Бог сверхъестественным, могущественным и действенным образом входит в жизнь человечества — и отдельных людей — совершая самый глубокий из всех возможных переворотов — от смерти к жизни, от глубокой отчужденности от Создателя — к богообщению, от каменного сердца — к плотяному. Люди часто ищут в религии некоего дополнения к своей обычной жизни, с ее страстями, тревогами и интересами — чтобы привлечь веру в качестве дополнительного ресурса для решения своих задач. Но Святой Дух приходит не как дополнение к нашей прежней жизни — а как Новая Жизнь, в которой у нас совершенно другие интересы и цели. Он совершает переворот, который слово Божие описывает как «новое рождение» или даже «новое сотворение». Мы научаемся видеть мир совсем по-другому — так, как его видит Бог. Самая глубина нашей личности — там, где мы принимаем важнейшие решения, «сердце» радикально меняется, из черствого оно становится милующим. Как говорит об этом святой Исаак Сирин, «Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием. При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред он постоянно молится, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления во всем Богу» Конечно, это находится в самом резком контрасте с реалиями падшего мира — который живет ненавистью и враждой, и где люди готовы по любому поводу растерзать друг друга. Но благодать Божия и приходит из другого мира — где святые пребывают со Христом — и приуготовляет другой мир. Тот, о котолрмо говорит Пророк: «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)

http://radonezh.ru/2022/06/10/i-dam-vam-...

Грехи Адама и Евы перешли на всех их потомков и называется первородным или прародительским грехом. Каин и Авель После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву: Каин – плоды земные, а Авель – лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердием и молитвою, а жертвы Каина не принял. После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал его в поле и там убил его. Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин дерзко ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». Вместо Авеля Бог дал Адаму и Еве третьего сына – благочестивого Сифа. Всемирный потоп Когда род человеческий от Каина и Сифа размножился, люди забыли Бога и стали жить нечестиво. Верным Богу оставался один только Ной со своим семейством. Бог сказал Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились; Я даю им на исправление сто двадцать лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Ной, по повелению Божию, построил ковчег, то есть, большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами, и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме тех, которые находились с Ноем в ковчеге, потонули. Это называется всемирным потопом. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарате. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего принес благодарственную жертву Богу за спасение. Бог принял жертву Ноя, благословил его и сказал, что больше такого потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. Дети Ноя После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Из этой смеси в царстве Израильском составилась религия едва ли не хуже языческой.., и та по причине частых изменений не имела почти никакого влияния на ум и сердце народа ( Ос 4:4–6 ; 891 8:4–5 892 ). Священники, служа орудием часто сменяющимся обладателям престола, которые вместе были и первосвященники, заботились о снискании благоволения своих земных повелителей и небрегли о своей обязанности – быть руководителями народа в вере. А этот последний, угнетаемый властителями, презираемый священниками, предался суевериям и жил чисто животной жизнью, попирая коренные начала нравственности. Блуд, вино и пьянство завладели сердцем их, говорит Господь устами Осии: народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень ( Ос 4:11–13 ). Внешними и внутренними бедствиями Господь вразумлял Свой народ, но Израильтяне оставались равнодушны, и стал Ефрем как глупый голубь, без сердца ( Ос 7:11 ), т. е. не вразумлялся опытами прошедшего, как глупый и не замечающий наносимого вреда голубь – единственная птица, не скорбящая о своих птенцах и беззаботно строющая гнездо на прежнем месте, сколько бы раз ни разрушали его. 35. Общий смысл и образ речи пророчеств Осии В соответствии с обстоятельствами своего отечества и для вразумления своих заблудших сограждан пророк Осия в кратких и сильных выражениях изображает неблагодарность Израильтян и отступление от Бога – своего Благодетеля и Промыслителя, дабы расположить их к лучшему образу мыслей и поступков и таким образом привести к покаянию. В самых смутах и неустройствах гражданских, какими страдало царство Израильское, пророк указывает десницу Божию всеустрояющую и дает возможность уразуметь, ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них ( Ос 14:10 ), т. е. пути Промысла в переворотах царства Израильского вполне согласны с премудростью и вечной правдой Божией; но по ним могут достигнуть благополучия и безопасности только благочестивые и послушные закону, а нечестивые, идущие наперекор воле Божией, гоняющиеся за осуществлением своих замыслов, изнемогут в борьбе с грядущими несчастьями и погибнут в своем упорстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

