Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Информация с сайта Православные храмы Костромской губернии Домнинский во имя Святых Царственных Страстотерпцев женский монастырь, в с. Домнино Сусанинского р-на Костромской области, основан при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.) с. Домнина, первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря, с 2004 г. как самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского еп. Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церковь с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На вост. стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й пол. XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Лит.: Бенескриптов Е. Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость». СПб., 1859; Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке в Москве. М., 1862, 19064; Георгиевский Н. , свящ. Ист.-стат. описание с.-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [цв. воспроизв., публ. «Сказания» кон. XVII в.]; он же. Церковь «Всех скорбящих Радости» за Литейным двором//Ист.-стат. сведения о С.-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266-277; Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радости». СПб., 1888. М., 18922, 18943; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 18949. Т. 1; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133-134; Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона//Рус. паломник. 1911. 48. С. 762-764; 49. С. 778-779. Икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в С.- Петербурге («с монетками», «с грошиками»). Существует неск. версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С. И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «В. с. Р.» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери , а после прославления иконы «В. с. Р.» были приписаны ей. Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впосл. часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской ц. над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской ц. на Калашниковской пристани.

http://pravenc.ru/text/155562.html

В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В конце XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сентября 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский монастырь в связи с возвращением из польского плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631г.) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому монастырю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского епископа Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церьковь с приделами во имя святого Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На восточной стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й половины XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Тихвинская военно-местная церковь, или церковь Тихвинской иконы Божьей Матери, построена в 1819-1824 гг. по инициативе командира Новгородского гарнизонного батальона. Прихожанами храма были военнослужащие разных частей Новгородского гарнизона, а в 1913 г. церковь передали 85-му пехотному Выборгскому полку и она стала полковой. Светлана Егорова приводит любопытный факт: до 1927 г. в церкви тайно хранились знамена 85-го пехотного Выборгского и 88-го пехотного Петровского полков. Валентин Самойлов добавляет, что «в 1929 г. коммунальная секция местного Совета, заявив об избыточном количестве церквей для Новгорода, приняла решение о закрытии Тихвинской церкви и передаче ее водникам. Здание лишается купола, колокольня разбирается. В реставрированном после войны здании много лет располагалось управление новгородского речного порта». Сейчас здесь Территориальное управление Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора в Новгородской области. В 1822 г. в западной (летней) части храма, вмещавшей 500 человек, были освящены два придела: Николая Чудотворца (15 января 1822 г.) и св. Космы и Дамиана (8 октября 1822 г.). Восточная (зимняя) часть церкви вмещала 250 человек и имела три престола: в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, свв. муч. Тимофея и Марфы и св. Архистратига Михаила. Ещё до завершения строительства храма в соответствии с «высочайшим соизволением» 11 апреля 1826 г. и указом св. Синода от 20 мая 1827 г. он был передан из епархиального управления в ведомство обер-священника армии и флота и приписан к Новгородскому внутреннему гарнизонному батальону «с тем, чтобы в приходе состояли не одни воинские чины, но и другого звания люди». На тот момент к церкви были приписаны «гарнизонный батальон, военно-сиротское отделение, приходских мужского пола 167 душ, сверх сих военных разных чинов 27 и приказных 16 человек, раскольников три души». 16 апреля 1863 г. к храму, кроме Новгородского внутреннего гарнизонного батальона, приписаны все воинские команды, квартировавшие в Новгороде.

http://sobory.ru/article/?object=18606

Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн. Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора. Останкино было в XVII веке главной подмосковной усадьбой Черкасских. На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский много строил, в 1667 году он построил церковь во имя св. Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре, церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с. Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания. Главной подмосковной резиденцией Черкасских было Останкино. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкасских, имел три придела: северный придел, освященный 03 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери , южный- во имя св. Александра Свирского , освящен 01 августа 1691 года; центральный- во имя Живоначальной Троицы, освящен 03 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены. Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Источник: Клировая ведомость церкви с. Акулово Перемышльского уезда, 1916 г. ГАКО Ф. 33. Оп. 2. Церковь иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Акулово Калужской области была каменной, двухпрестольной, второй престол - Христорждественский. Выстроена в 1817 году на средства, выделенные подпоручиком А. Смагиным. К основному объему примыкала трапезная, судя по всему, достаточно вместительная и солидная. На месте этой обители первоначально стоял деревянное здание, освященное за 50 лет до строительства каменной. Славилось своим богатейшим, особенно для этих мест, иконостасом. Сохранились его описания: на образе Тихвинской Божией Матери была риза кованная серебряная и вызолоченная. Вокруг венца нанизан в 3 нитки крупный жемчуг. Царские двери в иконостас резные, на боковых дверях изображены образы пророков и явления. В 1930 году церковь закрыли, разграбили. От прежних помещений уцелели только алтарь и нижняя часть стен. В наши дни она представляет весьма унылое зрелище. Постройка разрушена настолько, что, видимо, восстановлению не подлежит. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Сильно поврежденное здание сохраняет на фасадах фрагменты первоначального лаконичного убранства в формах позднего классицизма. Расположена в равнинной местности. Стоит на краю села, на правом берегу речки Почицы (Пачицы, Пачинки). Деревянная Тихвинская церковь была построена в Акулово в 1753 г. В 1799 г. в ней был трехъярусный иконостас, гладкий, окрашенный голубой краской. Во 2-й пол. 18 в. здесь находилась усадьба А. Г. Смагина. На плане генерального межевания 1777 г. села Акулова Козельского уезда зафиксировано небольшое по площади имение коллежского асессора Алексея Гаврилова сына Смагина в форме неправильного четырехугольника, вытянутого с севера на юг. По средней поперечной оси имение пересекалось речкой Пачица и параллельной ей, шедшей севернее, дорогой, соединявшей село с соседними деревнями. Имение было весьма небогатым, ибо в нем насчитывалось всего 49 душ крестьян. К северу от дороги размещалась жилая часть усадьбы, состоявшая из западной крестьянской и восточной помещичьей половин. В крестьянской половине вдоль дороги стояли дома, с огородами позади них. Помещичья половина, с регулярной планировкой, включала обращенный на юг к дороге главный усадебный двор с деревянными строениями. На дальней границе двора стоял деревянный господский дом, а по боковым сторонам размещались пять флигелей и служб. К северу от главного дома находился усадебный сад. На южной стороне дороги юго-восточнее усадебного двора стояла деревянная церковь, рядом с которой был устроен пруд на Пачице. В юго-восточном углу имения был выделен значительный участок церковной пахотной земли.

