Благовещенский кафедральный собор в Воронеже св. Митрофан, по прибытии своем в Воронеж в 1682 г., нашел «соборную церковь деревянную, от многих лет погнившую так, что и служить в ней не было возможности», а потому в 1684 г. он просил у патриарха Иоакима благословение построить соборную каменную церковь, которая и была построена и освящена еще при жизни св. Митрофана, но вследствие сильных трещин, оказавшихся в этом храме, Благовещенский собор, бывший, где ныне монастырская башня по направлению к Спасской церкви, был разобран в 1717 г. и начат Воронежским митрополитом Пахомием в 1818 г., но этот собор каменный и на другом месте. Этот собор был освящен епископом Иоакимом 9 ноября 1735 г. Благовещенский кафедральный собор, построенный при митрополите Пахомие в Воронеже, был возобновлен, украшен и вновь освящен епископом Тихоном III в 1786 г. 18 октября. Перед открытием мощей св. Митрофана Благовещенский кафедральный собор был весь возобновлен и вновь освящен 25 июля 1833 г. архиепископом Антонием. Кафедральный собор, возобновленный в 1786 и 1833 гг., был вновь построен и увеличен, а затем и освящен 28 сентября 1875 г. архиепископом Серафимом. «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 г.)», Воронеж, типография В.И. Исаева, 1886 г . В Воронеже статус кафедрального имели Благовещенский собор (до 1836 года), Троицкий Смоленский собор (закрыт в 1932 г.), Покровский собор (с 1948 года по настоящее время). Первые два собора были разрушены в советское время. Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) полагал, что он был основан в 1620 году. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания города Воронеж. Изначально Благовещенский храм был построен из дерева. Из-за частых пожаров храм перестраивали, иногда даже переносили на другое место. В 1682 году была образована Воронежская епархия. Её первым главой стал епископ Митрофан (1623—1703 гг.) в возрасте 58 лет. 2 апреля 1682 года Святитель Митрофан посвящён в епископы Патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями. Позже, в этом же году, епископ Митрофан стал инициатором строительства нового Благовещенского кафедрального собора из камня взамен старого и двора епископа с домовыми людьми. Ещё до отъезда из Москвы Святитель просил выделить место под новое строительство собора.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Думают, что и первая церковь в честь св. Алексия в Акатовом монастыре была каменная, но это едва ли верно, так как постройка каменных церквей в XVII-XVIII ст. обходилась дорого, да и мастеров-строителей каменных церквей в России, особенно в провинциальных городах, было мало, и первый каменный храм в Воронеже, как известно, был построен св. МитрофаномБлаговещенский собор без пособия от правительства. Акатов монастырь был скуден и не имел в начале XVII ст. средств для постройки каменной церкви. Вторая церковь в честь того же святителя была каменная и, вероятно, построена к концу XVII ст., если не позже. О ней упоминается в указе от 1746 г. 19 марта, что она каменная, построена издревле, но так как от нетвердого фундамента во многих местах повредилась, то велено ее разобрать и основать на новом фундаменте и в то же наименование в честь св. Алексия. Во время постройки этой церкви богослужение отправлялось в малой трапезной церкви в честь Владимирской иконы Богоматери. В начале Алексеевская церковь была однопрестольная и одноэтажная. В 1748 г. Феофилактом, епископом Воронежским, было разрешено на каменной Алексеевской церкви построить верхнюю церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, а трапезная, прежде бывшая Владимирская, в 1746 г. была переименована во имя преп. Антония и Феодосия Киевопечерских. В 1796 г. архимандрит Амвросий испросил у епархиального начальства разрешение, вследствие оказавшихся ветхостей, разобрать церковь до основания, а на время на братской трапезе поставить деревянную церковь, купленную в Тавровской крепости. В 1798 г. эта церковь была окончена и освящена; верхний храм был по-прежнему посвящен Владимирской иконе Божией Матери, а нижний св. Алексию с приделом преп. Антонию и Феодосию. Митрополит Евгений в описании Воронежской епархии говорит, что каменная двухэтажная в Акатовом монастыре церковь построена в 1674 г. старанием игумена Иосифа Горяинова от вотчинных доходов и мирского подаяния. В 1835 г. нижняя церковь в честь св. Алексия была возобновлена, причем она была освящена архиепископом Воронежским Антонием в честь св. Митрофана Воронежского, при архимандрите Варлааме, так как в честь св. Алексия устраивался престол в новом храме. Нижняя церковь, прежде бывшая Алексеевская, а затем с 1835 г. Митрофановская, с устройством печей, была теплая и богослужение в ней отправлялась зимою, а летом и в верхней Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=05153

