Резолюция на прошение из Московской Духовной Консистории: " Согласно прошению священника, церковного старосты Боголюбской церкви... дозволить им на доброхотные пожертвования построить новую тёплую деревянную церковь во имя Сошествия Св. Духа, отдельно от существующей, но в достаточном от неё расстоянии на церковной земле... чтобы построение было произведено во всём согласно с одобренным планом под надзором техника, имеющего на то законное право и под наблюдением местного благочинного " . Согласно документам известно, что в 1874 году была построена деревянная церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Далее на следующий год, в 1875 г., с разрешения и благословения была построена тёплая деревянная церковь, посвящённая Св. Духу. Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот тёплый второй храм при Пушкинской станции, названный при освящении во имя Святого Духа. В 1922 году храм по разрешению Председателя ВЦИК М.И. Калинина перевезли в Новую Деревню, о чём сообщает охранная доска на фасаде церкви. Так, почти 70 лет в советский период и продолжала действовать эта небольшая церквушка на окраине Пушкино, закрытая от глаз людских городским кладбищем. В 1993 году были позолочены кресты и звёзды на куполе. Возникает вопрос, почему раньше был храм посвящён Св. Духу, а сейчас он называется Сретений Господня. Такие переименования допускаются и были в истории, - говорит настоятель храма Сретения Господня протоирей Иоанн Пеньтковский. В воспоминаниях односельчан, родственники которых участвовали в перевозе церкви, происходило это зимой, на санях; возможно, к празднику Сретения Господня. Даже местные иконы " Сошествия Святого Духа " и " Сретения Господне " на иконостасе нашего храма (нижний ряд иконостаса) написаны одним мастером-иконописцем и отличается от письма других икон. Когда мы входим в храм и хотим узнать, в честь кого он освящён - это легко можно определить, взглянув на вторую икону справа от царских врат, икона справа от Спасителя и укажет на название храма. В нашем городе, возможно по ошибке, верующие поставили икону Сретения Господня вместо иконы Святого Духа, но так или иначе всё это не без промысла Божия. В 1981 году был освящён приставной Престол во имя Святого Духа, поэтому мы празднуем престольный праздник и на второй день Святой Троицы в День Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=03747

