Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Келья свят. Иоанна Златоуста Иверского монастыря, Белозерка Келья свят. Иоанна Златоуста Иверского монастыря, Белозерка На земле Иверского монастыря, рядом с кельей свят. Николая, названной «Белозёркой», находится келья свят. Иоанна Златоустаго. Эта обитель считается одной из древних. Год основания её неизвестен, но, по некоторым данным она имела более, чем шестисотлетнюю, историю. До печальных событий келья 1821 года принадлежала грекам. После запустения Афона перешла в русские руки. Путеводитель Павловского сообщает, что первым настоятелем был Арсений [ 111 ]. В жизнеописании этого великого старца говорится: «И оставили скит и келью, и взяли келью уединённую, от скита один час ходьбы и от Иверского монастыря один час, на холме, в самой непроходимой пустыне, во имя Святого Иоанна Златоуста. Прежде это была великая келья, но во время смущения до основания почти разорена. Они её устроили только в малом виде, и церковь освятили, и две кельи приделали». И в другом месте: «но русские братия, жившие близ Кареи и на Капсале, весьма скорбели, что удалился от них отец их». Речь и идёт о том времени, когда старец перешёл в скит Лак по смерти своего ученика — о. Николая [ 112 ]. Это косвенно подтверждается в новой книге Пантелеймонова монастыря «Великая стража» [ 113 ]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в этой келье совершал свои подвиги великий старец. На рубеже 20 века в ней подвизалось братство из 26 человек, возглавляемое схимонахом Константином Семерниковым, который был четвёртым русским старцем этой кельи и также находился в списке неблагонадёжных монахов. О. Константин (Конон Вуколович Семерников) происходил из донских казаков, родился в 1842 году в станице Кочетовской. Двадцать лет, с 1861 по 1881 год, провёл на военной службе, участвовал в усмирении польского восстания в 1863 году и в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Он был среди храбрецов, переплывших на лошадях разлившийся на 14 вёрст Дунай и занявших турецкий берег около Мошка (по другим сведениям Мичина).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1900

Астрахань. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1763 году. Композиция его – «восьмерик на четверике» - была хорошо известна в средней России. Позднее церковь несколько раз перестраивали, и план ее в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор времени позднего классицизма. Фасады церкви во второй половине XIX века переделывались еще раз. Вот тогда и появились на них интересные лепные барельефы с изображениями святых, напоминающими евангельский цикл картин Н.Н. Ге. Неизбежность страданий, необходимость терпения, всепобеждающая сила подвижничества - так во второй половине XIX века воспринимала русская художественная интеллигенция образ Христа и его учение. Это восприятие доносят барельефные композиции Златоустовской церкви. У входа в церковь помещена фигура Христа. Скорбь запечатлена в склоненных фигурах ангелов на западном фасаде звонницы. http://www.ruschudo.ru/miracles/3523/ Автор проекта: архитекторы Шимановский А.Ф., Дмитриевский, Фольрат Э.И. Архитектурный стиль: Классицизм. В середине 18 века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселевском бугре, возникла слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне. Они были прихожанами Петропавловской церкви, находившейся у Адмиралтейства. В 1744 году началось создание канала, который отделил Безродную слободу от приходского храма. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось почти триста дворов, попросили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Получив благословение, в 1763 году церковь была перенесена в слободу и поставлена в центре Киселёвского бугра, с учреждением здесь прихода. Деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. И по этой причине её священнослужители, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, испросили в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма, по которой было собрано пожертвований почти на 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. Строительство храма продолжалось с 1823 по 1826 год. Внутренняя отделка храма была готова к октябрю 1826 года, и 10 октября храм был освящён Астраханским архиепископом Павлом (Суботовским). Большой вклад в строительство храма внес благотворитель Иван Петрович Шарыгин. Новая каменная церковь была выстроена в одной связи с высокой двухъярусной колокольней и каменной трапезой. Интересен тот факт, что колокола Иоанно-Златоустовской церкви были настроены по камертону.