Они познали Святую Троицу!    Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.    Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.    С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.     «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», — так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим.10:18; Пс.18:5).    И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.    Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.    Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.    Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.    Святая Церковь поет: «Видеша вси языцы во граде Давидове...», как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов... «Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках... «Видеша вси...», какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3256...

Но это есть простое недоразумение, ибо православная догматика совершенно не знает идеи продолжения апостольского звания в их преемниках. Достоинство и служение святых апостолов, как знавших Христа во плоти и Им Самим призванных, не передаваемо, и епископат отнюдь не имеет полноты даров апостольства и в этом смысле не есть апостольское служение. Последнее гораздо выше епископства, которое входит в апостольство как один из частных его даров и даже не должно быть сравниваемо с ним. Можно считать, что вдуновение Духа Святого, которым подавалась апостолам власть отпущения грехов в явлении Воскресшего Христа ( Ин.20:22–23 ), было для них как бы епископским рукоположением, и оно получило силу для себя в Пятидесятнице. Однако самое призвание в апостольство, совершенное Христом, вовсе не было связано с каким-либо частным даром и не было приурочено только к нему одному. И то, что святые апостолы в Пятидесятницу восприняли в огненных языках Духа Святого, было гораздо большим, нежели только епископство, – именно все их пророческие и харизматические дары. Церковь называется апостольской не в смысле «апостольского преемства» епископского рукоположения, или, по крайней мере, не в одном только этом смысле, но в отношении всей полноты апостольского предания. И апостольское преемство в этом смысле свойственно всей Церкви, а не одной лишь иерархии, как и дары Пятидесятницы в образе огненных языков даны не одной лишь апостольской иерархии, но и всему народу церковному. Католическое и католизирующее истолкование Пятидесятницы хочет придать ей то значение, что в Сионской горнице были собраны лишь первоиерархи – апостолы, и лишь через них эти дары далее передаются остальным членам Церкви. Но такое тенденциозное истолкование противоречит фактам, ибо по книге Деяний Апостольских при сошествии Святого Духа присутствовали не одни апостолы, но и Мария, Матерь Божия, и многие другие (Ср. Деян.1:14 и Деян.2:1–4 ). Но даже если бы и не было этого, нельзя думать, что апостолы в Пятидесятницу представляли собой только иерархию, «учащую и правящую Церковь », при отсутствии мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Они познали Святую Троицу! Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий. С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима. “Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их”,– так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях ( Рим. 10,18 ; Пс. 18, 5 ). И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение. Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы. Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы. Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь. Святая Церковь поет: “Видеша вси языцы во граде Давидове...”, как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов... “Видеша вси”, как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках... “Видеша вси… какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Они познали Святую Троицу! Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий. С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их» , — так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим.10:18; Пс.18:5). И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение. Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы. Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы. Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь. Святая Церковь поет: «Видеша вси языцы во граде Давидове...», как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов... «Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках... «Видеша вси...», какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3256...

