Продолжая размышлять над событием Преображения, святитель Григорий Палама сравнивает два Евангельских текста — от Матфея и от Луки, и обращает внимание на то, что у Матфея сказано: после шести дней взял Господь Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. А у Евангелиста Луки сказано: на восьмой день (см. Лк. 9:28). И справедливо утверждает святитель Григорий, что не может быть здесь разночтений: в этих двух цифрах некий смысл. Действительно, если Матфей не считает первого и последнего дня, то получается, что расстояние между событиями — шесть дней. А Лука считает и первый день, и последний, и получается восемь дней. И святитель Григорий утверждает, что неслучайно это разночтение: говоря о восьмом дне, Евангелист Лука хочет сказать нечто большее, чем просто показать хронологию этих двух событий, временн у ю дистанцию, которая их связывает. За шесть дней до Преображения Господь говорил о славе Своей, о явлении Царствия Небесного. И святитель Григорий Палама утверждает, что видение славы Преображения есть видение славы восьмого дня творения. Известно, что мир был создан за шесть дней, а в седьмой день Господь почил от дел Своих. А восьмой день — это день Преображения всего мира, которое, по слову Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, наступит тогда, когда грехом будет уничтожен физический мир. Вот тогда и явится восьмой день Царствия Божия. Но как важно откровение, данное ученикам на горе Фавор: этот восьмой день не наступит после человеческой истории, он существует уже сейчас. Это параллельный мир, это мир Божественного Царства, который мы не видим физическими глазами, к которому мы не можем прикоснуться руками, потому что очи наши закрыты грехом; но от этого реальность Божественного мира не становится меньшей и ничем не помрачается. Этот мир существует, и каждому из нас, подобно апостолам, дана возможность прикоснуться к этому миру уже в этой жизни. Когда мы принимаем Святые Христовы Тайны, когда мы очищаем душу свою покаянием, когда во время Божественной литургии радостно бьется наше сердце, то мы прикасаемся к этому восьмому дню творения, Божественному Царству — не физическими глазами и руками, но нашими сердцами. Вот почему и начальный возглас Литургии напоминает нам о Царстве: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Через Церковь, через Литургию мы становимся соучастниками этого Царства, а значит, и соучастниками Преображения. Нам открывается — конечно, не в полной мере, а, как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12) — то, что мы увидим после своей кончины.

http://patriarchia.ru/db/text/722880.htm...

Высшая церковная власть на Юге России до установления правильных с Св[ятейшим] Патриархом и Свящ[енным] Синодом сношений сосредотачивается в учреждаемом церковным Поместным Собором Юго-Восточной России Высшем церковном управлении, которое именуется «Временное высшее церковное управление на Юго-востоке России». 2. Временн[ое] высшее церковное управление ведает и разрешает все те дела, которые подлежат ведению и решению Св[ятейшего] Патриарха, Высшего Церковного Совета и Священного Синода, возглавл[яемого] Патриархом» 177 , но с исключением из сего дел: 1, о канонизации святых, 2, об образовании новых епархий и 3, наградных. 3 . В[ысшему] ц[ерковному] управлению подчиняются все д[уховно]-учебные заведения и ц[ерковно]-прих[одские] школы. 4 . При возникновении необходимости суда над епископами, председательствующий в Высшем церковном управлении епископ приглашает для сего всех епископов, пребывающих на территории, занятой Вооруженными силами на Юге России. Если число пребывающих на этой территории епископов превышает каноническое число 12, тогда епископы на суд избираются по жребию. При наличии же ограниченного числа епископов или если не все из приглашенных епископов съедутся для производства суда над епископом, достаточно присутствие 5 епископов. Когда судится правящий епископ или викарий его, не допускаются не принимают участия в суде в первом случае викарий правящего епископа, а во втором – правящий епископ. Равно как не принимают участия в суде над епископами остальные члены Высш[его] церковного управления из пресвитеров и мирян. 