Вот краткое описание состояния мира перед появлением человека. Оно подчеркивает, что без Бога ничего не было бы, что Он привел все из небытия в бытие. Свят. Иоанн Златоуст толку­ет этот фрагмент: «Когда оно (Писание) говорит о небе и о земле, то разумеет все в совокупности, что есть на земле и на небе. Поэтому, как при повествовании о тварях (в первой гла­ве) оно не говорит обо всех их по порядку, но упомянув о главнейших, затем не повествует нам о каждой в отдель­ности, так и всю эту книгу, хотя она содержит в себе мно­го другого, называет книгою бытия небесе и земли, пре­доставляя нам из упоминания об них заключать, что в этой книге должно содержаться все видимое, что только есть и на небе, и на земле... Дух Святый... (показал) то, ... что произошло прежде, что потом, равно и то, что земля произрастила семена свои по слову и велению Господа и стала рождать, не имея нужды ни в содействии солнца..., ни в дождевой влаге, ни в возделывании со стороны чело­века, который еще не был сотворен... А все это для того, чтобы мы знали, что земля, для произращения своих се­мян, не нуждалась в содействии других стихий, но ей довольно было повеления Создателя» (Беседы на книгу Бытия, XII, 2, сс. 95–96). ( Быт.2:7 ) «И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу». Тут дано все, что мы можем знать о том, как сотворен человек. Не может быть никакого сомнения в том, что св. Отцы под «перстью» понимали в буквальном смысле земную персть ; но, говоря о «руках» Божиих, которые «взяли» эту персть, они хо­тят подчеркнуть великое попечение Божие и Его прямое дей­ствие в этом акте творения. Блаженный Феодорит 47 пишет: «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл его изречения, мы находим в этом особенное благораспо­ложение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая тво­рение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками... Мы не говорим, что Божество имеет руки... но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие» (цит. по кн. Макарий, митр., Православно-догматическое Богословие, СПб., 1883, т.1, сс. 430–431).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

1135 Проф. А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. 1898. Стр.82. Ср. Проф. А. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I-й. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад. 1906. Стр. 342–343 и др. 1140 Насколько известно, самые ранние специальные свидетельства патристической литературы по частному вопросу об образе исхождения Св. Духа и Его имманентных отношениях к Отцу и Сыну восходят к богословскому спору по этому вопросу между св. Кириллом Александрийским – с одной стороны и бл. Феодоритом Кирским – с другой. Полемика эта, вызванная анафематизмами св. Кирилла и вращавшаяся собственно вокруг христологического вопроса, затронула, однако, между прочим, и этот частный тезис церковной тринитарной догматики (IX-й анафематизм св. Кирилла). Но как самое издание анафематизмов, так и эта полемика, происходившая по поводу их, относятся уже ко времени после смерти бл. Августина. Стало быть, знать о ней и, так или иначе, реагировать на нее бл. Августин, конечно, никоим образом уже не мог. См. А. Зерникав, цит. соч., т. 1-й, стр. 335–336. Ср. также Проф. В. А. Керенский . Что разделяло и разделяет.... стр. 49–51. – Однако, и по поводу этого богословского спора между Кириллом и Феодоритом о Св. Духе и Его ипостасном отношении к Отцу и Сыну современная им Церковь – в лице III-ro вселенского (Ефесского) собора – также не определила каким-либо особым образом своего специального учения об этом предмете. 1142 Ср. Архим. Антоний. Взгляд Лянгена на различие в учении о Св. Троице между восточною и западною церквами. (По поводу книги Лянгена «Die trinitarische Lehrdifferenz zwischen der abendländische und der morgenländisehen Kirche». Eine dogmengeschichtliche Untersuchung). Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891. Ч. 47-я, стр. 434 и др. 1143 К этому учению бл. Августина вполне относится то же, что Августин высказывал обо всем вообще рационально-психологическом опыте своего уяснения догмата Троичности, – опыте, в тесной связи с которым находится и настоящей пункт его учения о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

