Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта церковь была заложена. Под ее двор выделили участок 80 на 80 сажен (170 на 170 метров). Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и молитвована вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской. В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины-младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид. Из достопримечательностей автор исторического описания Тихвино-Онуфриевской церкви протоиерей Василий Горьковский (1908) отмечал в ней прекрасную икону святых Онуфрия и Петра, написанную в 1819 году местным художником Иваном Шевцовым, и «очень древнюю» икону Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом. Весу в оной вместе с киотом - 1 пуд 11,5 фунтов (почти 21 кг). Имелось в церкви и святое Евангелие 1759 года тиснения с серебряным окладом, переплетенное в две доски. Общий вес фолианта, подаренного богомольцем Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд и 23,25 фунта (более 24 кг). На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы - грамоты (Зинаида Ключанская) и рукоделия (Надежда Егорова). На содержание причта (два священника и два псаломщика) шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик: в 1805 году - 149 дворов, в 1908 году - 160 дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской, Левой и Правой Суконовках, где проживали 926 человек, а век спустя - 1088 человек. Когда-то здесь обитали работные люди с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский особняк давно уже отошел городскому обществу...

http://sobory.ru/article/?object=00821

Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

http://sobory.ru/article/?object=02994

От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи  передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17592

В 1914 году началась I Мировая война. Строительство приостановили из-за нехватки средств. Вскоре власть в стране сменилась. Разрешение на продолжение строительства храма не уда­лось получить. Фундамент ушёл в землю. В ноябре 1923 года деревянная церковь сгорела от сильного пожара. Есть несколько версий причин возгорания церкви. По одной версии она сгорела от удара молнии. А другой причиной возгорания церкви называют то, что сто­рож рано закрыл жарко истопленную печь, и ушёл домой. Церковь горела сильным, но очень ровным пламенем, не задевая соседние постройки. После пожара церкви уцелел только один колокол весом в 13 пудов. Богослужения после пожара стали проводиться в бывшем церковном доме. Такое разрешение дал епископ Боткинский Амвросий. Сельский совет за аренду дома брал плату —14 рублей 59 копеек ежемесячно. Затем службы стали проходить в часовне. В 1939 году часовню закрыли, запретили проводить службы из-за ветхости здания. Но прихожане продолжали приходить поклониться «Старым иконам», приносили подношения: деньги, платки, полотенца, ткань. Детям было очень интересно посмотреть, что там в часовне. Они часто при­ходили и заглядывали в щели. В 1952 году все иконы, в том числе и «Старые иконы», перенесли в Вознесенский храм с. Перевозное. Здание часовни передали сельскому совету. Деревянное здание часовни оценили в 50 рублей, а медный колокол весом 13 пудов — в 200. Часовню закрыли зимой. Жители села взяли иконы и организовали крестный ход от с. Паздеры до с. Перевозное. Особенно бережно несли «Старые иконы». Большое,крепкое село,когда-то размашисто,в три километра населявшее камский берег,уничтоженно советской властью под предлогом затопления этих мест.Сейчас на месте села распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри.Свидетельство того, как распологались дома-кусты малины,смородины и вишни. Постоянно идут и идут сюда люди,особенно летом.Кто рыбной ловлей побаловаться,кто ягод,которыми щедро усыпан высокий берег,насобирать,а кто и за целебной водичкой из трех незамерзающих источников.Такие источники обычно бьют там,где бывают обретены чудотворные иконы,и вода в них целебная.Знающие люди говорят,что на вкус вода в них разная,от всех хворей помогает.Один из источников освящен Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Тихвинск...