5 . Временное высшее церковное управление, возглавляемое епископом, состоит из одного председателя-епископа и членов [из] двух трех епископов, двух пресвитеров и двух мирян. 6 . Председатель и члены Высш[его] церк[овного] управления избираются на Поместном Соборе за исключением одного епископа, которым является Преосвященный той-епархии, в пределах которой будет находиться В[ысшее] ц[ерковное] управление. Если же окажется, что местный епископ состоит уже членом назв[анного] управления по избранию, тогда в состав управления включается кандидат от епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

244. Ионы , архим. Тихвинского, с 1674 г. епископа и с 1682 г. архиепископа Вятского († 1700 г.) духовная грамота, изд. в Юрид. акт. 428. Афанасий Любимов , игумен Исетский, крестовый патриарший иеромонах, с 1682 г. архиеп. Холмогорский; за умное обличение раскола заушенный и едва не убитый на соборе. Борьба с расколом была и после того подвигом жизни его. Он имел богатую библиотеку. За любовь его к отчизне царь Петр любил его. Скончавшийся в 1702 г., ревностный пастырь оставил после себя: а) Щит веры – сборник полезный для истории Русской церкви патриаршего времени; Шестодневец о сотворении мира и падении человека (рукоп. Арханг. сем.); краткое православное исповедание веры (рукоп. Арханг. сем.); две окружные грамоты, пис. из Москвы в 1682 г., от 30 марта и 1 августа, с увещанием подвизаться против сеятелей раскола; две грамоты в Соловецкий мон. (нап. в III ч. Досифеева опис. Соловецкой обит. стр. 241–257). б) Описание трех путешествий царя Петра на Двину и нападение шведов на Двинскую крепость (изд. в Вивлиоф.); описание трех путей из Поморья в Швецию (Толст. I, 251). в) Домашний лечебник, писанный 1625 г. (Толст. V, 18). 245. Тимофей Каменевичь Рвовский , иеродиакон Холопьего монастыря (на р. Мологе), написал: а) повесть о семи мудрецах, 1692 г. (Толстого II, 370, 181, 215); б) в 1684 г. историю греко-славянскую; в 1699 г. о начале славяно-российского народа, и летопись о зачале Москвы (Синод. библ. 92, 529). То, что писал он о начале Москвы, взято им из сказания времен, предшествовавших ему (см. Временн. Общ. ист. т. XII, стр. 25–29). Андрей Лызлов , Смоленский священник, в 1692 г. сочинил Скифскую историю в V книгах, или о Татарах и Турках. Понятно, что при скудных Латинских, Польских и Русских источниках, которыми, по словам его, пользовался он, многия сведения его не верны. История его изд. в СПб. 1776 г., М. 1787 г. В то же время писаны: летопись Московская 1613–1696 г. (Библ. Общ. ист. 311); летопись Вологодская, оканчивающаяся 1700 годом (Царск. 236). Неизвестным современником митропол. Илариона († 1707 г.) написана повесть о Флорищевой пустыни и житие митр. Илариона (Царского 99). Обширные выписки из сего сочинения в повести ключаря Федора о Суздале (Врем. Общ. ист. 22, 163, 178). Около того же времени сочинена «Книга о Российских святых, где... поживе и чудеса сотвори» (Общ. ист. 212, 231; Толстого V, 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иосиф Песнописец, прп., † 883 г. (Болланд.). Происходил из Сицилии. Во время арабских нашествий переселился в Пелопоннес, а оттуда в Солунь. Житие, составленное учеником Иосифа Феофаном, издано Пападопуло-Керамевсом в «Monumenta graeca et latina ad historiam Photii pertinentia», т. 2, стр. 1−14. Другое житие, Иоанна диакона, напечатано у Migne, P.G., 105, 939−974. Память 4 апреля. Каллинин, патриарх Константинопольский, † 705 г. (Сергий). Краткое житие издано в AASS, август, IV, 645−646. Память 23 августа. Кесарий, преп., брат Григория Богослова , † 369 г. (Сергий). Интересная по своим бытовым подробностям надгробная речь его брата издана в собрании творений последнего у Migne, P.G., 34, 756−788. Память 9 марта. Кипрские святые. Легенды о них неопределённой хронологии (но не раньше X–XI вв.), весьма риторично обработанные в конце XII в. кипрским игуменом Неофитом. Изданы H. Delehaye в его исследовании «Saints de Cypre» (Anal. Boll. XXV, 162−232). Кирилл Филеот, преп., † 1110 г. (Болланд.). Происходил из деревни Филея во Фракии. Богатое бытовыми подробностями, представляющее форму автобиографического рассказа, житие святого, написанное его современником и земляком Николаем Катаскепином, не издано. Его содержание изложено Х.