6 Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был сыном воронежского священника и обучался в Воронежской семинарии в то время, когда святитель Тихон жил в Задонске. Один из родственников митрополита Евгения, Феодор Болховитинов, был секретарем Духовной консистории в Воронеже, когда святитель был на Воронежской кафедре, и поэтому митрополит Евгений мог иметь о св. Тихоне самые достоверные сведения. Он сам присутствовал при его погребении. С 1789 по 1799 г. он находился в Воронежской семинарии, занимая должность воспитателя, а затем инспектора и в это время составил описание жизни святителя Тихона (Житие, цит. соч., стр. 5). 7 Это — первое издание. В данной работе используется 3-е издание. М., 1827. 8 (Казанский П.С). Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, изд. I. СПб., 1861. В настоящей работе используется XI издание — Одесса, 1902. При цитации данной книги сноски будут даны в сокращении: “Житие”. 9 Смирнов С. История Московской духовной академии до ее преобразования, 1814—1870 гг. М., 1879, стр. 130. 10 “У Троицы” в Академии. М., 1914, стр. 516, 519. 11 Попов Т., свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916, стр. 8. 12 В работе используется 3-е издание этого труда. СПб., 1896. 13 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 9. 14 “Прибавления к творениям святых отцов”, т. 39. М., 1862, стр. 183—223; также в “Воронежских епархиальных ведомостях”, 1883, 15, стр. 590—622. 15 Ранее этот уезд входил в состав Елецкой провинции и в церковном отношении подчинялся епископу Воронежскому. 16 “Воронежская старина”, вып. XIII, 1914, стр. 3—64. 17 “Воронежские епархиальные ведомости”, 1890, 2—4, 6—8. 18 “Воронежская старина”, вып. X, 1911, стр. VI. 19 Никольский П. Предисловие. — “Воронежская старина”, вып. X, 1911, стр. VI. 20 Амвросий, архиеп. Полное собрание проповедей. Харьков, 1844. 21 Иеремия, еп. Нижегородский. Указ. соч., стр. 482. 22 Касаткин С.А. Св. Тихон как проповедник. Воронеж, 1884, стр. 41. 23 Кратиров П. Св. Тихон как пастырь и пастыреучитель. — “Православный собеседник”, кн. 1 и 2. Казань, 1897.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Дмитриевский 1889= Дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты (Официальный отчет). – ТКДА 1889, 5, 103–134 (и продолж.). Дойель 1980=Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности/Пер. с англ. Э.А. Маркова. Предисл., примеч. и общая редакция Я.В. Василькова. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1980. Дунаев 2002=Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002. Иванов – Топоров 1992=Иванов В.В., Топоров В.Н. Лев. – Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2: М., 1992, 41–42. Иннокентий (Павлов) 1996=Учение двенадцати апостолов/Введение B.C. Соловьева (к изд. 1886 г.). Перев. с греч., вводная статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). М.: Учебноинформационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Иннокентий (Павлов) 2000=Иннокентий (Павлов), игумен. Александрийский кодекс. – Православная энциклопедия. Т. 1. А – Алексий Студит. М., 2000, 594–595. Карашев 1896=Карашев А[Ф.] О новооткрытом памятнике «Учение 12 Апостолов» (…) М.; 1896. Керн 1934 – Архим. Киприан (Керн) . О. Антонин Капустин , начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (М., 1997п). Керн 1996=Архим. Киприан (Керн) . Патрология. Париж; Москва, 1996. Кожевников 1909= Кожевников В.А. Мысли об изучении святоотеческих творений/Цит. по переизд. в кн.: Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского: М., 1999, 688–709. Козаржевский 1985=Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. Левтская 1999=Левинская И.А, Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999. Любкер 1884=Любкер Фр. Реальный словарь классической древности. СПб.; М., 1884. Макарий 1857= Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 18572 (1993р). Макарий 1994=Митр. Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994. Мецгер 1996=Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

