Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=819

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Алексино Рузского района - объект культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г. О существовавшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алексине. В начале XVII ст. село Алексино Звенигородского уезда - дворцовое; в 1627 г. оно принадлежало Киприяну, митрополиту Сарскому и Подонскому, и того же года 15 октября выдана жалованная грамота на их вотчину в Звенигородском уезде на дворцовое село Олексино и на церковное место Покрова Пресвятой Богородицы, а в нем пашни паханые церковные 2 дес., сена церковного 25 копен, да к селу пустоши, что были деревни Дровачи и Мордино. Когда и по какому случаю была уничтожена церковь в Алексине – неизвестно. В 1653 г. на то же село Алексино выдана жалованная грамота Серапиону, митрополиту Сарскому и Подонскому. В селе Алексине построена была вновь церковь Покрова Пресвятой Богородицы, но когда именно – неизвестно. Первое сведение о Покровской церкви, как «жилой», встречается запись в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1676 г. под Звенигородскою десятиною: «в 1676 г. марта в 3 день по указу святейшего патриарха, за пометою на выписке дьяка Перфилья Семеникова, прибыла вновь и обложена данью по поповой челобитной и сказке церковь Покрова Богородицы, в вотчине митрополита Сарского и Подонского в селе Алексине, а на тою церковь положено дани… 30 алтын, 5 денег, заезда гривна. А прежде всего та церковь была в епархии митрополита и для того данью была не обложена и впредь писать. Платил дань поп Василий». Покровская церковь в приходных книгах того же Казенного Приказа писалась под Звенигородскою десятиною с 1676 по 1740 гг.: «церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Крутицкого митрополита, в селе Алексине, дани 30 алтын, 5 денег, заезда гривна»… В 1678 г. «село Алексино, на Колодезе» с митрополичьим домом, 11 дворами крестьянскими находилось Звенигородского уезда Угожского стана и принадлежало преосвящ. Варсонофию, Крутицкому митрополиту.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покровское Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 3 апреля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, на речке Озерне. Село Покровское в 1678 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в Вотчине стольника Сергея Аврамовича Лопухина. «В селе двор вотчинников, двор задворного человека, 2 двора крестьянских и 15 дворов бобыльских, а всего в них 63 человека». С. А. Лопухин построил в селе Покровском церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и по указу святейшего патриарха 17 марта 1677 г. она обложена данью, о чем записано в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа. По записным книгам патриаршего ризничего о выданных антиминсах за 1696 г. значится: «января 31 дня по грамоте дан антиминс на новый престол в Звенигородском уезде, в вотчину Сергея Аврамовича Лопухина ко освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы; а взял тот антиминс церкви Живоначальной Троицы, что на Хохловке, священник Иоанн Федоров и росписался». По какому случаю было освящение – была ли она исправлена по ветхости или вновь построена - неизвестно. Вотчина С. А. Лопухина – село Покровское перешло во владение к его вдове. В переписной книге за 1705 г. написано: «за вдовою Марьею Сергеевою, женою Аврамова сына Лопухина, село Покровское на речке Озерне; а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы… в том селе двор вотчинницы, двор скотный, 22 двора крестьянских, всего в них 110 человек». В 1715 г. при церкви находился поп Прокофий Еремеев. Селом Покровским владел в 1715 – 62 гг. Владимир Петрович Шереметев. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г . Село Покровское на реке Озерне известно с начала XVII века. В 1678 году оно было вотчиной боярина Сергея Абрамовича Лопухина, который в 1677 году построил деревянную церковь Покрова. В 1705 году селом управляла его вдова Марья, с 1715 по 1762 годы Покровским владел Владимир Петрович Шереметев. Нынешняя церковь, в честь «победы русского оружия в войне 1812 года», строилась с 1814 года и освящена в 1818 году.

