По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, — говорится в Синаксаре, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

http://pravmir.ru/kak-provesti-strastnuy...

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Источник Писано 1833 года месяца ноября Господи, благослови, вразуми и поспеши! Аще внимаете вниманию и тщанию, дастся вам вящшая благодать от Бога; аще ли же не имать кто внимания и тщания, и еже мнится дар имети от Бога, небрежения ради его, угашает благодать от себе и погубляет 1 . Предисловие к читателю Причина, побудившая меня, неискусную в слове, самым простым слогом написать краткое сие сочинение, есть следующая. Поскольку некоторые так называемые старообрядцы желали узнать, что бы такое понудило меня оставить их сообщество и присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, то я усердствую удовлетворить их благому любопытству, надеясь душевного их просвещения и будучи подкрепляема сими святого Иоанна Златоустог о словесами: «Что убо сему будет равно? Еже ни пост, ни низу легание, ни всенощные бдения, ни ино что могут соделати, сие брата твоего спасение творит» («Маргарит», слово 6 на иудеи, лист 158 на обороте). Посему, желая обращения братии своей к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, объявляю о себе, по какой причине я отвращалась от Святой Церкви и что расстраивало и возмущало мой дух, не упоминая о прочем, как то: о неистовом изображении на себе крестного знамения и иных подобных сему действиях, относящихся к пороку небрежения. И о сём также извещаю, что побудило и привлекло меня к соединению с Святой Церковью ; ибо « Церковь , – по словеси святого Иоанна Златоустог о, – есть место ангельское, место архангельское, царство Божие, самое то небо» 2 . И так я от всего моего сердца прошу Господа Бога, да просветит ум чтущих и послушающих светом истины и откроет душевные очеса их во еже познати путь правый, да грядут по нему и достигнут блаженства вечного. 1833 года, ноябрь Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно, – говорит Писание 3 . Ибо открываяй тайны царёвы мучен будет; а скрываяй дела Божия скрывшего талант осуждение приимет. Сего ради и я убоялась сокрыть преславная дела Божия, но извещаю с искренной признательностью, каковым способом привлекла меня сила Божия к соединению с Святой, Соборной, Апостольской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа 9 февраля 2021 года, в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением также были вознесены молитвы о упокоении души русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В этот день исполнилось 140 лет со дня его кончины. По окончании Литургии владыка Иларион совершил заупокойную литию, а затем обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который в конце IV - начале V вв. свидетельствовал о Христе через свои многочисленные проповеди и писания. И сегодня же мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского, нашего русского писателя, в связи с тем, что исполнилось 140 лет со дня его блаженной кончины. Его кончина была подлинно христианской, непостыдной, мирной. Он скончался в окружении своих близких, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, в мире с Богом, с людьми и со своей совестью. Достоевский был воспитан в христианской вере. С младенчества посещал храм Божий.  Хорошо знал Священное Писание по детской книге, которая у него была, по которой учила его читать родная матушка. Узнавал он о христианской вере и от законоучителя – диакона, который приходил в их семью.

http://mospat.ru/ru/news/60765/

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Богослужения Страстной Седмицы 1. Какая Литургия служится в каждый из дней Страстной седмицы? 1 Преждеосвященных Даров во все дни 2 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт. Василия в Четверг и Пятницу, свт. Иоанна Златоуста в Субботу 3 Свт. Василия в первые 3 дня, далее свт. Иоанна Златоуста 4 Преждеосвященных Даров в первые 3 дня, далее свт.... Тест: Литургический язык Русской Церкви 1. Как называется язык, на котором совершаются богослужения в Русской Православной Церкви? 1 древнеславянский 2 старославянский 3 древнецерковный 4 церковнославянский 5 русскославянский 6 церковно-славянский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: О церковнославянском языке Комментарий: Церковнославянский язык — язык славянского богослужения, созданный святыми братьями первоучителями Кириллом и Мефодием, во всех его исторических и региональных формах... Тест: О Святой Троице 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 проявление в мире 2 воля 3 действие 4 честь 5 ум Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Святая Троица Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.... Тест: Христианская символика 1. Что является главным символом христианства? 1 Крест 2 Иконы 3 Купол храма Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Крест Ответить Пройти весь тест 2. Количество куполов православного храма обычно символично. Сколько куполов символизирует число ангельских чинов? 1 3 2 6 3 9 4 12 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Ангелы Комментарий:... Тест: Нравственное богословие 1. В настоящее время вопросы нравственности в православном богословии: 1 рассматривает специальная дисциплина 2 не рассматриваются особо, но только как вспомогательные, в составе различных дисциплин 3 не рассматриваются: Церковь учит не нравственности, но духовности Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Нравственное богословие Ответить Пройти весь тест 2. Нравственный закон (золотое правило нравственности) данный Христом...