94 Олесницкий А. Мегалитические памятники Святой Земли. С. 88. Топоним Галгала, происходящий от мегалитических кругов, вообще был широко распространен в Палестине (ср. Втор 11:30; Нав 12:23). Олесницкий приводит также примеры нескольких мест в Иорданской и Саронской долинах, и по сей день носящих это наименование, только арабизированное — Джиль-Джилья. Сходные топонимы были у финикиян (igilgili) и на Кипре (gulgul). 95 Одними из самых древних и величественных, сохранившихся по сегодняшний день, являются Стоунхендж и Олд-Сарем в южной Англии. Этим огромным и таинственным сооружениям друидов около 5 тысяч лет. 96 Святитель Григорий Нисский. Слово на день Светов//Протоиерей В. Протопопов. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых Отцов и учителей Церкви. Казань, 1896. С. 164. 97 Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие, 27//Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. VI. Сергиев Посад, 1901. С. 440. Курсивом русский издатель дает слова библейского текста в церк.-слав. переводе. Слов “взятое из Иордана” нет ни в еврейском тексте, ни в LXX. 99 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. Толкование на книгу Иисуса Навина. С. 274. 100 Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения, 3, XXIII. СПб., 1983. С. 104. 107 Origene. Omelie su Giosu–, VI, 1. Р. 110. — и. А. — К этому можно было бы добавить простейшую бытовую аналогию: правильная педагогика учит кормить детей по мере их возрастания более простой пищей, нежели младенцев; кроме того, рекомендуется, чтобы получившие образование молодые люди сами зарабатывали себе на жизнь, даже если при этом уровень их благосостояния будет более низким, чем предоставляемый родителями. — Ред. 108 Священномученик Ириней Лионский. Отрывки из утраченных сочинений, XIX. Цит. по: Протопопов В. Указ. соч. С. 162. 109 Уже в Ветхом Завете Премудрость отождествляется с творческим словом Бытия (ср. Притч 8:22 сл.; Сир 24; Прем 7:25–29). Буйе отмечает: “Выражения, к которым приходят эти книги, бесспорно предвосхищают уже первую главу Послания к Евреям и пролог четвертого Евангелия. За пределами Священного Писания мы встречаем Слово также в Таргумах, под арамейским названием Мемра. Эта Мемра, которой раввины отводят столько места, означает, по-видимому, предпоследний этап откровения. После этого остается сделать последний и решительный шаг, открыть Слово как личность в полном значении, воплощенную в человечестве Иисуса Христа, и это будет Новый Завет”. — Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 28.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

