Вскоре за темъ онъ сделался совсемъ другимъ человекомъ, такъ что не только перестали надъ нимъ смеяться и пренебрегать имъ въ среде товарищей, а напротивъ онъ сталъ составлять что многимъ показалось достаточнымъ подражать ему вместо всякаго другаго образца. А действителъно ли удалось ему въ своихъ подражать истиннымъ образцамъ (τατς ληϑειαις), произвесть въ области письменности что нибудь достойное (λγου), пусть решить этотъ вопросъ судятъ по настоящей книге, разумею этотъ, подъ руками сборникъ (πυτδα). А что количество его весьма ограничено, въ этого разныя лица приводятъ различныя причины, объясняя это по своему; лица же коротко знакомые съ авторомъ знаютъ, что это произошло отъ того, что у него было весьма мало свободнаго временн: началъ онъ свои (науками) на 26–мъ году  , а кончилъ на 33–мъ, продолжать же свои труды дальше мешали ему съ одной стороны за жизнь, возбужденныя въ немъ, какъ и во многихъ другихъ, въ догматахъ, и смуты церковныя  , съ другой — о душахъ, къ которому, по вышереченныхъ онъ былъ привлеченъ и обязанъ, между темъ какъ онъ предполагалъ вести жизнь беззаботную, какая свойственна философу или свободному человеку. Вступивши на изъ престоловъ  , или вернее сказать вовлеченный на этотъ престолъ, — все это сделано было съ нимъ противъ его воли, — и притомъ въ смутное время, благодаря сумазбродству (μανιας) раскольниковъ  , и несчастное, какъ никогда, время, въ которое подверглись великимъ благодаря свободе отъ всякаго дарованной всемъ: каждый въ это время искалъ собственнаго своего чести и выгоды, а не ближняго, и не того, чтó было угодно Богу; церковь же была полна всякихъ смутъ и безпорядковъ, — всемъ хотелось въ ней начальствовать и предписывать законы, а быть подначальнымъ и подчиняться божественнымъ законамъ никто не хотелъ, такъ что къ тогдашнему ея было вполне применимо и оказывалось совершенно справедливымъ известное Платона, что «не для всехъ полезна свобода, а некоторымъ полезно рабство и жизнь подъ страхомъ до самой старости и смерти»  , — среди такой то путаницы въ делахъ — (συγχσει πραγμτων), поставленный въ самый центръ ея, изъ спокойной и счастливой жизни попавши въ сферу власти, какъ бы на какую нибудь напасть, связанный неотразимой необходимостью и имея душу постоянно удрученную (всемъ этимъ) — онъ не могъ производить благородныхъ слова: и какъ у самаго быстроногаго изъ людей отнимается вдругъ вся прыть, если ему наложатъ железные путы на ноги, ради безопасности, такъ и авторъ, по неволе долженъ былъ прекратить литературныя Вотъ причина, почему не много у него литературныхъ Къ этому нужно прибавить еще разнообразные телесные недуги, особенно же головныя боли, которыя мучили его и доводили до крайности, исключительное одной воды, отъ вина со дня и работы по переписке древнихъ ученыхъ (σον).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

62–73. У Поклонника стр. 327–340. О древнейших монастырях Афона показания актов у Григоровича стр. 87–90. У Поклонника горы 38–40. У Аврамовича (Древности стр. 82) грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. 599 Афонский патерик I, 233. Особое сказание напеч. в книге: Рай мысленный, ивер. мон. 1668 г. Григорович (стр. 90) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, тоже ли это, что напечатано в иверском монастыре. На гуманные дела латинян на Афоне показано и в послании Прота к в. к. Василию Васильевичу, писанном около 1445 г. (нап. в 9 т. Летописи занятий археогр. комиссии стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твёрдость в вере задушены огнём в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат чёрные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 601 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Беседы Фотия, стр. 99, 100. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом 1283 г., как сомневались доселе Григорович в Путеш. 91 и Поклонник горы стр. 322. 602 Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. потавским пресвитером, изд. int, script, rerum avstr. T. 1 и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen В. 14, 546–555. Leben u. Werken d. Heiligen, B. 2. 427. Regensburg 1840. 604 Известия Страбона, Птоломея, T. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские пле­мена в Италии, Временн. 