Строители церквей в Артюховке и Пустовойтовке подготовили почву для творчества гениального строителя Покровской церкви. Тому, кто не видел её до гибели во время пожара 1943 г., трудно представить себе совершенство форм этой церкви, чистоту композиции и классическое равновесие масс. Здесь нашли воплощение самые высокие достижения в области строительства. К центральной квадратной в плане бане были накрест плотно поставлены четыре чуть ниже. Каждая из них состояла из основного, очень высокого объема, увенчанного баней с двумя заломами. Внешне переход в заломах образовывала характерная барочная кровля грушевидной формы. Линии граней срубов неудержимо несутся вверх, останавливаясь на мгновение в мягких очертаниях кровли первого залома, чтобы, словно после недолгого раздумья, вновь устремиться вверх в линиях первого подбанника, еще раз задержаться на короткое мгновение в кровле второго залома и выпрямиться в гранях последнего подбанника, а дальше сойтись в линиях шишака. Пропорции отдельных составных частей и масс сооружения в целом найдены безупречно, с большой художественной логике, аналогии которой нет разве что в суровых законах контрапункта в музыке. Центричная композиция сооружения заставила строителя равноценно решить архитектуру фасадов и трёх входов. Небольшая дверь, с наискось срезанными углами, оформлена довольно широким косяком с резным растительным орнаментом стилизованного Бегунца и дубовых листьев. Умеренная величина косяков, невысокая рельефная резьба очень хорошо подходили к глухим плоскостям сруба. Через какие бы двери ни зайти в храм, уже с первого взгляда открываются все бани, объединенные арками - вырезами, высотой до парусов. Одинаковые размерами и конструкцией, они образуют чрезвычайно гармоничное единое пространство. Высота сооружения кажется значительно большей, потому что бани с заломами и стены сделаны с наклоном внутрь, согласно законам оптического восприятия предметов в пространстве. Поэтому абсолютная, двадцати шести метровая высота бани воспринималась как тридцати пяти метровая.