33 Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1895. С. 397. 34 Les sacrements: Fonts ou murs entre Ie Orthodoxie et Rome? «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата,» 51, (1965), с. 181. 35 Евхаристический догмат. «Путь,» 20—21 (1930), с. 6. 36 Цит. по труду ректора Софийской духовной академии епископа Николая «Богословие святой Евхаристии» (Цикл лекций, прочитанных в Московской и Ленинградской духовных академиях). Машинопись. М., 1971. С. 135. 37 Николай, еп. Макариопольский. Цит. соч. С. 136. 38 Точное изложение православной веры, с. 223. 39 De mysteriis, IX, 52; срав. De sacramentis, IV, 14. 40 Тайноводственные слова, V, 7. 41 О Святом Духе, гл. 27. Творения, ч. III. M, 1891. С. 269—270. 42 Беседа о кладбище и кресте. Творения, т. 2, с. 436. 43 Слово о священстве 2-е. Творения, т. 1, с. 417. 44 Racionale Divinorum officium, IV, 44. 45 H. Denzinger, С. L. Banwart. Enchiridio Symbolicum. Brisgoviae, 1922„ p. 220, n. 544. 46 Православно-догматическое богословие. Т. 2. СПб., 1895. С. 380—381. 47 Изъяснение Божественной литургии, гл. 27. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. 3. СПб., 1857. 48 Там же. 49 Там же, гл. 30. 50 Там же. 51 Там же, гл. 29. 52 Гл. 14. 53 Разговор с Трифоном иудеем, гл. 117. 54 Апостольское предание, гл. 4, 10. 55 Беседа 1-я о предательстве Иуды. Творения, т. 2, с. 417. 56 Гомилия 82-я на Матфея. Творения, т. 7, с. 240. 57 Беседа 17-я на Послание к евреям. Творения, т. 12, с. 153. 58 Renaudom. Цит. соч., t. I, p. 94. 59 Гомилия 24-я на Бытие. Творения, т. 4, с. 240. 60 Ассемани. Цит. соч., с. 424; А. Кириллов. Цит. соч., с. 169—170. 61 Там же. 62 Гомилия на Матфея 82-я. Творения, т. 7, с. 827. 63 Точное изложение православной веры, с. 225. 64 Гомилия 24-я на Первое послание к коринфянам. Творения, т. 10, с. 237. 65 Там же. 66 Здесь св. Ефрем, по-видимому, называет диавола нарицательно именем тирана Сиракуз Гелона, ум. в 478 г. до Р. X. 67 Ассемани. Цит. соч., с. 24 (Sermo X, Adversus Scrutatores); А. Кириллов. Цит. соч., с. 177.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3754...

5. Именует Божественные нетварные энергии . Косвенное свидетельство об этом встречается в Послании ап. Павла к Римлянам (1. 20), где апостол, обличая язычников в почитании идолов, указывает, что «невидимое Его (т. е. Бога.- М. И.), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы». Утверждая, что «существует единая энергия Отца, Сына и Святого Духа», свт. Василий Великий отмечает при этом: «Божество является именем (этой.- М. И.) энергии» ( Basil. Magn. Ep. 189). В паламитскую эпоху, когда вопрос о Божественных энергиях приобрел особую актуальность, слово «Божество» тем не менее использовалось не только применительно к ним. Свт. Григорий Палама отмечает: «Когда мы называем единое Божество, мы называем все, что есть Бог,- и сущность, и энергию» ( Greg. Pal. Capita. 114), тем самым именуя «Божеством» не только энергии (как он это часто делает), но и Самого Бога. Собор 1352 г. включил в чинопоследование, совершаемое в Неделю Православия , анафематствование тех, кто утверждает, что имя Божества относится только к сущности Бога, а не и к Его энергиям, при этом признавая, что «существо Отца, Сына и Святого Духа» может быть названо «Божеством» (цит. по: Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. Афон. СПб., 1892. Ч. III. Прилож. к отд. 2. С. 782). Афонские монахи именуют «Божеством» нетварные энергии, в чем отцы Собора 1347 г. усматривают их верность св. Православию (Там же. С. 728). Особое внимание обращает на себя одно из постановлений Собора 1351 г., где сказано: «Не естество, но зрительную энергию представляет именование «Божества»» (PG. 151. Col. 730 ВС). Текст постановления, казалось бы, не признает за Божественным естеством того именования, какое он усваивает нетварной энергии. Однако это не так. Своеобразие утверждения объясняется тем, что оно содержится в рассуждениях отцов Собора об абсолютной непознаваемости сущности Божией. «Божественное естество,- утверждают они,- пребывает необозначенным, каково оно есть, во всех придумываемых именах» (Там же). Поэтому любое «придумываемое» имя, в т. ч. и «Божество», хотя и может быть употребляемо, однако не открывает Божественного естества, т. е. не делает его, по выражению отцов Собора, «обозначенным». Что же касается энергий, то они «раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне Ее неприступной сущности» ( Лосский В. Мистическое богословие. С. 58), что позволяет отцам Собора в рассуждениях о них применять катафатический метод богословствования, именуя их при этом Божеством.

