Боковые срубы покрыты гонтовой крышей, широкий свес которого лежит на широких выпусках - кронштейнах. Самое интересное - внутри. Церковь сохраняет уникальный по красоте пятиярусный ренессансно-барочный иконостас, созданный в 1650 году. Кстати, первый в Галичине в таком стиле. Иконостас был изготовлен на заказ на средства Рогатинского братства. Заказ выполнили как местные художники, так и мастера львовской иконописной школы. Работали масляными красками. С 1983 года в храме действует экспозиция галицкой иконописи, скульптуры и резьбы XVI - XIX веков. А еще известно, что: Церковь относят к десятке самых ценных деревянных сакральных сооружений Украины. Храм сохранился до наших времен практически без изменений со времен средневековья. Самый древний экспонат в музее - икона «Иоанн Креститель Ржаной» (начало XVI в., византийский стиль), своеобразный житийный комикс (такое нередко случалось в иконописи давних времен, когда на ограниченную площадь образа мастером выплескивалось всю жизнь изображаемого святого). Источник: Замки и храмы Украины Церковь Святого Духа стоит на небольшом возвышении, посреди старинного кладбища, в западной части Рогатина. Благодаря малоэтажному характеру окружающей застройки и протекающей поблизости речушки, этот деревянный храм имеет роль архитектурной доминанты. Церковь Святого Духа в Рогатине построена, вероятно, в 1-й пол XVII века, хотя до сих пор официально датируется 1598 годом - эта дата была найдена в интерьере церкви на северной стене центрального сруба и прочитана священником церкви Ипполитом Дзеревич в конце XIX столетия. В исторических записях, которые хранятся во Львовском государственном архиве, церковь Святого Духа в Рогатине впервые упоминается в 1481 году. Словом, несмотря на столь сильные расхождения в датах, это культовое сооружение считается одним из древнейших деревянных храмов Украины. При церкви действовало одно из первых на Западной Украине церковных братств, благодаря искуссным резчикам которого для этого храма был создан уникальный ренессансно-барочный иконостас, датируемый 1650-м годом, чудом сохранившийся до наших дней. В 1800 году церковь Святого Духа становится приписной к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы. В XIX веке к бабинцу пристроена колокольня. В 1885 году художник Юлиан Макаревич реставрировал иконостас церкви, после чего он экспонировался на археолого-этнографической выставке во Львове. А в 1895 году на выделенные Галицким сеймом 2000 злотых, осуществлялась реставрация самого храма. Этими работами руководил львовский архитектор М. Ковальчук.

http://sobory.ru/article/?object=20960

Взоры эти полны радостного настроения и молитвенного упования к тем, кои сегодня так торжественно прославляются миллионами благодатных христианских сердец по всему миру земному. Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Целый сонм святых: праотцы, патриархи, пророки и апостолы, святители и мученики, преподобные и праведные, бессребреники и Христа ради юродивые, затворники и столпники, юношеский возраст, мужеский и старческий, праведно прожившие на земле, благодарно вспоминаются ныне Церковью, которая воссылает к ним свои поклонения и восхваления. Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Вы думаете, может быть, братья, что святая Церковь случайно и без всякого основания избрала этот день для прославления всех святых? Нет. Она на это имела глубокое и весьма существенное основание. Мы только отпраздновали великий день Сошествия Святого Духа, день Святой Троицы, и непосредственно за этим великим праздником святая Церковь посвящает всем святым именно этот день. Но почему? Потому что все угодники Божии спаслись своею подвижническою жизнью по своей твердой вере, но в никаком случае спасение не могли получить без благодатной помощи Святого Духа, какова бы ни была крепка и велика вера их и каковы бы ни были велики их труды и подвиги. «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божии дар, не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2: 8–9), – говорит Священное Писание. Вот почему человек не в силах совершить земное поприще достойно званию христианина без благодатной помощи Святого Духа. Каждый день на утрене во время чтения шестопсалмия священник молится Богу, чтобы Промысл Божий руководил христиан в жизни праведно, ибо мы должны не только спастись, но и помолиться: «яко же подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставши ны». Значит, спасение наше тесно связано с действием в нас Бога Духа Святого, и все те многочисленные святые, которых сегодня Церковь празднует, спасены благодатию Бога Духа Святого; следовательно, когда, как не теперь, поминать всех святых, когда у всех нас свежее воспоминание только что прошедшего великого дня Святой Троицы, и благодатию Коего все нами почитаемые святые спасены? Воистину великая сила благодати Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/140148.html