На иконе Ангел слева, символизирующий Бога Отца, благословляет Ангела, сидящего посередине. В предвечном совете решено, что Бог Сын придет в мир для искупления людей. Средний Ангел, символизирующий Сына, склоняет правую руку в благословении над чашей, в которой видна голова тельца – жертвенного животного. Бог Сын готов стать человеком, чтобы нести жертвенное служение. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). На иконе силуэты двух крайних Ангелов образуют собой чашу, в середине которой оказывается средний Ангел. Сын Божий Сам становится Жертвой. Он жертвует Самим Собой ради нас и ради нашей вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Но почему все должно было быть именно так? Мог ли мир терпеть Христа? А разве может древнее демоническое зло, вошедшее в мир, терпеть святость? Явление Богочеловека на земле, погрязшей в страстях, стало глубоким укором падшему миру. Человек оказался перед выбором: или следовать за Христом и трудиться над искоренением в себе всего злого, или оставаться в прежнем нечестии. Но тогда бытие Христа, воплотившейся Истины, – глубокий укор человеческой совести. Легко ли стерпеть подобный укор? «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин. 3:19–20 ). Сейчас эта проблема решается легче: про Христа можно просто не думать, о Евангелии можно сказать, что это миф или сказка. Но когда Господь тридцать лет жил среди людей и три с лишним года вершил Божественные дела, как можно было терпеть это, оставаясь в рабстве лукавому? …Кто положит душу свою за друзей своих Иногда задается такой вопрос: мог ли Господь избежать страданий? Как Всемогущий Бог – да. Однажды, когда «слова благодати, исходившие из уст Его» ( Лк. 4:22 ), удивляли народ, враги в ярости «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился» ( Лк. 4:29–30 ). Спаситель воскрешал и исцелял других. Коварство злодеев было бессильно пред Ним. Неоднократно недруги «искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» ( Ин. 7:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Приняв жертвенные части животного из рук священников, излив к подножию жертвенника в воню благоухания из жертвенной чаши и принеся «первый» сноп ячменя Господу, первосвященник Каиафа руками помощников разоблачался – снимал подобающие ему великолепные одежды и величественные украшения. К нему почтительно приблизился синедрионный служитель-рассыльный и негромко сказал несколько фраз. Иосиф Каиафа нахмурил брови. Зачем в пасхальные дни со мной желает встретиться римский офицер и его солдаты? Общество язычников меня осквернит! За семь дней до наступления ветхозаветной пасхи трибун когорты, командующий манипулами, составляющими гарнизон крепости Антония , уже выдал казначеям мое первосвященническое облачение. Через сутки по окончании дней празднования его должны вернуть обратно , но сейчас еще рано – торжество не кончилось. Зачем они пришли? Что им нужно? Ответ мы читаем в Евангелии. «…Некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были…» (Мф. 28, 11-15). Тогда, 9 апреля 30 г., выходя из-под сводов внешней храмовой галереи, ветераны из севастийской когорты чувствовали себя гораздо лучше. На их поясах висели увесистые кошельки с серебром, а будущее уже не представлялось в таком мрачном свете – надо лишь распустить по городу ложный слух. Если о происшедшем узнает начальство, то первосвященник Каиафа и его влиятельный тесть Анна заступятся за них перед наместником и избавят от наказания… В то же время радостные и потрясенные мироносицы торопливо рассказывают апостолам о встрече с Воскресшим; однако ученики Господни еще не видели ничего, кроме открытого входа в гробницу, погребального полотна и свернутого плата. Место погребения опустело, но все же, где их любимый Наставник? Учеников мучают сомнения: действительно ли жены видели именно Его? «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24, 11). Тогда апостол Петр встал, опоясался, вновь накинул гиматий и во второй раз побежал посмотреть, не откроется ли ему что-то еще, но вновь, «наклонившись, увидел только пелены лежащие и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк. 24, 12). Ученики Господни в смущении. Они помышляли об ослепительном проявлении Божественной силы и славы для посрамления и изгнания из Иерусалима «римского сапога» – калиги , топтавшего родную землю. Они «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21), основать могучее земное царство Помазанника. Но цитадель Рима, башня Антония все еще возвышается над святым городом, и войска врага по-прежнему попирают отечество. Их мысли пока далеки от проникновения в то, что свершилось. Они не сподобились еще видеть Божественного сияния и светозарности славного Воскресения.