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести приветствовать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня в Митрофановском мужском монастыре его встречали викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов), наместник монастыря Даниил и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаилом Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, коими прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник. Предместником Игнатия на Воронежской кафедре был архиепископ Антоний (Смирницкий ; 1773–1846), трудами которого в 1832 году канонизирован святитель Митрофан Воронежский . По благословению архиепископа Игнатия жители пригородной слободы Монастырщенки приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенной в 1848 году (ныне в черте Воронежа, рядом со зданием духовной семинарии) 17]. Кафедра преосвященного размещалась в Троицком Смоленском соборе на Торговой площади. В порученном управлению Игнатия Митрофановском Благовещенском монастыре он стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тыс. руб.). Приемные покои Игнатия располагались на втором этаже архиерейского дома, построенного в конце XVIII века по проекту знаменитого Кваренги. Они соединялись с домовой церковью во имя Рождества Христова, обустроенной его предшественником, архиепископом Антонием. Прослужил архиепископ Игнатий в Воронеже один год и два месяца. 19 апреля 1848 года он был вызван для присутствия в Святейший Синод, выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Воронежской епархией временно управлял викарный епископ Феогност (Лебедев; 1801–1869), постоянно информировавший Игнатия обо всех происшествиях и испрашивавший его благословения при решении наиболее важных дел. Олонецкий опыт диктовал владыке бдительное отношение к сектам: в мае 1848 года он направил предписание кафедральному протоиерею Воронежа Михаилу Подзорскому «под глубоким секретом, без малейшей огласки донести, нет ли в епархии раскольничьих селений, не приписанных ни к какой церкви, если есть, то прописать каковое селение, где находится, число жителей и проч.» 3 . Общий очерк краткого управления Игнатием Воронежской епархии дан архиепископом Сергием (Петровым)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Основан он был в 1620 году игуменом Успенского монастыря Кириллом под именем Акатовой пустыни, а в 1700 г. в него были переведены иноки упраздненного тогда Успенского монастыря. Храмов в обители два; более древний из них – во имя Воскресения Христова. В нем находятся, между прочим, три чтимые иконы Божией Матери. При монастыре существует второклассная регентская школа. Управляет обителью викарный епископ Острогожский. Благовещенский Митрофанов монастырь в Воронеже. Благовещенская обитель основана в 1836 году при Воронежском Благовещенском кафедральном соборе, что случилось вскоре после открытия свв. мощей Митрофана, епископа Воронежского (1832 г.). Кроме Благовещенского собора в монастырской ограде находятся две церкви: Архангельская зимняя и летняя церковь во имя Св. Митрофана, сооруженная в 1839 году, при преосвященном Антонии. Здесь служат ранние обедни и здесь же устроена братская трапеза. Главную святыню обители составляют мощи Св. Митрофана. Они почивают на правой стороне собора, близ южной боковой двери, недалеко от иконостаса, в раке стоимостью в 45.000 р. ассигнаций, сооруженной воронежским купечеством. На крышке раки изображен образ Св. Митрофана, по сторонам ангелы; на одном барельефе представлен Петр Великий, несущий с вельможами гроб Митрофана, а внизу надпись, заключающая в себе слова, сказанные Петром при погребении святителя: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю – отданием чести. Итак, вынесем его тело сами». Мощи покоятся под балдахином, а над могилой, где почивал св. Митрофан, поставлена им сооруженная плащаница. Место это отгорожено решеткой и вверху повешен во весь рост образ святителя Митрофана. В ризнице