Объемно-плановая структура центричной первоначальной части памятника оригинальна. Крестообразный в плане объем с более короткими боковыми ветвями креста на уровне нижнего яруса достроен до прямоугольника. Возвышающиеся над нижним объемом ветви креста завершены фронтонами, обуславливающими двускатную форму кровель. Прямоугольный объем включает в себя алтарную часть. Над крестообразным объемом возвышается массивный четверик, покрытый фигурной кровлей со скошенными углами. Четверик увен­чан легким глухим барабаном, углы которого также скошены. Бара­бан несет луковичную главу на граненой шее. Восьмиконечный крест установлен на цепях. Прямоугольный объем продолжен поздней пристройкой на запад. К пристройке по продольной оси примыкает трехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков и гра­неного яруса звона, завершенного кокошниками. Колокольня увенчана граненым барабаном с луковичной главой. Над открытой па­пертью и северным крыльцом устроены металлические навесы с ажур­ными подзорами. К колокольне с юга примыкает лестничная пристройка. Декорация фасадов выполнена из кирпича с использованием белого камня и лепнины. Прямоугольный объем, как в первона­чальной, так и в новой своей части, обработан спаренными или строенными пилястрами, крепующими карниз. Центральные участки трех фасадов, соответствующие ветвям креста, выдвинуты креповками. Высокие арочные проемы боковых входов обрамлены плоскими наличниками с фигурными белокаменными замковыми камнями. Ниже пят арок проходят тяги. Нижние окна обрамлены характерными дли сер. XVIII в., «ушастыми» наличниками с высоко поднятыми сандриками и фигурными фартуками. «Замки» и профилированные подоконники выполнены из белого камня. Первоначальный цоколь скрыт под землёй, поздний представляет собой белокаменный выступ. Антаблемент прямо­угольного объёма состоит аз профилированной кирпичной тяги, фриза, заполненного креповками с редко расставленными каннелюрами, и сложного карниза с венчающим белокаменным профилем. Раскрепованные углы ветвей креста и четверика обработаны широкими парными пилястрами. Окна второго света (на алтарной стене — киот) обрамлены наличниками, похожими на нижние. Во фронтонах помещены барочные лепные картуши с изобра­жением «всевидящего ока». Большие арочные окна четверика обрамлены «ушастыми» наличниками. Белокаменный мелко профилированный карниз четверика сильно раскрепощен. Венчающие части главного храма имеют наиболее богатую пластическую разработку. Арочные ниши барабана обрамлены наличниками, подножие и грани скошенных углов обработаны филёнками и белокаменными волютами. Шея под главкой также украшена валютами. Декоративные формы колокольни более просты. Ярусы обработаны широкими пилястрами, крепующими карнизы несложной профилировки. Пилястры основания колокольни каннелированы.

http://sobory.ru/article/?object=01035

За основу планировки Покровской церкви в соответствии с особенностями её русско-византийской стилистики взята форма римской базилики. Поэтому на её фасадах отсутствуют древнегреческие колонны и портики, столь привычные в храмах русских усадеб - " дворянских гнёзд " XIX века. Приметы стиля - крестообразность в плане, большой центральный купол, как правило, имеющий две пары внутренних опор, и характерная форма оконных проёмов. Они арочные, с округлённым верхом, нередко сужены и группируются рядом, по два-три окна, как на фасадах основного объёма Покровского храма. Важная особенность зданий в русско-византийском стиле - более скромный внешний декор, нежели оформление внутреннего убранства. Однако фасады Покровской церкви отличаются изобилием декоративных деталей - лопаток, ложных окон, наличников, но при общей моноцветности здания они скрадываются на белом фоне стен. Верхние части фасадов украшены килевидными кокошниками; они расположены ярусно и по всему периметру основного объёма. Щедрый декор Покровской церкви связан со временем её постройки, для которого характерны усложнение стилей, внесение эклектических деталей и, как следствие, - большее декорирование. Казалось бы, византийская структура большого здания Покровского храма требует пятиглавия, ведь одна глава устанавливалась лишь на небольших церквях этого типа. Однако основной объём церкви во Власове увенчан одиночной главой, поскольку нет правил без исключений. Вдобавок одинаковые размеры глав барабана четверика и колокольни визуально уравновешивают довольно-таки протяжённый храмовый " корабль " . Современники сравнивали колокольню церкви во Власове со свечой - она действительно имеет схожую форму. К тому же вся постройка имеет несколько ярусов, поэтому она достаточно высокая и видна издалека, являясь архитектурной доминантой окрестностей. Дополнительное сходство со свечой придаёт ей венчающее " златоглавие " : в свете солнечных лучей купол ярко сияет, и издалека кажется, что он действительно горит, как свеча. Известно, что в русско-византийской стилистике внутренняя красота интерьеров и богатство церковного убранства зачастую превалировали над более скромным оформлением фасадов.

