В последний раз перед открытием монастыря перестройки в соборе были осуществлены в начале 1830-х годов при преосвященном Антонии II (Смирницком). Устроили новую кровлю, позолотили главы. При замене пола 11 декабря 1831 года обнаружили тело епископа Митрофана. В связи с подготовкой к открытию святых мощей начались обширные работы по украшению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по рисунку архитектора Осипа Бове. На четыре особо ценимые иконы в Москве заказали позолоченные чеканной работы ризы, стоившие более тридцати двух тысяч рублей. В конце 1833 года в соборе был учрежден придел во имя святого Митрофана. «Усердием» местного купечества на московском заводе Полтавцева заказана рака для мощей святителя весом в 35 пудов, из которых серебра 9 пудов 34 фунта. Благовещенский собор до 1840 года не отапливался, был летним. Епископ Тихон I (Соколов) решил возвести собор для богослужения в зимнее время. Имя ему решено было дать в честь архангела Михаила (во времена Митрофана существовал такой придел, где он завещал похоронить себя). В августе 1764 года владыка (позже он был канонизирован как святитель Тихон Задонский) обратился к мирянам с просьбой о пожертвованиях на возведение Архангельской церкви. Весной 1765 года храм был заложен и два года спустя построен, освящен уже новым епископом, Тихоном II (Якубовским), 30 декабря 1768 года. Строительство Архангельского собора вел «искусный в каменном деле» монах Мельхиседек (1731-1788). В 1832 году в этом храме был устроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, упраздненный через полвека. С августа 1832 по июнь 1833 года в зимнем соборе временно пребывали мощи святителя Митрофана Воронежского. Появление на архиерейском подворье прекрасных в архитектурном отношении зданий, ставших потом украшением монастыря, связано с именем зодчего Джакомо Кваренги (1745-1817). Эта страница строительной истории Воронежа два десятилетия назад была раскрыта воронежским архитектором В.А. Митиным и московским искусствоведом А.Ф. Крашенинниковым, мне остается лишь повторить их основные выводы.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Воронеже предлагается снести корпус университета и восстановить Благовещенский Митрофановский монастырь 17.06.2015 В Воронежском государственном архитектурно-строительном университете 18 июня 2012 года состоялась защита дипломной работы на тему " Воссоздание Митрофановского монастыря в г. Воронеж " , в которой по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия принял участие консультант по семейному воцерковлению при Управлении ЗАГС Воронежской области священник Кирилл Даниличев. Научный руководитель проекта - Е. М. Барсуков. Проектом предусматривается воссоздание одной из православных святынь России - кафедрального Митрофанова Благовещенского монастыря в Воронеже. Своим названием монастырь обязан одному из самых почитаемых русских святых - первому воронежскому епископу Митрофану , и главному храму (одному из первых на воронежской земле), посвященному Благовещению Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе в 1703 году. В 1832 г. его мощи, обретенные нетленными, открыли для всеобщего поклонения. Митрофановский монастырь на протяжении длительного периода времени был не только духовным центром Воронежа, но и главным украшением города. Учрежденный Царским Указом по представлению Синода в 1836 году, монастырь представлял собой комплекс зданий и сооружений, составлявших единый архитектурный ансамбль, сформированный в конце XVIII – начале XIX века, и включавший в себя Благовещенский собор, архиерейское подворье, колокольню и ряд других построек. Располагался он на крутом берегу реки Воронеж, на месте бывшей воронежской крепости, утратившей со временем свое оборонное значение. Святыня в послереволюционные годы подверглась сначала осквернению, а затем, в 1950-е годы – полному уничтожению. На ее месте возведен корпус Воронежского государственного университета. Проектом предусматривается снос всех чужеродных строений, расположенных ныне на священном месте, с размещением корпуса ВГУ на новой площадке в составе единого университетского комплекса, претендующего на роль федерального университета.

