Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) — во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня. Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери [ править править код ] Тихвинская церковь собора Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел - во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя. Колокольня Крестовоздвиженского собора [ править править код ] Колокольня В 1804 году архитектором Постниковым (1766-1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В 1901 году в храме был проведен ремонт. Был полностью перестроен иконостас. Старый иконостас возведенный в 1819 году был выпуклой формы, и крайне неудобный для совершения службы так как затеснял солею и клиросы. На этот раз новый иконостас был сделан прямой, из-за чего пришлось переносить святой престол ближе к горнему месту. На возведение нового иконостаса были потрачены средства собранные с прихожан, работающих в Москве (1500 рублей) и деньги, хранящиеся на сберкнижки (1252 рубля). Кроме того, на средства крестьянина деревни Крутышки Ивана Ермакова в храме была возобновлена живопись, к этому времени старая роспись, написанная в 1819 году, со временем поблекла. Также, для того, чтобы церковь больше вмещала молящихся в холодном Тихвинском приделе была построена голландская изразцовая печь, и отремонтировано духовое отопление в тёплом трапезном храме, а также церковь была выкрашена снаружи масленой краской. На всё это были потрачены средства из вкладов на поминовении в количестве 1000 рублей. В приход Тихвинской церкви входили: село Среднее, сельцо Образцово и деревни Белопесоцкая слобода, Ступино, Крутышки и Кременки. В 1850 году приходских дворов насчитывалось 196, где проживало 991 лицо мужского пола и 1004 - женского. В 1916 году дворов было 302, в них лиц мужского пола - 841, женского - 874. Содержание причта церкви, по клировым ведомостям было посредственным. В 19 веке причт получал проценты от положенных в банк вкладов на поминовение. Так, в 1828 году было положено поручиком Марковым 1000 рублей на вечное поминовение, проценты - 50 рублей в год выплачивались причту. В 1847 году было положено неизвестным 143 рубля серебром, проценты от этой суммы делились на две части, половина на церковь, половина причту. В 1850 году крестьянином деревни Ступино Космой Тимофеевым было положено 125 рублей серебром, проценты выплачивались причту. Таким образом, в 1850 году причту выплачивались 50 рублей ассигнациями и примерно 8 рублей серебром (примерно 28 рублей ассигнациями) в год. В 1901 году вкладов на поминовение скопилось на сумму 1400руб. В 1916 году - 3556 руб. проценты составляли примерно 136 руб. Половину процентов от этих средств выплачивались священнику, остальное дьякону, дьячку и пономарю. В 1870-х годах в храме вакансии дьякона и пономаря были упразднены. Дьячок стал именоваться псаломщиком. В 1890-х к церкви вновь был поставлен дьякон, но на вакансии второго псаломщика. В 1906 году вторая вакансия псаломщика была упразднена. Таким образом, причт церкви после 1906 года состоял из священника и дьякона на псаломнической вакансии. На территории прихода существовало несколько школ. Церковно-приходская в деревне Ступине, построена 1894 году крестьянином Алексеем Ивановичем Клыковым. В 1916 году в ней обучалось 145 мальчиков и 15 девочек. И две земские школы: Крутышкинская, учрежденная в 1850 году, и Белопесоцкая, учрежденная в 1850 году. В 1907 году церковь посетил епископ Трифон (Туркестанов).

