Э. Некоторые подробности канонизации св. Митрофана Воронежского по мат-лам РГИА//Макариевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 254-256). Однако столь характерный для святительской иконографии атрибут, как Евангелие, практически не встречается на иконах М. Свт. Митрофан Воронежский и прп. Макарий Унженский с Макариевской иконой Божией Матери и видом мон-ря. Икона. 3-я четв. XIX в. (частное собрание) Свт. Митрофан Воронежский и прп. Макарий Унженский с Макариевской иконой Божией Матери и видом мон-ря. Икона. 3-я четв. XIX в. (частное собрание) В наст. время известны единичные образцы изображения святителя до канонизации. На одном из них, написанном в масляной технике на картоне между 1830 и 1832 гг. (после появления работы Шевцова и до торжеств открытия мощей), М.- без нимба, вполоборота влево на темном фоне, возле верхнего края светлая надпись: «Порт[рет] Преосвященнейш[аго] е[пи]скопа Митрофана Воронежск[аго,] в с[х]им[о]н[асех] М[а]кария, скончавшагося 173 года нояб[ря 23]» (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве; см.: Зеленина. 2009. С. 150-151, 156-157. Ил. 125). На небольшом портрете-иконе того же времени (Егорьевский ист.-худож. музей; см.: Там же. С. 152, 156-157. Ил. 126) святой представлен в рост в таком же облачении: в схиме и архиерейской мантии (со светлыми скрижалями и расположенными по диагонали охристыми крестами), голова покрыта куколем. В надписи нет указания на чин святости: «Преосвященный Митрофанъ 1-й Епископъ Bopoheжckiй въ [схиме] Makapiй». Образ исполнен на металле и предназначался для дома или кельи. На обоих памятниках М. изображен с узнаваемыми индивидуальными чертами лица: короткая седая борода, широкие скулы и лоб, сведенные к переносице брови, глубокие морщины на лбу, суровое, даже грозное выражение лица. Портретный характер образа безусловно подтверждает воронежское происхождение произведений. Изображенный здесь и на многих иконах архиерейский жезл с характерным крупным навершием, без сулока, по преданию, принадлежавший святому, хранился в ризнице Благовещенского монастыря: «Посох святителя Митрофана, медный, вызолоченный, витой, яблоки и глава обложены прорезным серебром», в верхнем завершении впереди - ростовое изображение Спасителя, сзади - Распятие Христово (Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Здание Благовещенского собора пережило своего создателя, но ненадолго: через 14 лет после кончины святителя Митрофана оно стало рушиться, сказались близость соседних оврагов и, видимо, недостаточная прочность фундамента. По стенам поползли трещины, и было решено строить новый храм. Основа уже имелась, и собор начали возрождать уже в 1718 году, при митрополите Пахомии (Шпаковском). Работы полностью завершились в 1735-м, а 9 ноября этого года вновь остроенный кафедральный собор освятил епископ Воронежский Иоаким (Струков). Под полами собора решено было создать усыпальницу воронежских архипастырей. В числе первых сюда перенесли останки святителя Митрофана - " в правое крыло собора близ самой южной стены в вышнем первом месте, к углу " . Уже тогда многие очевидцы отмечали, что останки воронежского первопрестольника совсем не были затронуты тлением. Забегая вперёд отметим, что храм был закрыт в советское время (1929) безбожными властями в скором времени после того, как оттуда кощунственно изъяли бренные мощи святителя. Девятнадцатое столетие стало порой процветания кафедрального собора, в течение которой он достраивался и украшался. В 1828 году закончилось строительство почти 75-метровой колокольни. А три года спустя, едва лишь пригрело весеннее солнышко, в храмовом ансамбле собора начался основательный ремонт. Памятуя о прошлых разрушениях, строители первым делом стали проверять прочность фундамента, после чего принялись перестилать полы. Во время работ, уже летом, рабочие добрались до склепа святителя Митрофана и обнаружили, что крышка домовины разрушилась, а мощи праведника остались нетленными. Необходимо было перенести их на время ремонта в Архангельский собор, и 6 августа 1832 года, в церковный праздник Преображения господня, при огромном стечении народа было совершено открытие и перенесение в другой храм мощей епископа Воронежского. Очевидцы утверждали, что к Благовещенскому собору в тот день пришли почти 50 000 человек. Обновлённый и похорошевший, кафедральный собор Воронежа уже на следующий год вновь открыл свои двери.

