Первоначальные сведения о существовании церкви в Выпуково находятся в сотной книге Троицкого монастыря 1562 года: «в селе Выпуково, – говорится в грамоте, – церковь Иван Креститель да в приделе Никола Чудотворец». В писцовых книгах 1627-1631 годов в Выпуково значится «церковь Иван Предтечи древяна». Возможно, что это уже другая церковь, без святительского придела, построенная монастырем после литовского разорения. В церкви в то время служили священники: Андрей Семенов, Иван Васильев, Иван Антонов и Фаддей Иванов. В 1771 году по благословению Преосвященного Геннадия, епископа Переславского и Дмитровского к церкви был пристроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Через 25 лет главный храм и пристроенный к нему придел пришли в ветхость. В 1796 году Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, дал благословение построить новый каменный храм с главным престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери и приделом во имя Рождества Иоанна Крестителя. Придельный храм был освящен в 1803 году по благословению Ксенофонта, епископа Владимирского, а главный – в 1808 году. В это же время построена и каменная колокольня. Деревянный храм сгорел в 1802 году, а на его месте была построена небольшая каменная часовня. В 1936 году храм был закрыт. Вскоре были сброшены колокола. Священник Иоанн Богоявленский был арестован и сослан на лесоразработки, где и погиб. Храм стоял до 60-х годов и поддерживался благочестивыми прихожанами, которые убирались в нем к праздникам. А когда умерла хранительница ключей, храм подвергся осквернению. Иконы, книги, утварь, по рассказам очевидцев, были увезены в музей, а храм стали использовать в качестве склада для хранения зерна. В 1990 году руины храма были возвращены Церкви. 18 ноября этого года настоятелем образованной православной общины был назначен протоиерей Александр Комин. С этого времени началось его восстановление. Помогали все: и прихожане, и дети, и рабочие Краснозаводского химического завода, и просто добрые люди. 7 января 1991 года, в праздник Рождества Христова, была совершена первая Божественная Литургия.

http://sobory.ru/article/?object=00048

Князь умер в 1660 г., перед смертью приняв монашество в Тихвинском Успенском Богородицком монастыре. Село перешло к его сыну, боярину, князю Петру Семёновичу Меньшому Прозоровскому. После него селом владел сын, боярин, князь Никита Петрович Прозоровский, женатый на княжне Марии Михайловне Голицыной. Ему наследовал сын, князь Александр Никитич. Он был отцом следующего владельца, генерал-фельдмаршала, князя Александра Александровича Прозоровского (1732-1809), который участвовал в Семилетней войне, а во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - в покорении Крыма, с 1780 г. управлял Орловско-Курским наместничеством, с 1790 г. назначен главнокомандующим в Москве и сенатором. В новую Русско-турецкую войну, начавшуюся в 1808 г., князь, назначенный главнокомандующим армией, уже очень больной, умер в своём лагере. Он начал строительство ныне существующей каменной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сначала была выстроена отапливаемая трапезная с престолами Живоначальной Троицы (освящён в 1815 г.) и святителя Николая (1816). Главный престол освящён в 1835 г. Находившаяся в церкви древняя икона Божией Матери Тихвинской почиталась окрестными жителями чудотворной. До начала XIX в. в селе стояла построенная в середине XVII в. деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, упоминаемая в документах впервые в 1654 г. В 1794 г. построена кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Приходской причт состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1887 г. в селе существовала церковно-приходская школа.  До 1870 г. диаконом в церкви с. Ивановского-Прозоровских был Василий Ильич Преображенский (1840-1906), церковный писатель, историк. В1860 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. Рукоположен во диакона и служил в с. Ивановском. После рукоположения во иерея служил в Скорбященской церкви г. Владимира. С 1890 г. - священник Успенского Княгинина монастыря во Владимире. В 1893 г. возведён в сан протоиерея. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» публиковались его проповеди, а также статьи о быте духовенства. В1900 г. опубликован его труд «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря во Владимире».