http://sobory.ru/article/?object=35554

Алтарь освещался тремя узкими окнами, по одному в каждой из его трёх частей. В южной стене четверика, внизу, было два окна, подобных окнам алтаря – с двусторонним рассветом, арочными перемычками, без наличников, – по одному с каждой из сторон портала; окна второго света располагались на трёх сторонах четверика – три на южном, три на западном и одно на северном фасаде, в его крайнем к западу прясле. Эти окна двух типов: круглые по краям и повышенные, с арочной перемычкой в центре фасадов и окна с наличниками в виде плоской широкой четырёхугольной рамки со стрельчатым фронтоном. Над фронтонами и по сторонам их оснований размещались выпуклые ромбы, того же выноса, что и у наличников. Такие же ромбы украшают верхние части лопаток на фасадах четверика. В отличие от угловых лопаток, равношироких по всей высоте, средние из них внизу сужаются посредством двух уступов с каждой из двух сторон. Карниз, раскрепованный под ними, довольно сложен, он включает в себя два яруса поребрика, разделённых гладкими поясками, и венчающую часть из ступенчатых кронштейнов, поддерживающих массивную полку из двух рядов кирпича. Закомары мягкого коробового очертания, близкие к полукругу; средние закомары несколько шире угловых и имеют отличный от них профиль. Из пяти первоначальных глав сохранились две восточные. Они световые и обращены в алтарную часть четверика. Их круглые барабаны украшены плоскими аркатурами со щелевидными окнами между пилястр. Карнизы напоминают карниз четверика, но на северо-восточной главе только один ряд поребрика. Аркатурой на ступенчатых кронштейнах обработана верхняя часть алтарных апсид, над нею располагается пояс таких же кронштейнов, поддерживающих венчающую полку, украшенную сухариками. Входящие углы апсиды отмечены прямоугольного сечения массивными лопатками. Здание имеет фундамент из средней величины валунов, уложенных насухо. Поверх их, но ниже земляной отметки, устроен выравнивающий слой из двух рядов грубо отёсанного белого камня на известковом растворе. Цоколь белокаменный, гладко отёсанный; состоит из нижнего ряда с круто наклонённой плоскостью и полувала между двумя па латками. Поверх полувала идёт один ряд белого камня, выше кладка кирпичная. Размер кирпича четверика и апсиды 29(30)х14(15)х8.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Лобовые карнизные доски украшены незатейливой резьбой. Объем небольшой трапезной прорезан двумя оконными проемами на южном фасаде и двумя - на северном. Двухсветный храмовый четверик решен в три оси, завершен шатром на широком барабане-восьмерике и увенчан пятью луковичными главами на глухих барабанах. Центральная ось четверика подчеркнута широким дверным проемом со сдвоенным окном второго света над ним. Грани храмового четверика завершены шатровой крышей с трапециевидными щипцами. Грани восьмерика, опирающиеся на шатер четверика и ориентированные на восток-запад, север-юг, прорезаны небольшими оконцами с трапециевидным завершением и акцентированы треугольными щипцами. Углы шатра храмового четверика, имеют луковичные главы на восьмигранных глухих барабанах. Шатер храмового восьмерика увенчан луковичной главой на высоком восьмигранном глухом барабане, опоясан подшивным профилированным карнизом небольшого выноса, опирающегося на резные кронштейны упрощенных форм на углах восьмерика. Лобовая карнизная доска украшена незатейливой резьбой. Междуярусное членение храмового четверика и трапезной выполнено подшивными профилированными карнизами небольшого выноса с плоскими фризами. Здание храма имеет естественный цвет некрашеных бревенчатых стен, с декором (наличники, карнизы, фриз), окрашенным в охристый цвет. Оконные проемы нижнего яруса прямые, декорированы наличниками с невысокой, гладкой лобанью и прямым, профилированным сандриком. Сохранились исторические оконные переплеты, металлические кованые решетки кубоватого рисунка на окнах нижнего яруса и на окнах второго света храмового четверика. Фундамент бутовый. Цоколь из кирпича (29х14х8 см), облицован тесаными гранитными блоками. Полы деревянные. Длина здания около 22 метров. Ширина храмовой части около 8,5 метров. Кровля металлическая. Все помещения церкви подшиты плоскими потолками. Стены и потолок окрашены масляной краской. В интерьере переход к храмовому восьмерику обозначен треугольными парусами, приёмом, заимствованным из каменной культовой архитектуры. Сохранилась солея с ограждением клиросов, имеющих вид филёнчатых панелей, окрашенных в белый цвет. Иконостас не сохранился, однако остался след его контура на восточной стене, позволяющий предположить его ступенчатую форму завершения. На западной стене храма сохранены следы балкона - хоров, протянутого между северной и южной стенами. Потолки здания и восточная стена храма выше иконостаса были выкрашены в голубой цвет. Первоначально здание отапливалось тремя печами: две у западной стены трапезной и одна в южной части алтаря. Расположение печей было типичным для культовых построек того времени.

http://sobory.ru/article/?object=33669

На этом московский колорит XVII в. заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу XIX века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья». Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам. Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом. Колокол на колокольне отсутствует. Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня. Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции XVII в., ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты. Храм пережил пожар 1812 г. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф. Соловьева была возведена колокольня. К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. В 1838 г. главный храм соединили с колокольней с помощью застекленной каменной галереи. После революции 1917 г. в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок. В 1991 г. храм вернули верующим. Так как строения храма использовались не по назначению, понадобилась серьезная реставрация интерьеров и фасада. Внутри были укреплены стены и оконные проемы. Фактически заново были выполнены росписи, изготовлен иконостас, подобраны иконы и киоты. Восстановлены каменные детали наличников и кокошников. Храм получил новое цветовое решение - все постройки покрашены в красный и белый цвета. Реставрацию проводила Мастерская Моспроекта - 2 ООО " РСК Архитектурное наследие " . Она закончилась в 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=03726