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Преложение Святых Даров в Таинстве Евхаристии по учению свт. Иоанна Златоуста Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 По убеждению прот. Георгия Флоровского, одной из самых зна­чимых тем в богословском наследии свт. Иоанна Златоуста является его учение о Евхаристии. Ведь недаром свт. Иоанну издавна присваивалось именование “евхаристического учителя” 1 . Одной из важнейших проблем, занимавших Хризостома в его евхаристологии, была проблема образа присутствия Спасителя в совершающемся Таинстве. Церковь твердо верит, что в Евхаристии хлеб и вино непостижимым образом прелагаются, претворяются, соделываясь истинными Телом и Кровью Христовыми. При этом, однако, и хлеб и вино равным образом сохраняют свой естественный вид, воспринимаясь нашими телесными чувствами как не претерпевшие видимого изменения. Проблема кажущегося несоответствия между “внешними элементами” и внутренним существом Таинства породила самые разнообразные богословские теории, претендующие на ее истолкование. Подобные теории, возникавшие и до времен Златоуста, и при нем, можно было бы условно обозначить как некоторые “евхаристические концепции”. Первая “евхаристическая концепция”, имевшая широкое хождение в святоотеческом богословии первых веков христианства, противопоставляет внешнюю (видимую и ощущаемую) сторону Таинства его внутреннему (невидимому и недоступному чувственной природе человека) существу. Тем самым фактически признается иллюзорность, “кажимость” “евхаристических видов” — как обозначаются хлеб и вино в этой концепции. Под этими “видами” как бы скрывается истинная сущность Тела и Крови Христовых. В этой концепции, по сути, происходит обесценивание того видимого вещества хлеба и вина, чья физическая природа рассматривается в освященных Дарах как упразднившаяся. Вот весьма характерное изложение этой концепции в труде исследователя прошлого века В. Я. Малахова: “В Евхаристии под видом, под символами хлеба и вина преподаются истинные тело и кровь Христовы, хотя хлеб и вино сохраняют свой естественный вид” 2 . Хлеб и вино, в соответствии с первой “концепцией”, воспринимаются внешними чувствами, а их внутренняя сущность — Тело и Кровь — открываются лишь вере, зрятся только духовными очами. По терминологии бл. Августина это — materia visibilis et res invisibilis (видимое вещество и невидимое существо); одно зрится, другое постигается умом (aliud videtur, aliud intellegitur) 3 . Эту формулу бл. Августин воспринял от свт. Амвросия Медиоланского. Вообще же подобный взгляд был весьма распространен как среди западных, так и среди восточных Отцов. Его придерживались, в частности, св. Иларий Пиктавийский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Кирилл Александрийский. Исследователь начала ХХ в. Н. Малицкий обозначает такой взгляд на содержание Таинства как “александрийский” 4 .

http://pravmir.ru/prelozhenie-svyatyx-da...

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 г. «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя, – имя великого Учителя и Святителя Христова св. Иоанна Златоуста . Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне церковь константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и церковь антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и церковь российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста ? А то, что ежегодное воспоминание блаженной кончины его и переселения из земной юдоли в вечную бессмертную славу на небесах ныне усугубляется тем обстоятельством, что в текущем году, в праздник Воздвижения Креста Господня, исполнилось 1500 лет со времени этой кончины великого Святителя. Пятнадцать веков непрекращающегося и неумаляющегося, но возрастающего в своей силе и объеме влияния на весь христианский мир, это торжество великого духа над смертью и временем, которым подвластно все человеческое, это своего рода историческое чудо – вот что заставляет нас на рубеже новых веков и тысячелетий того же неизменного влияния великого Святителя обратиться к нему всей душой, излить пред ним всю благодарность любящих чад и восхвалить его всеми похвалами, на какие мы только способны. Это и происходит ныне по всему пространству православной церкви: всюду воспевается великий во иерархах Иоанн и тысячи похвальных слов произносятся в честь и память его. Но кто может по достоинству восхвалить св. Иоанна Златоустог о? Еще св. Прокл Константинопольский , один из ближайших преемников его по кафедре, говорил, что этого никто не может сделать, разве другой бы такой же Иоанн ныне явился. Но Церковь имела только одного Иоанна Златоустог о и нет поэтому слова достойному служителю Слова. Однако так как память его, слагающаяся, по выражению того же св. Прокла, из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, подобно переполненной водами реке, напояет души верных, то и мы с вами, братие, должны прильнуть к этой реке и, хотя мало, испить от ее живительных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

