Беседа в день Святой Пятидесятницы 110 . Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Опять праздник, опять торжество, и опять многочадная и чадолюбивая Церковь украшается множеством чад. Но какая ей польза от чадолюбия, если она только в праздники, а не постоянно видит вожделенные лица своих детей, подобно тому, как если бы кто, имея прекрасную одежду, не имел дозволения пользоваться ею постоянно? Ибо многочисленность приходящих есть одежда Церкви, как и Пророк в древности сказал, говоря о Церкви: всеми ими аки в красоту облечешися, и обложиши себе ими яко утварию невеста ( Ис. 49:18 ). Как целомудренная и благородная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, кажется благообразнейшей и лучшей: так и Церковь , покрываясь многочисленным нашим собранием, как бы длинною одеждою, является сегодня более веселой. Не видно у нее сегодня ни одной части обнаженной как в предшествующие дни; виновники же тогдашнего ее обнажения – те, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрывают мать свою. А что не малая опасность – видеть мать свою обнаженной, вспомним о том, кто видел отца своего обнаженным, и за этот взгляд потерпел наказание. Хотя не он сам обнажил отца, но только увидел отца обнаженным, однако он не избег наказания, за то только, что увидел ( Быт. 9:22 ), те же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не видят только мать свою обнаженной, но делают ее обнаженной. Если же видевший наготу не избег наказания, то как могут удостоиться прощения те, которые причиняют наготу? Это говорю, желая не устрашить вас, но для того, чтобы нам избежать наказания, чтобы избежать проклятия Хама, – чтобы подражать благонравию Сима и Иафета и всегда прикрывать мать свою. Иудеям было сказано: три краты в лете да явишися пред Господем Богом твоим ( Исх. 23:17 ); а от нас Бог желает, чтобы мы являлись перед Ним непрестанно. Иудеям необходимо было покланяться в Иерусалиме, а в другом месте – нигде (поэтому им заповедано было являться перед Богом трижды в год): расстояние пути служило им оправданием, а для нас не может быть никакого способа оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

архим. Иов (Гумеров) Соборные послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039–1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007–1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1133–1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165–191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755–1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1053–1058. Краткий комментарий на 1 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125–126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191–222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр 3. 19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды Климент Александрийский , свт. PG 9, col. 731–734. Очень краткий комментарий на Соборное послание Иуды, только на латинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Беседа в день Рождества Христова. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского О чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сегодня совершились и достигло исполнения: Бог на земли явися во плоти, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Будем же радоваться и веселиться, возлюбленные. Если Иоанн, находясь во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим не на Марию, а на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию домостроительства (Божия), превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным солнцем для всех было бы изумительно, то помысли и представь теперь, как величественно видеть Солнце правды изливающим лучи Свои из нашей плоти и просвещающим наши души... Ныне церковь тесно вмещает множество собравшихся. Посему вы ожидайте себе достойного воздаяния за такое усердие от родившегося сегодня по плоти Христа. Он конечно вознаградит за такую ревность: ибо любовь и усердие к этому дню служит величайшим доказательством любви к Родившемуся. Если же нужно принести что-нибудь и от нас, сослужителей ваших, то и мы принесем по силам нашим, или лучше, что благодать Божия даст нам сказать для вашей пользы. О чем же вы желаете слышать сегодня? о чем другом, как не об этом же дне? Я могу привести доказательства, из которых мы несомненно убедимся, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово. Одно из доказательств состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился. Как Гамалиил говорил о христианской проповеди, что аще будет от человек, разорится: аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся ( Деян. 5:38, 39 ), так и я смело сказал бы об этом дне, что так как Бог Слово – от Бога, то сей праздник не только не прекратился, но и возрастает с каждым годом и становится более знаменитым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа в день Св. Пятидесятницы. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Велики, возлюбленные, и выше всякого слова человеческого дары, ниспосланные нам ныне от человеколюбивого Бога. Посему все мы вкупе будем радоваться и с восторгом прославлять нашего Владыку. Подлинно, нынешний день для нас – праздник и торжество. Ибо как в преемстве дней и времен года одна перемена следует за другой, так точно и в Церкви праздник следует за праздником и один отсылает нас к другому. Недавно мы праздновали воскресение, потом вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа, а сегодня, наконец, дошли до самого края благ, вступили в самую митрополию праздников, достигли до самого плода обетования Господня. Аще Аз иду, – сказал Он, – иного Утешителя послю к вам, и не оставлю вас сиры ( Ин. 14:18; 16:7 ). Видите ли Его попечение? Видите ли неизреченное человеколюбие? Пред этими днями Он восшел на небо и воссел одесную Отца, а сегодня дарует нам пришествие Святого Духа, и чрез Него ниспосылает нам с небес бесчисленные блага. В самом деле, скажи мне, что из относящегося к нашему спасению не Духом устроено для нас? Чрез Него мы освобождаемся от рабства, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Святого мы видим сонмы священников, от этого Источника – и дары откровений, и дарования исцелений, – и все прочее, что обыкновенно украшает Церковь , отсюда получает начало. И апост. Павел взывает так: вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Якоже хощет, – говорит он, – а не как Ему поведывается; разделяя, а не подвергаясь разделению; властвуя, а не подлежа власти. Таким образом, Павел приписывает и Духу Святому такую же власть, какую усвоил Отцу. Как об Отце он говорит: Бог есть действуяй вся во всех ( 1Кор. 12:6 ), – так и о Святом Духе: вся же сия, разделяя властью коемуждо, якоже хощет. Видишь ли совершенную власть? У кого – одна сущность, у тех, очевидно, одна и самостоятельность; у кого равночестно достоинство, у тех одна и сила и власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вениамин (Федченков) в этой книге проникновенно пишет о празднике Благовещенья. Кроме собственно толкования праздника здесь содержатся и богословские замечания. «Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий-либо день случится» в посту. Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего… Но что является особым исключением для этого праздника — зажжение свечей пред 9-й песнью канона, как и на полиелее. Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение… Звон — «во вся тяжкая». Так радуется Церковь!» Группа Вконтакте Facebook группа Благовещение Раздел I. Мысли на праздник РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Корсунка. Корсунский Богородичный женский монастырь. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Основан в 1787 г. для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия (подчинение канонической Церкви при сохранении обрядовых отличий, отмена которых Московским Патриархом Никоном в XVII в. явилась одной из причин старообрядческого раскола). В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского. Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали, по просьбе братии, из единоверческого в «стандартный». Первым храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского; в 1803 г. – освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. – освящен трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля (прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста); в 1888-1889 гг. – создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. – построена новая каменная колокольня (38 м). Монастырь окружен был высокой каменной оградой, которая представляла из себя правильный четырехугольник, имеющий в длину 100 (213 м), в ширину 75 саженей (160 м). По углам ограды были устроены конусообразные башни, увенчанные крестами. В ограде имелось четверо ворот: восточные, южные и двое западных, из которых одни ведут через колокольню. В средине монастырского двора возвышалось величественное каменное здание соборного храма в честь Корсунской иконы Божией Матери, построенного в 1803 г. Длина его 14 саженей (30 м), ширина 8 ½ (18 м), а высота до среднего купола – 16 саженей (34 м). Построен храм был в древнерусском стиле. Своды его поддерживались внутри 4 каменными очень большого размера столбами. Кровля храма шатрообразная о пяти главах; кресты на главах восьмиконечные. Внутри храма было много света, отчетливо обрисовывающего его не скудное убранство, выражающееся то в изяществе недавней новой отделки, то в своеобразной красоте памятников уже далекой старины. Внутренние стены храма были украшены живописью библейского и церковно-исторического содержания, c фресковыми украшениями и позолотою. Пол храма был красиво выложен аспидными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Отдел I-й. Антиохийская церковь. Ее история AHTUOXIЯ основана лет за 300 до Р. X. первым Сирийским царем Селевком Никатором, в память отца его Антиоха. Город был построен на левом берегу Оронта, верстах в десяти от впадения этой реки в море, и окружен высокими стенами. Это была великолепная столица Сирийского государства. Через тысячу лет существования знаменитая, укрепленная Антиохия пала и теперь только громадностью и великолепием своих развалин напоминает о былой славе 1 . Во время Св. Иоанна Златоуста Антиохия существовала во всей красе своего величия, с великолепными храмами – остатками язычества – и христианскими базиликами и церквами, – с цирками, театрами, роскошными палатами богачей, украшенная колоннами, статуями. Сам Св. Иоанн Златоуст знакомит вас как с внешним положением этого города, так и с его историческим бытием за христианский период его существования. Сплетая похвальные венцы памяти священномученика Игнатия Богоносца , бывшего Архиепископа Антиохийского, Св. Златоуст говорит: «управлять таким городом и народом, простирающимся до 200 000 человек, – это какую, думаешь ты, показывает добродетель и мудрость?!» 