http://sobory.ru/article/?object=04517

В основе построения плана деревянной церкви лежит схема из трех четырехугольников: удлиненный по оси Юг – Север – центральный участок, квадрат – Бабинец и равновеликий бабинцу квадрат – алтарь. Исходный размер в построении плана - длина центрального участка; ширина центра равна 3/2 длины. Ширина, полная длина бабинца и алтаря равны половине диагонали центрального четырехугольника, в который вписывается восьмигранный сруб центральной части. Бабинец – квадрат; центр – четырехугольник со срезанными углами. Ширина опаса составляет треть ширины Бабинца. Высота сруба стен алтаря равна половине длины плана строения, а высота стен сруба бабинца на толщину двух брусьев меньше. Внутренняя высота Бабинца и алтаря больше высоты сруба стен только на толщину двух брусьев. Коротенькие заломы алтаря и бабинца перекрыты в интерьере восьмигранными плафонами; их размеры приближаются к половине ширины плана центра. Высота сруба стен центрального участка равна сумме длины плана центра и алтаря минус толщина бруса. Длина основания первого залома центра равна длине плана бабинца, ширина – половине длины плана строения, а высота – половине длины плана бабинца. Восточная и западная грани первого залома сделаны под разными углами. У восьмерика полная длина равна половине ширины плана участка, а ширина – на толщину двух брусьев меньше длины. Высота восьмерика равна половине диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана бабинца, а высота восьмерика и первого залома вместе – в половину высоты сруба стен участка; высота же участка до начала второго залома – длине плана строения. Высота второго залома и восьмерика вместе равна длине восьмерика; длина и ширина полная фонаря – половина длины восьмерика, а высота равна полной длине фонаря. Высоту верха определяет ширина той же части плюс толщина бруса, или отдалению в плане между серединой восточной грани алтаря и серединой южной (или северной) грани центра. Внутренняя высота центрального участка равна 5/4 длины плана строения. Ширина опасение составляет треть длины плана бабинца; высота сруба стен его – половину длины плана бабинца, а внутренняя высота до гребня крыши – треть высоты сруба стен центральной части. Южное окно в срубе стен бабинца заложено на высоте четверти длины плана строения. Южное (двойное) окно в срубе стен центра заложено на высоте, равной половине суммы длины плана центра и бабинца. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом сруба стен центра на высоте половины длины плана центра. Окно в фонаре над верхним венцом сруба восьмерика заложено на высоте, равной половине длины этого сруба (вверху). Круглое окошко в срубе стен центра заложено на высоте, равной ширине плана центра.

http://sobory.ru/article/?object=40045

Лутки нижнего ряда окон в срубе стен центра заложены на высоте, равной южной грани плана бабинца (1/3 суммы длины плана центра и алтаря). Верх среднего полотнища тройного окна лежит на высоте, равной диагонали четырехугольника, в который вписывается шестигранник плана алтаря, а центр этого окна содержится на высоте, равной длине плана бабинца. Центр малого квадратного окна лежит на высоте, равной почти половине длины строения. Низ окон восьмерика центрального верха заложен над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной половине ширины плана бабинца. Окно фонаря центрального верха прорезано на высоте, равной высоте восьмерика над верхним венцом того самого восьмерика, а над полом оно поднято на высоту, равную длине плана строения. Низ окна фонарей в алтаре и притворе над верхним венцом сруба стен лежит на высоте, равной половине длины сруба стен участка (вверху). Наклон срубов стен внутрь в алтаре (Южная, Северная и Восточная грани) составляет в среднем 4 см на 1 м высоты. Такой же наклон имеют Южная и Северная грани Бабинца. Наклон западной грани центрального сруба достигает 6 см, а западной грани Бабинца – 8 см на 1 м высоты сруба. Таким образом, объемы участков строения укладываются в границах такой схемы: высота срубов стен равна удвоенной длине плана алтаря, высота центрального верха – ширине плана участка, высота верхов алтаря и Бабинца – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине сруба стен алтаря (вверху). Внутренняя высота центрального участка больше длины плана строения; длине плана строения равна высота центрального участка без фонаря. С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53379