16 ч. 69–86, у Савельева в Славян. сборнике 123–135. Дионисий периэгет: «норики, панноны и мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему ея течению, заселены одними фраками». П. Григорий в 600 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если и в нашем благословенном Богом отечестве варение мира, современи собора московского 1674 года, было исключительною привиллегиею кафедры московского митрополита, „за неудобовозможное, еже собирати довольно пристоящие вещи на таковое составление, кроме благочестивейшего царя апофеки“ 129 , и лишь с 29 декабря 1731 года дозволено было совершать это таинство и киевскому митрополиту, то гораздо более затруднений встречали всегда иерархи православной восточной церкви, находившиеся под тяжелым игом мусульманских государей, не только не покровитель- ствовавших и не помогавших православным церквам, но грабивших их и всячески притеснявших. Нисколько поэтому не удивительно, что весьма дорого стоющее мироварение, в виду многочпсленного состава предметов, входящих в миро, и их высокой материальной ценности, совершается только в Константинополе в Великой Церкви, и при том и здесь с весьма значятельными промежутками временн. В истекшее столетие мироварение, сколько мы знаем, совершалось в Константинополе в 1856, в 1865, в 1879 и в 1890 годах, т.е. в среднем на каждое десятилетие приходится одно мироварение. Обставляется оно в Константинополе весьма любопытными торжествами и приготовлениями. За два или за тря месяца до начала варения мира, константинопольский патриарх в заседании синода избирает особую епитропию или коммиссию, называемую „епитропиею мира“, которая обязана собрать необходимые для варения мира деньги и закупить или заготовить потребныя для сего вещества. Назначенная епитропия обращается путем рассылки воззваний с приглашением ко всем хрнстианам православного Востока, живущим не только в пределах Турции, но и в Элладе, в России, в Индии и других местах земного шара. Рассеянные по лицу земли христиане греческой национальности – бедные а богатые – охотно отзываются на приглашение епитропии мира и шлют в Константинополь пожертвования предметами, входящими в состав мира, и деньгами, которые иногда достигают почтенных цифр. Присылаемые пожертвования, состоящие из веществ, необходимых при варении мира, хранятся до поры до времени в патриархии, а пред наступлением страстной недели переносятся во временный деревянный, весьма изящный, павильон, находящийся подле северной стены, окружающей патриархию и ее соборную церковь св. Георгия, с левой строны входа во внешний нарфикс (паперт) храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Переводчик делает у себя приписки, относящиеся к болгарской истории; но он делает эти приписки не на основании неизвестных нам болгарских летописей, а на основании просто византийцев, что было бы невозможно, если бы первые действительно существовали (приписки эти см. в сочинения Черткова о переводе Манассииной летописи). 87 Греческий рассказ у Георгия Акрополита ed. Paris, р. 27, в русск. перев. стр. 57 и 60, в Memor pop. II, 727, и у Никифора Грегораса, ed. Paris., р. 16 fin., в Memor. pop. ibid. Первый говорит, что перед сим епископ (т. е. архиепископ) терновский зависел от патриарха константинопольского, а второй – что от архиепископа первой Юстинианы, т. е. ахридского, но оба говорят неправду: не быв признан греками, архиепископ тервовский считал себя автокефальным и не подчинялся в чьей власти. Асень не пошел из Каллиполя в Лампсак, а отпустил туда только жену, вероятно, потому же, почему Борис во хотел идти креститься в Константинополь, т. е. не очень доверяя дружбе греков. Болгарский рассказ в так называемом Синодике Бориса, во Временнике Общ. Ист. и Древн. кн. 21, стр. 9 eqq. Он принадлежит непосредственному современнику, потому что прямо называются в нем по именам все греческие патриархи. Мы полагаем, что рукописание, о котором в нем говорится, действительно было дано патриархом Германом; жаль, что оно не сохранилось, оно бы служило к уличению греков, которые после сами отказывались от своего дела (ем. ниже слова натр. Каллиста о патр. Германе). Когда составитель рассказа говорит о многих митрополитах, архиепископах в епископах болгарского царства, присутствовавших на соборе, то он нисколько не прихвастывает: при Асене II состояли вод властью архиепископа-патриарха терновского большая часть европейских епархий константинопольского патриархата (см. ниже). 