Когда нечестие потомств Каина и Сифа сильно умножилось, Бог повелел Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились. Я даю им на исправление 120 лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Бог со скорбию в сердце решил истребить род человеческий всемирным потопом. По повелению Божию, Ной построил ковчег, то есть большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находившихся с Ноем в ковчеге, потонули. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, насколько убыла вода, но ворон не возвратился в ковчег. Тогда Ной выпустил голубя; голубь не нашел для себя сухого места, так как вода была еще на поверхности всей земли, и прилетел обратно в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустил голубя; на этот раз он вернулся со свежим масличным листом во рту. Спустя еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, но он уже не возвращался к нему, и таким образом Ной узнал, что вода сошла с земли. Спустя год от начала потопа, когда земля совершенно обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего, принес благодарственную жертву Богу за спасение. Господь принял жертву Ноя, благословил его и его сыновей и дал обещание, что больше всемирного потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. После потопа Бог позволил людям употреблять в пищу не только растения, но и мясо животных. 6. Дети Ноя Благословение отчее утверждает домы чад (Прем. Иисуса, сына Сирах. 3, 9 ). После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» ( Ин.6:35–36 ). 2. Так еще прежде говорил и Иоанн: еже ведает, глаголет, «и что Он видел,.. о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» ( Ин.3:32 ). Равным образом, и Христос: «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» ( Ин.3:11 ). Делает же это, предупреждая их и показывая, что их неверие не смущает Его, что Он не ищет славы и знает сокровенные их мысли, как настоящие, так и будущие. «Я есмь хлеб жизни». Намеревается уже приступить к учению о таинстве, и сначала беседует о Своем божестве, говоря: «Я есмь хлеб жизни», – потому что это сказано не о теле. О теле говорит под конец: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ), – а теперь говорит о божестве. Плоть (Христова) ради Бога Слова есть хлеб, равно как и этот хлеб ради наития на него Духа бывает хлебом небесным. Здесь Христос не приводит свидетелей, как в прежней беседе, потому что имеет свидетельство в чуде над хлебами, да и иудеи все еще показывали вид, что верят Ему, между тем как там противоречили Ему и порицали Его. Вот почему Он здесь и говорит прямо. Между тем иудеи, надеясь насладиться пищею телесною, остаются и не смущаются, пока впоследствии не потеряли всякой надежды. Но Христос, не смотря и на это, не замолчал, а напротив, сказал многое в их вразумление и обличение. Они же, называвшие Его пророком в то время, как ели, теперь соблазняются и называют Его сыном тектона. А тогда не соблазнялись, когда ели хлебы, но говорили: «это Пророк», и хотели сделать Его царем. По-видимому, они досадовали на то, что Он сказал: «Я сошел с небес»; но настоящей причиной их негодования было не это, а то, что они потеряли всякую надежду насладиться телесною трапезой. Если бы они действительно негодовали (на те слова), то им следовало бы спросить и узнать, каким образом Он есть хлеб животный и как сошел с неба. Между тем этого они не делают, а ропщут. И что не это их соблазняло, видно из следующего. На Его слова: «Отец Мой дает вам хлеб», они не сказали: умоли Его, чтобы дал; а что? «Подавай нам хлеб». Хотя Он и не сказал: Я даю, но: «Отец Мой дает», однако же, из желания пищи, они признали, что и Он может подать ее. Каким же образом, признав, что и Он может подать пищу, они могли потом соблазняться, и притом тогда, как услышали, что Он дает ее? Итак, какая же тому причина? Они услышали, что больше не получат уже пищи, и поэтому опять начали не верить и в оправдание своего неверия представляют то, что Его слово слишком высоко. Поэтому Он и говорит: «вы и видели Меня, и не веруете», указывая, с одной стороны, на чудеса, с другой, на свидетельства Писаний. «Они, – говорит, – свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Еще: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня» ( Ин.5:43 ). Еще: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу» ( Ин.5:44 )? «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И нас не познает ктому – по переводу с еврейского эти слова читаются так: «и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет», т.