монастыря находятся: большое Евангелие в серебряном с позолотой окладе и образками на финифти, приобретенное еще при Св. Митрофане в 1692 г.; напрестольный с мощами крест, сооруженный при его жизни; жезл святителя; богато украшенный покров, подаренный императором Николаем I, для возложения на раку св. Митрофана; золотой покров, возложенный на мощи собственными руками государыни Александры Феодоровны в 1837 г.; узорчатый ковер собственных трудов Великой Княгини Марии Николаевы, постланный у подножия раки в 1887 г.; духовное завещание Св. Митрофана, его письмо к полковнику Кукулю о присылке осетрины и белуги и многие другие вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

20 августа 1929 года, в т. н. «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения. Советский партийный и государственный деятель Иосиф Михайлович Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей. В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку. Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на его месте находится главный корпус Воронежского Государственного Университета. http://encyclopaedia.bid Время созидания Благовещенского собора исследователи определяли по-разному. Е.А. Болховитинов датировал строительство 1620 годом; краевед С.Е. Зверев и архимандрит Димитрий (Самбикин) доказали, что в этом году речь шла о расширении уже существующей церкви. Автор статьи по истории монастыря в «Воронежской старине» (1904) Н.И. Поликарпов полагал, что появление Благовещенского собора относится ко времени основания крепости, то есть к 1585 году. Деревянная церковь была построена «на посаде, подле города, в остроге». Собор имел два престола - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и чудотворца Николая. Возможно, что завершение строительства крепости совпало с днем 25 марта, потому и оказалось Благовещение главным праздником в городе. В 1590 году, когда во время набега черкас на город была сожжена крепость, не мог не пострадать и собор. При его восстановлении в 1594 году, вероятно, он был перенесен из посада в город. В «Дозорной книге» Григория Киреевского, составленной в 1615 году, отражено бедственное положение храма. Внутреннее убранство его было скудным, особенно в сравнении с монастырской Успенской церковью. В 1625 году при воеводах И.В. Волынском и Усове появился новый деревянный собор: «строена та церковь всякими воронежскими посадскими и уездными людьми». Просуществовав около трех лет, 13 сентября 1628 года храм сгорел. В июле 1629 года царь Михаил Федорович указал епископу Рязанскому дать благословенную грамоту на восстановление собора в Воронеже с двумя приделами: во имя святых Николая Чудотворца и Алексия, Божия человека - «на посаде подле города, в остроге, на старом месте, где была преж сего соборная церковь». Новая церковь построена не ранее 1634 года. Эта церковь уже избежала огненной стихии и существовала до появления в городе собственного владыки.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Считая своим архипастырским долгом довести начатые богоугодные труды до конца, святитель Антоний, уже слабеющий от болезней, дважды в 1846 году свидетельствовал перед Святейшим Синодом нетленность мощей Святителя, благоговейное его почитание и множество чудесных знамений по молитвам к нему. За несколько часов до своей праведной кончины, 20 декабря 1846 года, он писал Святейшему Синоду и императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей Задонского чудотворца Тихона “перед очию всех”. Так Господу угодно было, чтобы Преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце – святителя Тихона. Воронежская паства утешила святителя Антония своей неподдельной любовью. В ее истории он известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей. В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Святитель обновил архиерейский дом, расширил Крестовую церковь , перестроил здание Консистории и соборную колокольню. При владыке Антонии как на средства благотворителей, так и на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Только за последние 12 лет его управления епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья – Дивногорский Успенский, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины – Задонская Богородице-Тихонова Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями. В 1836 году был открыт учрежденный по прошению