При Преосвященном Варсонофии (год в точности неизвестен) эта церковь из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а самый монастырь приписан был к архиерейскому дому и сделался летней резиденцией епархиальных архиереев. Поэтому на юго-восток от церкви устроены были архиерейские каменные одноэтажные келлии, на северо-восток для симметрии с первыми каменные службы, на запад каменные келлии для братии, а посреди их колокольня. В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям гор. Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником. С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом - придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=60297

С этого времени бorocлyжehuqy9sf7mnnleя в храме не проводились, а в 1939 году он был официально закрыт и определён «под клуб», глава же и верх колокольни его были разобраны, а внутри произведена перепланировка. В годы гонений на Церковь храм использовался и как коммунальное общежитие. Фактически, здание использовалось как склад, затем туда планировалось поместить планетарий, но все-таки решено было разместить там хранилище Брянского областного архива. В 1980-е годы храм снаружи был отреставрирован с возвращением исторического облика, а в 1991 году передан православной общине. Его настоятелем стал архимандрит Никита. Батюшка очень многое сделал для воссоздания и благоустройства пострадавшего в тяжелые времена Тихвинского храма: после открытия храма, в нем была устроена воскресная школа, для которой позднее было выстроено отдельное здание, где часто стали проходить занятия иконописью, колокольным звоном, игрой на музыкальных инструментах и пением для детей и взрослых; над Святым источником, при храме, была построена часовня, у которой стало бывать много народа каждый день, приведён в порядок некрополь, тщательно отремонтированы три алтаря, чудесно расписаны иконостасы. Центральный алтарь и храм были освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери, богослужения же совершаются ежедневно. По выходным в здании воскресной школы проходят интересные занятия, посетит которые может каждый желающий. История Тихвинского храма после его возрождения славится и интересными сведениями о расположенной в нем колокольне. Известно, что прихожане в те времена, своими силами отреставрировавшие храм, облагородили прилегающую к нему территорию, очистили источник. Но чего-то по-прежнему не хватало, церковь, словно немая, стояла в воскресные и праздничные дни. Не слышно было колокольного звона — во время гонений все колокола были разбиты или похищены. Тогда прихожанин Тихвинской церкви, сын репрессированного священника, Серафим Николаевич Архангельский принёс в храм пять маленьких колокольчиков и соорудил деревянную звонницу. Благодаря этому к каждой церковной службе богомольцев стал призывать радостный благовестный звон. Несколько лет спустя ещё один прихожанин принёс в церковь старинный, прострелянный пулей колокол средних размеров. К завершению реставрации колокольни его также поместили на звонницу. Прихожане, решив приобрести для неё новые колокола, отправили за ними в Москву, в Данилов монастырь, в церковь Воскресения Словущего, старосту. С ним в храм были доставлены три колокола. Ещё три дореволюционных колокола оказались в Тихвинской церкви чудесным образом: прихожане, работавшие в пункте приема приема металлолома, спасли их от грозящей переплавки. Самый большой – Царь-колокол – был приобретен на пожертвования верующих в 2008 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

29 апреля 1758 года случился страшный пожар. От сильного ветра огонь быстро распространился и истребил почти все деревянные постройки города. Утварь и иконы из храмов и монастыря успели вынести, но обе деревянные церкви села Коврова сгорели. Новую каменную церковь Рождества Христова освятили только 12 июля 1784 года, куда и поместили Тихвинскую икону, а на месте Тихвинского храма поставили каменную часовню. До возобновления Тихвинской церкви дело дошло после того, как город Макарьев стали отстраивать по новому плану, утверждённому в 1802 году императором Александром I. Храм на центральной площади города решили поставить в конце XIX века. Заложен он был в середине 1890-х гг. и строился «всем миром», тщанием прихожан – жителей города всех слоёв и сословий и на средства «сторонних доброхотных да?телей». Участие принимали все жители, кто финансами, кто своим ремеслом, кто своим трудом – кто чем может и на что способен. Кирпич применялся местного производства, очень высокого качества. В 1906 г. строительство закончили и храм освятили. Главный престол собора посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, правый – святому благоверному Князю Александру Невскому, левый – Святителю Николаю. Придел в честь святого благоверного князя Александра Невского был посвящён 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Новый храм получил статус собора города Макарьева, а храм в честь Рождества Христова был обращен в приходскую церковь. С того времени храм на площади стали называть «новым собором», а храм Рождества Христова – «старым». Первым настоятелем Тихвинского собора стал протоиерей Иоанн Стафилевский. Монументальный храм из красного кирпича в формах русского стиля был завершён пятью шатрами, один из которых служил колокольней. Шатры венчали позолоченные луковичные главки. Куполам вторила высокая крыша над западной папертью. Особую нарядность зданию придавали детали из белого камня, включённые в декоративное убранство стен. Покатые скаты кровли шатров и входной паперти были расписаны «в шашку». И внешний вид и внутреннее убранство, даже после закрытия храма до его переделки, восхищали понимающих людей. Постановка собора в центре торговой площади имела большое градостроительное значение. Величественное сооружение открывалось в перспективе всех лучевых улиц города. Столь значительное по убранству, размеру и расположению здание диктовало применение подобного стиля и формы для других городских сооружений, формируя единый архитектурный ансамбль центральной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03652

