Церкви также принадлежали здания церковно-приходской школы и церковная караулка. Школьное здание было деревянное на каменном фундаменте, крытое тёсом, рассчитанное на 120 учеников с квартирой для учителя. На содержание школы отпускалось «от станичного правления отопление и освещение и из сумм Священного Синода на материальное содержание 80 рублей 5 копеек». Попечителем Иловлинской церковно-приходской школы состоял войсковой старшина Иван Евфимьевич Чернов, который жертвовал ежегодно 20 рублей. В станице Иловлинской школа была открыта с 5 ноября 1885 года, а в хуторах Колацком, Песчанском, Таровском школы открыты с 1907 года. Кроме церковных школ, в приходе имелось двухклассное смешанное училище, открытое 26 сентября 1881 года; женское училище Министерства народного просвещения, открытое 10 октября 1894 года; смешанное училище в хуторе Авиловом, открытое 18 ноября 1898 года; и смешанные училища Министерства народного просвещения в хуторах Яблочном, Пятидесятном и Задонско-Авиловском, открытые 1 сентября 1914 года. В 1914 году в станичной школе обучалось 55 мальчиков и 35 девочек. В хуторских церковно-приходских школах обучалось следующее количество детей: в Песчанской – 71 мальчик и 23 девочки, в Таровской – 82 мальчика и 21 девочка, в Колоцкой – 30 мальчиков и 14 девочек. В двухклассной школе – 192 мальчика и 22 девочки, в женском училище – 80 девочек, в Авиловском приходском училище – 65 мальчиков и 15 девочек. В Яблочном приходском училище учились 16 мальчиков и 4 девочки, в Пятидесятницком приходском училище – 12 мальчиков и 8 девочек, в Задонско-Авиловском – 15 мальчиков и 3 девочки. В церковной библиотеке насчитывалось более 100 книг, предназначенных для чтения (кроме богослужебных). Выписывались Епархиальные и церковные ведомости. При церкви хранились в целости метрические книги с 1814 года. В 1914 году настоятелем Покровского прихода был священник Константин Васильевич Малиновский (1873 г.р.). Он по первому разряду окончил курс Вологодской духовной семинарии и был определён учителем Толшенской церковно-приходской школы в Тотемском уезде Вологодской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=38474

Длина и ширина фонаря в алтаре равны длине и ширине фонаря бабинца; высота фонаря алтаря меньше и равна его полной длине. Высота верха алтаря на 1/2 толщины бруса больше вершины Бабинца. Форма и размеры второго залома южного рукава и Бабинца почти одинаковы. Длина и ширина фонаря равны длине и ширине фонаря бабинца, а высота меньше и равна диагонали квадрата со стороной, равной длине фонаря. Высота верха южного рукава равна высоте верха бабинца. Первый залом северного рукава повторяет форму и размеры первого залома бабинца. Восьмерик северного рукава значительно ниже восьмериков бабинца, южного рукава и даже алтаря. Ещё более отличаются верхние части северного верха от соответствующих частей южного рукава и бабинца. Второй залом северного рукава ниже все другие вторые заломы, а фонарь, наоборот, выше других фонарей. Верх северного рукава также ниже верхов других рукавов. Остается еще сказать, как разместил мастер в здании окна. Окна первого яруса в срубах стен заложены на высоте, равной длине южной грани плана алтаря. Окна второго яруса стен в срубах (четырехугольные) заложен на высоте, равной расстоянию между южным углом западной грани плана северного рукава и северным концом восточной грани того же рукава. Крещатые окна в срубах стен обоих рукавов, бабинца и алтаря заложено на высоте, равной диагонали четырехгранника, что составляет южную половину плана центра. Окна в восьмерике центрального участка заложены над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 ширины сруба стен участка (вверху). Окна в фонаре центрального верха прорезано над верхним венцом восьмерика на высоте, равной высоте первого залома участке. Окна в восьмерику бабинца и других рукавов заложено над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 длины сруба стен бабинца (вверху). С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – Киев: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. -->