святителя Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелями которой были назначены правящие Воронежские архипастыри, стала одним из важнейших духовных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников на поклонение святым мощам первого Воронежского архиерея. В 1839 году святителем Антонием в обители был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. Александр Ратшин Воронежской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: МИТРОФАНОВ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 1-го класса, кафедральный, в губернском городе Воронеже; находится под управлением епархиального архиерея, который именуется Священно-архимандритом оного. Основан и открыт в 1836 г., 1 сентября, по случаю явления, в 1832, св. мощей Митрофана, первого епископа Воронежского. Здесь ныне четыре церкви: 1) соб. Благовещения Богородицы, бывшая с начала XVII века городским собором; в ней почивают открыто, в богатой серебряной раке, новоявленные мощи св. Митрофана. Церковь эта построена была в 1620 году деревянная царем Михаилом Феодоровичем и отцом его, патриархом Филаретом; а в 1684 св. Митрофан предпринял соорудить каменную; храм был начат, но в 1699 работы остановились, по случаю оказавшихся трещин – и собор достроен уже после кончины сего Святителя, в 1718, при митрополите Пахомии; а совершенно окончен и украшен при епископе Иоакиме, в 1735 году. 2) Архангела Михаила, зимняя соборная, с приделом Тихвинской Богоматери; храм этот до учреждения обители также быль Городским собором и существовал уже в то время, когда была открыта Епархия Воронежская; но о времени первоначальной постройки его, сведений нет; потом, по ветхости, был разобран и епископом Тихоном 1 начат новый в 1764, а окончен и освящен 30 декабря 1768 года. 3) св. Митрофана Воронежского , с трапезою, построена вновь, по открытии монастыря, и освящена 26 октября, 1839 года. 4) Рождества Христова, при Архиерейском доме. – В Благовещенском соборе погребены Воронежские архиереи: Иоаким, Вениамин, Феофилакт, Иоанникий, Арсений и Епифаний. АКАТОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Воронеже, в верхней части города, называемой по имени монастыря Акатовскою; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Воронежской семинарии. Обитель эта основана в 1620 году, под именем Акатовской Алексеевской пустыни, Кириллом, игуменом бывшего тут, по близости, Успенского монастыря, с которым и находилась она под одним начальством. Когда ж Успенский монастырь Петром Великим, в 1700 г., уничтожен и превращен в Адмиралтейскую церковь : тогда обе эти обители, по воле монарха соединены, и в Акатовской пустыне учреждена архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей. До 1918 года имел статус 1-классного необщежительного монастыря. В 1929 обитель была закрыта. А мощи св.Митрофана переданы в музей. На месте разрушенных во время Отечественной войны 1941-1945 годов построен Воронежский Государственный Университет Основан 1 сентября 1836 года попечением Воронежского архиепископа Антония (Смирницкого) на базе кафедрального собора. В состав монастыря были включены архиерейский дом и кафедра епархиального воронежского архиерея. Строительный комплекс монастыря составлял единую строительную композицию с утраченным позже Благовещенским собором, строительство которого велось при инициативном участии и денежной поддержке епископа Митрофана, поэтому новый монастырь и получил свое заглавие по имени головного храма и епископа. В проектировании строительного ансамбля монастыря, сложившегося в конце XVIII - начале XIX века, по местному преданию, участвовал узнаваемый конструктор Д. Кваренги. До 1918 года имел статус первоклассного кафедрального необщежительного монастыря. Храмы обители: Благовещения Пресвятой Богородицы, собор (1718-1733); Живоносного Источника иконы Божией Матери, часовня (1893); церковь Митрофана, епископа Воронежского (1838-1839); Михаила Архангела, собор (1838-1839); церковь Рождества Христова (1826). До революции на Митрофановской площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал недолго). Когда сажали деревья, нашли кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла обычным чередом, но в примыкающих зданиях находились места для заключенных (лагеря). Во время гражданской войны строения монастыря очень пострадали, а некоторые позже стали жилыми. В 1927 году их попробовали реконструировать.