Одним словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесчисленных Богочеловеческих формах и проявлениях, наставляется и руководствуется Духом Святым, Который присно есть Дух Богочеловека Иисуса Христа ( Гал.4:6 ). Посему святой Апостол и говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). По-херувимски погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви как в самую умилительную Божию все-тайну святой Василий Великий изрекает всеистинное благовестие: «Дух Святой созидает Церковь Божию». Святой Пятидесятницей Боговоплощение доведено до полноты: при первом сошествии Дух Святой совершает в Святой Деве воплощение Бога Слова, и Бог Слово делается Богочеловеком и навсегда Им остается в Своем Теле; при втором Своем сошествии, в день Пятидесятницы, Дух Святой сходит на Богочеловеческое Тело и навсегда остается в этом Теле, которое есть Церковь . Налицо единое и неделимое домостроительство спасения. Дух Святой сходит на всецелое Тело Церкви и весь присутствует во всем Богочеловеческом существе и жизни Церкви. Как в человеческом теле ничего не бывает без пребывающей в нем души, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого, ибо Он – душа Церкви. Это так через все века и через всю вечность. Церковь есть, собственно, непрестанная Пятидесятница. Дух Святой постоянно пребывает в ней как бессмертная животворящая сила. И непрестанно сходит на христиан: сходит через каждое святое таинство и через каждую святую добродетель; сходит через каждое богослужение, через каждое «Господи, помилуй!», через каждое обращенное ко Христу воздыхание. Святая Пятидесятница – это день рождения Церкви, а тем самым и день рождения каждого христианина. Кто такой христианин? – Тот, кто имеет Духа Христова. Кто Духа Христова не имеет – тот и не Его ( Рим.8:9 ). Христос подается и познаётся Духом Святым. А так как Богочеловек Христос – это Церковь , то христианства и нет вне Церкви и без Церкви; следовательно, нет его и вне Духа Святого, и без Духа Святого. Тайна всех тайн, тайна Пресвятой Троицы – вся в Церкви. В ней всё от Отца через Сына в Духе Святом; Царство Отца и Сына и Святого Духа; царствование Отца Сыном в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Апостол Лука как Евангелист и Дееписатель. Единство замысла двух книг (см. Приложение 3) 1. Историчность повествования (см. Приложение 1:3) 2. Внимание к географии событий, раскрывающей богословский замысел (Лк. – Иерусалим как центр спасения; Деян. – распространение Евангелия из Иерусалима «до края земли») 3. Универсальность спасения а) Лк. – пророчество о спасении всех народов; Деян. – исполнение этого пророчества: проповедь язычникам б) женщины в Лк.и Деян. Божия Матерь как новая Ева , послушанием примирившая нас с Богом; женщины – ученицы Господа; пророчицы; служение милосердия 4. Действие Духа Святого а) цель пришествия Христова на землю ( Лк. 3:16 ) б) действие Духа Святого в Евангельской истории в) исполнение обетования Христова – сошествие Святого Духа на апостолов г) жизнь Церкви в Духе Святом 5. Молитва а) особое начало Лк. Ветхозаветные по форме молитвенные гимны, воспевающие исполнение обетований Ветхого Завета в пришествии Христовом б) молитва Христа в Лк. в) молитвенная жизнь Церкви 6. «Евангелие милосердия» и внимание ап. Луки к социальной проблематике а) Лк. – притчи, говорящие о милосердии Божием; призыв к милосердию и предостережение от любостяжания б) Деян. – общение имуществ как проявление единства в любви; забота о неимущих; сбор пожертвований на Иерусалимскую Церковь III. Построение книги Деяний 1. Обсуждение плана книги Деяний, приведенного в Новой Женевской учебной Библии . Двухчастное деление материала книги Деяний 1) Петр. и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее u Самарии (1:1 – 12:24) А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1) Б. Возникновение Церкви (гл. 2 – 7) 1. Сошествие Духа Святого и проповедь Петра (2:1 – 41) 2. Общение верующих (2:42 – 47) 3. Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3) 4. Преследование со стороны Синедриона (4:1 – 31) 5. Обшинная жизнь и церковная дисциплина (4:32 – 5:11) 6. Дальнейшие преследования со стороны Синедриона (5:12 – 42) 7. Избрание семи диаконов (6:1 – 7) 8. Гонения и смерть Стефана (6:8 – 7:60)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Царство Божие – это Царство Духа Святого, который есть «Сокровище благих» и «жизни Податель», как поет о Нем Св. Церковь . Он есть и наш  «Утешитель»  во всех постигающих нас скорбях, Он – «Дух истины»,  наставляющий нас, по слову Христову, на всякую истину ( Иоан. 16, 13 ). Вот почему  без благодати Духа Святого невозможно для нас наследование Царствия Божия, невозможно вечное спасение,  для которого мы сотворены и предназначены нашим любящим Отцом-Богом и которое утратили чрез грех. Дух Святый и сошел для того, чтобы возродить к новой, нетленной жизни нашу испорченную грехом природу, очистив ее от всякия скверны плоти и духа, – сделать нас «новой тварью во Христе»   ( 2Кор. 5 17). Понятно поэтому, отчего наш великий российский подвижник и молитвенник преп. Серафим Саровский учил, что  «цель христианской жизни есть стяжание Святаго Духа Божия». А так как в деле домостроительства спасения человеческого рода принимали участие все  три лица Пресвятой Троицы, то поэтому в великий день Пятидесятницы с особою торжественностью и неоднократно поется радостная песнь:  «Видехом Свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть», и самый праздник Пятидесятницы называется еще «праздником Святой Троицы», или, в просторечии «Троицыным-днем»,  хотя событие, воспоминаемое в этот день, касается, собственно, только третьего лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. Чрез сошествие Духа Святого явилась на земле Церковь Христова, как сокровищница и раздаятельница благодати Святого Духа, которая преподается всем истинно-верующим членам истинной Церкви через посредство таинств церковных. В этих таинствах каждый истинно-верующий становится причастником Духа Святого и делается сам храмом Духа Божия, как удостоверяет нас в этом св. Апостол Павел:  «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас»   ( 1Кор. 3, 16 ). Постоянно памятуя об этом, как должны мы любить нашу Святую Церковь , которая удостаивает нас такого великого блага делаться одушевленными храмами Божиими, и как должны трепетать и бояться, чтобы не осквернить себя какой-либо греховной нечистотой, дабы не оскорбить живущего в нас Духа Божия, который не может обитать в нечистых сосудах. А если и случится впасть в какой-либо грех – должны немедленно прибегать к таинству покаяния, чтобы скорее очистить себя, и стремиться загладить свой грех и исправить свою жизнь и поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, — Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39). Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично — пусть и в единстве с другими — действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

