19.11.2018 #подборки #святые отцы Подпишитесь на наш Телеграм      × 26 ноября — день памяти Иоанна Златоуста. Монах, мечтавший о том, чтобы мир стал огромным монастырем — общиной братьев, скрепленных любовью ( «Я часто молил, чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню. […] То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно» , — говорит Иоанн Златоуст). Он выбрал служение в миру, прославился в Антиохии как проповедник (откуда и прозвание Златоуст), был приглашен в Константинополь столичным епископом. Там Златоуст устраивает целую благотворительную систему: больницы, убежища и т. д. Златоуст разоблачает благополучие «христианского общества», напоминает об эпохе гонений: «Безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих» — актуальные слова и для нашей эпохи — сохраняем ли мы память о советских гонениях? Златоуст боролся с обмирщением Церкви, ее уподоблению миру, превращение в структуру власти: «Христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием, — говорил он, — наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения… Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь… Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, не ударяя, но приняв удары» . Своей бескомпромиссной борьбой с пороками власти, духовенства и всего общества, защитой бедных, короче, смелым и радикальным проведением в жизнь (личную, социальную, политическую) евангельских идеалов свт. Иоанн Златоуст нажил себе могущественных врагов: императрицу и александрийского Папу, которые сняли его с константинопольской кафедры и оправили в ссылку, где Иоанн Златоуст и скончался. Здесь, как нигде, виден парадокс христианизации мира: великого праведника преследовали «христианская» империя и «христианское» духовенство: истинных христиан всегда гонят. Многочисленные проповеди свт. Иоанна Златоуста посвящены в основном этическим и экзегетическим темам, раскрываемым в истинно евангельском духе любви и братства. Иоанн Златоуст прежде всего учитель праведной жизни, обновленной жизни в Церкви, в Иисусе Христе. Златоуст как никто показал тождество догматической и нравственной жизни — нравственной с обязательным общественным расширением: жизни-вместе в добре как жизни во Христе. Проповедь Златоуста актуальна и для нас, ведь впервые она прозвучала в шумных, больших городах, где «христиане», забывшие об эпохе гонений, боролись за деньги и власть, а Церковь казалась мертвой. Собрание творений Златоуста — тексты и много аудиоверсий.

http://blog.predanie.ru/article/ioann-zl...

Москва. Златоустовский мужской монастырь. Собор Иоанна Златоуста. Собор.  Утрачен.   Престолы: Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1660 и 1663. Год утраты:1933 Адрес: Москва, Большой Златоустинский пер., 5, стр. 2 Координаты: 55.759046, 37.63314 Проезд:метро Китай-Город, метро Лубянка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1478 году по приказу князя была построена новая каменная церковь на месте старой деревянной. Всего за один год псковские зодчие построили новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. Храм был освящен 27 января в день ангела князя. Последний по времени собор возведен в 1660-63 гг, сильно перестроен в 1700 году. Большое 5-главое крестовокупольное трехнефное здание, с трех сторон окруженное галереей. Отдельная колокольня постройки 1746 году. Снесен в 1933 году. Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=34968