е. «доколе будет продолжаться это наше бедствие». Или же слова эти понимаются так: «Бог оставил и уже не хочет знать нас». Пс.73:10 Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя Твое до конца? Достаточно изобразив, с одной стороны, бедственное состояние Иерусалима и народа иудейского от преобладания нечестивых врагов и, с другой, – необыкновенную дерзость врага, совершавшего ужасные злодеяния не на стогнах только города и не в жилищах только человеческих, но и в самом святилище всемогущего Бога, псалмопевец просит, или как бы возбуждает Бога на отмщение врагам: Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет богохульствовать противник и раздражать имя Твое? Если и впредь будешь терпеть все дерзости их и раздражительные слова против святого имени Твоего, то будут думать, что Ты бездействуешь и не силен спасти народ Свой, попуская им творить всякое злодейство за наши грехи. Пс.73:11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Недро – значит «лоно, пазуха». Недро Божие – это вместилище благости и милости Божией, из которого изливается всякое благо на людей (по человекообразному представлению). Когда Господь желает явить милость Свою, Он простирает руку в пазуху (антропоморфизм) и «исполняет всякое животное благоволения» ( Пс.144:16 ), когда же не благоволит к грешникам, прогневляющим Его, тогда отвращает десницу Свою от среды недра Своего, и они лишаются милости Божией. Выражения: в конец и до конца – неоднократно повторяются в этом псалме (ст. 1, 3, 10, 11 и 19) и имеют значение вечного, или окончательного, определения воли Божией. В этом стихе верные израильтяне устами псалмопевца выражают пред Богом молитвенную скорбь свою о том, зачем Бог, во гневе Своем, отвратил от них прежнее отеческое благоволение и оставляет их беззащитными, а также и опасение, не продлится ли этот гнев Его навеки (в конец)! Или же словами сего стиха верующие молят Бога, как и в предыдущем стихе, о том, чтобы Он поразил и усмирил врагов их: для чего Ты, Господи, говорят они, отклоняешь руку Твою и почему десницею Твоею не поразишь в конец нечестивых, надменно поносящих имя Твое?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Как ни полна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой лишь страшное мщение со стороны разбитого царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в нравственном ободрении. И Господь в четвертый раз явился ему 29 и сказал: «Не бойся, Аврам, Я твой щит; награда твоя будет весьма велика». В ответ на жалобу о бездетности со стороны Аврама, Господь дал ему обещание о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо, сказал ему Господь, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков». «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Великое обещание было подтверждено заветом, заключенным по обряду того времени при посредстве рассеченных животных, и во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь сделал откровение о дальнейшей судьбе его потомства, именно, «что оно в течение четырехсот лет будет в рабстве и унижении в чужой земле, но выйдет оттуда с большим богатством, возвратится в землю обетованную, и она отдана будет ему во владение – «от реки Египетской до великой реки Евфрата». Все эти обетования требовали от Аврама великой веры, потому что осуществлению их противоречила действительность. Аврам уже приближался к преклонным летам, а все еще был бездетным. Бесплодная и менее участия принимавшая в этих обетованиях Сара, чтобы не оставить своего мужа совершенно без потомства, отдала ему свою служанку Агарь египтянку, в наложницу 30 . Последняя, однако, скоро возбудила ревность в своей госпоже, и Сара стала притеснять ее, так что она убежала от нее в пустыню. Но там явился ей «ангел Господень», который велел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей, обещав ей в то же время многочисленное потомство от имеющего родиться у нее сына Измаила. «Он будет, сказал ангел, между людьми как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих». Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда Агарь родила ему сына Измаила, но его вера должна была испытываться еще в течении четырнадцати лет, когда опять подтверждено ему было прежнее обетование новым торжественным уверением в многочисленности потомства, в знак чего Господь повелел ему отныне называться Авраамом – «Отцом множества народов», а Саре дал имя Сарры, как матери многочисленного потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Новотвориши земнородных нов Адам быв – Сам Создатель – огнем и Духом и водою совершая странное возрождение и обновление чудное, новотворя крещением богодельным без сокрушения и горнил; – Духом Святым души животвориши, водою же освящаеши тело сложное, исправляя словесное животное – человека. Грядет Христос подать избавление всем верным крещением: сим бо Адама очищает, падшего возвышает, низложившего мучителя (диавола) посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественного низводит и причастие нетления дарует» (Декабрь, Минея 4 и 5 число). Из этих песненных вещаний Св. Отец – вы можете усмотреть, какая чудная благодать и сила сообщается нам через Крещение Христово, а именно: очищение, освящение, обновление, примирение с Богом и усыновление Ему. Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и нам даровавшему возрождение, пакибытие, сыноположение и живот вечный, и разорившему прежнее средостение вражды и проклятия и праведного отвержения от Бога. – Будем ли мы равнодушны и нечувствительны к таким благам возрождения и обновления, даруемым нам в крещении? Будем стараться понимать и уяснять для себя эти дары Божии, чтобы пользоваться ими к своему обновлению и спасению. Но я слышу от Толстовцев, Пашковцев и Штундистов и наших старых раскольников: не надо нам ваше крещение, ваше миропомазание, ваше причащение, – не нужна нам Церковь с ее таинствами и обрядами: мы без Церкви спасемся. На это скажу всем им: Бог поругаем не бывает 15 . Снова Господь для вразумления дерзких вольнодумцев не придет, снова креститься и распинаться для них не будет, и