Устрашающие примеры для отвращения от лжепророков. 4–9 ст. В примеры грозного суда Божия и на совратителей еретиков, и на совращаемых ими апостол приводит, во-первых, падших ангелов, которых Господь, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, не смотря на прежнее их высочайшее достоинство. Во-вторых, апостол указывает на пример нечестивого допотопного мира, который по правосудию Божию весь был залит волнами, сохранилось же только в восьми душах семейство Ноя, проповедника правды. Наконец апостол выставляет на вид города Содомские и Гоморские, испепеленные огнем небесным. В указанных примерах апостол делает такое приложение, что точно также и теперь «конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых», каким бы множеством нечестивых они окружены ни были, а беззаконников «соблюдать ко дню суда для наказания». 10–17 ст. Здесь изображаются нравственные качества лжепророков соблазнителей. «Они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, своевольны и не страшатся злословить высших... Они полагают удовольствие во вседневной роскоши... Глаза у них исполнены любострастия... сердце их приучено к любостяжанию»... Итак, стремление к независимости от каких бы то ни было властей, плотоугодный разгул, сладострастие и повседневное пребывание в чувственных удовольствиях, – вот черты нравственности еретиков апостольского века. Сильными сравнениями и уподоблениями апостол дает чувствовать весь ужас и погибельность направления вышеописанных лжепророков развратителей; «это безводные источники», не могущие удовлетворить жажде путника; это «облака и мглы, гонимые бурею», только застилающие радостное сияние солнца и не освежающие засохшей земли. 18–19 ст. Средства, употребляемые лжепророками для совращения. Надутое пустословие, прикрытое льстивыми и красивыми речами, плотская похоть и обещание свободы, – вот обычные приманки развратителей. Особенно две последние опасны; ибо как чувственные наслаждения льстят телу, так свобода, в чем бы она ни состояла, льстит духовной стороне человека. Насколько эта свобода, обещанная лжепророками, невысокого качества, апостол показывает, называя их самих рабами тления: ибо «кто кем побежден (как они – животными инстинктами испорченной природы), тот тому и раб»...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Эти слова подтверждают уже евангельские события: после воскрешения праведного Лазаря в Вифании иудеи задумали убить и Христа, и Лазаря ( Ин. 12: 10–11 ). 2.3. Новый Израиль: ученики Христа 2.3.1. Общее понятие об ученичестве Христу На протяжении всей евангельской истории мы видим, что у Христа появляются ученики: кто-то сам приходил, видя чудеса и слыша учение, кого-то Спаситель звал следовать за Собой. Призыв к следованию за Ним был связан со служением благовестия, которое Христос хотел поручить призываемому, например: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» ( Лк. 9: 59–60 ) – или призвание будущих Двенадцати апостолов. Люди, имеющие семью и достаток, отрывались от прежнего образа жизни и становились учениками и постоянными спутниками Христа; так было в призвании Матфея (Левия): «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф. 9: 9 ). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что каждого ученика Христос призывал в тот момент, когда он «был готов послушаться», поэтому кто-то был призван в самом начале служения Спасителя (как рыбари Петр, Андрей, Иоанн и Иаков), другие, как Матфей, – позже, после распространившейся славы о Чудотворце Христе. Некоторых людей Господь не допускал к этому служению; так было в случае некоего книжника, желавшего стать благовестником: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» ( Мф. 8: 19 ). Ответ Христа: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8: 20 ), обличает истинное намерение этого книжника, он хотел стать апостолом «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» (свт. Димитрий Ростовский ). «Видя многие знамения, он подумал, что Иисус получает от того прибыль: посему старается сделаться последователем Его, чтоб и самому получать» 214 . Господь, по сути, отказывает книжнику, показывая, что Сын Человеческий, а следовательно, и Его ученики отказываются от того блага, которое Бог предоставляет даже диким животным, лисицам и птицам небесным, – от земного убежища и приюта, собственно, вообще от места, которое можно считать своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Все гордящиеся красноречием, любящие всё делать напоказ и, подобно твоему преподобию, увлекаются человеческой славой и высмеивают людей благоговейных за неумение говорить красиво, сами смешны людям боголюбивым. 