отв. ред. Д. С. Лихачев Златоструй Златоструй – широко распространенный в древнерусской книжности XII–XVII вв. сборник постоянного состава, содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста . В русской рукописной традиции известны две редакции З. – Полная и Краткая. В списках Полной редакции тексту З. предшествует предисловие («Прилог»), где говорится, что З. был составлен болгарским царем Симеоном (893–927), который «божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех книг» Иоанна Златоуста и составил из них книгу, именуемую «Златоструй», так как «сладкие речи» ее словно «златые струи» омывают душу людей. Однако анализ состава текстов З. не позволяет говорить о том, что данный «Прилог» может быть отнесен к тому виду сборника, который был распространен в древнерусской письменности. Сборник содержит целую группу статей, которые являются переводами эклог Федора Магистра (Дафнопата) и хронологически не могли войти в первоначальный состав З. (Thomson Fr. G. A Preliminary Study of the Sources of the Chrysorrhoas (Ziatostruy) Collection. – Cyrillomethodianum, Thessaloniki, 1982, t. 6, p. 1–65). В состав сборника входит также ряд статей славянских авторов, надписанных именем Иоанна Златоуста . Эти произведения пополняли сборник в процессе его развития. Данное предисловие должно отнести к тому виду сборника, который мог быть составлен при дворе царя Симеона, к нему, вероятно, и восходят Полная и Краткая редакции. Большинство ученых сомневаются, что Симеон принимал участие в переводе З. Сомнительно также, чтобы славянский книжник производил выборку непосредственно из сочинений Златоуста. В. Н. Малинин, рассмотрев соотношение обеих редакций З. с греческими источниками, полагал, что составители памятника обращались к византийским сборникам, содержащим уже извлечения из сочинений Иоанна Златоуста или их переработки. Полная редакция содержит 138 слов Иоанна Златоуста . Слова и поучения, входящие в состав Полной редакции, имеют по большей части дидактический характер. В них говорится о необходимости посещать церковь и благоговейно внимать службе, о соблюдении поста, о искреннем покаянии, о почтении к родителям, «учителям», «старейшинам». Верующих призывают быть щедрыми на милостыню, терпимыми к окружающим, не желать зла недругам, не прельщаться мирскими соблазнами и заботиться о чистоте поступков и помыслов, не предаваться скорби в бедах, чрезмерно не оплакивать умерших (ибо им – если они жили праведно – суждено вечное блаженство), помнить о грядущем суде. По наблюдениям Малинина, основным источником этой редакции З. были компилятивные статьи, составленные из нравоучительных частей Бесед Златоуста на новозаветные книги (Деяния апостолов, послания апостола Павла к римлянам, коринфянам, филиппинцам, к Тимофею, к Титу, к евреям, Евангелие от Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Заляжье (Саунино). Церковь Иоанна Златоуста на Саунинском погосте. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Златоуста в селе Саунино была построена в 1665 году. Скорее можно назвать ансамблем, потому что в первой половине XIX века с южной стороны от церкви была построена шатровая колокольня, шестерик " от пошвы " . Церковь также шатрового типа, восьмерик на четверике, стоит ассимметрично продольной линии здания. Если посмотреть с севера, то стена трапезной и церкви выполнена в одну линию, а южная имеет выступ. Церковь срублена в " обло " , а колокольня в " лапу " . Кипрово (Саунино) – деревня в Каргопольском районе Архангельской области. Саунино расположено в 5 км от Каргополя. Там сохранилась деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней (форма шестигранника довольно редкая для деревянных сооружений). Она стоит в чистом поле, на некотором удалении от жилых домов, на старом кладбище, от которого не осталось и следа. Церковь построена в 1665 году и представляет собой наиболее распространенный тип деревянного зодчества – «восьмерик на четверике». С западной стороны к четверику храма примыкает построенная позже трапезная. Это прямоугольный сруб, крытый на два ската. Трапезная позволяла расширить помещение при большом стечении народа, была также местом обсуждения сельских дел и праздничных угощений. В трапезной нередко отправлялась и служба. Для этого в ней устраивался небольшой алтарь с иконостасом – придел. Такой придел был и в трапезной церкви Иоанна Златоуста – по южному скату кровли возвышается главка, обозначающая второй престол церкви. Рядом с церковью – шестигранная колокольня с шатровым завершением XVIIIb. Ансамбль входит в состав Каргопольского музея. Если Вам посчастливится войти внутрь, то Вы сначала попадете в небольшой притвор, из которого низкая дверь ведет в просторное помещение трапезной. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе – матице, а сама матица поддерживается двумя толстенными столбами. Столбы резные – в виде трех поставленных друг на друга дынек, разделенных поясками в виде жгута.

http://sobory.ru/article/?object=00296

Ялта. Церковь Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Ялта. Храм Св.Иоанна Златоуста Это первый храм города Ялты. После присоединения Крыма к России в 1783 году Ялта представляла собой маленькую рыбацкую деревушку. По сведениям 1800 года в ней насчитывали 13 деревянных домиков и военный гарнизон, сооружённый ещё А.В.Суворовым в 1771году. В 1823 году генерал-губернатор Новороссийского края, к которому относилась и Таврида, граф М.С. Воронцов начал создавать в этих местах богатый курортный край, своеобразную русскую Ривьеру. В Ялте граф раздал 200 десятин земли, обязав её владельцев заниматься садоводством, земледелием и строительством. Для того, чтобы строительство шло успешнее и быстрее, по инициативе графа Воронцова начали прокладывать шоссе, соединившее Южный берег с Симферополем, а затем с Севастополем. Особое внимание администрация Таврической губернии уделяла строительству новых храмов. В 1832 году в губернском правлении были разработаны уездными архитекторами проекты церквей с определением смет на их постройку. Однако граф Воронцов не утвердил их, сочтя недостаточными. Как опытный предприниматель он понимал, что для развития Южного берега Крыма потребуются немалые денежные средства, а привлечь их можно лишь при личном участии российского императора Николая I. Поэтому в скором времени граф Воронцов обратился к знаменитому зодчему И.Торичелли, который работал в Одессе, с предложением разработать проекты новых церквей. В 1833 году составленные архитектором планы, фасады и сметы были направлены на рассмотрение Николаю I и удостоены высочайшего утверждения. Колокольня церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме стала первым каменным зданием Ялты. Торжественное освящение собора во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, состоялось в 1837 году. Божественную литургию совершил архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил. При освящении храма присутствовали император Николай I и императрица Александра Фёдоровна. На следующий день, 17 сентября 1837 года, последовал высочайший указ о присвоении Ялте статуса города. Собор стал настоящим украшением молодой Ялты. Его построили из местного камня бута, стены оштукатурили и окрасили в светлые тона, венчали собор четыре позолоченных купола. В храм вели четыре двери, 21 окно освещало его. Высота колокольни достигала 45 метров над уровнем моря, она, верно, отовсюду была видна в строящемся городе. С течением времени вокруг храма возникло городское кладбище, где похоронены многие выдающиеся личности. Среди них покоятся первый архитектор южного берега – К.И. Эшлиман, родоночальник отечественной кинематографии – А.А. Ханжонков, основоположник лечения климатом , поэт – С.В. Руданский и многие другие. Теперь здесь создан мемориальный некрополь.