http://pravmir.ru/svyatoj-dux/

Уточнение свт. Марка Ефесского состоит в том, что, хотя действительно никто из людей, за исключением разве что Богородицы, не имел всей полноты даров Святого Духа, тем не менее Церковь в целом (образом которой является Божия Матерь), а значит, и собрание апостолов в Пятидесятницу всю полноту даров (энергий) Святого Духа имеет, т. к. в Пятидесятницу (как и в Боговоплощении) «не какая-нибудь часть энергии излилась> но всецелая энергия». Вот это понятие «всецелая энергия» и является ключевым для экзегезы Пятидесятницы у свт. Марка Ефесского . То есть, если у свт. Николая Мефонского еще не вполне прояснен образ «ипостасного» общения Святого Духа с Церковью, то свт. Марк уточняет его, говоря, что «сущностное» сошествие Святого Духа означает излияние всецелой энергии Божией, а не просто каких-то из множества энергий, что бывало и до Пятидесятницы. После всего сказанного тем не менее все равно еще следует понять, что для свт. Марка означают слова Христа в Евангелии о «посылании другого Утешителя» ( Ин. 14, 16 ). Ведь и у св. Николая Мефонского , как и до него у св. Г-ригория Богослова, трактовка этого места однозначная: Утешитель – Святой Дух, т. е. ипостась (Кто), а не просто энергия. В самом деле, и у свт. Марка Ефесского в цитируемом выше сочинении говорится: «Если то, что было дано апостолам от Господа по воскресении через вдохновение (ецфахищатоˆ), не было Самой ипостасью Духа, ибо Утешитель еще не снисшел и Господь еще не отправился к Отцу, то, следовательно, одно – ипостась Духа, и другое – даваемая через вдохновение общая благодать Троицы» 2079 . Этот пассаж практически не отличается от того, что писал свт. Николай Мефонский , т. к. здесь явно имеется в виду, что в Пятидесятницу на апостолов снизошла Сама ипостась Святого Духа. Между тем необходимо учесть и утверждение свт. Григория Паламы , согласно которому нельзя причаститься ипостаси. Разрешение данного комплекса «противоречий» должно учитывать все эти положения. Ясно, что свт. Марк Ефесский не мог противоречить сам себе. «Снисшествие» на апостолов Святого Духа, очевидно, означает не то, что они причастились Самой ипостаси Духа (против чего и возражал Палама), но то, что на них излилась, как говорит святитель, всецелая энергия Божия и именно ей и причастились апостолы, став причастниками внутренней жизни Самой Святой Троицы 2080 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

От памятника в настоящее время остались лишь два яруса колокольни. В 2004 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при церкви была организована православная община и назначен настоятель – священник Валерий Малышкин. К настоящему времени на месте кладбищенской церкви возвели новую, она является одним из приходских храмов Сергиево-Посадского благочиния, в ней начата литургическая жизнь. http://elijah.ru/Sv.Ducha%20SP.htm Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2007 г. ему исполнилось 175 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. Император Франции начал войну с Россией 12 июня 1812 г., но уже через несколько месяцев потерпел позорное поражение. Как известно, победоносное окончание войны вызвало мощный взлет национального самосознания русских людей, культурный и духовный подъем. По традиции предков знаменательная победа повсеместно была отмечена строительством храмов. В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь была приписной к приходу соседней Успенской церкви. Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод: Наташа Ростова встречается со смертельно раненым князем Андреем Болконским у стен Святой Троицы. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском. По сообщению историка Е.Е. Голубинского: «На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святого Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И.А. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году…» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 316). Под Клементьевской церковью следует понимать церковь Успения Божией Матери города Сергиев Посад (ныне центр Сергиево-Посадского благочиния). Купец Иван Антонович Шапошников являлся ее старостой.

