С 1987 года в Курагино для окормления общины стали приезжать священники из Минусинска – о. Михаил Пристая (?25 ноября 2011) о. Василий Ахремичев, о. Мирослав Добровольский. Указом епископа Красноярского и Енисейского Антония от 27 июня 1988 г. строителем Курагинской церкви был назначен священник Богдан Гомзяк. На собранные пожертвования 14 октября 1988 г. общиной был куплен дом по адресу пер. Советский, 17, к которому силами родственников о. Богдана был пристроен алтарь. Здание освятили как «молебный дом». Но Курагинцы не переставали мечтать о настоящем храме, и в 1991 году местным священством было освящено место под строительство храма. Храм планировали построить каменный. В 1992 году  настоятелем Курагинского прихода был назначен священник Роман Янушкявичус. В его бытность приходом был приобретен дом для семьи священника. 21 сентября 1997 года настоятелем и строителем храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов указом архиепископа Красноярского и енисейского Антония назначен иерей Александр Васильев, который уже имел опыт строительства храмов. Благодаря стараниям отца Александра, благотворительной помощи различных организаций, учреждений и предприятий, частных и государственных лиц, благодаря неустанной молитве прихожан, был возведен деревянный храм-часовня, рядом с тем местом, где первоначально планировалось построить храм каменный. При о. Александре был написан прекрасный трехъярусный иконостас, которому может позавидовать и городской храм. Была начата работа по облагораживанию прихрамовой территории. 17 августа 2007 году после тяжелой болезни протоиерей Александр Васильев скончался. О. Александр прослужил в Курагино 10 лет. Очень любили и ценили прихожане своего пастыря. Похоронили батюшку на территории храма, с левой стороны у алтаря.  В 2007 году настоятелем храма назначается священник Киприан Дядькин, который вскоре по семейным обстоятельствам переводится духовником в Свято-Вознесенский женский монастырь с. Кочергино Курагинского района, а настоятелем храма указом правящего архиерея от 25 марта 2010 года назначается протоиерей Игорь Корнатовский.

http://sobory.ru/article/?object=04158

Кукольный театр строили очень долго, и Духосошественская церковь все это время оставалась в том виде, в каком ее приспособили для культурного учреждения. Верующих раздражал не сам факт присутствия детского театра в храме, а четыре кукольных персонажа на фронтоне здания. Будем надеяться, что храм восстановят в том виде, в каком он запечатлен на старых фотоснимках. Отметим, что в Казани есть еще одна Духосошественская церковь, правда, ее чаще называют Дворцовой церковью. Она находится в Кремле. Церковь примыкала к губернаторскому дворцу. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа занимал лишь второй этаж. Там же находился и крошечный придел св. мученицы царицы Александры (жены императора Диоклетиана). На первом этаже размещался еще один придел – св. Николая Чудотворца. Находившаяся там красивая икона св. Николая была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской. С сайта " Kaзahckie истории " Двухпрестольная церковь построена в 1731 на средства владелицы суконной мануфактуры Е.И.Дрябловой-Михляевой. Перестраивалась в 1832-1833, 1869 (крыльцо и паперть по проекту П.Е.Аникина), 1897, 1901. В 1802 мастером М.А.Венедиктовым была возведена кирпичная ограда вокруг церкви. В 1895 с юго-восточной стороны ограды построена пятиглавая часовня в псевдорусском стиле. В 1930-е в здании церкви размещался кинотеатр " Колхозник " и школа западных и бальных танцев. С 1950-х здесь размещается Казанский кукольный театр. Двухэтажное, вытянутое в плане здание церкви, бесстолпное, трехапсидное, с асимметричным приделом у северной стены. Первоначальная центричная композиция, в результате разновременных пристроек, изменилась на осевую. Наиболее протяженный первый этаж перекрыт лотковыми с парусами сводами, укрепленными железными тягами. Внутренние помещения первого этажа, вероятно, использовались для хозяйственных нужд, а в конце 1880-х здесь помещалась начальная церковно-приходская школа. Молельный зал располагался на втором двусветном этаже, в высоком кубовидном объеме, под восьмилотковым сводом с металлической кровлей. Все 3 полукруглые апсиды под конхами. Перепад высот фасадов центрального объема и северного придела указывает на то, что в прошлом над приделом, вероятно, было устроено гульбище. На втором этаже, трапезная переходит к западу в небольшой прямоугольный объем - нижний ярус колокольни, весь этаж перекрыт лотковым сводом. Утрачены пятиярусная колокольня, паперть и крыльцо, барабаны и главки храма и придела, заложены оба света на южном фасаде центрального куба церкви, гульбище, ограда, часовня. Памятник культовой архитектуры в стиле барокко.