Внутри четверика ротонду центрального купола со световым кольцом в зените несут на парусах мощные пилоны со срезанным внутренним углом, на которые опираются широкие подпружные арки. Угловые компартименты перекрыты малыми куполами световых барабанов, которые также через паруса опираются на подпружные арки. Ветви центрального креста перекрыты цилиндрическими сводами, апсида - конхой с распалубками над окнами. Объем просторной четырехстолпной трапезной имеет три уровня; кроме основного помещения с двумя придельными алтарями под всей площадью теплого храма находится цокольный этаж, а над западной его частью - антресольный. Западная часть трапезной, отделенная от основного помещения капитальной стеной, разбита перегородками на ряд помещений, включающих разные по площади и назначению палатки, притворы, лестничные междуэтажные переходы. Фоном для декора служат гладко оштукатуренные стены, имеющие в верхней части прямоугольные двухступенчатые ниши. На трапезной эти ниши переходят в ложные лежачие окна, а затем - проемы антресольного этажа. На плоскости аттика нанесены крупные членения рустов и ступенчатых ниш, которые подчеркивают основания глав. Трехчетвертные колонны как выразительное средство тектоники и ритма применены для декорировки ротондальных форм барабанов и апсиды. В интерколумниях ротонды центральной главы по осям расположены двенадцать арочных проемов. По четыре проема таких же размеров и формы имеют малые барабаны; спаренные колонны помещены в простенках между ними. Высокий антаблемент, проходящий по периметру всего здания, выделен частым ритмом модульонов, поддерживающих выносную плиту карниза. Модульоны и верхняя часть карнизов, в том числе на барабанах завершения, изготовлены из белокаменных блоков. Из этого же материала были выполнены вогнутые абаки капителей, а также профилировка баз, сандрики порталов, импосты арочных оконных перемычек. Алебастр с известковой штукатуркой были применены для лепки волют и листьев аканта на капителях, вытягивания архивольтов проемов и архитрава.

http://sobory.ru/article/?object=12645

Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками, окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборный карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырех крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах - лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, где шесть колонн, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида - конхой, трапезная - полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток - коробовые. Клеевая роспись в четверике и трапезной - характерный образец живописи 1-й пол. 19 в., в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приемы иконного письма, условная моделировка объемов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, легких тонов. В своде представлена композиция " Коронование Богоматери " в окружении ангелов. Три стены объединены живописным антаблементом, проходящим между окнами верхнего и нижнего света. Антаблемент несут украшенные капителями рисованные колонны, а над ним изображена аркада композитного ордера. Эта гризайльная декорация составляет основу всей структуры росписи. Композиции расположены на стенах в два яруса: вверху в центре боковых стен изображены " Покров " (южная) и " Похвала Богоматери " (северная), внизу - фигуры святых. На западной стене над аркой - большая композиция " Страшный суд " , а по сторонам от нее - по три евангельских композиции (одна над другой).

http://sobory.ru/article/?object=05995

Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учёт, даёт следующее описание: " Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершён световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объёму. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трёхъярусная, причём нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колоннами; завершает колокольню глухой гранёный барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионического ордера. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмерика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решён, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающийся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений " .

http://sobory.ru/article/?object=06474

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий арочный проем связывает храм с трапезной. Ее основное бесстолпное пространство перекрыто коробовым сводом. Узкая западная часть трапезной с коробовым сводом отделена стеной, прорезанной тремя арочными проемами. На эту стену и на внешнюю западную стену трапезной опираются верхние ярусы колокольни. В притворе, в северной стене которого устроена лестница на колокольню, – коробовый свод с двумя большими распалубками. Росписи в алтаре выполнены недавнее время и художественной ценности не представляют. В основном объеме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует легенда на южной стене храма). В лотках свода, разделенных орнаментальными полосами, написаны: Троица Новозаветная в иконографии «Отечество» по образцу храма Христа Спасителя в Москве (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках) и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объеме храма на западной стене развернута большая композиция «Покров Богоматери», раскрывающая посвящение храма, а по сторонами арочного прохода в трапезную, – «Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине» (по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда). На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах. В простенках на уровне окон первого и второго света представлены образа избранных святых. Среди них на северной стене изображена Анна Кашинская, повторно канонизированная в 1909 г. В среднем ярусе росписи на боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции, фланкированные большими орнаментальными клеймами: на северной стене – «Христос и самаритянка», на южной – «Христос среди учителей», а ниже, между окном и западным углом – «Беседа Христа с Никодимом». Орнамент симметричный, по сторонам осевого стержня расположены лиственно-цветочные побеги, прорастающие из его основания. Росписи первого и второго ярусов разграничены орнаментальным фризом с равноконечными крестами в круглых клеймах.

