сост. Александр Ратшин Астраханской губернии МОНАСТЫРИ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в губернском городе Астрахани. Основан в 1597 году. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Казанской Божией Матери, с приделом Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; 2) над св. вратами, Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев; 3) в Восточной башне, всех Святых. Монастырь сей до 1677 года был приписан к дому Святейшего Патриарха. Ныне здесь имеют пребывание астраханские архиереи. – Обитель находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и Ректор помещающейся здесь же с 1777 года семинарии. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Астрахани. О времени основания его не известно. В нем три церкви: 1) Соб. Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 2) Иоанна Воина, 3) Сретения Господня, с приделом Рождества Иоанна Крестителя. БОЛДИНСКИЙ, или ОБЛОНДИНСКИЙ, муж. заштатный, близ Астрахани, на Болдинском острове, образуемом реками Болдою, Катумою и Волгою. Когда основан, неизвестно. Здесь соборная церковь Воскресения Христова, существующая с 1768 года. ЧУРКИНСКАЯ пуст. муж. называемая также и Спаским-Николаевским монастырем, в 60 верст. от Астрахани, на устье реки Чурки, впадающей в Волгу, которая тут образует плес, именуемый Чуркинские воды. Обитель эта построена в 1731 ходу архимандритом Мефодием. Здесь церковь Николая Чудотворца. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, жен. 3-го класса, в губернском городе Астрахани; за белым городом, против Вознесенских высот. Основан в 1754 г. архимандритом Мефодием на иждивение Епископа Астраханского Иллариона. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы. МОНАСТЫРИ УНИЧТОЖЕННЫЕ: ТР0ИЦКИЙ, муж. в губернском городе Астрахани. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Введения во храм Богородицы, построена 1602, а освящена 13 сентября 1611; придел же освящен в 1620 году. О времени основания монастыря сведений нет, а известно только, что в конце XVI в. он уже существовал. – Из настоятелей этой обители известны архимандриты: Кирилл, уважаемый за благочестивую жизнь (который здесь и погребен) и Иосиф, бывший потом, с 1659, митрополитом в Астрахани и принявший мученическую кончину от сообщников бунтовщика Стеньки Разина. – В общей братской могиле погребен пострадавший вместе с Преосвященным Иосифом, воевода Астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям Источник Содержание Введение Отдел I-й. Антиохийская церковь. Ее история Часть первая. Нравственное состояние Антиохийской церкви Глава I-я. Нравственное состояние церковного клира в Антиохийской церкви Глава II-я. Нравственное состояние монашества в Антиохийской церкви Глава III-я. Нравственное состояние Антиохийского общества Часть вторая. Религиозное состояние Антиохийской церкви Предисловие Глава I-я. Общий обзор религиозного состояния Антиохийской церкви Глава Суеверия Глава III-я. Употребление клятвы в Антиохийской церкви Глава IV-я. Раскол в Антиохийской церкви Глава V-я. Ереси в Антиохийской церкви Ереси Глава VI-я. Секта Иудействующих в Антиохийской церкви Глава VII-я. Отношение язычества к христианству Отдел II-й. Константинопольская церковь. Ея история Часть первая. Нравственное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Клир Глава II-я. Монашество А) монахини Б) Монахи Глава III-я. Общество Часть вторая. Религиозное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Общий очерк состояния церкви Глава II-я. Противорелигиозные обычаи Глава III-я. Ереси Глава VI-я. Раскол в церкви Константинопольской Послесловие     Введение § I-й. История двух знаменитых церквей Востока тесно связана с именем Святого Иоанна Златоустог о. Антиохия и Константинополь за целое полстолетие, в своей жизни вообще, и государственной в значительной доле, а в особенности церковной, – неразрывно соединены в своем быту с жизнью Златоуста, с его пастырскою деятельностью, с его судьбой. В одном городе – в церкви Антиохийской – он начал свою духовную жизнь и деятельность, до пресвитерства включительно; другой город – церковь Константинопольская – имела его своим Святителем. Естественно, поэтому, то явление, что в творениях Святого Иоанна Златоуста отражается современное ему состояние церкви. Свидетельства современников, как биография Палладия, друга Златоустого, показания историков, как Эрмия Созомена и Феодорита, и формальные документы, как протоколы соборов, судивших Святителя, достаточно знакомят, в свою очередь, с состоянием обеих церквей. Но сочинения самого Златоустого, его толкования Св. Писания, его беседы, слова, его послания, его письма, – проливают яркий свет, проникающий в самую глубь внутренней жизни христианского общества и представляют самую верную картину истории двух церквей, где Св. Златоуст жил и действовал, родился и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