http://sobory.ru/article/?object=21040

Сооружение этой церкви было кончено только в 1808 г. Освящение совершено протоиереем Николаем Вологодским 27 апреля 1809 г. Придел Никольский, в силу указа Пермской духовной консистории от 11 августа 1877 г., упразднен. Свято-Духовский храм был холодный, а придельные – теплые. Теперь же все три храма соединены и составляют одну теплую церковь. Когда произведено соединение – данных нет. Пожаром, бывшем 27 сентября 1839 г., Свято-Духовской церкви были причинены повреждения как внутри, так и снаружи. Особенно значительны были повреждения наружные: на церкви и колокольне маковицы сгорели и кресты пали на землю. Колокола, коих было десять (самый большой в 208 пуд. 35 фунт.), пришлось снять и устроить для них отдельно деревянную звонницу. На исправление наружных повреждений церкви потребовалось употребить более 3 500 руб. ассигн. Священно-церковно-служители, с согласия своих прихожан, решили: - храм во имя Сошествия Св. Духа построить в лучшем виде, в память посещения в 1845 г. Екатеринбурга его императорским высочеством герцогом Максимилианом Лейхтенбергским; - колокольню расположить в длину и ширину на 10 саж. и в ней устроить теплую церковь во имя св. Николая и св. отрока Максимилиана; - колокольню расположить на площади так, чтобы она была на углу этой площади при пересечении улицы Сибирским трактом, и холодную церковь Свято-Духовскую – построить от колокольни в 5 саженях, в длину площади, к реке Исети; - колокольню именовать Максимилиановской. Планы на устройство церкви и колокольни прихожанами были препровождены при особом прошении 17 декабря 1845 г. в Петербург к главному начальнику Уральских заводов генералу В.А. Глинке, тогда находившемуся в столице, для представления, куда следует. План этот 3 апреля 1847 г. высочайше был утвержден. Преосв. Ионою, епископом Екатеринбургским, 21 сентября 1847 г. было совершено освящение места для колокольни храма, а 24 июля 1876 г., через 29 лет после заложения, епископом Екатеринбургским Вассианом храм в честь св. отрока Максимилиана был освящен. Церковь же Свято-Духовская, за неимением средств, а так же и потому, что старый Свято-Духовский храм крепок и достаточно поместителен, постройкой не начата до сих пор. Временная деревянная звонница была уничтожена в 1867 г., в силу указа Екатеринбургского духовного правления. На ее месте тогда же был построен памятник – «крест-часовня».