http://sobory.ru/article/?object=12677

Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем. На освящение храма, которое состоялось 9-го июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется. В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме. Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом В начале 20-го века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева) . С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек. Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны от церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._Д...

Первым строением погоста была крестильная часовня-храм Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1996 г., освящена в 2000 г. священноиереем Петром Чубаровым по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. В 2006 году построен храм в честь преподобного Сергия Радонежского, освящение которого состоялось в 2013 г. настоятелем Прихода священноиереем Сергием Чижом, по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. В 2010 году построен храм-усыпальница в честь священномучеников-единоверцев Симона Охтенского и Андрея Уфимского. Приход имеет свое церковное кладбище. Все строения погоста выдержаны в традициях древне-русского деревянного зодчества. http://www.tikhvin-eparhia.ru/eparkhiya/ Село Аннинское, основанное в 1800 г. камергером Николаем Петровичем Рязановым и названное по имени жены его Анны, находится в 20 саж. от правого берега Невы, в 43 верстах от столицы и в 17 от Шлиссельбурга. В народе оно называется еще Рязановское, по имени строителя и — Мойка, по ближайшей реке. Церковь построена в 1870 г. Рязановым, по завещанию жены его Анны Ивановны и посвящена иконе Тихвинской Божией Матери. Церковь каменная, крытая железом. Антиминс ее освящен 20-го мая 1883 г. Арсением епископом ладожским. В храме замечательны священные сосуды из фарфора с украшениями из золота. Причт составляют: священник, дьячек, пономарь и просвирня. Первым священником был Иоанн Иоаннов, служивший 62 года, скончавшийся в 1839 году, 84 лет от роду, и погребенный при церкви; после него — внук его Матфей Аннинский, поставленный из диаконов села Лезья и в 1849 году поменявшийся местами с Вартемякским священником Константином Павловым Быстровым. Быстров служил 25 лет и скончался в 1851 году. С 1852 года вступил Владимир Смирницкий; он усердно служил 28 лет и скончался 8-го мая 1880 г. Отличался скромностью, приветливостью обращения и заботами о просвещении прихожан. Ныне священствует Александр Алексеев Вашневский, студент с.-петербургской духовной семинарии, преподающий Закон Божий в нескольких училищах. На дьяческой вакансии состоит диакон Алексей Васильев Беляев.

http://sobory.ru/article/?object=60457

В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех святых, в верхнем – во имя Небесных Сил бесплотных. По дошедшим до нас воспоминаниям паломников «нижняя церковь теплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами позолоченными колоннами; иконы в нем отличной работы петербургского мастера В.М. Пешехонова. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные изображения светил монашества. За клиросами, в отделанных под орех резных золотом иконостасах находились: на правой стороне – образ Воскресения Господа Иисуса Христа с двунадесятыми праздниками, в серебряной позолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – Тихвинская икона Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами позолоченной ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой. Эта невысокая, освященная шестью окнами церковь, с ее скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых (памяти которых она посвящена) к небу, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым поминаются имена живых и усопших братий, благотворителей, усердствующих вписать свои имена для поминовения, вечного или временного». Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами. Верхняя церковь во имя Небесных Сил бесплотных имела характер Церкви торжествующей, Церкви небесной. Иконостас храма, выполненный трудами валаамской братии, был позолочен; резные Царские врата венчало большое сияние, в центре которого находилась икона Пресвятой Троицы. Все иконы в храме выполнены в иконописной мастерской Пешехонова. В резных позолоченных киотах находились иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери в серебряных ризах, на храмовых столбах – иконы Вселенских иерархов и Всероссийских святителей. В 1887 году монастырские живописцы расписали верхний храм масляными красками: в вершине купола – Господь Саваоф в сонме архангелов, под окнами купола – Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов; на четырех арках – святые евангелисты; на западной стене, над дверями, изображены мироносицы, пришедшие ко Гробу Спасителя, по стенам – лики преподобных. Пол церкви выстлан путиловской плитой. 19 июля 1850 года храм во имя Небесных Сил бесплотных освятил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор.

http://azbyka.ru/palomnik/Всехсвятский_с...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010