http://sobory.ru/article/?object=00384

По материалам сайта " Храмы России " и справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. 516). Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово. Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г. Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда. В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Первое известное нам упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, «Городня тож» Московской округи Ратуева стана Пехрянской десятины относится к 1627-1628 годам. Церковь тогда была «...древяна клецки, строение монастырское». Село считалось вотчиной московского Новоспасского монастыря, который в течение трех веков пользовался покровительством царствующего дома Романовых. В его соборной усыпальнице была похоронена знаменитая старица Марфа, мать царя Михаила Романова. Село постепенно разрасталось, и согласно Переписным книгам 1646 г. в нем числился уже 21 двор крестьян и монастырских бобылей. В Окладной книге Патриаршего приказа 1648-1649 годов (7157 г.) имеется запись: «Прибыла вновь церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Покровском, у речки Городенки». Точное время строительства каменной церкви не установлено. По мнению М.И. Александровского, известного знатока истории московских храмов, церковь Покрова на Городне могла быть построена после 1704 года, но до 1722 год , потому что по книгам Первой ревизии 1722 года церковь уже числилась каменной. Обмерные чертежи и опись 1885 года позволяют представить общий вид этого храма: «восьмерик на четверике», одноглавый, с невысокой трапезной, равной по ширине собственно церкви, с примыкающей к церкви шатровой колокольней с одним ярусом звона. Композиция храма, как и оформление фасадов, связана с традициями так называемого «московского барокко», но с более скромным для приходского сельского храма решением. Архитектурной особенностью церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Городне стали вдавленные, разорванные завершения оконных наличников. «Над храмом две главы: над алтарем и на куполе храма, крыт железом и окрашен медянкою, крест восьмиконечный, обит железом и окрашен желтою краскою», — так описан внешний вид церкви в метрике 1885 года. Известно, что у главного престола церкви Покрова Пресвятой Богородицы был возведен иконостас высотой в 17 аршин (около 12 м). Иконостас имел четыре яруса с четырьмя чинами икон и вызолоченные резные царские врата. Над иконостасом возвышалось Распятие с предстоящими.

http://sobory.ru/article/?object=03323

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа, досмотра и описи князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 30 июля: «в селе Зеленой Слободе церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела, а попа дома не было, а сколько церковной земли сказать некому и в селе Мячкове на церковную Покровскую землю с сотной взять список; а по писцовым книгам Федора Пушкина и дьяка Андрея Строева 1628 г. написано: церковной земли по чети в поле, сена на реке Пахре 20 копен, да на речке Уневке 15 копен, а всею землею владеет покровский поп – того не ведомо». В селе Зеленой Слободе была построена новая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая и была обложена вновь данью… В 1710 – 22 гг. церковь Покрова Богородицы деревянная. Село Зеленая Слобода в XVII ст. находилось Московского уезда в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в этом селе числилось 46 дворов крестьянских. В 1710 г. оно было во владении князя Александра Даниловича Меншикова, а в 1729 г. причислено по прежнему к дворцовому ведомству. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. В 1628 году современное село Зелёная Слобода называлось Новой Слободой. В нём стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. Все 33 двора принадлежали каменщикам, добывавших белый камень из Мячковских каменоломен. В 1655 году патриарх Никон начал строить бумажную мельницу (бумага поступала на Государев Печатный двор). В 1709 году село в составе Мячковской волости отдано князю А. Д. Меншикову. В 1728 году оно опять в Дворцовом ведомстве, в XIX веке в Удельном ведомстве. В 1784 году построена ныне существующая белокаменная церковь Покрова Божией Матери (другой придел Страстной иконы Божией Матери), в 1861 году новая трапезная, в начале ХХ века - церковно-приходская школа. Причт церковный состоял из: священника, дьячка, пономаря. В середине XIX века настоятелем был священник Аникита Иванович Красновский, родившийся в 1808 году в семье дьячка. В 1832 году окончил Московскую Духовную семинарию со степенью ученика 2-го разряда. Рукоположен во священника к данному храму. В 1906 году в семье настоятеля храма, священника Иоанна Знаменского, родились известные советские спортсмены-бегуны Георгий (1903-1948), трижды устанавливавший всесоюзные рекорды на средней и длинной дистанциях, и Серафим (1906-1942), которому принадлежали 20 рекордов. В память о них учреждены соревнования на приз братьев Знаменских. От дома о. Иоанна, где родились братья Знаменские, также каждый год проводились забеги спортсменов на разные дистанции.

http://sobory.ru/article/?object=03965

 1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Семёновское. Вознесения Господня, церковь  1 апреля 2024  Ивановская область. Заволжский район. Шерониха. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Николая Чудотворца, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Спасское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Владимирская область. Камешковский район. Патакино. Неизвестная часовня  1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Сретенье (Сретенское на Черемхе). Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня  1 апреля 2024  Республика Карелия. Лоухский район. Тэдино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Пермский край. Горнозаводской район. Горнозаводск. Почаевской иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Нижняя Тура (Нижнетуринский ГО). Нижняя Тура. Сергия Радонежского, часовня  1 апреля 2024  Воронежская область. Репьёвский район. Бутырки. Михаила Архангела (старая), церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Красноярка. Симеона Верхотурского, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Вятчино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Московская область. Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Большие Дворы. Неизвестная часовня  31 марта 2024  Ярославская область. Мышкинский район. Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова  31 марта 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Глушицы. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Ярославский район. Спас-Виталий. Спаса Преображения, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Некрасовский район. Ильинское. Илии Пророка, церковь