http://sobory.ru/article/?object=32392

Итак, в 1832 году, по воле государя императора и благословению Святейшего Синода, мощи св. Митрофана были открыты и обретены нетленными; тогда установлено совершать и празднование новоявленному чудотворцу в день преставления его, 23 ноября. В 1836 году Благовещенский собор, в котором обретены мощи св. Митрофана нетленными, обращен в монастырь, названный Митрофановым-Благовещенским. В песнопениях церковной службы и акафиста, составленных в честь св. Митрофана и напечатанных в 1844 r., Церковь , между прочим, прославляет его непоколебимым ревнителем уставов Церкви, поборником ее особенно против суемудрых лжеучителей, которые в царствующем граде Москве на Соборе святительском отверзоша нечестивые уста свои на хуление Церкви; прославляет небоязненным обличителем пасомых; молитвенником и предстателем о верующих не только во время земной его жизни, но и по преставлении его. «Радуйся, Митрофане, яко в сониях и видениях во благо нам являешися», – взывает Церковь . После святителя Митрофана сохраняется в Синодальной библиотеке в Москве духовное его завещание, подписанное его рукою. В этой предсмертной грамоте, между прочим, святитель сетует, что начальниками в полках поставляются не соотечественники и православные 1617 . День св. Тихона Воронежского 13 (26) августа Святитель Тихон, сын бедного причетника Новгородской губернии, Валдайскаго уезда, села Короцка – Саввы Кириллова; родился в 1724 году и назван Тимофеем. При крайней бедности Тимофей, по прозванию Соколов, получил образование в духовных училищах и в 1758 году принял иночество с именем Тихона. В 1759 году он был уже архимандрихом тверского Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии. В 1761 году 13 мая, на 37-м году от рождения, Тихон рукоположен во епископа Кексгольма и Ладоги и был викарием Новгородского архиепископа. 3 февраля 1763 года Тихон перемещен на кафедру епископа Воронежского и известен под именем Тихона Воронежского. Святитель Тихон на кафедре Воронежской особенно заботился об улучшении нравственного состояния своей паствы. В 1763 году, вскоре по приезде своем на Воронежскую епархию, он написал для духовенства Должность священниическая о семи св. тайнах и разослал ее по епархии для раздачи священникам. К этому сочинению в следующем, 1764 году он сделал дополнение под заглавием Прибавление к должности священнической о тайне св. Покаяния. В 1765 году святитель разослал духовенству своему окружное наставление О предостережении от пьянства, увещание к непразднословию, братолюбию, прощению обид, к достойному приготовлению себя на священнослужение, к надлежащему продолжению оного, к внимательному чтению Евангелия и Посланий, к прилежному исповеданию грешных, к утешению в болезни лежащих и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По прибытии императрицы в монастырь мощи святителя Димитрия подняты были архиереями и архимандритами для обнесения их кругом церкви, и когда они были вынесены из церкви, то императрица, учиня им земное поклонение, присоединилась к архиереям с своим генералитетом и несла их с последними своею особою около всей церкви. По внесении в церковь мощи положены вновопостроенную серебряную раку (которая была поставлена на месте прежней кирпичной), после чего совершена была литургия, закончившаяся молебном святителю Димитрию с пушечною пальбой, см. запись о приезде императрицы в Ростов для переложения мощей, напечатанную в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1876-го года, 47-й стр. 371, и указанную выше статью Титова, а также Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках, Спб.,  1849, стр. 58. 386 Указ Синода от 1-го Декабря 1804-го года, в котором содержится все, переданное нами, – в Собрании законов, т. XXVIII, 21.540, стр. 724. 387 Начатое в предшествующем 1831-м году и не оконченное ко времени открытия мощей исправление ветхостей Благовещенского собора, в котором погребен был святитель, сделало необходимым перенесение мощей на время в другой собор -Архангельский. Это перенесение мощей из одного собора в другой, последовавшее непосредственно за их вознесением из могилы, быв совершено при участии всего городского духовенства, которое пришло в собор крестными ходами с церковными хоругвями, св. крестом и св. иконами, в присутствии около 50-ти тысяч народа, собравшегося из разных губерний, представляло собою торжественнейшее зрелище. 388 См. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлеченное из актов и донесений, имеющихся в святейшем Синоде, напечатанное по определению святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в типографии святейшего Синода. 1833 года, а также Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского (при котором имела место канонизация свят. Митрофана), Н. Савостьянова, Спб. 1852, стр. 50 sqq. – В 1836-м году при Благовещенском соборе, в котором покоятся мощи святителя Митрофана, учрежден монастырь, с наименованием его Митрофановым Благовещенским, и с тем, чтобы настоятелем его был епархиальный архиерей, см. сейчас указанную книгу Савостьянова, стр. 80. 389 Переведенного из Киева в Санкт-Петербург 1-го Июля 1860-го года (скончавшегося 7-го Сентября 1892-го года). 391 Указ св. Синода напечатан в Июльской книжке Православного Обозрения за 1861-й год, а описание торжества открытия мощей в Сентябрьской книжке Православного Обозрения за тот же год. 392 См. Описание Тотемского Сиасо-Суморина монастыря преподобного Феодосия, изданное архим. Нафанаилом. М. 1850, стр. 36, прим. 6, и стр. 515 и 518. 393 Донесение членов Консистории о произведенном ими свидетельствовании мы печатаем ниже, в приложениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010