http://azbyka.ru/test/page/14

Не удалось извлечь искомое из базы (((

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Соборные Послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священого Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039 – 1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007 – 1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. РС 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125, col. 1133 – 1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165 – 191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755 – 1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр.: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PC 64, col. 1053 – 1058. Краткий комментарий на 1 Петр. помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Cramer " а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений, PG 119. Феофилакт, архиеп. Боларский, блж. PG 125 – 126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191 – 222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр. 3:19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 390 ОТЛИЧИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения и освящения Святых Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь , являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf М. М. Родзянко († 1956 г.) Правда о Зарубежной Церкви. По документам и личным воспоминаниям. Введение. Приступая к настоящему труду я преследовал цель сообщить истинное положение, в котором пребывает Зарубежная Церковь и пролить свет на происхождение церковных разделений. Беру на себя смелость в виду того, что с детского возраста принимая участие в церковной жизни, я усвоил тот церковный дух, который пребывал в дореволюционной России. Это дух того истинного православия, который хранится в недрах русского народа, того народа, который безхитростно верует как дитя, следуя словам Христа. Этот дух особенно чувствуется в сельских церквах. Проведя большую часть детства при этих церквах Новгородской, Московской и Екатеринославской губерний, постоянно прислуживая при Богослужениях и участвуя в хоре, а впоследствии состоя церковным старостой и управляя хором, я усвоил этот дух русского православия, ставший мне особенно дорогим. Всякое мудрствование, основанное на отвлеченной и сухой букве закона в моем понятии становится тем явлением, которое мертвит живой дух православия. Будучи близок к церковной жизни и интересуясь всеми событиями, мне удалось собрать необходимые документы. Принимая уже в эмиграции близкое участие в изжитии церковной смуты и будучи лично известен Сербскому Патриарху Варнаве, Митрополиту Антонию, Митрополиту Евлогию, Митрополиту Феофилу и Митрополиту Анастасию, по личным воспоминаниям хочу поведать о том, что может быть многим неизвестно. Долгое время живя в Петербурге и встречая много лиц, имеющих отношение как к петербургскому обществу, так и к правительственным кругам, мне тоже многое стало известно. Памятуя слова Св.  Иоанна Златоуста , которыя привожу ниже, считаю своим долгом поведать о том, что знаю, ибо не считаю себя в праве стоять в стороне от жизни Церкви, а также не бороться с растлевающим и пагубным церковным разделением. Слово Св. Иоанна Златоуста . «Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, – подвергаемся осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Его, если будем расторгать тело Церкви. Поэтому-то и мы говорим все это, обо всем этом напоминаем, чтобы вам уже нельзя было сказать в тот последний день: никто нам не говорил, никто не объяснил, мы этого не знали и вовсе не считали грехом. Итак я говорю и свидетельствую, что производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси . Так как каждый из вас имеет возраст и даст отчет в своих поступках, то я прошу вас о том, чтобы вы, все слагая на нас, не считали невинными самих себя и таким образом в обольщении не повредили напрасно самим себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Макаровское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты По данным, описанным в 1863 г. И. Беляевым, в храме были престолы: в честь Божьей Матери, празднования явления Её Иконы Казанской, св. Иоанна Предтечи, и Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Существовал престол в честь преподобного Тихона Лухского. В ограде церковный были устроены: каменная часовня и каменные кельи. Казанская церковь построена на средства прихожан в 1813 г. Ранее ее окружала каменная ограда. При церкви имеется небольшая часовня, построенная, по-видимому, в начале ХХ столетия. В полукилометре находится действующее кладбище, обнесенное высокой кирпичной оградой, имеющей художественный декор. Изначально в храме было три престола: в честь иконы Казанской Божьей Матери, Усекновения головы Иоанна Предтечи и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь расположена на самой верхней отметки местности села, в северо-западной его части. Она как бы начинает собой сельскую улицу и находится строго по красной линии застройки. Памятник представляет собой трехчастный однокупольный храм с двусветным четвериком, на котором покоится восьмигранный световой барабан, увенчанный восьмигранным куполом с люкарнами. Купол завершен круглым световым барабаном с луковичной главой и крестом. Алтарная часть, примыкающая к четверику с востока, решена в виде полукруглой абсиды, которая перекрыта полусферой. С запада к четверику примыкает трапезная, имеющая в центре два массивных крестообразных в плане столба, разделяющие пространство на шесть нефов, перекрытых цилиндрическими сводами. Трапезная была соединена с колокольней небольшим притвором, ныне разрушенным. Колокольня многоярусная, с квадратным в плане основанием. На ней сосредоточено основное наружное декоративное убранство церкви: ярусы увенчаны портиками с треугольными фронтонами и спаренными полуколоннами дорического ордера. Увенчана колокольня четырехгранным куполом со световым небольшим барабаном и луковичной главкой. Остатки фресковой живописи сохранились на восьмигранном куполе четверика. Создание церкви, по-видимому, было связано с победой 1812 г., поэтому живописные фронтоны имеют плоскостные вставки, однотонные, желто-оранжевые, на бренные сюжеты. Они обрамлены " растительным " орнаментом сероватого тона. Лики святых на фресках не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=06053

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010