И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в [книгу] жизни восстанут с своими собственными телами, с своими душами и духами, в которых угодили Богу» (Ириней Лионский. Против ересей 2.33.5, цит. по изд.: Сочинения святого Иринея, епископа Лионского/Изданы в русском переводе прот. П. Преображенским . СПб., 1900. С. 213). 87 Святитель Василий Великий. Беседа о девстве. 88 Прит. 8, 30 . 89 Быт. 1, 27 . 90 2Мак. 7, 28 . 91 Здесь мы следуем святителю Василию Великому, который, используя философский язык Аристотеля, выделял в различных искусствах аспекты материи и формы, воплощаемой в этой материи. В итоге, святитель различал искусства по тому фактору, в каком материале воплощает художник свой труд: «Каждое искусство производит труд над одним каким-нибудь веществом отдельно, например, кузнечное дело – над железом, плотничное над деревом, поскольку в этих искусствах иное есть материя, иное форма, и иное – производимое по форме; вещество берется извне, форма же прилаживается искусством, а произведением бывает нечто, сложенное из того и другого – из формы и из материи» (Беседы на Шестоднев 2, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 24, с изменениями). Ср. также у святителя Иринея Лионского, различающего в контексте речи о творчестве художника, форму и материю: «Художник сам по себе быстро создает мысль произведения, но медленнее исполняет его посредством инструмента, по неподвижности материала, и быстрота его ума, связанная медленностью орудия, производит умеренное действие» (Ириней Лионский. Против ересей 2.33.4, цит. по изд.: Сочинения святого Иринея, епископа Лионского/Изданы в русском переводе прот. П. Преображенским. СПб., 1900. С. 212, с изменениями). 92 1Кор. 9, 24 . 93 Святитель Киприан Карфагенский . Книга о зрелищах 2, цит. по изд.: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999. С. 378. 94 Там же. 95 Святитель Василий Великий. О том, какую пользу могут получить молодые люди из языческих книг 3.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Цит. по: Nautin P. Origene. р. 143. 342 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. с. 168. 343 Quasten J. Patrology. Vol. 2. The anti-nicene literature after Irineus. — Westminster, Maryland, 1983, p. 115. 344 См. Nautin P. Origene. p. 122. 345 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 42. 346 H. de Lubac. Histoire et Esprit. L»intelligence de l»Ecriture d»apres Origene. — Paris, 1950, p. 39. 347 Цит. по: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 43. 348 Лосский В. Н. Александрия//Богословские труды. М., 1983, с. 227. 349 Цит. по: Рубцов М. Василий Васильевич Болотов//Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. т. 2, М., 1994, с. III. 350 «Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике» (Порфирий, Жизнь Плотина, I). 351 Цит. — Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена.//Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его сочинений. — СПб., 1877. с. 169. 352 В этом представлении, оспариваемом египетским мыслителем, возможно, сказалось не только иудейское влияние, но и собственно египетское. Погребальная практика Египта знала такой феномен, как ушебти: деревянные фигурки рабов, которые клались в могилу вельможи для того, чтобы на блаженных полях Иалу выращивать хлеб для своего господина, избавляя его от труда. 353 Этот способ изложения христианской пасхальной веры в полемике с крайностями пройдет сквозь века. Так, бл. Августин начинает свои беседы о воскресении с утверждения о том, что «Кто говорит, что мертвые не воскреснут, тот не христианин. Те же, которые думают, что мертвые, когда воскреснут, будут проводить плотскую жизнь, являются грубыми плотскими христианами» (Беседа 361. О воскресении мертвых 1, 3). «Если станешь спрашивать, какова будет жизнь та, то кто из людей в состоянии объяснить это? Будет то жизнь ангельская. Кто в состоянии изобразить себе жизнь ангелов, изобразит жизнь воскресших праведников. Если же жизнь ангелов сокровенна, никто пусть не ищет большего, чтобы, заблуждаясь, придти не к тому, чего ищет, а к тому, что сам вообразит себе» (Беседа 362. О воскресении мертвых 2, 6). Напомним, кстати, что по церковному учению «Жизнь же вечная состоит в созерцании Бога не карающего, но дарующего радость вечную» (Августин. О Троице. 1, 31). Праведники «наследуют созерцание Троицы, которая всецело соединится со всецелым умом (в чем едином и поставляю царствие небесное) а уделом вторых будет мучение или вернее сказать, отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца» (св. Григорий Богослов. Слово 15.//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1994, т.1, с. 237). 354