http://pravoslavie.ru/34735.html

Ной имел трех сыновей в ковчеге, но один из них в последствии подверг посмеянию отца своего, и хотя сам не лишился прежнего благословения его, но за поношение отца навлек проклятие на сына своего. Авраам, прежде чем вступить в новое супружество с Хеттурою, имел двух сынов, – одного от рабы, а другого от свободной: но сын, рожденный от рабы, по плоти, преследовал сына, рожденного от свободной, по обетованию. Посему-то великий учитель языков говорит: якоже тогда по плоти родивыйся гоняше духовнаго, тако и ныне ( Гал. 4:29 ). Опять, Исаак имел двух сынов: но сын его, оказавшийся духовным, принужден был бежать от угроз сына плотского. Иаков имел двенадцать сынов: но один из них, более других любивший отца своего и взаимно любимый, был продан братьями своими в Египет. Авессалом преследовал отца своего Давида, коего жизнь требовала очищения. Праведный Иов о сообществе нечестивых говорит: брат бых Сиринам, друг же птичий ( Иов.30:29 ). Господь сказал Иезекиилю: сыне человечь! Послю тя аз к дому Израилеву, огорчевающым мя...и сынове жестоколичнии и твердосердечнии... И ты, сыне человечь, да не убоишися их, ни ужасайся от лица их: зане разсверепеют и обыдут тя окрест, посреде бо скорпиев ты живеши ( Иез.2:3–7 ). В лице Апостолов также был один нечестивый, который принят в святое общество для того, чтобы не оставались без испытания прочие одиннадцать Апостолов. Один из них, верховный Апостол Петр, говорит: и праведного Лота обидима от беззаконных в нечистоте сожития избави: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше ( 2Петр. 2:7–8 ). Другой верховный Апостол, Павел, пишет: да будете неповинни и цели, чада Божия непорочно посреде рода строптива и развращенна, в нихже является якоже светила в мире, слово животно придержаще ( Флп.2:15–16 ). Итак, поскольку мы находим в Священном Писании свидетельство, что добрые без злых в сей жизни быть не могут, то ты должна с терпением и великодушием принимать слова безумных, утешаясь несомненною надеждою на милосердие всемогущего Бога, который иногда попускает злым людям наносить нам некоторые неприятности и за добрые дела с тем, чтобы сохранить для нас полную награду в вечном воздаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