В основе книги лежит мысль автора, что следует различать экуменизм как верование, искажающее православное учение о Церкви и ее границах или вовсе отрицающей существование Церкви в ее совершенном виде, с одной стороны, и участие в «экуменических встречах» с другой. Книга открывается главой под названием «Десять экуменизмов», где описаны различные формы соприкосновения и взаимодействия православных с инославными, которые могут быть полезными и тем и другим» (Протодиакон Христофор Берчел (Канада). Вызов «Вызова»//Пастырь. Русский православный журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии. 32. 1998. С. 94). Русские старообрядцы назвали «Вызов экуменизма» «замечательной книгой» (Туинов А.Так нужна ли порядочность?//Духовные ответы. Вып. 15. М… 2001, с. 82). [aaaaaaa] «Надо учитывать, что Отцы не находились под постоянным воздействием Духа Святого, т.е. в состоянии перманентного богодухновения и поэтому в их творениях встречаются неточности и ошибки» (архим. Рафаил (Карелин). Какое согласие между Христом и… профессором А. И. Осиповым? О догматических заблуждениях преподавателя МДАиС. М., 2002, с. 13). Примеры ошибок св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского о. Рафаил приводит на с. 16 этого своего труда. [bbbbbbb] О нетварном свете св. Григорий говорит: «светом же сим по разуму прилучающихся соразмеряет явление» (Против Акиндина 2,16; цит. по: прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Спб., 1997, с. 230). [ccccccc] В каноническом предании Церкви, правда, упоминается о Константинопольском соборе в середине XI века, который постановил не признавать крещения, принятые по суеверным мотивам (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Т.1. Троице-Сергиева Лавра, 1996, с. 615), но это осталось не более чем воспоминанием: мне не доводилось слышать, чтобы вторично крестили людей, о которых стало известно, что в первый раз к крещальной купели они подошли отнюдь не из желания посвятмть свою жизнь Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Золото в системе символов ранневизантийской культуры//Византия, южные славяне и Древняя Русь Западная Европа Искусство и культура (Сб. в честь В. Н. Лазарева ) М. , 1973, с. 43—52    Василий Великий Послание к Амфилохию//Творения М. , 1848, с. 159 P.G. 32, 868 А.В.    Дионисий Ареопагит Послание к Дорофею, начало PG 3,1073 А    Он же Мистическое богословие, гл. II Р .G .3, 1025 А    Григорий Палама Цит. по Лосский В. Боговидение, с. 136, по-русски Вестник ЗРПЭ, Париж, 1968, 62—63, Богословские труды, М , 1972, 8, с. 201    Лосский В Мистическое богословие Восточной Церкви Там же, с. 218    Симеон Новый Богослов Слова М, 1892, Слово 25-е, с. 228    Этому не противоречит то, что люди несвятые изображаются на иконе так же, как и святые. Человек сотворен по образу Божию, и потенциально для Церкви нет нераскаянного грешника. По слову Макария Великого, даже человек, делающий себя сосудом диавола, в силу своей свободы имеет возможность обращения (см. Добротолюбие, СПб., 1877, т. 1, с .149) Грешник же на иконе изображен не сам по себе, а так же, как и все остальное, в соответствии со святым, то есть как бы осиянным его святостью    В образе иллюзия так же нетерпима, как в духовной жизни, в аскетических нормах и молитве Здесь иллюзия именуется прелестью, то есть высшей степенью лжи, и является не просто помехой в молитве, а противоположностью ей.    Флоренский ПА Иконостас, с. 115.    Традиционная иконописная техника, выработанная в течение тысячелетий, включает подбор материалов, который представляет наиболее полное участие видимого мира в создании иконы. Здесь участвуют, так сказать, «представители» и мира растительного (дерево), и мира животного (клей, яйцо), и мира минерального (мел, краски). Все это берется в своем естественном виде и лишь очищается и обрабатывается человеком, который своим трудом вводит эти вещества в богослужение. Когда же приносимое человеком вещество, в связи с современным развитием технических средств, теряет свое органическое сродство с материей, созданной Богом, оно уже не может служить проводником освящения, которое должно было бы им сообщаться, а наоборот, преграждает ему путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

Христианский брак вводит супружескую чету в непрерывную духовную брань на всех уровнях их совместной жизни. Путь покаяния и испрашивания прощения претворяет жестоковыйную гордость в кротость, а эгоистическое сластолюбие — в жертвенную преданность. Но эта духовная брань соединяет супругов, сверх того, и в общем их «священническом» служении — принесении себя и друг друга в «жертву хваления» Богу. Telos, или конечная цель супружеского союза, есть, таким образом, спасение любимых, с которыми мы навеки связаны узами верности и любви, которая «не ищет своего» . Разумеется, при нынешнем отношении к браку даже среди супругов-христиан все это звучит странно и вызывает у большинства лишь усмешку. Но коль скоро мы призваны подтверждать это христианское понимание брака собственной жизнью, оно непременно должно провозглашаться и в наших храмах. Необходимо говорить и о том, что следует из этого понимания для всех сфер сексуального поведения, включая добрачные, внебрачные и гомосексуальные связи, равно как мастурбацию и обращение к порнографии. В следующем разделе мы рассмотрим вкратце все перечисленные аспекты с точки зрения христианской нравственности. Пространная сноска Утверждение д-ра Каррас, что половые различия исчезают в Царстве Небесном, заставляет нас рассмотреть приводимые ею цитаты в контексте, из которого она их взяла. Для подкрепления тезиса, что «отцы отрицают, будто физическое тело отражает образ Божий», д-р Каррас ссылается на несколько текстов свв. Василия Великого и Григория Богослова. «Свт. Василий, — пишет она, — неизменно тверд в различении внутреннего и внешнего человека. Подлинный человек — человек внутренний; человек внешний — не подлинный, но лишь принадлежит внутреннему» (Указ. соч., 115). Далее следует цитата из свт. Григория, где фигурирует «естество жены, победившее в общем подвиге спасения естество мужей и показавшее, что жена отлична от мужа не по душе, а только по телу» (Слово 8, 14 [цит. здесь и далее по: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб.: изд. Сойкина [б.г.]]).