Святой Дух — Бог, присутствующий в современной человеческой истории. Сын Божий завершил Свое пребывание в истории славным вознесением Своим. Святой Дух — это Бог, пребывающий в человеческой истории, но особым образом Святой Дух пребывает в Церкви. Сила воздействия Духа Божьего на Церковь заключается в том, что Он таинственно для нас, мистически, непознаваемо, но реально делает Церковь продолжательницей дела Спасителя; членов Церкви — соучастниками всего того, что Господь совершил: Его рождения, жизни, проповеди, страданий, смерти, Воскресения, на небеса восхождения, одесную Бога и Отца седения, второго и славного паки пришествия . Силой Святого Духа то, что совершил Господь, актуализируется по отношению к каждому человеку, когда бы он ни жил и где бы он ни жил. Если так, то Таинства Церкви — это и есть актуализация исторических событий, через которую каждый из нас становится соучастником того, что совершил Христос. В Крещении мы не просто вспоминаем мысленно — мы соучаствуем в смерти и воскресении Спасителя, и никто из нас не может ответить, как это происходит — это тайна, почему и Крещение именуется Таинством. В Миропомазании актуализируется Пятидесятница, сошествие Святаго Духа на апостолов. Как тогда они получили дар языков, так и в день нашей собственной Пятидесятницы, когда совершается над нами Таинство Миропомазания, мы получаем дар Святаго Духа. А что означает дар Святаго Духа? Те, кто получил дар Святаго Духа в купели Крещения, затем стали сбрасывать кресты, закрывать храмы, отрекаться от Бога и уничтожать веру. Нередко тот, кто ныне получает дар Святаго Духа, никогда больше в храм не приходит и живет так, как будто и Бога нет. Что означает этот дар Святаго Духа? Это что, автоматическое воздействие Божественного всемогущества на человеческую природу? Это что, некое программирование человека на добро? Совсем нет. Дар Святаго Духа — это замыкание цепи между человеком и Богом, той самой связи, которую мы называем религиозной связью; и в момент этого замыкания, когда к телу человека прикасается облагодатствованное святое миро, он получает Божественную энергию, Божественную благодать, и цепь замыкается.

http://patriarchia.ru/db/text/670468.htm...

В притче действующей, лицом, выставляется женщина. В Церкви действует Святой Дух. Сопоставляя сих деятелей, мы можем без особенного труда понять, что Господь Иисус Христос под делом женщины разумел дело Святого Духа в Церкви, а именно освящение и оживотворение верующих людей. Женщина, по притче, положила закваску в муку. Не просто она положила, а скрыла внутрь, взяв закваску из другого теста. Закваска стала соединяться с мукою и производить на него известное благотворное действие. Тесто стало киснуть и таким образом изменять свои свойства. Господь наш Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою. И точно, Церковь Его открылась по сошествии Святого Духа на Апостолов. Действия Духа Божия на учеников Спасителя были подобны действию закваски на муку. Апостолы совершенно возродились благодатью Святого Духа. Сердце их исполнилось глубочайшей любви к Богу, вера окрепла, страх исчез, и грех был очищен. К сему приложилось дерзновение, дар языков, сила чудотворений, пророчеств и вдохновения. Такова сила благодати Святого Духа на Апостолов. Со дня же сошествия на них Духа Святого благодатное действие Его не прекращается. И ныне Дух Святой сообщается каждому верующему в таинстве крещения. При видимом погружении крещаемого в воду, человек умирает для жизни греховной и возрождается для жизни святой. Погружение в воду знаменует смерть ветхого человека, а возникновение из воды означает воскресение нового, обновленного по образу Создавшего человека, т. е. Бога. Так о сем учит св. Апостол Павел. «Неужели вы не знаете, вопрошает он членов Церкви, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О духовном смысле праздника Богоявления говорит Митрополит Сурожский Антоний (Блум): " Христос пришел на иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос, окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный. …Крещение Господне в дальнейшем развитии событий ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего - и победой над злом. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову… очищаются до глубин, и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни и делаются способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия. Как трепетен этот праздник, и вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами иорданскими… вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни " . [ все светские новости ] [ новости из православных источников ] [ главная библиотека новости родителям ]