Но это было только начало. Несмотря на то, что Христос неоднократно свидетельствовал, что Его мессианское служение – это служение жертвенное, ведущее на крест, ради спасения мира, апостолы по-прежнему надеялись не на Небесное Царство, а на земное. Даже пережив уникальную по напряженности событий Страстную Седмицу, предательство в своей среде, распятие и Воскресение Спасителя, они по-прежнему вопрошали Господа Иисуса: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). Лишь просвещение благодатью Святого Духа окончательно наставило апостолов на путь Истины. Но для сошествия Святого Духа требовалось восполнить число двенадцати, разорванное предательством. Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание Матфия Самим Господом. Впоследствии круг двенадцати также был восполнен апостолом Павлом, избранным Богом: от «утробы матери» (см. Гал. 1, 15). Просвещенные благодатью Святого Духа, апостолы выходят на самостоятельное служение, главными составляющими которого становятся молитва, в том числе и евхаристическая, и проповедь Христа Распятого и Воскресшего. Некогда опасавшиеся иудеев и прятавшиеся за закрытыми дверями, они теперь бесстрашно свидетельствуют о Христе перед лицом первосвященников и фарисеев. Они покидают родную страну, чтобы нести свет Христов язычникам, не страшась ни трудностей, ни дальних расстояний, ни нечистых духов, ни злобы языческого мира. С распространением Церкви служение апостолов раскрывается, как служение пастырское. Именно они ставят по городам и весям первых епископов и пресвитеров. И это очень важно – вплоть до наших дней Церковь ценит апостольское преемство даже в тех конфессиях, где не сохранилась полнота истины Православия. Вслед за Спасителем апостолы прошли путем страданий, предсказанному Им: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). И все они свидетельствовали о Христе вплоть до своей смерти. Их проповедь, служение и мученичество дали обильные всходы во всем мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Посвящение в степени священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа) производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, о χειρ – рука, τονεω – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира. Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона) производится по благословению епископа через церковный обряд руковозложения, называемый хиротесией (греч, о χειρ – рука и  τιτεμ– класть, назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира, они получают благодать Божию для соучастия в церковных службах и во всех своих действиях в Церкви подчиняются священнослужителям. Прообраз новозаветного священства представлен был в служении ветхозаветных левитов, священников и первосвященников, которых отделил Господь из богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» ( Втор. 10:8 ). Богослужение ветхозаветной Церкви предуказывало на искупительное служение Спасителя, Который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» ( Евр. 10:12 ). Иисус Христос, нареченный «от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ), основал Церковь , в которой Он, как «пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ). Из всех уверовавших в Него Спаситель избрал 12 апостолов, а потом еще семьдесят учеников и послал их с дарами чудес и исцелений проповедовать Царствие Божие. В день Своего воскресения Господь дал апостолам власть отпускать грехи, а, вознесшись на Небо, Он ниспослал на них Святого Духа, силою Которого посвятил их в «ловцы человеков», и они обрели способность низводить на других спасительную благодать Божию и управлять Церковью.По примеру Спасителя и по воле Святого Духа апостолы избрали себе достойных преемников и учеников. Через таинственное рукоположение (хиротонию) они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Святой Климент Римский , ученик апостольский, в первом послании своем к Коринфянам говорит: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли первых верующих по духовном испытании во епископы и диаконы» (гл. 42). С момента сошествия Святого Духа на апостолов продолжается в Церкви непрерывающаяся нить «преемственного поставления» пастырей от Господа, посвящаемых на духовное служение через Таинство Священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Это значит, что во всех вопросах, касающихся сохранения православной веры, мы должны быть твердыми, стойкими, смелыми и бескомпромиссными. Всегда, когда речь идет об отстаивании и защите нашей святой православной веры, ее священных догматов, позиции нашей Церкви, в том числе в диалоге с инославными христианами или с представителями других конфессий, нужно твердо стоять на той позиции, которая основывается на Священном Писании и Священном Предании Церкви. Мы должны обращаться к опыту наших русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, не дрогнувших перед лицом гонений и богоборческой власти. Но вместе с этим в своей повседневной жизни мы должны быть образом кротости и в общении друг с другом являть кротость и смирение, которые явил нам всем Господь наш Иисус Христос и которые мы прозреваем в лике святителя и чудотворца Николая, а также видим в опыте многих святых, в том числе святых земли Русской. Господь требует и ожидает от нас сочетания этих двух качеств: твердого и бескомпромиссного стояния за веру и кротости со смирением, с помощью которых это свидетельство о вере будет только подтверждаться и укрепляться, ибо наши слова должны быть не словами человеческой мудрости — мы должны быть проводниками благодати Святого Духа, которая через нас будет просвещать людей. В эти пасхальные дни, «преполовившуся празднику» Пятидесятницы, мы пребываем в ожидании благодатного схождения на нас Святого Духа, подобно тому, как две тысячи лет назад Святой Дух в виде огненных разделяющихся языков сошел на апостолов, после чего они получили дар проповеди (см. Деян. 2:1-4). По сошествии Святого Духа апостолы заговорили на разных языках и разошлись во все концы земли для того, чтобы созидать Церковь Божию. Это созидание Церкви продолжается и по сей день, и мы с вами являемся его свидетелями и участниками: только за последние 25 лет, прошедшие со времени 1000-летия Крещения Руси, на нашей земле было восстановлено огромное количество храмов и монастырей, миллионы людей пришли к вере.

http://patriarchia.ru/db/text/3652913.ht...

Для того чтобы понять радость апостолов, которая наполнила их души, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой и они реально ощутили Его присутствие в себе, нужно войти своим сердцем в их великую скорбь. Они всем сердцем полюбили Господа. Слушали Его учение. Видели чудеса, творимые Им. Но вот Его распяли и погребли во гробе... Вера их поколебалась, закрались в душу сомнения... овладел ими страх... Христос воскрес в третий день, как и говорил им ранее об этом. В сорокадневный период от Воскресения до Вознесения Он часто являлся им, беседовал с ними, укреплял их, предупреждал, что скоро опять их оставит, но вместо себя пошлет им Утешителя и Наставника — Святого Духа. И наступило это вторичное расставание с любимым Учителем. Господь вознесся на небо... Плачут апостолы, как говорится об этом в стихире на праздник Вознесения (4-я стихира на «Господи, воззвах»): « Апостоли, видев Тя на облацех возносима, исполненные скорби, с рыданием слезным говорили: Владыко! Не оставляй нас сирых, ведь Ты по милосердию Твоему возлюбил нас. Так пошли же нам, не забудь Своего обещания, Пресвятаго Твоего Духа, Который просветит наши души и укрепит». И ждали апостолы и небольшая группа верующих в Господа вместе с Его Пречистой Матерью. Ждали Утешителя с небес, находясь единодушно вместе в молитве. И совершилось обетование Божие. Апостолы, духовно переродившись и получив от Святого Духа силу, уже безбоязненно выступили с проповедью. Дух Святой уже в первый день Своего сошествия на землю совершил великое чудо. Как мы знаем из Деяний апостольских, озаренный Святым Духом апостол Петр произносит свою первую апостольскую проповедь, обращенную к многолюдной толпе, и иудеи, так недавно в ожесточении своих сердец требовавшие смертной казни Христу Спасителю, теперь просят апостолов крестить их и вступают в Церковь Христову. В тот день присоединилось к Церкви около трех тысяч человек. С тех пор основанная Господом Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную, неисчислимую даже миллионами святую семью. Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32).