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

432. Мой настоятель — 75-летний протоиерей Николай Ситников — говорит, что «в наше время у людей бывают добродетели, но нет даров». 433. Запись от 6 сентября 1908 года//Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. M., 2003. С. 61. 434. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Творения. Ч. 1. С. 36. 435. Цит. по: Архимандрит Сергий (Страгородский). По Японии (записки миссионера). M., 1998. С. 218 436. Цит. по: Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. M., 1998. С. 38 437. Интересно заметить, что византийцы вели себя совершенно иначе по отношению к России. В 1393 году Константинопольский патриарх Антоний пояснял Московскому Великому Князю Василию Дмитриевичу, что он не более чем подданный византийского императора, — ибо «невозможно иметь Церковь и не иметь царя». «Царь имеет большое значение в Церкви: он не такой царь, как другие начальники и местные правители. Изначала цари утверждали и поддерживали благочестие по всей вселенной; они же собирали Вселенские Соборы; они же много потрудились против ересей и издавали указы о кафедрах архиереев, о разделении епархий и ограничении их пределов» (цит. по: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 3. С. 514–515). Какого мнения были о себе сами византийские императоры той поры, видно из тех формул, которые они произносили при назначении ими патриархов: «Святая Троица, даровавшая мне царство, проручествует тебя в патриарха Нового Рима». «Божественная благодать и наше от нее царство предназначает сего благоговейнейшего в патриарха Константинополя» (цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. M., 1991. С. 394). Посланник же России святитель Николай Японский при начале русско-японской войны отказался участвовать в общественных богослужениях, чтобы не молиться за победу японского императора, но японских православных священников призвал: «Вы совершайте богослужения одни, молитесь искренне за вашего императора, его победы и прочее. Любовь к Отечеству — естественна и священна… Я же буду, как всегда, молиться за Церковь, заниматься церковными делами, переводить богослужение» (Запись от 7 февраля 1904//Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 5. С. 10).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

540 Быт. 2,7 . Существо сего Божественного действия выше разумения человеческого: оно показывает только начало и образ бытия души человеческой, отличный от образа бытия тех душ, которые были сотворены прежде. См.: Филарет, митр. Московский. Записки на Книгу Бытия. СПб., 1816. Гл. 1,37–38. 543 Собственно, смертей у человека по падении стало только две – душевная и телесная. Здесь под смертью я разумею гибельное поражение различных сторон человеческого существа, все равно, принадлежат ли они к духовной или плотской области. 547 Апостол в Рим. 8, 20 говорит только о подчинении твари суете (в чем она состоит, у отцов и учителей Церкви существуют различные мнения). Но если Бог, лишая человека чести царя природы после грехопадения, вывел из-под его власти большую часть животных – ибо и так можно истолковать эту суету, о которой говорит апостол, – то, конечно, оставшаяся малая их частичка продолжает служить также не без воли Творца. Св. отцы определенно говорят об этом (Св. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. Беседа 3. См.: Макарий, митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 491–492. § 90). 548 Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной. Ч. 3. Ответы на вопрос 20. Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 241. 549 Член шестой. Цит. по: Макарий, митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 494. § 91. 550 Творения. М., 1852. С. 19–20. Беседа 2. О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю, 4. 554 Этого душевного разлада не могли не заметить в себе и наиболее умные из язычников; но не знали, где искать выход. Овидий говорит: ... Vides meliora, proboquë Deteriora sequor. Вижу лучшее и одобряю – а следую худшему... Ovidius Nason. Metamorphoses, 1, VIII, 20–21. 555 Огласительные поучения. IV, 21. Цит. по: Макарий, митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 510, прим. 1497. 556 Немалый том пришлось бы составить из выписок тому, кто пожелал бы с помощью их доказать, что отторжение от Бога способствует помрачению умственных способноетей. Я здесь приведу еще цитату из Фейербаха: «Нет никакого Бога, и так ясно видно, что нет никакого Бога». Вышеизложенные сведения известны, конечно, всякому образованному человеку (но только их как-то мимо ушей стараются пропустить). В общем. С ними можно познакомиться по очерку Ф. Ренью «Слабости великих людей» (Нива. 1903. 