архимандрит Агапит, настоятель Оршанских Покровского и Богоявленского монастырей Жизнь Святого Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского и его пастырская деятельность Источник Глава I Четвертый век христианства был веком необыкновенным. В продолжение этого века горизонт церковной жизни непрестанно озарялся великими светилами, получившими наименования великих вселенских Отцев и Учителей Церкви. Едва одно светило начинало склоняться к западу, другое приближалось к полудню, а третье уже появлялось на востоке. Когда Антоний Великий , озарявший путь к небу тысячам пустынножителей своим благодатным словом и примером своей святой жизни, склонялся уже к западу, святой Афанасий Александрийский стоял на самой высоте полудня, украшенный уже венцом исповедника, и с этой высоты, разгоняя мрак арианских заблуждений, озарял светом правого учения всю Восточную Церковь . В то же самое время (в 347 г.) два других великих светила церковных, св. Григорий Богослов и св. Василий Великий , довольно высоко уже стояли на горизонте церковной жизни – будучи 17-ти лет обучались уже в Кесарийской школе, и подавали большие надежды своими необыкновенными дарованиями и своим стремлением к христианскому благочестию. Глава святой Православной Церкви, Господь наш Иисус Христос , видевший, сколько, эти восходящие светила должны просуществовать на земле, чтобы небо церковное не оставалось во мраке, вывел на горизонт в том же году новое светило, святого Иоанна. Этот вселенский учитель, которого за удивительную силу и неотразимое действие красноречия называли Златоустым, устами Христа и устами Божиими, – родился в Антиохии, столичном городе Сирии и всего востока, в 347 году по Р. X. Родители св. Иоанна были христиане, и принадлежали к лучшему антиохийскому обществу. Секунд, отец его, занимал одно из почетных мест в ведомстве главного начальника всех войск, находившихся в Сирии. Анфуса, мать Златоуста, отличалась превосходными качествами души и сердца, особенно живою верою, крепкою любовию и удивительным благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обвинителем Ираклида был епископ города Магнезии по име­ни Макарий. Явным же врагом и первым обвинителем блаженного Иоанна был его диакон Иоанн. Он обвинил Иоанна в том, что 1. он поступил несправедливо, изгнав его, потому что он ударил своего слугу Элафия; 2. некий монах Иоанн по решению Иоанна был избит, как говорят, выволочен силой и вместе с бесноватыми закован в цепи; 3. он присвоил себе множество церковных драгоценностей; 4. мрамор церкви св. Анастасии, который Нектарий сложил для украшения церк­ви, он присвоил себе; 5. он оскорблял клириков, [называя их] бесче­стными, развращенными, ни на что не годными, не стоящими трех обо­лов; 6. святого Епифания 1360 он назвал пустым человеком и маленьким демоном; 7. он составил заговор против Севериана, возбудив против него деканов; 1361 8. против клира он составил клеветническую книгу; 9. со­звав собор всего клира, он поставил трех диаконов, Акакия, Эдафия и Иоанна, обвиняя [их], что они украли его омофор, спрашивая, не взяли ли они его для каких-то посторонних целей; 10. Антония, изобличенно­го в гробокопательстве, он рукоположил во епископа; 11. он уличил в возмущении солдат самого комита Иоанна; 12. он не совершал молитв, ни входя в церковь , ни выходя из нее; 13. он совершал хиротонии диа­конов и пресвитеров вне алтаря; 14. в одну хиротонию он поставлял четырех епископов; 15. он принимал женщин один на один, высылая всех вон; 16. наследство, оставленное Феклой, он продал с помощью Феодула; 17. никто не знал, куда уходят доходы церкви; 18. Серапиона, находящегося под прещением, он рукоположил во пресвитеры; 19. он пренебрег теми, кто находился в общении со всей вселенной; они были заключены по его решению в тюрьму и скончались там, и он даже не удостоил проводить их останки; 1362 20. он оскорбил святейшего Акакия, не сказав ему даже слова; 21. пресвитера Порфирия он предал Евтропию, чтобы изгнать его; 22. пресвитера Венерия он предал с множе­ством оскорблений; 23. ему одному топилась баня, и, пока он мылся, Серапион запрещал входить, чтобы не мог мыться кто-либо другой;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава, церковных традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества. В частности, неотъемлемой чертой русского народа было обязательное исполнение постов. Ярче всего это проявлялось в дни Святой Четыредесятницы. Пощение в этот период было обставлено осо­бенно строгой системой требований, обрядов и обычаев, которые