http://patriarchia.ru/db/text/25688.html

Кафедральный собор Св. Духа является одним из главных православных храмов города Черновцы. Величественный храм возводился на месте бывших топей, на болотистой почве, на протяжении двадцати лет. Активное участие в ходатайстве, организации строительства и обустройстве собора принял энергичный владыка Евгений Гакман. Краеугольный камень под будущий храм заложен 15 июля 1844 года с благословением всё того же епископа Евгения. Финансирование строительства было возложено на Православный религиозный фонд. Святодуховской собор выстроен в стиле итальянского Ренессанса, причём за основу был взят один из проектов Петербургского Исаакиевского собора, подаренный епископу Е. Гакману во время его паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Черновицкий собор опирается на традицию культового зодчества Украины и в целом Центрально-Восточной Европы. Для него характерно объединение ориентальных православных мотивов. Главным акцентом крестово-купольной базилики является 46-метровый купол, и фасад украшенный двумя башнями. Святодуховской храм сооружался под надзором специально созданной дирекции, в состав которой поначалу входили: окружной инженер А. Марин, консисторский советник К. Чеховской и архитектор Ф. Радор. С весны 1844 года руководство и надзор за строительством поручили рисовальщику строительной дирекции из Вены Антону Реллю, внёсшему (уже как окружной инженер) немало существенных корректив в предварительно утверждённый план. Он присматривал за строительством православного собора до конца своей жизни (умер в 1860 г). Здесь стоит упомянуть, что через десять лет  фасад кафедрального собора снова был перестроен по проекту чешского архитектора Йозефа Главки. На флангах храма появились две башни для часов и колоколов. И когда-то, в старых Черновцах, по кафедральным часам горожане сверяли свои дзигарики (часики). В конце весны 1862 года сюда доставили и установили колокола, отлитые в Калуше и весившие свыше 51 центнера. Кафедральный собор Восхождения Святого Духа был освящён владыкой Евгением Гакманом 5 (17) июля 1864 года. Над главным входом поместили дату закладки первого камня - 1844 и кириллические буквы А. Д. - начальные буквы словосочетания " Анул Домнулуй " - что на молдавском языке, которым тогда преимущественно пользовалась Православная церковь на Буковине, означает " Года Божьего " . Нововыстроенный храм поражал тогдашних черновчан - и не только православных - своей величественной красотой. Выдержанный в неоренесансном стиле, его длина составляет 56 м, ширина фасада - свыше 11 м, наибольшая ширина - 30 м. В конце столетия, на протяжении 1892-1896 гг., собор расписывала внутри замечательными фресками группа богомазов под руководством известного венского специалиста по церковной живописи, профессора Карла Йобста. До этого он расписывал в Черновцах интерьеры Резиденции митрополитов (семинарскую церковь).

http://sobory.ru/article/?object=09961

О. Непрерывность Церкви состоит в том, что Церковь Христова, как началась со дня со шествия Св. Духа, так существовала, существует и будет существовать, не прерываясь, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из рода в род до скончания века. В. Почему Церковь Христова не может прерваться? О. Потому, что Христос Спаситель сказал Апостолам, составившим первоначальную Церковь Его: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Если Христос Бог пребудет с Церковью во все дни, значит, она ни на один день не прервется. Так и Апостол Павел говорит: «Богу слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф.3:21 ). Значит, Церковь должна быть во все роды, то есть, всегда, когда люди будут на земле. В. Какое третье свойство Церкви Христовой? О. Третье свойство Церкви то, что она никогда сокрыться не может; Спаситель сказал: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ). Не может и Церковь быть невидимой. В. Какое четвертое свойство Церкви Христовой? О. Четвертое свойство Церкви Христовой то, что она только одна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою " – одну , а не много ( Мф.16:18 ). 3. Единая истинная Церковь и погибельные секты В. Из всех существующих теперь религий, какая единая истинная? О. Единая истинная вера или Церковь – Православная. В. Почему она одна истинна? О. Потому, что она одна основана Господом Иисусом Христом, и, как началась она в день сошествия Св. Духа, так и идет непрерывно, никогда не скрываясь, до наших дней, и будет она существовать до скончания века. Только одна Церковь Православная имеет свойства истинной Церкви Божией: только одна она сохранила истинную веру и имеет благодатное священноначалие, благодатные таинства и священнодействия. В. Почему же все другие веры, кроме Православия, не могут называться Церквами Божиими? О. Потому, что они не имеют свойств истинной Церкви Божией: они основаны не Христом, а людьми, появились много позже Православия, веруют лживо и не имеют благодати Духа Святого, поэтому они и называются ересями или сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010