2 . «Благоустроенный у нас город... хвала нашему городу... не за то, что он имеет сенат, может перечислять консулов, имеет много статуй, обширную торговлю и выгодное местоположение, но за то, что в нем живет народ, любящий слушать поучения» 3 . Во многих беседах, сказанных в Антиохийской церкви, Св. Иоанн указывает значение Антиохии для тогдашнего христианского мира. «Наш город есть Глава и мать городов, лежащих на востоке» 4 . «Подумай о величии города! это тот город, в котором в первый раз верующие стали называться христианами 5 , город, который первый провозгласил это вожделенное и сладкое для всех имя» 6 . «Этого преимущества не имеет ни один город во вселенной, ни даже город Ромула. Вот почему он может смело смотреть на всю вселенную, – по любви ко Христу, по дерзновению, по оному мужеству. Хочешь ли услышать и о другом преимуществе нашего города?» взывает проповедник, и указывает на братолюбие во время голода в Иерусалиме во дни Апостолов, как замечено в книге Деяний Апостольских ( Деян. 11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Письма к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому 1 Автором публикуемых писем является Николай Степанович Гроссу (12.09.1867 – после 1942) – профессор Киевской духовной академии (далее – КДА), киевский священник, византинист, историк Церкви, гомилет. Жизнь и наследие о. Николая, как и многих его коллег по академии и собратьев по служению, является свидетельством того замечательного вклада, который внесло духовное сословие в развитие российского образования и богословской науки. Сын псаломщика, ставший магистром богословия, профессором академии, протоиереем, сделавший немало для развития как академической науки, так и народного просвещения, Н. С. Гроссу окончил Кишиневскую духовную семинарию (1889) и КДА (1893) и после недолгого служения в Воронежской духовной семинарии всю оставшуюся жизнь преподавал в киевских духовных школах: в 1895–1906 гг. – Священное Писание в Киевской ДС, а с 1906 г. – гомилетику и историю проповедничества в КДА. Но любимым делом для Н. С. Гроссу была византинистика: его кандидатская и магистерская диссертации были посвящены церковной деятельности и богословию преподобного Феодора Студита 2 , а в 1910 г. ему удалось занять новоучрежденную кафедру истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской и до настоящего времени. Однако деятельность Н. С. Гроссу не ограничивалась аудиторией. Во-первых, он был служащим приходским священником. До революции он служил в храме святителя Иоанна Златоуста при Киевском религиозно-просветительном обществе (далее: КРПО), который был освящен митрополитом Киевским и Галицким Феогностом 17 октября 1903 г. Служение в храме святителя Иоанна Златоуста было связано с активной деятельностью о. Николая в самом КРПО: организацией просветительских лекций церковно-приходской школы при храме, изданием книг и брошюр религиозного содержания. После революции, когда родной храм был закрыт, протоиерей Николай перешел во Владимирский собор, после закрытия последнего – со всем причтом – ненадолго в Георгиевскую церковь , а когда закрыли и ее – в малый Софийский собор, где собрался причт нескольких закрытых киевских храмов 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

По поводу катехизиса митрополита Антония При чтении катехизиса М. Антония 866 нами было обращено особенное внимание на объяснение им вопроса об искуплении нас от клятвы. М. Антоний, в противовес учению нашей Церкви, выраженному в катехизисе Митрополита Филарета, заявляет, что Богом не было наложено на падшего Адама проклятия. В виду этого, мы считаем своим долгом сказать несколько слов в опровержение данного взгляда м. Антония, высказанного им при объяснении 3-го члена Символа веры . Здесь на вопрос: «От чего именно спасти человеков пришёл на землю Сын Божий?» М. Антоний отвечает: «от греха и вечной смерти» 867 . В своём же катехизисе М. Филарет на сей вопрос отвечает так: «от греха, проклятия, и смерти» 868 . Таким образом, по учению М. Антония, Бог проклятия на людей не налагал, а потому и незачем было нашему Спасителю избавлять людей от проклятия. В своём «Кратком пояснении допущенных видоизменений в катехизисе Митрополита Филарета» М. Антоний говорит: «Господь Адама не проклинал, а только змея (а впоследствии братоубийцу Каина) и сказал, что за грех прародителей проклята земля, т. е. обречена на сравнительное бесплодие; приводимые далее в катехизисе слова: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, т. е. закона Моисеева, касаются известных слов Второзакония о несоблюдающих закона Моисеева и в нашем опыте получают своё должное разъяснение. Так, и св. Иоанн Златоуст в беседе 6 на творение мира неоднократно повторяет, что Бог не проклял ни Адама, ни Еву, а только змея и землю, которою обрёк на малоплодие (т. 6, кн. 2, стр. 814–817)» 869 . Прежде всего, мы должны сказать, что приводимые слова из т. 6, кн. 2 творений св. Иоанна Златоуста последнему не принадлежат. Эти слова в издании Миня приписываются Севериану, Епископу Гавальскому 870 . Если же мы обратимся к подлинным творениям св. Иоанна Златоуста , то найдём здесь, ясное и определённое учение, что при падении своём Адам и Ева подпали Божественному проклятию. Так, в той же 2-й книге, 6-го тома его творений на стр. 612, под заглавием: «Обзор книги Бытия» мы читаем: «Адам получает заповедь, и из ребра его создаётся жена, которая, будучи обольщена змеем, обольщает мужа и, подвергшись вместе с ним проклятию, изгоняется из рая». А на стр. 561 той же книги в беседе «Против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» Св. Иоанн Златоуст говорит: «В пятницу, когда Господь твой был распинаем за вселенную, когда приносилась такая жертва и отверзался рай, и разбойник возводился в древнее отечество, и клятва разрешалась, и грех уничтожался, и долговременная вражда прекращалась, и примирение Бога с людьми совершалось, и всё изменялось… тогда ты… пленённый диаволом, повлёкся на то зрелище».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010