http://sobory.ru/article/?object=38210

А. Крюденер-Струве, человек богатый, к тому же имевший в приходе строящейся церкви доходное хозяйство, пожертвовал 500 рублей - сумму значительную, но блекнущую в сравнении с пожертвованиями живших на жалование братьев Соболевых (1400 рублей) или жителя сельца Молитвено И. Г. Инарова (2000 рублей). Всего собрали 8500 рублей и на заводе Самгиных в Москве заказали колокол в 406 пудов. На нём была сделана надпись: «Благовествуй колокол милой родине, призывай на молитву прихожан, пробуждай в умах их память о жертвователях: Г. Инарове, А. Лазареве, В. Чистове, А. и В. Марковых, Е. и Ф. Ермоловых, братьях Ф. и М. Соболевых, Е. и А. Бабушкиных, Г. Лабзиной, А. Ф. Мейснере-архитекторе». Колокол доставили в Коломну, подальше, в Микульское, довезти не дала наступившая весенняя распутица. Однако прихожане столь сильно желали к Пасхе поднять его на колокольню, что, собравшись со всеми родственниками и знакомыми, тысячной толпой впряглись в сани и волоком притащили колокол в село. Поскольку день был ненастный, в дороге людей подкрепляли едой, чаем и вином. В пятницу, на Пасху 1904 г., после литургии и молебна, собравшимся из окрестных сел и деревень народом колокол был поднят. При первом его ударе все сняли шапки и перекрестились. Почти всё внутреннее убранство храма и необходимые для богослужения предметы были пожертвованы разными лицами. Фабрикантом Константиновым - серебряные вызолоченные напрестольные крест и евангелие. Святая дарохранительница, потир, дискос, звездица, лжица из массивного серебра - потомственным почётным гражданином Ф. Н. Васильевым в память своих родителей. Семисвечник - женой московского фабриканта А. Ф. Бутюгина. Серебряное вызолоченное Евангелие на престоле в приделе Святителя Феодосия Черниговского - крестьянином Ф. Борисовым. Стоящие перед местными иконами высеребренные 17 подсвечников - вдовой московского купца А. А. Бутюгиной. Все стёкла для храма пожертвовал A. M. Бабушкин, а двери (первая из соснового дерева, вторая наполовину из цветных стекол) - подрядчик столярных работ С.

http://sobory.ru/article/?object=06476

Фасады колокольни отличаются более дробными членениями. В первом ярусе стены в средней части акцентированы легкими ризалитами, обработанными высокими прямоугольными нишами, верхний край которых украшен ступенчатыми кронштейнами. С запада такую нишу прорезает арочный входной проем, а с юга и севера ему отвечают такие же ложные проемы. И те и другие оформлены рамочными наличниками с трехчастными клинчатыми замками. Углы яруса-четверика выпущены между пилястрами, а между ними и ризалитом помещены арочные ниши с архивольтом и замком-трилистником. К нишам примыкают пилоны, оставшиеся, вероятно, от несохранившегося крыльца. Восьмигранный столп делится карнизами с сухариками, поребриком и ступенчатыми кронштейнами на три яруса. Два первых яруса с огибающими пилястрами на углах прорезаны небольшими окнами, чередующимися с ложными проемами. В нижнем ярусе окна имеют лучковые перемычки, в верхнем проемы круглые (и те и другие с рамочными наличниками). Венчающая часть столпа имеет арочные проемы звона, выделенные архивольтами и импостами. Шатер прорезают слухи, расположенные в три ряда: в двух нижних проемы арочные со щипцовыми фронтончиками, в верхнем – круглые, небольшого размера. Бесстолпный четверик перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три узких проема связывают храм с апсидой, перекрытой коробовым сводом с конхой. Широкий арочный проем ведет из храма в двустолпную трапезную, имеющую довольно необычную систему перекрытия. Квадратные в сечении столбы с едва выраженной крещатой формой поддерживают полулотковые своды с крупными распалубками. Лишь в восточной части южного придела выложен коробовый свод с распалубками, более привычный для помещений с подобной пространственной структурой. В переходе между трапезной и колокольней перекрытие плоское, а первый ярус колокольни имеет коробовый свод. В верхние ярусы поднимается лестница, расположенная в толще южной стены. В храме фрагментарно сохранились клеевые росписи 1840-х гг., исполненные маслом в академической манере, и гризайльный декор в духе позднего классицизма. В своде алтаря помещен поясной образ Саваофа на облачном фоне, с херувимами. По периметру в пяти радиально расположенных клеймах располагались сюжетные композиции, представляющие Таинства. На западной стене алтаря вверху написан образ Христа Вседержителя, стоящего на облаках. Стены апсиды расписаны «под мрамор», на них изображены гризайльные пилястры с пышными коринфскими капителями, несущие антаблемент, украшенный мутулами и листьями аканта. Поверх одной из пилястр написан обрамленный образ Богоматери Одигитрии.