http://sobory.ru/article/?object=37413

Хорошо сохранившаяся галерея Духосошественской церкви – замечательное произведение зодчества. Больше во всей Казани и окрестностях ни у одной церкви не сохранилось арочных крытых галерей. Изначально галерея представляла собой незастекленную террасу: как бы балкон вокруг всей церкви в форме буквы «П». Позже ее застеклили и превратили, таким образом, в светлый коридор. Сейчас, после реставрации 2002 года, цельные рамы окон заменены открывающимися настеж стеклянными ставнями, так что галерею можно сделать и открытой, и закрытой. Со стороны дворца к храму ведет крытый переход над аркой (на уровне второго этажа) – очень похожий на некоторые переходы Большого Кремлевского дворца Москвы. Со стороны башни Сююмбеки – высокая удобная лестница. Стоит отметить, что с башней Сююмбеки церковь очень удачно гармонирует своей ступенчатой конструкцией. Две «ступеньки», из которых она состоит, очень похожи на два нижних яруса легендарной башни, стоящей рядом. Церковь примерно вдвое ниже, но тоже очень изящна. А венчает ее 8-гранный луковичный купол с медно-лепными растительными «гирляндами» вдоль каждой грани. Из этих же гирлянд составлены и кольца-венки на каждой из 8 плоскостей. Купол, таким образом, очень оригинален и больше всего напоминает этими украшениями царскую церковь Большого дворца в Петергофе, тоже памятника XVIII века. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа занимал лишь второй этаж. Там же и находился и крошечный придел св. мученицы царицы Александры (жены императора Диоклетиана). На первом этаже размещался еще один придел – св. Николая Чудотворца. Находившаяся там красивая икона св. Николая была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской. Вообще все иконы в главном храме и во всех приделах были – 1854 года, современные освящению церкви… Того же года – и все святые предметы алтаря. Разумеется, они не сохранились – красноармейцы разграбили этот храм одним из первых, когда в сентябре 1918 г. взяли Казань. Переделанная под столовую, церковь полностью утратила оформление своих интерьеров в стиле классицизма. Если б оно сохранилось, то был бы особенно интересен этот контраст: фасады в стиле русского барокко и внутреннее убранство в европейском классическом стиле.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Церковь до сих пор не возрождена в качестве действующей, хотя, как уже отмечалось, капитально реставрировалась в 2001 – 2002 гг. Установление над ее куполом вместо креста знака «ЮНЕСКО» (Казанский кремль как раз был включен тогда в список всемирного достояния) вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию общества, особенно верующих. Знак вскоре сняли, и сейчас купол храма уже ничего не венчает – крест над ним пока так и не установили. Из книги Андрея Рощектаева " Путеводитель по святыням Казанской епархии " Дворцовая церковь расположена с западной стороны Губернаторского дворца, галереей-переходом соединяется с Губернаторским дворцом. Церковь построена в XVII веке. Первоначально называлась Введенской, отремонтирована в 1852 г. и вновь освящена в 1859 г. во имя Сошествия св. Духа. Одноглавый четверик основного храма с характерной барочной раскреповкой, подпираемые пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками, поставлен на двухъярусный подклет. Проемы нижнего подклета украшены наличниками из кирпиных валиков с килевидным верхом над дверными и треугольными над оконными проемами. Луковица над главкой украшена накладными дубовыми венками и ветками, накрывающими ребра его граней. Четверик высится над крытой галереей-папертью с красивыми гранеными столбами. Галерея, куда ведет широкая наружная лестница, изначально, возможно, была гульбищем. Ограждение гульбища, переходящее в ограждение наружной лестницы, оформлено ширинками в сочетании с рядом сухариков. По верху гульбища и четверика карнизы украшены мукарнами на четверике к ним добавляются и сухарики. Крытым переходом церковь соединили в XIX в. с домом губернатора на уровне второго этажа (затем здание Совета Министров и Верховного Совета ТАССР, ныне — Резиденция Президента РТ). Окна перехода выполнены повторяющимися бифориумами. Фасады оформлены в стиле русского барокко XVIII в. Татарской СНРПМ производились ремонтно-реставрационные работы, обмеры и обследования под руководством архитекторов Айдарова С.С., Петрухина В.С. в 1958, 1967, 1975 гг. Реставрировалась в 2000—2006 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Как древний праздник седмиц был началом жатвы пшеницы, так новозаветная Пятидесятница становится началом жатвы духовной. Господь Иисус Христос говорит: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10, 2). После сошествия Святого Духа начинается апостольское свидетельство о Христе. Как в древности Бог дал израильскому народу закон, сделав его народом святым (выделенным из среды других народов) (Втор. 14, 2), так и теперь Бог посылает Духа Святого, чтобы Он собрал всех уверовавших во Христа в новый народ — Церковь Христову. Затем Деяния говорят о том, что все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян. 2, 7–8, 11). Не вдаваясь в подробности толкований и споров о том, что же представлял дар иных языков , описанный во 2й главе Деяний, укажем лишь на то, что каждый человек понимал апостольскую речь, и речь эта коснулась многих сердец. В церковных песнопениях дар языков в день Пятидесятницы противопоставляется смешению языков при постройке Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 1–9): Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа (перевод: Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа ). Вавилонская башня стала символом человеческой гордыни, попытки сделать себе имя (Быт. 11, 4) без Бога — построив город и башню до неба. Постройка остается незаконченной, люди перестают понимать друг друга. Сошествие Святого Духа на апостолов становится, напротив, днем рождения Церкви. Благодать Духа Святого объединяет всех под Единой Главой — Господом Иисусом Христом. Для Духа Святого нет ни языковых, ни каких-либо других препятствий — все становятся едины в своей вере и любви к Богу.