http://sobory.ru/article/?object=06581

Единонадесять Апостолы, некоторые благочестивые жены, Пресвятая Богородица Мария Матерь Господа Иисуса и братия Его по вознесение Спасителевом на небеса, возвратившись с горы Елеонской во Иерусалим, пришли в тот дом, в котором они прежде находились, и взошли в горницу оного дома, которой после соделался Церковию, так называемою, горняя или высшая Церковь Апостолов. Там находившись все сии единодушно, то есть с единым желанием и с единым намерением, ожидали в молитвах и молениях сошествия Святаго Духа: там в те дни «и Матфий причтен бысть ко единонадесяти Апостолом» ( Деян.1:26 ) (Кирил. Иерус. В катих. 16). Деян.2:2–3 .  И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом идеже бяху седяще: И явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коемждо их. В третий час дня, то есть за три часа до полудня, произошел нечаянно толикий шум с небеси, каковой бывает во время сильного ветра ( Деян.2:2 ). Сим шумом исполнился весь дом, в котором находились Апостолы и сущие с ними; где явились тотчас языцы яко огненни, которые разделившись седоша на едином коемждо их. В третий час сошел Дух Святой, да покажет тем три ипостаси Божества; а нечаянно, да покажет, что ожидающие сошествия Его не имели нужды в приуготовлении, но были чисты и готовы ко принятию Его. Шум означил пришествие Пресвятого Духа, якоже глас праотцам открыл присутствие Бога в раи ходящего. С небеси же был шум оный для того, дабы уверить, что Святого Духа послал с небеси той самый Иисус, который на небо вознесся, и который послать Его оттуда обещал. Шум яко дыхания: поелику «Дух, идеже хощет, дышет» ( Ин.3:8 ): дыхания же бурного по величию дара, которой был сильнее дара Пророческого. «И исполни весь дом, соделовая его как бы исполненною воды купелию, да сбудется предречение оное Спасителя: вы же имате креститеся Духом Святым, не по мнозех сих днех» ( Деян.1:5 ): а вкупе и для того, дабы предвозвестить, что как тогда исполнился Божия благодати весь дом, в немже бяху седяще ученицы, так после сего исполнится даров Святого Духа вся вселенная, в ней же имеют быть Церкви правоверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Новый ее расцвет наступил в середине XVII века. В 1642 году солигалический зодчий Василий Харитонов сын Зубов выстроил, как о том повествовала некогда надпись над входом (уничтоженная уже к 1884 году, но записанная перед уничтожением) единственный каменный храм монастыря во имя Сошествия Святого Духа. Текст надписи следующий: «Лета 7150 (1642) совершена была сия церква при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов» Собор необычайно украшал панораму города своим нарядным силуэтом. Этому способствовало и живописное его расположение в месте слияния рек Трубеж и Лыбедь, восточнее Архиерейских палат, на Кремлевском холме. Благосостояние обители продолжалось до 1724 года, когда ее приписали к Скопинскому монастырю во имя Живоначальной Троицы. В 1727 году по прошению знатных вкладчиков – стольника Федора Ляпунова, князя Василия Волконского и других она опять стала самостоятельной, пока в 1781 году не была практически вся уничтожена пожаром и более не возобновлялась. Братию перевели в Троицкий Скопинский монастырь, с этого времени получивший название «Троицкий Духов». Из всех зданий обители сильно поврежденным уцелел только Духовской храм. В 1798 году его возобновила княгиня Александра Владимировна Козловская, урожденная Долгорукова Она же распорядилась пристроить к нему трапезную с престолом муч. Александры Почти веком позже – в 1864 году – с западной стороны трапезной возвели трехъярусную колокольню под шатром по проекту зарайского архитектора И.В. Стропычева. Она удачно дополнила храмовую композицию Сама церковь по праву считается одним из лучших творений русских зодчих XVII века. Ее строительство велось в чрезвычайно интересную эпоху развития русской культуры. Вторая четверть XVII столетия была временем пересечения двух тенденций: зарождения пышной декоративности, или как ее принято называть «русского узорочья», и последним этапом истории шатровой храмовой архитектуры, продолжавшимся всего около четверти века и давшей нам порядка двадцати церквей, увенчанных двумя или тремя шатрами. От обоих течений Василий Зубов сумел взять лучшие их особенности, хотя влияние «узорочья» в данном случае было весьма незначительным. Исследователи рязанской архитектуры указывают на воздействие московской художественной школы в творчестве этого мастера Однако о прямом воздействии московской архитектуры здесь говорить вряд ли можно, так как храм чрезвычайно самобытен. Весь его облик говорит о высоком профессиональном уровне. Прежде всего, он стал первой церковью, построенной из кирпича в Переяславле-Рязанском Кроме того, цельность его силуэта, безукоризненная соподчиненность объемов, гармоничные пропорции всех составляющих и благородная сдержанность декора, ставят церковь Святого Духа в один ряд с самыми прославленными храмами эпохи. Зодчий творчески переработал импульсы развития архитектуры своего времени, не копируя слепо ни один из образцов.

http://sobory.ru/article/?object=00865

Так, в День Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все содержание христианского вероучения. Все наше богослужение, общественное и частное, начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обра­щается к только что родившемуся младенцу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Миропомазания полагается на него «пе­чать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его – «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается Таинство Брака. Наконец, последняя молитва иерея при погребении усопшего «Яко Ты еси воскресение» заканчивается обращением ко Святой Троице. Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть празд­ник попразднственный, конечный (Пятидесятница, седален по 1-й кафизме). Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы, кончая Пасхой и Вознесением Господа Иисуса Христа. Празд­ник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и запо­ведали воспоминать его всем христианам ( 1Кор.16, 8 ; Деян.20,16 ). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св.Пяти­десятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20). И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение над оглашенными (см.пение на Литургии «Елицы во Христа крестистеся»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010