http://sobory.ru/article/?object=13254

Изображённый на чертеже высокий восьмигранный купол говорит о том, что конструкция кирпичного свода, перекрывавшего храмовый восьмерик, была еще близка к конструкции шатра, как это можно наблюдать и в сохранившемся своде, перекрывающем храмовую часть Владимирской церкви в Ельце. Следует также отметить, несмотря на то, что на чертеже изображено здание со сложившимися классическими формами, всё же перестроено было оно на основе конструкций барочных форм. Орловская губернская строительная комиссия на своем заседании 2 апреля 1853 г. признала проект А. А. Тона «удовлетворительным», и 30 апреля т.г. архиепископ Смарагд направил все планы фасадов и чертежи в Святейший Синод, откуда они поступили в июне в Департамент проектов и смет Главного управления путями сообщения и публичных зданий. При рассмотрении там проекта перестройки Покровской церкви он был найден неудовлетворительным и «для благовидности фасада» переделан, «не выходя при том из размеров проекта». На разрезе, соответствующем второму варианту, значится, что составлял его «архитектор, коллежский асессор Василий Моргалов». Вероятно, ему же принадлежит и новый вариант фасада, выполненного в «русско-византийском» вкусе. Храму были приданы черты официального «русско-византийского» стиля, причём без изменения конструктивной основы, предложенной первым, классическим вариантом, с нанесением прямо на классический фасад гипертрофированных форм кокошников вместо классического портика, полуколонн по углам многогранного барабана вместо колоннады и огромной, не имеющей, пожалуй, равных в русской архитектуре, луковицей вместо полусферического купола. За пример архитектурного оформления Покровской церкви были взяты элементы строившегося в это время в Ельце Вознесенского собора. Так, на примере Покровской церкви зримо происходила отставка классицизма и замена его официальным византийским стилем, прочно вошедшим в моду в середине XIX в. Издержки на приведение нового проекта в исполнение должны были простираться до 60 тыс. руб. В сентябре 1853 г.

http://sobory.ru/article/?object=07287

Алтарь церкви - пятигранный в плане и, судя по способам соединения его стен с главным помещением, предположительно, относится ко второму строительному периоду. Стены рублены " в прямоугольную лапу " и изнутри отесаны полностью без скругления углов. Пол утрачен. Потолок претерпел одну реконструкцию: первоначально - горизонтальный из профилированных тесин " в разбежку " , уложенных перпендикулярно входу по одной пятигранной балке, позднее был подшит профилированной доской " в разбежку " на кованных гвоздях. Окна в алтаре аналогичны окнам верхнего яруса главного помещения. Стены трапезной рублены " в обло " и изнутри отесаны полностью без скругления углов на высоту пяти венцов от пола, а на вышележащих венцах сохранился " круглый " угол. Стены главного помещения соединены в виде переруба с восточной стеной трапезной только на двух первых от пола венцах и на венцах, лежащих выше перекрытия. Остальные венцы соединены с помощью прямоугольной штрабы. Это позволяет сделать предположение о пристройке помещения к трапезной ориентировочно во втором строительном периоде. Пол в трапезной - двойной: " черный " - из плах горбылем вниз, уложенных перпендикулярно входу по круглым балкам; " чистый " - из тесин " встык " , уложенных перпендикулярно входу. Потолок - двойной: " черный " - из плах горбылем вверх, соединенных между собой " в четверть " , а с прямоугольными балками - " в шпунт " и уложенных перпендикулярно входу; " чистый " - подшивной из профилированной доски на заводских гвоздях. Окна трапезной относятся к третьему строительному периоду, но с наружной стороны на стенах сохранились следы от подтески окон первого строительного периода. Крыша на трапезной - стропильно-слеговая с гвоздевой кровлей из двух слоев дороженного теса - относится ко второму строительному периоду. Судя по наклонным штрабам, на западной стене главного помещения крыша трапезной первоначально была также двухскатной, но на два венца ниже ныне существующей. Притвор-сени механически пристроен к трапезной. Стены рублены " в обло " , изнутри отесаны полностью без скругления углов. Потолок - из тесин " встык " , уложенных параллельно входу по двум прямоугольным балкам. Пол - одинарный из тесин, уложенных параллельно входу. Входные двери - трехкосящатые с сопряжением косяков между собой " в четверть " , а со вставным порогом - " прямо " . Над притвором ранее размещалась восьмигранная колокольня, а с запада примыкало срубное одновсходное крыльцо под двухскатной крышей, замененное при переоборудовании церкви в клуб на срубное крыльцо под односкатной крышей.

http://sobory.ru/article/?object=31069

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010