http://sobory.ru/article/?object=06262

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Златоуст. Церковь Иоанна Златоуста. Златоустовская церковь Карта и ближайшие объекты ЗЛАТОУСТ (ПОГОСТ ИНЕВЕЖ). ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА, 2-я пол. 18 в. Расположена в западной части села, на небольшой площади у дороги; доминирует в окружающей застройке. Построена из кирпича и побелена. К настоящему времени утрачены верхние ярусы колокольни, глава храма и перекрытие трапезной. Интересный пример ярусного храма с развитым декором в стиле елизаветинского барокко. Основной двусветный четверик, сильно вытянутый по поперечной оси, имеет пониженные боковые части с двускатными кровлями и повышенную центральную, на которую поставлен крупный восьмерик с куполообразной граненой кровлей. Барочную сложность в объемное построение вносит узкий пониженный алтарный выступ в виде прямоугольника с дугообразной восточной стеной и вогнутыми углами в местах примыкания к четверику. Развитая по продольной оси пониженная трапезная равна по ширине основному объему; к середине ее западного фасада примыкает сохранившийся четверик нижнего яруса колокольни. Края фасадов четверика, восьмерика и трапезной отмечены парными пилястрами, по верху всех объемов проходит ступенчатый карниз. Выразительны фигурные барочные наличники окон (частью ложных) с ушами, фартуками и слегка изогнутыми лучковыми сандриками. Подкупольная часть перекрыта восьмилотковым сводом, переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью трехступенчатых тромпов. Это пространство широкими арками открыто в короткие боковые рукава, перекрытые коробовыми сводиками по оси север-юг. Алтарный выступ имеет коробовый свод с конхой и распалубками над окнами; в первом ярусе колокольни свод вспарушенный. Березин, Добронравов, 1898, с. 117-120.   Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 585-586 Погост Инивеж, при речке Инивежке, находится от уездного города в 45 верстах и от губернского города в 90 верстах. Из благословенных грамот Суздальского Митрополита Илариона, хранившихся в церкви, видно, что в сём погосте уже в XVII столетии существовалал деревянная церковь в честь Св. Иоанна Златоустого, с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая. К концу столетия эта церковь обветшала и была упразднена; вместо нее прихожане по благословению Митрополита Илариона в 1688 году построили две новые деревянные церкви: холодную - с престолом Св. Иоанна Златоустого - и теплую - с престолом Святителя и Чудотворца Николая. Дальнейшая история этих церквей неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=21250

