Фасадный декор церкви отличается единообразным характером и соответствует общему стилевому решению памятника. Элементы членений и декорировки равномерно заполняют поверхность стен, выделяя углы и проемы, акцентируют внимание на отдельных фрагментах, подчеркивая архитектурные особенности памятника. Стены нижнего яруса, вобравшего боковые приделы, расчленены лопатками с двумя крупными перспективными ширинками в нижней части. Гладкий участок лопаток над ширинками дополнен в углах декоративными колонками. Поясок, отделяющий верхнюю треть стены, огибает по периметру все здание. Карниз, заполненный крупными сухариками с уступом, и высокий цоколь дополняют горизонтальное деление фасадов. Проемы с трехцентровыми перемычками оформляют колончатые наличники с килевидными очельями. Капители колонок композиционно увязаны с пояском, объединяющим все проемы. В пластической разработке фасадов четверика центральное место принадлежит ложным закомарам и килевидным кокошникам различной величины в основаниях глав и над карнизом. Фризовая часть стен заполнена крупными сандриками проемов верхнего света, состоящими из малых кокошников с высоким щипцом посередине. По сторонам проемы обрамляют колончатые наличники. Угловые лопатки в этом уровне разбиты вертикальными бороздками, а в тимпаны закомар помещены круглые филенки. Карниз четверика по аналогии с нижним ярусом выделяется увеличенными сухариками. Мотивы наружного убранства колокольни хорошо подчеркивают архитектурные особенности ее ярусного построения. Стены второго, квадратного в плане яруса, прорезаны строенными окнами в общих колончатых наличниках. Углы закреплены огибающими лопатками с перспективными ширинками и бороздками, уширенное основание яруса под двойным валиком обработано рядом мелких ступенчатых ширинок. Проходящий над окнами промежуточный поясок отделяет верхнюю часть стен, которая оканчивается карнизом, состоящим из ступенчатых сухариков; участки стен под карнизом имеют удлиненные ниши, на пилястрах - по три небольших квадратных ниши. Третий - нижний ярус звона - основан из четырех мощных пилонов с высокими арочными проемами между ними. Арки завершаются килевидными архивольтами, в профиль которых включены крупные сухарики, переходящие на карнизы пилонов.

http://sobory.ru/article/?object=11810

С северной стороны храма – почти на улице, южнее по рельефу местности – к концу XIX века была возведена довольно массивная трехъярусная отдельно стоящая колокольня. С юго-восточной стороны храма расположено небольшое кладбище. Надписи на надгробных крестах и табличках дают основания предполагать, что захоронения осуществлялись с XIX века по 80-е годы ХХ века. В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область» отмечается, что кирпичное и оштукатуренное здание храма «с деревянным завершением – интересный пример ранней стилизаторско-эклектичной архитектуры на Брянщине. Её объёмно-композиционное построение следует трёхчастным купольным храмам Украины 17–18 вв. с крупным основным восьмериком и примыкающими к нему равновысокими квадратными в плане алтарем и притвором. Однако каждая грань объемов завершена на фасадах большим килевидным кокошником, а над восьмериком на купольную гранёную кровлю поставлен меньший световой деревянный восьмерик с шатром и главой на шейке. У трёх входов в храм с запада и на боковых фасадах устроены крыльца с крутыми двускатными кровлями на двух столбцах. Декор фасадов здания довольно пластичен. Отделённая тягой нижняя часть стен трактована как высокий цоколь, украшенный прямоугольными нишами. По краям каждой грани расположены двухступенчатые пилястры, а в центре вверху – арочное окно второго света с килевидным обрамлением и прямоугольной доской под ним. Карниз обходит всё здание на уровне капителей пилястр и арочного верха окон, отрезая кокошники. Деревянный верх с парными арочными окнами восьмерика (ложными на диагональных гранях) и щипцами над гранями украшен также рядом декоративных слухов на шатре. Закрытие храмов и гонения на священников, диаконов, монашествующих и простых верующих людей, происходили и на территории нынешнего Климовского района. Их лишали избирательных прав, отбирали имущество и изгоняли из своих домов на улицу вместе с семьями. Сотни людей были репрессированы и расстреляны за свои религиозные убеждения. В нынешнем Климовском районе за ХХ век 30 утраченных и уничтоженных безбожниками храмов. Все имущество было описано, конфисковано и уничтожено. В Государственном Архиве Брянской области (ГАБО) сохранились описи имущества и метрические книги церквей, списки лиц лишенных избирательных прав нашего района.