http://zavet.ru/news-s010117.htm

С июля 2010 года, после вступления в должность командующего Черноморским флотом вице-адмирала Королева Владимира Ивановича, богослужения в Михайловском храме совершаются ежемесячно для военнослужащих и членов их семей. В августе 2011 года новый командующий Черноморским флотом контр-адмирал Федотенков Александр Николаевич принимает решение о переносе экспозиции 8 зала музея из здания храма в новое помещение, с целью возрождения исторического облика воинского храма. В ноябре 2012 года новый Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович принимает решение о реставрации воинского храма св.Архистратига Михаила на средства военного ведомства России, силами ОАО Славянка под руководством Белавенцева Олега Евгеньевича. В сентябре 2013 года к работам приступила «СК Мост» (директор Медведев Александр Рюрикович). За год выполнена реставрация фасадов, заменены окна, проведены работы по замене кровли на медную, установлен медный купол и крест, покрытые сусальным золотом, выполнена заменена ветхого деревянного перекрытия на железобетонные конструкции. Ялтинские мастера установили мраморный престол, жертвенник и резной иконостас, изготовленный в Коелге Челябинской области, Львовские специалисты изготовили уникальные бронзовые паникадила-хоросы с изображениями воинских символов: двуглавых орлов, якорей, Андреевских флагов и георгиевских крестов. Вход в храм украшают массивные медные двери с бронзовыми фигурами: якорями – символом спасения и рыбами – символом Иисуса Христа. Над дверями установлен витраж с изображением Архистратига Михаила. Мраморный пол храма украшен мозаикой. На стенах, облицованных уральским мрамором, будут написаны имена воинов, погибших на Черноморском флоте за 235-летнюю историю. Роспись храма выполнена в ранневизантийском стиле минскими иконописцами. В алтарной абсиде написана Евхаристия, а в конхе –Богородица «Оранта». Свод украшают Собор Архангелов, а на стенах церковные праздники: Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Сошествие во Ад (Воскресение), Сошествие Святого Духа на Апостолов, а так же евангельские события: Спасение утопающего Петра, Иисус укрощает бурю, Распятие Спасителя и Снятие со Креста. На западной стене написано Чудо Архистратига Михаила в Хонех и перенесение мощей свт. Спиридона Тримифунтского св. адмиралом Феодором Ушаковым на о. Корфу.

http://sobory.ru/article/?object=23075

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово Апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия. Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны; сравните Сердце чисто созижди и дух прав обнови (Пс 50:12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святаго Духа, борется с грехом; иногда — всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святый преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа светлеется Тройческим единством, не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека 3 . Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в храм Бога (1 Кор 3:16; ср. 6:19). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо “цель христианского подвига, — пишет проф. С. Зарин, — стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом” 4 . О сем разумеем, яко пребывает в нас (Бог), — учит апостол Иоанн, — от Духа, Егоже дал есть нам (1 Ин 3:24). Братие и сестры! Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: Созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф 2:22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святаго: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша”. Аминь. Проповедь в неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых Дивен Бог во святых Своих. (Пс 67:36) В нынешний день Святая Церковь прославляет память всех святых, просиявших во всех концах Вселенной. Совершается эта память в воскресение после сошествия Святаго Духа, потому что все угодники Божии соделались святыми благодатию Святаго Духа.

http://pravmir.ru/propovedi-arhimandrit-...

Домостроительство Духа От Пятидесятницы и доныне Святой Дух постоянно животворит Церковь, таинственно наполняя Собою жизнь ее членов. Но это не означает, что Он не действовал в истории раньше. О Духе Божием, носящемся над водою в момент творения мира, мы узнаем из самых первых строк книги Бытия (1: 2). В Ветхозаветный период Дух наиболее явственно проявлял Себя в пророках, через них наставляя людей на путь спасения, и в священниках, через них подавая освящение. О домостроительстве Святого Духа в истории мира напоминает 3-я стихира на вечерне: Вся подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный… — «Всё подает Дух Святой: источает пророчества, посвящает священников, безграмотных [апостолов] научил мудрости, рыбаков сделал богословами, составляет всё устроение Церкви…». Присутствие Святого Духа в жизни церковных людей представляется настолько необходимым, что в начале всякого богослужебного последования, молитвенного правила и вообще всякого доброго дела произносится единственная в своем роде стихира Пятидесятницы, обращенная к Самому Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю. Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. — «Царь небесный, Защитник, Дух истины, Ты, Кто везде присутствует и всё наполняет Собою, Кто есть Сокровищница благ и Податель жизни! Приди и поселись в нас, очисть нас от всякой нечистоты и спаси, Благий, души наши» (3-я стиховная стихира вечерни). Молитва Святому Духу не произносится только в период от святой Пасхи до Пятидесятницы, когда внимание верующих сосредоточено на осмыслении событий воскресения и вознесения Сына Божия, Его великого спасительного дела. Это, конечно, не означает того, что Дух Святой перестает на это время действовать в Церкви. Точно так же и Господь еще до Пятидесятницы, в день Своего воскресения, дунул на апостолов и сказал: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20: 22). Этим дуновением Святого Духа Христос посвятил апостолов на их будущее служение. А сошествие Святого Духа в Пятидесятницу открыло этому служению благодатный путь.

http://pravmir.ru/svyashhennaya-igra-slo...