Смена политического режима в государстве привела к закрытию собора Тихвино-Богородицкого монастыря в начале 30-х годов прошлого века. В апреле 2009 года он был возвращён Тамбовской епархии. Из многочисленных монастырских построек сохранились только несколько жилых корпусов и Тихвинская церковь. В настоящее время создан проект реконструкции собора Тихвино-Богородицкого монастыря, осуществляется сбор пожертвований на восстановление святыни. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь Большую роль в жизни города Кирсанова играл Тихвино-Богородицкий монастырь, основание которого связано с именем преподобной Марфы Петровны Апариной. Еще в раннем возрасте Марфа обнаружила склонность к духовному подвижничеству. В доме, где она жила со своей сестрой Пелагеей, собралось несколько девиц, желаюших жить монашеской жизнью. Они составили небольшую общину. Существование ее стало возможным благодаря Марфе, ибо «общество это не имело собственного значения, держалось всюду авторитетом своей основательницы». Марфа духовно руководила общиной, дала ей устав (по образцу Саровской пустыни) и наказывала добывать пропитание себе собственными трудами, предсказав, что в Кирсанове будет свой монастырь. Хозяйственное руководство общиной осуществляла ее сестра Пелагея. Управление общиной после своей смерти Марфа завещала своей духовной дочери Татьяне Пахомовой. Однако после кончины блаженной подвижницы в 1800 году, реально управляла всеми делами Пелагея. Именно она в 1814 году попросила у горожан место рядом с Собором и построила там дом для общины. Тамбовский епископ Иона (Васильевский) разрешил именовать общинку богадельней при церкви. По смерти Пелагеи здесь насчитывалось 30 сестер. В 1823 году Татьяна Пахомова исходатайствовала у граждан Кирсанова участок земли за городом, где община вскоре построила отдельный храм для богадельни. Храм возвели в 1825–1826 гг. на деньги майорши Марии Петровны Колычевой (впоследствии – монахиня Магдалина в Кирсановском монастыре), а престол освятили в честь иконы Божией Матери «Тихвинская», которую особо почитала преп. Марфа Апарина. При Татьяне же выстроили и колокольню, 13 корпусов для сестер, каменную ограду с трех сторон, а с четвертой – деревянную. В 1846 году богадельню преобразовали в самостоятельную общину, в которой нашли пристанище до 180 девиц и вдов разных сословий. 28 января 1848 года Татьяна Пахомова умерла, а через год община получила статус общежительного монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=24413