http://sobory.ru/article/?object=01633

За основу проекта реставрации были взяты обмерные чертежи и эскизы реконструкции Покровской церкви, выполненные Александром Викторовичем Ополовниковым – лежавшие мертвым грузом сорок лет, они дождались своего часа, подарив погибшему Анхимовскому храму шанс на вторую жизнь близ пятимиллионного мегаполиса. Документацию в июне 2003 года передала Елена Александровна Ополовникова, опять же с оговоркой: осуществление ею, как профессионалом в этой области, постоянного надзора за ходом работ. То есть, контроль был разносторонним, всеобъемлющим, неусыпным и бескомпромиссным. Автором рабочих чертежей, по которым непосредственно выполнялась рубка, стала архитектор-реставратор Татьяна Ивановна Вахромеева, руководитель ЗАО ”Лад” из Петрозаводска. Много лет специализируется ”Лад” на реставрации деревянной архитектуры, её проектировщики и плотники работали на воссоздании объектов древнего зодчества Русского Севера, в том числе в Кижах – народ грамотный и опытный. Во главу угла при разработке рабочей документации ставилась аутентичность и достоверность каждой детали, узла и замка. Чертежи выполнялись только вручную, с очень качественной прорисовкой каждого элемента, отдельно прописывались приёмы работ и перечень используемых инструментов. Продольная рубка, пазы, желобы, гнезда – всё вручную, традиционными топорами, сверлами, стамесками, теслами. Механическими инструментами – только самые трудоёмкие процессы, вроде поперечного распила бревна и подъема на большую высоту 12-14 метровых бревен по полметра в поперечнике (с теми, что поменьше – лебедками обходились). Две бригады рубщиков – тоже ребята из Петрозаводска, опытные профессионалы-строители, знатоки традиций деревянного зодчества Русского Севера. Изготовлением срубов занималась бригада Сергея Ивановича Волова, а воссозданием всех 24 глав - бригада Ивана Михайловича Осипова (они же заодно срубили рядом стоящую шатровую колокольню). Однако, не перевелись, по счастью, у нас мacmepaJ Лемех и детали глав изготовлялись в мастерской в Петрозаводске, собирались, затем перевозились в Ленобласть, в деревню Поги Тосненского района – дожидались, пока стены поставят. Там же в Карелии, на производственной базе артели Сергея Волова в 10 км от Петрозаводска, из карельского леса полностью рубились венцы, затем разбирались, транспортировались в Петербург и окончательно собирались на месте в этнопарке на берегу Невы.

http://sobory.ru/article/?object=06375

К центральной части притвора примыкает четырех ярусная колокольня. В основе четверика - конструкции храма XYI в. Верхняя часть, его основные конструкции -перекрытия, значительно переделаны в XYIII в. притвор с приделами также переделаны в XYIII-XIX веках. Это бесстолпный храм с граненым полусферическим сводом. Переход от четверика к восьмигранному своду осуществлен при помощи ступенчатых тромпов. На северной стене в два света оконные проемы: верхний круглый в прямоугольной нише, нижний большой с арочной перемычкой. Дверной проем с древней стрельчатой перемычкой заложен. На южной стене проемы расположены симметрично северной. В западной стене дверной растесанный проем с плоской перемычкой. Пятигранная апсида имеет два оконных проема с арочными перемычками и металлическими решетками. Перекрытие состоит из коробового свода и примыкающего к нему граненого полусферического. От восточной стены к граням апсиды идут металлические тяги. Полы плитяные, солея повышена, ступени каменные. Полы четверика также плитяные. Притвор с приделами - единое помещение. Перекрыт плоским перекрытием. Оконные проемы с прямыми перемычками. Первый ярус колокольни перекрыт крещатым сводом. Декор фасадов четверика сохранил следы трехчастного членения лопатками: остатки лопаток видны на всех фасадах. Завершает четверик ступенчатый карниз. Световой круглый барабан с арочными оконными проемами, размещенными по странам света, декорирован пилястрами, венчает барабан многообломный карниз. Глава фасонная несет на себе маленький восьмигранный барабан, который несет на себе малую главу с яблоком и металлическим крестом. Фасады четырехярусной колокольни декорированы: 1-й ярус - нишами, в северной и южной стенах карнизом. Второй ярус - круглым оконным проемом на западном фасаде, круглыми нишами на северном и южном, между ярусами многообломный карниз. Углы 3-го и 4-го яруса имеют пилястры в верхних частях объединяющиеся многообломным карнизом. Завершает колокольню полусферическая кровля со шпилем и металлическим крестом.

