В следствии сего, прошлого 1862 года 28 мая, в тот самый день, в который праздновалось сошествия Святого Духа на Апостолов, - они всем обществом сошлись среди улицы своего селения, в числе 796-ти человек мужчин, женщин и детей, при посторонних лицах городского сословия, бывших на этот раз в деревне и вероятно привлеченных любопытством такой большой сходки народа. При этом весь народ просил своего старшину и общественных старост, что бы они от имени общества вызвали к ним на улицу для переговора управляющего имением одной из владелец г. Путята, Чернского 2 гильдии купца, Алексия Кузьмина Кочетова, что и было исполнено. При появлении Кочетова, все крестьяне, составив из себя полуциркуль, поклонились ему почтительно и объяснив свое желание, стали убедительно просить его, чтобы он принял на себя труд быть их храмостроителем и поверенным но их делам в разных предприятиях касательно церкви. Сперва он не соглашался на это по одному сло­весному их заявлению; потом, по неот­ступной их просьбе со слезами [на глазах, решился принять этот труд, со­чувствуя их святому делу и благодаря за такое их доверие и расположение, но просил только все это сделать письмен­но. Тогда крестьяне закричали все в один голос, чтобы подали им стол с белою скатертью и когда поставили его среди улицы, то они обступили оный кру­том!, и, позвав своего волостного писа­ря, просили его тотчас же писать мир­ской приговор для постройки храма и доверенность (смотри Копию 1-й и 2-Й в Приложснии) на ходатайство о разрешении оной, сами же между тем соста­вили подписку на пожертвование в пер­вый раз, кто что мог, и таким образом крестьяне обоего пола тут же под­писались на 300 рублей серебром деньгами; потом сумму эту вписали в приговор, поместив в оном кроме того, что они жертвуют от себя по 5-ти тысяч кирпича с тягла, коих считается в селении 160, что составить восемьсот тысяч, на сумму 10 тысяч рублей серебром, сверх этого всю нужную пропор­ции известки, песку, дикого камня и про­чего лесного материала, на сумму до 1-х» тысяч рублей, а всего до 15 тысяч ру­блей серебром, обязуясь все прочие ра­боты исполнить натурой с большим усердием. но первому к тому их призы­ву. В обеспечение же духовного причта отделяют из своего душевого надела, отведенного им по уставными грамотам, указную пропорцию земли, 36 десятин, а равно и под кладбище, словом всю» постройку приняли на собственный свой счет. Бывшее тут сторонние лица (как было выше сказано), видя их ревность и усердие в благом намерении и будучи тронуты до слезь чувством такой любви и благодарности крестьяне, просили позволения принять участие в подписке, ими подписано рублей до 30 деньгами и коло кол во 100 пуд.

http://sobory.ru/article/?object=10002

Во внимание к помощи в восстановлении храма Сошествия Святого Духа в Комарово г. Санкт-Петербурга иконописцу Д.Г. Мироненко был вручен орден преподобного Андрея Иконописца III степени.  Во внимание к трудам по восстановлению храма Сошествия Святого Духа в Комарово г. Санкт-Петербурга клирик храма иерей Александр Энис был удостоен Патриаршей грамоты.  Всем участникам богослужения были вручены иконки Спасителя с Патриаршим благословением.  Храм Сошествия Святого Духа на апостолов был построен в 1905-1906 гг. на пожертвования дачников, проживавших в поселке Келломяки (нынешнее Комарово). Проект храма в стиле русского модерна разработал на безвозмездной основе епархиальный архитектор Николай Никонов. Святодуховская церковь была высотой почти 30 метров и вмещала около 1000 человек. Храм имел 12 главок, по числу апостолов. Самой первой и древней иконой в церкви была икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». Храм сгорел в 1917 году. Позже некоторое время в поселке существовала домовая церковь.  В 2011 году группа жителей поселка Комарово выступила с инициативой воссоздания Святодуховской церкви. В архиве г. Миккели (Финляндия) были обнаружены материалы по храму и установлено место его расположения. В 2012 году был установлен поклонный крест. Концепция воссоздания церкви была разработана архитектором Рафаэлем Даяновым. Храм был выполнен с максимальным приближением к историческому облику, но с учетом современных требований к общественным зданиям. Архитектурные детали и пропорции отдельных объемов восстановлены по архивным фотографиям, а также аналогам зданий архитектора Никонова и другим постройкам того времени. Проектирование и строительство осуществляло Научно-производственное объединение «Наука — строительству».  В 2014 году был освящен временный храм, начата разработка проекта и оформление документов на участок под капитальное строительство. В 2018 году получено разрешение на строительство, был обнаружен сохранившийся фундамент исторической церкви. В 2022 году состоялось малое освящение возрожденной церкви Сошествия Святого Духа в Комарово. Интересной особенностью является то, что для иконостаса не были написаны новые иконы. Благотворитель прихода в течение долгого времени искал и выкупал из частных коллекций и на аукционах иконы начала XX века — времени строительства исторического храма.

