В частности, на заседании президиума Усть-Каменогорского горсовета, проводившегося 8-9 сентября 1927 г., рассматривался вопрос о передаче одного из храмов Покровско-Троицкой обновленческой общины тихоновцам. Как явствует из документа, главной мотивировкой решения был добровольный отказ тихоновской общины от храмов. «Ввиду того, что Старо-Православная община в 1923 году сама же отказалась взять храм, боясь ответственности и мотивируя тяжелым условием выполнения договора, предлагаемого Адмотделом таким образом обои соборы добровольно были переданы обновленцам, которые заключили договор с Адмотделом и пока до сего времени ни один пункт договора не нарушен, чтобы могло последовать расторжение договора, а поэтому ходатайство Старо-Православной общины оставить без удовлетворения и договор, заключенный с Адмотделом в 1923-25 г. впредь считать в силе, т.е. храмы остаются в пользовании общины обновленцев». До момента массового закрытия сельских церквей в 1929 г., количество обновленческих и тихоновских общин в Усть-Каменогорском уезде было примерно равным, с преобладанием старо-православных, имеющих 28 сельских храмов и молитвенных домов против 20-ти синодальных. Храмовый перевес наблюдался за обновленцами лишь в городе: 1:3. Постепенно церковная жизнь сводилась к крупным населенным пунктам и городам области. В середине 30-х гг. ХХ века продолжали действовать в Усть-Каменогорске две половины когда-то единой общины Покровского собора: обновленцы и старо-православные. В это время произошли некоторые серьезные изменения в отношениях между Советским государством и обновленцами... Первая серьезная утрата для обновленческой Покровско-Троицкой общины произошла еще в 1928 году, когда был на долгие десятилетия закрыт старейший ныне в Прииртышье Троицкий храм в крепости. Таким образом, по Усть-Каменогорску к середине 30-х гг. сложилась следующая ситуация. Обновленцы владели Покровским собором и Трехсвятительской церковью в Заульбинской слободе. Старо-православная община теперь размещалась по улице Красно-Октябрьской (ныне проспект Ауэзова).

http://sobory.ru/article/?object=15494

Скульптуры выполнены с большим мастерством, фигуры удлиненных пропорций изображены в самых разнообразных позах, – начиная со спокойных у пророков и заканчивая сильно проявленным движением у Вседержителя. Маленькие головы, изысканные позы фигур иконостаса стилистически связаны с рельефами на Евангелии, которое передал Калнышевский в храм его родного села Пустовойтовка. Хотя стиль орнаментов барочный, но элементы, из которых он состоит, не рокайлевый, они представляют собой стилизованный акант, что произрастает большими ветвями из нижнего картуша с донаторской надписью и, извиваясь, окутывает медальоны с евангелистами и распятием в центре. Мастер с большой любовью и усердием чеканит не только фигуры или орнаменты, но и архитектурный пейзаж внизу распятия. Там можно увидеть высокую стену, окружающую город с большими воротами и башней над ней. Из-за оборонительных стен виден дворец с галереей на втором этаже, небольшие дома, покрытые тесом, и несколько церквей с колокольнями. Они увенчаны двухъярусными барочными верхами. Даже гонту мастер не забывает отчеканить на их кровле. Итак, художника увлекал не религиозный сюжет, а декоративная красота, жизненные подробности, и он старался передать их как можно точнее. До Покровской церкви в 1769 г. была сделана... «гробница на средства жителем роменским Иваном Слипенченко с женой своей Екатериной». Она важна тем, что в художественных образах ее воплощены вкусы не только заказчиков или ювелиров - профессионалов, но и обычных жителей Ромен, что не имели титулов и званий. Сейчас эта дарохранительница хранится в Вознесенской церкви. Она решена как архитектурное сооружение, на ее рогах, во всех трех ярусах, помещены фигурки ангелов и избранных святых. В нижней части с четырех сторон размещены рельефы – «Моление о чаше», «Надругательство», «Снятие с креста» и «Воскресение» – главные моменты страстного цикла. Каждый из них решен как жанровая сцена свободной композиции. Техника чеканки свидетельствует о великом мастерстве ювелира. В дарохранительницу в орнаментах наряду с растительными элементами используются и рокайлевые. Мастер так полюбил их, что в отдельных сценах, вместо архитектурного или пейзажного фона, прихотливо компоновал рокайлевые завитки. Даже в «Молении о чаше» деревья и горы вырастают из завитков ракушек.