http://sobory.ru/article/?object=09631

Его грани преломлены значительно стремительнее, чем в первом заломе (71-66°) и плоскости граней отчетливее приближаются к сферической вогнутости. А поскольку в срубе восьмерика ригели выделяются слабо, то верх бабинца, начиная с первого залома, включая восьмерик и кончая вторым заломом, воспринимается как объем, лишен резкой дифференциации компонентов. Фонарь имеет вытянутые кверху пропорции. Поверх сруба фонаря врублен в направлении Юг-Север сволок, на который и наслан плафон. Освещенный Бабинец снизу в пределах сруба стен щедро. Выше прорезаны три окна в восьмерике; грань, повернутая к центральному верху, глухая. Над восьмериком верх участка утопает в полумраке. И чем выше, тем верх темнее. Это в свою очередь способствует увеличению иллюзорной высоты верха и целого участка. Таким образом, при оформлении бабинца мастер ставил перед собой цель, создать впечатление высокой, легкой, стройной архитектурной формы. Ригели в притворе находим только на пределы узких граней стен сруба и первого залома; они обозначают таким образом, где кончаются стены и начинается залом. Пазухи за ригелями при восточной грани закрыты наклонными фальшивыми клиньями (подшитыми досками). Мастер трактует Бабинец главным образом, как «вводное слово» в центральное помещение, но одновременно ряд задач Бабинец решает до определенной степени самостоятельно. С Бабинца зритель может охватить взглядом сразу три верха: Бабинца, центрального участка и южного или Северного рукавов. При этом перед глазами зрителя части этих верхов – объемы разной формы и величины – будто проецируются на воображаемую плоскость. Когда зритель перемещается в пределах Бабинца, то разные части здания и компоненты их воспринимаются под разными углами, в разных комбинациях. Они создают эффектный сложный стереовизерунок, заполненный богатыми, то ритмичными, то аритмичными соединениями или пересечением различных архитектурных форм, плоскостей, линий. Этим Смелянская достопримечательность напоминает пакуль-скую. Иначе оформил мастер трансепт.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Центрального сруба до уровня верхних венцов срубов стен рукавов не видно. Он воспринимается как высокий и широкий зал, над которым возвышаются три верха. В Южном и Северном рукавах на всю высоту сруба общие с центром грани срубов стен вынуты. На концах зал замыкают грани срубов стен рукавов. Вверху верхи срубов стен рукавов обозначены ригелями. Размещенные треугольником окна щедро освещают низ зала. Срубы стен рукавов вверху переходят в энергично возведенные упругие грани залома. Вверху пространство зала дважды пересекают четкие поземные линии Южной и Северной граней сруба стен центрального участка. Завершают трансепт три верхом. Из них верхи Южного и Северного рукавов ниже и подобны размерам и формам к верху Бабинца, а третий, центральный, отличен от них. Сруб стен центра значительно выше сруба рукавов. Первый залом центра начинается выше, чем заканчиваются первые заломы рукавов. Там, где заканчиваются наклонные клинья в углах квадратного центрального сруба, заложено четыре резные ригели. Вторая четверка таких же ригелей завершает сруб стен. Над ними, собственно, и начинается первый зал центрального