9. С. 167–168), откуда я их и заимствовал. При дальнейшем изложении придется встретить еще много случаев подобного рода, всегда с точными ссылками на источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Эту же мысль высказывают блаженный Феодорит (Бл. Феодорит. Толкование на книгу Бытия. Хр. Чт. 1843. Ч. 3. С. 352), святой Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин , прп. Слова против исследования существа Божия. Хр. Чт. 1838. Ч. 1, С. 39) и отчасти святой Григорий Богослов ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 2. Слово 22 о мире. Изд. третье. Ч. 2. С. 181–183). Другие святые отцы полагали отображение Святой Троицы или в уме, воле и памяти человека (свт. Амвросий) (Макарий, еп. Винницкий. Том 2. СПб., 1854. С. 141. (Цит. по: Православному Догмат. Богословию)), или в разуме, слове и духе его (свт. Димитрий Ростовский ) ( Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Ч. 1. С. 62. «Розыск...» (Цит. по: Православному Догмат. Богословию м. Макария)). Образ Божий, заключающийся в душе человека, по разъяснению святых отцов, выражается и во вне, именно в царственном положении человека на земле. Исходным для этой мысли у святых отцов служили слова Самого Создателя, Который, сотворив человека, сказал: И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверей, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли ( Быт.1:26 ). Находя прямое основание в Откровении этой стороне образа Божия в человеке, святые отцы неоднократно останавливали на ней своё внимание. Прежде всего, её отразил в своих стихирах святой Иоанн Дамаскин . «Почел еси образом Твоим рук Твоих, Слове, создание, – говорится в одной из них, – живописав бо в вещественном зраце умнаго существа подобие, его же и причастника мя поставил еси, положив на земли начальствовати тварем самовластием» (Вторая стихира 6 гл. самоглас. на погребение священников). Слова: «И да обладает, показывают, – замечает святитель Григорий Нисский , – что где власть обладания, там и образ Божий» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 309). Больше других отцов видит образ Божий во владычестве человека святой Иоанн Златоуст . В таком смысле он и объясняет библейские слова «по образу» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 6. СПб., 1900. С. 845), «да обладает» (Там же. С. 788), и, наконец, говорит, что сама душа дарована человеку бессмертной потому, чтобы он постоянно «имел власть над всем видимым» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т. 4. Б. 21 на кн. Бытия. С. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

108. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам. 26,4//Творения. Т. 10. кн.1, Спб., 1905, с. 258. 109. Гиббон Э. Закат и падение Римской Империи. т.7. М., 1997, с. 371. " Византийские женщины 11 века не только старательно закрывали руки и ноги длиннополыми рубахами и плащами, но, выходя на улицу, прятали лицо под полотняным платком " (Каждан А. П. Никита Хониат и его время. Спб., 2005, с. 103). 110. Так понимал смысл платка Климент Александрийский (Педагог 2,10 (2,54,2)//Климент Александрийский. Педагог. М., 1996, с. 203). 111. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб,, б.г., С. 463. 112. " Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. " Цалуй руку, цалуй руку! " – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. " Батюшка Петр Андреич! " – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – " Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцалуй у злод… (тьфу!) поцалуй у него ручку " . Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: " Его благородие знать одурел от радости. Подымите его! " – Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, цалуя распятие и потом кланяясь самозванцу " (Капитанская дочка). Русский мужик Савельич не видит проблемы в этом поцелуе; а вот воспитанный по европейски—джентльменским правилам офицер не может заставить себя согнуться. 113. Муж, " молящийся хотя бы с обнаженною главою, но с отрощенными волосами, равен покрывшемуся " (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое послание к Коринфянам. 26,4//Творения. Т. 10. кн.1, Спб., 1905, с. 258). 114. Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 2. М., 1993, сс. 115. цит. по: Бэда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001, с. 32. 