206. Каллинику, ювелиру Прикосновение к мертвому телу человека или животного, брачное ложе, сонные видения или что-либо подобное не повредит ни мужчине, ни женщине, потому что вера во Христа очистила и всегда очищает верных. А для неверующих нет ничего чистого, ибо осквернены у них ум и совесть, им всё кажется нечистым и мерзким. 207. Оресту, слесарю Узнал я некогда об одном человеке, который бросил камень в своего врага. Но камень, полетев вкось, попал в глаз сыну бросившего, беззаботно стоявшему рядом, и сделал его слепым. Тот, кто намеревается сделать зло другому, – себе делает зло, по правдивому определению всевидящего Бога. Я рассказал об этом для того, чтобы ты перестал проклинать всякого, кого считаешь врагом, иначе собственный твой дом постигнет гибель. Нам заповедано молиться за врагов, а не проклинать их. 208. Жене комита Стефаниде Как мне восхвалить тебя, когда уже восхвалил тебя Соломон, сказавший: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов ( Притч. 31:10 ). Ее муж спокоен благодаря ей, потому что: Она наблюдает за хозяйством в доме своем ( Притч. 31:27 ). Поэтому, да будешь прославлена за это, а также за веру и честность. 209. Схоластику Ульпиану Ты охотно совершаешь недозволенные дела, но ропщешь на огорчения, постигающие тебя по Божией воле. Поэтому могу посоветовать тебе, если не хочешь отказаться от дурных дел, так не отказывайся и от того, что следует за лукавыми делами. Потому что воздаяние полагается сообразно с дурным расположением сердца и негодными делами. 210. Кандидату Аристофану Не удивляйся увидев, что наместник Максим и брат его, запутавшись в собственных лжеумствованиях, подверглись опасностям и бедствиям, которые старались причинить другим людям. Посмотри, что говорит Писание: и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом ( Исх. 14:25 ). Ибо что умудрились сделать для собственной безопасности, желая уязвить других, то обратит Бог против них самих, защитив тех, против кого злоумышляли. Так Аман, хотевший некогда повесить на дереве Мардохея – человека праведного, уже приготовил дерево, но был посрамлён и повешен на этом самом дереве, по повелению царя, который прежде отличал его. А Мардохей, чьи мысли всегда были обращены к Богу, был отличён почестями и стал гораздо знаменитее прежнего. Поэтому верь слову Божиему, которое говорит: Не делай зла, и тебя не постигнет зло ( Сир. 7:1 ), ибо: Кто роет яму, сам упадет в неё, кто ставит сеть, сам будет уловлен ею ( Сир. 27:29 ). 211. Патрицию Евриклу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Весело стало на душе царя при слушании этого голоса. Чрезвычайно, разумеется, обрадованный спасением Даниила, царь тотчас же дал приказание вывести его из ямы. Печати с камня были сняты, самый камень от бокового входа в яму были отвален, и Даниил через этот вход был выведен наружу. Твёрдая вера этого праведника в Бога, в его спасающую благодать и воздающую каждому по делам правду (См. Евр.11:33 ) способствовали к тому, что он вышел из ямы без всякого повреждения от хищных и лютых животных. Спасся чудесной помощью Божией Даниил, но не спаслись от погибели враги его. За то, что они хотели погубить невинного, да притом ещё дорогого царю человека, царь приказал их самих бросить в ту самую яму, в которую они настояли ввергнуть Даниила. Брошенные туда, согласно персидскому обычаю вместе с жёнами своими и детьми (Keil, 182; Lang.130), они ещё не достали дна ямы, как овладели ими львы и все кости их сокрушили ( Дан.6:19–25 ). Погублением врагов данииловых дело не кончилось. Как Навуходоносор после спасения трёх отроков из печи, пылавшей пламенем (гл. 3), писал воззвание ко всем народам своего царства с приказанием, под угрозой смертной казни, бояться и не произносить хулы на Бога шадрахова, мешахова и аведнегова; так и Дарий после спасения Даниила из львиной ямы пишет такое же воззвание ко всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле. В этом воззвании он говорит: «от меня сделано постановление, чтобы во всём владении царства моего дрожали и трепетали пред Богом Даниила; потому что Он Бог живой и пребывающий во веки; царство Его нерушимо и владычество Его до конца (т. е. вечно). Он спасает и избавляет и творит чудеса и знамения; Он спас Даниила от львов». Воззвание, как видно, подобно воззванию Навуходоносорову, не сходит с политеистической точки зрения. Признавая Бога даниилова Богом живым, вечно пребывающим, вечно царствующим, творящим чудеса и знамения на небе и на земле, в то же время Дарий не требует от своих подданных, чтобы они отказались от своих богов и признали только одного Бога даниилова, – нет, а требует только того, чтобы, воздавая по-прежнему поклонение своим богам, боялись оскорблять и раздражать Бога даниилова ( Дан.6:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