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

В основе книги лежит мысль автора, что следует различать экуменизм как верование, искажающее православное учение о Церкви и ее границах или вовсе отрицающее существование Церкви в ее совершенном виде, с одной стороны, и участие в «экуменических встречах» — с другой. Книга открывается главой под названием «Десять экуменизмов», где описаны различные формы соприкосновения и взаимодействия православных с инославными, которые могут быть полезными и тем и другим» (Протодиакон Христофор Берчел (Канада). Вызов «Вызова»//Пастырь. Русский православный журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии. N 32. 1998. С. 94). Русские старообрядцы назвали «Вызов экуменизма» «замечательной книгой» (Туинов А. Так нужна ли порядочность?//Духовные ответы. Вып. 15. М., 2001. С. 82).). [p6] «Надо учитывать, что Отцы не находились под постоянным воздействием Духа Святого, т.е. в состоянии перманентного богодухновения и поэтому в их творениях встречаются неточности и ошибки» (архим. Рафаил (Карелин). Какое согласие между Христом и… профессором А. И. Осиповым? О догматических заблуждениях преподавателя МДАиС. М., 2002, с. 13). Примеры ошибок св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского о. Рафаил приводит на с. 16 этого своего труда. [p7] О нетварном свете св. Григорий говорит: «светом же сим по разуму прилучающихся соразмеряет явление» (Против Акиндина 2,16; цит. по: прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Спб., 1997, с. 230). [p8] В каноническом предании Церкви, правда, упоминается о Константинопольском соборе в середине XI века, который постановил не признавать крещения, принятые по суеверным мотивам (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Т.1. Троице-Сергиева Лавра, 1996, с. 615), но это осталось не более чем воспоминанием: мне не доводилось слышать, чтобы вторично крестили людей, о которых стало известно, что в первый раз к крещальной купели они подошли отнюдь не из желания посвятить свою жизнь Христу.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

Св. Григорий Богослов. Собрание творений, Минск – Москва, 2000, т. 1, с. 215. Святитель Игнатий Брянчанинов. О монашестве. Собр. соч., т. I , М., 2001, с. 530 – 531. П. Евдокимов. Православие. М., 2002, с. 37. П. Евдокимов. Этапы духовной жизни. М., 2003, с. 119. Преподобного Никиты Стифата первая деятельных глав сотница. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 101. Добротолюбие , YMCAPRESS, Paris, 1988, т .5, с . 262. См. в кн.: «Без Церкви нет спасения». М. – СПб., 1998, с.243. Конечно, ни в одном уставе, ни в истории монастырей ничего подобного не найдешь; но ведь диктуют обстоятельства, за неотвратимостью которых просматривается воля Божия: «мы создали небольшой скит в Рязанской области… к нам пришли крестьяне из соседней деревни Слободка и сказали: – Отцы святые, возьмите нас хоть крепостными, мы четыре года не получали зарплату, нас 800 человек и мы не знаем, как дальше жить…». См. беседу с настоятелем Сретенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в газете «Татьянин день», ноябрь 2004, с. 24. Руководство милиции Наровчатовского района Пензенской области связало существенное снижение подростковой преступности с деятельностью ТроицеСканова женского монастыря, который организовал летний трудовой лагерь и четыре воскресные школы при храмах (интернет). Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Часть пятая. М., 1991, с. 39. Цит. по: Архимандрит Илия (Рейзмир). Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2004, с. 55 – 56. Ин. 3, 16 Святитель Василий Великий, указ. изд. , с. 39 – 40. История египетских монахов. Православный СвятоТихоновский богословский институт, М., 2001, с. 61–65. Мф. 25, 15 – 28 Евр. 11, 8. Иоанн Креститель принимал живое участие в жизни монахов Палестины, он был для них игуменом, наставником и заступником. В «Луге духовном» (репринт издания ТроицеСергиевой Лавры, 1915, с. 6 – 7) приводится умилительный рассказ об измученном плотской бранью подвижнике Кононе ( VI в.), который решил покинуть монастырь; встречает его Иоанн Креститель и кротко говорит: возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани. Конон же ответил с гневом (!): будь уверен, ни за что не вернусь! Ты не раз обещал мне это и не исполнил своего обещания! С прежней кротостью великий Иоанн объясняет: Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, но так как ты не захотел, я избавлю тебя…но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010