http://sobory.ru/article/?object=49675

2333. Слово в день освящения церкви. 1857. II. 173. Преосв. Евгения, епископа курского 2334. Слово на освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 1829. XXXVI. 77. 2335. Слово на освящение храма в Богородицко-Глинской пустыни. 1833. I. 344. Преосв. Евлампия, епископа екатеринбургского 2336. Слово по освящении Крестовой церкви архиерейского дома. 1836. II. 91. Преосв. Иакова, епископа саратовского 2337. Слово при освящении саратовской Единоверческой церкви. 1842. IV. 139. Преосв. Иннокентия, архиепископа харьковского 2338. Слово при заложении храма на новом кладбище харьковском. 1845. III. 424. Преосвященного Антония, архиепископа воронежского 2339. Слово на открытие воронежского благовещенского Митрофанова монастыря. 1847. IV. 65. 2340. Слово на освящение новоустроенного храма во имя св. Митрофана. 1847. IV. 390. Преосв. Агапита, члена московской синодальной конторы 2341. Слово по случаю освящения в 8-й день сентября и 1846 года по Высочайшей воле устроенного придела в память рождения Его Императорского Высочества, В. Кн. Николая Александровича, в большой церкви Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря. 1846. IV. 287. Преосв. Нафанаила, епископа псковского и лифляндского 2342. Слово при освящении псковской Богоявленской церкви. 1850. I. 375. Преосв. Гедеона, архиепископа полтавского и переяславского 2343. Поучение при обновлении храма, в котором Петр I приносил Господу Богу благодание за дарованную победу над Шведами. 1848. II. 34. Преосв. Илиодора, архиепископа курского 2344.       Слово по освящении трехсвятительского храма при курском архиерейском доме. 1851. II. 412. Преосв. Елпидифора, епископа вятского 2345. Поучение по освящении теплого храма на городском вятском кладбище, устроенного одним благотворительным семейством. 1855. I. 102. 2346. Поучение по освящении храма в сиротском доме, устроенном и содержимом на иждивении одного помещика. 1854. II. 347. Преосв. Нила, архиепископа ярославского и ростовского 2347. Речь, произнесенная в бытность его архиепископом иркутским, по заложении в Иркутске церкви и дома Института восточной Сибири, для воспитании девиц. 1858. II. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В наше время останки архиепископа были перезахоронены в общей могиле воронежских архипастырей на кладбище Алексеево-Акатова монастыря, а на юбилейном Архирейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. В том же 1919 году советские власти решили захватить Митрофановскую обитель. Первым делом большевики ворвались в Благовещенский собор прямо во время службы и принялись кощунственно глумиться над мощами святого Митрофана, подняв их на ружейные штыки. Спешно организовав " акт вскрытия " , они объявили святые мощи поддельными, а сам монастырь - оплотом окопавшихся в нём контрреволюционных сил, который надлежит немедленно закрыть. В обители был спешно развёрнут концлагерь, при этом богослужения в монастырских храмах не прекратились. Сюда стали поступать заключённые, три сотни которых были размещены в монастырских кельях и различных хозяйственных постройках. Чтобы узники не сидели без дела, здесь организовали мастерские - слесарную, гравёрную, сапожную и портняжную. В Благовещенском и Архангельском соборах продолжались службы, а когда в 1922 году идеологи большевизма инициировали в России раскол её Православной Церкви, Благовещенский собор Воронежа, как главный городской храм был назначен оплотом местного обновленчества. Концентрационный лагерь действовал на территории Митрофановской обители вплоть до 1923 года. А шесть лет спустя городские власти упразднили монастырь и запретили все богослужения в Воронеже. Официальная формулировка причин закрытия Благовещенского собора была обтекаема и расплывчата - " на нужды социалистического строительства " . Следующим шагом облеченных властью безбожников стала передача святых мощей первого епископа Воронежского в городской краеведческий музей. После этого на площади у закрытых дверей Благовещенского собора были устроены кощунственные " народные гулянья " с песнями и плясками под целых пять городских оркестров, грамогласно исполнявших революционную музыку победившего пролетариата. Здание Благовещенского храм передают в распоряжение городского ломбарда, но уже летом 1930 года горсовет отменил это решение и стал вынашивать планы размещения на всей территории закрытого Митрофановского монастыря Фтизиатрического института.