Здесь после святого Вознесения они собрались все вместе для молитвы и для ожидания Утешителя Духа. И здесь в день Пятидесятницы в первом храме Сионском и совершилось сошествие Святаго Духа, освящение Церкви благодатию Духа Святаго. И после освящения этого, после первой проповеди апостольской ученики-апостолы рассеяны были благодатию Духа Святаго по всему миру проповедовать Евангелие Царствия Небесного. Для них не было преград: ни инородностей, ни языковых преград не было, не было преград ни климатических, – никаких. Они шли в Африку далекую, и в далекую Индию, и в далекий Рим, и в далекую Британию, и в далекую Европу, кругом шли, и к далеким скифам шли. Кругом, по всему миру шли, проповедуя Слово Божие, крещая народы  во имя Отца и Сына и Святаго Духа, исполняя повеление своего Божественного Учителя. Вера православная крепла, умножалось стадо Христово. Первое имя – христиане – было названо антиохийцам, и с этого момента вся Церковь стала называться христианскою. Последователи Христа Спасителя и до сего дня мы все именуемся христианами еще от первых времен апостольских, то есть последователями Христа Спасителя, Господа нашего. Умножалась вера святая. Гонения, ненависти претерпели, разделения, расколы, очищение Церкви от всего плохого. Все прошла Мать-Церковь, претерпела и сохранила эту благодатность даже до сего дня. И мы в сегодняшний день, день рождения нашей Церкви, благодарим Господа, собравшись под своды храма, что мы являемся членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, что мы не заблудшие какие-то овцы, а принадлежим к истинной вере, спасающей и освящающей нас. Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах. Начиная от крещения, миропомазания, когда священник помазует апостольским миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго», запечатлены мы все от крещения печатью дара Святаго Духа, дарами Духа Святаго.  Дух Святый сопровождает нас в Таинстве исповеди, когда прощаются грехи наши.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Что же произошло? Что это за изменение? Ведь апостолы не изменили своего внешнего вида и не получили какого-то особого ведения — они уже многое знали; они не получили какого-то специального образования, они не поднялись по социальной лестнице — они по-прежнему оставались изгоями тогдашнего общества. Что же произошло? А произошло то, что благодать Божия, сила Божия, Дух Святый через искупительные заслуги Спасителя, через Его смерть и Воскресение, по Его обетованию прикоснулись к ним и наполнили апостолов таким могуществом, о котором потом мечтали волхвы, так что даже деньги готовы были платить, чтобы апостолы поделились с ними тайной их могущества — потому что в этих немощных и слабых людях стал действовать Дух Святый. И удивительно, что это сошествие Святого Духа, превратившее группу единомышленных рыбаков в особое собрание, в Церковь Божию, где живет и действует Святой Дух, не прекратилось с прекращением их физической жизни, но, по обетованию Божиему, Тот же Дух, который почил на апостолов, пребывает в Церкви, почивает на священнослужителях и на всех верных, которые проходят через купель Крещения и которые прививаются к этому Божественному и благодатному стволу через Таинство миропомазания. Поэтому каждый из нас может сказать: «и я имею Святого Духа, и я обладаю той же силой, и во мне живет и действует Дух Святый». Но не каждый человек это чувствует: иногда и священнослужители проходят через такие периоды жизни, когда им кажется, что Дух Святый от них отступил; и у мирян не всегда есть ясное понимание и чувство присутствия в них Божественной силы. В чем же дело? Что-то происходит не так, как должно было происходить — но что именно происходит не так? Святой Иоанн Златоуст замечательно учит нас, что для всех тех, кем обладает страсть и неверие, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа. Великий святитель не сказал, что тот, кто подвержен страсти или кто потерял веру, будучи крещеным, навсегда потерял дар Святого Духа, что он его лишился. Он говорит нечто иное — что для того, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sila-b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010