свящ. Алексий Миролюбов Предисловие Предлагаемая вниманию читателей книга «Вселенский учитель св. Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский», составлена с той целью, чтобы познакомить большинство людей простых, не получивших Богословского образования, но жаждущих в простоте сердца познакомиться с великими заслугами для церкви святителя Иоанна, с его беспримерным проповедническим гением, чтобы всем сердцем возлюбить духовное просвещение, понять все его превосходство пред просвещением, которое мы получаем от чтения светских книг, узнать, кто был святой Златоуст, с именем которого многие знакомы только понаслышке, даже из образованных людей. А потому и из жития этого Богоносного светильника мы взяли только те черты, при которых яснее обрисовывается личный характер и дарования св. Иоанна, как знаменитейшего учителя церкви. С этой же целью и из творений его выбрали только то, для краткого ознакомления с пером и устным словом святителя, что ярче характеризует его, как первого проповедника св. Православной вселенской Церкви. Кто знает, может быть и эта книга при благодатном осенении от Духа Святого заронит в сердце читателя искру любви к чтению духовных книг и заставит невольно ознакомиться с творениями и других духовных писателей. Автор Вы есте свет мира, Не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. ( Мф. 5:14,15 ). Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать вселенную просвети. (Троп., гл. 8.) Глава I Четвертый век в истории церкви считается обыкновенно золотым веком святоотеческой письменности. Начало этого века запечатлено просветительной деятельностью на пользу церкви свв. равноапостольных Константина и Елены. В те времена жили и неустанно трудились для утверждения церкви Христовой такие Богоносные мужи, как, например, св. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Афанасий Великий и др. Торжествующая Церковь Христова, руководимая Духом Божиим, под влиянием таких великих мужей утверждалась, расширялась и процветала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приложение I. Письмо св. Иоанна Златоуста римскому папе Иннокентию I 1357 Господину моему, почтеннейшему и святейшему епископу Иннокентию от Иоанна в Господе – радоваться. И прежде наших писем, я думаю, ваше благочестие услышало о беззаконии, на которое здесь дерзнули. Ибо величина несчастий ни одну часть вселенной не оставила в неведении о тяжелой этой тра­гедии, донеся до крайних пределов земли молву о произошедшем, и повсюду произвела плач и рыдания. Но, поскольку следует не толь­ко оплакивать это, но исправлять и обдумать, как остановить эту тя­желейшую бурю Церкви, я посчитал, что необходимо господ моих, почтеннейших и благочестивых епископов Димитрия, Пансофия, Паппия и Евгения, убедить оставить свои церкви, решиться отпра­виться в столь длительное морское путешествие, прибегнуть к вашей любви и, ясно все изложив, быстро исправить произошедшее. С ними мы послали и почтеннейших и возлюбленных диаконов Павла и Кириака, и сами мы расскажем вашей любви в виде письма обо всем, что произошло. Ибо Феофил, которому вручено предстоятельство в Александ­рийской Церкви, в то время, когда некоторые обвинили его перед благочестивым императором и ему было приказано прибыть одно­му, явился не сразу и собрал с собой множество египтян, словно с самого начала желая показать, что прибывает на войну и в строй. После этого, вступив в великий и боголюбивый Константинополь, он не вошел в церковь , согласно обычаю и свыше установленному правилу, и ни с нами не встретился, ни участия не принял в беседе, молитве и общении, но, сойдя с корабля и бежав церковных врат, расположился где-то, выйдя из города. И хотя мы долго звали и его, и прибывших вместе с ним вернуться к нам – ибо все было готово: и место отдохновения, и все подобающее, ни они, ни он не подчини­лись. Видя это, мы находились в большом замешательстве, не буду­чи в состоянии найти причину такой несправедливой вражды, одна­ко, со своей стороны, мы исполнили то, что подобало нам самим