охватывали всю духовную жизнь верующего. Отчасти это отношение к обрядовой стороне живо в народе и доныне. Однако ревность и строгость, которая существовала в то время, сейчас значительно ослабела. Ведь в сердцах древнерусских хри­стиан горел немерцающий огнь любви к исполнению всех обычаев и уставов церковных. Особая строгость соблюдалась верующими во время приготовления к принятию Святых Тайн. Созиданию и поддержанию такой благотворной духовной атмосферы в жизни народа в значительной мере способствовали различные церковные книги. Так, например, появились сборники поучений, приуроченных к дням Великого поста и недель приготовительных. Многие из них были взяты из «Златоструя» – весьма известной книги Древней Руси, содержащей в себе 136 статей, выбранных из творений св. Иоанна Златоуста . «Златоструй» был составлен в Болгарии при царе Симеоне и предназначался лишь для домашнего употребления. Более распространенным в Древней Руси был сборник нравоучительного содержания «Златоуст», получивший свое название от автора проповедей, из которых был составлен, – от св. Иоанна Златоуста . Различие названных двух сборников в том, что в «Златоусте» нравоу­чительные статьи подобраны и расположены в порядке годичного церковного круга, по неделям, начиная с Недели мытаря и фарисея, и предназначался он не только для домашнего употребления, но и для чтения в церкви за богослуже­нием. Иногда этот сборник содержал собрание проповедей лишь на Великий пост , оканчиваясь Словом св.Иоанна Златоуста на первый день Пасхи, тогда он назывался «постным Златоустом». Посредством поучений, находящихся в «Златоусте», Церковь призывала всех говеющих не только раскаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, но и принести обильный плод добрых дел (7, с.457).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Наша дорога повернула прямо к Великому посту. В Неделю мытаря и фарисея за всенощной первый раз услышали мы пение: «Покаяния отверзи ми двери…». И начало наших молитв о даре покаяния продолжается большим праздником всей Церкви — памятью трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Может быть, этим торжеством дается нам напоминание, что мы должны принести покаяние не только каждый в отдельности, но всей Церковью, и, может быть, особенно — этим постом. Не напрасно сказано другим святителем, что церковная молитва — огонь, а домашняя — дым. Если бы вся Церковь на самом деле — все, как один, — могла встать с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» на камне веры, не на тысячу дней, как преподобный Серафим Саровский, а на сорок только дней, тогда изменилась бы вся наша жизнь, тронулся, затрещал бы лед наступившей у нас от умножения беззакония апокалиптической зимы, и обрели бы, наконец, смысл пустые слова о всенародном покаянии. Но все должно начаться с личного покаяния. Мы помним историю возникновения этого праздника. Каждый из святителей — ярче другого, и в Церкви возник когда-то спор, как у детей, — кто же больше? Одни говорили: «Мы — василиане», другие: «Мы — григориане», третьи: «Мы — иоанниты». Как во времена апостола Павла: «Я — аполлосов, я — павлов, я — кифов». Разве разделился Христос? Может быть, сами святители откроют, кто из них первый? «От нихже первый есмь аз», — говорит святой Иоанн Златоуст, первый из всех на свете грешников. И святой Василий Великий говорит: «Такоже и аз, аще и недостоин неба и земли, и сея привременныя жизни», и святой Григорий Богослов молится, как о высшей милости, быть у Бога самым последним, нежели у людей, кто бы они ни были, первым. Наконец, три святителя явились одному епископу и сказали, что Господь, ради единства и любви, всех благословляет, кроме отдельной памяти каждого из них, установить им совместный праздник. О покаянии, оттого что приблизилось Царство Небесное, возвещают со властью, выходя на служение нам, подобно Спасителю, святители, научившиеся сами покаянию. Прежде чем принять пастырское служение в Церкви, все они удалялись в пустыню, чтобы освоить, как говорил святой Иоанн Златоуст, эту истинную философию. И то, чему они научились, стало достоянием всей Церкви, и как драгоценны плоды их покаяния! Мы каждый день начинаем с утренних молитв, где молитва святого Василия Великого: «Благодарим Тя, яко не погубил еси нас со беззаконьми нашими». В праздник Пресвятой Троицы его покаянием молится вся Церковь коленопреклоненно Господу. В дни сугубого покаяния и сугубой милости Божией, Великим постом, когда жизнь открывается нам на подлинной глубине, служится по воскресеньям его литургия, и священник от лица всех молящихся произносит в алтаре исполненные непостижимого проникновения в тайны Божии покаянные молитвы, которые составлены святым Василием Великим.