http://pravoslavie.ru/68568.html

одесную сел еси Отца, Слове, Веру учеников невестную показавый. Спаситель восшёл на небо не как Енох и Илия: сии взяты, а Он вознёсся Сам Своим всемогуществом. В воспоминание славного вознесения Господня издревле установлен Церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой по Пасхе недели. Этот праздник есть Апостольский; об нём упоминается в постановлениях Апостольских и говорится: «по прошествии 40 дней от первого воскресного дня празднуйте Вознесение Господне». Об Апостольском происхождении праздника Вознесения Господня свидетельствует также блаженный Августин в письме своём к Януарию, где говорит оп: «что храним мы не по писанию, а преданию, и что сохраняется во всём мире, то предано или от самих Апостолов, или от соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, напр. касательно ежегодного празднования страданий, воскресения и вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа. Воспоминание Сошествия Святого Духа В день Новозаветной Пятидесятницы, в 50 день после исшествия Своего из гроба, и в 10 по вознесении своём Господь, восседший одесную Бога Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и Апостолов. Церковь и св. отцы, созерцая событие чудесного сошествия Святого Духа, на основании Писания поучительно изъясняют это событие. Дух Святый называется Утешителем ( Ин.14:16 ), потому что Он способствует нам в немощах наших: Сам ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, ( Рим.8:26 ). «Дух Святый, говорит Григорий Богослов , действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах; их совершенство, озарение и неподвижность ко злу – от Святого Духа. Потом действовал в отцах и пророках. После сего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена: прежде страдания Христова – неявно ( Мф.10:1,20 ), по воскресении Его – явственнее ( Ин.22:22 ), и в день Пятидесятницы – существенно». Сошествие Святого Духа совершилось в великий праздник, чтобы сие чудесное событие сделалось известно многим, – в Пятидесятницу, когда древле и закон Богооткровенный дан был народу Божию; ибо в 50 же день подобало излиться и Духу благодати, потому что Иисус Христос пожрен был во дни Ветхозаконной Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вообще, члены ратуши, в числе коих были и раскольники, не заботились окончить постройку церкви в течение двух лет, как того требовало условие, заключенное ратушей с подрядчиком Нечкиным. Это обстоятельство и вынудило в июле 1757 г. старосту «строящейся внизу за городом церкви и некоторых мирских людей» подать в екатеринбургское духовное правление доношение, в коем высказали, что они желают соорудить на свой счет каменный же во имя св. Христова Иоанна Златоустого придел и просили исходатайствовать, где следует, на заложение его благословенную грамоту. Духовным правлением это доношение было отослано в Тобольскую консисторию, и последняя представила его в св. Синод. От 21 декабря 1757 г. консистория дала знать указом протоиерею Кочневу, что св. Синод благословляет заложить «при вновь строящейся Сошествия Св. Духа церкви придельную каменную же церковь, ежели оной подлинно быть необходимо потребно». Когда протоиереем Кочневым совершено заложение, неизвестно; освящен же Златоустовский придел, устроенный на северной стороне Свято-Духовского храма, далматовским заказчиком, иеромонахом Саввою, по грамоте митрополита Павла, подписанной им 3 июля 1759 г. День освящения в грамоте не показан. Главный же Свято-Духовский храм был освящен 19 мая 1768 г. протоиереем Кочневым с благословения митрополита Павла. Южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был устроен на средства екатеринбургского купца Иосифа Устьянцева. Заложение совершил 1 октября 1786 г. по благословению Варлаама, епископа Тобольского, священник Исидор Коченгин, заказчик Екатеринбургского духовного правления, а освящен придел протоиереем Федором Карпинским в конце декабря 1792 г. по грамоте того же епископа Варлаама, подписанной 20 ноября 1792 г. Кроме того, в 1768 г. на средства екатеринбургского купца Ивана Хлепитина в каменной колокольне был устроен придел во имя св. Николая чудотв., освященный в 1769 г. с благословения епископа Варлаама протоиереем Кочневым. Так как Никольский храм был чрезвычайно мал, то по просьбе причта и прихожан в 1803 г. Пермским епископом Иустином было разрешено сделать над трапезою к колокольне каменную пристройку для помещения придела во имя же св. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=37413

Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 г. была разобрана. Через год, в Покров, чуть западнее прежнего места, началась постройка нового однокупольного с ампирным портиком храма с отдельной трехъярусной колокольней. Автор проекта пока не установлен. Храм строился с трудом – в 1840 г. деньги кончились, и приходу пришлось взять ссуду. 15 октября 1844 г. митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа. Местные резчики изготовили для всех трех приделов замечательные иконостасы, поставив в них образа из прежней церкви. Оттуда же взяли красивую надпрестольную сень (ныне в ГРМ) и чтимую икону св. Иосифа Древодела, которую, по преданию, Петр I подарил из своего дворца. Супруги Угрюмовы ко дню освящения пожертвовали серебряную дарохранительницу, а десять лет спустя – золоченые сосуды работы Ф. А. Верховцева. Регулярно – в 1876–1877 гг., когда появилась роспись – в 1894, 1903 и 1914 гг., в храме производился ремонт. Его последним перед революцией настоятелем был прот. Михаил Николаевич Славнитский. Охтяне были очень набожными людьми: каждый новый дом освящался с молебном при участии местной иконы Смоленской Божией Матери. 28 июля ее носили по улицам, направляясь затем к минеральному источнику и часовне в Полюстрове. Почитанием пользовалась также икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“, перед которой в 1876 г. исцелилась парализованная старушка. При водосвятии крестный ход шел от церкви к Неве. Кроме Георгиевской церкви на кладбище, к храму было приписано несколько часовен. Каменными были Троицкая (1844 г.) часовня в ограде и св. Иосифа (1903–1904 гг., арх. О.Л. Игнатович), шатровая – на месте первой церкви; деревянными – Ильинская, близ перевоза, Успенская (1848 г.) на углу Медведевой улицы и Захарова переулка, Георгиевская на углу Георгиевской улицы и Среднеохтинского проспекта. Еще одна каменная Никольская часовня была воздвигнута в 1880 г. Н.Л. Бенуа на Большеохтинском проспекте, 19. Автором деревянной Никольской часовни в Полюстрове (1902 г.) был арх. Н.Н. Еремеев.

http://sobory.ru/article/?object=37528

В 2000 году за восстановление храма взялись прихожане во главе с отцом Николаем Гашковым. Сначала отремонтировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь – на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден, как на ладони. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм – в третий раз за всю его историю. В августе 2015 года с фасада полностью были сняты строительные леса, а в ноябре впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон… http://lyutov70.livejournal.com/82508.html Кыштымский завод, лежащий в расстоянии 152 в. от епархиального и уездного города, расположен на юго-восточном склоне Уральского хребта, по берегам заводского пруда, питаемого горными речками: Кыштымкой, Сугомаком и Егозой. В окрестностях завода лежат значительные по объему озера с чистой, прозрачной водой: Увильды, Иртяш, Окуля, Акакуль, Амбаш, Кызылташ, Сугомаг и друг. Местность очень живописная и в гигиеническом отношении вполне здоровая. Вблизи завода лежит ст. " Кыштым " Уральской железной дороги. Приход образовался не из коренных местных жителей, каковыми были башкиры и мещеряки, а из пришлого люда, переселенного сюда основателем завода Демидовым из внутренних губерний – Московской, Тульской, Нижегородской и друг. Основание завода относится к началу XVIII в. и в 1730 г. владельцем Демидовым был построен из дикого камня храм, который по наружности никаким переменам и перестройкам не подвергался, а существует и по настоящее время в своем первоначальном виде. Во время Пугаческого бунта, как говорит предание, храм подвергся святотатственному поруганию от мятежников: в храм вводили лошадей, а св. иконы подвергали кощунству. В храме имеется св. икона " Изображение Суда Божия " , старинной живописи, во многих местах проколотая копьями мятежников. Храм двухэтажный; в верхнем холодном храме св. престол освящен в память Сошествия Св. Духа, в нижнем, теплом – в память Усекновения Честной Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=12340

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010