http://sobory.ru/article/?object=08222

Вот как описывает И.М. Пульхеров этот храм: «В нескольких саженях от главного собора, на западной стене монастыря, возвышается, наподобие Вертепа Вифлиемского, храм Великомученика Иоанна Воина, об одной главе... Храм этот имеет в длину 5 сажень, в ширину 4 и до 10 в вышину. Покрыт железом и освещается 8 окнами». В течение 1782–1796 годов игумен Порфирий Дураковский строил двухэтажную церковь Иоанна Предтечи. На втором этаже храма размещалась церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Не менее подробно описывает И.М. Пульхеров и эту монастырскую церковь: «Она помещается в северной части монастырских зданий, построена игуменом Парфением, но не вдруг: Предтечьевская в 1786, а Тихвинская в 1796 годах, об одной главе обе и не более 8-ми сажень вышины. Такая неодновременность постройки... есть следствие оскудения собственных средств монастырских... Нижний храм заключает в себе алтарь, церковь и трапезу, на пространстве 8-ми сажень длины и 6-ти ширины, с 7-ю окнами... Верхняя Тихвинская церковь в объеме своем пропорциональна Предтечевской». Помимо церквей на территории монастыря имелись: каменные монашеские кельи, настоятельские помещения, хозяйственные постройки (конюшни, погреба, бани, пивоварня). Был в монастыре и «покой смирения», куда заточали провинившихся священнослужителей. Во всё время своего существования монастырь был не только центром духовности. Неоценимый вклад монахи внесли в развитие образования и просвещения. Здесь располагалась первая в городе библиотека, при монастыре 6 июля 1758 года открылось духовное училище, а в 1798-м году – гимназия для обучения детей духовенства, позднее преобразованная в школу грамотности. 10 августа 1920 года Великолукская уездная комиссия особого назначения в своем постановлении рекомендовала использовать монастырь «для целей здравоохранения». Постановлением Псковского губисполкома от 4 июня 1924 года все храмы бывшего Сергиевского монастыря были закрыты. В фондах Великолукского архива хранятся два протокола заседаний президиума Великолукского городского Совета 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=39862

В начале 1990-х годов выделенные на реставрацию деньги поглотила инфляция, за это время храм успел приобрести четыре купола и колокольню, кроме того, были очищены от старой краски стены, окна и двери, подверглись замене сгнившие части окон, дверей, декоративной резьбы и наружной дощатой обшивки храма, заменена металлическая кровля. На момент передачи храма общине, 1992 г., храм был без единого стекла с обшарпанными стенами, обрушенной щекатуркой, в ужасном состоянии была и прилегающая территория. Окончательная передача храма в собственность церкви состоялась лишь 1995 году. В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», написанная 1897 году на святой горе Афон в монастыре Воздвижения Креста Господня, святая икона была передана в дар и благословение Свято Троицкому миссионерскому мужскому монастырю в пос. Светлый мыс, она была привезена епископом Туркестанским Аркадием. После разорения монастыря 1916 году и окончательного его закрытия в начале 1920-х годов, вся утварь, в том числе и иконы, были определены по близлежащим храмам. Тихвинская икона была перенесена в г. Пржевальск в храм Пресвятой Троицы, где и пребывала до закрытия храма 1932 году. После закрытия храма икона попала в числе всего убранства храма на местную мебельную фабрику, где из икон и киотов делали деревянные ложки. Тихвинскую икону чудом спасли двое работников этой фабрики.  Город Караколе (Пржевальск) - бывший русский форпост на востоке Киргизии. Храм Святой Троицы, 1870-1880 гг. В 1869 году военный гарнизон, переезжая из Аксуйского укрепления, привёз с собой походную войлочную церковь, в которой до 1876 года проходили богослужения. В 1876 году взамен " кошемной " церкви по распоряжению военной администрации Семиречинской области для Каракольского прихода был построен храм из сырцового кирпича, который освятил владыка Софония в честь Святой Троицы. В 1889 году сильное землетрясение разрушило кирпичный храм до основания. Из казны были выделены средства на сооружение нового здания. Деревянный храм был возведён семьёй Масликовых по индивидуальному проекту верненских инженеров за неполных два года и освящён иерейским чином 12 ноября 1895 года. При этом был использован сохранившийся цоколь, имеющий квадратный план основного объема. Площадь нового здания увеличилась за счет пристройки в западной части, сохраняя широкий въезд со стороны бывшей улицы Садовой. К зданию церкви в свое время вели дорожки, вдоль которых, а также по периметру участка, росли карагачи, тополя, березы и ели. Церковь имеет удлиненные пропорции, крупные размеры плана (35,5 х 18 м) при высоте стен 5,1 м из деревянных брусьев. Кирпичный оштукатуренный цоколь здания опирается на ряд гранитных блоков фундамента. Церковь трехнефная, с одной прямоугольной в плане апсидой.