http://sobory.ru/article/?object=06685

Обрадованные богодарованной победой, и относя как ее, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день этот, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке, которая в то время, как новоустроенная, была еще невелика и небогата постройкой. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и доныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя. Здесь-то Борис Петрович объявил Монарху сердечный обет, данный им, перед битвой Полтавской, Матери Божией, если останется победителем, основать в Борисовке, в честь чудотворной Тихвинской иконы, иноческую девическую обитель. Государь, одобрив сию благочестивую мысль своего полководца, сам избрал место для построения обители. Он, как утверждает предание, обозревая, вместе с фельдмаршалом, живописные окрестности Борисовки, обратил особое свое внимание на ту гору, которую занимает ныне обитель, и, повелев сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил оный на вершине горы, назначая тем место то для церкви, во имя любимого им праздника – Преображения Господня, что по времени и было исполнено построением в ней теплого храма сего наименования; главная же церковь , согласно первоначальному намерению графа Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери; от чего и самая обитель получила наименование Борисовской Тихвинской. Всякий, кто посещал Борисовскую обитель, неоспоримо должен сознаться, что выбор для нее места делает честь вкусу Государя, указавшего оное. Гора эта, будучи выше других, стоит отвесно над рекою, возвышаясь над нею как неприступная скала, она почти отделена от цепи проходящих здесь холмов: с юго-востока обтекает ее река Ворскла, живая свидетельница славной битвы Полтавской; на противоположном берегу ее правильно раскинута Борисовская слобода; на юге, под горою, располагаются на дальнее пространство живописные луга, прорезанные ручьями. С запада горы и дебри, покрытые густым лесом, лишь с севера гора эта соединяется небольшим перешейком с грядою холмов, также покрытых лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1741 году епископом Иларионом для Астраханского архиерейского дома был куплен виноградный сад «на Чёрном бугру», по протоке Луковке, на левой стороне против пахотной земли преосвящённого митрополита и «Покровского сада». Этот сад принадлежал до покупки барону Черкасову и был очень ухожен: в нем насчитывалось 4 583 куста винограда, кроме плодовых деревьев. Кроме того, в нём был устроен кирпичный заводик и винодельня. Обстроен он был кирпичными зданиями, которые были приписаны к загородному архиерейскому дому. Сюда же была перенесена и деревянная Тихвинская церковь, уже долгое время стоявшая «в пусте» на архиерейской пристани. Но здесь церковь простояла недолго. В 1755 году по настоятельной просьбе казённой садовой конторы этот сад был продан архиерейским домом в пользу Двора Ея Императорского Величества. Садовую контору, которую в то время возглавлял гусарский поручик Иван Паробич, прельстило удачное расположение сада на Чёрном бугре. Здесь Паробич намеревался заняться посадкой «всяких заморских деревьев, привозимых из Персии». Вместе с садом в ведение садовой конторы перешла и бесприходная Тихвинская церковь. Так как на Чёрном бугре в ней не было необходимости, то Паробич в 1757 году переносит её на Кулаковский бугор, где в то время устраивалась слобода для служащих садовой конторы. На новом месте Тихвинская церковь была освящёна 26 июня 1757 года Спасским архимандритом Мефодием. К 1773 году церковь сильно обветшала, почему она и была разобрана, перестроена и за казённый счёт перенесена в самый центр находившегося при садах селения. К храму тогда же был пристроен придел в честь Великомученицы Екатерины, освящённый 14 декабря 1773 года кафедральным протоиереем Василием Памфиловым. Сам Тихвинский храм был освящён в 1777 году. В начале XIX века известный астраханский благотворитель надворный советник Иван Андреевич Варваций решил построить на Паробичевом бугре новый каменный Тихвинский храм. Церковь была заложена 26 июня 1802 года, а в 1805 году уже закончена. Храм освятил сам Астраханский архиепископ Платон (Любарский) 25 июня 1805 года. В трапезе храма были устроены два боковых придела: южный – в честь Святителя Иоанна Златоуста, а северный – в честь Великомученицы Екатерины. Освящёны оба придела протоиереем Василием Памфиловым: первый 29 июня, а второй 30 июня того же года. Старая же деревянная Тихвинская церковь была перенесена в селение Новопавловское Астраханского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=50854

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия " Софрино " . В начале века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI – XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия " Софрино " . Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи. Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676–1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов. Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. – мученика Трифона.

http://sobory.ru/article/?object=03623

В плане размеры церкви небольшие: в длину около 23 метров, а в ширину — 17 метров. Архитектурное значение имеет также и ограда с воротами в виде арки с главкой на глухом барабане, расположенном над средней частью арки, представляющие собой элементы примечательных малых архитектурных форм. Историко-мемориальное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта города Симбирска во времена Карамзиных, Языковых, Гончаровых и т.д. Расположенная на одной из верхних террас волжского косогора, эта церковь в градостроительном отношении создавала вместе со Смоленской церковью, также расположенной на косогоре с северной стороны относительно Соборной площади, пирамидальную композицию высотного силуэта города. Восстановление Тихвинской церкви в настоящее время вполне возможно рядом с сооруженной гостиницей «Октябрьской». Фотографии старого вида церкви сохранились, как в областном архиве сохраняются метрические книги, клировые ведомости и часть чертежей. http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_12.htm Первоначальное построение Тихвинского храма надо относить к концу XVII в.; колокольня к нему пристроена позднее, может быть в 1749 г., который считается в имеющихся теперь церковных документах годом построения самого храма. Храм каменный, двухпрестольный: главный престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и придельный в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости». В храме находится местно чтимая Тихвинская икона Божьей Матери. Капитал церкви 50 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. Квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны священнику 300 руб., псаломщику 100 руб., капитал причта 3350 руб. Прихожан в г. Симбирске в 36 дворах 91 душа муж. пола и 103 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. По имеющимся церковным документам, Тихвинская церковь считается построенною в 1749 г. Когда образовался приход, достоверно неизвестно, но в «крепостных книгах» 1717 г. Симбирской Гражданской Палаты записано: «Успенского монастыря Архимандрит Изосима продал двор свой камисара Александра Савина сына Сергеева сыну ево Якову в приходе церкви Тихвинской Богородицы… а по мере оного двора длиннику 67 сажен, поперешнику 64 сажени, да подле забору до церковного алтаря 42 сажени в верхнем конце к церкви Тихвинской Богородицы 35 сажен с аршином в трех аршинною саженью, а взял денег 100 рублей кто купчей оной». По смыслу этой записи и самостоятельный Тихвинский приход, и самая Тихвинская церковь существовали уже в 1717 г.