Другие узкие одинарные окна состоят из 12 (6×2) оконных стекол. Такие окна размещены в среднем поясе срубов стен и восьмерике центрального верха. В верхнем ярусе срубов стен помещены над большими маленькие круглые окна, в Южной и Северной гранях всех участков маленькие окна имеют снаружи квадратную форму (внутри им соответствует более сложная форма: равноконечный крест с закругленными концами, в который вписан квадрат). Срубы стен всех участков одной высоты. Все они выглядят высокими, особенно срубы алтаря и Бабинца; их высота кажется вдвое больше длины плана. Конечно, и воспринимаются они стройнее сруба центра. Однако массы всех срубов стен настолько весомы, что на зрителя влияет больше и в первую очередь их высота и объемность, а ощущение их стройности появляется потом. Четче ощущаются элементы стройности в верхах, хоть формы их также характеризуются значительными, весомыми массами. Ни формы фонарей, ни пропорции восьмерика назвать стройными нельзя. Крыши на заломах подчеркивают резкое уменьшение объемов верхов, они проявляют энергичную динамику форм, но ни легкими, ни стройными считать также их нельзя. Однако и формы срубов стен, и формы верхов не несут в себе и намека на приземистость, на задержку движения масс вверх. Срубы стен и верха вызывают ощущение спокойно уверенного, медленного, но безудержного движения, с большими запасами скрытых потенциальных возможностей. Первое впечатление, при внутреннем осмотре церкви, если зайти с кладбища в бабинец, – подчеркнутая стройность очень высокого граненого сруба стен. Стройность эта достигается с помощью затемнения верхних частей строения. Напротив, в притворе до самого далекого уголка все ясно освещено: посредине высоты сруба стен прорезано в трех гранях три тройных окна, верх сруба освещают три малых окна, на залом падает свет и снизу, и сверху из четырех окон фонаря. Срубы стен бабинца подчеркнуто наклонены внутрь. Верх Южной и Северной граней сруба стен связан с западной гранью ригелями, скромно украшенными снизу фестонами. Восточные углы сруба с помощью рубленых клиньев переводят шестигранник в восьмигранный сруб залома. Грани сруба стен, ориентированные по сторонам света, мягко переходят в сруб залома.

http://sobory.ru/article/?object=53379

Ближайшие села: Грязнуха в 7 вер., Ивановка в 10 в. и Елшанка в 12 в. Расстояние от Симбирска 22 в. 1. Почтов. адрес – с. Ключищи. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903 simbir-archeo.narod.ru Село Ключищи – самое большое село в Симбирском уезде как по числу жителей, так и по количеству принадлежащей к нему земли. Село Ключищи получило название от многочисленных ключей, протекающих в этой местности и очень обильных водою. В некоторых родниках, недалеко от села, водились прежде форели, но в последнее время, благодаря хищническому способу ловли ее местными жителями, эта рыба истреблена здесь окончательно. В настоящее время здесь 763 двора и 5509 человек жителей (2525 муж. и 2584 жен.) и крестьянское общество получило в надел 9432 дес. 2045 саж. (160 дес. усадебной земли, 7648 дес. 45 саж. пашни, 112 дес. 600 саж. выгону, 1008 дес. 500 саж. лугов, так называемые Полубенские луга по реке Свияге, и 504 дес. 900 саж. неудобной); но это количество земли далеко не достаточно, так что общество снимает у удела в аренду еще 1800 дес., да отдельные домохозяева арендуют у удела же до 600 дес. Главное занятое местного населения - хлебопашество, но кроме того здесь в значительной степени развито картофельное производство: огромные поля засеваются картофелем, которого, при хорошем урожае, собирают до полумиллиона пудов. В самом селе и в окрестностях его 22 терочных заведения и 4 паточных завода. Из промышленных заведений здесь 4 водяных мукомольных мельницы, из коих две на Поповом Ключе и на Ключе Среднинском построены еще в XVIII ст.; была еще паровая мельница на два постова, но в 1893 г. она сгорела; пять овчинных заводов занимаются выделкою овчин и тулупов в большом количестве. Кроме того, местные крестьяне охотно занимаются пчеловодством; у некоторых хозяев на пчельнике более ста пеньков.