http://moral.ru/tri_uchitelia/

Святитель Иоанн Златоуст. Том I Скачать epub pdf Беседы на книгу Бытия 1. Пост. Его наступление БЕСЕДА I. Общий всех нас Господь, как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом Посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление. Минь. Т. IV. С. 21. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе. – С. Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. T.IV. С. 1. 1 2. Церковь – лечебница Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда. Минь. Т. IV. С. 22. Творения Т. IV. С. 2. 3. Пост – пища для души Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грез. Минь. Т. IV. С. 25. Творения Т. IV. С. 5. 4. Творение мира – его способ БЕСЕДА II. В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Смотри, как и в самом образе творения открывается Божественная природа: как она творит вопреки человеческому обычаю, сперва распростирает небо, а потом уже подстилает землю, прежде (делает) кровлю, а потом основание. Минь. Т. IV. С. 30. Творения Т. IV. С. 11. 5. Земля, почему вначале создана безбразною? Земля же бе невидима и неустроена ( Быт. 1:3 ). Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и совершенным, а землю – безбразною (μρφωτον)? И это сделал Он не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его творчество в лучшей части творения, оставил прочие недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка могущества. Кроме того, Он создал землю безбразною и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безбразною и неустроенной (διατπωτον), так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Скачать epub pdf Клевета См. также: Вера . 123; Дерзновение . 241; Молитва праведника . 489; Надежда . 591; Целомудрие . 1197. 306. Зная о клевете, распускаемой о нем, святитель Иоанн Златоуст не обращал на нее никакого внимания Когда святитель Иоанн Златоуст стал Патриархом, то он обратил особое внимание на благоустройство в церковном клире. Добрых из клира поощрял и утверждал в добре, а злых наказывал и обличал. Вследствие этого его очень любили добрые и ненавидели злые. Жившие худо особенно невзлюбили святого за то, что он их беззаконные дела выводил наружу, а некоторых из них отлучал от Церкви. И вот эти злые клирики из мести стали распространять о Патриархе худую молву, хулили того, кто достоин был одних похвал. Иоанн знал о клевете, но как он к ней отнесся? Не обращал на нее никакого внимания, предоставив все суду Божию. И вышло так: чем более хулили Иоанна его враги, тем более разрасталась добрая слава о нем. До клеветы он был славен лишь в своем Отечестве, а после прославился и в далеких странах, и многие люди из этих стран приходили в Царьград затем, чтобы видеть его и насладиться слышанием его высокого учения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 178). 307. Старец Пафнутий был оклеветан в краже и три недели добровольно нес епитимию; через три недели клеветник стал бесноватым, признался в клевете на Пафнутия и был исцелен по его молитвам См. также: Беснование ; Молитва праведника ; Смирение . Авва Кассиан рассказывал: “У Великого Исидора, пресвитера скитского, был некто Пафнутий, диакон, которого он за добродетель хотел сделать пресвитером, чтобы тот стал его преемником после смерти. Тот же не принял рукоположения из благоговения, но остался диаконом. Вот этому, по злоумышлению врага, позавидовал некто из старцев. Когда все находились в церкви на молитве, он, выйдя, подбросил собственную книгу в келию аввы Пафнутия и возвестил авве Исидору, что кто-то из братьев украл его книгу. И удивился авва Исидор: никогда не случалось такого в скиту. Старец, подбросивший книгу, сказал ему: “Пошли двух отцов со мной, чтобы мы обыскали келии.” Наконец, в келии аввы Пафнутия книгу находят и приносят ее пресвитеру в церковь . Авва Пафнутий творит раскаяние пресвитеру перед всем народом, говоря: “Я согрешил, дай мне епитимию.” В течение трех недель он не должен был общаться с братией, а приходить каждый раз в церковь , падать перед всем народом и говорить: “Простите меня, я согрешил!” По прошествии же трех недель он принят был в общение, и тотчас старец, оклеветавший его, сделался одержим бесом и начал признаваться: “Я оклеветал раба Божия.” Когда была о нем молитва всей церкви, то он не уврачевался. Тогда Великий Исидор говорит при всех авве Пафнутию: “Помолись за него, ибо ты оклеветан был и только тобой он уврачуется.” Когда Пафнутий помолился о нем, старец немедленно стал здоровым. (Древний патерик. 