Московский Златоустовский монастырь Златоустов мужеский монастырь третьего класса находится в Москве, в Белом городе, в переулке между Покровкой и Мясницкой. В истории этого монастыря можно различать три периода: первый от основания монастыря до учреждения в нем архимандрии в 1706 году; второй от 1706 до приснопамятного 1812 года; и последний период от нашествия Наполеона до настоящего времени. Когда и по какому случаю основан монастырь Златоустов, неизвестно. В первый раз упоминается он в летописях под 1412 годом. В этом году «владыка новгородский Иоанн был на Москве у Фотия митрополита с дары, и тогда (месяца марта 9) на Москве преставися архидиакон его Иоаким, и положен в монастырь Ивана Златоустого вне града Москвы» 1 . В то время, значит, монастырь был загородный. В 1479 году «июля месяца заложил церковь Иоанна Златоустог о великий князь Иван (Васильевич) камену, а преже бывшую деревянную разобрав; бе же та изначала гостей московских строение, да уже и оскудевати начать монастырь той; князь же великий учини игумена тоя церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и заградских попов, еще за лето преже сего, егда обет свой положи, понеже бо имя его наречено бысть, егда бывает праздник принесение (пренесение мощей) Иоанна Златоустог о, генуария 27, а в застенке тоя церкви повел церковь другую учинити, того же месяца 22, Тимофея Апостола, в той день родися, а ту разобранную церковь древяную повел поставити в своем монастыре у Покрова в Садех, еже и бысть, первую малую разобрав 2 . Из летописей открывается, что первыми основателями Златоустова монастыря, вне града Москвы, были московские гости купцы. Церковь монастырская устроена ими деревянная и довольно просторная. В княжение Uoahha III , монастырь, основанный во имя его ангела и уже существовавший в начале XV столетия, стал оскудевать, т.е. приходить в обветшание, упадок. Иоанн III положил обет возобновить монастырь, и прежде всего учредил в нем игуменство. Златоустовскому игумену дано первенство перед всеми соборными попами и игуменами города Москвы, равно и заградскими попами. Затем в следующем 1479 году июля в 11 3 или 14 день 4 , великий князь заложил, в честь дня своего тезоименитства (27-го января), каменную церковь св. Иоанна Златоустов а «на посаде в Садех» 5 , вместо деревянной, которая, по его повелению, в том же году 6 перенесена была из Златоустова в великокняжеский Покровский монастырь, находившийся вблизи, в Белом городе 7 , а первая малая церковь на том месте была разобрана. В Златоустовой обители построена великим князем и другая церковь во имя ап. Тимофея, в память дня своего рождения. От соборной Златоустовской она отделялась одним простенком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Тюмень. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тюмень. Знаменский кафедральный собор Каменная церковь Знамения Божией Матери была заложена 21 сентября 1768 г. на месте ранее сгоревшей и деревянной церкви того же имени с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста. Придел был отстроен в 1775 г. и освящен настоятелем Тюменского Троицкого монастыря архимандритом Софронием. Саму церковь, из-за нехватки средств, сооружали на протяжении 30 лет. 9 сентября 1801 г. игуменом Маргаритом был освящен главный Знаменский престол. По завершению строительства в 1801 г. церковь представляла собой «корабль» с небольшим зимним приделом (сама церковь в то время была холодной), выполненном в стиле «сибирского барокко». В декабре 1850 г. был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из «холодной» в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В. Иконникова. Во время реконструкции здания церкви в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный во имя святителя Иоанна Златоуста, который сгорел в конце XIX века. Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви (1851-1862 гг.) был высажен сад в церковной ограде. В 1880 году деревянный пол в церкви был заменен чугунным. В 1901 году на средства екатеринбургского купца-мецената М.И. Иванова были пристроены два придела к Знаменской церкви – в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы и свт. Иоанна Златоуста. На пожертвования же купца М.И. Иванова в 1904 г. пристроен к церкви еще северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня. В таком виде здание церкви сохранилось до наших дней. Знаменская церковь (8 сентября 1913 г. переименована из приходской церкви в соборную). Сейчас Знаменский собор представляет хотя и сложное, но целостное сооружение, очень интересный образец русского барокко в Сибири. При Знаменской церкви действовало приходское церковное училище.