http://sobory.ru/article/?object=35554

В начале XIX в. Югостицы переходят от Неплюевых к княжескому роду Белосельских-Белозерских. В епархиальных сведениях сказано, что это произошло в 1817 г. Н.В. Мурашова называет более точную дату – 1802 г., когда владельцем югостицкого поместья стал князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, выкупивший его у Дмитрия Николаевича Неплюева. Белосельские-Белозерские в Югостицах устроили усадьбу, под которую отвели 25 десятин земли вдоль берега Череменецкого оз. В центральной части усадьбы поставили господский дом, на местоположение которого ныне указывает прямоугольник из рядов плотно посаженных двухсотлетних лип. Своей усадьбе Белосельские-Белозерские дали редкое название – «Световид». Это название заслуживает отдельного внимания. Традиционно оно объясняется расположением усадьбы «на красивом возвышенном месте», откуда открывается «светлый вид на озеро» и т. д., следуя версии, изложенной в «Сведениях о Санкт-Петербургской епархии», где говорится, что при Белосельских-Белозерских село Югостицы было «названо Световид по видному своему положению». В официальных документах село нередко называется: «Световид, Югостицы тож». Для нас же название «Световид» является как раз тем случаем, когда явление местного порядка следует рассматривать в контексте современной ему культуры. Начало 1800-х гг. в русской истории характеризуется яркой вспышкой интереса к российским древностям, славянской языческой мифологии, усиленной находкой и первой публикацией в 1800 г. рукописи «Слова о полку Игореве». В 1804 г. выходят две книги, посвященные язычеству древних славян: «Славянская и российская мифология» М.С. Кайсарова, будущего профессора Дерптского университета, и «Древняя религия славян» Г.А. Глинки, предшественника Кайсарова по профессорской кафедре в Дерпте, затем помощника воспитателя при великих князьях Николае (будущем царе Николае I) и Михаиле Павловичах. И Кайсаров, и Глинка одним из главных славянских языческих богов называют Световида (Святовида, Святовича), уделив рассказу о нем несколько страниц – более, чем самому Перуну.