http://sobory.ru/article/?object=49675

19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чекаными позолочеными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка, бархата и материала уже вышедшего из употребления. Многие из облачений вышиты золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших. Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца». С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь. Комментарии Всего комментариев: 11 2020/08/22, 19:56:33 Святитель Митрофане моли Бога о здравии душевном и телесном р.Б. Артемия, Кирилла, Ольги, Веры. р.Б.Вера 2013/08/28, 13:53:24 Св. Митрофане, моли Бога о нас грешных. 2013/08/27, 06:06:52 Святителю отче Митрофане моли Бога о нас! И за моего сына болящего младенца Глеба особенно прошу молитв! Умоли Господа направить его на путь христианской веры! Любить и служить Богу всем сердцем!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1581

Нередко это исполняется и в земном плане. Очень скоро за благочестие и смирение отец Митрофан, вопреки своему желанию, был возведен в игумены Яхромской обители. Во время настоятельства в Унженском Костромском монастыре он построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм вновь в честь Благовещения. Очевидно, с этим праздником, по дару благодати, у него была постоянная сокровенная связь. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет — до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь. Пройдя по жизни царским смиренным путем, святитель Митрофан как бы зримо являет нам одну из основополагающих истин, заповеданных святыми отцами: «Самое главное в богословии и в духовной жизни — чувство равновесия». Это есть дар рассудительности, обретаемый смирением. Известно, что святитель был свидетелем бунта старообрядцев, и явился строгим обличителем раскола и ревности не по разуму. И во всей своей архипастырской деятельности он неизменно противостоял ложному благочестию, питаемому гордыней. Особую страницу в жизни святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром Первым. Он решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого царя — в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом. Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй.

