинно слово сие и выше всякого прекословия! Но расскажем, если позволите, кто – Она, откуда, как Она дарована в эту жизнь, Она – дар самый высокий и самый дорогой из всех даров Божьих, какой род жизни вела на земле и каких удостоена таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Наставляя своих собратьев, архим. Иоанн напоминает им прежде всего о необходимости стяжания спокойствия духа и всецелого предания себя воле Божией во всех ситуациях повседневной жизни. «Наше же дело, елико возможно, самим сохранить спокойствие духа и научить детей наших, Богом данных, этому же. Самим всецело предаться воле Божией и тому же научить паству. И это ли не цель?» , – восклицает пастырь. Своим адресатам в священном сане он внушает в основу всего их священнического служения в первую очередь положить труд по очищению сердца, с тем чтобы и все служение стало чистым и благоприятным Богу. «Очищайте сердце , – советует архим. Иоанн, – тогда и служение будет благоприятно Богу» . Пастырский опыт упоминаемого им священноисповедника Георгия Косова , в паломничестве у которого архим. Иоанн был в годы своего отрочества , побуждает его свидетельствовать о молитве и живом горении духа как о наивернейшем средстве возрождения приходских и, что самое важное, нерукотворенных храмов – человеческих душ. «Только молитва и горение духа, – пишет пастырь, – могут восстановить и стены храма, и, главное, нерукотворные храмы – души заблудших, и вернуть их Богу ожившими» . Вместе с тем архим. Иоанн разъясняет своему адресату-священнослужителю необходимость постоянного памятования им своей роли в деле душепопечительства, характер которой непременно должен заключаться в соработничестве с Богом. Псково-печерский духовник раскрывает перед собратом суть его ошибки, заключающейся в возложении надежды исключительно на свои силы, обозначенной опытным пастырем как «неправая внутренняя установка» и «самость» , и приведшей священника в состояние безысходности и уныния. «Не мы с Вами спасаем , – вразумляет его архим. Иоанн, – не мы с Вами даем силу к жизни, всё – от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели. А Вы устали, – продолжает он, – а Вы поддались самости, а Вы забыли, что мы и учителя, и ученики одновременно. И уроки духовной жизни для нас сугубы и рассчитаны на всю жизнь. И чередуются духовные прозрения и взлеты со спадами, и всё надо пережить, и это – наука из наук, и, думаю, посложнее институтской» .

http://bogoslov.ru/article/5422720

Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 23 февраля Награда безмерна Только молитва и горение духа могут восстановить и стены храма, и, главное, нерукотворные храмы — души заблудших и вернуть их Богу ожившими. Буди, Господи, буди! Мы ведь священнослужители, и если соблазн будет исходить от нас, то как ответим пред Богом за израненные нашим неразумением души, как ответим за отпавших от Церкви по нашей вине? Задайте себе вопросы — стали ли Вы священником Божиим, приняв сан, изменилось ли что в жизни Вашей, стали ли Вы для своих односельчан духовным отцом??? Батюшка дорогой… Не мы с Вами спасаем, не мы с Вами даем силу к жизни, все — от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели. Тяжело выслушивать исповедь современного человека, но она же и порождает в душе духовника жалость к человеку — начало любви, зрение вражьих происков; а главное — в том, что такой человек переступил порог Церкви, увидеть несомненную Божию любовь к самому заматоревшему во грехе грешнику. Спасайтесь же, дорогой батюшка... священство — добровольное мученичество. Труд велик, а награда за него безмерна. Из писем 23 февраля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4029.html

И вот, Сын становится человеком, рождается в смерть — послушно, любовно, свободно. Он облекается в плоть и возлагает на Себя всю скорбь, весь холод и всю тоску одинокой жизни человека. Он принимает без остатка всю судьбу падшего — оставаясь Сам непорочным. Дорогие мои отцы, братия и сестры!         Мы стоим у преддверия Рождества Христова. С великой радостью и в великом изумлении поклоняемся мы вновь воплощению Слова Божия. Ликуют и трепетно горят сердца, слыша Ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь.»       Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос и поклонимся Ему, вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом, Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью,       Поклонимся Ему, как Самому Богу, явившемуся плотью.       Поклонимся Ему со слезами благодарности и любви — радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа-Спасителя Рождество это истощание, начало крестного Его пути и эта пещера, где среди тихой морозной ночи стал человеком Бог, предвозвещает о другой пещере, куда, после Распятия и мучительной смерти, пречистое Его тело положат Иосиф с Никодимом.       Праведный Иов, в великом своем страдании, и терпении, взывал: «Увы! Нет между Богом и мною посредника, который положил бы руку свою на нас обоих.» ( Иов 9, 31).       И мир, давно потерявший райскую радость свою, долго ждал и созревал; и «Бог многократно и многообразно говорил в пророках», призывая и подготовляя заблудших детей Своих к возвращению в Отчий дом. А «в последние дни», когда наступила полнота времен, Он Сам пришел, стал человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом непостижимым, недоведомым, чтобы привести к Отцу всех, кто сумеет возлюбить Его и поверить в Божию любовь: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим: иго Мое благо и бремя Мое легко.»

http://pravmir.ru/chem-my-otzovemsya-na-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010