http://sobory.ru/article/?object=35400

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма " имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.Н. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым " . Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей " . Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: " Бог хранит всё " . Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева " Еще томлюсь тоской желаний... " , а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его " Реквием " в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на " вечное время " 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.

http://sobory.ru/article/?object=00854

Существующий в приходе каменный холодный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери с теплым приделом на северной стороне – во имя Архистратига Божия Михаила заложен был в 1816 г., а освящен придельный – в 1823 г., главный – в 1839 г. В 1900 г. пристроен каменный придел и с южной стороны – в честь Иоанна Златоуста. Постройка храма с двумя приделами производилась иждивением и старанием прихожан. Тихвинский и Михаило-Архангельский храмы существуют в своем первоначальном виде. В 1847 г. ветхий иконостас заменен был новым; в 1864 г. храм обнесен каменною с железными решетками оградою; в 1866 г. был ремонтирован снаружи, а в 1893 г. – снаружи и внутри. Церковный причт в составе священника и псаломщика пользуется двумя церковными домами. В приходе существуют две земские школы: в селе и в дер. Богатенковой. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Село Рыбниковское Каменского района вытянулось по южному берегу озера Большой Сунгуль. Датой основания поселения считается 1680 год. Название села, вероятно, произошло от первопоселенца крестьянина Рыбникова. Тогда это была небольшая деревушка Рыбникова, относящаяся к Челябинской области Камышловского уезда. Деревня принадлежала к разным приходам до 1816 года, когда здесь заложили свой каменный храм. Строительство церкви велось 7 лет силами прихожан. Северный придел в честь Архангела Михаила был освящён в 1823 году. С этого года деревня стала селом. В 1839 году освятили главный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Третий — южный придел, освящённый в честь Иоана Златоуста, построили только в 1900 году. Церковь действовала до 1940 года. Какое-то время спустя помещения храма использовались в качестве хранилища зерна, а позднее здесь хранились химические удобрения. Сейчас Тихвинская церковь находится в полуразрушенном состоянии. Были попытки восстановить храм: местные жители принесли иконы, установили металлическую дверь, решётки на окна, но на этом пока всё и остановилось. Церковь иконы Божией Матери «Тихвинская» является памятником архитектуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=11119

С 2012 года ведутся работы по восстановлению храма: установлены строительные леса, на куполе появился крест — символ спасения, знак грядущего возрождения святыни. По материалам книги А.М. Дюжакова «Святыни земли Воротынской» Ныне существующая каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Васильсурского (Васильского) уезда Нижегородской губернии) заменила сгоревшие деревянные храмы, построенные в XVIII в. Из архивных документов известно, что разрешение на строительство «теплого» (отапливаемого) деревянного храма с посвящением «во имя Тихвинской Божией Матери» было дано 8 апреля 1769 г. епископом Феофаном (тогда село Кекино входило в состав Курмышской пятины Курмышского уезда). К марту 1771 г. церковь была построена и снабжена всем необходимым для совершения богослужений, после чего последовал указ о ее освящении. Вторая деревянная церковь (вероятно, неотапливаемая – «холодная») с посвящением главного престола Николаю Чудотворцу, а придела – святителю Димитрию Ростовскому, «по свидетельству надписи на кресте, во святом алтаре стоящем», датировалась 1768 годом. Обе деревянные церкви сгорели. Пожар произошел между 1810 и 1814 г.г.: на первую дату деревянные храмы еще существовали, а последней в «Адрес-календаре Нижегородской епархии» датируется существующая каменная церковь. Впрочем, последняя дата отмечает или начало строительства, или получение разрешения на возведение нового храма. Это явствует из ведомости о церкви в селе Кекино 1820 г. К тому времени здание церкви, правда, было уже построено, но освященным являлся только «левый» (северный) придел во имя святителя Димитрия Ростовского в трапезной. В «настоящей» церкви не имелось тогда ни иконостаса, ни образов, а в «правом» (южном) приделе во имя Николая Чудотворца иконостас еще не был окрашен, и образа к нему не были написаны. С запада над «папертью» велось строительство колокольни. Специально отведенного кладбища в селе не существовало. Захоронения производились на не огороженном кладбище около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=28358

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010