http://drevo-info.ru/news/19046.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОРОНЕЖСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Воронежская духовная семинария, 2016 год. Фото с сайта Воронежской епархии Первые попытки создать школу для воспитания и обучения священно- и церковнослужителей в Воронежской епархии предпринимались с 1731 года, но из-за нехватки средств и преподавателей, они не увенчались успехом. Были открыты лишь латинские классы в 1732 году. Только 31 мая 1745 года по указу епископа Воронежского Феофилакта была учреждена Воронежская духовная семинария. Она располагалась в здании колокольни Благовещенского собора Митрофанова монастыря (на месте нынешнего главного корпуса ВГУ). В семинарию принимали детей духовенства с 15-17 лет. Обучение было шестигодичным. В то время система семинарского образования подражала западным - католическим и протестантским - образцам. Поэтому в семинарии усиленно изучался латинский язык и использовались западные учебники. Родители с неохотой отдавали своих детей в семинарию, укрывали их, несмотря на большие штрафы, поскольку не понимали пользу образования, опасались " латинского " влияния и не хотели расставаться с детьми на 6 лет (каникул в семинарии сначала не было вовсе). Жесткая дисциплина, которой отличались все семинарии в XVIII - нач. XIX вв., насаждение латинского языка, приводили к тому, что ученики нередко бежали из семинарии. Поэтому Воронежские архиереи постепенно шли на смягчение и улучшение быта и учебы семинаристов. Были введены каникулы, поощрительные вознаграждения, построено особое здание для семинарии (в 1747 г.). Но материальные трудности и недоверие духовенства привели к временному закрытию семинарии при еп. Иоанникии (Павлуцком) . Воссоздал семинарию в 1763 году святитель Тихон Задонский , подвижник и " охотник до наук и любивший ученых " . Он лично руководил семинарией, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами и молитвами свт. Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги.

http://drevo-info.ru/articles/462.html

Своим названием обитель обязана имени первого воронежского епископа Митрофана (1623-1703), отсюда и правильное величание монастыряМитрофановский, а не Митрофаньевский... Тело покойного епископа было похоронено в Благовещенском соборе, во время ремонтов останки не раз переносились, наконец, 11 декабря 1831 года во время замены пола они были обретены как нетленные мощи. 6 августа 1832 года в присутствии члена Святейшего Синода архиепископа Тверского Григория (Постникова) мощи Митрофана были торжественно открыты для всеобщего поклонения, а сам он причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Полтора месяца спустя Воронеж посетил император Николай I с супругой, благоговейно почтивший явленную святыню. Были составлены житие, служба и акафист чудотворцу Митрофану, освящены в епархии храмы и приделы, ему посвященные. Два года спустя архиепископ Антоний II обратился в Святейший Синод с предложением об учреждении в Воронеже нового монастыря: «По открытию святых мощей новоявленного Воронежского святителя и чудотворца Митрофана, для вящего хранения сей святыни, по великому стечению богомольцев со всей России, и для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских, весьма бы полезно устроить монастырь, где опочивают Св. мощи». Владыка предложил включить в состав монастыря Архангельский и Благовещенский соборы и подворье епископа со всеми строениями. Подобную же бумагу, со своей стороны, направил в Министерство внутренних дел губернатор Дмитрий Бегичев. Синод представил императору свои предложения, которые были высочайше одобрены 1 августа 1836 года. Один из пунктов царского указа гласил: «Учредить при нынешнем Благовещенском соборе мужской монастырь. Монастырю сему быть первоклассным и именоваться кафедральным Митрофановым Благовещенским монастырем; а настоятеля иметь в особе епархиального архиерея». Штат утверждался в количестве 33 человек, на их содержание отпускалось тысяча триста пятьдесят три рубля, вместе с церковными нуждами по смете — три тысячи триста двадцать восемь рублей.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Благовещенский кафедральный собор (Воронеж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский – так назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета. Содержание История [ править править код ] Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года 536 Воронежскому епархиальному управлению выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора – в память о трех крупнейших и красивейших соборах города, безжалостно уничтоженных богоборческой властью, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве. Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона. Архитектурный проект выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества. Собор имеет мощный стилобат, по объему частично совпадающий с криптой – нижним храмом; колоссальный двусветный объем основного подкупольного, верхнего храма, сохраняющего крестообразный план; высокую колокольню с плоским греческим куполом и пять луковичных завершений. Особенности стиля ясно проявились и во внешнем облике фасада, и в интерьере основного храма. Благовещенский кафедральный собор в ВоронежеИконостас решен несколько архаично и одновременно конструктивно: имея всего три ряда и высоту, оставляющий открытой половину центральной конхи, он выглядит впечатляюще и величественно. В местном ряду иконостаса – святые, наиболее почитаемые в Воронежской епархии. Царские врата представляют собой глубокий полукруглый портал, украшенный сплошной резьбой и крупными пластинами памирского лазурита; в центре каждой пластины закреплена позолоченная ажурная накладка с растительным узором. Клейма Царских врат также решены нетрадиционно, в духе южноевропейских храмов рубежа тысячелетий: полнофигурное Благовещение и в нижнем регистре – евангелисты попарно. Авторы иконостаса – настоятель Благовещенского кафедрального собора Воронежской и Борисоглебской епархии – архимандрит Андрей (Тарасов) и Свято-Троицкое братство (мастерские города Щигры, Курская епархия).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

30 июня 1879 г. по ходатайству архиеп. Серафима епископом Острогожским был назначен архимандрит воронежского Митрофанова мон-ря Филарет (Косинский), служивший в Воронеже с 1865 г. Его архиерейская хиротония состоялась 11 июля 1879 г. в С.-Петербурге. 24 сент. 1880 г. еп. Филарет умер в Воронеже в возрасте 44 лет. 21 нояб. 1880 г. на должность епископа Острогожского определен настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря архим. Кирилл (Орлов) , находившийся в это время на чреде священнослужения в столице. Он прибыл в Воронеж вскоре после архиерейской хиротонии, состоявшейся 14 дек. 1880 г. в С.-Петербурге. 6 февр. 1881 г. в Благовещенском соборе служил панихиду по Ф. М. Достоевскому . 24 апр. 1882 г. еп. Кирилл назначен на Чебоксарскую викарную кафедру Казанской епархии, 26 мая покинул Воронеж. 12 июня 1882 г. епископом Острогожским и настоятелем Акатова мон-ря назначен настоятель московского Знаменского мон-ря архим. Макарий (Троицкий); 8 июля состоялась его архиерейская хиротония. 24 окт. 1882 г. совместно с архиеп. Серафимом еп. Макарий освятил новое здание Воронежского ДУ; 3 февр. 1883 г. викарий в сослужении городского духовенства освятил в том же уч-ще домовую Трехсвятительскую ц. С сер. 80-х гг. XIX в. из-за болезни архиеп. Серафима еп. Макарий временно управлял епархией. В янв. 1885 г. он открыл в Воронеже братство во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 26 апр. 1886 г. Острогожский викарий возглавил отпевание архиеп. Серафима. 1 мая того же года еп. Макарий определен на Оренбургскую кафедру. Дождавшись приезда в Воронеж нового главы епархии, еп. Вениамина (Смирнова), 3 июня 1886 г. еп. Макарий выехал в Оренбург. Во 2-й пол. 1886 - нач. 1887 г. О. в. не замещалось. 24 апр. 1887 г. на эту вакансию переведен викарий Подольской епархии еп. Балтский Анатолий (Станкевич); в Воронеж он прибыл в нач. лета. В 1889 г. еп. Анатолий награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 12 июня 1890 г. он назначен епископом Уманским, викарием Киевской епархии; 10 авг. выехал из Воронежа в Киев. После этого назначений на О. в. не было около года.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

6 мая 1788 г. И. был назначен епископом Воронежским, хиротония состоялась 29 июня того же года в соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в присутствии имп. Екатерины II. 10 сент. 1788 г. прибыл в Воронежскую губ. и первоначально остановился в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона, 17 сент. торжественно въехал в Воронеж и совершил богослужение в кафедральном Благовещенском соборе. Завершил обширные работы на архиерейском подворье, начатые при Воронежском еп. Тихоне (Малинине) . В 1789 г. был устроен иконостас для крестовой церкви (на верхнем ярусе архиерейских покоев), к-рую И. освятил во имя Св. Софии Премудрости Божией. 31 марта 1793 г. предписал начать строительство колокольни при Благовещенском соборе. В 1790 г. назначил префектом Воронежской ДС и заведующим семинарской б-кой Е. А. Болховитинова (впосл. Киевский митр. Евгений ), с целью пополнения б-ки неоднократно посылал его в Москву. Для замещения семинарских вакансий приглашал преподавателей из Александро-Невской ДС. И. изменил установившуюся в учебных заведениях систему распределения нагрузки преподавательского состава, назначая молодых, но способных учителей сразу в старшие классы. Пользовался авторитетом у воронежской паствы как талантливый проповедник. За время пребывания на кафедре написал и произнес ок. 100 поучений. Болховитинов восстановил некоторые тексты его поучений по черновым рукописям и издал их в 1799 г. Похоронен в Благовещенском соборе (с 1836 на территории Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря ) Воронежа. Собор был разрушен в 50-х гг. XX в., могила не сохранилась. По завещанию И. его б-ка была пожертвована в Славяно-греко-латинскую академию, Александро-Невскую, Рязанскую и Воронежскую семинарии. Часть книг епископ передал ректору Воронежской ДС архим. Амвросию (Келембету ; впосл. архиепископ Тобольский) и Болховитинову. Вопрос об исполнении завещания, о распределении оставшихся книг в указанные учебные заведения и о др. имуществе И. обсуждался Синодом до кон. 1795 г. В отделе редких книг НБ Воронежского гос. ун-та выявлена книга из его собрания.