http://sobory.ru/article/?object=44750

К западу на продольной оси церкви возвышается двухъярусная колокольня XIX в., четверик на четверике, на каменном основании. Территория памятника ограждена штакетником. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будивельник», 1986 г., т. 4. Одноверхая, сосновая, толщина бруса - 16 см. По плану относится к группе крещатых (южный и северный рукава меньше площадью западного и восточного), с выделенным центральным срубом, выше срубов рукавов. Сруб центра отвесным заломом переходит в небольшой световой восьмерик. В интерьере над восьмериком видно начало второго залома; сейчас верх перекрыт широким (более поздним) плафоном. Снаружи второй залом перекрывает стройную грушевидную крышу, переходящую в глухой фонарь, завершенный главкой. Срубы стен алтаря, бабинца и боковых рукавов снаружи перекрыты двуспадистими крышами. В интерьере алтарь перекрыт потолком, а Бабинец и рукава – «коробом». В плане центр - квадрат. Бабинец – четырехугольник; ширина равна ½ диагонали центра, а длина – апофема равностороннего треугольника со стороной равной ширине бабинца. Алтарь – четырехугольник, его ширина равняется полной ширине бабинца, а длина равна ½ диагонали центра. Южный рукав в плане квадрат со стороной равной половине полной длины центра. Высота сруба стен центра равна полной диагонали его плана; сруб имеет наклон кнутри; длина его со стенами вверху равняется внутренней длине плана внизу. Первый залом заготавливался с помощью шаблона-трапеции, у которой основание – длина сруба стен (вверху), верхняя грань равна ½ основания и высота равняется ½ длины алтаря. Итак, у восьмерика длина равна ½ длины сруба стен (вверху), а высота равняется длине. Верх переделан. У второго залома верхняя грань вероятно равнялась ½ длины восьмерика, а высота определялась тем, что внутренняя высота центрального участка равнялась вероятно длине плана строения (сейчас она меньше). Окна в срубе стен центра заложены на высоте равной длине плана центра, а завершен на высоте равной ½ полной длины плана строения. Окна в восьмерике заложены над верхним брусом сруба стен на высоте равной ½ длины сруба (вверху), а над полом на высоте равной удвоенной длине плана центра. Внутренняя высота алтаря равняется ширине плана участка, а боковых рукавов равных длине плана центра. Внутренняя высота бабинца равна ½ полной ширины плана центра. Внутренняя высота бабинца равняется ½ полной ширины плана строения.

http://sobory.ru/article/?object=47249

Поддерживался храм и пожертвованиями живших в Покровском землевладельцев. Так, помещица Н.Н. Молчанова завещала 8 000 руб. «на исправление… церкви» и 3 000 руб. на «поминовение … души» с условием, что деньги будут внесены в Государственный банк под проценты, из которых 1/3 часть должна была поступать в доход церкви, 2/3 в пользу священнослужителей. Сам же капитал должен был оставаться в неприкосновенности. Также Молчанова завещала церкви «все без исключения находящиеся в доме … святые иконы, столовое и чайное серебро, мельхиоровый сервиз». Мать и младшая сестра помещицы погибли при пожаре в собственном доме зимой 1832 г., когда Надежде Николаевне было 15 лет. Пережившая в отрочестве трагедию, Молчанова отличалась особой религиозностью, любила совершать паломничество по святым местам, принимать в своем доме странников, не жалела средств на благотворительность. За всю историю храма в нем сменилось немало поколений священников, дьяконов, псаломщиков. Упоминание Покровского и храма в различных документах позволяют выявить их имена. Все члены причта Покровского храма вели традиционный для сельского духовенства образ жизни: несли тяготы по содержанию больших семей, занимались ведением домашнего хозяйства, зачастую испытывали материальную нужду. После прихода к власти большевиков храм постигла обычная для того времени участь. В начале 1930-х гг. он был закрыт, затем его пытались разрушить. Сначала сняли и увезли колокола. Впоследствии, как вспоминали старожилы, местные «активисты», чтобы получить разрешение на разборку храма, черной краской сымитировали на его стенах трещины. Но план не удался: очень уж прочной оказалась кладка. Жительница села Е.А. Сироткина вспоминала, что в 1930-х г.г. в церкви была устроена столовая для рабочих небольшого химического завода, действовавшего вплоть до военных времен. По свидетельству Анны Ивановны Голубевой (1926 г. рожд.), во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Одно время размещалось подсобное хозяйство, плели соломенные маты для огорода. Позже в церкви располагался клуб, склад для зерна, мукомольня, которую местные жители почему-то называли «дэкаушка». После 70-х годов ХХ в. здание храма было заброшено.