сде­лать, постоянно прося его встретиться с нами и сказать, ради чего он с самого начала возбуждает такую вражду и так сильно соблазняет город. Поскольку он никоим образом не хотел назвать причину, а обвиняющие угрожали ему, призвав нас, благочестивейший импе­ратор приказал пойти туда, где он находился, и услышать его объяс­нения: ибо [среди его преступлений] называли нападение, убийство и тысячи других. Но мы, зная законы отцов, а также уважая и почи­тая этого человека, имея его письма, объявляющие, что «не следует на чужой территории совершать суд, но дела епархий совершать в своих епархиях», не начали судебного заседания, но решительно [от этого] отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Двадцать пятый день. Поучение 1-е. Третье обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. (Для чего Господь дарует нетление телам святых?) I. Ныне празднуется третие обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Во времена смятений, бывших в Константинополе по случаю ссылки св. Иоанна Златоустаг о, глава предтечи Господня была унесена обратно из Константинополя в Емессу в Сирии. Когда усилились притеснения от сарацын (в 8 веке) ее из Емессы перенесли в Команы (место ссылки Иоанна Златоустаг о) и по случаю гонений на св. мощи от иконоборцев скрыли в землю. Но по устроению Божию в «третий» раз глава Предтечи обретена была в Команах и принесена в Константинополь после восстановления иконопочитания при императоре Михаиле и патриархе Игнатии около 850 г. и положена в придворной церкви. В день третьяго обретения честные главы предтечи церковь взывает: «яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». II. Итак, в настоящий день свят. церковь ублажает память одного из величайших избранных Божиих, св. Иоанна предтечи и крестителя Господня, коего св. глава, несмотря на троекратное сокрытие ее в земле, трижды была открываема по устроению Божию и явлена верующим, как Божественное сокровище; она хранится нетленною в роды родов среди окружающего тления и смерти, и, как неоскудеваемый источник, источает силу чудотворения и исцелений для всех, приходящих к ней с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным Своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростию предуставлен от вечности, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла? Не столько для самих праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, странствующих еще на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышняго, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которою прославлены они у Бога; но для нас, земных странников, непрестаемое чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ольга Васильевна Орлова Аудио   Содержание От составителя Предисловие Учитель пятнадцати веков Риторическое искусство или служение Истине? Пастырь и отец Книга первая (398 – 401 гг.) Книга вторая (401 г.) Книга третья (401–403 г.) Книга четвертая (403 г.) Книга пятая (403–404 гг.) Книга шестая (404 г.) Книга седьмая (404–405 гг.) Книга восьмая (405–412 гг.) Краткое жизнеописание святителя Иоанна Златоуста (до его служения на Константинопольской кафедре) Детство, юность и подвижничество святого Иоанна (347–380 гг.) Служение Иоанна Златоуста в сане дьякона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.)     Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей, и не держал стола, открытого для них. Племя аспида всегда господствует, осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада также здесь, Иродиада все еще пляшет, требуя головы Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет. Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... все это для меня не более паутины. Иоанн Златоуст От составителя «У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, никто не в состоянии пособить лежащим. Так если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!» Св. Иоанн Златоуст Оставляя на земле Своих учеников, Христос не сказал им: «Теперь начинайте жить как Я вас научил». Он только предупредил их – ждите обещанного. И послушная Его слову – Церковь Христова, еще нерожденная, затворилась в тесной горнице и как бы перестала жить. Старое кончилось, а новое еще не начиналось. И вот свершилось. Бог явил себя как любовь безмерная, непостижимая. Избрав первоначальную Свою Церковь , Господь посылает ей в день сошествия Святого Духа – не помощь, а совершенство. Полному несовершенству и совершенной немощи дарованы полная мощь и совершенство. Изречение Господне: «Я есмь путь, истина и жизнь», – не было чем-то, что нужно было достигать, чему можно было научиться. Рожденному свыше явились новые: его (Его) путь, его (Его) истина, его (Его) жизнь. Родился новый род людей. Жизнь, которая открывалась в человеке, была не по поучениям Христа, не по воспоминаниям о Его образе жизни, – а во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пенза. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Является архитектурным памятником г. Пензы. Вокруг Храма раньше находилось кладбище. Располагается на площади Куйбышева. Как следует из клировых ведомостей Введенской церкви, каменная церковь построена в 1767 г. стараниями коллежского регистратора Гаврилы Назаровича Клеменова, освящена в 1768 г. «Церковь во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы с приделами: 1-й во имя Архангела Михаила, а 2-й во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… двоештатная, каменная… сосуды серебряные и позолочены двое, а третий простой, без позолоты. Дароносица серебряная позолошена, книги церковного круга все имеются, ризница хорошая. Трапеза с 2-мя приделами и колокольня…». Придел во имя Архангела Михаила располагается справа, во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – слева. Церковь была построена в Пешей Слободе в 1767 году. Располагалась она на площади между Верхней Пешей (Куйбышева) и Средней Пешей (Богданова) улицами. До того здесь стояли две ветхие деревянные церкви – кладбищенская во имя Архангела Михаила, первое упоминание относится к 1677 году, и располагавшаяся рядом с ней Введенская. Приделы: в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и во имя Архистратига Михаила. Известно, что в 1680 году Архангельская церковь была разорена ногайцами во время их набега на Пензу, но вскоре её вновь отстроили. К 1721 году она обветшала. И вместо неё солдатам Пешей слободы было велено построить новую. Когда же появилась деревянная Введенская церковь неизвестно. Но так как первой по времени являлась Архангельская церковь, именно это название и прижилось в народе. Поэтому после постройки каменной Введенской церкви её чаще называли не по главному престолу, а по придельному – Архангельской. В 1831-1832 годах приделы каменной Введенской церкви были распространены и заново освящены, а 1851 году была увеличена в длину её трапезная за счет примыкавших к колокольне помещений сторожки и кладовой.

http://sobory.ru/article/?object=23270

Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст , без сомнения, – самый известный из отцов Церкви. Популярность он завоевал еще при жизни своими необыкновенными человеческими качествами. Дата его рождения точно не известна – 344 или 354 год. Умер Златоуст в 407 году. Его церковное служение началось во время правления императора Феодосия Великого (380–395 гг.), т.е. в период великих реформ. Формально Феодосий был первым христианским императором в том смысле, что он принял крещение не на смертном одре, как его предшественники, а в период своей активной жизни. Он и его семья регулярно ходили в церковь . В силу изданных им законов христианство стало официальной религией империи. Императорский двор состоял только из христиан, языческие храмы и университеты постепенно закрывались, а Церковь при поддержке правительства росла, строилась и процветала как в материальном, так и в богословском отношениях. В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский собор, окончательно утвердивший никейское Православие. После смерти Феодосия власть в империи была разделена между его двумя сыновьями: Гонорию достался Запад, а Аркадию – Восток. Аркадий был женат на Евдоксии, и эта супружеская пара впоследствии сыграла важную роль в жизни св. Иоанна. Биография Златоуста была написана Палладием Эллинопольским. Иоанн происходил родом из образованной греческой семьи. Национальность его нам не известна, но по всей видимости он владел лишь греческим языком. Образование он получил в Антиохии, крупном культурном центре и третьем по значению городе Римской империи. Антиохия была столицей Сирии, однако антиохийская интеллигенция говорила, писала и думала по-гречески. Златоусту повезло с профессорами: он изучал классический греческий у знаменитого софиста Ливания, истинного эллина и прекрасного ритора, впрочем, чуждого христианству. Курс экзегетики Иоанн прошел у Феодора Мопсуэстийского, который, видимо, был также его наставником в области богословия. Но каким-то образом Иоанн сумел избежать тех аспектов его учения, за которые его учитель был впоследствии осужден как еретик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010