http://sobory.ru/article/?object=00959

Богдановы Колодези. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты Село Колодези относилась к Козельскому уезду и являлась волостным центром (Колодезская волость). В 1859 г. село значилось владельческим при речке Медведке в 30 верстах от уездного города Козельск на левой стороне Карачевской большой дороге. В 23 дворах проживало 146 мужского и 159 женского населения. В 1914 г. в селе насчитывалось 255 мужчин и 260 женщин. Церковь построена в 1788 г. тщанием бывшего помещика Ивана Яковлевича Богданова. Благодаря деятельности И.Я. Богданова село стали именовать Богданово-Колодези. Престолов было пять: холодной во имя Иоанна Златоуста в приходе, холодной при колокольне во имя Божьей Матери Одигитрии Смоленской, теплых в приделе при колокольне во имя Святителя Дмитрия Ростовского, мученицы Прасковьи и Святителя Николая Чудотворца. Церковь располагала землёй, так в 1895 г. было 36 десятин и 1200 кв. саженей земли. Под церковью с каменной оградой в длину 30 саж. в ширину 21 саж., усадебной земли - 3 десятины 305 кв. саж., пахотной земли - 26 десятин 350 кв. саж., под протоками и дорогой – 1 десятина 1140 кв. саж., под сенокосами – 8 десятин 805 кв. саж. Кроме того церковь владела землёй госпожи С.С. Щербачевой площадью 5 десятин и 1773 кв. саж. Это была пахотная и сенокосная земля в поле называемым «Тербеки», на которую имелась дарственная, выданная 30 августа 1862 г. капитаншей Софьей Сергеевной Щербачевой. Земля под церковный дом священника площадью 49 кв. саж. также была подарена С.С. Щербачевой в 1878 г. В 1895 г. священником церкви был Сергей Андреевич Лебедев, который родился в 1847 г. в селе Дальнее Березово Лихвинского уезда. На содержание церковнослужителей было положено казённое жалование 144 руб. в год, а именно: священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., дьякон жалование не получал. Ближайшие церкви: на севере Святого Духа в с. Избищи в 5 верстах, на западе Успенская в с. Чернышено в 10 верстах, на юго-востоке Покровская в с. Дудины (Дубино) в 8 верстах. Источники:

http://sobory.ru/article/?object=21435

Храм святителя Иоанна Златоуста (Кострома) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Златоустовская церковь (Во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского церковь) — православный храм в историческом центре Костромы. В советское время не закрывался и более 30 лет служил кафедральным собором Костромской епархии. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм — предшественник кирпичной церкви стоял в Костроме c начала XVII века. По сохранившимся документам он был построен на деньги первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Рядом с этой церковью стояла другая, зимняя, названная в честь раннехристианских мучеников Фрола и Лавра. Как тогда было принято, она была небольшой по размеру, чтобы в холодное время года ее было удобней отапливать. Интересно, что на Руси такое посвящение христианских церквей типично в местах, где кочевники вели торговлю лошадьми. И улица, на которой стоит храм, по сей день носит название Лавровской. Кирпичную церковь возвели здесь в 1751 году, когда в городе возобновилось каменное строительство. Это стало возможным, благодаря пожертвованиям местного богатого торговца Ивана Семеновича Аравина. Как и в старой деревянной церкви, богослужения в новом храме совершали только летом. А зимой для церковных надобностей продолжали использовать старый теплый храм. В конце XVIII века новую церковь подвергли существенным переделкам. Местные купцы братья Дурыгины выделили деньги, и у церкви появились два придела, которые посвятили мученикам Флору и Лавру, Тихвинской иконе Богоматери, а также Димитрию Солунскому. Известно, что освещение новых теплых приделов произошло в 1791 году. Братья Дурыгины были очень богаты, они владели в Костроме большой полотняной мануфактурой, а старший из них – Дмитрий в те времена являлся городским головой. На их средства с западной стороны от церкви появилась высокая колокольня. А старый деревянный зимний храм за ветхостью и ненадобностью снесли. Тогда же срыли и прихрамовое приходское кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Бог творит историю через людей РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_45684.html 27 сентября 2007 Виктор Тростников Бог творит историю через людей 1600 лет со дня кончины святителя Иоанна Златоуста – 27 сентября, 407 год Источник:  http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070905.shtml Русский дом В связи с тем, что на 27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления свт. Иоанна Златоуста издревле перенесено на 26 ноября Слова и поучения Иоанна Златоуста – это прямое указание к правилам жизни. Помощь своим православным братьям, наставление их на путь истинный, радение о чистоте веры, а не забота лишь о собственной душе, – это становится смыслом пастырского служения последователей великого антиохийского святителя Из Новозаветного откровения, подробно прокомментированного и разъяснённого святыми апостолами, великими учителями Церкви и богодухновенными преподобными всех веков, мы знаем, что человеческая история есть не что иное, как Божественное Домостроительство, которое увенчается Страшным Судом и отделением пшеницы от плевел. Первые пойдут в закрома Господа, вторые – в огонь. На исторический процесс, в силу наличия у человека свободы, а значит и своеволия, могут накладываться случайные привходящие события, но движение от прошлого к будущему остаётся неизменным, и всё осуществится так, как задумано Творцом. Приняв это главное положение христианской историософии, зададимся вопросом: а какие земные силы, осознанно или неосознанно, работают на Божий Промысл? У большинства авторов, писавших на эту тему, мы находим такой ответ: есть две главные силы, содействующие Домостроительству, – духовная власть (Церковь) и светская власть (государство), которые в идеале должны действовать согласованно, образуя то, что император Юстиниан Великий назвал " симфонией " . Идеал этот, к сожалению, так никогда и не был достигнут, а бывали и такие времена, когда Богово и кесарево вступали в жестокие конфликты. Церковь и Государство действительно представляют собой два " приводных ремня " Вседержителя, но о третьем, не менее важном, почему-то почти не говорят, из-за чего картина Домостроительства получается неполной.