М. Лопаревым в «Визант. Временн.», 1897 г. стр. 378−401, и у Дукакиса (декабрь, стр. 23−82). Отрывки напечатаны Гедеоном в В.Е. Память 2 декабря. Кириак, еп. Иерусалимский, муч., при Юлиане. Легендарный рассказ о мученичестве, издал Пападопуло-Керамевс в «Прав. Пал. Сборн.», 1907, стр. 164−172. Память 28 октября. Кириак Отшельник, прп., † 556 г. (Болланд.). Происходил из среды Коринфского духовенства. Подвизался в Палестине. Точное и обстоятельное житие, написанное Кириллом Скифопольским . Издано в AASS, сентябрь, VIII, 147−158. Память 29 сен. Кир и Иоанн, мучч. Чудеса их мощей в Александрийском храме, куда стекались больные. Записаны в начале VII в. Софронием, палестинским монахом лавры Феодосия, сопровождавшим Иоанна Мосха при его странствованиях по Египту, и принадлежавшим к кругу друзей Иоанна Милостивого. (См. Ehrhard, у Крумбахера, стр. 188−189). Изданы в Spicilegium Romanum III, стр. 97−670, и у Migne, P.G., 87, 3424−3676. Представляют запись рассказов очевидцев и современников (см. стр. 129, 226, 327:445), и очень ценны как для истории медицины своими детальными описаниями болезней, и их лечения по рецептам, полученным путём инкубации (см. мнение скептика Гесия о научности рецептов святых, стр. 304−306), так особенно изображениями различных представителей александрийского общества и картинками александрийской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Божественном Откровении нет необходимости. И это выражает понятие Божественного всеблаженства. Откровение есть дело любви и свободы, и потому оно не вносит никакого изменения в Божественное естество . Не вносит именно потому, что для него нет «естественных» оснований. Всё основание мира — в Божественной свободе. Стремясь к Богу, тварь совершенствуется От вечности Бог измышляет образ мира. И это свободное изволение есть непреложный совет. Но эта непреложность свершившегося изволения нисколько не говорит о его необходимости. Непреложность Божественной воли коренится в ее высочайшей свободе, и потому она не связывает свободу и в твари. И, сообразно замыслу Божию, из несущих «водружается» тварь и с ней — время. Во временн о м становлении тварь должна прийти своим свободным восхождением в меру предвечного предопределения о ней. Для твари Божественный образ мира всегда остается запредельным и потусторонним по природе, но она неразлучно связана с ним — даже в своем противлении. Ибо этот «образ» или «идея» твари есть в тоже время сила Божия, которой она создана и содержится. В Божественном совете содержится каждая тварная ипостась в ее неповторимом лике. Он от вечности видит каждого и всех во всей полноте конкретной судьбы и облика. Согласно тайнозрению преп. Симеона Нового Богослова, в будущем веке «Христос будет видеть все бесчисленные мириады святых, ни с кого не сводя глаз, так что каждому из них будет казаться, что Он смотрит на него, беседует с ним и приветствует его», и при этом «пребывая неизменным, Он будет являть Себя инаковым для одного, инаковым для другого». Подобным образом в Своем изволяющем совете Бог от вечности видит все бесчисленные мириады тварных ипостасей, изволяет их и каждой являет Себя инаковым. И в этом состоит «неразделяемое разделение» Его благодати или энергии, «тысячеипостасной», по дерзновенному выражению свят. Григория Паламы, ибо тысячам и миллиардам ипостасей она благоволительно уделяется. Каждая ипостась запечатлена особым лучом изволяющей любви Божией. И в этом смысле в Боге всё есть в «образе», но не по природе, которая бесконечно удалена от несозданного Естества. Это удаление пронизано Божией любовью, его непроницаемость снята воплощением Слова. Но оно остается. Образ твари в Боге запределен тварному естеству и не совпадает с «образом Божиим» в твари.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