верха. Южная и северная грани залома центрального верху сначала поднимаются почти и только в конце резко преломляются внутрь. Восточная и западная грани равномернее. Все грани первого залома центрального верха имеют вогнутую сферическую поверхность (кроме северной, которая почти плоская) с определенными отличиями, что исключает однообразие формы залома. С той же целью короткие грани загнуты выше линии основания восьмерика, а длинные – ниже. Поэтому основание восьмерика внизу имеет ломаный ступенчатый контур. Высота первого залома центра и высота первых заломов всех четырех рукавов почти одинакова. Заломлено грани первого залома центра под углами (67-64°) с таким расчетом, чтобы длина основания восьмерика равнялась длине южной, а ширина – длине восточной граней плана алтаря. Итак, если у рукавов длина восьмериков равна их ширине, то восьмерик центрального участка вытянут въна-прямку Восток–Запад.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Никульское оставалось государевым селом до 1677 г., затем дано царём Фёдором Алексеевичем Михаилу Ивановичу Глебову «за его службу, за литовские походы» - вотчина «из царского поместья в большом Микулине стану, жребий села Микульского». При Петре I Глебов был окольничим, близким царю человеком. Никульское принадлежало двум владельческим фамилиям: Стрешневым и Глебовым, так и село делилось на Стрешневу слободу и на Глебову. Последним в роду был киевский губернатор генерал-аншеф Пётр Иванович Стрешнев (1711-1771). Его дочь Елизавета Петровна (1751-1837), статс-дама (с 1826), рано потеряв мать и братьев, умерших во младенчестве, она осталась единственным ребенком и богатой наследницей. Была невероятно избалована. Елизавета Петровна была известна как хранительница устоев старины, она окружила себя приживалками и собачками. Властная и деспотичная, она вышла замуж в 1772 г. за вдовца генерал-аншефа Фёдора Ивановича Глебова (1734-1799). Федор Глебов младший сын генерал-аншефа Ивана Федоровича Глебова, родился 31 декабря 1735 г. и на восьмом году своего возраста был записан в службу в 1742 г. Явив первые опыты храбрости в Семилетнюю войну, он в 1761 г., при вступлении на престол императора Петра III, на 26-м году от рождения был уже полковником. Императрица Екатерина II произвела его в 1764 г. из бригадиров в генерал-майоры. Война с Портою Оттоманскою вызвала Глебова снова на поле чести: он участвовал в 1769 г. под знаменами князя Голицына в разгроме 19 апреля Караман-паши под стенами Хотина; в поражении и обращении в бегство 29 августа верховного визиря Молдованджи. В последней битве он командовал вместе с Потемкиным кавалериею и за оказанное мужество был награжден орденом Св. Анны. Федор Иванович продолжал служить под главным предводительством фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского: сохранял в 1770 г. с четырьмя пехотными полками сообщения армии с Подолиею, потом, во время Кагульского сражения 21 июля воспрепятствовал крымским татарам овладеть русским обозом. В сентябре того же года фельдмаршал вверил Глебову корпус, состоявший из 8 пехотных полков, 3 гусарских и одного карабинерного, приказав взять Браилов. Он держал крепость в тесной осаде с 26-го числа, отражая со значительным уроном для турок частые их вылазки.