В 1888 г. на средства Шереметева в В. была открыта церковно-приходская школа (первым учителем был Иван Четыркин), размещавшаяся в деревянном здании; в 1894 г. для школы было построено двухэтажное каменное здание со всеми удобствами. Количество учащихся составляло 150-180 человек. При школе работали 2 библиотеки: одна – для учащихся и учителей, другая – " Народная библиотека памяти императора Александра III” – для служащих усадьбы и окрестного населения. С 1893 г. в В. стала работать почтово-телеграфная станция, также оборудованная на средства Шереметева. На берегу р. Вазузы была установлена паровая машина в 4 лошадиных силы для доставки воды почти во все дома и заведения. Граф Шереметев увлекался пожарным делом. С 1892 г. за свой счет издавал журнал " Пожарный " (первый в России этого профиля), имевший подзаголовок " Иллюстрированный вестник пожарного дела в России " . В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу " наподобие городских " . Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Она была обеспечена всем необходимым противопожарным инвентарем, вплоть до пожарного автомобиля (что даже в городах было редкостью). В марте 1917 г. Шереметев уехал за границу, взяв с собой семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери, которой благославляла его мать. Его дочь, родившаяся в Париже, в конце 1980-х гг. возвратила икону в Россию, передав ее Советскому фонду культуры для Останкинского музея. Род графов Шереметевых пресекся в 1989 г. со смертью последнего его представителя по мужской линии В.П. Шереметева (внук графа С.Д. Шереметева, сводного брата владельца усадьбы В.). В 1918 г. усадьба была национализирована. Значительная часть ее ценностей (картины, скульптура, часть библиотеки и архива, предметы дорогой мебели и т.п.) были вывезены в Москву в распоряжение Российского музейного фонда. Оставшееся в усадьбе расхищено. На базе имения был создан совхоз. Комплекс усадебных строений в основном сохранился до нашего времени: здания конного завода, прачечной, коровника, птичника, молочной фермы, школы, дома управляющего, несколько амбаров, жилых домов, церковь и пр., в общей сложности 19 зданий. В значительной степени сохранился и старый парк (липы, различных сортов тополя, дубы, ясень, береза, ель и т.д.) с остатками шести каскадных прудов. Многие здания находятся в неудовлетворительном состоянии, а церковь полуразрушена.

http://sobory.ru/article/?object=00854

В середине XVIII в. от пожара пострадала Тихвинская церковь. В 1753 г. придел в ней был заново освящен. В 1739 г. при монастыре было открыто духовное училище — так наз. «Русская школа», помещавшаяся в специальном деревянном здании и просуществовавшая до закрытия монастыря. В ней было 3 класса: словесный, нотный и письменный, где велось обучение детей духовному пению и грамоте. К 1764 г. число учащихся выросло до 209 чел. Ко времени закрытия в штате монастыря состояло 22 человека братии (вместе с архимандритом) и 3 человека служителей-бельцов. Во владении монастыря находилось 250 кресть­ян. В 1764 г. Сергиев монастырь занесен в разряд заштатных, а в 1766 г. он вместе с Николаевским женским монастырем «яко в излишестве состоящие и к пропитанию своему довольствия не имеющие» был закрыт, а их храмы обращены в приходские. В 1785 г. разобрана на камень ограда вокруг монастыря. В 1848 г. трапезная храма была расширена в западную сторону, «фасад же сохранен весь прежний без малейшего нарушения». В 1881 г. в церкви устроен новый иконостас, «но во всем сообразно с прежним, без малейшего отступления». В том же году к храму с западной стороны пристроена каменная паперть. Тихвинская же церковь была упразднена в 30-е годы XIX в. и в ней разместилось духовное правление. В 1882—1885 гг. над пещерой, где по легенде были захоронены монахи, была сооружена часовня, названная Александровской (не сохранилась). В 1890 г. императорской археологической комиссией были проведены около церкви археологические раскопки, которые возглавлял инженер статский советник И. А. Карышев. Во время работ были обнаружены фундаменты старинной монастырской ограды, несколько склепов, остатки подземного хода, а также монеты, крестики, перстни и другие вещи, некоторые XVI в. В церкви имелось несколько древних икон: преподобного Сергия, великомученика Иоанна Воина, Христа Спасителя, Смоленской Божией Матери и другие, которые сохранялись в «своем первобытном виде и никогда не были обновлены», а также несколько старинных крестов 1671, 1701, 1745 гг. и другие древности. На колокольне висело 9 колоколов, из которых наибольший весил 208 пудов (отлит в 1831 г.). Рядом с Сергиевской церковью с правой стороны находилась могила архимандрита Алексея II (Щеглова), при участии которого в середине XVIII в. в монастыре проводились большие работы по украшению и благоустройству. Его могилу отмечал большой брусовый камень. С 1903 г. при Успенской церкви существовала школа грамоты, помещавшаяся в одном из помещений бывшей Тихвинской церкви. В 1909 г. в ней обучалось 56 мальчиков и 35 девочек. С Успенской церковью связана жизнь и деятельность видного религиозного философа С. Н. Булгакова (1871—1944), родившегося в семье местного священника и оставившего об этом храме проникновенные воспоминания («Моя Родина». 1938 г.).