http://sobory.ru/article/?object=03559

5) Г. Саранска храм в память Сошествия Св. Духа, а в нижнем этаже во имя св. Иоанна Воина, каменный, построен в 1800 г. Причта положено: священник и псаломщик. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 377, ж. п. 429. Приход состоит из жит. город. и дре. Александровки и Владимировки (в 8 в.). При церкви школа грамоты. 6) Г. Саранска храм во имя Св. Троицы, с теплыми приделами во имя св. арханг. Михаила и в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости, каменный, построен в 1700 г. Церковь имеет вклад 2200 р. К сему храму приписана кладбищенская церковь в честь Тихвинской иконы Б. Матери с приделом во имя св. Димитрия Солунского, каменная, построенная в 1797 г. При Троицком храме богадельня. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 75 д. В пользу причта вклад 2000 р. Прихожан м. п. 594, ж. п. 655. Приход состоит из жителей города и дер. Александровки (в 8 в.). При храме церковно-приходская школа. 7) Г. Саранска храм во имя св. Иоанна Богослова с приделом в честь Благовещения Пр. Богородицы, каменный, построен в 1771 г. Церковь имеет капитал 4100 р. 2      Причт состоит из священника и диакона на псаломщической вакансии. Земли писцовой 113 д.; земли жертвованной при сельце Обухове, Инсарск. у., 50 д., половина доходов с которой идет на украшение храма и половина в пользу причта. В пользу причта вклад 1500 р. Диакон живет в церковном доме. Прихожан м. п. 427, ж. п. 466. Приход состоит из жителей города. При церкви имеется богадельня. Школа грамоты. 8) Г. Саранска храм Успения Б. Матери, с приделом в честь Смоленской иконы Б. Матери, и приделом во имя свят. и чудотв. Николая; обе церкви каменные, из них первая построена в 1734 г., а вторая в 1802 г. Причта положено: священник и псаломщик. Земли отведено 33 д., но во владение причта земля не поступила. Жалования не положено. Причтовый капитал 1000 р. израсходован при постройке колокольни. Из церковных доходов причт получает пособие, равное %% с 1000 р. Прихожан м. п. 623, ж. п. 684. Приход состоит из горожан и дер. Николаевки (в 2 в.). При храме школа грамоты, а в дер. Николаевке земское училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По материалам сайта: " костромские-деревни.рф " Николаевская церковь с. Рылеева каменная, с такою же колокольней и оградою, построена в 1817 г. иждивением г. Якова Яковлевича Шипова. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, в честь иконы Тихвинской Божией Матери и св. Николая. Причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь, сверх штата диакон. Жалование штатному причту 150 руб. Земли 34 десятины, особого плана и межевой книги на землю нет, а церковная земля значится на общем плане со смежными владельцами. Прихожан муж. пола 391, жен. пола 413, дворов 96. В приходе селений 17, в 4 верстах от церкви. Деревянная часовня устроена на месте упраздненной Христорождественской церкви, в селении Варыковнине. От Костромы в 105 верстах. Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», часть 2, С.-Петербург. Типография Почтового Департамента, 1868 г. стр. 86. Кирпичный оштукатуренный храм — яркий памятник культовой архитектуры эпохи классицизма, отличающийся своеобразной объемной композицией и декором. Село Рылеево в 1684 г. числилось за Ф.И. Шиповым. Шиповым село принадлежало до сер. 19 в., когда оно перешло к их родственникам Свиньиным. В барской усадьбе в Рылееве имелся большой деревянный дом с флигелями (двумя каменными и одним деревянным двухэтажным), хозяйственные постройки, огромный пруд с тремя островами. До 1-й четв. 19 в. в селе существовало две деревянных церкви (Троицкая и Никольская), одна из которых была упразднена в 1803 г. при начале строительства существующей каменной церкви Николая Чудотворца с приделами Троицы и Тихвинской Богоматери, завершенного в 1817 г. Церковь выстроена на средства Я.Я. Шипова, родственника дворян Рылеевых, родовая усадьба которых Охлябинино, как и ряд других принадлежавших им усадеб, находились в окрестностях Рылеева. Охлябинино в 1747 г. принадлежало А.Ф. Рылееву, деду известного русского поэта К.Ф. Рылеева. Храм стоит на заросшем лесом кладбище. Основной объем церкви — двухъярусная купольная ротонда (верхний ярус — более низкий барабан меньшего диаметра), завершенная миниатюрной главкой.