http://pravenc.ru/text/149651.html

22 Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. Т. 1. М., 1860. С. 28. 23 Добротолюбие. Т. 2. С. 207, § 3; С. 218, § 86 (преподобный Нил Синайский). 24 Добротолюбие. Т. 5. С. 366—367, § 45 (патриарх Каллист и преподобный Игнатий). 25 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 26 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 373 и 381. (Сл. 3, гл. 2 и 14). 27 Феофан (Говоров), святитель. Путь ко спасению. М., 1894. С. 240. 28 Добротолюбие. Т. 2. С. 645, § 1 (преподобный Исаак Сирин). 29 Феофан, святитель. Путь ко спасению. Указ. изд. С. 41. 30 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. Беседа 5. На память мученицы Иулитты. Сергиев Посад, 1892. С. 65. 31 Творения. Сл. 16. О чистой молитве. Сергиев Посад, 1911. С. 63. 32 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. Слово о молитве. Гл. 35. М., 1858. С. 179. 33 Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102. 34 Еф. 6:18; 1 Сол. 1:2—3; 1 Тим. 2:8. 35 14 1 Сол. 5:17. 36 1 Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20, 34; 1 Кор. 4:12; 2 Кор. 11:9. 37 1 Кор. 4:12; 1 Сол. 4:11—12; Деян. 20:34—35 38 1 Сол. 3:10. 39 Творения. Ч. 4. Беседа 5. Сергиев Посад, 1892. С. 65—67. 40 Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 176. 41 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 480. 42 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. М., 1849. С. 284. (Сл. 64); Ч. 4. М., 1850. С. 68. (Сл. 88). 43 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Правила. Отв. на 37 в. Сергиев Посад, 1892. С. 160—162. 44 Беседы о молитве. Т. 1. Указ. изд. С. 31—32. 45 Лк. 11:3: «Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день». 46 Лк. 11:4: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему». 47 Лк. 11:4: «И не введи нас во искушение». 48 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 451. 49 Там же. С. 462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

85 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120. 86 Там же. С. 99. 87 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 280. 88 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119. 89 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 26. 90 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70. 91 См.: Свт. Тихон Задонский . Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241. 92 Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256. 93 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76. 94 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 425, 471. 95 См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631. 96 См.: Кратиров П . Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71. 97 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33. 98 Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10. 99 См.: Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81. 100 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 150. 101 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. С. 277. 102 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 183—184. 103 Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5. С. 158. 104 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 151. 105 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 106 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 278. 107 Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов . Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221—222. 108 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51—53; Ч. 2. С. 148—149, 239—240. 109 См.: Прп. Нил Синайский . Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний//Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