http://patriarchia.ru/db/text/6072464.ht...

http://svduha.ru/nash-hram/istoriya-hrama/ Идея воссоздания церкви возникла в 2006 г. по инициативе местных жителей и при поддержке Императорского фарфорового завода. В 2009 г. по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира был создан православный приход церкви Сошествия Святого Духа, который начал заниматься ее восстановлением. 24 мая 2010 г. состоялся первый после семидесятилетнего перерыва молебен у древнего престола. Через сто лет со дня освящения утраченного храма, 7 октября 2012 г. на его месте был установлен Поклонный крест.  27 января 2015 г. заложен временный храм-часовня, который строился так же, как и сто лет назад – на пожертвования благотворителей. 19 августа 2015 г. деревянный храм-часовня был освящен во имя Преображения Господня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия чин и первую Божественную литургию совершил епископ Царскосельский Маркелл.  23 сентября 2015 г. Правительством Санкт-Петербурга принято решение о выделении земельного участка приходу для возрождения храма Сошествия Святого Духа на его историческом месте. В январе 2018 г. произошла закладка храма на историческом месте - на месте взорванного храма Святого Духа. 28 мая произошло торжественное освящение закладки храма епископом Красносельским Маркеллом в сослужении благочинного Невского благочиния отца Алексия, настоятеля протоиерея Иоанна, иерея Георгия, иерея Александра. Начинается следующий этап в воссоздании храма Сошествия Святого Духа - создание главного украшения храма - уникального фарфорового иконостаса. Он будет изготавливаться, как и много лет назад, мастерами Императорского Фарфорового завода и состоять из многих элементов. http://svduha.ru/nash-hram/hod-stroitelstva/ Проект воссоздания храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой. Санкт-Петербург, Невский район, переулок Матюшенко, участок 1. 2011-2018 гг. Главный архитектор: Кирилл Яковлев. Архитекторы: Денис Горбачев, Татьяна Кислых, Ольга Красова. Художники: Леонид Красильников, Татьяна Деникина. Ген. проектировщик: ООО " АрхСтудия " .

http://sobory.ru/article/?object=50290

В фондах Государственного архива сохранился документ госпожи статской советницы Анны Петровны Полторацкой: «В с. Авчурино, находящемся в Пастве Вашего Преосвященства, состоит каменная холодная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Мое усердие есть присоединить к оному храму вновь придел каменный, теплый во имя Сошествия Святого Духа. А по окончанию оного приступить к переделке настоящего храма Святителя Николая, причем прилагаю план строения, испрашиваю на то и другое Вашего Архипастырского соизволения и благословения». Документ датирован мартом 14 дня 1820 г. (В этом разделе использованы материалы А.В. Кандидова). Строительство осуществлялось архитектором Луиджи Пелли. Стасов принимал в нем активное участие. По его указанию еще в 1819 г. заготавливались необходимые материалы. Им выполнен проект иконостаса, заказаны иконы знаменитому художнику академику А.Е. Егорову для теплой церкви. 25 февраля 1825 г. госпожа Полторацкая подала прошение в Калужскую духовную консисторию на имя преосвященного Филарета, епископа Калужского и Боровского, о приготовлении вновь построенного придела во имя Сошествия Святого Духа. Указом из консистории освящение придела поручено благочинному Калужской Мироносицкой церкви протоиерею Иоанну Лаврентиеву с выдачей нового освященного атласного антиминса. Священнику Авчуринской церкви Василию Акимову антиминс был выдан под расписку. Антиминсов на этот момент в Калужском Архиерейском доме не оказалось и пришлось обращаться в соседнюю епархию к преосвященному Дамаскину, епископу Тульскому и Белевскому с просьбой одолжить святой антиминс. 2 апреля 1825 г. придел освящен во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 4580). Главный престол освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, память 9/22 мая – перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари и прославление 6/19 декабря. Второй престол освящен в приделе во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Празднование престола происходит на другой день, т. е. на 51-й день после воскресения Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=01614

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков. Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” — “Покайтесь , — отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа. Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира! Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).

http://pravmir.ru/troica-den-rozhdeniya-...