И вот, действительно, зло стало сильно разрастаться в мире; но высшего своего развития оно достигло вследствие смешения между собою потомков Каина и Сифа, и именно, когда по грубому влечению чувственности «Сыны Божии (потомки Сифа) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В это время земля была уже значительно населена, но вместе с заселением ее распространилось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Это очевидно была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно сладострастного общения потомков Сифовых с потомками Каиновыми произошло поколение «исполинов на земле». Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. Когда поколение Сифа жило обособленным, оставалась еще надежда на сохранение истинной религии и связанного с нею обетования, а теперь погибла и эта надежда, и оставался единственный исход для искоренения порока и неверия на земле – истребить все существующее человечество. И вот, при виде такого состояния людей, «раскаялся (говоря по-человечески) Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их». Как созданные одновременно с человеком и для человека, животные постоянно должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа Бога». Это был Ной, сын Ламеха, «человек, праведный и непорочный в роде своем»; он «ходил пред Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь благоволил сподобить Ноя великой чести быть родоначальником нового человечества на место прежнего растленного, которое обречено было на заслуженную им гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мы рассмотрели приношения и духовные жертвы, которые позволяют нам не приходить к Богу с пустыми руками. Все эти приношения требуют от нас серьезной подготовки. Давайте, приходя на литургию, не ограничиваться покупкой свеч и бросанием денег в ящик для пожертвований, но будем учиться готовить и приносить себя в жертву живую для разумного служения Богу. В заключение и для последующих размышлений предлагаю отрывок из беседы свт. Иоанна Златоуста, т. III, книга 1,16: Да «пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками», говорил закон (Исх 23:15), т. е. не приходи без жертв. Если же не должно входить без жертв в дом Божий, то тем более не должно – в собрания к братиям; лучшая та жертва и приношение, когда ты войдешь сюда с душою. Не видите ли, как ученые голуби, вылетая, увлекают за собою и других? Так будем поступать и мы. В самом деле, какое будет у нас оправдание, когда бессловесные животные могут уловлять подобных себе живот­ных, а мы, отличенные словом и мудростью, пренебрегаем такою ловлею? В прежней беседе, убеждая вас, я говорил: пусть каждый из вас подходит к домам ближних, вышед­ших ожидает, удерживает и ведет к общей матери; пусть подражает людям пристрастным к зрелищу, которые, со всем усердием собираясь вместе, с раннего утра ожидают этого беззаконного зрелища. Но такое увещание наше нисколько не имело успеха. Поэтому я опять говорю, и не перестану гово­рить, пока не произведу убеждения. Никакой пользы не принесет слушание, если оно не будет сопровождаться деятельностью. Даже мы навлечем на себя тягчайшее наказание, если, непрестанно слушая одно и тоже, не будем исполнять ничего из сказан­ного. А что за это предстоят тягчайшее наказание, послушай Христа, который говорит: «если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин 15:22); и апостол говорит: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим 2:13). Это говорит он к слушающим; а чтобы научить и говоря­щего, что и ему не будет никакой пользы от учения, если уче­ние его не будет сопровождаться деятельностью и соответствен­ною слову жизнью, послушай, как обращаются к нему и апостол и пророк.

http://bible.predanie.ru/urok-2-nasha-zh...

Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы Еккл 12.7 , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения. «Сказал я – о сынах человеческих». Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог. Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. Дан 11.35 : «пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени»). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их. «Все идет в одно место» – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов. Еккл.3:22 .  Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него? Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в Еккл.3:12–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников. Пс.50:16 .  Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Пс.50:17 .  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: Пс.50:18 .  ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Пс.50:19 .  Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. «Избавь меня от кровей, Боже» – от греха за пролитие крови, убийство Урии. – «Язык мой восхвалит правду Твою», чтобы Давид мог чистыми устами восхвалять Бога за посланное Им оправдание ( «правду»). Для такой же чистой молитвы и примирения с Богом недостаточно одного приношения жертв, – Давид их приносил очень много, – для этого необходимо иметь соответствующее настроение «дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное», т. е. сознание своего греха, болезнь, страдание за него и «смиренное», покорное пред судом Божьим сердце. Давид здесь ясно указывает, в каком случае обрядовый закон достаточен для умилостивления Бога: важны не виды жертвенных животных и обилие жертвы, но нужно еще соответствующее покаянное настроение в приносящем их; в этом-то духовном настроении приносящего и состоит особенная ценность жертвы. Это же последнее указывает, что обрядовый закон Моисея не есть вечная, неизменная и навсегда и для всех обязательная форма Богопочитания, но что он может и будет заменен более высшим видом служения Богу – служением духом, т. е. здесь предсказывается замена Ветхого Закона Новым. Это же мы видели и в более ясном и точном изложении псалма 39-го. Пс.50:20 .  Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: Пс.50:21 .  тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010