http://sobory.ru/article/?object=03484

Ввиду невозможности восстановить первоначальный вид четверика в его полном объёме и отрешиться от перекрытия и глав XVIII в., мы избрали компромиссный путь, попытавшись в проекте применить четверик в его первозданном виде, с завершением XVII–XVIII вв. (ибо две восточные главы всё же XVII в.). Правда, древние окна второго света были уничтожены при переделке верха и в предлагаемом проектом сочетании никогда не существовали. Но нарушение исторической истины с лихвой окупается возрождением в первоначальном виде основных частей здания – четверика с его уникальными окнами. Исходные данные для составления проекта в утраченных элементах фасада следующие. Нижнее окно на южном фасаде, в его западном прясле, сделано на основе сохранившегося бокового откоса – по аналогии с целым окном, избегнувшим переделки, в восточном прясле. На западном фаса де нижних окон нет, функционально и композиционно они были бы лишними. Из верхних окон четверика нетронутым и доступным исследованию осталось одно – в восточном прясле южного фасада, с круглым отверстием и наличником в виде плоской прямоугольной рамки, её стрельчатым фронтоном, с ромбами по сторонам его основания и двумя ромбами над ним. В других местах окна растёсаны; но в западном прясле того же фасада сохранилась боковая часть такого же наличника и венчающие его ром бы; они позволяют утверждать, что боковые окна были одинаковы. От среднего окна, над южным пор талом, сохранились венчающие и боковые ромбы, фиксирующие основание фронтона. В отличие от боковых окон последние несколько подняты; предполагая, что подоконники всех окон имели общий уровень, получаем арочный проём с наличником того же типа, но уменьшенной высотой фронтона. Такую же картину имеем на западном фасаде, ныне почти уничтоженном, но зафиксированном на фотографии 1949 г. – круглые боковые окна и арочное среднее. Портал западного фасада сделан по аналогии с южным, ибо находился в одинаковых с ним условиях восприятия. По аналогии с нижними окнами четверика запроектированы окна алтарной части. Проект представлен в двух вариантах: с кровлей на начало XIX в. – в виде купола и округлым покрытием апсид, и тесовой кровлей – над четвериком и алтарями. О том, что первоначально кровли, по крайней мере над апсидами, были тесовыми, свидетельствуют гнёзда от брёвен в пазухах конх на восточном фасаде четверика.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, описывая станицу Кардоникскую, приводит дореволюционные статистические данные: «жит[елей] - 3757, ц[е]рк[овь], школа, лавок - 4, м[е]л[ь]н[и]ц[а] – 8». Данный населенный пункт был основан в 1858 году (разночтение в дате основания, скорее всего, связано с тем, что в этом году сформировался 2-й Урупский казачий полк, куда впоследствии и вошли казаки Кардоникской станицы), в период завершения Русско-турецких войн. Каждая станица именовалась по названию казачьего полка, располагавшегося на ее территории (Кардоникская, Сторожевая, Преградная, Исправная, Передовая, Отрадная, Удобная и пр.). Руководство этих казачьих станиц находилось в городе Армавире. Конверты с донесениями так и подписывались: «Армавир – Батал-Пашинск Зеленчукский район станица Кардоникская». Станица Кардоникская была окружена рвом в 5 метров шириной и в 3 метра глубиной. Внутри этой территории жили коренные станичники, а снаружи – пришлые люди из разных регионов Российской империи. Этот ров защищал от нападения «азиатов», как тогда называли черкесов, карачаевцев и других горцев. Станицу изначально прорезывали две, а затем семь улиц: Международная (ранее Широкая), Октябрьская, Комсомольская, Кооперативная (ранее Грязная), Красная, Калинина и Широкая (новое название). Имел Кардоник и свои неофициальные названия улиц и районов: Ласкирь, Чичикин курган, Щавли, Безбожное, Хворостяны, Капустяны, Глухая и др. Интересен тот факт, что станичники Верхнее-Кубанских станиц давали прозвища жителям других станиц: - Исправная - «желтоухие»; - Кардоникская - «пушкари» и «кардонцы»; - Зеленчукская - «кугуты» и «сапетошники»; - Сторожевая - «колдуны» и «шестилюшники»; - Преградная – «каешники». Коренные станичники пользовались хорошими наделами, сенокосами и отличным лесом. За всем этим строго следил станичный атаман, заботясь о благосостоянии казаков. Расширение станицы Кардоникской «за ров» с возникновением «хворостян», «капустян», и прочих началось еще до Октябрьской революции 1917 года. А в 1933 году Кардоник был заселен голодающими со всей России (особенно переселенцами из Краснодарского края). Но даже в голодные годы станичники в изобилии выращивали кукурузу и картофель. 

http://sobory.ru/article/?object=11397

Так как старая и новая церкви явились единым домовладением, то и земли, им принадлежащие, считались общей церковной территорией в количестве 2-х десятин и 55 саж. На этих землях, кроме перечисленных построек, находился дом - приходская школа и сарай при нем. Остальная земля была свободной. Вся эта площадь земли была обнесена каменной изгородью. Не случайно новый храм по желанию жителей был устроен неподалеку от старой церкви Седьми священномученников, столь привычном для прихожан месте. Обе церкви находились почти на перекрестье оживленной в прошлом торговой дороги. Сюда устремлялись и движущиеся через село торговцы, и паломники, и прихожане пяти окрестных деревень, не имевших своих церквей. Петровский пятикупольный храм с высокой колокольней, благодаря своему местоположению, был виден издалека, хорошо «работал» его силуэт на просторной площади, не затесненной жилыми домами. Звон колоколов с трехъярусной колокольни разносился далеко в степном пространстве. Архитектурный образ церкви отличался компактностью, стройностью пропорций, гармоничным соотношением всех частей. Надо полагать, что именно эти качества делали храм настолько привлекательным, что видевшие его заказывали архитектору точно такой же для своих прихожан. Конструктивная схема этого типа храма крестово-купольная. В плане - строго симметричный, крестообразный. С востока - выступающая трехгранная алтарная апсида, с запада - притвор с главным входом, по бокам - неглубокие приделы со ступенчатыми входами. Центральное внутреннее пространство образовано сомкнутым сводом, переходящим в световой барабан, снаружи увенчанный луковичной главой. Своды от центрального пространства развернуты крестообразно. Эта серединная, основная часть композиции храма - молельный зал. К нему с востока примыкает алтарная часть с престолом, двумя «карманами» служебного назначения и алтарная преграда с иконостасом. С запада молельный зал перетекает в квадратную в плане трапезную, покрытую сводом. Входная часть, притвор, также несла на себе несколько функций: главного входа, оформленного маршем ступеней и парадной дверью, а также служила основанием для колокольни и с двух сторон имела небольшие «карманы», в одном из которых располагалась лестница, ведущая сначала на хоры, а затем на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=04803