«Излияние» Духа на человеческую природу преображает не логос ее (то есть то, чем природа является), но способ ее существования, путь ипостасного самоопределения. Восприятие дара Духа Божия означает, что необходимость биологической наследственности и индивидуальной автономии перестает определять наше ипостасное бытие. Органическим следствием именно этой свободы от естественной необходимости и власти причинности являются все чудесные «знамения» в жизни Христа и апостолов — «знамения», постоянно переживаемые Церковью и ее святыми.   Читать главу о Пятидесятнице полностью Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого» Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда–то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом. Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом.   Читать или скачать книгу Вениамин (Федченков) «Царство Святой Троицы» Толкование богослужения праздника Троицы, Пятидесятницы. Книга эта имеет удивительную форму: это как бы дневниковые записи Вениамина (Федченкова) «изнутри» совершения праздника. Понятно, что, толкуя праздник Троицы, владыка выходит на уровень высоких богословских тем.   Читать или скачать книгу Григорий (Круг) «Мысли об иконе» Излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом - " и покажу чудеса на небе... " - что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви.

http://media.predanie.ru/tema/pjatidesja...

Примечательно, что первое сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы совершилось не над одним человеком во время какого-либо его занятия, но над собравшимися вместе апостолами, которые были тесно связаны верой во Христа и объединены молитвой в «горнице», то есть в месте, стоящем выше помещений, предназначенных для обыденных нужд. Как община, Церковь, Тело Христово, возникает в доме, способном стать храмом посредством собрания верующих и действия Святого Духа. Однако сошествие Святого Духа не ограничивается собранием апостолов и бывших с ними. Сразу же после проповеди Петра — истинной хвалы Богу и Его воскресшему Сыну — произнесённой Его силой, три тысячи душ приобщились Его благодати в Крещении, открывающем им возможность жить всеми Его дарами, быть членами Церкви, что и проявляется в ежедневном собрании верующих для молитвы и преломления хлеба: это не могло бы произойти без действия Святого Духа или без «многих чудес и знамений, [которые] совершились через апостолов», благодаря Тому же Святому Духу (Деян. 2:42–43). Всякая Божественная Литургия, всякое Таинство Церкви, всякое священнодействие и всякая служба является продолжением Пятидесятницы, продолжением схождения Святого Духа и Его действий над собравшимися в «горнице» для молитвы. Народ Божий собирался в страхе Божием, проникнутый сознанием и ощущением сверхъестественного действия Святого Духа, вокруг апостолов, так как «руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:12). Даже тень апостолов, проходящих мимо больных, исцеляла действием Святого Духа, поскольку и тень относится к человеку, от которого она исходит, так же как всякое действие человека. Нетварные энергии Бога были запечатлены в действиях апостолов и потому они также запечатлены в действиях, совершённых или полученных всеми, кто живёт в соединении с Богом. Всё это происходит до сих пор в верующем народе, собранном в молитве Богу вокруг священников как преемников апостолов и совершителей их дел. Так совершается истинное соединение душ со Святым Духом и излияние Его сил на верующих.

http://bogoslov.ru/article/6173001

В кондаке вспоминается разделение языков, которое произошло при строительстве Вавилонской башни: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 6–7). В день же Пятидесятницы Господь посылает апостолам дары Святого Духа, которые должны послужить соединению, объединению всего человечества. Господь посылает дары Святого Духа, которые должны послужить объединению всего человечества Говорящие на разных языках апостолы были объединены Святым Духом, когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2: 3). Слово «раздаяше» в греческом отражено через глагол «δινειμεν» – «делить на части, управлять, править» , то есть в непосредственном ведении Бога находится, кому следует давать благодать Духа. Призвание к соединению Снисхождение благодати призвало людей к единению. Греческое «ντητα» переводится как «сплоченность, согласие, объединение» . Его использует апостол Павел, когда пишет к эфесянам о единстве духа (см.: Еф. 4: 3) и единстве веры (см.: Еф. 4: 13). Призыв к единению обозначается греческим «κλεσε», родственным которому является слово «κκλησα» – Церковь . Только в собрании верующих – в Церкви – можно обрести благодать Духа. Кондак заканчивается призывом к прославлению «Всесвятаго Духа». Славословие должно происходить в едином настрое, что точно передает греческое «συμφνως» – «согласованно, согласно» . В день сошествия Святого Духа явилось начало Христовой Церкви, которая стала единым Телом и оживленной Душой . День Пятидесятницы – момент, с которого началась жизнь Церкви. Со дня сошествия Святого Духа на апостолов и их учеников вера в Воскресшего Христа и проповедь о Нем получили вселенское распространение, дабы всякий мог прикоснуться к источнику воды живой, текущей в жизнь вечную. Тропарь и кондак Пятидесятницы вновь напоминают христианам о том событии, которое стало завершением земного подвига Спасителя.