491 Так пишется она по переписным книгам Феодора Холопова и Семейки Трестина в 1617 году. Ср. Акты Юрид. N 117, стр. 148. 496 Ист. разг. В. Новг. стр. 87. А за 1617 год, по переписным книгам Холопова и Трестина, в Феодоровском храме описываются оставшиеся после немецкого разорения иконы и утварь церковная, где упоминается также о приделах Федора Тирона и священномученика Ипатия. При сем замечено: «церковное строение, казна, образы местные и деисусы с праздники поставлены на Никитине улицы у великом. Никиты на Торговой стороны; книги, паникадила, ризы и кадила, и свечи поставлены на Торговой стороне у Отцев Святых», а двери, окончины и колокола в частных домах. Взято в Консист. архиве старых дел из подлинного справочного письма 1676 года об утвари церкви Феодора Стратилата на Щирковой улице, по переписным книгам 1617 года. 497 Новг. III лет. стр. 274. А в рукоп. летописце Николо-Дворищ. собора прибавлено: «На Стрелецкой улице.» Потому что в конце XVII века близ Феодоровской церкви поселены были стрельцы, как известно из других их актов. 502 Что касается до Пантелеймоновской церкви, устроенной в 1207 году Феодором Пинещиничем, то она была в монастыре (Новг. I, II и III лет. под 6715 год. и вариант.) и известна с начала XII века по данной ему грамоте. Ист. Росс. Иерарх. ч. V. стр, 45. ч. VI. стр. 774. 503 Новг. II лет. стр. 157. Ср. Новг. III лет. под 6062 год. День св. Пантелеймона 24 июля преставился блаженный Николай Качанов. 507 Взято из письменного жития, писанного полууставом и хранящегося в Николо-Качановской церкви. Св. Новг. Губ. Вед. за 1854 г. N 40 и 41. В житии блаж. Николая помещены и другие чудеса, относящиеся к нему и современнику блаж. Феодору. 511 Письм. устав Соф. собора под 27 июля. Литургию совершал святитель, а параклис и вечерню один Николо-Бельский игумен с соборным священником и диаконом. 513 Выписка из окладных ружных книг 1617 г. в Новг. Соф. библиотеке и акт хранящийся в Пантелеймоновской церкви. 514 Роспись Новг. ружн. церквей XVI века в Соф. библиотеке. Временн. Моск. Ист. Общ. кн. 24, смесь стр. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Эти новые понятия появились из-за необходимости переформулировать или уточнить содержание веры, чтобы выражения, определенные прежде, не были более удовлетворительными для некоторых лиц или групп лиц, которые понимали их неправильно и они воспринимались искаженно (еретически) или становились двусмысленными. Но несмотря на то, что Церковь знала различные формулировки веры, она сохранила суть самой веры, она сохранила и верно передала то, что св. апостол Павел, обращаясь в своем Первом Послании к своему ученику Тимофею, называет «тем, что вверено ему» ( 1Тим. 6:20 ), или то что он называет еще, пользуясь более техническим термином – «керигмой». Вера сама по себе не может никогда быть изменяемой, поскольку ее содержание есть Сам Христос, Который, как говорит святой апостол Павел, вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). И это тождество веры верно передается через преемство веков и именуется Традицией (Преданием). 3. Православное богословие «вписано» в Традицию В Православной Церкви Традиция имеет тройственный фундамент: Св. Писание, Св. Соборы и св. Отцы. Эти три основы находятся во взаимосвязи и взаимопроникновении в церковной жизни. Соборы выражают согласие отцов, которые на них собирались, св. отцы вдохновлялись в своих сочинениях Св. Писанием и предшествующими Соборами, Св. Писание в Православной Церкви должно быть читаемо в согласии с верой, которая определена на Соборах и тем ее пониманием, которое было дано св. отцами. Так же как невозможно интегрироваться в Православную Традицию, исключая Св. Писание и Св. Соборы, которые точно выразили правильную веру (orthe doxa) своими определениями (оросами), и праведный образ жизни (ethos) из святыми канонами, так же невозможно интегрироваться в Православную Традицию, исключая при этом св. отцов. В отличие от Римо-Католической церкви, которая часто помещает на первый план средневековых мыслителей (например, Фому