http://sobory.ru/article/?object=14764

В связи с упоминанием Богдана Ивановича Коновницына в Гдовском уезде приведем сведения известного исследователя рода Коновницыных Е.П. Иванова (Псков), ныне покойного. Согласно им Б.И. Коновницын с 1712 г. служил комендантом г. Гдова. В Пскове же ему принадлежали двор и дом, а на Плюссе были какие-то лесные владения. По сведениям сланцевского краеведа Ф.А. Чуркина часть его родной деревни Ужово принадлежала в XIX столетии Коновницыным. Расположена она на реке Плюссе. В Общем очерке И.Г. Покровского Б.И. Коновницын назван прямо - псковским помещиком: «…Из книг (в храме с. Рудно – В.Б.) замечателен синодик, писанный в 7204 (1697) году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну». Псковским же помещиком именует Б.И. Коновницына и Ефим Андреев: «В числе книг, спасенных от пожара, есть рукописный синодик, - подаяние Псковского помещика Богдана Ивановича Коновницына…». Идентичность текстов Покровского и Андреева может свидетельствовать о том, что первый брал сведения у второго. Очевидно, Андреев, этот боголюбивый христианин, сам видел синодик Б.И. Коновницына в храме с. Рудно. Из истории славного рода «Служили Коновницыны великим Московским князьям на самых разных должностях и в самых разных местах, в том числе по Новгороду и Пскову. Причем, появление их на новгородских и псковских землях, возможно, объясняется тем, что они в числе прочих московских бояр были переведены туда после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству. Нам пока не удалось точно определить время появления Коновницыных, в частности, на Псковской земле, но совершенно определенно, что не позднее первой трети XVII века они уже были псковскими землевладельцами и горожанами, о чем есть немало документальных свидетельств. Пока же отметим, что Иван Михайлович Коновницын служил воеводой в Кукейносе (Кокнесе, Кокенгаузен) в 1656 г., а Федор Степанович был воеводой в Козельске. Трое Коновницыных, Матвей, Гавриил и Федор, служили стольниками при Петре I. Служили Коновницыны и стряпчими царям русским. Обо всем этом говорится не только в специальных изданиях, но и в записках С.Н. Коновницына (не так давно умершего в Перу), хранящихся в Гдовском музее. Много лет, начиная с 1712 г. и по меньшей мере до 1718 г., по указу царя комендантом Гдова служил Иван Богданович Коновницын. В это же время Сергей Коновницын в числе других дворян был направлен по указу Петра I и распоряжению светлейшего князя Меншикова «для управления тамошних дел» в Дерпт.

http://sobory.ru/article/?object=03909

Продолжаются самые возмутительные, самые нелепые потравы. Становится невозможным завести огород или плодовый сад, ибо и овощи, и фрукты непременно будут расхищены еще в завязи. Мало сказать расхищены — растения, иногда очень дорогие, выписанные из дальних стран, вырывают с корнем, ломают, рубят. Даже простые декоративные растения беспощадно истребляются: Племенной скот увечится, иногда самым безжалостным образом. Сельскохозяйственные машины портятся и пр. и пр. Чувствуется не отчаяние нищеты, не жадность разбойника, а какое-то сладострастие вандалов, уничтожающих культуру только потому, что она культура. Деревенские старики, родившиеся «при господах», еще хранят оттенок уважения и к чужой собственности, к чужому культурному труду, но хулиганствующая молодежь впадает явно в тот опасный психоз, который побуждал варваров разрушать всякую цивилизацию. Ничуть не помогают самые добрые, самые великодушные отношения к крестьянам со стороны помещика. На барина-благодетеля чаще всего смотрят как на дурака, простотой которого пользоваться будто бы сам Бог велел. Жестокие, первобытные нравы вытесняют не только культурных людей из русской деревни, но и тех крестьян, которые еще не потеряли образ человеческий. Громадный отлив рабочих сил в отхожие промыслы, в переселение, в эмиграцию объясняется главным образом тем, что одичалой деревне трудно становится сохранить нынче результаты своего труда, свое спокойствие и саму жизнь». На северной Псковщине почти в первозданном виде сохранилось редчайшее теперь деревянное здание усадьбы Лог, которому 200 лет. Надо бы Логу уделять должное внимание, но в то же время не топтать ненужных дорожек праздному обывателю. В Кярово усадьбы нет, но и оно изредка является объектом экскурсионного показа. Здесь не только храм-памятник и родовая усыпальница Коновницыных с прилегающим некрополем. Тут, прежде всего, дом молитвы, нуждающийся по сути своей в Православно-патриотическом прославлении. Весь мир болеет историей, ибо она интересна туристу. Не чужд ее и паломник. Возможно, что именно «исторический флер Коновницыных» остановил руку варвара-разрушителя церквей - атеиста.