http://sobory.ru/article/?object=23291

Управлением замосковных имений Екатерины II – Богородицкой и Бобриковской волостями в Тульской губернии и Киясовской в Московской – занимался князь Сергей Васильевич Гагарин, который привлек на помощь в этом деле знаменитого писателя и ученого А.Т. Болотова. Богородицкое и Бобриковское имения были куплены Екатериной IIдля внебрачного сына Алексея (от фаворита Григория Орлова). По имени волости он получил вымышленную фамилию Бобринский. Внуком этого побочного сына царицы и, одновременно, правнуком управляющего ее имениями и был упоминавшийся князь Лев Николаевич Гагарин, владевший Киясовым и Ситне-Щелкановым в 1850-е годы. В 1858 году Лев Николаевич Гагарин был избран дворянством Серпуховского уезда, к которому относилось Ситне-Щелканово и Киясово в те годы, членом Московского губернского комитета об улучшении быта помещичьих крестьян. В 1862 году его неожиданно избрали предводителем всего дворянства Московской губернии. В этой высокой должности он оставался сравнительно недолго – шесть лет, но на его долю выпало непростое время отмены крепостного права и масштабных реформ. Начало и конец жизни князя Л.Н. Гагарина сопровождали трагические события. Он вырос сиротой – мать умерла, когда ему не исполнилось и семи лет, а отец был застрелен злоумышленником, когда юноше шел четырнадцатый год. Однако «раннее сиротство, бывающее всегда великим несчастием и нередко причиною гибели для молодых людей, не подействовало вредным образом на Гагарина…благородный мальчик чувствовал, что у него нет другой опоры, кроме той, которую найдет он в самом себе», – писал в воспоминаниях его друг М.Н. Лонгинов. У Льва Гагарина был единственный сын Владимир «бывший истинным утешением и светлою надеждой родителей». В начале 1868 года Гагарин с женой и сыном поехал заграницу для лечения Владимира от тяжело перенесенной скарлатины, но поездка закончилась бедой. 22 июля князь Л.Н. Гагарин гулял с сыном по сухому дну пруда, когда неожиданно открыли шлюзы. Вода, быстро затопившая все вокруг, погубила обоих. Спастись удалось только воспитателю мальчика. «Потеря такого человека, каким был покойный Гагарин, чувствительна не для одних родных и многочисленных друзей его, но и для всего русского общества», – писал об этой трагедии М.Н. Лонгинов.

http://sobory.ru/article/?object=09247

Ограда устроена по всему периметру территории. На основном своем протяжении она выстроена в виде глухой кирпичной стенки, над которой возвышаются столбы. Вдоль западной стороны и частично с юга и севера ограда представляет собой кирпичные столбы, прясла между которыми забраны решеткой из вертикальных копьевидных прутьев. Трехпролетные кирпичные Святые ворота выдержаны в русском стиле. Средний проем ворот и боковые калитки обладают схожей композицией с выразительными двойными арочками и килевидным завершением. Среднее звено немного больше боковых и увенчано луковичной главкой на граненом барабане. Пилоны ворот обработаны парами приземистых колонок с перехватами, пилоны калиток — лопатками с ширинками. Полукаменный дом причта характерен для периода эклектики и сохраняет отдельные реминисценции позднего классицизма в фасадной композиции. Нижний этаж кирпичный и побеленный, второй рублен с остатком и обшит тесом. Прямоугольный в плане объем завершен вальмовой кровлей; с задней стороны к нему примыкает большая деревянная пристройка советского времени. Главный фасад имеет строго симметричную композицию в 7 осей окон. Средняя часть выделена выступами перерубов и широкими проемами — входным (ныне заложен) на первом этаже и трехчастным окном на втором. Окна второго этажа обрамлены фигурными наличниками. Выступы перерубов и угловых венцов решены в виде филенчатых пилястр. На первом этаже им отвечают гладкие лопатки. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 274; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 307-308; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 405; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 185-189. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 2326. ИИМК РАН. http://svodokn.ru/object/101526500 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=18527