http://pravenc.ru/text/468749.html

31 А. А. Павлов – хороший знакомый князя Сергия по Петербургу, где он служил в Синоде, занимая должность чиновника при обер-прокуроре. По своим воззрениям Павлов примыкал к защитникам интересов Церкви и был сторонником архимандрита Фотия. Павлов умер в 1865 году и погребен в Александро-Невской Лавре (Русский архив. 1332–1333. 1868). 32 В 1836 году Благовещенский собор, в котором обретены были нетленными мощи святого Митрофана, обращен в монастырь, называемый теперь Митрофановым Благовещенским кафедральным монастырем, потому что в нем в настоящее время имеют свое местопребывание Воронежские архиепископы. 33 Отсюда мы видим, что «Сказание о житии, обретении и открытии честных мощей святого Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского», напечатанное по определению Святого Синода в Москве в 1838 году, принадлежит перу о. Аникиты. Акафист святому Митрофану написан также, по поручению преосвященного Антония Воронежского, другим братом о. Аникиты, князем Платоном Александровичем Ширинским-Шихматовым (см.: Елагин Н.В. Очерк жизни князя Платона Ширинского-Шихматова. СПб., 1855). 34 Эта икона святого Митрофана отдана впоследствии о. Аникитой в Ильинский скит на Афоне, где она находится и по настоящее время (Русский общежительный скит Святого пророка Илии на Святой Афонской Горе. Одесса, 1883. С. 36). 35 Николаевский белгородский монастырь основан в 1599 году; по штатам 1764 года причислен к третьему классу, а в 1833 году – перечислен во второй класс. По Строеву, в 1834–1835 годах архимандритом Николаевского монастыря был Игнатий ( Строев П.М. Списки иерархов… С. 644–645). 36 Иосаф (Горленко), епископ Белгородский, хиротонисан был 2 июня 1748 года из наместников Троице-Сергиевой Лавры, скончался 10 декабря 1754 года. Спустя два года после погребения святителя Иосафа тело его оказалось нетленным, таким оно остается и доныне; неповрежденными сохраняются и священные одежды и самый гроб святителя Иосафа (Житие Иосафа Горленко/Странник. 1865 г. Август). 37 Второклассный Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве основан около 1650 года; архимандрит Гавриил управлял монастырем с 1825 по 1840 года ( Строев П.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еп. Иринарх прибыл в Воронеж в нач. нояб. 1841 г. В течение месяца он служил почти каждый день в Благовещенском соборе Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и совершал множество священнических и диаконских хиротоний ставленников, к-рых из-за болезни не мог ранее рукоположить архиеп. свт. Антоний. 12 янв. 1842 г. еп. Иринарх переведен на самостоятельную кафедру в Вологду. 27 янв. того же года викарным епископом Острогожским назначен ректор Воронежской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов ; впосл. архиепископ). На служившего в Воронежской епархии с 1837 г. архим. Елпидифора как на кандидата в Острогожские епископы указал хорошо знавший его архиеп. свт. Антоний. Архиерейская хиротония архим. Елпидифора состоялась 2 февр. 1842 г. в С.-Петербурге. Новый Острогожский епископ продолжал уделять много внимания деятельности Воронежской ДС, особенно во время болезни его преемника на посту ректора, архим. Стефана (Зелятрова). Воронежский архиеп. свт. Антоний намеревался поручить еп. Елпидифору управление семинарией, о чем ходатайствовал перед Синодом, однако последний не удовлетворил эту просьбу ( Никольский. 2011. С. 259-260). Острогожский архиерей освящал храмы, в летнее время объезжал нек-рые благочиния епархии. Накануне своей кончины архиеп. свт. Антоний († 20 дек. 1846) передал ему все дела по управлению Воронежской епархией. 27 дек. того же года еп. Елпидифор участвовал в погребении архиеп. свт. Антония. 