новой Церкви созидать не будет, а придет судить всех живых и мертвых 16 . Ужасен будет суд для противников и вольнодумцев. Если мы, получив познание истины, – говорит Апостол, – произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью : то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13 . Притом из чего в начале и сотворен человек, несмысленнейшие из всех людей самаряне? Раскройте первую книгу Писания, которую и вы принимаете: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Персть превращается в плоть, а плоть не сделается ли по-прежнему плотью? Надобно спросить вас: из чего составились небеса, и земля, и моря? Из чего солнце, и луна, и звезды? Как из вод произошли птицы и рыбы? Как из земли произошли все животные? Такие мириады приведены из небытия в бытие; и неужели мы, люди, имеющие образ Божий, не воскреснем? Поистине мысль самарян исполнена неверия, а неверующим великое последует осуждение. Авраам говорит Господу: Судия всей земли ( Быт.18:25 ). И не верят сему поучающиеся в законе. Написано, что человек сотворен из земли; и не верят читающие закон. 14 . Это сказано для них, неверующих, а для нас, верующих, есть свидетельства у пророков. Поскольку же некоторые, читая и пророков, не верят тому, что в них написано, и противополагают нам, во-первых, эти слова: не устоят нечестивые на суде ( Пс.1:5 ), еще: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), также: Ни мертвые восхвалят Господа ( Пс.113:25 ) (написано хорошо, но худо изъясняют они), – то нужно мимоходом, и сколько можно теперь, ответить им на это. Когда говорится, что не устоят нечестивые на суде, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. И когда говорится: Ни мертвые восхвалят Господа, – то этим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только этой жизнью, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя, а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние; они должны будут плакать, ибо хваление прилично благодарящим, а плач – наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим в грехах не время уже будет славить Его. 15 . Что же касается до сего места: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), то читай следующие затем слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ну, а убийство? Всякое ли убийство – «диаметрально противоположно любви»? В «Голосе» говорится, что всякое. К сожалению, ссылаясь на учение Христа, «Голос» не только не привел полностью слов Иисуса Христа относительно убийства, но и не сделал никаких к ним пояснений. Между тем, в данном случае, как и в вопросе о «гневе», необходимо процитировать слова Христа и пояснить их. «Вы слышали, что сказано древним не убивай; кто же убьет, подлежит суду» – так Христос подтверждает ученикам древнюю заповедь ( Мф. 5, 21 ). Как видим, здесь не только запрещается убийство, но совершивший убийство отдается «суду». Что же это за «суд»? Еще Ною Бог сказал: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». Моисей по повелению Бога ввел в закон месть за кровь убитого и убийца, виновный в пролитии крови человеческой, подвергался смерти от родственников убитого. Впоследствии, в целях уничтожения злоупотреблений этим правом дела убийц были переданы особым, «судам», состоявшим обычно из 23-х членов. Приговоры «судов», определявшие смертную казнь убийцам, утверждались верховным судилищем или «синедрионом». Затем суд приводил в исполнение смертный приговор. За этими-то «судами» Христос и признавал право по прежнему ведать дела убийц. Значить, Христос допускал возможность смертной казни в нарушение заповеди: «не убий» и резко отличал такую казнь, как возмездие за грех , от убийства, как преступления. Если же, далее, признать, что всякое убийство, всякая смертная казнь – «диаметрально – противоположны любви», то как тогда смотреть на убийство и казни, совершенный Богом лично и чрез людей? Ведь примерами таких убийств и казней полна история ветхозаветной Церкви. В Новом же Завете мы видим Христа, то с бичом в руках выгоняющего из храма людей и животных, рассыпающего деньги у меновщиков, опрокидывающего им столы; то повторяющая иными словами древнюю угрозу: «все взявшие меч, мечем погибнут» ( Мф. 26. 52 ; ср. Вт. 9, 6). Замечательно, что на суде у Пилата Христос не только не отверг власти последнего предавать известного рода преступников смертной казни, но прямо санкционировал эту власть Божественным происхождением! На вопрос, Пилата: не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя? – Иисус отвечал: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин. 19, 10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