Последний, между прочим, служил в то время порогом в солдатской казарме. На камне оказалась высеченною следующая надпись: «В лето 6576 (1068) индикта 6, Глеб князь мерил море по льду от Тьмутороканя до Керчева (Керчи) 10000 и 4000» (славянскими буквами,—ве­роятно, 14000 саженей). Камень впоследствии был отправлен в Петербург, в Эрмитаж Зимнего дворца. В воспоминание в драгоценной исторической находке в ограде Покровской церкви поставлен был в 1803 г. мраморный столб с интересной надписью; К. Живило видел его в 1908 г. в церковной ограде лежащим в полном забвении (см. Куб. сборн. т. XIV). Надпись на «тьмутороканском» камне вполне определенно свидетельствует, что древ­нее русское княжество Тьмутороканское находилось на Таманском полуос­трове и что самый город Тьмуторокань расположен был вблизи ст. Таманс­кой. В 22 верстах от Таманской станицы, возле почтовой станции Сенной, находится древнее городище, отчасти покрытое водами Таманского залива. Вдоль морского берега здесь тянутся верст на 6 многочисленные курганы и насыпи. Предполагают, что это место знаменитого в древности греческого города Фанагории. Возле самой станицы имеется также интереснейшее городище, толща насыпи которого не менее 10 аршин. «От низу до верху земля перемешана с костями, черепками, слоями камки, не гниющей в те­чении тысячелетий. В городище находят многоведерные кувшины, кремневые и бронзовые стрелы» (К. Живило. Куб. сб., т. XIV). Предполагают, что это остатки древнего города Ермонассы. Станица расположена на берегу Таманскаго залива. К востоку от станицы идет гряда холмистых возвы­шенностей. Возле самой станицы — гора «Карабетка», имеющая на своей вершине много грязевых сопок, выбрасывающих из себя грязь и камни и выделяющих газы. В 5-ти в верстах от станицы, к западу, находится коса Тузла, глубоко вдавшаяся в Керченский пролив. Здесь имеются в изобилии целебные грязи, по своим целительным свойствам не уступающие грязям Чокрака. С 1909 года областным начальством здесь открыто правильное грязелечение.

http://sobory.ru/article/?object=12780

Пропорционально плану сруба стен восьмерик центрального верха больше, чем у рукавов. Грани его дают четко выявленный наклон внутрь. Он освещен четырьмя окнами. Верх сруба узких граней восьмерика подчеркивают четыре резные ригели. Грани второго залома также дают лишь намек на сферически вогнутую поверхность и загнуты они под меньшим углом (56-61°). Завершает центральный верх восьмигранный фонарь с заметно обнаруженным наклоном сруба внутрь. Фонарь центрального участка освещен четырьмя окнами, что отличает его от верхов рукавов. Сверху сруба фонаря врублен (в направлении Юг–Север) сволок, по которому наслан плоский плафон. Алтарь в основных чертах повторяет формы бабинца. Просвет до центра у алтаря подобный просветов южного и северного рукавов, только в нем добавлено еще две горизонтальные стяжки. Приведенное описание памятника гласит, что мастер применил в своем здании некоторые элементы классической архитектуры. В более старых памятниках Левобережья грани заломов порой имели вогнутую форму, но не сферическую. Мастер Смелянской достопримечательности пытался придать граням заломов элементов сферичности. Формы памятника отмечаются смелостью, размахом. Черты архитектурно-художественного образа здания выразительны, сочны, а вместе с тем гармоничны и изящны. В основе построения плана лежит длина центрального квадрата (точнее: длина центра на толщину бруса больше ширины его). Полная длина плана здания равна удвоенной диагонали центрального квадрата. Ширина здания равна также удвоенной диагонали центрального участка. Итак, план церкви вписывается в квадрат (точнее: ширина на треть бруса больше длины). Все рукава в плане – одинаковые по размеру четырехугольники со срезанными внешними углами. У Бабинца ширина равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине Бабинца. Соответственно построены остальные три рукава. Вписывается план церкви и во второй квадрат, перерезает все короткие грани каждого рукава. В натуре схема в отдельных пунктах дает незначительные отклонения от указанных предписаний. Высотные размеры, размеры срубов стен, заломов, восьмериков и фонарей увязаны и зависят от размеров плана. Высота сруба стен центрального участка равна удвоенной длине плана участка.