LXX: Они рассекались (dissecabantur) из-за пшеницы и вина; были вразумляемы Мною, и Я укрепил мышцы их, а они злое умышляли против Меня; они обратились в ничто, стали, как лук натянутый; падут от меча князья их за безрассудство (imperimiam) языка своего; таково поругание их в земле египетской. Они пали, говорит, вследствие изобилия во всем. Тоже произошло, как говорит Иезекииль ( Иез. 16 ), с Содомом и Гоморрою, которые ни о чем другом не помышляли, кроме пищи и роскоши. Вместо этого LXX перевели: они рассекались из-за пшеницы и вина, подобно пророкам Ваала, которые в присутствии Илии, производя разрезы на членах своих, молились о ниспослании дождя ( 3Цар. 18 ). Чтобы вместе с тем указать на сходство их с животными, не говорится ели, но пережевывали (ruminabant), и это потому, что они удалились от Господа, который говорит: Я вразумлял их, Я дал [им] силу, а они подняли головы свои против Меня, – не потому, что они могли причинить какой-либо вред Творцу своему, а потому, что они умышляли против Меня всякое зло, какое только были в состоянии делать. И как в начале, прежде нежели Я призвал их чрез Авраама и потом чрез Моисея и Аарона, они были без ига и без знания закона и смешивались со всеми народами, так и теперь они возвратились в прежнее состояние и, свободные от всякого ига и узды, бросаются в пропасти и делаются луком обманчивым, – [луком], который Бог направлял против врагов, а они обращали против своего Господа и пускали в Него стрелы хулений. Поэтому князья их, обманывавшие несчастный народ, падут от меча за необузданность языка своего, за то, что они осмелились назвать золотых тельцов богами и что в земле обетованной делали то, чему научились в Египте, поклоняясь апису египтян и чествуя все их чудища. Ибо таким же образом и в пустыне, по выходе из Египта, они посмевались над Господом, говоря: «сии бози твои, Израилю» ( Исх. 32:4 ), и: «о, дабы быхом... мы... в земли Египетстей, егда седяхом над котлы мясными» ( Исх. 16:3 ) и проч. Из-за пшеницы и вина и ложных таинств тела и крови Христа, говорящего в Евангелии: «аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребивает» ( Ин. 12:24 ), и в другом месте: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин. 15:1 ), и: «аще...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Курение благовонного фимиама, подобно облаку, долженствовало скрывать от взора первосвященника непостижимую тайну присутствия Божия. Кровью жертвы седмикратно кропил он с перста на очистилище спереди его и пред ним и таким образом кровью примирения ( Евр.9:13 ) очищал святилище от нечистот сынов израилевых и от преступлений их, и от всех грехов их. Выйдя из Святого Святых, великий жрец закалал козла, избранного в жертву очищения грехов и, взявши крови тельца и козла, вторично входил во Святое Святых, кропя по прежнему. Возвращаясь во святилище, он возлагал кровь тельца и козла на роги алтаря кадильного со всех сторон и кропил на него кровью с перста своего семь раз, а остальную изливал у основания жертвенника всесожжений и освящал его от нечистот сынов израилевых. В продолжение обряда очищения ни один человек не должен был находиться в скинии собрания, пока первосвященник очищал себя, дом свой и все общество израилево. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника и очистив священников, первосвященник возлагал руки свои на голову живого козла, назначенного в отпущение, исповедал над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления, и все грехи их. После сего отпускал его в пустыню, чтобы он унес на себе грехи в необитаемое место. По совершении очищения, первосвященник, прикасавшийся к животным, принявших грехи народа, омывал свое тело и в знак духовного веселия снимал с себя одежды смирения, облачался в светлые и совершал всесожжение, которое внушало народу, очищенному и примиренному с Богом, совершенную Ему преданность. Тельца и козла, которых закалали за грехи, кровь которых внесена была для очищения святилища, выносили вон из стана и сжигали кожи, мясо и нечистоту их. Тот, кто отводил козла для отпущения и сжигал животных, принесенных в жертву за грехи, обязан был, подобно первосвященнику, вымыть свои одежды и тело. Праздник ветхозаветного очищения указывал на Иисуса Христа, Который есть истинное очищение о гресех наших, и не о наших точию, но и о всего мира ( 1Ин.2:2 ) Св. Исидор Пелусиот объясняет: Кивот завета и очистилище, служившее крышею кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего слова Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого божественными силами, как говорит песнопевец: в сердце моем скрых словеса твоя ( Пс.118:11 ); почему и сказал: в крове крилу твоею покрыеши мя ( Пс.16:8 ), подобно тому, как из божественных сил херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, сделавшегося очищением о гресех наших ( 1Ин.2:2 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