88 Мартынов в Annus Eccles., р. 247, col. 2, вслед за Болландистами ibid., р. 326, col. 2, относит перенесение мощей Параскевы к 1221 г. Принимая его дату, патр. Василия жития следовало бы считать не за одно и то же лицо с Василием Синодика, преемником Иоакима, а или за одно и то же лицо с Василием I, бывшим при Калияне, или за отличного от обоих этих Василиев особого Василия третьего. Но Евфимиево житие Параскевы ясно дает звать, что перенесение имело место под конец правления Асеня, когда он, совершив свои многие завоевания, был уже на верху своего могущества. В житии упоминаются встречавшими мощи мать Асеня Елена я жена Анна; но это жало служит к разъяснению дела. По византийцам, Асень имел двух жен – Марию венгерку, которая умерла в 1237 г., см. Memor pop. II, 727 и 730, и Ирину гречанку, ibid. 731; но Синодику Борисову трех жен – двух Анн и Ирину (Временн. стр. 12 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Флигель-адъютант В. В. Свечин, хорошо знавший Государя по своей службе в Пребраженском полку, написал небольшую книжку «Светлой памяти Императора Великомученика Николая II» (Париж, 1933 г.). Привожу из нее, в выдержках, разсказ: «В лазарете». Зима 1914-го года. «Его Величество, возвращаясь из поездки на Кавказский фронт, где Он приветствовал свои доблестные войска, только что одержавшия блестящую победу над турками при Сарокомыше, остановился на несколько дней в Москве, кудя прибыла также и Государыня Императрица с наследником Цесаревичем и Великими Княжнами. Мне было приказано находиться в Свите Государя во все время пребывания Их Величеств в Первопрестольной. Чередуясь с моим товарищем по Свите, флигель-адъютантом полковником графом Д. С. Шереметевым, я дежурил при Государе через день и сопровождал Его Императорское Величество при поездках по госпиталям и лазаретам, которые были, к этому временн, уже вполне оборудованы и в которых находилось на излечении множество раненых. В промежуточные, между дежурствами, дни мы были командируемы в разные лазареты, не стоящие в списке предназначенных для Высочайшего посещения. Мы должны были передавать раненым Царский привет и спасибо за службу и награждать, от имени Государя, тяжело раненых Георгиевскими медалями. Сопровождая, таким образом, Его Величество в Его поездках по лазаретам, я имел неоднократно случай наблюдать какое глубокое впечатление производил на Него вид тяжело раненых, ампутированных, ослепших и изуродованных, еще так недавно, влолне здоровых людей, принесенных в жертву Молоху войны, столь всегда противной сердцу Государя. Впечатление это бывало настолько сильно, что, несмотря на, присущия Государю, выдержку и самообладание, Он иногда не был в силах скрыть своего душевного волнения. И надо было видеть Его глаза, когда, переходя от койки к койке, Он склонялся над несчастными страдальцами и заботливо разспрашивал о их ранениях и сражениях, где они были ранены, интересовался какой они части, какой губернии, есть ли семъя и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

250 Ист. росс. иер. ч. II, IV, VI. о монастырях: Воскресенском – Новом Иерусалиме, Иверском и Крестном. Ср. ист. акт. т. IV, 73, 102, 200. Временн, т. XV, стр. 70–95. Акт. ист. IV. 97. 252 И это не потому, что сделано было постановление о церковных имениях в уложении. Уложение не препятствовало царю Фёдору Алексеевичу подтвердить особенным указом, чтобы вотчинники не закладывали в монастыри вотчин без указа государева. Собр. гос. гр. и догов, т. IV, 110. Оно не удержало и самого Алексея Михайловича окружной грамотой 1651 года подтвердить закон уложения о церковных вотчинах. 253 Правда, один из иностранцев, бывших тогда в России, пишет: «Царь очень покровительствует Церкви, ограничивает однако же, излишнюю щедрость умирающих, которые отказывают свои имущества духовенству. Никто не может основать монастыря без его изволения. Во время войны он заимообразно пользуется церковной казной и возвращает занятое ad graecas calendas». См. чт. моск. общ. ист. и древн. 1846 г. 1. матер, стр. 37. Но первая половина этого отзыва относится ко времени прежде патриаршества Никона, а вторая – ко времени несогласия Никона с царём. Ср. стр. 38. 258 Дворц. разр. т. III, стр. 296, 297. Преп. Савва скончался в 1407 году. Но до 1652 года св. мощи его почивали под спудом. 270 «Не подобало бы тебе, о святитель Филипп, оставлять своё отечество! Но должно к нам возвратиться, где ты духовно породился, где ты понёс труды равнообразные богоносным отцам и где наконец воздвиг ты великолепные храмы во спасение иноков и к славословию Творца – Моли Того, помолись Тому о спасении душ наших». См. опис. Сол. обит. ч. 1, стр. 145. 272 «Мнози, – писал Никон царю, – путём от плача и слёз изнемогше, яко ни путём идти могуще или видяще где, но валяющеся семо и овамо, яко объюродевше, ови от радости, ови ж от жалости и со гласом рыдающе; воистину жалости тоя подробно сказали словом не мощно». Собр. гос. грам. и догов, т. III, 149. 279 Который впоследствии был одним из жесточайших врагов Никона по должности (боярина монастырского приказа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