Аквинского), и которая рассматривает часто древних св. отцов в качестве простых церковных писателей, на сегодняшний момент умерших, и в отличие от протестантизма, который игнорирует отцов Церкви, переходя непосредственно, перепрыгнув шестнадцать веков, от Св. Писания к Лютеру и Кальвину, Православная Церковь признает непрерывную цепочку отцов, которые со времен Апостолов и до наших дней образуя ее, передавали и передали нам веру, завещанную Христом Апостолам. Я неспроста сказал «до наших дней», поскольку в отличие от классической римо-католической концепции, которая признает патристический период закрытым на Востоке преп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и на Западе – Исидором Севильским (VII в.), Православная Церковь полагает, что и последние века также производят св. отцов и что патристическая эра не имеет временн о го ограничения. 4. Важность знания наследия св. отцов в богословском познании

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В собственных сочинениях Епифания язык славянский обработанный, ясный, правильный, чистый, прекрасный церковный язык; но в переводах совсем другое, – и это от того, что при переводах он слишком строгий буквалист, прежде всего и более всего заботившийся о верности букве подлинника. Переводы его буквально верны, но темны и маловразумительны, так, что иного в них нельзя понять без подлинника. 224. Арсений Сатановский , вместе с Епифанием вызванный в Москву и его сотрудник в ученых занятиях. Им переведены с греческого: Георгия Кодина о чинах и о «граде царском»; с латинского – третья часть Географии Азии (Ист. Русск. ц. IV, 164; Черткова Библ. II, 436). 225. Арсений Грек , прибыл в Москву, вместе с Иерус. патр. Паисием, и оставлен был царем в Москве, как человек ученый. Патр. Паисий во время пребывания своего в Москве делал замечания митр. Никону на некоторые неправильности богослужения, допускавшиеся в Москве. Арсений говорил тоже и даже очень резко, и тем скоро возбудил против себя суеверов. Патр. Паисий, с своей стороны недовольный почему-то Арсением, писал с дороги царю, что хотя Арсений человек ученый, но надобно смотреть за ним строго, так как он бывал в разных верах. Этот отзыв, вместе с неудовольствием, какое возбудил против себя Арсений, имели последствием то, что царь отправил Арсения в Соловецкий монастырь, под строгий надзор. Здесь он вел себя не по монашеской совести; но это знали только в льдистой пустыни. Когда патр. Никон взошел на патриаршую кафедру, то чувствуя нужду в образованных людях и сожалея о тяжкой доле Арсения, в 1655 г. возвратил его в Москву. Арсению поручено было заниматься переводом книг и смотреть за печатанием их. Легкомысленный грек не был благодарен к благодетелю своему: когда поднялась буря бед против Никона, он присоединился к врагам его; уже в 1658 г. видим его в ряду переписывавших имущество патр. Никона (Временн. Общ. ист. кн. XV, стр. 131,133). Потом вступил он в тесную связь с Паисием Лигаридом, которого благодарственное слово царю Алексею Михаиловичу перевел он на русский язык, за что получил бархатную рясу (О жизни Арсения Соловецкая рукоп. 897; сл. Правду Соловецкой обители, стр. 14, 16, 174, 187). Арсений перевел: а) Сочинение инока Нафанаила Скрыжал, присланную Никону патр. Паисием в 1653 г., и перевод его, вместе с предисловием Епифания, нап. в М. 1655. Содержание Скрыжали у Медведева § 99. б) Арсением Греком (а не Арсением Сатановским) переведены жития св. Екатерины, Феодора Стратилата, прав. Алексея и преп. Максима Исповедника , также четверостишие св. Григория и преп. Максима о любви, изд. под названием Анфологиона, М., 1660, 1661, 1662 г.; Дорофея Монемвасийского «Книга историчная, сиречь хронограф, переведеся от Греческого языка на Славяно-Российский язык иеромонахом Арсением Греком, начася в л. 7163 (1656 г.) и Святогорцем архимандритом Дионисием Греком совершися в л. 1665» (Толстого I, 77; Румянцева 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И в Церкви их более половины - почти 2/3. Им честь, хвала и первенство в Церкви. Однако на нас, христиан, живущих