будет разрушена (3:4). Слово его имело полный успех, так что в первый же день его проповеди Ниневитяне заповедали пост. Сам царь их облекся во вретище и обнародовал строжайшее воздержание, простиравшееся даже на домашних животных. И возопили прилежно к Богу, и возвратися каждый от пути своего лукавого, так как они предполагали, что может быть умолен будет Бог и обратится от гнева ярости Своей, и не погибнем (3:5–9 1153 ). Святой Ефрем Сириянин сохранил предание, что вслед за проповедию Ионы черные тучи повисли над Ниневиею; – что свет дневной померк, и страшные раскаты грома и удары землетрясения как будто повторяли слова пророка о наступлении погибели Ниневии; – и что когда по истечении 40 дней светлый луч солнца прорезал мрачные тучи и по прежнему озарил Ниневию, то жители приняли его за извещение милости небесной и прощения своих грехов (Слово на Ион 3:2–3 . Твор. Св. Отец., год. IX, кн. 4:стр. 271–289). Когда увидел Господь покаяние и исправление Ниневитян, пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (3:10). Раскаянием Божиим, по толкованию блаженного Феодорита , здесь у пророка названо отменение определенного наказания (в толковании на сие место). Впрочем, и определение Божие исполнилось в точности, по замечанию блаженного Августина : eversa est Nineveh, quae mala erat, et bona aedificata, quae non erat. Stantibus enim moenibus atque domibus eversa est civitas in perditis moribus (De civitate Dei, lib. 18:cap. 44). Несмотря на это, Иона опечалился великой печалью и смутился или разгневался: «ревноваше бо пророчеству не солгатися», (не хотел, чтобы пророчество оказалось ложным) по замечанию святого Андрея Критского (Великий канон, 6 песнь). Под влиянием этого чувства пророк сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо (после неисполнившегося пророчества) лучше мне умереть, нежели жить» (4:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

«Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3,16 ). С тех самых пор люди рождаются со страданиями, превышающими муки любого животного. Безбожная биология, желая объяснить этот феномен, утверждает, будто эволюция человека происходила слишком быстро, и механизмы деторождения за ней не успели. Абсурдность подобного мнения очевидна. Ведь если за развитием мозга как-то ухитрился успеть позвоночник (прямохождение), то почему не смогли успеть измениться те механизмы, благодаря которым якобы и возможна эволюция (мутации, передающиеся по наследству, касаются или половых клеток, или эмбриона)? Со времен Божьего наказания женщина природой подчинена мужу; ибо раз она не смогла правильно воспользоваться своим равноправием с ним, а возжелала стать его госпожой, то сраведливо лишена и прежнего состояния. Поэтому любая попытка эмансипации или лжеосвобождения женщины противоестественна и вдохновлена сатаной. Христос Своим пришествием освободил женщину от рабства, и ей, так же, как и мужчине, доступно обожение. Но вплоть до изменения мира слово Божие, вложенное в ее природу, в ней прибывает, и смиренное следование ему спасает женщину, как ее крест. Апостол Павел также подтверждает богоустановленную иерархию человеческих отношений. «Всякому мужу глава Христос; жене глава – муж; а Христу – Бог» ( 1Кор. 11,3 ). Поэтому и распадаются те семьи, где жена пытается стать главой мужа, ибо это противоестественно. Заметим, что наказания накладываются Господом постепенно. Сначала изрекается проклятие на змея, но Ева не вразумилась. Тогда карается она. Может быть, Адам осознает свой грех и раскается? Но и этого не происходит. Тогда доходит очередь и до него. Но, не желая отменять Свое благословение, Бог проклинает землю, владыкой которой был поставлен Адам, и через землю скорби падают и на их виновника – Адама. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3,17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

5. Итак, твердо это усвоив, давайте постараемся в точности узнать, каково было ее прежнее безобразие, чтобы еще более удивляться человеколюбию Владыки. Что может быть безобразнее души, которая оставила подобающее ей первенство и забыла о дарованном ей свыше благородстве, стала поклоняться камням, деревьям, животным, лишенным разума, и тому, что еще менее достойно почитания, все более обезображивая себя сжиганием жертв: туком, лужами крови и дымом. А отсюда в дальнейшем и рой всевозможных страстей, буйные пиршества, пьянки, бесчинства и всякие постыдные занятия. Всему этому радуются бесы, которым таким образом воздается честь. 6. Но благой Владыка, увидев, что она находится в таком состоянии и, непристойная в своей наготе, несется, так сказать, в самую бездну греха, проявил Свое безмерное человеколюбие 35 и принял ее, невзирая ни на ее безобразный вид, ни на ее крайнюю нищету, ни на величину ее грехов. И, говоря через пророка, он так определяет свое отношение к [невесте]: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей 36 (Пс 44:11–12). 7. Заметь, что уже с самого начала Он проявляет присущую Ему благость, удостаивая назвать дочерью ту, которая отступила от Него и предала себя нечистым бесам. И это не все. Он не требует ответа за согрешения и не наказывает. Он только увещает и уговаривает прислушаться и внять увещаниям и наставлениям и предать забвению содеянное. 8. Увидел ли ты неизреченное человеколюбие? Увидел ли ты бескрайнюю заботу? Некогда об этом говорил блаженный Давид, обращаясь словно бы ко всей вселенной, находящейся в печальном состоянии. Теперь же и для нас настало подходящее время возвестить это возжелавшим ига Христова и поспешившим поступить на эту духовную службу и сказать это каждому из здесь присутствующих, немного изменив изречение пророка: “Забудьте, молодые воины Христовы, о всем прежнем, предайте забвению лукавые занятия, послушайте и приклоните ухо ваше и примите лучшее наставление”. Слыши , — говорит, — дщерь и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пс 44:11).

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010