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 г. «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя, – имя великого Учителя и Святителя Христова св. Иоанна Златоуста . Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне церковь константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и церковь антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и церковь российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста ? А то, что ежегодное воспоминание блаженной кончины его и переселения из земной юдоли в вечную бессмертную славу на небесах ныне усугубляется тем обстоятельством, что в текущем году, в праздник Воздвижения Креста Господня, исполнилось 1500 лет со времени этой кончины великого Святителя. Пятнадцать веков непрекращающегося и неумаляющегося, но возрастающего в своей силе и объеме влияния на весь христианский мир, это торжество великого духа над смертью и временем, которым подвластно все человеческое, это своего рода историческое чудо – вот что заставляет нас на рубеже новых веков и тысячелетий того же неизменного влияния великого Святителя обратиться к нему всей душой, излить пред ним всю благодарность любящих чад и восхвалить его всеми похвалами, на какие мы только способны. Это и происходит ныне по всему пространству православной церкви: всюду воспевается великий во иерархах Иоанн и тысячи похвальных слов произносятся в честь и память его. Но кто может по достоинству восхвалить св. Иоанна Златоустог о? Еще св. Прокл Константинопольский , один из ближайших преемников его по кафедре, говорил, что этого никто не может сделать, разве другой бы такой же Иоанн ныне явился. Но Церковь имела только одного Иоанна Златоустог о и нет поэтому слова достойному служителю Слова. Однако так как память его, слагающаяся, по выражению того же св. Прокла, из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, подобно переполненной водами реке, напояет души верных, то и мы с вами, братие, должны прильнуть к этой реке и, хотя мало, испить от ее живительных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Иоанн Златоуст и его литургия Иоанн Златоуст и его литургия . Из трудов Иоанна Златоуста по устройству богослужения (введение всенощных бдений в Константинополе: Сократ, Церковная История 6, 8; составление некоторых молитв чина елеосвящения) наибольшею известностью пользуется составленная им литургия [перевод ее на русский язык с предисловием см. в «Собрания древних литургий восточных и западных», вып. 2-й (Спб. 1875), стр. 109–119; 120–132]. Древнейшее свидетельство о ней принадлежит преемнику И. Златоуста по константинопольской кафедре патриарху Проклу. Отметив в своем трактате «О предании божественной литургии» утомление современников Василия В. продолжительностью литургии и факт ее сокращения последним, он непосредственно за этим замечает: «спустя немного времени, опять златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог; посему и исключил многое из литургии и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее» (Migne gr. LXV, 850; Собрание древних литургий II, стр. 237). Из позднейших писателей о литургии с именем И. Златоуста упоминают патр. иерусалимский Софроний в.): «ныне более прочих в уважении священнодействие Василия В. и Иоанна Златоуста с литургиею преждеосвященных» (Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию прав, богослуж. i, стр. 266), – канонист Феодор Вальсамон (XII в.), ответивший александрийскому патр. Марку, что все церкви должны совершать священнодействие по преданию Василия В. и Иоанна Златоуста (Migne gr. CXIX, 1033), – Симеон солунский : «богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, предали совершать его так, как совершает наша церковь » (Писания отц. и учит. III, стр. 9), – Николай Кавасила (ibid. II, стр. 120) и др. Факт литургической деятельности И. Златоуста подтверждается также множеством списков литургии его имени, начиная с древнейшего Барберинова VIII-IX в. (издан Goar " ом, Εχολο’γιον, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сортировать по Исключить новости Преложение Святых Даров в Таинстве Евхаристии по учению свт. Иоанна Златоуста Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 По убеждению прот. Георгия Флоровского, одной из самых зна­чимых тем в богословском наследии свт. Иоанна Златоуста является его учение о Евхаристии. Ведь недаром свт. Иоанну издавна присваивалось именование “евхаристического учителя” 1 . Одной из важнейших проблем, занимавших Хризостома в его евхаристологии, была проблема образа присутствия Спасителя в совершающемся Таинстве. Церковь твердо верит, что в Евхаристии хлеб и вино непостижимым образом прелагаются, претворяются, соделываясь истинными Телом и Кровью Христовыми. При этом, однако, и хлеб и вино равным образом сохраняют свой естественный вид, воспринимаясь нашими телесными чувствами как не претерпевшие видимого изменения. Проблема кажущегося несоответствия между “внешними элементами” и внутренним существом Таинства породила самые разнообразные богословские теории, претендующие на ее истолкование. Подобные теории, возникавшие и до времен Златоуста, и при нем, можно было бы условно обозначить как некоторые “евхаристические концепции”. Первая “евхаристическая концепция”, имевшая широкое хождение в святоотеческом богословии первых веков христианства, противопоставляет внешнюю (видимую и ощущаемую) сторону Таинства его внутреннему (невидимому и недоступному чувственной природе человека) существу. Тем самым фактически признается иллюзорность, “кажимость” “евхаристических видов” — как обозначаются хлеб и вино в этой концепции. Под этими “видами” как бы скрывается истинная сущность Тела и Крови Христовых. В этой концепции, по сути, происходит обесценивание того видимого вещества хлеба и вина, чья физическая природа рассматривается в освященных Дарах как упразднившаяся. Вот весьма характерное изложение этой концепции в труде исследователя прошлого века В. Я. Малахова: “В Евхаристии под видом, под символами хлеба и вина преподаются истинные тело и кровь Христовы, хотя хлеб и вино сохраняют свой естественный вид” 2 . Хлеб и вино, в соответствии с первой “концепцией”, воспринимаются внешними чувствами, а их внутренняя сущность — Тело и Кровь — открываются лишь вере, зрятся только духовными очами. По терминологии бл. Августина это — materia visibilis et res invisibilis (видимое вещество и невидимое существо); одно зрится, другое постигается умом (aliud videtur, aliud intellegitur) 3 . Эту формулу бл. Августин воспринял от свт. Амвросия Медиоланского. Вообще же подобный взгляд был весьма распространен как среди западных, так и среди восточных Отцов. Его придерживались, в частности, св. Иларий Пиктавийский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Кирилл Александрийский. Исследователь начала ХХ в. Н. Малицкий обозначает такой взгляд на содержание Таинства как “александрийский” 4 .

http://pravmir.ru/prelozhenie-svyatyx-da...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010