Просторный восьмигранный сруб центрального участка (незначительно удлиненный в направлении восток-запад) выглядит высоким, стройным. Стремительно преломленные грани высокого первого излома усиливают чувство высоты и резко сужают пространство верха. Грани сруба стен центрального участка легко без напряжения поднимаются на 12-метровую высоту. И потому резким диссонансом смотрится толстый брус, заложенный между южной и северной гранью в западной части на той же высоте, что и в притворе. Вверху южную и северную грани стен центрального участка связывают с восточной и западной четыре резных ригеля. Но мастер не ограничился ими и чуть ниже ригелей заложил между южной и северной гранями еще два бруса. Грани первого излома не только высоки, но также четко проявляют динамичность. Широкие грани резко сужаются по направлению кверху, а посередине в них наблюдаем незначительную выпуклость. Восьмерик выглядит стройным и очень светлым благодаря 4 большим окнам. Верх сруба восьмерика укреплен 4 резными ригелями. Ниже окон две железные штабы крест-накрест связывают грани восьмерика. В штабы закреплена цепь для паникадила. Верхний зал также выглядит несколько «банястым». Завершается он непропорционально большим плафоном. Центральный участок, как и притвор, очень светлый, но здесь освещение другого характера – в основном верхнее. Алтарь повторяет формы притвора. Сруб стен его кажется чуть выше, чем у притвора, потому, что план алтаря короче, чем у притвора. Вверху сруба между южной и северной и восточной гранями заложено 2 резных ригеля, между северной и южной и западной гранями заложено два ригеля, но уже без резьбы. Кроме того, как и в центральном участке и притворе, ниже окон, между южной и северной гранями сруба стен, заложен толстый брус, чего, как уже отмечалось, в других достопримечательностях встречать не приходилось. Окон в алтаре три: в восточной, южной и северной гранях. С центром алтарь соединяется внизу невысоким, но широким просветом (без рюкзаков), а выше в восточной грани центрального участка прорезаны еще два более узких и невысоких просвета – «голосники».

http://sobory.ru/article/?object=59353

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена. В объёмах сохранилась, в основном, в первоначальном виде (широкие прирубы с юга, севера и запада – позднего происхождения). В интерьере имеются некоторые перемены: зашит световой фонарь центрального сруба, в бабинце возведены хоры, зашита значительная часть проема между бабинцем и центральным срубом. Сооружение в формах, традиционных для народной деревянной архитектуры Левобережья Украины XVII-XVIII вв. периода барокко. Срублено из сосновых брусьев, трехверхое, ошалевано. Бабинец в плане прямоугольный, центральный сруб восьмигранный, восточный – шестиугольный. Продольные оси срубов, идущие в направлении запад-восток, не совмещаются, что свидетельствует о разновременной разбивке их планов. Доминирующее место в композиции сооружения занимает центральный сруб. Его восьмерик имеет своеобразные пропорции (поперечная ось относится к продольной как 3:2), перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, верхний залом зашит плоским плафоном. Для придания жесткости конструкции применены ригели, украшенные резьбой, а также специальная конструкция: западная и восточная грань центрального объема в уровне верхних венцов соединяются параллельно расположенными двумя врубленными брусьями, которые, наращиваясь в высоту, врубываются в грани первого залома и образуют с юга и севера пазухи с трапециевидными проемами. Бабинец перекрыт верхом с одним заломом, световой фонарь – плоским плафоном, наверху сруба стен, по углам, заложено четыре резных ригеля. Сохранились западные двери с резными наличниками. Восточный сруб перекрыт верхом с одним заломом, завершается световым фонарем. Формы главок – барочные. Значительную роль в композиции сооружения играют оконные проемы разнообразной формы. Памятник относится к редким примерам построек из дерева начала XVIII в., сохранившихся в первоначальном виде и имеющих отличительные конструктивные особенности. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – М.: «Строитель», 1986 г., т. 4.

http://sobory.ru/article/?object=49029

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010