в относительно спокойные времена, большее влияние оказывают не мученики, а преподобные отцы. В основном им, да и вышедшим из их среды святителям, принадлежат бесценные советы и поучения, на которые ориентируется в своей духовной жизни абсолютное большинство православных христиан. Своей жизнью, исполненной добровольного злострадания и подвигов, преподобные аскеты явили нам образец отречения от своей воли и самости для служения Богу и ближнему, стяжания молитвы и христианских добродетелей. Именно преподобные отцы являются теми молитвенными столпами, на которых держится мир. 1. Преподобные и богоносные отцы Удивительные факты открывает нам история преподобнического подвига Церкви Русской. Наибольшее количество преподобных в русской истории приходится на XIV-XVI века. Это время жизни преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Именно благодаря ему возникло целое направление монашеской традиции, которое несли ученики и ученики учеников преподобного Сергия. Не хотелось бы обременять читателя диаграммами, но, боюсь, без них не обойтись. В этой диаграмме горизонтальная ось - временн а я, где цифры соответствуют векам. Вертикальная ось отображает количество канонизированных Церковью преподобных, живших в соответствующем веке. Для простоты построения я использовал дату преставления святого , потому что многие жили на стыке веков, что усложняет работу. Как мы видим на схеме, количество святых сокращается с XV века. Однако минимум преподобных приходится не на XX век (как можно было бы предположить), а на XVIII век! Чтобы понять, где кроется причина этого, откроем русскую историю. В 1689 году к власти приходит Петр I. Не будем здесь говорить о его воспитании, характере и проч. Скажем, что видел он Русскую Церковь более глазами протестанта, чем православного. Петр упраздняет патриаршество на Руси, начинается так называемый Синодальный период в Русской Церкви. Многие историки говорят о пользе Синодального периода, многие о вреде.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Д. Академии за этот год (М. 1877) и в Правосл. Обозр. 1876, 11 19 ; 24) Письма Филарета, митрополита Московского к А. В. Горскому, с примечаниями (Приб. к Твор. 1882, ч. 29, 30); 25) Письма его же к Филарету, архиепископу Черниговскому, также с примечаниями (Приб. к Твор. 1883, ч. 32; 1884, часть 33); 26) Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к А. В. Горскому, также с примечаниями (Приб. к Твор. 1883, ч. 31; 1884, ч. 33; 1885, ч. 34); 27) Дневник А. В. Горского, с примечаниями (Приб. к Твор. 1884, ч. 34; 1885, ч. 35); 28) Ученики преподобного Сергия Радонежского (Душеп. Чт. 1885, 5); 29) Письма Филарета, митрополита Московского, к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию (Приб. к Твор. 1886, часть 38); 30) Профессор Московской Д. Академии Ив. Д. Мансветов. Некролог (Приб. к Твор. 1886, ч. 37); 31) Письма Императора Павла Петровича и других Высочайших Особ к митрополиту Платону (Русск. Архив 1887, 5 – 7) и нек. др. Отдельно и в повременной Печати изданные исследования, материалы и статьи по русской гражданской истории: 1) Путешествие по России барона Гакстгаузена. Перевод. (Моск. Вед. 1848, 138, 146, 155, 156; 1849, 1, 4, 5, 53, 54, 81, 82): 2) Краткие исторические сведения о моровых язвах в России (Моск. Вед. 1848, 98, 101): 3) Сказания русских летописцев о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей 15 и 16 веков о ее состоянии (Моск. Вед. 1848, 124, 125); 4) Тимошка Анкудинов. Из Олеария. Перевод (Моск. Вед. 1849, 90, 91); 5) Иноземные врачи в России при Царе Михаиле Феодоровиче (Моск. Вед. 1849. 140, 141); 6) О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 году (Временн. Общ. истории и древн. т. 6); 7) Биография князя Димитрия Михайловича Пожарского. Москва, 1852; 8) Пятьдесят второй год в летописях русской истории (Моск. Вед. 1852, 27): 9) Древний русский взгляд на турок и Царьград (Моск. Вед. 1854, 33); 10) Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции. Перевод с французского (Моск. Вед.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010