http://pravoslavie.ru/139977.html

Приготовление к празднованию сошествия св. Духа на Апостолов начинается с преполовения Пятидесятницы, то есть, со среды четвертой недели по Пасхе. Св. Церковь , предлагая в праздник Пятидесятницы благовествование Иоанна о торжественном воззвании Господа к иудеям, коим призывал Он в последний день праздника кущей идти к живоносной воде Его, давая тем разуметь имевшее скоро последовать обильное излияние Духа Святого ( Иоан. 7:37 – 39 .), – гласом Самого Господа начинает возбуждать жажду к сему новому, божественному питию, еще со дня преполовения праздника. В сем намерении воспоминает она в день преполовения и богодухновенные вещания древних Пророков, относящиеся к сему излиянию Духа Святого: предречение Михея о новом закон от Сиона 16 , воззвание Божие чрез Пророка Исайю: жаждущие идите на воду 17 и приглашение Премудрости, создавшей себе дом и созывающей к себе на чашу чрез премудрого Соломона ( Притч. 9 .). В сем же намерении она влагает в уста каждого верующего сию, часто повторяющуюся в день преполовения, песнь: преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами; яко всех Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и да пиет 18 . И в других молитвенных песнях своих обращаясь к Господу Иисусу, Источнику жизни и бессмертия, молит Его, чтобы Он по неложному Своему обетованию ниспослал верующим Духа Своего Святого, от Отца исходящего 19 : а обращаясь к верующим, заповедует им хранить чистое жительство, яко да св. Духа пришествие восприимут 20 . Таким образом день преполовения Пятидесятницы, хотя, по выражении церковной песни, озаряется светлостию от обоих великих праздников, – отсюду божественныя Пасхи божественейшею светлостию, отеонуду же Утешителевою благодатью 21 ; но в образе празднования более приготовляет к предстоящему празднеству, нежели напоминает о совершившемся. Таким же духом проникнуты службы и прочих дней до отдания праздника преполовения. Ближе к празднику Пятидесятницы воспоминается девятидневным торжеством вознесение Иисуса Христа на небо; но этим не прекращается приготовление к великому дню Пятидесятницы, напротив становится еще торжественнее. Обращаясь к вознесшемуся Господу, св. Церковь умоляет Его от лица чад своих. Владыко, не остави нас сирых, но посли, якоже обещал еси, нам Духа Твоего пресвятого, наставляюща и утверждающа и просвещающа и освящающа души наши 22 . Как Апостолы по вознесении Господа неотлучно пребывали в молитве и ожидании обетованного Утешителя с небеси; так св. Церковь своими песнопениями часто напоминает каждому стоять на духовной страже, в ожидании великого дня сошествия Св. Духа 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Внимание к географии событий, раскрывающей богословский замысел (Лк. – Иерусалим как центр спасения; Деян. – распространение Евангелия из Иерусалима «до края земли») Универсальность спасения а) Лк. – пророчество о спасении всех народов; Деян. – исполнение этого пророчества: проповедь язычникам б) женщины в Лк. и Деян. Божия Матерь как новая Ева , послушанием примирившая нас с Богом; женщины – ученицы Господа; пророчицы; служение милосердия Действие Духа Святого а) цель пришествия Христова на землю ( Лк. 3. 16 ) б) действие Духа Святого в Евангельской истории в) исполнение обетования Христова – сошествие Святого Духа на апостолов г) жизнь Церкви в Духе Святом Молитва а) особое начало Лк. Ветхозаветные по форме молитвенные гимны, воспевающие исполнение обетовании Ветхого Завета в пришествии Христовом б) молитва Христа в Лк в) молитвенная жизнь Церкви «Евангелие милосердия» и внимание ап. Луки к социальной проблематике а) Лк. – притчи, говорящие о милосердии Божием; призыв к милосердию и предостережение от любостяжания б) Деян. – общение имушеств как проявление единства в любви; забота о неимущих; сбор пожертвований на Иерусалимскую Церковь Построение книги Деяний Обсуждение плана книги Деяний, приведенного в Новой Женевской учебной Библии . Двухчастное деление материала книги Деяний 1) Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1.1– 12. 24) Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1) Б. Возникновение Церкви (гл. 2–7) Сошествие Духа Святого и проповедь Петра (2. 1–41) Общение верующих (2. 42–47) Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3) Преследование со стороны Синедриона (4. 1–31) Общинная жизнь и церковная дисциплина (4. 32 – 5. 11) Дальнейшие преследования со стороны Синедриона (5. 12–42) Избрание семи диаконов (6. 1–7) Гонения и смерть Стефана (6. 8 – 7. 60) Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8) Обращение Савла (9. 1–31)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010