900 Роспись новг. ружн. церквей в новг. Соф. библиотеке. Временн. моск. Ист. Общ. кн. 24. Отд. III. стр. 33. 901 Церкви сии соединяются и в надписях на колоколах XII века касательно приклада их к церкви Благовещения и Михаила Архангела. 902 Новг. I лет. стр. 88. Ср. Новг. IV лет. под 6870 год., а в Новг. III лет. под 6869 год., т. е. годом раньше и, между прочим, по ошибке присоединяется к Благовещ. церкви также Михайловская. В Благовещ. церкви на образе Михаила Архангела и св. Моисея не древняя надпись: «лета 6860 (по ошибке вм. 6870) году месяца марта в 15 день построил сей храм Благовещения Богородицы на Михайлове улицы подле церкви Архистратига Михаила Моисей арх. новгородский " » А пониже: «написал сей образ в церковь Благовещения Богородицы по вере подьячий Михаил Михаилов сын Колужанин». 905 Новг. I лет. стр. 22., а по другому списку после генваря 29 следует: «Родослав Данилович.» См. там же внизу варианты. 906 Новг. II лет. стр. 127. В церковном синодике, писанном полууставом в царствование Алексея Михайловича, из числа создателей Филипповского храма записан Родослав. л. 42. Но по сравнению с другими позднейшими сказаниями летописей оказывается, что Родослав был основателем не деревянной, а каменной церкви в XIV веке. 908 Церков. синодик л. 68. Замечательно, что после указания на пожар в синодике записаны: «а когда строен и долго ли стоял, и того в летописцах не обретохом. А в то время (т. е. во время пожара) бысть великий князь Семион Иванович (Гордый) московский и всея Русии, и при митрополите Феогносте московском и всея Русии и при архиепископе Василии В. Новаграда и Пскова.» 913 В церков. летоп. показаны деревни, пожни и количество посева. В настоящее время при Филипп. церкви земли пашенной и сенокосной 363 десятины. 914 Списки с грамот и с некоторых выписей на владения и ругу Филипповской церкви с Никольским приделом в церковн. синодике д. 116–146. 915 Полн. собр. Русск. дет. Т. VI стр. 282, где при освящении церкви упоминается об одном чудесном исцелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 430 году, например, императорские приглашения были посланы «митрополитам» провинций Восточной Империи и, по довольно произвольному выбору, – западным епископам (ср. Mansi, IV, 1112–1116). Подразумевалось, что представители Римского папы непременно должны присутствовать на Вселенских Соборах. Однако на Соборе 381 г. Запад вовсе не был представлен, а в 553 г. Юстиниан созвал Пятый Собор, несмотря на отказ папы Вигилия участвовать в нем. Юридически «вселенскость» была формально обусловлена только императорским созывом и одобрением. Экклсзнологически, однако, авторитетность собора зависела от того, был ли он подлинным голосом епископского и церковного консенсуса. Отсюда важность одобрения Римом, чей «приоритет» в церковных делах был общепризнанным фактом. Одобрение Запада было желательным и с точки зрения византийского имперского универсализма: теоретически Запад являлся частью Империи. 3) Наше третье положение касается связи между вселенским собором и церковным единством. Совершенно ясно, что, но крайней мере в нервом тысячелетии, вселенский собор не мыслился как «объединительный собор» между разделенными церквами, а предполагал доктринальное единство и евхаристическое общение между ними. Поэтому есть явная разница между основным употреблением слова «вселенский» сегодня и тем значением, которое оно имело, когда относилось к соборам прежнего временн. Легко в связи с этим припомнить взгляд св. Кирилла Александрийского на Нестория в 431 г., Диоскора на Флавиана в 449 г., римских легатов в Халкидоне на Диоскора в 451 г. В каждом из этих случаев доктринальные расхождения требовали, чтобы православные епископы были членами собора, а заподозренные в ереси занимали места «на середине», т. е. как ответчики. Так и на Великом Соборе, созванном при патриархе Фотии в 879–888 гг., признание Фотия законным патриархом и «сослужителем» легатами папы Uoahha VIII должно было быть торжественно провозглашено, прежде чем заинтересованные стороны согласились пронести совместный собор. 