http://moral.ru/st-mitrophan/

Имеется в виду Успенский Княгинин девичий монастырь во Владимире, основанный в 1200-м году великой княгиней Марией Шварновной, женой князя Всеволода Большое Гнездо. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6225, л. 133–133 об. Подлинник. Рукопись Там же, л. 138–139. Подлинник. Рукопись Саввино-Сторожевский мужской монастырь, основан в конце XIV в. на горе Сторожи у речки Сторожки, впадающей в реку Москву, монахом Саввой. В 1919 г. закрыт, на территории монастыря расположился Звенигородский историко-художественный и архитектурный музей. В 1941 г. во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол, изображенный на гербе Звенигорода. В 1990-х гг. возвращен Русской Православной Церкви. В 1995 г. получил статус ставропигиального. Николай Леонидович Муравьев (1866–1940 гг.), граф, губернатор, сенатор. Занимал посты: Томского (1899–1901 гг.), Вологодского (1901–1902 гг.), Таврического (1902–-1907 гг.), Рязанского (1907–1908 гг.) вице-губернаторов. В октябре 1908 г. назначен Полтавским губернатором, с февраля 1913 г. – московский губернатор. После революции 1917 г. эмигрировал в Бельгию. Алексей Васильевич Олсуфьев (1831–1915 гг.), граф. С 1896 г. состоял при великом герцоге Гессенском Эрнсте–Людвиге. Генерал от кавалерии, почетный опекун Московского присутствия опекунского совета Учреждений императрицы Марии. Владелец имения Ершово близ Звенигорода. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 227–228 об. Подлинник. Рукопись Благовещенский Митрофанов монастырь, основан в 1836 г. на основе архиерейского подворья после канонизации в 1832 г. 1-го воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, на конце Ново-Московской улицы. В 1929 г. закрыт, рака мощей свт. Митрофана передана в музей. В 1950 г. в связи со строительством здания Воронежского государственного университета все монастырские постройки были снесены. Тихон (Никаноров; 30 января 1955 г. – 9 января 1919 г.), 2 февраля 1892 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 20 августа 1899 г. епископ Полоцкий Витебский, с 4 тюня 1902 г. епископ Пензенский и Саранский, с 25 июля 1907 на покое в Новоиерусалимском монастыре в должности настоятеля. С 25 июня 1912 г. епископ Калужский и Боровский, с 13 мая 1913 г. архиепископ Воронежский и Задонский. Участник Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. Убит в Воронеже. 20 августа 2000 г. канонизирован.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В первые годы существования собора не хватало средств на свечи, ладан и церковное вино, подаяния были незначительными. Святитель Митрофан обратился с просьбой к государю о финансировании текущих нужд. Царской грамотой из «Воронежских таможенных доходов» велено было выдавать «в вечные времена» каждый год «без умаления» по 5 пудов воску на свечи и по 5 рублей на вино и ладан. В 1690 году между купцом Воронежа Федотом Аникеевым и церковью возник спор из-за того, что его лавка перегораживала прямой выход из нового каменного Благовещенского собора. Лавку требовали снести, но купец на это не соглашался. При этом 27 февраля 1690 года был нарисован план Воронежа того времени. Несмотря на то, что масштаб на чертеже не выдержан, можно рассмотреть существовавшие тогда слободы, крепость, дороги из неё, церкви и некоторые здания. Автор этого ценного исторического документа не известен. 25 марта 1696 года Петр I, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, присутствовал за Литургией, которую совершал Святитель Митрофан в Благовещенском кафедральном соборе. На правом клиросе пели певчие царя. 12 апреля того же года Петр Великий слушал здесь Пасхальную утреню. Когда начали Пасхальный канон, по приказу государя был произведен пушечный залп с судов флота. Государь пожаловал епископу Воронежскому два архиерейских облачения: белой «камчатое» с «золотными» травами и «золотое» с серебряными и шелковыми разноцветными травами. Вскоре Благовещенский собор стал любимым храмом жителей и гостей Воронежа. Но спустя 14 лет после смерти Святителя Митрофана (1717 год) храм обрушился от близости рвов из-за нетвердости фундамента. Собор начал рушиться и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Его освятил 9 ноября епископ Воронежский Иоаким (Струков). Тело Святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора близ самой южной стены в вышнем первом месте, к углу». Именно тогда было замечено, что тело Святителя не тронуто тленом.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Архипастырь принимал многочисленных посетителей города Воронежа как личных гостей святителя Митрофана, говоря: “…Я — только последний его служка”. Владыка Антоний никого не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из творений святых Отцов, “Алфавита духовного”. Всех он внимательно выслушивал, каждому давал духовные советы и наставления. Получая по несколько десятков писем в день со всех концов России как от простых людей, так и от известных особ, прочитывал их и по возможности удовлетворял просьбы. Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых Отцов. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской Духовной семинарии. Наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. При личном отеческом окормлении архиепископа Антония семинария воспитала многих известных ученых, общественных деятелей и архиереев. Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, с детства пребывавшего в храме и имевшего искреннюю любовь к богослужению, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской Лавры и на воронежской земле. Во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого поста, а в Благовещенском Митрофановском монастыре — еженедельное соборное чтение по субботам акафиста Божией Матери, а по четвергам — акафиста святителю Митрофану; последнее было возобновлено Высокопреосвященнейшим митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и во всех приходах епархии. В 1832 году Преосвященный Антоний издал указ по епархии повсеместно “вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого”. В 1842 году при непосредственном содействии святителя Антония к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010