http://sobory.ru/article/?object=38210

В верхнем регистре стен крещатые окна вписаны в квадратную раму, в середину которых вписан квадрат, но уже меньший. Умело найдены отношения окон одних ко вторым и просветов окон к площади грани сруба. Так же умело мастер выделяет и акцентирует стержень композиции-сруб и верх центрального участка. Высоким мастерством определяется и интерьер помещения. С кладбища в Бабинец ведут широкие, почти двухметровой ширины прямоугольной формы двери. В интерьере, на границе Бабинца и центрального участка, сруб имеет короткие заплечики. Просвет в восточной грани бабинца высокий (9 м), почти на всю ширину бабинца, а над этим просветом в той же грани прорезано второй меньший просвет – голосник в форме полукруга. Так что пространство Бабинца и центра воспринимаются связанными между собой. С центрального участка через просвет открывается вид на значительную часть пространства Бабинца. Шестигранный в плане сруб стен бабинца внутри выглядел значительно выше, чем снаружи, близким к действительной пропорции стен сруба (его высота вдвое больше длины плана участка). Верх Бабинца в интерьере – высокий, стройный. Сруб стен Бабинца переходит в первый залом - также стройнее и значительно выше по виду в интерьере, чем снаружи. Грани первого залома приобретают в разрезе контура дружной кривой и приближаются к изогнуто-сферической поверхности. Причем более широкие грани сужаются кверху значительно энергичнее, чем узкие. Грани первого залома бабинца под углом 60° и выведено залом такой высоты, чтобы длина и ширина основания восьмерика равнялись половине длины плана участка (как в Березном, в Ромнах). Форма внутреннего объема восьмерика резко расходится с видом его снаружи. Во внешнем виде высота восьмерика значительно меньше его длину, в интерьере высота восьмерика фактически равна его длине (вверху сруба), четко выявлен наклон граней внутрь увеличивает кажущуюся высоту восьмерика и он выглядит стройным, более высоким, чем снаружи. Второй залом Бабинца в свою очередь увеличивает иллюзорную высоту верха Бабинца.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Можно догадываться, что административный отдел Самаровского районного исполнительного комитета не разрешал верующим пользоваться зданиями Покровской церкви и часовен, проводить религиозные службы, совершать крестные ходы, запрещал или не давал действовать Самаровскому религиозному обществу. Скорее всего, верующие обращались с просьбами не только в местные органы, но и в вышестоящие. В этом отношении примечательно письмо начальника адмотдела Тобольского окружного исполнительного комитета начальнику адмчасти Самаровского РИКа, датированное, кстати, тоже мартом 1929 года: «По имеющимся у нас данным Самаровское религиозное общество православного течения перешло в обновленческую группу, причем обновленчество приняли не только рядовые члены, но и весь исполнительный орган в полном составе. Из тех же источников видно, что Вами создаются какие-то препятствия к отправлению религиозных потребностей. Административный отдел разъясняет, что если в действительности Самаровское религиозное общество перешло в обновленчество в полном составе вместе с исполнительным органом и членами учредителями, то какого-либо официального оформления как нового религиозного общества не требуется и Вам надлежит в дальнейшем данное религиозное общество считать только обновленческим. Чинить какие-либо препятствия к отправлению религиозных обязанностей, если помимо указанного не имеется каких-либо других обстоятельств, не следует. По данному разъяснению представьте свое объяснение к 20 марта 1929 года». 8 апреля 1929 года был принят Закон о религиозных объединениях, с которого и началось планомерное закрытие церквей, в том числе и на территории нашего округа. С 1 декабря 1929 года в округе должна быть проведена перерегистрация религиозных организаций одновременно с выполнением следующих мероприятий. По инструкции, поступившей во все административные отделы округа, религиозным организациям нужно было предложить (т.е. заставить административным методом) составить сметы на ремонт зданий, провести проверку выполнения договорных условий, проверить застраховано ли не только здание, но и имущество религиозного общества, проверить каким образом производились сборы на содержание молитвенного здания, священнослужителей, в случае обнаружения нарушений дано указание возбуждать уголовные дела.

http://sobory.ru/article/?object=48361

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010