http://sobory.ru/article/?object=03909

Еще в начале ХХ века почти все имущество тысяч усадеб и церквей ушло на запад в виде антиквариата и золотых слитков. Как это пошло. Параллельно революции существовала спланированная акция по вывозу всего и вся, что представляло в России коммерческий интерес. Дьявольская акция. Простой подсчет количества усадеб в соседних уездах дает ошеломляющие цифры - около 250 усадеб только в Ямбургском и Лужском уездах (недавно вышли первые исследования по ним)! Вполне возможно, что хотя бы десятая часть из них имела ценную мебель, посуду, одежду, картины, книги и т.п. вещи. Акция по уничтожению и разграблению усадеб производилась силами распропагандированных крестьян задолго до революции 1917 года, в ходе незавершенной революции 1905-1906 годов. Здесь уместно привести сноску на страницах известного труда священника Сергея Александровича Нилуса «Близ есть при дверех»: «Русские помещики общим хором жалуются, что дворянская культура в России исчезает, и местами с поразительной быстротой. Можете проехать десять, двадцать, тридцать верст и не встретить ни одной, даже захудалой дворянской усадьбы, или встретите лес брошенных, проданных, сданных в аренду кулакам. Если взять старинные карты и межевые планы, то вы удивитесь, до какой степени много было еще 60-70 лет назад дворянских гнезд. На планах повсюду еще значатся черные квадратики с надписью «господский дом», но в действительности их давно уже и нет господских домов, а с ними отошло в предание и старое господство культурного класса. Ко мне довольно часто заезжают провинциалы, бывающие в Петербурге, помещики и общественные деятели. Если им верить — а почему бы отказать им в доверии? — пугачевщина 1905-1906 годов не прекратилась вовсе. Она затихла, она приняла другие менее шумные формы, но продолжает свое разрушительное дело. Крестьяне не ходят, правда, как прежде, целыми толпами и с караванами конных подвод, чтобы грабить помещичьи усадьбы и жечь их. Но поджоги идут все-таки непрерывно — то дом подожгут, то гумно, то сарай, то амбар, то скирды и одонья хлеба.

http://sobory.ru/article/?object=03909

Интерьер храма просторный и светлый. Парные окна на гранях барабана заключены здесь в общие ниши. Центральный объем перекрыт куполом, в апсиде - конха, в трапезной и нижнем ярусе колокольни - коробовые своды. Сохранившаяся в церкви масляная живопись - типичный пример провинциальных настенных росписей нач. 20 в. В сер. 20 в. была поновлена, в алтаре - написана заново. В куполе храма написана " Новозаветная Троица " . На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. Помимо традиционных сцен богородичного цикла (верхний ярус) внизу, на северной стене помещено изображение " Боголюбской Богоматери " , которое чаще встречается на иконах. Нижний ярус западной стены занят евангельскими сценами. В растительном орнаменте в барабане и на стенах присутствуют элементы модерна. Главный иконостас 3-й четв. 19 в. -выразительное произведение в духе позднего классицизма, но уже с влиянием эклектики, особенно заметным в псевдобарочном декоре. Иконы относятся к тому же времени. Иконостас представляет собой монументальное сооружение, состоящее из трех ярусов, последовательно уменьшающихся кверху. В нижнем объединенные попарно колонны несут крепованный антаблемент; следующий ярус заключает в себе крупную арку - на ней помещены медальоны в картушах, а в центре - " Распятие " с исходящими от него лучами; верхний ярус составляют три иконы (средняя более высокая) с трехлопастной арочкой в завершении. Увенчан иконостас еще одним " Распятием " с фигурами ангелов по сторонам. Вычурный резной декор сосредоточен в основном в среднем ярусе, на царских вратах и в обрамлении восьмиугольных икон по краям. Более однообразен рисунок резьбы в изображении виноградных лоз на колонках нижнего яруса. В надпрестольной сени (посл. трети 19 в.) черты эклектики проявились более заметно, чем в иконостасе. Четыре витые колонки и покоящийся на них антаблемент с трехлопастными арками посредине сплошь покрыты обильной резьбой, особенно дробной в пропильных подзорах. Двухъярусный иконостас южного придела трапезной - сборный. В его нижнем ярусе (2-я пол. 19 в.), выполненном в духе эклектики, выделяются резные драпировки над царскими вратами.

http://sobory.ru/article/?object=07815

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010