1874. С. 368. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Хотя свойственно истинный Пастырь есть един, оный великий совета Божия Посланник, Который с тем преклонил небеса и облекся в нашу бренную плоть, но и положил самую Свою душу, да заблуждшее овча на рамо восприим принесет Богу и Отцу, почему и мог Он один пред лицем неба и земли свободно сказать: «Аз есмь пастырь добрый» ( Иоан. 10, 11 ), и притом Он один мог возбранить всякой бренной твари присвоять себе имя учителя. «Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш учитель, Христос» ( Матф. 23, 8 ). Хотя, говорю, един Он свойственно есть истинный Пастырь; но если Он Сам, по причине принятия Им нашей плоти, не стыдится братию нарицати нас, глаголя: «Возвещу имя Твое», Боже, «посреде братии моей» ( Псал. 21, 23 ), то по тому же Своему крайнему снисхождению и служителям Церкви Своей имя пастырей носить благоволит, по оному Апостольскому слову: «Внимайте себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Так если всех нас грешных, благодатию Духа Святаго в служение Церкви рукоположенных, благость Божия благоволила почтить именем пастырей: то кольми паче заслуживают сие, честь ли, должность ли их означающее наименование, те служители Церкви, которые все силы свои истощавают в пользу стада Христова и добродетелию светят, яко град на горе поставленный. Таковый пастырь был празднуемый нами днесь, священный иерарх Иоанн Златоуст . Общая древних великих мужей была речь: «дабы Златоуста похвалить, надобно, чтобы был другой Златоуст»; и когда сей великий муж преставился от земли насильственною смертию, тогда вся подсолнечная возрыдав возопила: «Лучше бы солнце угасло, нежели чтобы Иоанновы уста замолкли». К тому морю похвал, которыя ему приписывает вся, по всему кругу земному сущая, Христова Церковь , – к сему морю похвал приложим мы хотя едину каплю, – не для того, чтобы тем возвеличить его заслуги: оне безчисленны и выше всяких похвал; но чтобы великий пример жизни его представить и пастырям и пасомым к возможному подражанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Ольга Васильевна Орлова Книга пятая (403–404 гг.) Евдоксия повелевает поставить свою статую близ храма Святой Софии. – Гнев Златоуста; его проповедь против императрицы. – Новый Собор созван против него в Константинополе. – Ему отказывают в праве защищаться, ссылаясь на 4-е постановление Антиохийского собора. – Златоуст объявляет этот Собор и его постановление арианскими. – Разделение в Соборе; Император требует отчета в делах Собора. – Речь Златоуста против покинувших Церковь . – Он заключен в своем епископском доме. – Ужасы в крестильне в Великую субботу. – Новообращенные находят убежище в термах Констанция. – Апелляция Златоуста к папе Иннокентию. – Покушения на жизнь Златоуста. – Император отправляет архиепископа в ссылку. – Сцена прощания в храме Святой Софии. – Кровавая схватка в церкви. – Святая София и Курия преданы огню. I Этот мир при всей искренности, с которой он был заключен, оказался на деле только кратким перемирием. Чувства императрицы изменились в отношении Златоуста под влиянием чрезвычайного ужаса, когда она сочла его покрытым десницей самого Бога, но немало было людей при дворе и в Церкви, которые объяснили ей землетрясение как явление естественное и погасили у этой женщины вместе с суеверным страхом и последнюю искру честности, на которую она еще была способна. И, по мере того, как этот спасительный страх рассеивался, она, видимо, возвращалась к прежнему. Ее приятельницы, устраненные от дворца из уважения к архиепископу, мало-помалу снова перенесли туда свои сплетни и происки, и Златоуст, как и прежде, стал предметом насмешек и ненависти. Архиепископ, со своей стороны, следил за этим беспокойным движением, и меры, принимавшиеся им, порой походили на приготовления к самозащите. Со времени его победоносного возвращения в Константинополь, на свой престол, после всенародного покаяния, которое была вынуждена принести ему гордая Августа, он почувствовал себя еще ближе к народу. В ту памятную ночь, когда весь город, опьяненный радостью, привел его в храм Святой Софии и, вопреки его воле, вновь посадил на престол на глазах Аркадия и Августы, многочисленные голоса кричали ему из толпы: «Епископ, очисти клир твой, прогони предателей!» И он отвечал им тогда, что «он решит согласно советам своего народа и благочестивейшей императрицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010