Блаженная алтарница Мария Соминская (Мария Трофимовна Орехова (1923-2006) - русская подвижница благочестия, которая стяжала редкие дары прозорливости и рассуждения. По благославлению игумена Николая (Кузьмина) Мария Соменская 30 лет подвизалась алтарницей в храме свв. Апп. Петра и Павла. Преставилась 2 декабря 2006 г. и погребена у алтаря Соминского храма. Могилка её чтится паломниками. Колокольня со шпилем служила маяком для речных судов, идущих из Петербурга в Волгу. В Сомино находилась одна из 105 пристаней Тихвинской водной системы. Исторический шпиль на храме с ангелом, подобным шпилю Петропавловского собора в Петербурге, был восстановлен благодаря усердиям В.Е. Загарских (ОАО " Газпром " , Пикалевское отделение). Шпиль был водружен на храм 7 июня 2007 г. В 6 километрах от Сомино по Вологодской трассе (старинному Ярославскому тракту) находится древниий почитаемый чудотворный святой источник. Этот источник теперь посвящен Трём иконам: Леушинской Божией Матери, иконе " Отрада и утешение " и " Взыскание погибших. " Изначальное посвящение источника утрачено во времени. Отец Геннадий посвятил источник почитаемой иконе Леушинской Богоматери. Икона " Отрада и утешение " приснилась одной из прихожанок, о чем она сообщила отцу Геннадию и поставила икону у источника. Крест на источнике был установлен в 2012 г. Резал его раб Божий Лев. Он промыслом Божиим установил на кресте икону " Взыскание погибших " . http://tihv-206.cerkov.ru/; http://www.town812.ru/istochnik-somino.shtml Храм построен в 1939-1844 г.г. в центре Тихвинской водной системы в селе Сомино и был непосредственно с нею связан - в нём окормлялись её труженики. Чтимой святыней храма являлась икона Скорбящей Божией Матери, с которой совершался крестный ход по селению. В настоящее время в храме находится чтимый список Скорбящей иконы Божией Матери. Главный престол – св. Апп. Петра и Павла. Левый придел: сщмч. Власия Севастийского. Правый придел: до 1930-х г.г. – Воздвиженский, после 1947 г. – свт. Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. – Скорбященский.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Я стоял на крылечке и дышал зимним деревенским воздухом. Вскоре слышался скрип двери, звук работающего лобзика или тявканье собаки на краю деревни. Но даже частичка морозной тишины напоминала о вечности. Правда, ненадолго. Через две недели храм преобразился, мы засобирались домой. Нина положила нам в сумки гостинец, по две банки белых груздей. Мне подарили небольшую иконку " Призри на смирение " . История получила продолжение. Летом в Россию возвратили из Америки Тихвинскую икону Божией Матери. Я прошёл крестным ходом от Александро-Невской Лавры к Казанскому собору. В 2008 году уже строили Тихвинскую храм-часовню в Кронштадте, через семь лет ещё одну Тихвинскую церковь в Санкт-Петербурге. Остаётся добавить, что в акафисте поётся о покровительстве Тихвинской иконы в строительстве храмов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/09/...

В нижние отделения палаток входы устроены извне, по сторонам церковной паперти. Оба входа имеют вид небольших полубашен с железною крышею и железными дверьми, в них по одному узкому окну, а в самых палатках по шести полуквадратных окон в каждой, с железными решетками со стеклами, в деревянных рамах, Правый вход с чугунными ступенями ведет в родовую усыпальницу гг. Шепелевых. В ней пол устлан чугунными плитами, с подписью имен почивающих здесь особ. Эту палатку предназначено обратить в церковь во имя Воскресения Христова от наследников, недавно скончавшегося незабвенного благотворителя обители полковника П. И. Шепелева, гг. Жуковых; пока поставлен чугунный иконостас и два небольшие клироса чугунные же. В алтаре престол чугунный с кипарисною крышкою, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков и в ширину тоже, на нем срачица полотняная. Жертвенник сосновый, четырехугольный, мерою в вышину 1 аршин 6 вершков, с боков по 1 аршину 4 вершка. За престолом образ Воскресения Христова, живописный на стекле, мерою в вышину 1 аршин 12 вершков ширину 1 аршин 4 вершка. Обделан в чугунной рамке. Иконостас чугунный, одноярусный. Царские двери чугунные, в них на медных досках в середине, с правой стороны, образ Божией Матери. С левой Архангела Гавриила, а вверху и внизу по углам четыре Евангелиста, живописной работы. В арке над царскими дверьми на медной доске образ Тайной Вечери, живописной работы. По правую сторону Царских Врат на медной доске образ Господа Вседержителя живописный. В южной чугунной двери на медной доске образ св. Николая и Иоанна Златоустог о живописный. От южной двери, у правого клироса, на медной доске образ св. Праведной Елизаветы, живописный. За правым клиросом на медной доске образ св. Софии, живописный, в деревянном киоте столярной работы. По левую сторону царских врат образ Вождей Матери с Предвечным Младенцем, на медной доске, живописный. В северной чугунной двери на медной доске образ св. Александра Невского и мученицы царицы Александры, живописный. У левого клироса на медной доске образ св. Дины, живописный. За левым клиросом образ преподобной мученицы Анны, живописный. – У стены, за левым клиросом, в деревянной киоте столярной работы, набор икон в три яруса из хранящихся в ризнице: в первом ярусе Господа Вседержителя, а по бокам Вождей Матери (Тихвинской и Ахтырской иконы). Во втором ярусе Господа Вседержителя и Божией Матери (Казанская и Калужская Иконы), а в третьем ярусе Господа Вседержителя и две иконы (Казанской) Божией Матери. По внутреннему обмеру церковь эта занимает от Горного места до западной стены 24½ аршина по длине, а по ширине 7¾ аршина, как видно из описи Калужской Тихоновой пустыни за 1866 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Отец Сергий рассказывает: " Добрывичская волость насчитывает около 400 человек, но большие деревни превратились в маленькие, а маленькие исчезли, так что людей сейчас в округе меньше, может быть, человек триста. Здесь жизнь идет летом, когда приезжают дачники. Зимой на Литургии человека три молятся, а летом больше за счет опять же дачников. Служим Акафист Тихвинской Божией Матери, иконе " Неупиваемая чаша " по просьбам наших прихожан. Село Добрывичи было местом встреч русской аристократической интеллигенции, рядом имение Философовых, родовое имение Голенищевых-Кутузовых. Сами Чихачевы строили не только храмы, но курировали местные школы, построили школу в Добрывичах, поощряли лучших учеников, были рачительными хозяевами. О них осталась добрая память, все Чихачевы были замечательными людьми. Последний из известных Чихачевых Николай Матвеевич - адмирал русского флота, директор Морского департамента, а его отец, генерал строил дорогу от Чихачева на Великие Луки. Но когда пришли большевики, они вывернули родовой склеп, как и в Бежаницах, склеп Философовых. Просто удивляешься этому большевистскому стремлению все растоптать, все уничтожить до корней. Жизнь на деревенском приходе - это утешать всех болящих бабушек, постом я из всех навещал, исповедовал, причащал. Конечно, поддерживать храм, чтобы он не разрушился до основания. Летом, правда, жизнь на приходе более активна, и без помощи дачников мы бы не смогли существовать. Доходы у нас минимальные, с прихода не приживешь, но мы сдаем свою квартиру в городе, и это для нас подспорье. Живем чудом, милостью Божией, вопреки логике здравого смысла. Вся проблема в деревне - нет работы. Кажется, уже все, а народ пребывает, становится его все больше и больше. На Пасху в этом году было много народу, со всей округи стекались, хотя больше из любопытства, но храм был полный. И когда мы шли Крестным ходом, медленно шли, то потом еще ждали, когда все выйдут из храма. Причащались человек 18. Помогал на Пасху сын Миша в алтаре. На клиросе - матушка, но сейчас Бог послал псаломщика, приехала семья из города. Самое большое богатство наше - люди, но их очень мало.