http://sobory.ru/lastobjects/

Братская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Боровая, 52). Церковь состоит в ближайшем ведении Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Освящена 12 октября 1893 г. Церковь каменная, имеет два престола: св. мч. Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1897 г. вверху. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н.М. Кутепова, 1899, Ст.94-95   С 1989 г. здание храма по решению Ленгорисполкома было передано «Дому Евангелия». Приход православного храма Покрова Пресвятой Богородицы долгое время боролся за возврат исторического здания. В этот период в находящемся по соседству бывшем доме причта Покровской церкви был устроен храм Собора новомученников и исповедников российских. 19 июня 2012 г. церковь на Боровой передана Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время церковь открыта для прихожан. Храм получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Противоаварийные работы начались на фасадах храма Покрова Богородицы на Боровой улице Петербурга, сообщил журналистам в четверг председатель городского комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. «В свое время этот храм называли одним из изящнейших храмов столицы, но теперь он пришел в плачевное состояние. В этом году нами запланированы работы по фасадам: предстоит обследовать фасады, кирпичную кладку, провести противоаварийные мероприятия. Кирпичная кладка в очень плохом состоянии, и я думаю, что нас еще ждет немало сюрпризов», – сказал С. Макаров, которого цитирует «Интерфакс-религии». По словам главы комитета, на текущий год из бюджета города выделено 15 миллионов рублей на работы по восстановлению храма, являющегося памятником архитектуры. В будущем году планируется начать основные ремонтные работы внешней части здания, а к интерьеру реставраторы планируют приступить уже позднее, в 2017-2018 годах. Покровская церковь была построена в 1893 году по проекту архитектора Николая Никонова. При этом работы по отделке интерьеров растянулись на несколько лет из-за нехватки средств. В 1895-1896 гг. фасады храма украсили майоликовыми иконами. Иконостас был исполнен также из цветной майолики на одной из фарфоровых фабрик. В конце 1930-х гг. храм закрыли. Здание было серьезно перестроено: полностью разобрана колокольня, которую венчал вытянутый вверх шатер, снесены навершия храма. Живопись на стенах была уничтожена. В послевоенный период в церкви располагались промышленные цеха, а в 1986-1989 гг. – механический цех НПО «Ленбуммаш».

http://sobory.ru/article/?object=01545

После боярина Б.М. Хитрово село Братцево в 1680 г. досталось его вдове Марье Ивановне. Церковь Покрова Богородицы в селе Братцеве по распоряжению Патриаршего казенного приказа в 1686 г. обложена данью, о чем есть запись в приходной книге того же приказа. За последующие 1687-94 гг. в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною значится: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в вотчине боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, жены его боярыни вдовы Марьи Ивановны, в селе Братцево, дани 25 алтын, 4 деньги, заезда гривна, да с мельницы Борисовки гривна». После боярыни Анны Ивановны Хитрово село Братцево в 1690 г. причислено к дворцовому ведомству. В это время Покровская церковь была описана как: «село Братцево, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да придел Алексея человека Божия, а в церкви Божия милосердия святые иконы местные: Спасителя нерукотворенного образа, венец серебряный, золочен; образ Пресвятой Богородицы Одигитрия в окладе, венцы и гривны серебрены золочены, а на венцах и гривнах каменья изумруды и яхонты, убрус и ожерелье, и рясы низаны большим жемчугом… образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ московских чудотворцев Петра, Алексея, Филиппа и Ионы, образ Иоанна Предтечи и прочих святых… в церкви и в алтаре, и в приделе, и в трапезе 15 окон, а в них 13 оконниц стекольчатых, две – слюдяных с решетками железными, у 12 окон затворы железные, а в той церкви двое дверей железные да две решетки железные; на паперти образ Распятие Господне, писан на полотне в красных рамах. Колокольня, а в ней больших и малых семь колоколов, да на той же колокольне боевые часы с указанным кругом. Да в том селе двор боярский, крестьянских и бобыльских дворов нет». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1694-1740 гг. Покровская церковь писалась под Загородскою десятиною «в дворцовом селе Братцеве». В 1695 г. это имение пожаловано из приказа Большого дворца Кириллу Алексеевичу Нарышкину. В селе Братцеве в 1704 г. состояло: «двор вотчинников, двор конюшенный, в нем 7 человек, задворных 5 дворов, в них 22 человека». Семен Кириллович Нарышкин, по смерти отца, село Братцево в 1754 г. продал родным сестрам Авдотье и Наталье Нарышкиным. В 1824 г. оно принадлежало Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову.

http://sobory.ru/article/?object=03263

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010