http://sobory.ru/article/?object=24128

Митрополит благословил начинание и велел готовить лес. Однако прихожане вместо того решили построить маленький, но надежный каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста. Тихвинский же храм тогда так и не построили «за оскудением» – денег не хватило, и его ожидали в Москве еще полвека. Дело в том, что благословенная грамота была выдана на две церкви, а выстроили, за неимением средств, только одну. И в 1756 году местные жители просили разрешения собирать пожертвования на новый, второй, уже Тихвинский храм. По легенде, его будто бы построил на свои деньги сам граф Шереметев. Но это не так, однако, легенда имела почву для своего рождения: в приходе храма потом стояла полотняная фабрика графа Н. П. Шереметева, и при ней жили работники – отсюда и могла пойти легенда, будто храм строил сам граф. В действительности Тихвинский храм был выстроен в 1762 году приходскими людьми и сторонними вкладчиками: даже крышу одноглавого храма сделали деревянной, а в приходе было всего 46 дворов. Так и сложилось, что у этой церкви был один из самых бедных приходов, хотя ей случалось быть и местом государевой молитвы, и храмом, где венчались члены высшего общества. Святынь Тихвинская церковь имела всего две. Главной была Тихвинская икона «древнее прочих», вероятно, предназначавшаяся еще для первого деревянного Златоустовского храма, не достроенного из-за грянувшей эпидемии чумы. Эту икону украшали две необычные привески: две серебряные ножки и два серебряных глаза. По преданию, они были привешены к Тихвинскому образу благодарными верующими, получившими от него исцеления от болезней глаз и ног. Второй святыней храма стал серебряный позолоченный крест на Тихвинский образ с мощами святых, подаренный в храм Анной Плавильщиковой, женой знаменитого актера московского Петровского (Большого) театра П. А. Плавильщикова. Храму принадлежал и соседний колодец Вавилон, по преданию, вырытый по приказу царя Алексея Михайловича на месте монастырского Вавилонского сада. Колодец почитался святым, а из него еще тек через Хамовники ручей Вавилон.

http://pravoslavie.ru/551.html

Семь лет прожил юный подвижник с мудрым старцем в одной келье, пребывая в непрестанной молитве и в монастырских трудах. В те годы сподобился Мартирий удостоиться чудесного видения: в огненном столпе предстала пред ним Тихвинская икона Божией Матери, великая святыня нашей северной земли, которой он давно желал поклониться. Тогда и было положено ему на сердце решение испросить у Пресвятой Богородицы указание, где избрать ему место для пустынного жительства. ...И действительно, пройдя испытания и искушения, Мартирий достиг Тихвинского монастыря, после подвига в котором, он и отыскал себе место для дорогого его сердцу пустынничества. " Пустыня " , облюбованная подвижником, оказалась красивым зеленым островом среди топких болот и дремучих лесов, окружавших ее словно некая ограда. Сей местности и суждено было стать местом подвига преподобного и родиной будущего великолепного монастыря. Мартирий устроил на зеленом острове малую хижинку для жилья и часовенку, куда поставил принесенные из Тихвинского монастыря иконы Пресвятой Троицы и Богоматери " Тихвинская " . Его молитвенные подвиги, покаянные слезы, пост, ночные бдения не укрылись от людей. Окрестные жители стали посещать преподобного, дабы послушать его поучений. Некоторые из них возжелали остаться с преподобным ради разделения с ним иноческого подвига. Так было положено основание Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. В это время местным жителям было явление огненного столпа над обителью, восходящего к небу. Тем временем слава о подвиге преподобного Мартирия распространялась все дальше, достигая больших городов. Монастырская братия увеличивалась, и инок Мартирий выстроил новую церковь во имя Живоначальной Троицы. Известный новгородский благотворитель Федор Сырков внес крупные пожертвования на строительство деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной. Заботами преподобного вскоре церковь была воздвигнута. Новособранная братия просила преподобного Мартирия принять сан священства и игуменства. В Великом Новгороде был он посвящен во иереи, и затем, во игумена к велией радости своего Богом собранного стада.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/14/...