При блаженной кончине Орентия присутствовали многие отцы и Сергий епископ города Элы. Отходя к Господу с радостью, он видел пришедших за ним ангелов». «В одной едва проходимой дебри, отстоящей от святой горы Синая на сорок больших поприщ, при потоке Малосе спасался о Господе авва Стефан, наставник аввы Кириака. Он питался одними овощами из своего малого огорода; но их часто поедали дикие свиньи. Однажды этот старец увидел мимоходящего леопарда и позвал его к себе. Лютый зверь подошел к нему и сел у ног его. Тогда человек Божий сказал ему: «Яви любовь, не уходи отсюда и постереги мой малый вертоград; лови в нем диких свиней и питайся ими». Леопард остался при нем и стерег овощи в течение нескольких лет до самой смерти его». «Недалеко от Синайской горы есть место поточное и жестокое, называемое Арселая. Тут несколько времени жил чудный Иоанн Савваитин с учеником своим Иоанном Римлянином . Однажды пришла к нему большая дикая свинья, держа во рту своего детеныша, и положила его у ног старца. Преподобный увидев, что рождие ее слепо, плюнул на землю, сотворил брение и помазал им глаза животного. Оно прозрело. Когда самка заметила это, благодарная, начала лизать стопы старца и, взяв детеныша, пошла назад играючи, а на другой день утром принесла ему «зелку велию усты» 37 , отыскав ее с большим трудом. Преподобный Иоанн, увидев ее, улыбнулся и сказал ей: «Откуда ты принесла эту зелку? Верно, ты украла ее из какого-либо отеческого вертограда». Животное, услышав сии слова, устыдилось, взяло зелку и отнесло ее на прежнее место». «В один год вовсе не было дождя на Синае, и в августе месяце начали иссякать потоки и источники. Тогда собралось стадо диких серн и начало обходить все горы и долины арселайские, ища воды. Не нашедши ее, серны взошли на вершину одной горы и все подняли головы свои к небу, как бы моля Творца помиловать их, и не двигались с места. Бог умилосердился над ними. Вдруг пролился дождь только на ту гору, где находилось стадо; и серны утолили свою жажду». «В Арселае на самом стремнистом месте в одной рукозданной гробнице отеческой жил авва Михаил Грузин с учеником своим Евстафием. Разболевшись и предчувствуя приближение смерти, он сказал Евстафию: «Чадо, принеси мне воды; я омоюсь и причащусь святых Таин», – и, когда причастился, опять сказал: «Ты знаешь, чадо мое, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь, как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, заблаговременно оба сойдем вниз мало-помалу». Сошли они благополучно, и потом старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия и сказав ему: «Мир тебе чадо, молись о мне», – лег во гроб и с радостью и веселием преставился к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В несколько минут животные выгнаны, столы и седалища опровергнуты, мешки с деньгами выброшены; все приняло новый, лучший вид; и место прежнего мятежа заступила тишина и устройство. Благочиние простерто до того, что никому не позволялось теперь пронести чрез притвор какую-либо постороннюю вещь. (Мк.11:17). При этом Господь, для вразумления непонимающих, сказал: несть ли писано: храм Мой, храм молитвы наречется всеми языками; вы же сотворили его вертепом разбойников! ( Ис.61:7 ; Иер.7:11 ). При наступлении вечера Господь опять удалился в Вифанию. На другой день, когда Иисус Христос с учениками Своими опять возвращался в Иерусалим, проклятая смоковница оказалась уже совершенно засохшею. Это поразило учеников, и Петр воскликнул: Равви, посмотри! смоковница, которую Ты проклял, уже засохла! На это Господь дал уразуметь, что для людей, предназначенных действовать от лица Самого Бога для блага всего человечества, (каковы были Апостолы) подобные явления, так сильно поражающие воображение людей чувственных, не должны заключать в себе особенной важности, а должны быть как бы естественны и обыкновенны, Он сказал: Имейте веру Божию (совершенную и всецелую!); истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет ( Мф.21:20–21 ); и вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приимете, и будет вам (Ин. п. д. стр. 107–123). XXX. Посланные от синедриона спрашивают: какою властью он это делает? Торжественный вход в Иерусалим и изгнание торжников из храма усилили негодование врагов Иисуса, и раздражили их самолюбие. Они тщательнее изыскивали средства к погублению Его; но приверженность народа, Его окружавшего, разрушала их замыслы. Посему, в ожидании благоприятного случая употребить силу, решились испытать еще одно средство – отправить к дивному Чудотворцу посольство, от лица Синедриона, для произведения в присутствии всего народа формального допроса касательно Его поступков и намерений.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010