http://sobory.ru/article/?object=09860

http://phateev.ru/2016/ " В 1816 г. рыбниковцы начали строить свой храм (сразу каменный) и с 1820 г. стали селом, создав приход. Первым в 1823 г. был освящен левый (северный) придел во имя Архангела Михаила. Главный храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы был освящен в 1839 г. Познее пристроили правы (южный) придел, который освятили в 1900 г. во имя святителя Иоанна Златоуста. Церковь закрыли в 1940 г. Здание использовалось под зерносклад и склад химических удобрений. С 1980-х гг. здание не эксплуатируется и находится в аварийном состоянии. Утрачены верхний ярус и завершение колокольни, главки приделов и апсиды, ограда с воротами. Практически разрушены: кровля, верхние части стен, кирпичные своды приделов " . Текст с информационного плаката на стене храма Несмотря на то, что здание строили, когда классицизм находился в завершающей стадии своего развития, в архитектуре храма преобладают мотивы предшествующего классицизму стиля - барокко. Церковь выстроена кораблем, то есть состоит из находящихся на одной оси храмового четверика с алтарем, притвора и колокольни (утрачена). Два придельных храма примыкают к церкви с её северной и южной стороны. Приделы отличаются друг от друга размерами и архитектурным оформлением, чем дополнительно усложняют объемно-пространственную композицию здания и придают ему живописность. Северный и южный фасады храма отличаются сложной схемой размещения проемов: южный фасад имеет портал по оси симметрии, северный фасад не имеет портала, а его окна сдвинуты от центра на восток. Северный придел выделяется скругленными углами, характерными для построек барокко и раннего классицизма. Примыкающий к четверику алтарь имеет пятигранную форму, самую популярную в храмах барокко. В отделке применены обязательные для архитектуры барокко рустованные лопатки на углах фасадов и раскрепованные карнизы в их завершении. Вход из расположенной под колокольней паперти ведет в притвор, перекрытый лотковым сводом. Пространство притвора соединено с главным и придельными храмами арочными проемами. Главный храм перекрыт сомкнутым сводом, приделы - лотковыми сводами. В интерьере храмовой части фрагментарно сохранились росписи.

http://sobory.ru/article/?object=11119

Внутри монастырской ограды прямо против входа во святые ворота ограды расположен главный храм монастыря во имя Преображения Господня. Этот храм каменный, по форме четырехугольный с полукруглым выступом для алтаря; он имеет пять куполов с пятью главами и таким же количеством крестов. На западной части храма устроена колокольня вышиной от основания здания до креста 16 саженей. По сторонам колокольни на западной стене расположены 6 небольших цилиндрических возвышений, увенчанных крестами. С северной и южной стороны стен храма пристроены в линию стен крытые галереи с крыльцами. С западной стороны при входе в церковь устроено деревянное крыльцо с четырьмя деревянными колоннами, покрытое железом. Всех входов в церковь 5. В этом храме три придела. Главный придел в память Преображения Господня занимает восточную половину храма; этот придел холодный. В западной половине храма устроены два придела: один с правой стороны - во имя Святой Троицы и другой на левой стороне - во имя святого пророка Ильи. Это отделение храма теплое; печи в нем устроены в 1891 году. На колокольне при этом храме находятся 6 колоколов: большой весом 102 пуда и 8 фунтов, пожертвованный Калининым; два средних колокола: один весом 31 пуд 25 фунтов и другой, прежде разбитый, но теперь спаянный при помощи электричества в мастерских Рославльской железнодорожной станции, весом 22 пуда; три малых колокола: один весом 2 пуда, другой весом 1 пуд 30 фунтов и третий весом 32 фунта. В этом храме находятся глубоко почитаемые гражданами города Рославля и другими богомольцами иконы: Тихвинская икона Божией Матери и великомученицы Варвары. Тихвинская икона Божией Матери помещается под особой сенью, которая стоит за правым клиросом главного придела. На этой иконе сребро-позлащенная риза весом 9 фунтов, украшенная по местам стразами и цветными камнями. Другая чтимая икона великомученицы Варвары также помещается под особо устроенной сенью, которая стоит за левым клиросом главного удела. На этой иконе риза сребро-позлащенная, весом 5 фунтов 12,5 золотников.