http://religare.ru/2_45684_1_21.html

Златоустовский монастырь Злamoycmobckiй, третьеклассный мyжckiй, въ Златоустенскомъ переулкЪ (между Покровкой и Мясницкой). Фото из книги Н.А. Найденова " Москва. Соборы, монастыри и церкви " . 1882-83гг. Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам - Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции. Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было. Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким. И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию. Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой - здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля. И когда великий князь стал благоустраивать под жилище эту территорию, он обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель с обветшавшей деревянной церковкой, освященной во имя его небесного покровителя св. Иоанна Златоуста. Московский государь решил красиво обустроить ее на свои щедрые пожертвования и под личным патронажем.

http://pravoslavie.ru/224.html

(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»). Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово» св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами, счастьем, и лишённый тех благ, удручённый горем и невзгодами – неудержимо стремятся в Божию « церковь », забывая обо всём, кроме того, что имеет непосредственное отношение к «светлому Христову Воскресению». Общий смысл данного огласительного слова, его, так сказать, «дух», несомненно, понятен каждому, сколько-нибудь знакомому с сущностью праздника св. Пасхи, с историей и значением земной жизни Богочеловека. Но в некоторых своих частях «слово» не совсем понятно для многих. Отчасти недоумевают перед теми или иными его местами даже и лица, от которых этого, по-видимому, меньше всего можно было бы ожидать. Сознаваясь в этом чистосердечно, они просят об общедоступном разъяснении пасхального слова. Настоящая статья и написана в удовлетворение одной из таких просьб. Ввиду специального назначения статьи, которая должна быть вполне удобопонятна всем читателям «Христианского Чтения», «филологический» разбор пасхального слова нами естественно будет оставлен в стороне, тем более что освещение последнего в этом отношении уже сделано в прекрасной статье о. М. И. Орлова, помещённой в этом же журнале 1 . Наше внимание будет обращено на выяснение догматического и нравственного смысла «слова», после чего будет сделано нами и несколько замечаний исторического характера. I. В пасхальном огласительном слове св. Иоанна Златоуста кратко, но в высшей степени выразительно раскрывается и выясняется великое значение Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых. Чтобы понять это значение, мы должны несколько напомнить о тех обстоятельствах, которые вызвали собою искупительную деятельность Спасителя; иначе сказать: должны наметить общий ход жизни человека за дохристианский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Будучи изгнан за правду, он в своих письмах продолжал поддерживать и наставлять духовных чад 26 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала снова выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства под руководством опытного духовного наставника. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диаконы. В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава проповедника росла, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010