116. В 1729 г. “Святейший Правительствующий Синод, слушав присланной с Царицынской заставы копии с доношения обретающегося при калмыцком владельце Петре Тайшине иеромонаха Никодима Линкевича о приемлющих Святое Крещение калмыках, которых—де с 727 и в прошлом 728 году кибиток сорок, все с женами и детьми, а по реестру именами мужска и женска пола 176 человек, в Святом Крещении совершилися. То надлежит ли—де венчать после крещения тех, которые супружество имели до крещения, чтобы резолюцию учинить. Приказали: которые калмыки супружество имели до восприятия Святого Крещения и ныне, как мужи, так и жены их, крещение приняли, тем бракосочетаваемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно” (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 6, 2214, с. 315).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

С разумно-словесной способностью, по учению святых отцов, неразрывно связана у человека свобода воли, потому что «всё разумное, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – одарено (...) свободной волей» ( Иоанн Дамаскин , свт. Точное изл. прав. веры. Цит. изд. Кн. 2, гл. 7. С. 61). Разум был бы излишним, если бы не дан был человеку для обсуждения и свободного выбора (Там же). «По необходимости, – пишет тот же святой Отец, – свобода решения соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным существом, или, будучи разумным, будет господином своих действий и независимым» (Там же. Гл. 27. С. 109). Святые отцы как в разуме, так и свободной воле видели важнейший признак образа Божия в человеке. «Всякую душу Бог , яко благий, творя по образу Своему, вводит в бытие свободной», – говорит преподобный Максим Исповедник ( Максим Исповедник , прп. О Богословии и воплощении Сына Божия. Хр. Чт. 1830. 38. С. 125). Ещё с большей силой повторяет то же святой Макарий Великий . «Ты создан по образу и подобию Божию, – поучает он, – потому что как Бог свободен и творит, что хощет, (...) так свободен и ты» ( Макарий Египетский , прп. 15. Стат. 21. С-ТСЛ., 1904. С. 121). Точно так же учили и другие святые отцы Церкви как, например, святитель Василий Великий ( Василий Великий , свт. Творения. Ч. 4. С.-ТСЛ. С. 133), святитель Ириней Лионский ( Ириней Лионский , сщмч. Цит. соч. Кн. 4, гл. 37. С. 430–431) и церковный писатель Тертуллиан (Тертуллиан. Творения. Перевод Е. Карнеева. СПб., 1850. Ч. 4. С. 8). Полагая в свободе воли отображение Бога, святые отцы поясняли, что эта сила присуща только человеку, благодаря ей он коренным образом отличается от всей твари, «не могущей действовать с свободою» ( Иустин Философ , свт. Сочинения. Цит. изд. Апология 1. П. 43. С. 73). «Воззри на благородство разумной души, – призывает святой Феодот, епископ Анкирский, – и подивись сему животному... Одно только оно из всего сотворённого не подвержено закону необходимости. Одного только человека Бог сотворил господином своей воли» (Феодот Анкирский, свт. Слово на день Рождества Христова. Хр. Чт. 1825. Ч. 20 С. 286–287). А святитель Иоанн Златоуст , как бы продолжая мыслью святого Феодота, говорит: «Тем ты почтен от Бога, что Он дал тебе возможность... добро совершать по свободному изволению, дабы получил ты за это награду» ( Иоанн Златоуст , свт. 19 – по случаю низвер. цар. стат. 1848. Т. 1. С. 444, 445).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

(Платон, митрополит Московский. Цит. по 144, со ссылкой на: «Платон, митрополит Московский. “Дух, или избранные мысли”. М., 1804. Отд. 2-е. С. 194–197»). «Мы не вносим вражды между девством и браком – напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали ( Мф. 25:1–13 ). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. (Святитель Амфилохий Иконийский . Цит. по 144, со ссылкой на: «Священник Григорий Дьяченко . Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 608»). «Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, так как не позволяет неистовствовать природе» (144 со ссылкой на: «Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. С. 302»). «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» (142, со ссылкой на: « Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1898. Т. 4. С. 194»). Вот что пишет по данному вопросу кандидат педагогических наук, протоиерей Евгений Шестун: «Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Во время постов дети никогда не зачинались. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которое сейчас развивается и поощряется на основе интимной супружеской жизни, – это есть греховное состояние, потому что Богом были установлены такие отношения мужчины и женщины, чтобы умножать род человеческий, рождать детей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья, 172 Поскольку первые книги Ветхого Завета появляются уже после того, как шумерские мифы сложились и были занесены на глиняные таблички, в них содержится неизбежная и очевидная полемика с предшествовавшей традицией, т. е. с этими самыми шумерскими мифами – порой весьма саркастическая. Вот пример такой библейской иронии: в вавилонском эпосе “Энума Элиш” повествуется, что была построена «башня высотою с Апсу» то есть с бога неба. В Библии также упоминается «башня высотою до небес». Вроде бы – сказано то же самое. Однако, башня, высотой с верховного вавилонского бога, при всей её огромности для Бога Библии, Ягве оказалось столь незначительна, что Ему пришлось «сойти», чтобы её рассмотреть (Быт. 11,5). Хоть башня и «равна Апсу» – супругу Тиамат и первобогу вавилонской теогонии – но Ягве неизмеримо выше. Люди продолжают штурмовать небеса, но только если Господь сходит – они встречаются лицом к лицу. 173 «В Пасху Господь „сокруши врата медные“ (Ис.65,2). Не сказано: отверз, но: сокруши, чтобы темница сделалась негодною. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой будет в состоянии исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит?» – св. Иоанн Златоуст. Творения. т.2. кн.1. Спб., 1896, с. 433. 174 «В Пасху Господь „сокруши врата медные“ (Ис.65,2). Не сказано: отверз, но: сокруши, чтобы темница сделалась негодною. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой будет в состоянии исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит?» – св. Иоанн Златоуст. Творения. т.2. кн.1. Спб., 1896, с. 433. 175 св. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии VII.//Творения. т.2. кн.1. Спб. 1896 с.365. 176 см. – свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях IV.//Творения. т.2. кн.1. Спб. 1896 с.58. 177 Гвардини Р. Познание веры. Брюссель. 1955. с.16. 178 Гвардини Р. Познание веры. Брюссель. 1955. с.17. 179 «Когда еврейский народ стоял у подножия Синая, – говорит Талмуд, – Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян» (Талмуд. Шаббат. 88,1 на слова исх. 19,17). Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою». Цит. по: Олесницкий. Из талмудической мифологии//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 208-209. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Необходимо заметить, что святые отцы, кроме указанных черт образа Божия в человеке, видели его отпечатление и в человеческом сердце – чувстве. «Бог сотворил душу по образу добродетели Духа, – поучает святой Макарий Великий , – вложил в неё законы добродетели, (...) веру, любовь и прочие (...) по образу Духа» (Наставления свт. Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед. Добротолюбие в рус. пер., дополненное. Том 1. М., 1883. С. 160). Характерно и напоминание святителя Григория Богослова . «Как частица Божественного, – говорит он, – ношу в груди своей любовь к жизни будущей» ( Григорий Богослов , свт. Цит. изд. Ч. 4. С. 200). Эта любовь, по определению святых отцов, «вложена в нас при самом первоначальном нашем устройстве» ( Василий Великий , свт. Правила пространно изложенные в вопросах и ответах. Творения святых Отец. 9. 99. (Цит. по: Систем. своду...Ч. 2. Отд. 4. С. 166–167)). и составляет достояние только людей (Священномученик Зинон, епископ Воронежский. Хр. Чт. 1843. П. С. 357–358. (Цит. по: Систем. Своду... Ч. 2. Отд. 4. С. 175)). Как бы объединяя всё вышесказанное об образе Божием в человеке, святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Знай, что душа твоя свободна и есть превосходное Божие дело, созданное по образу Сотворшего, что она бессмертна и есть существо живое, разумное, нетленное по милости Даровавшего ей это» ( Кирилл Иерусалимский , свт. Творения. Сергиев Посад, 1843. 4 Огласительное слово. С. 53). Наконец, ещё частнее образ Божий в человеке святые отцы видели в том, что человек трёхчастностью души своей при её единичности выражает Святую Троицу. Святой Иоанн Дамаскин эту тройственность видит в уме, слове и духе. «Как Отец, Который есть Ум, – читаем у него, – и Сын, Который есть Слово, и Святой Дух суть един Бог, так и ум, и слово, и дух суть один человек» (Полное собрание творений свт. Иоанна Дамаскина . Том 1. СПб., 1913. Слово третье против отвергающих св. иконы. С. 401). И ещё, как слово по природе является вестником ума, дух же обнаружителем слова, так ив Святой Троице «чрез Святого Духа мы узнаём Христа Сына Божия и Бога и в Сыне созерцаем Отца» (Там же. С. 400).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010