16 февр. 1847 г. викарий в Митрофановом мон-ре встречал нового Воронежского архиерея - архиеп. Игнатия (Семёнова) . 1 марта 1848 г. еп. Елпидифор был назначен на самостоятельную Харьковскую кафедру. 23 мая 1848 г. состоялась хиротония ректора СПбДС архим. Феогноста (Лебедева; впосл. архиепископ) во епископа Острогожского, ему было поручено управлять Акатовым мон-рем. Из-за длительного пребывания архиеп. Игнатия (Семёнова) в Синоде (с мая 1848) еп. Феогност самостоятельно ведал всеми делами епархии. С февр. по май 1850 г. он временно управлял Воронежской епархией (после кончины архиеп. Игнатия в С.-Петербурге) до прибытия к месту служения нового Воронежского архиеп. Парфения (Черткова). По состоянию здоровья архиеп. Парфений служил мало: 5 апр. 1851 г. у него случился инсульт, после чего временное управление епархией на несколько месяцев вновь было вверено еп. Феогносту. В письме архиеп. Парфения С.-Петербургскому митр. Никанору (Клементьевскому) от 18 дек. 1850 г. Воронежский архиерей характеризовал своего викария как «надежного помощника», который «весьма обстоятельно обозревал Воронежскую епархию», а также отмечал, что еп. Феогност «может вполне заменить местного архиерея». 13 июня 1852 г. еп. Феогност был переведен на самостоятельную Вологодскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

«Всемилостивейший Государь! Синод, всеподданнейше представляя о сем Вашему Императорскому Величеству, испрашивает на оное Высочайшего Вашего Величества указа». Доклад Святейшего Синода Государь Император Высочайше утвердил 1 июля 1824 года следующими словами: «Быть по сему» 30 . Монастыри, учрежденные в правление Императора Николая I В тридцатилетнее минувшее царствование Императора Николая I учреждено в 11 епархиях 13 новых православных обителей, из коих 3 мужских и 10 женских. Впрочем, период учреждения монастырей обнимает собой только последние 20 лет царствования, так как первый монастырь,– Митрофаниев-Благовещенский был учрежден только в 1836 году. VIII. Митрофаниев-Благовещенский в г. Воронеже Воронежской епархии (1 августа 1836 г.) В 1831 году, преосвященный Воронежский вошел в Святейший Синод докладом, в котором, между прочим, изъяснял: «что, по открыли Святых мощей новоявленного Воронежского Святителя и Чудотворца Митрофана для вящшего охранения сей святыни по великому стечению богомольцев со всей России и для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, весьма бы полезно было устроить монастырь, где опочивают свв. мощи». Для сокращения расходов по устройству обители преосвященный предлагал состоявший в Воронеже второклассный мужской Акатов монастырь 31 , как неуместно расположенный и, притом, значительно обветшавший, – причислить с окладом его и со всеми принадлежавшими ему угодьями к предполагаемому Митрофанову монастырю. Помещение монашествующими вновь созидаемой обители преосвященный находил возможность дать в зданиях, занимаемых консисторией и духовными училищами. Святейший Синод «по довольном о сем предмете рассуждении, положил: поднести Его Императорскому Величеству от Синода всеподданнейший доклад, следующего содержания: «с того времени, когда Господь Бог благоизволил прославить Угодника своего, Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, тамошний кафедральный Благовещенский собор соделался местом беспрерывного собрания благочестивых посетителей, верующих чудесным явлениям силы Божией, – сюда стекаются во множестве почти из всех областей импорт всякая состоянии люди: одни воздать хвалу Богу дивному во Святых своих, другие, страждущие различными болезнями, с надеждой снискать здесь уврачевание своих недугов, и ложе Праведного потребовало окрест себя более приличного устройства в духовном чине, большей важности и благолепия в богослужении».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010