http://sobory.ru/article/?object=14742

18 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы священники Тихвинского храма о. Димитрий Иванович Рудаков (1879-1937) и о. Сергий Михайлович Руфицкий (1884-1937), через три дня приговорены к расстрелу, ещё через шесть расстреляны. В советское время богато украшенный храм закрыт и разграблен. В 1990-х гг. обветшавшее здание передано общине верующих. Храм восстанавливается.» По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области». - Владимир. 2005, стр. 53-57 Этот храм, заложенный ещё князем Александром Александровичем и достроенный его супругой, стал памятником самому фельдмаршалу и всему роду Прозоровских, роду воинов и дипломатов, четыре века честно служивших России. Храм Тихвинской иконы Божией Матери имеет два придела: Живоначальной Троицы и свят. Николая Чудотворца. Тихвинский престол находится в летнем храме, он был освящен последним, в 1835 г., а два других придела расположены в теплой трапезной и освящались последовательно в 1815 и 1816 годах. Из книги приходов по Орехово-Зуевскому благочинию конца позапрошлого, т.е. 19 в., мы узнаем, что утварью, ризницей (богослужебными одеждами), иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимой была Тихвинская икона Божией Матери, центральная икона храма, в честь нее и был освящен главный престол. В народе она почиталась чудотворной. Икона эта сохранилась до нашего времени. Писана она была в XVI в. На ней изображена Сама Пречистая с младенцем на левой руке, вокруг изображения Божией Матери с младенцем располагаются клейма с историей самой иконы. Сейчас этот образ находится в Свято-Покровском храме г. Покров. В годы недавнего прошлого с ним произошла история, которая уже сама стала легендой. Дело в том, что образ привлек внимание искусствоведов из знаменитой Третьяковки. Они хотели забрать образ в Москву, но верующие заступились за святыню и просили о помощи Святейшего Патриарха Алексия II, когда тот был еще управляющим делами Московской Патриархии. И Владыка помог, образ удалось отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=06685

Донской монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Его заложили на месте гуляй-города — полевого лагеря войск Русского царства. Там стояла походная церковь в честь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери, которой, по преданию, преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву в 1380 году. Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге. Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников. Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей. Историки предполагают, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря. В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания. При советской власти Монастырь продолжал работать в первые годы советской власти. В 1920-х годах здесь по-прежнему совершались богослужения, но отдельные здания были переданы под советские учреждения и жилье. В 1922–1925 годах здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (в миру — Василий Белавин), Патриарх Московский и всея Руси, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года.

http://pravoslavie.ru/121529.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010