21 Идея «объединительного собора», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Одновременно земля нещадно разграбляется большими и малыми отрядами поляков, литовцев, шведов, немцев и казаков, которые ходят по ней туда и сюда, движимые и постоянно меняющейся политической обстановкой, и собственной алчностью. Безнаказанность рождала в этом сброде пьянящее чувство власти над жизнями – страшно даже читать, на что оказывались способны люди по отношению друг к другу. Страшно даже читать, на что оказывались способны люди по отношению друг к другу Вспоминая об ужасах Великой Отечественной войны, мы говорим: «Почти четыре года!..», а Смутное время продолжалось не год, не пять лет и даже не десять... Лишь в конце 1612 года от поляков освобождена Москва. Но – только Москва. Война со шведами на северо-западе страны продолжалась до 1617 года, разбойничьи рейды крупных соединений шляхты и казаков – до 1618-го. Однако и знание временн ы х границ Смутного времени не даёт полного понимания масштаба тех бедствий – до какой степени дошло разорение страны. Народ, который не был перебит или угнан, не бежал сам и не вымер от голода и болезней, местами был разорен настолько, что жил в землянках, не имея ни скота, ни припасов, ни инструментов – «как звери», по выражению летописей. Многие селения лежали в головешках и руинах, пахотные земли были запущены, храмы – разграблены и осквернены... Мертвых некому было хоронить. В некоторых районах страны (при тогдашней-то рождаемости) уровень населения восстановился лишь через полвека от начала Смуты! Со времен Батыева нашествия не бывало подобного разорения Русской земле. «Всеконечная погибель» – вот что чувствовал народ перед тем, как Второе ополчение, водимое Божественным призванием и благословением Пресвятой Богородицы, принесло надежду на избавление. Со слов «Заступнице усердная» начинается тропарь Казанской иконе – именно в заступлении народа от беспощадных врагов наиболее доходчиво сказалась народу милость Божией Матери. Общенародное почитание родилось из осознания общенародного благодеяния – спасения от неотвратимой гибели.

http://pravoslavie.ru/125176.html

Три с половиной минуты у аналоя, или Откуда берутся пресловутые три процента воцерковленных — Ваша расчетная модель проста и именно поэтому на первый взгляд правдоподобна. Но какое отношение она имеет к реально сущест­вующим практикам исповеди и причащения на приходах? Ведь полученные вами результаты базируются на социологических замерах, в основе которых — ответы самих респондентов. А то, что люди говорят о своей жизни, может сильно отличаться от реально наблюдаемой картины... — Чтобы снять этот риск, мы апробировали модель на серьезном (не имевшем прецедентов) полевом исследовании временн ы х параметров исповедей, совершенных на московских приходах в один богослужебный день — в воскресенье 10 апреля 2016 года и субботним вечером накануне. Этот день пришелся на Великий пост, однако ни с Торжеством Православия, ни с Крестопоклонной Неделей, ни с праздником Входа Господня в Иерусалим не совпадал. В случайно выбранной полусотне московских приходов фиксировалось общее время исповеди и число человек, над которыми за это время совершилось Таинство. При всем многообразии приходов и исповедовавших священников полученные данные позволяют с хорошей точностью оценить среднюю длительность исповеди. Если говорить отдельно о субботнем вечере, среднее время исповеди одного человека составило 4,5 минуты, если о воскресном утре — 3,7 минуты, а в совокупности — 3,9 мин ± 24 секунды 9 . Причем между средними длительностями исповедей в субботу и воскресенье нет статистически значимых различий. Мы проверили это по известным в математической статистике критериям и убедились: значения этих величин в достаточно высокой степени коррелируют. — Довольно неожиданный результат! Ведь в воскресенье исповедь обычно ограничена моментом окончания Божественной литургии, а накануне вечером цейтнота вроде бы нет... — Видимо, среднее время исповеди гораздо сильнее зависит от самого священника, чем от внешних факторов. Еще одно разумное объяснение, лежащее на поверхности: исповедоваться вечером в субботу предпочитают воцерковленные прихожане, которым слишком уж задерживаться у аналоя, как правило, незачем.

http://e-vestnik.ru/church/trebuyutsya_d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010