http://sobory.ru/article/?object=06476

1785), имел сына Фёдора (ум. 1864, полковника, не имевшего потомства), и двух дочерей, Прасковью и Наталью. Наталья Петровна Глебова-Стрешнева, владевшая частью с. Никульского, в 1839 г., вышла замуж за генерал-майора Фёдора Логгиновича Бреверна (1802-1884). Он начал службу в 1818 г. корнетом лейб-гвардии Конного полка, в 1820 г. он уже штабс-ротмистр, адъютант главнокомандующего 1-й армией. В 1826 г. Бреверн был привлечён по делу декабристов, арестован. На следствии было установлено, что членом тайных обществ он не был, но знал об их существовании. Высочайше было повелено установить за ним секретный надзор и ежемесячно докладывать о поведении. В 1831 г. надзор снят. В 1833 г. Фёдор Логгинович произведён в полковники. С 1834 г. командовал Борисоглебским уланским полком, в 1840 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. В 1853-1856 гг. Фёдор Логгинович Бреверн исполнял должность коломенского уездного предводителя дворянства. В 1863 г. выборный в думскую комиссию. В преклонных годах Наталья Петровна писала мемуары. У Натальи Петровны и Фёдора Логгиновича была дочь Евгения. В 1862 г. Евгения Фёдоровна Бреверн (1846—1924) вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского (1836-1892). Князь М.В. Шаховской с 1870 по 1875 г. был губернатором в Эстляндии, с 1875 по 1879 г. в Тамбове, в 1879 г. назначен почётным опекуном (член Опекунского совета, органа управления Воспитательными домами и кредитными учреждениями при них (Опекунский совет выдавал деньги под залог имений). На должность почётного опекуна (соответствовавшую 3-му классу табели о рангах) назначала высшая власть. Фёдор Петрович Глебов-Стрешнев, не имевший детей, после вступления в брак его племянницы Евгении Фёдоровны испросил право её мужу именоваться князем Шаховским-Глебовым-Стрешневым, на что в 1866 г. последовало высочайшее соизволение. Другая часть с. Никульского была во владении Глебовых и называлась Глебова слободка. «В 1676 г. февраля 28 дня при царе Феодоре Алексеевиче дана Михаилу Ивановичу Глебову за его службу, за литовские походы из царского поместья вотчина, в Коломенском уезде в Большом Микулине стану, жребий села Никульского, а в нём, по книгам Коломенского уезда, письма и меры Симеона Усова в 1635 г.

http://sobory.ru/article/?object=06476

Горизонтальные членения объёмов подчёркнуто пластичны. Цоколь здания, высотою более одного метра, имеет уступ со сложной многообломной профилировкой. Широкий межъярусный карниз, с сухариками, охватывает и объём полукруглой апсиды. В венчающий храм антаблемент включен фриз из стилизованных «ширинок». Декоративное пятиглавие, лишённое крестов, кажется непропорционально лёгким по сравнению с тяжёлой пластикой четверика. Окна в храме в два света. Нижние – по два на каждом фасаде – объединены трёхчастной аркадой, образованной из килевидных завершений наличников окон. Три верхних (узких арочных и меньших по размеру) окна вписаны в пятичастную декоративную аркатуру. Уровень их расположения определён межъярусным карнизом. В алтаре три больших арочных окна в тянутых наличниках с килевидным верхом; среднее из окон – ложное. Западный притвор прямоугольный в плане, по высоте он ниже, чем апсида и завершён самостоятельным карнизом. Яруса колокольни, прежде водружённой над притвором, утрачены. На боковых фасадах притвора двухчастные аркатуры с одним окном. Вход внутрь с запада, через портал, помещённый в глубокой арочной нише, обрамлённой полуколонками, утопленными в толще стены. Первоначальный дверной проём частично заложен. Внутри стены здания оштукатурены, перекрытия сводчатые. Обширное пространство храма имеет вид четверика со скошенными углами, освещённого окнами в два света. Свод высокий, крестовый, четырёхраспалубковый. Окна второго света помещены в люнетах свода. Роспись стен, декоративное убранство и утварь храма не сохранились. Перекрытый конхою алтарь сообщается с храмом высокой аркой. Западный притвор в плане трёхчастный. Среднее более широкое проходное помещение перекрыто пологим зеркальным сводом, в узких боковых помещениях – четвертные своды. Общие габариты здания: 24,0х12,5 метров, храм – 12,5х12,5 метров, алтарь – 6,0х8,5 метров, притвор – 8,0х5,2 метров. http://pavlovka.ulregion.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=23986

Москва. Покровский женский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По описи 1763 года храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь, заложенная в 1806 г., совершена в 1810 году иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 г. вышло постановление о закрытии монастыря. В 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной). 4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. http://www.pokrov-monastir.ru/ Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре собор (Таганская улица, дом 58). Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы на этом месте был построен при божедомском (скудельничьем) кладбище, где хоронили умерших без покаяния. Именно он стал первым храмом основанной в 1635 г. Покровской обители. В 1655 г. собор был перестроен в камне. Дошедший до наших дней храм выстроили в 1806–1810 гг., но освятили лишь в 1814 г., после того, как восстановили весь монастырь, сильно пострадавший во время французского нашествия 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=05181

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010