110 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 111 Цит. по: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. 4-е изд. Муром, 1893. С. 162—163. 112 Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. С. 233. 113 См.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях...//Добротолюбие. Т. 5. С. 208. 114 Там же. С. 205. 115 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 232. 116 Там же. С. 237. 117 См.: Прп. Марк Подвижник . Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. Т. 1. С. 506. 118 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 2. С. 835; ср.: Там же. С. 843; ср.: Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 232—233; ср.: Прп. Каллист Тиликуда . О безмолвнической жизни//Добротолюбие. Т. 5. С. 431—432. 119 Прп. Иоанн Лествичник . Лествица. С. 233. 120 Прп. Марк Подвижник . К тем, которые думают оправдаться делами//Добротолюбие. Т. 1. С. 547. 121 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве//Там же. Т. 5. С. 442. 122 Прп. Исаак Сирин . Подвижнические наставления//Там же. Т. 2. С. 730. 123 Из жития святого Григория Паламы, архиепископа, Солунского чудотворца//Там же. Т. 5. С. 481. 124 Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 125 Сказания о житии старца Божия иеромонаха Серафима, пустынника и затворника Саровской обители. 4-е изд. СПб., 1885. С. 114. 126 Цит. по: Там же. С. 115. 127 Свт. Григорий Палама . О молитве и чистоте сердца три главы//Добротолюбие. Т. 5. С. 301. 128 Одиночество миссионеров. 129 Джемс В . Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 347. 130 В недоумениях указания Божия, полагаемые на совесть,— поразительны. 131 Ср.: Прп. Григорий Синаит . Главы о заповедях… С. 205. 132 Архиеп. Симеон Солунский . О священной молитве. С. 446. 133 См.: Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 191, 254, 260. 134 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 257.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово «создавать» (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10 :30), а также «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14 :10). Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны. notes Примечания 1 Хотя некоторые протестанты используют на богослужении Никейско–Константинопольский символ веры. 2 Цитируется по изданию. Карл Барт. «Очерк догматики». Издательство «Алетейя». СПб., 2000. Стр. 3. 3 «Опровержение еретиков» или «О прескрипции», глава 13. 4 «Библиотека отцов и учителей Церкви, том 4, Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия Епископа и мученика. М. «Паломник», 1996, стр. 57 Символ веры Святителя Григория Чудотворца, жившего в период приблизительно с 221 по 270 гг. по Р.Х., очень важен в полемике со многими псевдохристианскими организациями. Это свидетельство веры ранних христиан до эпохи Вселенских соборов, написанное минимум чем за 75 лет до 1–го Вселенского собора и более чем за 100 лет до второго. Это со всей убедительностью доказывает, что вера в Бога единого по существу, но Троичного в Лицах, принадлежала ранней Церкви, а не возникла, как некоторые полагают, на Вселенских Соборах. 5 Цит. по: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III–XX вв.). Изд. св. Петра. С–Пб., 2002. Стр. 123–124. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6). Рейтинг: 9.3 Голосов: 476 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Догмат о иконопочитании//Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 7.  См.: Втор. 6: 13; Мф. 4: 10.  См.: Быт. 47: 31; Нав. 5: 14; 4 Цар. 2: 15; 4 Цар. 13: 21; Деян. 19: 12; Евр. 11: 21.  Догмат о иконопочитании. С. 7.  См.:  Феодор Студит , преподобный. К Афанасию, сыну//  Феодор Студит , преподобный. Творения. Ч. 2. Письма к разным лицам. СПб., 1867.  «Божественная энергия неотделима от Божественной сущности, она есть Сам Бог действующий». –  Григорий Палама , святитель. Триады. М., 1996. С. 67.  Деяния VII Вселенского Собора. Цит. по:  Остров П.  О почитании святых мощей//Журнал Московской Патриархии. 1997. 1.   Дионисий Ареопагит , священномученик .  О церковной иерархии. Глава 3. III. Созерцательная сторона, 9.  Из молитвы преподобному Сергию Радонежскому. См.: Молитвы, чтомые на молебнех. Пг., 1915.  См.: Гангрский Собор. 20-й канон; Лаодикийский Собор. 9-й и 34-й каноны; Карфагенский Собор. 46-й (56-й) канон.   Григорий Палама , святитель. Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии//  Григорий Палама , святитель. Омилии. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994. Т. 2. С. 120.  Там же.  См.:  Виссарион (Нечаев) , епископ .  Толкование на Божественную Литургию по чину святителя Иоанна Златоустого и святителя Василия Великого. 3-б. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 24 марта 2016, 09:33 А как же слова в Исходе 20:4-6? А так же в Матфея 4:10 и Лука 4:8? Почему же Бог не единожды говорит о том, что должно поклоняться только Ему и никому и ничему иному? Александр 19 марта 2016, 21:37 В редкие минуты домашней внимательной молитвы перед образом Христа Спасителя, к сожалению говорить о настоящей длительной не рассеянной молитве не приходится,создается впечатление, что я молюсь не перед иконой, а перед Самим Иисусом Христом. При этом становится стыдно и больно за свои прегрешения и в то же время, не смотря на все болячки, жизненные неурядицы и проблемы " душа начинает петь " , становится как-то легко и просто. Слава Богу за все! Павел 19 марта 2016, 20:30 Спасибо за нужные поучения. Спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/91579.html

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Наиболее подробно и аргументированно все исторические версии и гипотезы по этой теме рассматриваются в монографии: Новиков Н. С. Колыбель опального Патриарха. Псков: Робин, 1999. 2 См., напр.: Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России/консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016; Вострышев М. Патриарх Тихон//ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 2004; Биография святителя Тихона//Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды 1700–2005: учеб. пособие/Владислав Цыпин. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2010; Патриарх Тихон (1917–1925)//Первоиерархи Русской Православной Церкви: сб. биограф. информации. СПб.: Патриаршее подворье, 2008; Русская Церковь при Патриархе Тихоне (1917–1925)//Цыпин Владислав. История Русской Церкви. Кн. 9: 1917–1997/Владислав Цыпин. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997; Вегетарианство и его отличие от христианского поста: по творениям святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Сибирская благозвонница, 2015. 3 Так на Псковщине издавна называли небольшое село с барским домом и церковью. 4 Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России/консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016. С. 5. 5 Там же. 6 Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1752 г. «помещицей вдовой прапорщицей Анной Ивановной Лавровой» (подробные сведения см. в изд.: Орлов В. В. Храмы Псковской земли. 2-е изд., доп. Великие Луки: Изд-во Сергея Маркелова, 2011). 7 Устные рассказы жителей деревни Борок и села Сопки Куньинского района Псковской обл. Цит. по: Мацкевич В. Места Псковской земли, связанные с именем Патриарха Тихона и членов его семьи (рода): доклад на региональных детско-юношеских чтениях «Храмы Псковской земли. Патриарх Тихон и Псковский край» (дата обращения: 21.09.2018). 8 Вострышев М. Патриарх Тихон//ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 7. 9 Бовкало А. А. К истории семьи Беллавиных//Вестник ПСТГУ. Т. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 11–16.

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010