По приезде в собор больная не помнила, что с нею происходило во время переезда, даже не сознавала, как была введена в собор. Было это перед вечернею, в продолжении которой она пришла в сознание и сидела, поддерживаемая сиделками. По окончании вечерни она сама через сторожа просила священника отслужить молебен. Во время молебна стояла с помощью сиделок. Молилась усердно и делала земные поклоны с верою и упованием на милосердие Божие и заступление Царицы небесной. При чтении евангелия над преклоненною ее главой чувствовала, как будто кто облил ее самою холодною водою с головы до ног, и в это время ощутила, по собственному ее выражению, во всех членах своих какой-то трепет. По окончании молебна, когда священник осенил ее св. крестом, она уже решилась, чувствуя в себе силы, сделать шаг вперед. Сделав его без затруднений, она подошла к священнику и приложилась ко кресту, потом подошла к образу Тихвинской Божией Матери, как бы здоровая, без всякого препятствия. Приложилась к чудотворной иконе, она почувствовала крепость в силах и отошла от образа совершенно здоровою. Прикладываясь ко всем местным иконам в храме с земными поклонами, оделила всех бывших в церкви нищих милостынею и вышла через западные двери собора, обошла его почти кругом и шла пешком до находящегося вблизи дома военного министерства, где уже села в карету и приказала везти себя к сестре, проживавшей в доме Ольхиной, близ Казанского моста. Сестра, увидевши ее, так была удивлена, что, по ее словам, скорее готова была поверить, если б сказали, что дом, в котором она живет, обрушился, нежели видеть у себя сестру здоровою. После краткого свидания с сестрою, она возвратилась в больницу св. Ольги в 9 часов вечера и сама вошла в 4-й этаж, в свою комнату. Больные, зная, что она отправилась для выполнения чудесного сновидения, ожидали с нетерпением ее возвращения и, увидев ее здоровою, вознесли горячие молитвы к Царице небесной, исцеляющей немощи душевные и болезни телесные. После сего она оставалась в больнице несколько недель, посещала больничную Православную Церковь и выбыла к родным совершенно здоровою. Мы весьма сократили сказание о сем чуде.

http://pravicon.com/info-190

Первая церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери была построена в Забулачье уже во второй половине XVII века. В конце XVIII века построена ныне существующая каменная церковь. К середине XIX века храм оказался внутри Татарской слободы и его приход был невелик. Известность и процветание к храму пришли после прославления храмовой иконы Тихвинской Божией Матери. В 1859 году, во время пожара в Старо-Татарской слободе над храмом было видение образа Богоматери, и пожар прекратился. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Казани. Икона стала одной из главных святынь города. Сейчас эта икона находится в Никольском кафедральном соборе. Средства, полученные от богомольцев, позволили в 1898-1900 гг. провести расширение и реконструкцию храма, в результате чего его архитектурный облик приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века. Храм был возвращен Казанской епархии в 1997 году и передан общине кряшен (которых до революции называли старокрещенными татарами). В настоящее время Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана. При храме действует воскресная школа, народный хор, проводится серьезная работа по переводу на кряшенское наречие тех книг Священного писания, которые не были переведены до революции. Кряшенская переводческая группа в своей работе следует системе Н.И. Ильминского. Переводческий проект осуществляется совместно с Петербургским отделением Российского Библейского Общества. Богослужение в храме ведется в основном на кряшенском наречии. Настоятель храма: прот. Павел Павлов. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Однопрестольный храм был построен между 1646 и 1685. По одним данным, в конце 18 в. храм был реставрирован и перестроен, по другим - храм 17 века снесен и вместо него построен новый. Новая реконструкция проведена в 1870-е. Наконец в 1898-1900 храм был капитально отреставрирован и расширен, построены 2 придела в честь Сретенья Господня и в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Церковь расположена в центре небольшой площади, ныне превращенной в переулок.

http://sobory.ru/article/?object=06601

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010