http://sobory.ru/article/?object=07520

Мцхета-Мтианетия. Мцхета. Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Самцхе-Джавахетия. Сапара. Успенский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Шида-Картли. Урбниси. Стефана архидиакона, церковь Иркутская область Иркутск, город. Иркутск. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Казахстан Павлодарская область. Баянаул. Стефана архидиакона, церковь Абайская область. Красный Яр (Красноярское на Убе). Стефана архидиакона, церковь Восточно-Казахстанская область. Предгорное. Стефана архидиакона, церковь Карагандинская область. Каркаралинск. Владимира равноапостольного, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Калужская область Ферзиковский район. Воскресенское (Дубровка). Воскресения Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Кировская область Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Вятка (Киров), город. Красное. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Костромская область Галичский район. Галич. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Буйский район. Архидьякон-Степан, урочище. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Краснодарский край Темрюкский район. Запорожская. Стефана архидиакона, церковь Ленинградская область Тосненский район. Никольское. Николая Чудотворца (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Молдова Кишинёв. Кишинёв. Стефана архидиакона при 3-ей мужской гимназии, церковь Дрокиевский район. Окюл-Алб. Стефана архидиакона, церковь Московская область Егорьевский городской округ. Саввино. Троицы Живоначальной (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Входа Господня в Иерусалим, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Стефана архидиакона) Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ), церковь (с приделом Стефана архидиакона)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

Купол над иконостасом расписан изображениями Пресвятой Троицы и четырех евангелистов, а у столбов помещаются две большие иконы Словенской и Печерской Матери в сребропозлащенных ризах. Трапезная в 1863 г. поновлена и вновь расписана. Весь западный простенок трапезы над входными дверями занят большою картиною страшного Суда. В алтаре три большие иконы: Рождества Христова, Сретения и Моления о чаше. Местные иконы Спасителя и Божией Матери, обе живописные, пожертвованы в 1845 г. с.-петербургским купцом Лебедевым, образ Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая чудотворца, обе иконного письма, пожертвованы в 1838 г. чиновником 5-го класса Моложаниновым. Образ Рождества Пресвятой Богородицы, живописный, пожертвован в 1848 г. гг. Буксеевыми; все перечисленные иконы, находящиеся в верхних простенках и в алтаре, также картина страшного Суда, писаны в 1855 г. художником Чернышевым по заказу и на иждивение игумена монастыря, тогда иеромонаха Авраама, и все они, за исключением Моления о чаше, писанной с картины Бруни, с копии с итальянских произведений. Стенная живопись в куполе храма, произведенная в 1867 году, принадлежит тому же художнику Чернышеву, а находящаяся в трапезной и произведенная в 1863 г., принадлежит художнику Солонину. Позолотою риз на иконах в восточной части храма, произведенной в 1867 г., монастырь обязан усердию Нарвского почетного гражданина Павла Ивановича Орлова. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 2, Санкт-Петербург, 1871 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. 15. Монастырь расположен на одном из островов Череменецкого озера. Точная дата его основания неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 г., но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Предположительно возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше. В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились. Храмов в обители было два. Главный - пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка, стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=08079

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010